УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАЛЛОЛОМА, ПОЛУЧЕННОГО В РАМКАХ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. Н. СУХОВЕРХОВЛ, Ю. А. КОШЕЛЕВА, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В ходе практической деятельности учреждение списывает материалы и основные средства. В результате образовывается металлолом, который реализуется сторонней организации. Доходы от реализации металлолома, полученного в рамках приносящей доход деятельности, как правило, не перечисляются в федеральный бюджет. Рассмотрим бухгалтерские проводки по проведенным операциям, а также порядок отражения в бюджетном учете реализации металлолома и налогообложение данной операции.
В соответствии с бюджетным законодательством федеральное государственное учреждение обязано перечислить в доход федерального бюджета средства, полученные от реализации металлолома, после уплаты налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Контроль за полнотой и правильностью перечисления средств от реализации металлолома в доход федерального бюджета осуществляет Ро-симущество, выступающее от лица собственника имущества и выполняющее функции администратора соответствующего дохода.
Права учреждения на имущество, закрепленные за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии сп. 1 ст. 120, ст. 296 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).
В соответствии со ст. 296 ГК РФ имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления. Это означает, что учреждения владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и его назначением.
Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ).
От имени РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ). Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ).
В соответствии сп.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (далее — Положение о Росимуществе), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и относятся к неналоговым доходам соответствующего бюджета. Согласно ст. 51 БК РФ, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ, и зачисляются в доход федерального бюджета по нормативу 100 %.
Имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, также закреплено за учреждением на праве оперативного управления и является государственной собственностью. Соответственно к такому имуществу применяются те
же положения, что и к имуществу, приобретенному в рамках бюджетной деятельности.
Данный вывод подтверждается п. 3 постановления Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений». Согласно данному пункту федеральные органы исполнительной власти обязаны предусматривать в уставах федеральных государственных учреждений:
• исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на осуществление приносящей доходы деятельности — исчерпывающий перечень видов такой деятельности;
• порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, который, в том числе, устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества. Кроме того, п. 8 ч. 11 ст. 5 Федерального закона
от 26.04.2007 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 63-Ф3), определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности, установлена группа и входящие в нее подгруппы доходов бюджетов для отражения операций с доходами, полученными от приносящей доход деятельности.
Согласно данному пункту доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности являются:
• доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (КОСГУ 120);
• рыночные продажи товаров и услуг (КОСГУ 130);
• безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (КОСГУ 180);
• целевые отчисления от государственных и муниципальныхлотерей (КОСГУ 180). Иных доходов от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности, в частности доходов от реализации имущества (КОСГУ 410, 440) Законом № 63-Ф3 не предусмотрено.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляется администраторами доходов бюджета (ст. 160.1 БК РФ).
Перечень главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ приведен в приложении № 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н (далее — Указания № 145н).
Согласно данному приложению главным администратором доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений, в части реализации основных средств и материальных запасов по указанному имуществуявляется Росимущество.
Учреждению также необходимо учитывать, что операции по реализации металлолома являются объектом обложения НДС (ст. 146 НК РФ). Освобождается от обложения НДС реализация лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Кроме того, доходы бюджетного учреждения от реализации металлолома подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями определены ст. 321.1 НК РФ. Что касается уплаты налога на прибыль, то согласно нормам ст. 247 и 249 НК РФ выручка от реализации лома учитывается при исчислении налога на прибыль.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационныхдохо-дов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абз. 3 п.1 ст. 321.1 НК РФ). Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 22.02.2006 № 0205-03/366 и письме УФНС России по г. Москве от 24.08.2006 № 20-12/75584.
Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством федеральное государственное учреждение обязано перечислить в доход федерального бюджета средства, полученные от реализации металлолома, после уплаты налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Единый порядок ведения бюджетного учета для всех бюджетных организаций в РФ установлен
Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее — Инструкция № 148н).
В рассматриваемой ситуации в бюджетном учете учреждения могут быть сделаны следующие записи:
Д-т КРБ 210506340 К-т КДБ 240101172 - принят к учету металлолом, полученный от ликвидации объекта основных средств, по рыночной стоимости;
Д-т КДБ 240101172 К-т КРБ 210506440 - списана стоимость реализуемого металлолома;
Д-т КДБ 220509560 К-т КДБ 240101172 - начислен доход от реализации лома;
Д-т КДБ 240101172 К-т КДБ 230304730 - начислена задолженность по НДС;
Д-т КДБ 240101172 К-т КДБ 230303730 - начислена задолженность по налогу на прибыль, подлежащему перечислению учреждением в соответствующие бюджеты;
Д-т КДБ 240101172 К-т КДБ 230305730 - начислена задолженность перед бюджетом за реализуемые нефинансовые активы после начисления соответствующих налогов;
Д-т КИФ 220101510 К-т КДБ 220509660 - зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств денежные средства за реализованный металлолом.
Одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» по коду КОСГУ 440:
Д-т КДБ 230305830 К-т КИФ 220101610 - перечислены в доход бюджета денежные средства от реализации нефинансовых активов.
Одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» по коду КОСГУ 440:
Д-т КДБ 230303830 К-т КИФ 220101610 - перечислен налог на прибыль в доход соответствующих бюджетов.
Одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» по коду КОСГУ 440:
Д-т КДБ 230304830 К-т КИФ 220101610 - перечислен НДС в доход бюджета.
Одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» по коду КОСГУ 440.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений: постановление Правительства РФ от 10.02.2004 № 71.
4. Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом: постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432.
5. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3.