Научная статья на тему 'УЧЕТ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОСНОВНОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ В УЧЕТЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ И НАЛОГОВОМУ УЧЕТУ'

УЧЕТ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОСНОВНОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ В УЧЕТЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ И НАЛОГОВОМУ УЧЕТУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
виды деятельности компаний / принципы налогового и бухгалтерского учета

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синев Глеб Юрьевич

в данной̆ статье описаны особенностей организации учетной политики на предприятии в современных условиях для повышения эффективности управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОСНОВНОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ В УЧЕТЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ И НАЛОГОВОМУ УЧЕТУ»

УЧЕТ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОСНОВНОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ В УЧЕТЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ И НАЛОГОВОМУ

УЧЕТУ Синев Г.Ю.

Синев Глеб Юрьевич - менеджер продукта, Salt Edge S.R.L., г. Кишинев, Республика Молдова

Аннотация: в данной" статье описаны особенностей организации учетной политики на предприятии в современных условиях для повышения эффективности управления.

Ключевые слова: виды деятельности компаний, принципы налогового и бухгалтерского учета

Введение

Тема правильной организации учетной политики на предприятии в современных условиях имеет сейчас большую актуальность, так как от правильного выбора технологии работы зависит успех любой организации. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо совершенствование учетной

политики и, в первую очередь, работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. При проверках предприятий налоговыми органами много внимания уделяется правильному оформлению документов. Несвоевременное оформление или неоформление произведенных хозяйственных операций запутывает бухгалтерский учет, и становятся, как правило, причиной разногласий с налоговой инспекцией. Именно, исходя из проверки имеющихся документов, налоговая служба делает вывод о верности расчетов с бюджетом, и итог этих разногласий практически всегда легко предсказать — финансовые санкции по отношению к предприятию.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство через отраслевые министерства и ведомства, а также через планирующие, статистические и финансовые органы. Действовавшая система государственного финансового контроля выявляла отклонения от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско—правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России.

Официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Однако выполняемая бухгалтерским учетом функция проведения единой налоговой политики в настоящее время имеет принципиально новое содержание по сравнению с тем, как это устанавливалось при формировании новой российской налоговой системы, действующей с 1 января 1992 г. Действующим законодательством о налогах и сборах установлена система налогового учета, представляющая собой систему обобщения информации об объектах налогообложения для исчисления налоговой базы на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных.

Налоговый учет существует либо как самостоятельная учетная система, либо как дополнительная учетная система по отношению к системе бухгалтерского учета. В последнем случае эти две учетные системы совпадают в части использования данных бухгалтерского учета для налогообложения. В этих условиях тема соотношения бухгалтерского и налогового учета является актуальной.

Цель данной работы — проанализировать теоретические и практические аспекты соотношения бухгалтерского и налогового учета, а также учет расходов организации по основному виду деятельности.

Расходы организации

Система учета затрат в организации, особенно работающей в условиях рынка — это центральный участок работы бухгалтерии и, можно сказать, всей системы управления организацией, так как здесь собирается информация о фактических издержках, а значит, создаются основы для подсчета фактической прибыли, т.е.

того показателя, ради достижения которого и была создана коммерческая организация.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, установлены Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее — ПБУ 10/99). Данное Положение не применяется кредитными и бюджетными организациями.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению целей, ради которых некоммерческая организация создана. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческие организации должны вести учет доходов и расходов, причем расходы от предпринимательской деятельности должны признаваться в соответствии с положениями ПБУ 10/99.

Что относится к расходам организации

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Данное определение расходов содержится в п. 2 ПБУ 10/99.

Расходами организации согласно п. 3 ПБУ 10/99 не признается следующее выбытие активов:

— в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

— вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

— по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.

п.;

— в порядке предварительной оплаты материально —производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

— в виде авансов, задатка в счет оплаты материально —производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

— в погашение кредитов, займов, полученных организацией.

В зависимости от характера, условия осуществления и направлений деятельности организации в соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 все расходы организации подразделяются на расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы.

Расходы, не относящиеся к расходам от обычных видов деятельности, являются прочими расходами. К прочим расходам отнесены также и чрезвычайные расходы.

