Научная статья на тему 'Особенности фомирования налогового и финансового учета в современной России'

Особенности фомирования налогового и финансового учета в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАДАЧИ И РАЗДЕЛЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ / ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирсова Нина Кузьминична

Статья посвящена изучению вопросов по формированию и использованию в бухгалтерском учете, такого важного внутреннего документа как учетная политика предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности фомирования налогового и финансового учета в современной России»

8. Чабану К.Г. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа / Финансы, деньги, инвестиции. - 2004. - №3.

9. Щербакова Л.Н. Периодизация этапов становления теоретической базы системы национальных счетов / Вестник КемГУ. - 2002. - №1(9). Серия: Экономика.

10. Australian Bureau of Statistics. National balance sheets for Australia, issues and experimental estimates 1989 to 1992. - Canberra, 1995 (Occasional paper).

11. Eurostat. European system of national and regional accounts m the European Community. - Luxembourg, 1994 (Draft).

12. Financial Accounting Standards Board (FASB). Accounting standards as of 1 June 1994 (Volume I: General standards, and volume II: Industry standards). - Norwalk, Connecticut, 1994.

Н.К. Фирсова

ОСОБЕННОСТИ ФОМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению вопросов по формированию и использованию в бухгалтерском учете, такого важного внутреннего документа как учетная политика предприятия.

Ключевые слова. Учетная политика, задачи и разделы учетной политики, элементы учетной политики, налоговый учет, бухгалтерский учет.

Учетная политика организации является одним из основных документов, позволяющих налогоплательщику уменьшить налоговое бремя. Не секрет, что все большее количество организаций и индивидуальных предпринимателей переходят на путь легального бизнеса, тем более что этому способствует и реформа в налоговой политике, проводимая государством. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует не уводить денежные поступления из под налогообложения, формируя тем самым черную кассу, а разобраться в системе налогообложения, и, с помощью учетной политики, создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной политики необходимо решить следующие задачи:

1. сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;

2. создать оптимальную систему налогового учета;

3. предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству РФ;

4. создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики необходимо также учитывать специфику деятельности организации.

Основными разделами учетной политики являются следующие.

1. Порядок организации бухгалтерского учета.

2. Методы оценки активов и обязательств.

3. Порядок контроля за хозяйственными операциями.

4. Порядок документооборота и технология обработки учетной информации.

© Фирсова Н.К., 2013

5. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

6. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

7. Формы первичных учетных документов.

8. Порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения.

Одним из первых подвергается тщательному анализу положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [4]. Указанное положение устанавливает, что в качестве основного средства организация принимает к бухгалтерскому учету активы, отвечающие одновременно следующим условиям:

• используются в производстве продукции, при выполнении работы или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

• используются в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

• организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

• способны приносить организации экономические выгоды в будущем.

Организация должна правильно подойти к понятию единицы бухгалтерского

учета при принятии к учету объектов основных средств. В ПБУ 6/01 установлено, что инвентарным объектом основных средств, признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Итак, в зависимости от способа выполнения работы основное средство может быть оприходовано на учет либо как:

• обособленный предмет

• обособленный комплекс.

И в том и в другом случает, это инвентарный объект. Если организация нарушит в своем бухгалтерском учете этот принцип, то ее ждут негативные последствия и в части налогообложения. Следующим методом оценки основного средства является формирование первоначальной стоимости основного средства. Первоначальной стоимостью основного средства является сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление объектов, которая включает в себя:

• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

• суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

• суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основного средства;

• регистрационные сборы и государственные пошлины;

• таможенные пошлины;

• невозмещаемые налоги;

• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основного средства;

• проценты по заемным средствам, если они начислены до момента принятия объекта основного средства к бухгалтерскому учету;

• суммовые разницы, возникающие в случае, когда оплата производится в рублях в сумме эквивалентной сумме в иностранной валюте;

• иные суммы, непосредственно связанные с приобретением основного средства.

Формируя первоначальную стоимость объекта с учетом вышеуказанных требований, правильно формируется и налоговая база для расчета налога на имущество организаций.

Следующим элементом формирования учетной политики должно быть определение правильности признания доходов организации. В бухгалтерском учете доходы организации признаются исходя из следующих условий, установленных положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 [5]:

• организация должна иметь право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

• сумма выручки должна быть определена;

• есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

• право собственности на продукцию, работы, услуги перешло к покупателю;

• расходы по указанной операции могут быть определены.

Указанные условия подчеркивают, что в бухгалтерском учете доходы следует признавать исходя из требований, установленных ПБУ 9/99 в отличие от признания момента формирования выручки для целей налогообложения. При чем, в отдельных случаях признание доходов и момент формирования выручки для целей налогообложения могут совпадать, однако это не должно быть общей закономерностью, подход к каждому моменту формирования должен определяться исходя их норм и требований законодательства.

Следующий элемент учетной политики устанавливается исходя из условий признания расходов организации. В ПБУ 10/99 «Расходы организации» [6] дано определение расходов. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации. В силу ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

• производятся в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательства и нормативных актов, обычаями делового оборота;

• сумма расходов может быть определена;

• есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Затраты организации, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском учете отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Классификация отдельных операций расходов на расходы будущих периодов или авансы выданные оказывает влияние на облагаемую базу по налогу на имущество. Исходя из этого, в качестве расходов следует признавать:

• расходы, связанные с подготовкой и освоением новых видов производств;

• расходы на приобретение лицензий, дающих право на осуществление определенных видов деятельности;

• платежи за предоставление прав на использование нематериальных активов (признаются в течение срока действия договора);

• расходы по различным видам добровольного страхования;

• расходы на сертификацию продукции (товаров), работ, услуг.

