Научная статья на тему 'ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС'

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / КОРРЕКЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ / РЕЛАКСАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербак О.М.

Психомоторные навыки обеспечивают единство моторного, когнитивного и эмоционального компонентов. Они способствуют развитию всех сторон личности ребенка и раскрытию его потенциала. В выявлении уровня психомоторного развития у детей с ОВЗ в исследовании принимали участие 20 учеников в возрасте от 8 до 12 лет. Использовалась диагностическая карта обследования психомоторики. Результаты показали не сформированность данных навыков. Для развития психомоторных навыков был разработан коррекционный комплекс упражнений, проводимый в течении учебного года. На конец года динамика уровня развития психомоторных процессов положительная. Из 20 обучающихся с нарушениями психомоторных навыков у 5 детей эти навыки исправлены и автоматизированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербак О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF STUDENTS IN CORRECTIONAL SCHOOL UNDER THE CONDITIONS OF THE FGOS IMPLEMENTATION

Psychomotor skills provide the unity of motor, cognitive and emotional components. They contribute to the development of all aspects of the child's personality and the disclosure of its potential. In identifying the level of psychomotor development in children with disabilities, 20 students aged 8 to 12 years old took part in the study. A diagnostic map of psychomotor examination was used. The results showed the lack of formation of these skills. For the development of psychomotor skills, a corrective set of exercises was developed, carried out during the academic year. At the end of the year, the dynamics of the level of development of psychomotor processes is positive. Out of 20 students with impaired psychomotor skills, 5 children have these skills corrected and automated.

Текст научной работы на тему «ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

УДК 376.42

Щербак О.М. учитель-дефектолог ГБОУ «Курганская школа №8» Россия, Курган

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация: психомоторные навыки обеспечивают единство моторного, когнитивного и эмоционального компонентов. Они способствуют развитию всех сторон личности ребенка и раскрытию его потенциала.

В выявлении уровня психомоторного развития у детей с ОВЗ в исследовании принимали участие 20 учеников в возрасте от 8 до 12 лет. Использовалась диагностическая карта обследования психомоторики. Результаты показали не сформированность данных навыков.

Для развития психомоторных навыков был разработан коррекционный комплекс упражнений, проводимый в течении учебного года. На конец года динамика уровня развития психомоторных процессов положительная. Из 20 обучающихся с нарушениями психомоторных навыков у 5 детей эти навыки исправлены и автоматизированы.

Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, психомоторное развитие, коррекция движений, развитие межполушарного взаимодействия, графомоторные навыки, релаксация.

Shcherbak O.M. teacher - defectologist State Educational Institution "Kurgan school number 8 "

Russia, Kurgan

PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF STUDENTS IN CORRECTIONAL SCHOOL UNDER THE CONDITIONS OF THE

FGOS IMPLEMENTATION

Annotation. Psychomotor skills provide the unity of motor, cognitive and emotional components. They contribute to the development of all aspects of the child's personality and the disclosure of its potential.

In identifying the level of psychomotor development in children with disabilities, 20 students aged 8 to 12 years old took part in the study. A diagnostic map of psychomotor examination was used. The results showed the lack of formation of these skills.

For the development of psychomotor skills, a corrective set of exercises was developed, carried out during the academic year. At the end of the year, the dynamics of the level of development of psychomotor processes is positive. Out of 20 students with impaired psychomotor skills, 5 children have these skills corrected and automated.

Key words: intellectual impairments, psychomotor development, movement correction, development of interhemispheric interaction, graphomotor skills, relaxation.

Личность не воспитывается по частям, но создаётся синтетически

всей суммой влияний, которым она подвергается.

А. С. Макаренко

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в общей, специальной педагогике и психологии.

Психомоторика или психомоторные процессы — это объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями. Это понятие в психологию ввел И. М. Сеченов, хотя термин «психомоторные центры» существовал и раньше.