Расходы по обычным видам деятельности

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Такие виды деятельности, как сдача имущества в аренду, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, и участие в уставных капиталах других организаций, могут учитываться в качестве расходов по обычным видам деятельности или операционных расходов. Организация самостоятельно для целей бухгалтерского учета устанавливает, куда их отнести в зависимости от направлений деятельности, характера расходов, размера и условий осуществления.

В ПБУ 10/99 приведено одно отступление от определения понятия расходы. К расходам по обычным видам деятельности приравнено возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов организации, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой) (п. 6 ПБУ 10/99).

Расходы по обычным видам деятельности делятся на две части (п. 7 ПБУ 10/99):

— расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

— расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально -производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи товаров. Это расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

— материальные затраты;

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация;

— прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике (п. 8 ПБУ 10/99).

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (п. 9 ПБУ 10/99).

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. То есть эти расходы, учитываемые на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу», ежемесячно можно списывать в дебет счета 90 «Продажи».

Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету (п. 10 ПБУ 10/99).

Централизованно (на уровне Минфина России) подобные документы так и не были разработаны, хотя Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, принятой в 1998 г., предполагалось выпустить рекомендации по учету затрат на производство и реализацию продукции еще в 1998 году.

Прочие расходы

Пункт 11 ПБУ 10/99 устанавливает перечень прочих расходов:

— расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование

(временное владение и пользование) активов организации;

— расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

— расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

— расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

— проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

— расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

— отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

— штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

— возмещение причиненных организацией убытков;

— убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

— суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

— курсовые разницы;

— сумма уценки активов;

— перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно —просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

— прочие расходы.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.) (п. 13 ПБУ 10/99).

Для целей бухгалтерского учета величина прочих расходов определяется в следующем порядке.

Величина расходов, связанных с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, а также с участием в уставных капиталах других организаций, с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации), процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств, а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, определяются в порядке, аналогичном признанию расходов от обычных видов деятельности (п. 14.1 ПБУ 10/99).

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией (п. 14.2 ПБУ 10/99).

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации (п. 14.3 ПБУ 10/99).

Условия признания расходов

В бухгалтерском учете расходы признаются при наличии следующих условий, установленных п. 16 ПБУ 10/99:

— расход произведен в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

— сумма расхода может быть определена;

— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Следует обратить внимание, что для признания расхода необходимо выполнение всех перечисленных условий. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то в бухгалтерском учете организации признается не расход, а дебиторская задолженность.

Пунктом 17 ПБУ 10/99 установлено, что расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 17 ПБУ 10/99).

В п. 19 ПБУ 10/99 установлены правила для признания расходов в Отчете о прибылях и убытках:

— расходы признаются с учетом их связи с поступлениями (например, себестоимость выполнения работ признается в составе расходов одновременно с признанием в составе доходов выручки от их реализации);

— если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то они признаются в форме № 2 путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (например, расходы на получение лицензии на занятие определенным видом деятельности признаются в составе расходов в течение срока, на который выдана лицензия);

— расходы, признанные в отчетном периоде, подлежат признанию в Отчете о прибылях и убытках, когда становится определенным неполучение по ним экономических выгод (доходов) или поступление активов;

— расходы должны быть признаны в отчете о прибылях и убытках независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы.

— расходы признаются, когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов (например, штрафы, пени, неустойки).

Что отразить в учетной политике

1. Порядок признания расходов (кассовый метод или метод начисления).

Возможность применения кассового метода признания выручки в бухгалтерском учете предусмотрена п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

2. Счета, на которых учитываются производственные затраты (издержки обращения).

3. Принцип отнесения затрат к основному виду деятельности (п. 4, 5 ПБУ 10/99).

4. Перечень статей затрат (п. 8 ПБУ 10/99).

5. Порядок признания управленческих и коммерческих расходов (п. 9 ПБУ 10/99).

6. Порядок списания расходов будущих периодов (п. 65 Приказа Минфина № 34н).

7. Порядок создания резервов.

8. Порядок учета выпущенной продукции: либо с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», либо непосредственно на счете 43 «Готовая продукция».

