Научная статья на тему 'Учет резервов на оплату отпусков: бухгалтерский и налоговый аспект'

Учет резервов на оплату отпусков: бухгалтерский и налоговый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ / ESTIMATED RESERVES / РЕЗЕРВ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ОТПУСКОВ / RESERVE OF FORTHCOMING EXPENSES FOR PAYMENT OF VACATIONS / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / TAX ACCOUNTING / ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ / POSITION ON ACCOUNTING / ОЦЕНОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ESTIMATED LIABILITIES / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / INSURANCE PREMIUMS / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / SALARY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравицкая Н. К.

В данной статье рассмотрены вопросы учета резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, как оценочного обязательства, формирование которого предусмотрено Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010). Приведены расчеты по формированию сумм резервов на оплату отпусков в бухгалтерском и налоговом учете организации. Освещены вопросы отражения в системе счетов информации по начислению и использованию резервов на оплату отпусков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECORD OF RESERVES FOR PAYMENT OF VACATIONS: ACCOUNTING AND TAX ASPECT

His article discusses the accounting for reserves of future expenses for vacation payments, as an assessment obligation, the formation of which is provided for in the Accounting Regulation "Estimated Liabilities, Contingent Liabilities and Contingent Assets" (PBU 8/2010). The calculations are made on the formation of the amount of reserves for the payment of holidays in the accounting and tax accounting of the organization. Questions of reflection in the system of accounts of information on the accrual and use of reserves for payment of vacations are covered.

Текст научной работы на тему «Учет резервов на оплату отпусков: бухгалтерский и налоговый аспект»

УДК: 657

УЧЕТ РЕЗЕРВОВ НА ОПЛАТУ ОТПУСКОВ: БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ

АСПЕКТ

Муравицкая Н.К., к.э.н., профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), г. Москва,

Россия

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы учета резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, как оценочного обязательства, формирование которого предусмотрено Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010). Приведены расчеты по формированию сумм резервов на оплату отпусков в бухгалтерском и налоговом учете организации. Освещены вопросы отражения в системе счетов информации по начислению и использованию резервов на оплату отпусков.

Ключевые слова: оценочные резервы; резерв предстоящих расходов на оплату отпусков; бухгалтерский учет; налоговый учет; положение по бухгалтерскому учету; оценочные обязательства; страховые взносы; заработная плата.

Резервы в бухгалтерском учете представляют собой источники, характеризующие будущие расходы организации. В связи с реформированием российской системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и переходом на МСФО появились новые термины, используемые в международной практике учета и отчетности. С 2009 года определение «резервы» в методологии бухгалтерского учета применимо к оценочным обязательствам и оценочным значениям в связи с утверждением Министерством финансов двух новых Положений по бухгалтерскому учету. Обязанность признавать оценочные резервы предусмотрена Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) которое утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 13 декабря 2010 года № 167н (в ред. от 06.04.2018 № 57н). В соответствии с данным ПБУ оценочное обязательство - это существующее обязательство организации с неопределенной суммой погашения и (или) неопределенным сроком исполнения. Обязательством организации является её текущая обязанность в виде задолженности, возникающая из прошлых событий. Обязанность может возникнуть (п.4 ПБУ 8/2010) исходя из: а) норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров. Примером может служить

обязанность организаций предоставлять своим работникам ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст.114 ТК РФ, или согласно коллективному договору выплачивать работникам вознаграждения по итогам года за счет чистой прибыли; б) практических соображений (возникают в результате действий самой организации исходя из прошлой практики действий организации).

Создание резервов по оценочным обязательствам возможно при одновременном выполнении следующих условий:

- у организации в результате прошлых событий есть обязанность на отчетную дату, исполнения которой нет возможности избежать;

- имеется вероятность при погашении обязательства признать расходы;

- имеется возможность обоснования (оценка) затрат, которые возникнут при исполнении обязательства.

Признание оценочного обязательства в бухгалтерском учете влечет за собой признание расходов.

Самым распространенным оценочным обязательством, отражаемым в бухгалтерском учете, является резерв на оплату отпусков. Признание оценочных обязательств в частности предстоящих расходов на оплату отпусков является обязанностью организации, а не правом. К нарушителям применяются

соответствующие санкции на основании ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоП РФ.

