Научная статья на тему 'УЧЕТ ПСИХОМОТОРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЛЕГКУЮ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ'

УЧЕТ ПСИХОМОТОРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЛЕГКУЮ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ПСИХОМОТОРИКА / СТРУКТУРНЫЕ И УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ / CORRECTIONAL WORK / JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / PSYCHOMETRIKA / STRUCTURAL AND LEVEL CHARACTERISTICS OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гордикова И.В.

В статье были рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию характеристик психомоторного развития детей. Приведены и изучены эмпирические данные по исследованию психомоторных компонентов у детей с интеллектуальным дефектом в сравнении с нормально развивающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гордикова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING PSYCHOMOTOR FEATURES IN THE ORGANIZATION OF CORRECTIONAL WORK WITH CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION

In the article were considered the main theoretical approaches to understanding the characteristics of psychomotor development of children. The empirical data on the study of psychomotor components in children with intellectual disabilities in comparison with normally developing ones are presented and studied.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ПСИХОМОТОРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЛЕГКУЮ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ»

УДК 159.922

Гордикова И.В. ассистент кафедра психологии образования Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону УЧЕТ ПСИХОМОТОРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЛЕГКУЮ

УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ Аннотация: в статье были рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию характеристик психомоторного развития детей. Приведены и изучены эмпирические данные по исследованию психомоторных компонентов у детей с интеллектуальным дефектом в сравнении с нормально развивающимися.

Ключевые слова: коррекционная работа, младшие школьники с умственной отсталостью, психомоторика, структурные и уровневые характеристики психомоторного развития.

Gordikova I.V.

assistant of the Department of psychology of education

Southern Federal University Russia, Rostov-on-don ACCOUNTING PSYCHOMOTOR FEATURES IN THE ORGANIZATION OF CORRECTIONAL WORK WITH CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION Annotation: In the article were considered the main theoretical approaches to understanding the characteristics of psychomotor development of children. The empirical data on the study of psychomotor components in children with intellectual disabilities in comparison with normally developing ones are presented and studied.

Key words: correctional work, junior schoolchildren with mental retardation, psychometrika, structural and level characteristics of psychomotor development.

Логика построения коррекционно-развивающей работы не должна игнорировать иерархические взаимосвязи между психическими процессами и функциональными системами, которые имеют место в условиях «нормального» онтогенеза ребенка. Значимость целенаправленного коррекционно-разивавающего воздействия на развитие психомоторной сферы не вызывает сомнения и в отношении детей с различными вариантами дизонтогенеза, в том числе и с интеллектуальным недоразвитием. Тем не менее, в современной научной и методической литературе недостаточно полно представлен вопрос организации и содержания коррекционно -развивающей работы с детьми данной группы с учетом как уровневых, так и

структурных характеристик психомоторной сферы.

Анализ литературы показывает, что нет общепринятого, однозначного толкования термина "психомоторика" и понимания его сущности.

Психомоторика - (от греч. psyche - душа и movere - двигаться) -разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, основных духовных установок, возраста, пола и т. п. [2,6].

Основополагающими вопросами при изучении проблемы психомоторики являются: 1) понимание и трактовка сущности психомоторики; 2) представления о ее структуре и компонентах.

Рядом ученых (Е.П. Ильин, Н.А Розе, В.П. Озеров) предлагается подход к изучению психомоторики как к проявлению общей двигательной активности человека, решающую роль в которой играет кинестетический анализатор. Анализируя особенности психомоторики с учетом двигательных способностей, под которыми понимаются "такие психологические и психофизиологические особенности, которые способствуют успешности двигательной (физической) деятельности", Е.П.Ильин выделил несколько групп качеств, характеризующих психомоторику. Первая группа качеств включает в себя координационные способности, а именно: способности к сохранению равновесия тела и устранению статического и динамического тремора; проприоцептивные функции, включающие оценку, воспроизведение и дифференциацию пространственных, силовых и временных параметров движений, а также кратковременную и долговременную память на указанные параметры движений. Во вторую группу психомоторных характеристик, определяющих скоростно-силовые особенности и выносливость человека, входят показатели, характеризующие быстродействие (время реагирования на различные сигналы, максимальная частота движений, быстрота одиночного движения); показатели мышечной силы, степени напряженности (тонуса) мышц и подвижности суставов; скоростно-силовые качества (взрывная сила); выносливость при статических усилиях и при динамической работе. Выделяют также сложные способности, такие, как меткость, ловкость и т.д. [2, 5].

Зарубежные психологи предлагают иную классификацию факторов психомоторики: точность контроля; одновременная координация нескольких конечностей; ориентация ответа; время реакции; скорость движений руки; управление темпом; ловкость руки; ловкость пальцев; устойчивость руки и кисти; скорость движений кисти и пальцев; точность наводки [6, с.12].

