achievements and knowledge, the positive relation to the doctrine, perception of the life as filled with sense, planning, representations about itself as about the strong personality.
Получено 20.10.2011 г.
УДК 372.8
А.Г. Демидова ассист., 8- 906- 534-89- 98, al.demidowa2011 @ yandex.ru (Россия, г. Тула, ТулГУ;)
С.А. Смирнов, канд. пед. наук, доц., руководитель инновационного центра информационных технологий и форм образования ФИРО, 8-916-192-45-14, [email protected] (Россия, г. Москва, ФИРО)
УЧЕТ ПСИХОЛОГИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ТРЕБОВАНИЯХ К ЭЛЕКТРОННОМУ УЧЕБНИКУ
Рассматривается проблема соответствия психологических особенностей обучающихся системе требований к электронному учебнику. Дана классификация требований и перечислены типы электронного учебника. Сформулированы функциональные и психологические требования к структуре учебно-методического комплекса.
Ключевые слова: электронный (компьютерный) учебник, эргономические требования, вариативность, учебный модуль, управляющая система, психологические особенности обучающегося.
В образовательном процессе современных учреждений все чаще используется электронный учебник. Они начинают широко применяться при обучении по всем дисциплинам. Сегодня уже для каждого предмета школы и вуза разработаны электронные учебники, а в высшем профессиональном образовании создано по несколько учебников на одну и ту же дисциплину. Почти каждый вуз разрабатывает «свои» учебники.
В одних случаях электронные учебники являются дополнением к бумажным (это чаще в школах), в других - «самостоятельными» учебниками для дисциплины. По мнению специалистов, работающих в области создания электронного сопровождения процесса обучения, электронный учебник - это целостная дидактическая, методическая и интерактивная программная система, которая позволяет изложить сложные моменты учебного материала с использованием богатого арсенала различных форм представления информации. Использование средств мультимедиа повышает доступность обучения за счет большей наглядности представления материала. В литературе имеются описания электронных (компьютерных) учебников, однако однозначного определения такого учебника не существует.
Категории электронного учебника. По выполняемым функциям все электронные учебники можно разделить на три группы.
1. Информационные учебники. Это наиболее простая категория учебников. К ней можно отнести иллюстрации к бумажному учебнику или электронные копии бумажного учебника (и другие электронные ресурсы близкие по характеристикам). Сегодня в продаже часто можно встретить бумажный учебник с приложенным к нему диском, на котором представлены схемы, графики, рисунки, видеофрагменты и отрывки из художественных и документальных фильмов, ярко представляющие материал, изложенный в бумажном учебнике. Электронным учебником в полной мере такой диск назвать нельзя - это, скорее, дополнение к бумажному учебнику. Электронная копия бумажного учебника - другое дело. В такой копии есть все учебное содержание дисциплины и по такому электронному учебнику уже можно изучать учебный материал.
Однако у таких учебников есть серьезный недостаток - они не дают возможности приобрести практические навыки и проконтролировать качество освоения материала. Поэтому более эффективны учебники следующего типа.
2. Информационно-контролирующие учебники. Наиболее часто можно встретить понимание электронного учебника как курса, который содержит три составляющие: презентационную часть, в которой излагается основная информационная часть курса, практическую часть (или упражнения), с помощью которой закрепляются полученные знания, и контрольную часть (тесты), позволяющую проводить объективную оценку знаний обучающегося. Компьютерный учебник этого типа соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Такое расширение функций приводит к тому, что электронные учебники перестают быть просто учебником и приобретают форму учебнометодического комплекса (УМК), который иногда называют программнометодическим комплексом.
По мнению большинства авторов [10, 14, 16], электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, содержащий сведения по конкретному учебному предмету, курсу или разделу и позволяющий с помощью преподавателя или даже самостоятельно освоить данный курс.
Здесь важной характеристикой выступает интерактивность. Она позволяет установить обратную связь - от пользователя информации (студента) к ее источнику (преподавателю). Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.
3. Поисково-развивающие учебники. По мнению Е.А. Суховиенко [14], электронный учебник, отвечая требованиям, предъявляемым к традиционным учебникам, одновременно может реализовывать новые по сравнению с ним возможности и решать новые задачи. В частности, отвечая требованиям последовательного, систематичного изложения информации
343
и педагогически проработанного содержания, электронный учебник может осуществлять еще и диагностическую функцию, что весьма трудно реализовать в традиционном учебнике.
