Научная статья на тему 'Каким должен быть электронный учебник в формате HTML'

Каким должен быть электронный учебник в формате HTML Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1534
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каким должен быть электронный учебник в формате HTML»

Каким должен быть электронный учебник в формате HTML

Ясинский В.Б. (yas@kstu.kz), Карагандинский государственный технический университет

Содержание

Введение_ 115

Структура учебника_ 116

Технические ограничения_ 116

Главная страница_ 118

Навигационная система _ 118

Особенности структуры текстовых страниц_ 119

Страницы с графическим материалом_ 120

Психологические проблемы восприятия _ 120

Способы представления текста_ 121

Размер текстовой зоны_ 121

Выравнивание текста _ 122

Выбор шрифта_ 123

Приемы акцентирования внимания_ 124

Цвет фона и основного текста_ 124

Акцентирование цветом_ 125

Акцентирование форматированием_ 125

Учет особенностей типов мышления _ 126

Кинестетики_ 126

Аудиалы_ 126

Технология создания электронного учебника_ 127

Почему нельзя использовать только Word 97/2000_ 128

Каскадные таблицы стилей _ 128

Заключение_ 129

Благодарность_ 129

Литература_ 129

Введение

То, что электронный вариант учебника должен коренным образом отличаться от классического — это уже аксиома. Учитывая, что процесс создания таких учебников еще не устоялся, имеет смысл попробовать систематизировать те требования, которым он должен соответствовать. Это особенно важно, если учебник предназначен для использования в системе дистанционного образования (ДО), как с применением кейс-технологии, так и с использованием сетевой Ш;егпе1-технологии [1].

Структура учебника

Электронные учебники условно можно разделить на два вида: автономные и не нуждающиеся в наличии у пользователя определенного программного обеспечения, то есть — не автономные.

• Для работы первых не предполагается наличия на компьютере конечного пользователя каких либо программных средств, кроме операционной системы.

• Учебники второго вида ориентируются на определенные программные продукты, в среде или под управлением которых и должен работать учебник.

Каждый из названных видов имеет свои преимущества и недостатки. В данной статье рассматриваются только не автономные электронные учебники, то есть учебники второго вида.

Система дистанционного образования предполагает активное использование компьютерных Internet-технологий, поэтому априори можно быть уверенным в наличии у пользователя какого-либо браузера. То есть электронные учебники второго вида (по приведенной выше классификации) в этом случае лучше всего делать с использованием языка гипертекстовой разметки (HyperText Markup Language — HTML).

Ну а раз платформа известна, то стоит более пристально разобраться с возможностями и особенностями представления документов в формате HTML. При этом, прежде всего, нельзя упускать из вида, что возможности форматирования текста в HTML-файлах значительно уступают возможностям текстовых процессоров типа Word. К этим ограничениям форматирования добавляются еще и ограничения, связанные с пропускной способностью линий связи, несколькими видами применяемых браузеров различных версий и возможными техническими ограничениями компьютеров конечных пользователей.

Другая группа вопросов, на которые тоже нужно дать ответ, обусловлена особенностью восприятия информации, представленной на экране дисплея.

Рассмотрим все эти вопросы по очереди, причем начнем с технической стороны проблемы. Технические ограничения

Не секрет, что пропускная способность наших линий связи и стоимость доступа в Internet оставляют желать лучшего. Учитывая это, а также то, что в пользовании еще довольно много низкоскоростных компьютеров i486, суммарный размер отдельного HTML-файла (вместе с графикой), как показала практика работы в Internet, не должен превышать 50Кб. Эта цифра особенно критична при работе с учебником в режиме "On Line". При больших размерах файл будет загружаться очень долго, и работать с ним студенту будет крайне неудобно. Отсюда следует вывод, что

1) учебник должен состоять из набора файлов небольшого размера, объединенных общей навигационной системой гиперссылок;

размер каждого HTML-файла вместе с графикой не должен превышать 50Кб.

Примечание

Если учебник предназначен для использования в кейс-технологии [1] или в режиме "Off Line", то размер отдельного файла может быть и больше. Но и здесь надо быть очень осторожным. Практика показывает, что с файлами, насыщенными графикой и имеющих размер более 100 Кб, можно работать достаточно комфортно только при ОП не менее 32 Мб.