В различных работах, в которых рассматриваются двигательные возможности человека, в частности — психомоторные качества, так же имеется неоднозначность использования терминов. Например, в научной литературе по физической культуре можно найти несколько терминологических понятий, характеризующих особенности двигательной деятельности: «физические качества», «двигательные качества (способности)» или, у Н. А. Бернштейна (1991), — «психофизические

качества» [1, с.42].

Таким образом, в данном случае разные термины описывают одно и то же явление с разных точек зрения. Поэтому целесообразно, говоря о психомоторных (физических, двигательных) качествах, рассматривать их как интегральную характеристику имеющихся на данный момент двигательных возможностей человека, обусловленную его анатомо-морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями.

Таким образом, анализ литературы показал крайнюю неоднородность используемых различными авторами психомоторных показателей. Свойства психомоторики, выделяемые различными авторами, во многом пересекаются. Моторная активность включает сенсомоторные реакции и сенсомоторную координацию, координация движений рук является частным случаем сенсомоторной координации, а одновременные и соразмерные движения — ее основным признаком.

В своем исследовании мы считаем целесообразным подход Н.И. Озерецкого к пониманию структурных характеристик психомоторного развития. Он выделяет следующие компоненты психомоторики [6, с.29]:

1. Статистическая координация;

2. Динамическая координация (преимущественно рук);

3. Динамическая координация (в целом);

4. Скорость движения;

5. Одновременность движений;

6. Отчетливость выполнения (отсутствие синкинезий).

К уровневым характеристикам относятся (по Бернштейну Н.А.): скоростные характеристики (количество движений кисти за 120с.); темп и ловкость движений; статистическое равновесие и т.д.

В рамках изучаемой проблемы, нами было проведено эмпирическое исследование психомоторных компонентов у детей с интеллектуальным дефектом в сравнении с нормально развивающимися на базе интерната VIII вида № 42 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте приняли участие 2 группы: одна группа (далее «Эмпирическая группа») учащиеся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы, состоящая из 20 человек. Из них 9 мальчиков и 11 девочек. И группа учащихся 1 -4 классов (далее «Контрольная группа») из общеобразовательной школы № 67 г. Ростова-на-Дону, состоящая из 20 человек. Из них 9 мальчиков и 11 девочек. Средний возраст учащихся 8-11лет. Общее количество респондентов составило 40 человек.

Методики диагностики.

При выборе методик психологического исследования, мы опирались на психодиагностический инструментарий, ориентированный для изучения особенностей психического развития детей младшего школьного возраста. Были определены параметрические методики. Пакет исследовательских методик состоял из [3,4,7].:

1. Шкалы Н.И. Озерецкого для оценки психомоторного развития

детей дошкольного и школьного возрастов.

2. Теппинг-теста

3. Схемы нейропсихологического обследования.

4. Интеллектуального теста для детей Д.Векслера.

5. Методы математической статистики: U - критерий Манна-Уитни, Коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена [Сидоренко Е. В., 1996].

Изучая моторные нарушения детей с интеллектуальным дефектом, мы пришли к выводу, что картина двигательных нарушений детей с умственной отсталостью сложна, и очень разнообразна. В основу диагностики мы положили физиологическую теорию уровневой организации движений Н. А. Бернштейна.

В свете уровневой теории организации движений оказалось возможным вычленить области поражения, недоразвития и нарушения согласованной деятельности отдельных церебральных систем. Основываясь на этой теории, мы провели анализ нарушений психомоторики детей с умственной отсталостью, проанализировали механизмы различных нарушений психомоторики — от простых движений и действий до сложных целенаправленных моторных актов, проследили развитие психомоторных компонентов детей с интеллектуальным дефектом в сравнении с нормально развивающимися.

В результате проведенного эмпирического исследования, были получены следующие результаты:

1. Всем учащимся экспериментальной группы, в двигательном развитии свойственно отставание от 2 до 4 лет, что по Н.И. Озерецкому относится к глубокой степени моторного отставания. В контрольной группе уровень психомоторного развития выше: 45% учащихся отстают в моторном развитии от своего биологического возраста максимум на 1год, это является показателем легкой степени моторного отставания, остальная часть этой группы (55%) в двигательном развитии превосходит свой возраст.

2. Младшие школьники с умственной отсталостью лучше справлялись с заданиями, направленными на диагностику крупной моторики. Учащиеся общеобразовательной школы наоборот лучше справлялись с заданиями, которые связаны с мелкой моторикой.

3. При проведении сравнительного анализа показателей уровня развития компонентов психомоторики, у школьников экспериментальной группы выявлено отставание по всем тестам. Исследование подтверждает, что у детей с нарушенным интеллектом почти по всем уровням (по Бернштейну) отмечаются отклонения в психомоторике. Выявляются нарушения функции статического равновесия (уровень А), динамической координации (уровень В), нарушения темпа и ловкости движений (уровень В и С).

4. При обследовании скоростного компонента моторики у младших школьников с умственной отсталостью выявляются формы двигательной недостаточности.