М.А. Холодная [15] отмечает, что с увеличением числа функций, которые выполняет электронный учебник, происходит изменение психологического статуса учебника - он превращается в интеллектуальный самоучитель. Это позволяет облегчить работу учителя при подготовке урока и соответственно высвобождает ему время для индивидуальной работы с обучающимися, расширяет сферу учебной деятельности обучающегося, обеспечивает индивидуализацию учебной деятельности в соответствии с его складом ума. Создание такого учебника требует учета психологических механизмов интеллектуального развития ребенка, особенностей состава и строения его ментального опыта и ориентации интеллектуальной деятельности ученика на развитие компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции и уникальности склада ума.
Индивидуальный подход к личности обучающегося формируется после проведения психологического тестирования. Результат такого тестирования позволяет разделить обучающихся на определенные группы и предложить наиболее адекватные модели изучения учебного материала.
Важным достоинством электронных средств обучения и, в частности, электронных учебников является индивидуальный темп обучения. Под этим авторами подразумеваться не только "индивидуализация" по времени, так как обучение при классно-урочной системе подчинено жестким временным рамкам, но и вариативность развернутости учебного материала, учет типа памяти, темперамента и мышления учащегося. Можно говорить не только о психолого-педагогических требованиях, но и о психофизиологических.
М.В. Храмова [16] указывает на то, что все люди воспринимают и запоминают информацию, а также думают по-разному. Эти различия в значительной мере определяются тем, какая сенсорная система является ведущей у данного конкретного человека. Для процесса обучения главное значение имеют зрительная, слуховая и кинестетическая сенсорные системы. У каждого человека есть все три вида памяти, но одна из трех систем представления информации обычно развита больше других. Для учета индивидуальных особенностей памяти в электронных учебниках и обучающих программах желательна возможность различной последовательности изложения одного и того же материала в зависимости от типа ведущей системы памяти. При наличии средств мультимедиа изложение материала лучше перемежать: текст, объяснение голосовое, образное (графическое) представление материала.
При глубокой индивидуализации электронный учебник должен предоставлять учащимся (или студентам) различные варианты изучения курса, обеспечивать индивидуальную скорость обучения, содержать инструк-
344
ции по его использованию, предоставлять возможность имитации различных форм учебных занятий, включая объяснение нового при минимизации текста и использовании голосовых и визуальных образов. Учебник должен обеспечивать как непрерывный, так и пошаговый режим обучения: каждый крупный фрагмент должен заканчиваться упражнениями и контролем, в том числе и тематическим.
Практика применения, электронных учебников второго и третьего типа [4, 8] показывает, что реализация всех звеньев дидактического цикла процесса обучения посредством единой компьютерной программы существенно упрощает организацию учебного процесса, сокращает затраты времени учащегося на обучение и обеспечивает целостность дидактического цикла. Процесс обучения происходит на принципиально новом, более совершенном уровне, так как электронный учебник дает возможность работать в наиболее приемлемом для обучаемого темпе, обеспечивает возможность многократных повторений и диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае электронным учебником. В данном варианте процесса обучения обеспечена возможность связи с педагогом через Интернет-коммуникации.
Требования к электронному учебнику
В России создано значительное количество электронных учебников. Какая-то часть из них используется по назначению, но значительная часть (можно с уверенностью сказать, что это намного больше половины) используется слабо или совсем не используется. Одна из причин заключается в том, что скорость развития информационных технологий велика и программы, разработанные пять лет назад, уже являются морально устаревшими. Однако основная причина заключается в другом. Разработку учебника можно сравнить с созданием фильма, когда, кроме многогранных знаний и умений, требуется значительная доля интуиции и таланта. Сам процесс создания учебника является, безусловно, творческим.
Несмотря на то, что разработка электронного учебника представляет собою свободный творческий процесс преподавателя и программиста, для создания хорошего продукта необходимо придерживаться определенных требований. Рассмотрим, какие требования на сегодня предъявляются к электронному учебнику. Определимся сразу, что мы рассматриваем требования не ко всем типам электронных учебников. Для учебников первого типа эти требования являются просто лишними. Там другая технология. Более того, не все требования применимы к учебникам второго типа. Поэтому, выдвигая требования к электронным учебникам, мы ориентируемся на учебники третьего типа и частично второго типа.