Что касается разных типов и версий браузеров, то имеет смысл пойти на компромисс. При этом следует учитывать, что по последним данным опроса в Internet более 75% используют Internet Explorer (IE), порядка 22% больше любят Netscape Navigator, а оставшиеся, примерно 3%, работают с браузерами других фирм. Поскольку единого стандарта до сих пор нет, внешний вид одного и того же документа в разных браузерах может очень сильно разнится.

К сожалению, все отличия в трактовке тэгов HTML разными браузерами учесть невозможно (точнее, очень трудно), поэтому надо сразу выбрать базовый браузер.

2) Учитывая широту распространения браузера Internet Explorer, в качестве базового есть резон выбрать именно его, причем ориентироваться лучше сразу на версии 4.0 и старше.

В некоторых случаях, когда это может сильно сказаться на внешнем виде учебника, надо учитывать и отличия, даваемые Netscape Navigator.

Примечание

В начале декабря 2000 года появилась первая некоммерческая (FREEWARE) версия очень перспективного браузера Opera 5.0. После того, как он официально «научится» понимать кириллицу, другие популярные браузеры могут получить достойного и очень агрессивного конкурента. Поэтому при разработке учебников, видимо, придется учитывать и особенности браузера Opera. Так это или нет — покажет время.

Во всем мире самым распространенным монитором является монитор с диагональю в 15". На просторах СНГ ситуация несколько иная — здесь в фаворитах дисплей с диагональю в 14". Для таких размеров экрана наиболее приемлемым режимом работы является режим с разрешением 800х600 pix. Кроме того, учитывая, что особенно на старых моделях мониторов, пользователи нередко предпочитают работать при разрешении 640х480,

3) дизайн электронного учебника должен быть рассчитан как минимум на два режима дисплея: 640х480 и 800х600 pix.

Достаточно большое количество находящейся в эксплуатации и все еще работоспособной старой техники, а также известное качество связи, ставят еще одно ограничение:

4) цветовая палитра электронного учебника не должна превышать 256 цветов.

Конечно, совсем бы хорошо обойтись всего 16-ю цветами. Но, на мой взгляд, это уже излишнее ужесточение. Хотя, все может быть. По крайней мере, ограничение палитры 16-ю цветами только улучшит совместимость учебника с имеющимся у пользователей компьютерным парком.

Режимы High Color и True Color естественным образом резко ограничат ареал распространения учебника.

Главная страница

Оформление учебника должно быть исключительно функциональным. Но это совершенно не исключает тщательную проработку дизайна его первой (главной) страницы. Как театр начинается с вешалки, так и любой учебник начинается с обложки (под обложкой в данном случае следует понимать главную, то есть первую страницу электронного учебника). В связи с этим стоит обратить на ее дизайн особое внимание.

Однако кроме дизайна первой страницы следует не забывать и об ее информативности. Эта страница должна быть связующим звеном между различными разделами учебника и позволять без проблем перейти к любому из них. Для этого на странице должны присутствовать:

1) Название учебного центра.

2) Название курса, по которому сделан учебник.

3) Ссылка на список (меню) основных разделов учебника.

4) Вызов помощи по работе с учебником.

5) Ссылка на методические рекомендации, которые должны содержать цель и задачи изучаемого курса, рабочую программу, список рекомендуемой литературы, рекомендации по практической работе с контрольными задачами и тестированию.

6) Ссылка на информацию об авторах. Примечание

Включение контрольных задач и тестирования в учебник целесообразно только в том случае, если они очень плотно увязаны с излагаемым в учебнике материалом и дополняют или даже заменяют часть его разделов.

Навигационная система

Навигационная система учебника должна строиться по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока. При необходимости, могут быть реализованы и переходы между разными блоками (рис. 1 ).

Для теоретической части учебника это означает, что

• Весь материал разбивается на блоки, то есть разделы или главы.

• Общее меню разделов может быть вызвано с главной страницы.

• Вход в каждый конкретный раздел возможен только из этого меню.

• Разделы (главы), в свою очередь, также должны иметь свое собственное меню для содержащихся в нем тем.

• Вызов страниц с отдельными конкретными темами должен быть возможен только из меню раздела.

• Перемещение между страницами осуществляется только в пределах объединяющего их раздела (главы).

• Перекрестная навигация между различными страницами учебника должна реализовываться только в неявном виде и по методическим соображением

Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 1 1 8 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2001/011 .pdf

(например, для получения справки или дополнительного разъяснения объясняемого материала).