Бухгалтерский учет расходов

Расходы по обычным видам деятельности отражаются по дебету счетов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 «Основное производство»;

21 «Полуфабрикаты собственного производства»;

23 «Вспомогательные производства»;

25 «Общепроизводственные расходы»;

26 «Общехозяйственные расходы»;

28 «Брак в производстве»;

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; 44 «Расходы на продажу».

Затем после соответствующего распределения затрат, закрытия счетов и определения себестоимости отгруженной продукции они отражаются по дебету счета 90 «Продажи».

Прочие расходы отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 2 «Прочие расходы»). На счете 91 учитываются также и чрезвычайные расходы.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Информация о расходах организации подлежит раскрытию в нескольких формах отчетности:

В отчете о прибылях и убытках отражаются расходы организации с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы (п. 21 ПБУ 10/99).

В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов (п. 21.1 ПБУ 10/99).

Прочие расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам, когда:

— соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;

— расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации (п. 21.2 ПБУ 10/99).

В приложении к балансу и отчету о прибылях и убытках (форма №5) отражаются расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат (п. 22 ПБУ 10/99).

В пояснительной записке подлежит раскрытию следующая информация:

— в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и

управленческих расходов (п. 20 ПБУ 10/99);

— изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году (п. 22 ПБУ 10/99);

— расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.) (п. 22 ПБУ 10/99);

— прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков (п. 23 ПБУ 10/99).

Анализ основных принципов налогового и бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет и методы его осуществления на предприятии

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Виды хозяйственного учета

Начальным моментом хозяйственного учета является наблюдение фактов и явлений хозяйственной деятельности.

Различают три вида хозяйственного учета:

— оперативный;

— бухгалтерский;

— статистический.

Оперативный учет служит для отражения информации в ее направленности на управление конкретными хозяйственными операциями.

Бухгалтерский учет предназначен для управления производственными коллективами, выявления резервов хозяйственной деятельности и контроля за ними. Главной особенностью бухгалтерского учета является то, что вся информация должна быть документально оформлена.

Статистический учет отражает экономические, социальные, демографические и другие аспекты, необходимые для управления на региональном и общегосударственном уровне.

Под методом любой науки понимают то, как и с помощью каких приемов данная наука изучает свой предмет. Метод бухгалтерского учета, базирующийся на общих положениях диалектического метода познания действительности, выработал собственные способы и приемы исследования своего предмета.

Прежде всего бухгалтерский учет отражает имеющееся у организации имущество (активы) и источники его формирования (включая собственный капитал и обязательства). Эти источники всегда противостоят активам и называются пассивами. Уравнивая активы с пассивами, можно использовать балансовый метод обобщения информации. позволяющий получить две различные группировки одного и того же хозяйственного комплекса (имущества организации). Такая двойственная характеристика объектов учета обеспечивает их соизмерение и получение на этой основе новой информации.

Под влиянием многочисленных фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций) происходят изменения в составе имущества и его источников. Эти изменения в бухгалтерском учете фиксируются путем наблюдения и отражения данных о них с помощью документов. В бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни отражается во взаимосвязи с изменениями под его воздействием имущества, источников этого имущества, а потому возникает необходимость группировать и формировать обобщающие показатели о финансово —хозяйственной деятельности экономического субъекта в едином денежном измерителе.

В бухгалтерском учете фиксируются не только экономические, но и хозяйственно —правовые отношения, возникающие в связи с движением объектов бухгалтерского наблюдения и действиями экономических субъектов, осуществляющих свою деятельность (коммерческую, предпринимательскую и т.д.). Для бухгалтерского учета характерна юридическая доказательность формируемой им информации, что накладывает отпечаток и на систему способов и приемов ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, метод бухгалтерского учета представляет собой взаимосвязанное отражение, балансовое обобщение и соизмерение юридически доказательной информации об объектах бухгалтерского учета, выраженное в денежном измерителе. Приведенное определение метода бухгалтерского учета содержит в себе указания на все основные приемы и способы познания сущности предмета бухгалтерского учета: документирование, оценка, счета, двойная запись, инвентаризация, балансовое обобщение, отчетность

Основой методологии бухгалтерского учета является система способов и набор определенных приемов, которые применяются в определенной последовательности и взаимосвязи для отражения объектов учета.