В литературе некоторые требования к электронному учебнику освещены достаточно подробно [1, 3, 14, 16, 17, 18]. О других не сказано почти ничего.
Все требования условно можно разделить на шесть групп.
345
1. Требования к учебному содержанию и форме его представления.
2. Требования к структуре учебно-методического комплекса.
3. Требования к совместимости компьютерных программ и учебного содержания.
4. Эргономические требования.
5. Требования к управляющей системе и форме представления материала.
6. Требования по учету психологических особенностей обучающихся.
Рассмотрим эти требования по порядку.
Требования к учебному содержанию и форме его представления
Первая и важнейшая группа требований - это требования к содержанию учебного материала электронного учебника или УМК. Исследователи особое внимание обращают на следующие требования:
- на соответствие государственным образовательным стандартам по данной дисциплине;
- на полноту изложения материала, позволяющую изучить соответствующий учебный курс;
- на необходимость особого способа изложения - структурирования учебного материала.
Мы не будем останавливаться на особенностях требований к содержанию, так как в целом требования к содержанию являются отражением государственных образовательных стандартов или требований работодателей к подготовке работников для предприятий и организаций. Эти требования формируются не на уровне разработчиков электронных учебников, а на уровне министерств и ведомств Российской Федерации.
Можно только добавить перечень ключевых компетенций, которые необходимо любому человеку в наше время освоить в школе. Этот перечень состоит из восьми ключевых компетенций и сформулирован странами Евросоюза в 2006 году. Освоение этих восьми компетенций является приоритетным для всех возрастных групп населения.
Эти ключевые компетенции включают такие компетенции, как:
1. «Способность к общению на родном языке», которая содержит возможность выражать и интерпретировать мысли, чувства, факты и мнения в устной и письменной форме, а также взаимодействовать во всем спектре общественных и культурных форм.
2. «Способность к общению на иностранном языке», которая предполагает общение в профессиональной и культурной сферах и посредничество в межнациональном взаимопонимании.
3. «Математическую компетенцию» в области науки и техники, которая представляет собой способность применять математическое мышление для решения проблем, возникающих в повседневной жизни. Они
включают, в том числе, и понимание природы и сути изменений, вызванных деятельностью человека, и его гражданскую ответственность.
4. «Цифровую компетенцию», которая предполагает уверенность и способность критического использования информационных технологий различных сфер и наличие базовых навыков в области ИКТ.
5. «Умение учиться» - умение организовывать и проводить свое собственное обучение (индивидуально или в группах), в соответствии с собственными потребностями, а также осведомленность о методах обучения.
6. «Социальную и гражданскую компетенции». Социальная компетенция носит личный характер и касается межличностного общения и основ межкультурной коммуникации (понимание кодексов поведения и обычаев в различных средах), форм поведения, которые необходимы для эффективной социально-трудовой жизни. Гражданская компетенция представляет собой знание социально-политических основ общества (демократия, справедливость, равенство, гражданство и гражданские права), и активное участие в его жизни.
7. «Инициативу и предпринимательство» - способность превратить идеи в жизнь. Она предполагает творческий подход, новаторство и риск, а также способность к планированию и управлению проектами в целях достижения результата. Человек должен осознавать особенности своей работы и использовать возможности, которые возникают.
8. «Культурная осведомленность», включающая способность к оценке творческого выражения идей и эмоций в различных средствах мае -совой информации (музыка, исполнительское искусство, литература и изобразительное искусство).
Именно эти ключевые компетенции, по мнению специалистов Евросоюза, обеспечивают основу для поддержки национальных интересов и выработаны ими специально для образования и профессиональной подготовки.
Для нас более интересным является форма представления учебного материала. Здесь требования для учебного пособия могут быть следующими:
1. Учебный материал должен представляться самостоятельными блоками небольшого объема (10; 18; 36 часов) для того, чтобы из них можно было «собирать» учебную дисциплину любого объема и любой глубины изучения.
2. Представление материала на экране компьютера более эффективно проводить в многооконном режиме.