И.М. Сеченов писал: «Жизненные потребности родят хотения, и уже эти ведут за собою действия; хотение будет тогда мотивом или целью, а движение — действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явление двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными». [7]

Психомоторные навыки - это интеллектуальные и двигательные навыки, зависящие от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этим навыкам происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Трактовка «психомоторики» как органического единства двигательного, познавательного и эмоционального компонентов, определяет ее связь с развитием личности ребенка в целом. В связи с этим, целью системы работы по психомоторному развитию является развитие всех сторон личности ребенка и раскрытие его потенциальных возможностей, что позволит подготовить каждого к успешному психическому развитию на последующих возрастных стадиях (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.). Единство и гармония всех компонентов психомоторики обеспечивает успешность физического, нравственного, умственного, эстетического развития и подготовку ребенка к элементарным видам труда.

Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями. Согласно приказу Минобрнауки от 19.12.14г №1598 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта» (ФГОС), целью специального образования является «введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами».[8]

Психомоторное развитие ребенка с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями является основой полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. От уровня психомоторного развития во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности, а это ведет к повышению самооценки, снижению уровня тревожности ребенка, что благоприятно влияет на развитие и становление эмоционально - волевой сферы ребенка.

Коррекция и развитие детей с интеллектуальными нарушениями -одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики, дефектологии и психологии. У данной категории детей в силу различных причин, свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. Отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. Наиболее сложными для них являются упражнения, требующие координации движений четырех конечностей по перекрестному типу. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Анализируя используемые современные методы коррекционно- развивающего воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья, следует сказать, что невозможно добиться положительных результатов в развитии психических и личностных качеств детей без применения методов нейропсихологической коррекции. Технология нейропсихологической коррекции связана с мозговой организацией психических процессов. Подбирая специализированные упражнения можно воздействовать на восстановление поврежденной системы. Максимальный реабилитационный эффект достигается в

сочетании с лечебно-оздоровительными мероприятиями. В основу нейропсихологических методов легли научные данные А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Л. С. Цветковой, Б.А.Архипова и других. Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесноориентированные методы. Технология нейропсихологической коррекции имеет трехуровневую систему (основанную на трех функциональных блоках мозга, по А.Р. Лурия). [5]

1. Уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований. На данном уровне используется комплекс дыхательных упражнений, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой и общей моторики.

2. Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (уровень автоматизмов) и предполагает включение различных видов упражнений:

- упражнения - растяжки;

- дыхательные упражнения;

- глазодвигательные упражнения;

- упражнения для артикуляционного аппарата;

- перекрестные телесные упражнения;

- упражнения для развития мелкой моторики рук;

- упражнения релаксационные;

- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;

- упражнения с правилами и т.д.

Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями.

Одним из актуальных направлений совершенствования психолого -педагогической системы работы с детьми с умственной отсталостью является поиск эффективных форм коррекционного воздействия.

Психокоррекционная помощь проводится как в индивидуальной форме, так и в групповой.

При планировании коррекционно-развивающей деятельности, направленной на психомоторное развитие детей с ОВЗ необходимо соблюдать следующие требования:

1. Четкое формулирование целей коррекционных мероприятий.

2. Определение задач, позволяющих конкретизировать поставленные

цели.

3. Подбор конкретных методик и техник, способствующих оптимизации достижения результатов.

4. Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая).

5. Определение кратности (ежедневно, один или два раза в неделю)и длительности каждой встречи (10 минут, 15 минут, 20 минут).

6. Планирование форм участия других специалистов (психологов, педагогов, социальных работников).

Особенности психомоторного развития у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью изучаются мною на базе ГБОУ «Курганская школа №8». В исследовании принимают участие 20 детей со 2 по 5 классы в возрасте от 8 до 12 лет. Используется диагностическая карта обследования психомоторики. В таблице показано обследование на начало и конец учебного года:

Таблица №1.

Диагностическая карта обследования психомоторики со 2 по 5 классы

№п/п Тема Сентябрь Май

( кол -во уч.) ( кол-во уч.)

1. Мелкая моторика

«Коза» 12 16

«Ножницы» 14 18

«Кольцо» 16 19

«Кулак-ладонь» 20 20

Координация руки и глаза. 10 14 (завязывание шнурков, нанизывание бус).

Работа ножницами. 14 17

Вырезание по контуру предметных 18 19 изображений.