Учетная политика организации позволяет налогоплательщику уменьшить налоговое бремя, при чем опираясь на совершенно законные основания, содержащиеся в налоговом законодательстве РФ. Учетная политика позволяет оптимизировать налоговую базу в части двух налогов:

• налога на добавленную стоимость;

• налога на прибыль.

Для правильного определения момента формирования налоговой базы по налогу на добавленную стоимость необходимо определить момент получения организацией денежных средств от своих покупателей.

• Если по условиям договоров, связанным с предоставлением своим покупателям и заказчикам товаров, продукции, работ, услуг, организация получает денежные средства в качестве аванса или предоплаты, то в большинстве случаев, для нее не имеет значения момент формирования налоговой базы. Для таких организаций в учетной политике для целей налогообложения может быть утвержден момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов.

• Если оплата предоставленной продукции, товаров, работ, услуг осуществляется по истечении времени, т.е. в следующих временных периодах (например, на условиях коммерческого кредита), то в учетной политике следует утвердить момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств.

Следующие направления оптимизации налогообложения следует рассмотреть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Ключевым моментом является выбор налогоплательщиком метода признания доходов и расходов. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов, поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права признаются для целей налогообложения в соответствии со ст. 271 или 273 гл. 25 НК РФ [2].

Кассовый метод признания доходов и расходов приемлем не для всех организаций. Если в части выбора методов признания доходов и расходов существуют ограничения, то нужно искать другие возможности минимизации налогообложения, которые и предоставляет НК РФ. Для организаций, признающих доходы и расходы от реализации товаров, работ, услуг по методу начисления имеет смысл рассмотреть вариант создания резервов.

В целях упрощения для налогоплательщика процесса применения системы налогового учета наиболее целесообразно применить следующие подходы [7].

1. Максимально приблизить принципы учетных процедур по регистрации и обработке фактов хозяйственной деятельности и построения форм регистров налогового и бухгалтерского учета. Один из возможных вариантов - разработка перечня счетов аналитического налогового учета и накопления и систематизации данных налогового учета на этих счетах, в том числе с применением принципа двойной записи. При автоматизированном ведении учета это позволит синхронизировать учетный процесс в бухгалтерском и налоговом учете, а значит, и снизить трудоемкость обработки данных первичных документов, избежать дублирования операций.

2. Установить обязательный минимальный состав регистров аналитического учета и перечень их реквизитов с возможностью его дополнения налогоплательщиком в соответствии со спецификой его деятельности. Это позволит сделать формы и технику ведения налогового учета более единообразной, а, следовательно, и упростить задачу контроля за правильностью его ведения.

3. Выработать на основании единообразных принципов построения регистров налогового учета, их обязательного минимального состава и содержания единую методику формирования налоговой отчетности по налогу на прибыль.

В комплексе это поможет упростить как процедуры исчисления налоговых обязательств по налогу на прибыль и подготовки налогоплательщиком налоговых деклараций, так и проведение мероприятий налогового контроля.

Литература

1. Федеральный Закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России // одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 // утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н, в редакции изменений и дополнений.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 // утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №32н, в редакции изменений и дополнений.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 // утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №33н, в редакции изменений и дополнений.

7. Сапелкина А.А. Налоговый учет доходов и расходов. Принципы и подходы к организации // Финансы. - 2007. - №4. - С. 30-33.

К.В. Фисунов

РОЛЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена применению экспертных оценок при принятии управленческих решений. Автором исследован научно-методический материал, посвященный проблемам теории экспертных оценок, теории принятия решений, контроллингу, выявлено отсутствие теоретико-методологических основ организации управленческой экспертизы, разработано определение управленческой экспертизы.

Ключевые слова. Экспертиза, решение, экспертные оценки, контроллинг, организация, теория, управленческие решения, управленческая экспертиза.

В настоящее время идет активное становление экспертного метода исследования, не существует общепринятой научно-обоснованной классификации методов экспертных оценок и тем более однозначных рекомендаций по их применению, экспертиза становится нормой жизни общественных институтов и престижной формой деятельности. Тем не менее, как отмечают многие исследователи, общая теория экспертиз до настоящего времени не сформировалась. Необходимость становления новой науки экспертологии была отмечена П.К. Космачевым в середине XX века [4].

Использование результатов проведенной экспертизы дает возможность значительно уменьшить когнетивно-деятельностные ошибки, допускаемые лицами, ответственными за принятие конкретного управленческого решения, и в то же время позволяет избежать искажений в результате оппортунистического и недобросовестного поведения заинтересованных лиц.

Роль экспертных оценок возрастает не только в системе научных средств познания, но и в практике современного управления, а именно при формировании и обосновании того или иного управленческого решения при реализации, как государственного заказа, так и частных инвестиционных процессов.

Производственные советы и совещания выступают как некая форма экспертной деятельности. С тех пор как люди освоили способы общения, имели место совещания специалистов. В связи с чем, можно сделать вывод, что экспертные оценки зародились в один момент с обществом. Естественно, что со временем технологии проведения

© Фисунов К.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.