3. Необходимо использовать мультимедийные возможности. Представление наглядного материала лучше сопровождать дополнительной видео- и аудиоинформацией, различной анимацией, голосом.
4. В тексте должны использоваться гиперссылки и всплывающие подсказки или применяться структура гипертекста.
5. Изучение тем должно проходить в интерактивном, диалоговом режиме, это повышает эффективность освоения учебного материала.
6. Целесообразно изучать за одно занятие не более 7 смысловых единиц (в сжатом или развернутом виде).
7. На одной странице должна располагаться одна смысловая единица. Удобнее когда текст всей темы находится на одной странице и его можно двигать вверх-вниз.
8. Материал должен располагаться так, чтобы не нужно было двигать лист влево - вправо.
9. Необходимо наличие разной степени сложности заданий для формирования различных уровней усвоения учебного материала.
Кроме содержания и формы его представления важную роль играет структура представления материала. Здесь выделяются несколько принципов, обеспечивающих эффективность структурирования. Первый принцип состоит в том, что знания предъявляются в их ближайших взаимосвязях с другими, уже усвоенными знаниями. Другой принцип требует изложения изучаемых объектов как системы взаимосвязанных элементов, а каждого объекта - как элемента системы с определенной структурной связью. Логическое строение учебного материала является эталоном мышления для учащихся. Структурирование учебной информации позволяет учесть психологические особенности формирования понятий, поскольку, по Л.С. Выготскому, каждое понятие существует только в системе понятий, а система суждений, в которых раскрывается содержание понятия, содержится в свернутом виде в его структуре [14].
В Челябинском педагогическом университете реализовывался проект создания электронных учебников для средней школы, в основе которых лежит выделение логической структуры учебного материала, то есть связей между входящими в его состав логическими элементами. Каждый учебник имеет естественную структуру: главы, параграфы, пункты. Структуру принимали в качестве основы для проведения логического анализа, сохраняя условно две степени дробления учебника - на главы и параграфы. В тексте учебника выделяются структурные единицы. Для учебника математики характерны такие виды структурных единиц, как понятия, задачи, примеры, теоремы, таблицы. Каждая структурная единица учебника состоит из двух окон: содержания и рисунка. При создании иллюстраций разработчики опирались на известные из психологии восприятия положения. В частности, движущиеся изображения использовались в случае, когда необходимо показать учащимся анализ понятия или ход решения задачи; при этом динамическое изображение структурировано, то есть состоит из отдельных шагов, каждый из которых можно рассмотреть сколько угодно раз.
Требования к структуре учебно-методического комплекса
Содержание, отобранное в соответствии с требованиями первой группы требований, должно быть изучено обучающимся. И здесь гарантия этого обязательна, при условии, что обучающийся в строгой последовательности проработает весь материал.
В ходе широкого применения электронных учебников было установлено, что УМК, разработанный на основе дистанционных образовательных технологий, может и должен выполнять намного больше функций, чем простой бумажный учебник. Учебно-методический комплекс, в соответствии с программой дисциплины (учебного курса), должен обеспечивать:
1. участие обучающегося в очной работе с учителем в аудитории или школьном классе;
2. организацию самостоятельной работы обучающегося по изучению учебного материала;
3. проведение тренинга путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных (методически и дидактически проработанных);
4. обеспечение контроля знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию), методическое сопровождение дистанционного обучения;
5. осуществление дополнительной информационной поддержки дистанционного обучения (дополнительные учебные и информационносправочные материалы).
Функций много и структура УМК должна быть намного сложнее бумажного учебника. Но, к сожалению, нормативного обеспечения такому разнообразию функций пока не введено. Поэтому с требованиями к структуре электронного учебника (или УМК) дело обстоит намного сложнее. Прямых требований, типа ГОСа или ГОСТа, пока нет. Существует только ряд рекомендаций или советы разработчиков электронных учебников и работников образовательных учреждений, применяющих дистанционные образовательные технологии. Например, для реализации указанных функций, часто применяют следующую структуру электронного учебника:
1. рабочий учебный план обучающегося;
2. программу учебного курса (содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебного курса),
3. расписание проведения учебных занятий всех видов;
4. методические указания по изучению дисциплины (учебного курса) и подготовке к различным видам занятий, текущему контролю знаний и промежуточной аттестации;
5. учебное пособие по учебному курсу, вместе со списком рекомендуемой литературы, содержащим список сайтов с нужной информацией и инструкцией по работе с пособием;
6. дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля);
7. практикум (лабораторный практикум, практическое пособие) по учебному курсу вместе с рекомендациями по выполнению практических заданий;
8. пособие по организации самостоятельной учебной работы обучающегося.