Система способов и приемов составляет метод бухгалтерского учета и включает следующие основные элементы:

— Документация — это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения;

— Счета (синтетические и аналитические);

— Двойная запись — прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется с помощью системы счетов с применением метода двойной записи;

— Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества по данным бухгалтерского учета;

— Оценка — способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников;

— Калькуляция — способ группировки затрат и определения себестоимости;

— Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу, размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату;

— Отчетность — единая система показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности;

С помощью документов осуществляется первичная регистрация хозяйственных операций. Они обеспечивают сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. Каждый отдельный документ — письменное свидетельство факта совершения хозяйственной операции. Бухгалтер особое внимание уделяет сохранности документов, которые подшиваются в специальные папки. При автоматизированной обработке данные первичных документов переносят на технические носители информации, создавая при этом базу данных.

Хранение документов осуществляется в течение определенного периода времени.

Счета (синтетические и аналитические) являются инструментом кодировки, учета и группировки однородных хозяйственных средств и операций. Каждый счет представляет таблицу, в которой накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования. По каждому учетному объекту, категории средств и источников открывают отдельный счет. Счета служат для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам. Левая часть счета называется дебетом, правая — кредитом.

Отражение каждой хозяйственной операции на двух взаимосвязанных счетах, по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме, называется двойной записью. Благодаря двойной записи осуществляется контроль за правильностью ведения учета по объектам. Кодировка хозяйственной операции с помощью двойной записи носит название бухгалтерской проводки. Например, получение материалов от поставщиков оформляется следующей проводкой: дебет счета 10 «Материалы» и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Проверка соответствия фактического наличия средств, их источников, а также состояния расчетов с дебиторами и кредиторами осуществляется с помощью инвентаризации.

Для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними, а также дальнейшего отражения в учете необходима их правильная оценка. В основу оценки имущества положены реальные затраты, выраженные в денежном измерении. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в документах, переводятся в денежные с помощью цен, тарифных ставок и должностных окладов. С целью сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях. Это достигается соблюдением установленных положений и правил оценки.

Так, нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе:

— основные средства, нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости;

— производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления;

— готовая продукция — по фактической производственной стоимости и т.д.

Основные принципы оценки устанавливаются законодательными документами, которые определяют порядок государственного регулирования бухгалтерского учета.

Для осуществления контроля необходимо знать величину затрат на производство продукции, а также себестоимость каждого ее вида. Это достигается с помощью калькуляции. Документально обоснованные данные, выраженные в денежной форме, сгруппированные на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи и проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькуляции. Калькуляция — способ группировки затрат и исчисления себестоимости средств и предметов труда, а также готовой продукции и оказанных услуг. Она заключается в определении общей суммы фактических затрат и установлении себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

Калькуляция используется для установления договорных цен.

Сгруппированная информация по счетам, полученная с использованием двойной записи, и исчисленный финансовый результат необходимы для дальнейшего укрупненного обобщения показателей деятельности предприятия. Средства предприятия участвуют в процессе производства непрерывно. Для того чтобы определить величину средств и дать им экономическую оценку, составляют бухгалтерский баланс. Это документ, фиксирующий в обобщенном виде состояние средств предприятия, их источников и результаты хозяйственной деятельности на определенную календарную дату (начало квартала, года) в единой денежной оценке. Он состоит из двух частей: левая — актив, правая — пассив. В активе отражаются сгруппированные по видам средства предприятия, в пассиве — источники этих средств. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, с одной стороны, по составу и размещению, с другой — по источникам его образования. Отсюда и название этого документа (в переводе с французского — равновесие). Равенство сумм актива и пассива обусловлено тем, что все хозяйственные средства предприятия обязательно имеют определенный источник своего возникновения. Эта сумма называется «валютой баланса».

Бухгалтерский баланс представляет собой основную отчетную форму, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние предприятия. В соответствии с федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Составление и рассмотрение бухгалтерской отчетности — завершающий этап учетной работы предприятия.