Малые предприятия, у которых есть возможность не создавать резервы по оценочным обязательствам, свое решение об отказе использования правил ПБУ 8/2010 должны отразить в учетной политике, формируемой организацией в бухгалтерском учете.

Порядок определения размера отчислений в резерв и алгоритм расчетов в ПБУ 8/2010 отсутствует. В связи с этим в бухгалтерском учете организация создает резерв в сумме, отражающей максимально достоверную денежную оценку расходов, необходимых для погашения обязательства. Данная оценка производится организацией самостоятельно, но при этом должен составляться документ, подтверждающий сумму расхода, в форме оценочного обязательства. Это может быть справка бухгалтерии с приложенными оправдательными документами по начислению заработной платы, суммой расчетов по страховым взносам, графиком отпусков, приказами на отпуск и другими документами подтверждающими расчет и начисление фактической заработной платы.

В соответствии со статьей 114 и 116 ТК РФ организация обязана предоставлять ежегодно оплачиваемые основные и дополнительные отпуска с сохранением места работы сотрудника (должности) и среднего заработка. Продолжительность основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней, что составляет 2,33 дня за каждый отработанный месяц. Право на использование отпуска у работника за первый год работы возникает по истечении шести месяцев его непрерывной работы в организации. Очередность предоставления оплачиваемого отпуска определяется в соответствии с утвержденным графиком отпусков, являющимся обязательным для исполнения, как для работника, так и для работодателя.

Источником выплаты отпускных является создаваемый в организации резерв на оплату

отпусков. Создавая резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, организация тем самым обеспечивает заинтересованных пользователей информацией о величине обязательств (по оплате отпусков) имеющихся на отчетную дату в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Определять оценочное

обязательство необходимо на отчетную дату в соответствие с решением, закрепленном в учетной политике экономического субъекта.

В зависимости от вида создаваемого резерва (оценочного обязательства) сумма будет учитываться в составе расходов по обычному виду деятельности либо в составе прочих расходов.

Для отражения в бухгалтерском учете оценочных обязательств предусмотрен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Для учета каждого вида предстоящих расходов целесообразно в рабочем плане счетов организации предусмотреть соответствующие субсчета к счету 96 «Резервы предстоящих расходов»:

Субсчет 1 «Резерв на оплату отпусков»; Субсчет 2 «Резерв на гарантийный ремонт и обслуживание»;

Субсчет 3 «Резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год и выслугу лет» и прочее.

В бухгалтерском и налоговом учете начисленные отпускные относятся к расходам на оплату труда. Отличие состоит в том, что в бухгалтерском учете обязательным является формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в составе оценочных обязательств. В налоговом учете - создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков является не обязательным и формируется на основании принятой для целей налогообложения учетной политики. В налоговом учете правила формирования резерва для оплаты отпусков подробно изложены в ст.324.1 Налогового Кодекса РФ, в. отличии от нормативных документов по бухгалтерскому учету, в которых таких рекомендаций нет. Данный резерв создается в целях равномерного

признания расходов в течение года. Создавая резерв на оплату отпусков, организация должна утвердить в учетной политике (пункт 1, статья 324.1 НК РФ) следующие показатели:

- предельную сумму отчислений;

- способ резервирования;

- ежемесячный процент отчислений.

С этой целью рекомендуется составить специальный расчет (смету). В расчете обязательно учитываются суммы страховых взносов и суммы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Процент отчислений в резерв предстоящих расходов можно рассчитывать по формуле (1).

% = ПРО : ПРЗ *100, (1)

где ПРО - предполагаемые расходы на оплату отпусков с учетом социальных взносов;

ПРЗ - предполагаемый размер расходов на оплату труда с учетом социальных отчислений.

Сумма ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков зависит от суммы фактических расходов на оплату труда учтенную за месяц. Для расчета может быть использована формула (2).

Сумма

ежемесячных = отчислений в резерв (руб.)

Расходы на оплату труда отчетного месяца (факт)

+

Расходы на страховые взносы отчетного месяца

Процент отчислений в резерв

(2)

В таблице 1 представлен расчет суммы резерва на оплату отпусков в организации в налоговом учете на 2018 год.

Таблица 1- Смета расчета резерва на оплату отпусков на 2018 год

Номер Показатель Формула расчета Сумма, руб.