В состав УМК могут включаться дополнительные информационные ресурсы: учебные (учебники, учебные пособия, тексты лекций, хрестоматии), информационно-справочные (справочники, словари (в том числе терминологические), рекомендации по проведению практики и другие материалы.
Представленная выше структура УМК на сегодняшний день является наиболее популярной. Однако, она не отвечает требованиям предъявляемым к структуре с разделяемым контентом, действия с которым определяет стандарт БСОЯМ.
По мере накопления электронных ресурсов принципы работы с разделяемым контентом станут более популярным. Более того, при большом количестве электронных ресурсов в образовании эти принципы становятся единственно возможными. В случае учета особенностей БСОЯМ структура электронного учебника по учебному курсу должна выглядеть следующим образом:
- спецификация учебного курса с метаданными, представляющими
основные характеристики курса;
- набор целостных учебных модулей.
Спецификация представляет собой краткое описание основных характеристик и связей учебного курса. По сути - это паспорт учебного курса, в котором указаны все основные данные. В спецификацию входят такие характеристики как:
- название учебного курса;
- код учебного курса и коды, входящих в него модулей;
- цель обучения;
- конечные результаты, достигаемые по итогу освоения материала
блока;
- уровень освоения учебного материала;
- исходные требования, раскрывающие, что должен знать и уметь обучающийся приступающий к освоению блока (модуля). Какие блоки необходимо знать для успешного освоения модуля;
- плановая продолжительность освоения курса;
- для подготовки по каким специальностям необходимо освоение данного курса в обязательном порядке;
- для каких специальностей материал курса не является обязательным, но может быть полезен;
- какие следующие курсы можно будет освоить после успешного
изучения данного курса;
- рабочий учебный план обучающегося;
- программа учебного курса (содержание, объем, а также порядок
изучения и преподавания учебного курса);
- расписание проведения учебных занятий всех видов по курсу.
Каждый учебный модуль представляет собой законченную часть
учебного материала, по которому проводится контроль качества освоения учебного материала, и имеет следующую внутреннюю структуру:
- спецификация модуля;
- учебный материал;
- практический материал для развития умений;
- контрольный материал;
- методический материал по изучению материала модуля.
Требования к совместимости компьютерных программ,
модулей и блоков учебного содержания.
Четвертую группу составляют требования к собственно программному обеспечению. Все элементы электронного учебника должны отвечать требованиям, предъявляемым к программному обеспечению учебного назначения. Такими документами являются документы следующих групп:
1. основополагающие документы (законы и национальные технические регламенты);
2. международные и государственные стандарты;
3. корпоративные стандарты (спецификации, протоколы, профили). Нормативная база по этой группе требований также не велика, но уже существует ряд документов, которые необходимо учитывать в своей работе.
В качестве основополагающих документов являются Законы РФ и Постановления Правительства, регламентирующие общие вопросы стандартизации и технического регулирования в России, например, Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ. Сюда же относятся и технические регламенты. Из международных документов к этой группе можно отнести директивы 18О/1БС и руководства ЕС
Ко второй группе относятся национальные российские стандарты ГОСТ Р (ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9003, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 и др.). В частности, такой стандарт, как ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», ставит точку в бесконечном споре ученых о значениях терминов, наиболее часто применяемых в дистанционном обучении, и дает четко
сформулированные определения. Из международных стандартов к этой группе можно отнести стандарты семейства ISO, IEC, ITU-T.
К третьей группе относятся своды правил некоторых организаций. Это такие своды как: DCMI Element Set 1.1, ADL SCORM и другие. Эти стандарты являются обязательными только в пределах организации их разработавшей. Однако многие из них приобрели популярность и используются и в ряде других организаций. Например, ADL SCORM становится ведущим стандартом при разработке новых электронных образовательных ресурсов в мире и в России. Для других организаций важны вопросы адаптации корпоративных стандартов к технологическим условиям деятельности новых организаций. И в реальности применение корпоративных стандартов одних организаций в рамках других организаций достаточно затруднено.