Цели и методы налогового учета

Налоговый учет имеет место во всех случаях, когда на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах возложена обязанность ведения учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. При этом применение налогового учета не ограничивается рамками исчисления налога на прибыль. Даже предписывая использовать данные бухгалтерского учета, законодатель устанавливает учитывать положения законодательства о налогах и сборах, что осуществляется в рамках налогового учета. Примером установления ведения налогового учета без использования данных бухгалтерского учета является упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл. 26.2 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Однако в данной работе налоговый учет будет рассматриваться в основном применительно к главе 25 «Налог на прибыль», исходя из его законодательного определения.

Целями и задачами налогового учета являются:

1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается:

1) при изменении применяемых методов учета — с начала нового налогового периода;

2) при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль организаций.

Подтверждением данных налогового учета служат:

1) первичные учетные документы;

2) аналитические регистры налогового учета; 3) расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета — данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов налогового учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Объекты налогового учета — имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода или налоговой базы последующих периодов.

Единицы налогового учета — объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.

Показатели налогового учета — перечень характеристик, существенных для объекта налогового учета.

При практическом использовании указанного документа, а также Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета и, следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренных как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве РФ о налогах и сборах.

Для подтверждения расхода налогоплательщик имеет право использовать документы, оформленные не только в соответствии с законодательством РФ, но и в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, а именно:

• таможенной декларацией;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• приказом о командировке;

• проездными документами;

• отчетом о выполненной работе в соответствии с договором.

Различия бухгалтерского и налогового учетов

Налоговый и бухгалтерский учет существенно отличаются друг от друга, но в то же время это две взаимосвязанные учетные системы.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Таким образом, основными этапами бухгалтерского учета являются сбор, регистрация и обобщение информации.

Сбор и регистрация информации осуществляются путем документирования хозяйственных операций, производимых в организациях. Первичные документы обеспечивают сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности организаций в бухгалтерском учете. Этап обобщения информации, содержащейся в первичных учетных документах, заключается в ее накоплении и систематизации в регистрах бухгалтерского

учета с помощью бухгалтерских счетов и двойной записи. Информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный период времени, из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.

Налоговый учет, как правило, состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путем ее документирования осуществляется в системе бухгалтерского учета.

Таким образом, в основе налогового учета лежат первичные учетные документы, включая бухгалтерские справки. Требования к оформлению первичных учетных документов установлены ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете «от 21 ноября 1996 г. N 129 —ФЗ, согласно которой первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

— наименование документа;

— дату составления документа;

— наименование организации, от имени которой составлен документ;

— содержание хозяйственной операции;

— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

— наименование должностей лиц, ответственных за совершение, хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.

На основе первичных документов производится обобщение информации. Именно на этом этапе проявляются различия в системах бухгалтерского и налогового учета, поскольку принципы обобщения информации в них не совпадают. Вместе с тем для налогового учета используются бухгалтерские первичные документы и справки.

Предприятия и организации в силу законодательства обязаны вести бухгалтерский учет. Система бухгалтерского учета построена таким образом, что в состоянии вырабатывать показатели реальной стоимости имущества предприятий и организаций, показатели прибыли и добавленной стоимости. При этом выработка таких показателей, как прибыль и реальная стоимость имущества является задачей бухгалтерского учета. Другие показатели (например, добавленную стоимость) можно вычислить на основе информации, поставляемой системой бухгалтерского учета.

Вместе с тем система налогового и бухгалтерского учета имеет расхождения. Правила учета объектов для целей налогообложения не всегда совпадают с правилами, установленными в нормативных документах, регламентирующих бухгалтерский учет. Рассмотрим сравнительную характеристику правил бухгалтерского и налогового учета в таблице 1*(4).

Таблица 1. Сравнительная характеристика правил бухгалтерского и налогового учета.

Бухгалтерский учет Налоговый учет

Классификация доходов

Доходы подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы (п. 4 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Доходы подразделяются на: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Классификация доходов от реализации (от обычных видов деятельности)

Доходами от обычных видов деятельности являются: выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99). Доходами от реализации являются: выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства; выручка от реализации ранее приобретенных товаров; выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Признание доходов от реализации (выручки от продаж)

П. 12 ПБУ 9/99 установлено пять условий признания выручки. Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. Поступления, связанные с расчетами за реализованные товары или имущественные права, признаются для целей налогообложения в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов: кассового метода или метода начисления (п. 2 ст. 249 НК РФ).