2. Графомоторные навыки

Обводка 16 18

Штриховка 15 18

Раскрашивание 18 19

Графический диктант зрительный и на слух. 12 16

Рисование бордюров по образцу. 15 17

3. Тактильные ощущения

Восприятие поверхности:

Гладкий - шершавый 16 18

Мягкий -твёрдый 13 15

Колючий - пушистый 14 16

Работа с пластилином. 17 20

Раскатывание, скатывание, вдавливание. 4. Восприятие формы.

18

20

Круг

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Овал

Восприятие величины.

Большой - маленький Высокий - низкий Длинный - короткий Широкий - узкий Толстый - тонкий

13

14 11 13 9

17 16 14 17 16

20

19 18

20 19

16 18 17 17 14

По результатам проведенного обследования можно сделать вывод о том, что психомоторное развитие у детей с умственной отсталостью не сформировано, поэтому нуждается в специально организованной системной коррекционно-развивающей работе на занятиях дефектолога.

Для развития психомоторных навыков используются циклы занятий, которые содержат комплексы упражнений, которые усложняются по мере овладения ими, и подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

1. Дыхательное упражнение.

Цель: Вырабатывать правильное дыхание, которое способствует общему оздоровлению за счет оптимизации кровообращения и газообмена.

Например: «Глубокое дыхание», «Воздушный шар», «Комарик» и другие.

2. Глазодвигательное упражнение.

Цель: расширять поле зрения, улучшать восприятие, активизировать процесс обучения.

Например: «Движение по 4-м направлениям и диагоналям», «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Восьмерка» и другие.

3. Упражнение, направленное на развитие межполушарного взаимодействие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: осуществлять полноценный обмен информацией между правым и левым полушариями, формировать функциональную связь обоих полушарий.

Например: «Ухо-нос», «Кулак-ребро -

ладонь», «Колечко», «Лезгинка»,

«Голова-живот» и другие.

4. Телесное упражнение.

Цель: обогащать и дифференцировать сенсорную информацию, формировать и корректировать базовые сенсомоторные взаимодействия.

Например: «Сорви яблоко», «Листопад», «Тучка и солнышко» и другие.

5. Упражнение на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

Цель: развивать мелкую моторику и графомоторные навыки.

Например: «Графический диктант», «Расставь точки», «Шнуровка», «Трафареты», «Найди в мешочке», «Вырежи меня», элементы Монтессори и другие.

6. Релаксация.

Цель: способствовать расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущениям как единым процессом.

Например: «Снеговик», «Цветок», «Колосок на ветру», «Тянемся к солнышку» и другие.

Любая коррекционно-развивающая работа требует длительного времени, выработка психомоторных навыков особенно. На уроках я, как

учитель, использую различные формы_организации урока: урок-

путешествие, урок-сказка, урок-викторина. Игровые технологии очень важны, т. к. занятия проходят во второй половине дня. На каждом занятии расширяю активный словарь учащихся. Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.

На конец года динамика уровня развития психомоторных процессов положительная. Из 20 обучающихся с нарушениями психомоторных навыков у 5 детей эти навыки исправлены и автоматизированы. Эффективность проведенных мною коррекционных занятий

прослеживается и необходимо продолжать работу в данном направлении, так как у детей с интеллектуальными нарушениями страдает возможность вырабатывать и закреплять двигательные функции. Поэтому, я ищу новые методы и приемы по развитию и коррекции психомоторных функций обучающихся.

Для успешного проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, пользуюсь следующими методическими советами:

1. Залог успеха занятий в их доступности.

2. Перед ребенком надо ставить конкретные задачи по выполнению двигательного упражнения.

3.Упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами (перерывами, то непрерывно).

4. Нужно добиваться сначала практического усвоения действия в целом, а потом работать над его совершенствованием.

Использованные источники:

1. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000. - 1008с.

2. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.. 1930. Т. 1. - 342с.

3. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология - 2003-№5. с.45-51.

4. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду -2003 - №5 - С. 31 - 34.

5. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии» Учебное пособие для студентов высш. Уч. Завед. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -384 с.

6. Семенович А.В., Ланина Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка - фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. - №2 - 2004 - С. 44- 50.

7. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. М., 1952. - 238с.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.14г №1598 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ОВЗ. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/ (дата обращения: 05.04.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.