Эргономические требования
На практике реализация этих требований осуществляется в различных вариантах. М.Р. Меламуд [7] приводит более конкретное требование применения методически обоснованного экранного дизайна и интерфейса. Очевидно требование доступности учебника для неквалифицированного пользователя или «интуитивного интерфейса». С.А. Христочевский [17] подробно описывает требования к мультимедийному обеспечению электронного учебника. Одним из эффективных элементов электронного учебника он считает фрагменты "живых" лекций лучших преподавателей в сочетании с наглядностью, дополнительной видео- и аудиоинформацией, анимацией, голосом. К числу эффективных возможностей электронного учебника следует отнести возможность регулирования шрифта, получать мгновенную помощь в виде иллюстраций.
В качестве основных можно выделить следующие требования, относящиеся к представлению материала на экране:
1. Обязательно выделение в тексте полей и абзацев.
2. Ширина текстовой зоны должна быть в пределах 540+570 pix
(из В.Б. Ясинский [18], психолог A.A. Брудный, руководитель отделения психологии American University in Kyrgyzstan (AUK).).
3. Размер шрифта должен быть не менее 12 п.
4. Не допускается использование нестандартных символов, дол-
жен быть единый стиль в оформлении и изложении материала.
5. Все многообразие имеющихся шрифтов делятся на две большие группы: шрифты с засечками (Serif) и гладкие шрифты (San Serif — без засечек): к первым (Serif) относятся шрифты типа Times New Roman, ко вторым (San Serif) — Arial. По мнению психологов, шрифт с засечками читается легче, поскольку глазу есть за что «зацепиться» при чтении текста — засечки как бы служат направляющими для перемещения глаза по буквам, и он устает меньше. Гладкие шрифты требуют больше внимания и усилий при чтении, в результате чего прочитанное лучше запоминается.
352
Отсюда можно сделать вывод, что в тех небольших фрагментах текста учебника, на которые надо обратить внимание обучаемого (формулировки, определения и так далее), следует использовать преимущественно гладкие шрифты (В.Б. Ясинский [18]).
6. Рекомендовать следующие виды наборов шрифтов: С засечками: "Times New Roman, TimesET, Schoolbook, Serif; Гладкие: "Tahoma, Arial, Helvetica, Verdana, Sans-Serif (Ясинский В.Б. [18]).
7. Визуально на экране текстовую информацию можно выделить несколькими способами: местом ее расположения, фоном, шрифтом, его начертанием и цветом.
8. Для выделения (смыслового акцентирования) фрагментов текста не рекомендуется применять резко контрастирующие с основным текстом цвета.
9. Не имеет смысла и большое разнообразие выделяющих цветов, достаточно использовать разные по насыщенности оттенки одного цвета. Опыт создания web-страниц для Internet показал, что оптимальным является использование на одной web-странице не более 4-х основных цветов (на экране).
10. Черный текст на контрастном белом фоне - это стандартный, но далеко не самый лучший вариант для учебника. Кроме дополнительной утомляемости обучаемого такая ситуация ничего не принесет. Чтобы снизить нагрузку на глаза человек вынужден уменьшать яркость изображения на дисплее. Это приводит к потере контрастности, которую приходится увеличивать. В конечном итоге комфортность работы за компьютером падает, повышается утомляемость и, следовательно, идет на убыль способность к восприятию информации. Избежать возникновения такой ситуации можно простым подбором цветовой пары текст - фон. Для цвета основного текста все же лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и варианты (темно коричневый, темно синий и так далее). А вот цвет его напарника зависит от общей выбранной цветовой гаммы. Но в любом случае для фона следует использовать только мягкие пастельные тона. Причем лучший визуальный эффект дает не сплошная заливка фона выбранным цветом (параметр BGCOLOR в тэге <BODY>), а мягкий расфокусированный текстурный фон, заданный в том же тэге параметром BACKGROUND.
11. Подача основного материала в правом верхнем квадрате экрана (33 %), затем по продуктивности - верхний левый (28 %), нижний правый (23 %), нижний левый (16 %) для досок и широких экранов.