Признание доходов, полученных в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг

Поступления в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг не признаются доходами организации (п. 3 ПБУ 9/99). Не признаются доходами только у тех налогоплательщиков, которые определяют доходы и расходы по методу начисления (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Классификация расходов

Расходы подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации «). Расходы подразделяются на: расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Признание расходов

П. 16 ПБУ 10/99 установлено три условия признания Расходами признаются обоснованные и расходов. Если не исполнено хотя бы одно, то в документально подтвержденные затраты,

бухгалтерском учете организации признается осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК дебиторская задолженность. РФ)

Классификация расходов по обычным видам деятельности

Материальные затраты, затраты на оплату труда, Материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, суммы начисленной амортизации, прочие расходы (п. прочие расходы. Указанные расходы учитываются по 2 ст. 253 НК РФ). При использовании метода элементам и статьям затрат (п. 8 и 10 ПБУ 10/99). начисления: прямые и косвенные расходы (п. 1 ст. 318

НК РФ).

Порядок списания косвенных расходов

Распределяются между отдельными видами продукции в соответствии с выбранной базой

распределения расходов. Коммерческие и Косвенные расходы, осуществленные в отчетном управленческие расходы могут признаваться в (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к себестоимости проданных товаров, работ, услуг расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. полностью в отчетном году их признания в качестве 2 ст. 318 НК РФ). расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99).

Определение стоимости материально-производственных запасов

Затраты, включенные в фактическую себестоимость Порядок определения стоимости

запасов, установлены п. 6 ПБУ 5/01 «Учет товарноматериальных ценностей установлен п. 2 ст.

материально - производственных запасов «. 254 НК РФ.

Способы начисления амортизации основных средств

Линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (п. 18 ПБУ 6/01).

Классификация нематериальных активов

Предусмотрены два метода: линейный метод и нелинейный метод (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Установлена п. 4 ПБУ 14/2007 «учет нематериальных активов.

Установлена п. 3 ст. 257 НК РФ. Владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении коммерческого или научного опыта.

Способы начисления амортизации нематериальных активов

Линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (п. 28 ПБУ 14/2007).

Способы оценки незавершенного производства

Линейный метод и нелинейный метод (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Незавершенное производство может отражаться: по фактической или нормативной производственной себестоимости, по прямым статьям затрат, по стоимости сырья и материалов, по фактически произведенным затратам. (п. 64 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ «от 29 июля 1998 года N 34н).

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП (п. 1 ст. 319 НК РФ).

Как видно из таблицы, различаются не только правила группировки доходов и расходов организации, их признания в бухгалтерском и налоговом учете, но и правила квалификации и классификации амортизируемого имущества, способы оценки материально-производственных запасов, основных средств и т.д.

При этом действующее налоговое законодательство по существу выбрало многие элементы системы бухгалтерского учета. Данный вывод о связи и разделении налогового и бухгалтерского учета нашел отражение в Налоговом кодексе, где сформулированы общие принципы налогового учета:

— налоговый учет представляет собой единую систему обязательного отражения результатов экономической деятельности налогоплательщика и иных объектов, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;

— налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения, включая налоговый контроль;

— налоговый учет ведется на основе данных бухгалтерского учета или иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;

— налоговый учет ведется самостоятельно налогоплательщиком в соответствии с принципами, установленными в НК РФ;

— налоговый учет полученных доходов и осуществленных расходов ведется налогоплательщиком в соответствии с используемым им методом налогового учета. Налогоплательщик обязан правильно и своевременно относить полученные доходы и осуществленные расходы (в зависимости от применяемого их учета) к тем отчетным периодам, когда они получены, осуществлены или подлежат признанию в качестве таковых;

— ведение налогового учета должно обеспечивать полное представление обо всех операциях, связанных с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положении.

Таким образом, налоговый и бухгалтерский учеты различны, но и не исключается тесная связь и взаимопроникновение налогового и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет был и остается основой налогового учета.

Порядок сближения бухгалтерского и налогового учета

Большинство компаний стремится сблизить налоговый и бухгалтерский учет, чтобы избежать расхождений. Для этого в учетной политике по бухгалтерскому и налоговому учету предусматривают одинаковые положения. Есть случаи, когда это не только возможно, но и желательно сделать.