5.Анализ измеряемых показателей, позволил установить, что взаимосвязь психомоторного развития с мозговой локализацией поражения не обнаружена.

6.Сравнительный анализ данных обеих групп показал, что в группе с вербальным интеллектом уровень развития всех компонентов психомоторики значительно ниже, чем в группе с невербальным интеллектом. Выявлена достоверная связь между коэффициентом психомоторной зрелости и показателем интеллектуального развития. Отставание учащихся в психомоторном развитии связано с низким уровнем интеллекта.

При этом важно отметить, что в наибольшей степени отстают такие характеристики моторики, как точность, равновесие, которым сопутствуют и различные нарушения физического развития и двигательных способностей.

Полученные результаты являются необходимыми для организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими легкую умственную отсталость с учетом как уровневых, так и структурных характеристик психомоторной сферы.

С учетом полученных результатов, нами предложены принципы коррекции. Коррекционная работа должна быть индивидуализирована и учитывать структуру уровневых поражений.

При поражении коркового, предметного уровня организации движений, когда невозможна смысловая организация двигательного акта, овладение движениями должно происходить с опорой на более сохранные нижележащие церебральные уровни. Движение формируется в первую очередь по подражанию. На этом этапе большая роль принадлежит занятиям ритмикой.

При сохранности коркового, смыслового уровня организации движений коррекционная работа ведется по развитию двигательных качеств, временных и пространственных параметров движений. Она осуществляется путем длительных тренировок, расчленения действий на простые элементы, с опорой вначале на более сохранные нижележащие церебральные уровни.

Таким образом, анализ психомоторного развития младших школьников с умственной отсталостью с позиций уровневой теории организации движений дает новые возможности для изучения, понимания и подбора методов коррекции психомоторной недостаточности детей с интеллектуальным дефектом.

Коррекция психомоторных расстройств детей с умственной отсталостью ведет к улучшению их психического развития, которое осуществляется в значительной степени путем развития моторики, предметных действий, навыков самообслуживания и трудовой деятельности. Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленить структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие «контингента движений» (Н. А. Бернштейн) того или иного церебрального уровня.

1. Коррекция недостаточности руброспинального уровня организации движений заключается в выработке навыков удержания определенной позы в покое и в движении. [1, 7]. Совершенствование деятельности этого уровня организации движений осуществляется развитием статической выносливости, равновесия, способности удерживать позу после сбивающего воздействия (кружения).

2. Недостаточность уровня синергии выражается в бедности защитных, вспомогательных, выразительных, мимических, пластических движений. Наиболее адекватным методом коррекции синергической недостаточности являются музыкально-ритмические занятия. Помимо музыкальноритмических занятий коррекция экстрапирамидной недостаточности уровня синергии осуществляется гимнастическими и акробатическими упражнениями, направленными на развитие гибкости, укрепление мышц туловища. Полезны лазанье через препятствия, перешагивания, упражнения с партнером. В упражнениях следует использовать различные предметы: веревки, мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, набивные мячи, мешочки с песком и др. [1, 7].

3. Недостаточность уровня пространственного поля проявляется в слабости, неточности, несвоевременности движений. Коррекция недостаточности этого уровня связанно с развитием силы, быстроты движений, их точности. Используются различные эстафеты, игры с мячом, метания в цель и другие [1, 7].

4. При недостаточности теменно-премоторного уровня организации движений страдает не реализация двигательного акта на нижележащих уровнях центральной нервной системы, а его организация на корковом уровне. Проявляется недостаточность в интеллектуальном, с опорой на память, решении двигательной задачи. Затрудняется автоматизация предметных действий вследствие повышенного внимания детей с умственной отсталостью к деталям движения. Коррекция недостаточности этого уровня организации движений осуществляется играми по правилам, с осознанием, запоминанием, пересказом их содержания. Используются игры и упражнения на развитие внимания, сообразительности, находчивости [1,

5].

Таким образом, учет психомоторных особенностей необходим для правильного построения коррекционной работы с детьми, имеющими легкую умственную отсталость. Психомоторные (физические, двигательные) качества необходимо рассматривать как интегральную характеристику имеющихся на данный момент двигательных возможностей человека, обусловленную его анатомо-морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями. Коррекционно-развивающая работа детей с умственной отсталостью должна быть индивидуализирована и учитывать структуру уровневых поражений.

Использованные источники: 1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П.

Зинченко. Москва-Воронеж, 1997.

2. Коренкова Н.Е., Олейник Ю.Н. Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности человека // Психологический журнал. - 2006. - № 1.

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.

4. Стрекалов А.С. Развитие двигательных и познавательных способностей детей дошкольного возраста с умственной отсталостью на основе принципов индивидуализации и дифференциации их деятельности // Вестник ТГУ. 2011.№12. С. 221-225.

5. Мельнова В.И., Кравцова О. Н. Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 74-76.

6. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+, 2002.

7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000, с.208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.