строки

1 Предполагаемая сумма отпускных за год без учета страховых взносов Средняя зарплата сотрудников за 2017 год * количество дней отпуска 1 500 000

2 Сумма страховых взносов от предполагаемой суммы отпускных за год Строка 1 * (30% + 0,2%) 480 000

3 Предполагаемая сумма отпускных за год с учетом страховых взносов (предельный размер отчислений в резерв) Строка 1 + строка 2 1 980 000

4 Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда без учета страховых взносов Сумма начисленной заработной платы всем работникам за 2017 год 18 000 000

5 Сумма страховых взносов от предполагаемой годовой суммы расходов на оплату труда Строка 4 * (30% + 0,2%) 5 760 000

6 Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда с учетом страховых взносов Строка 4 + строка 5 23 760 000

7 Ежемесячный процент отчислений в резерв Строка 3: строка 6 * 100% 8,3%

8 Ежемесячная сумма отчислений в резерв Сумма фактической заработной платы с 1 950 000 * 8,3 = 161 850

отчислениями за месяц * строка 7

Как видно из данных таблицы 1, в которой произведен расчет суммы резерва на оплату отпусков, ежемесячная сумма отчислений в резерв по данным налогового учета составила 161 850 руб. и такой расчет будет производиться ежемесячно до декабря месяца (можно делать расчет ежеквартально).

Созданный резерв на оплату отпусков подлежит инвентаризации на конец налогового периода (п. 3 ст. 324.1). Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы созданного резерва обязательно должны быть учтены в составе налогооблагаемой базы текущего периода. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков должен быть уточнен исходя из количества

неиспользованных дней отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и страховых взносов, в том числе и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В случае превышения суммы неиспользованного отпуска над фактическим остатком неиспользованного резерва на конец года сумма превышения увеличивает расходы отчетного периода на оплату труда, а в противном случае сумма увеличивает внереализационные расходы.

Методика определения величины резерва в бухгалтерском учете, как было отмечено выше, не закреплена законодательно, поэтому определяется организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков формируется на отчетную дату, которой может быть:

а) последнее число месяца;

б) последнее число квартала;

в) последнее число года.

Величина создаваемого резерва в бухгалтерском учете (как и в налоговом) должна быть равна общей сумме отпускных всех сотрудников организации с учетом величины

социальных взносов, начисленных на отпускные.

Предельная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков состоит из суммы отпускных, рассчитанных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 (ред. от 10.12.2016 г.) «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы и суммы отчислений на социальное страхование». Формировать резерв возможно, как на основании плановых показателей, так и по каждому конкретному сотруднику. Имеется несколько способов определения суммы резерва на оплату отпусков: а) резерв рассчитывается исходя из среднедневного заработка каждого конкретного работника; б) путем определения среднего заработка всех работников соответствующей группы; в) определение норматива отчислений в резерв, рассчитанного по итогам прошлого года. Но обязательным является расчет сумм резерва отдельно по соответствующим группам, в зависимости от места их деятельности. Так работники занятые выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг), начисление заработной платы которым осуществляется на счете 20 «Основное производство» будут объединены в одну группу, персонал цехов, заработная плата которым учитывается на счете 25

«Общепроизводственные расходы», будут составлять другую группу, управленческий персонал - третью и т.д. В соответствии с рассчитанной суммой резерва по каждой группе в учете будут сделаны следующие записи по дебету счетов - 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. и по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

Произведем расчет суммы создаваемого резерва в бухгалтерском учете на основании

варианта, закрепленного в учетной политике, путем определения норматива отчислений в резерв, рассчитанного по итогам прошлого года на основе данным предприятия торговли.

Годовая сумма расхода на оплату труда в организации в предыдущем году составила-20 000 000 руб. с учетом сумм социальных взносов.