Сближение положений бухгалтерского и налогового учета стоит начать с момента оприходования актива. Так, материалы можно отражать в бухгалтерском учете, так же как и в целях налогообложения, по фактическим ценам, а не по учетным. А если у компании есть транспортно —заготовительные расходы, то в бухучете их выгоднее включить в фактическую себестоимость материала или сырья. Ведь в налоговом учете стоимость

материально —производственных запасов, учитываемых в расходах, определяют исходя из цен приобретения. Помимо прочего в эту цену включают комиссионные вознаграждения, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материалов и сырья (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Схожие положения стоит предусмотреть в учетной политике по бухучету и налоговому учету при оприходовании товаров и финансовых вложений.

С основными средствами ситуация немного сложнее. При формировании первоначальной стоимости актива разница между налоговым учетом и бухучетом может возникнуть из —за применения амортизационной премии (п. 9 ст. 258 НК РФ). В бухгалтерском учете она не предусмотрена. Поэтому сблизить учеты можно, если компания решила не применять амортизационную премию.

После того как компания определит порядок оприходования активов, стоит установить одинаковые методы списания каждого вида имущества в бухгалтерском и налоговом учете.

При выборе стоит учесть, что ряд методов, предусмотренных в налоговом учете, может отсутствовать в бухгалтерском, и наоборот. К примеру, метода ЛИФО, который предусмотрен в налоговом учете для списания материалов и товаров (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ), в бухгалтерском учете нет (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально —производственных запасов «). А метод списания стоимости финансовых вложений на расходы — по средней первоначальной стоимости, предусмотренный в бухгалтерском учете (п. 26 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений «), не используется для целей налогообложения (п. 9 ст. 280 НК РФ).

К примеру, в отношении сырья, материалов, товаров и финансовых вложений можно применять метод ФИФО. Он предусмотрен и для налогового, и для бухгалтерского учета.

Единственный метод начисления амортизации в бухгалтерском учете, который полностью совпадает с налоговым, — это линейный метод. При его использовании разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не возникнет. Но, во —первых, первоначальная стоимость основного средства в бухгалтерском учете должна совпадать с первоначальной стоимостью в налоговом учете. Чаще всего на практике это условие выполнить несложно. Во —вторых, потребуется установить одинаковый срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете, с этим обычно также проблем не возникает.

По нематериальным активам учет сблизить сложнее. В налоговом учете действует правило, что, если в отношении какого —либо актива невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливают исходя из 10 —летнего срока (п. 2 ст. 258 НК РФ). А в бухгалтерском учете амортизацию по этим нематериальным активам вообще не начисляют (п. 23, 25 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов «). Поэтому даже при линейном методе начисления амортизации будет возникать разница между бухгалтерским и налоговым учетом в отношении данных активов. А вот с нематериальными активами, по которым срок полезного использования известен, таких сложностей не возникнет.

Пример

Исходные данные:

Предприятие применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.

В 1 квартале у предприятие были следующие движения денег:

• Поступление денежных средств за оказанные услуги 50000 рублей

• Выплата заработной платы 25000 рублей

• Уплачен НДФЛ 3000 рублей

• Уплачены взносы в фонды 5000 рублей

• Оплачены консультационные услуги по исследованию рынка 3000 руб.

Необходимо определить размер прибыли по бухгалтерскому учету и по налоговому учету.

Прибыль по бухгалтерскому учету

Согласно положениям по бухгалтерскому учету для определения прибыли учитываются все движения денег

Сумма прихода: 50000 рублей

Сумма расхода: 25000+3000+5000+3000=36000 рублей

Сумма прибыли по бухгалтерскому учету расчитывается по формуле:

приход — расход = прибыль

50000 — 36000 = 14000 рублей

Прибыль по налоговому учету (налогооблагаемая прибыль)

При налоговом учете учитываются не все приходы и расходы при определении прибыли, с которой нужно заплатить налог.