Кроме системы основных требований, которые представлены выше, можно выделить ряд дополнительных требований, использование которых обусловлено формой материла и применяемых технологий обучения. Это не обязательные требования, но их выполнение несколько повышает удобство работы и, следовательно, эффективность. К этим дополнительным требованиям относятся ниже перечисленные требования.
353
Дополнительные требования:
1. При выравнивании по ширине все слова равномерно распределяются по строке. В нужных местах добавляются дополнительные пробелы. В результате текст имеет с обеих сторон страницы ровные границы. Тем не менее, в больших документах целесообразно данный вид выравнивания перемежать другими видами, чтобы избежать монотонности и потери внимания (В.Б. Ясинский [18]).
2. Для разных разделов учебника можно несколько варьировать оттенки фона или его текстуру. В пределах же одного тематического раздела, цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для всех страниц.
3. Кнопка возврата к началу страницы должна располагаться в правой части строки. Такое расположение кнопок наиболее естественно и обеспечивает максимальные удобства при работе.
Требования к управляющей системе
Можно выделить основные требования к управляющей системе электронного учебника. К основным требованиям можно отнести следующие:
1. Наличие системы поиска (навигационная система), использование принципов регулирования (цвет, размер шрифта) и возврата (на страницу предыдущую, последующую, первую, последнюю), возможность возврата в исходное место текста.
2. Копирование, редактирование и распечатка нужной информации.
3. Вызов помощи при работе с учебником.
4. Наличие календаря с самостоятельной привязкой прохождения темы к определенным датам и срокам контрольных работ, зачетов, экзаменов, фиксирование выполнения программы, самооценивание.
5. Защищенность системно-обучающих функций от случайных ошибок пользователя.
6. Учет имеющихся знаний и умений как допуска к последующей стадии обучения.
7. Различная логика представления материала. Повторение материала должно идти в другой логике. Если при подаче нового материала изложение шло по логике от общего к частному (образники), то при повторении нужна обратная логика - от частного к общему.
8. Наличие этапности усвоения информации: узнавание (тесты с выборочным ответом), воспроизведение (после запоминания), понимание, применение (в знакомой, а затем в незнакомой ситуации), оценивание.
9. Вариативность подачи материала: перемежать считывание текста (10%) + голосовым объяснением (20%) + образным (графическим) представлением (30%).
10. Подача материала при помощи слуха и зрения обеспечивает усвоение 50 % изучаемой (понимаемой) информации. При помощи слуха, зрения, обсуждения и выполнения заданий - 90%.
Требования по учету психологических особенностей
обучающихся
Для учета психологических особенностей обучающихся можно применять следующие приемы:
1. Адаптация текста в зависимости от особенностей зрения, стиля мышления, особенностей памяти, доминирующей сенсорной системы [11].
2. Возможность различной последовательности изложения одного и того же материала в зависимости от типа ведущей системы восприятия конкретного обучающегося.
3. Различное структурирование материала для аудиалов и образ-ников: линейное выстраивание материала в соответствии с внутренней последовательностью логики для аудиалов, и ветвление в мотивационном поле для образников.
4. При отработке практических умений в заданиях обеспечить следующий состав мнемического действия: группировка элементов, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация элементов, структурирование, схематизация, аналогия, мнемотехника, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация материала, ассоциации, повторение).
5. Учет особенностей мышления кинестетиков может проводиться с помощью создания у них нужных ощущений. Этого можно добиться подбором цветовых палитр, оказывающих необходимое влияние на формирования психологическое состояние обучаемого в процессе работы с учебником. Воздействием цветом можно создать у обучаемого ощущение тепла, комфорта и спокойствия, повысить внимание или активизировать возбужденное состояние. Этого же эффекта можно добиться, используя соответствующий фон для выделения фрагментов, на которые следует обратить особое внимание обучаемого.
6. При адресной отправке учебника конкретному обучаемому предоставлять ему учебник именно в той цветовой гамме, которая наиболее предпочтительна, используя каскадные таблицы стилей (Cascade Style Sheets — CSS).