Сумма расходов на оплату отпусков в том же периоде - 1 500 000 руб. Сумма страховых взносов (1 500 000*30%) - 450 000 руб. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. Заболеваний (1 500 000 * 0,2%) -3000 руб. Определим процент (норматив) ежемесячных отчислений в резерв на основе расчета, он составит 9%

(1500000+450000 +3000) : 20000000 *100%) Таким образом, ежемесячно в бухгалтерском учете организации будет формироваться резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в размере 9% от суммы фактически начисленной заработной платы и отчислений в виде страховых взносов. Сумма фактически начисленной зарплаты с начисленной суммой страховых взносов за месяц в организации на основании первичных документов составила -1666250 руб. В соответствии с формулой (2) сумма ежемесячных отчислений в резерв составит: 1666250 руб. * 9% = 149962,50 руб. Произведем запись на счетах: Дебет счет 44 «Расходы на продажу» Кредит счет 96 «Резерв предстоящих расходов» субсчет «Резерв на оплату отпусков» - 149962,50 руб. на сумму оценочного обязательства.

Если в налоговом учете резерв на оплату отпусков организацией не создается, возникает в учете временная разница, учитываемая в соответствии с правилами ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации». Временная разница возникнет и в случае принятия решения о создании резервов на оплату отпусков в налоговом учете.

По мере ухода работников в отпуск, сумма начисленных отпускных будет уменьшать сумму созданного резерва и отражается записью на счетах:

Дебет счет 96 «Резерв предстоящих расходов» субсчет " Кредит счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

На сумму страховых взносов начисленных по отпускным:

Дебет сч.96 «Резерв предстоящих расходов» Кредит сч.69 «Расчеты с органами социального страхования».

Величина создаваемого резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в бухгалтерском учете должна быть равна общей сумме отпускных всех сотрудников организации с учетом сумм социальных взносов, начисленных на отпускные.

По окончании года, сопоставляется величина начисленного резерва предстоящих расходов с суммой фактических расходов на оплату отпусков как по данным бухгалтерского, так и налогового учета. В случае обнаружения неравенства могут быть следующие ситуации: превышение суммы созданного резерва над фактическими расходами или превышение суммы фактических расходов по начисленным отпускам над суммой созданного резерва.

На конец отчетного года необходимо провести инвентаризацию резерва на оплату отпусков и определить:

- общий размер начисленного за год резерва;

- сумму фактических расходов на оплату отпусков.

Фактические расходы могут превышать сумму резерва, например, в связи с тем, что на работу поступали новые сотрудники, которым были предоставлены очередные оплачиваемые отпуска. Такое превышение необходимо отнести в расходы на оплату труда при расчете налога на прибыль.

Рассмотрим пример:

В налоговом учете ООО «КИМ» за год сформирован резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в размере 125 000 руб. Фактически на оплату отпусков организация

израсходовала 136 000 руб. Полученную разницу в сумме 9 000 руб. (136 000 - 125 000) необходимо включить в расходы на оплату труда 31 декабря.

Рассмотрим другую ситуацию, возникшую в результате проведенной инвентаризации, когда имеет место превышение суммы начисленного резерва. Начисленная сумма резерва может превышать фактические расходы на оплату отпусков, к примеру, когда сотрудник (сотрудники) не использовал все дни причитающегося ему очередного оплачиваемого отпуска. Превышение суммы резерва над фактическими расходами увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в качестве внереализационных доходов в налоговом учете, а если бы такая ситуация возникла в бухгалтерском учете, сумма разницы была бы учтена в составе прочих доходов организации и отражалось записью на счетах: Дебет сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» Кредит сч.91 «Прочие расходы и доходы».

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что резервы предстоящих расходов на оплату отпусков квалифицируются в бухгалтерском и налоговом учете как расходы организации. Для формирования резервов используются одинаковые показатели: фонд оплаты труда за отчетный период, сумма отпускных начисленная работникам, средний заработок, общее количество дней отпуска всех работников, норматив отчислений в резерв, количество неиспользованных дней отпуска всеми сотрудниками. Возможны одинаковые

варианты расчета величины резерва в бухгалтерском и налоговом учете. Но, несмотря на это, сумма резерва, учитываемая в расходах организации, будет разная, так что практикующие бухгалтеры всегда будут иметь временную разницу при формировании суммы налога на прибыль. Поэтому использовать или не использовать формирование резерва на оплату отпусков в налоговом учете решает главный бухгалтер организации с позиций целесообразности.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // СПС КонсультантПлюс

2. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 (ред. от 10.12.2016 г.) «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» и суммы отчислений на социальное страхование

3. Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 13 декабря 2010 года № 167н (в ред. от 06.04.2018 № 57н).

4. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.