В нашем примере консультационные услуги по исследованию рынка не признается расходом. На основании того, что прочие (не бухгалтерские) консультационные услуги не признаются в составе расходов организаций, применяющих УСН — такие затраты не поименованы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Сумма прихода: 50000 рублей

Сумма расхода: 25000+3000+5000=33000 рублей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма прибыли по налоговому учету расчитывается по формуле:

приход — расход = прибыль

50000 — 33000 = 17000 рублей Заключение

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Таким образом, основными этапами бухгалтерского учета являются сбор, регистрация и обобщение информации.

Налоговый учет имеет место во всех случаях, когда на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах возложена обязанность ведения учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. При этом применение налогового учета не ограничивается рамками исчисления налога на прибыль. Даже предписывая использовать данные бухгалтерского учета, законодатель устанавливает учитывать положения законодательства о налогах и сборах, что осуществляется в рамках налогового учета. Примером установления ведения налогового учета без использования данных бухгалтерского учета является упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл. 26.2 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Налоговый и бухгалтерский учет существенно отличаются друг от друга, но в то же время это две взаимосвязанные учетные системы.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Таким образом, основными этапами бухгалтерского учета являются сбор, регистрация и обобщение информации.

Сбор и регистрация информации осуществляются путем документирования хозяйственных операций, производимых в организациях. Первичные документы обеспечивают сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности организаций в бухгалтерском учете. Этап обобщения информации, содержащейся в первичных учетных документах, заключается в ее накоплении и систематизации в регистрах бухгалтерского учета с помощью бухгалтерских счетов и двойной записи. Информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный период времени, из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.

Согласно положениям по бухгалтерскому учету для определения прибыли учитываются все движения денег При налоговом учете учитываются не все приходы и расходы при определении прибыли, с которой нужно заплатить налог.

Список литературы

1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2 глава 25 «Налог на прибыль».

3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97).

4. План счетов бухгалтерского учета финансово—хозяйственной деятельности организаций с Инструкциями по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. №94-н (в ред. от 07.05.2003).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом МФ РФ от 19.12.1998 № 60н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 №31н).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, в редакции изменений и дополнений).

7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н, в редакции изменений и дополнений).

8. Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. -М.: Издательство ПРИОР, 2000.

9. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 4-е изд. - М., 1997.

10. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.

11. БорисовА.Н. Комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете». - М., Юстицинформ, 2005.

12. Волкова М. Зачем нам налоговый учет? // www.klerk.ru

13. Ефремова А.А. ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 - взгляд через два года. // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2002. №1.

14. Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. М., 2005.

15. Коршунов А.Г. Налоговый учет был, есть и будет. Может все не так страшно? // www.klerk.ru

16.Машков С.А. Готовы ли предприятия осуществлять налоговый учет? // Все для бухгалтера. 2003. №1.

17. Никулина И.А. Учет доходов и расходов в соответствии с главой 25 НК РФ. // Налоговый вестник. 2002. №3.

18. Новикова Т.А. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации налогообложения. // Финансы. 2003. №5.

19. Новодворский Р., Сабанин В. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов. - М., 2004.

20. Пальмина Е. Налоговый учет - мифы и реальность. // Расчет. 2006. №12.

21. Педченко И.В. Как совместить бухгалтерский и налоговый учет. // Российский налоговый курьер. 2003. №8.

22. Рубаева Е. Учетная политика предприятия: различия между бухгалтерским и налоговым учетом.

23. Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. - Ростов- на-Дону: «Феникс», 2002.

24. Сапелкина А.А. Налоговый учет доходов и расходов. Принципы и подходы к организации. //Финансы. 2007. №4.

25. Суслова Ю. Учет сомнительных и безнадежных долгов покупателей при реализации товаров. // Аудитор. 2005. №7.

26. Тепляков Ю.В. Оформление операций товаров по возврату товаров в учете. // Аудитор. 2006. №11.

27. ТолкушкинА.В. Комментарий к главе 25 НК РФ «Налог на прибыль». - М., 2006.

28. Ульянов И.П., Попова Л.В. Бухучет. Пособие для бухгалтера и менеджера. - М., 2005.

29. Фомичева П.Л. Бухгалтерский и налоговый учет в 2008 году - самые важные изменения. // www.auditit.ru

30. Шинкин А.В. Бухгалтерский учет и учетная политика. / www.klerk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.