7. Для учета особенностей мышления аудиалов необходимо скомбинировать аудиальные компоненты с визуальными. Например, любая фраза, определение или формулировка, визуально выделенные местоположением, шрифтом, фоном и цветом, будут лучше запоминаться, если при их написании использовать приемы, лежащие в основе представления на бумаге стихотворных строк. В результате запоминание идет сразу по двум каналам - зрительный и слуховой (ритм).
8. Для аудиала необходимо использовать вариативность голоса (громкость, паузы, высоту).
9. Для настроя на работу хорошо использовать поговорки, притчи, юморески, удивляющую информацию (эмоционально позитивную).
10. Для кинестетика эмоциональность голоса и вылетающий на экран при изменении ситуации маячок (сказочные герои, герои мультипликации и другие образы по выбору обучающегося).
11. На первой странице выбор схемы построения материала (для логиков - структура связей, для образников - отдельные темы в общем поле информации).
12. Подробные иллюстрации (возможность изменения ракурса, сканирование пластов разреза целостной структуры, выделение из общего частного и наоборот).
13. Фон подачи материала на экране монитора для логика - черный на светлом фоне, для образника - светлый текст на темном фоне.
Имеет смысл пересмотреть уже сложившиеся в учебной литературе способы подачи материала с целью переноса максимального акцента на основные положения курса и усиления динамизма изложения. Длинные пространные рассуждения, уместные в печатном издании, плохо воспринимаются при чтении с экрана дисплея. Здесь гораздо большего результата можно достичь лаконичными формулировками, визуальными элементами в виде графиков, гистограмм, анимированными или простыми иллюстрациями.
Выполнение перечисленных требований позволяет оптимизировать электронное обучение, сделать ситуацию обучения адаптивной к индивидуальным особенностям обучающихся. Современные возможности компьютеризации и психологические практики сделают возможным приспособить экран и подачу информации к физиологическим возможностям обучаемого. Правильное сочетание цветов экрана и расположение информации не только делают возможным удобное восприятие информации, но и могут оказать терапевтическое воздействие на психо-эмоциональное состояние обучающегося. Логика и структурные составляющие информации могут быть подобраны с учетом особенностей когнитивного стиля обучающегося, если до включения в программу пользователя провести краткую психологическую диагностику и снять психологические показатели его состояния, мотивации, специфики интеллектуального профиля и особенностей мыслительной деятельности.
Список литературы
1. Владимирский Б.М. Компьютерные учебники: анализ конструкций и психофизиологические требования.// Компьютерные инструменты в образовании, 2000, № 1. С. 3-8.
2. Буль В.А. Электронные издания. М.; СПб.: Издательство «Петербургский институт печати», 2001. 308 с.
3. Гасов В.М., Цыганенко A.M. Методы и средства подготовки электронных изданий. М.: МГУП, 2001. 735 с.
4. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников. Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. 364 с.
5. Информационные технологии открытого образования / В.И. Галкин, П.Г. Бабаевский, СЛ. Лобачев и др. М.: Интермет Инжиниринг, 2004. 208 с.
6. Кривошеев А.О. Электронный учебник — что это та-кое...//Сборник трудов участников конф. М., 1995. www.ito.su/2003/II/2/II-2-142l.html. - 110 с.
7. Меламуд М.Р. Методические основы построения компьютерного учебника для вузов: автореф. дис. ... www.rudn.ru/?pagec=916. - 12 с.
8. Осетрова Н.В., Смирнов А.И., Осин А.В. Книга и электронные средства в образовании. М.: Издательский сервис; Логос, 2003. 144 с.
9. Новаков И.А., Попов Ю.В., Смирнов С.А. Компетентностный подход при реализации учебного процесса в вузе: учебное пособие. Вол-гГТУ. Волгоград, 2008 140 с.
Ю.Селютина М.Б. Энтина С.Б. Достоинства и недостатки электронных учебников // Компьютерные инструменты в образовании, 2000, № 1. С. 9 - 12.
Demidova A.G., Smirnov S.A.
CONSIDERATION OF USER'S PSYCHOLOGY IN DEVELOPING REQUIREMENTS FOR ELECTRONIC TEXTBOOKS
This article deals with the problem of correspondence of the students' psychological constitution to the system of requirements for electronic textbooks. In the article we presented the classification of requirements for and types of electronic textbooks. We formulated the functional and psychological requirements for the structure of teaching materials.
Получено 20.10.2011 г.