Рис. 1. Структура электронного учебника

Крайне желательно, чтобы в процессе изучения учебного материала обучаемый имел возможность оперативно получать текущую справочную информацию, например, по терминологии, размерностям, ГОСТ'ам и так далее.

Для этого следует организовать отдельные страницы (словарь, справочник и так далее) с системой меток и обеспечить переход на нужную метку по гиперссылке с любой страницы учебника.

Возврат в исходное место в этом случае реализуется через кнопку Назад (Back) панели управления браузера.

Навигация раздела с лабораторными работами, курсовыми работами или проектами должна строиться по такому же принципу.

Особенности структуры текстовых страниц

На каждой странице учебника в обязательном порядке должны присутствовать две навигационные панели: в начале и в конце странице. Эти панели призваны обеспечивать навигацию внутри текущего раздела учебника и содержать, по крайней мере, три кнопки для перехода:

• на предыдущую страницу раздела,

• на последующую страницу и

• к оглавлению (меню) раздела.

Внизу страницы должна присутствовать кнопка возврата на ее начало.

Если страница получилась длинной, то кнопка возврата на ее начало должна быть продублирована по высоте страницы несколько раз.

В начале (шапке) страницы панель управления целесообразно размещать справа вверху, а внизу страницы — по центру.

Кнопка возврата к началу страницы должна располагаться в правой части строки.

Такое расположение кнопок наиболее естественно и обеспечивает максимальные удобства при работе.

Страницы с графическим материалом

В этом случае не имеет смысла накладывать ограничения на размер страницы, а расположение на ней графики диктуется ее размерами. Однако система навигации и здесь должна формироваться по тому же принципу, что и на текстовых страницах учебника.

Поскольку графический материал (схемы и чертежи) служит, в основном, для иллюстративных целей, то страницу с ним надо открывать в отдельном окне. Для этого достаточно вызывать страницу с параметром TARGET="_BLANK".

Психологические проблемы восприятия

Одним из разделов психологии, занимающимся, в том числе, и теорией обучения, является нейролингвистическое программирование (НЛП). НЛП — это гуманитарная технология, одной из задач которой является формализация успешного креативного (то есть, сознательно осознанного) опыта для обучения ему людей.

Не вдаваясь в подробности (с принципами, методами и задачами НЛП можно познакомиться на сайте http://www.nlp.ru), отмечу только, что по способу мышления НЛП выделяет три типа людей:

а) мыслящих преимущественно зрительными образами (Визуалы).

б) мыслящих проговариванием мыслей внутри (Аудиалы + Дигиталы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) мыслящих преимущественно ощущениями (Кинестетики).

В процентном соотношении это выглядит примерно так:

Визуалы — 30-50%,

Аудиалы — 5%, Кинестетики — 30-60%.

В Internet это соотношение достоверно не известно, но, скорее всего, визуалов больше, чем в среднем по стране.

На первый взгляд может показаться, что теоретические «измышления» от реальности далеки. Отнюдь. Умело использовав особенности человеческого мышления, можно значительно интенсифицировать процесс восприятия учебного материала.

Из сказанного можно сделать вывод, что восприятие студентом излагаемого в электронном учебнике материала зависит не только от того,

• как подобран и в какой последовательности подается материал;

• каким стилем и в какой манере написан учебник,

но и

• как он оформлен (!!!).

Подбор материала, последовательность его подачи, стиль и манера изложения полностью определяются авторами учебника в соответствии со стоящей перед ними методической задачей. Единственное, что здесь можно пожелать — это постараться максимально уйти от канцеляризмов и неудобоваримых длинных фраз.

Таким образом,

при создании электронного учебника на равных правах с содержанием выступает внешний вид и структура построения учебника, причем оформление — это не дань моде и не способ создания имиджа образовательного центра, а один из основных путей повышения качества усвоения материала студентом.

Приведенные выше соотношения показывают, что из-за специфики способа представления информации на экране дисплея при создании электронных учебников надо ориентироваться в основном на визуалов.

Информация чаще всего представляется в виде текстовой и графической. Графический способ представления требует отдельного рассмотрения, поэтому начнем с текстовой формы.

Способы представления текста

На процесс восприятия (а значит, и понимания) текста, расположенного на экране дисплея, влияет целый набор факторов. Это —

• ширина текстовой зоны,

• способ выравнивания текста,

• его расположение на экранной странице,

• начертание, стиль и размер шрифта.

Размер текстовой зоны

Восприятие текста идет значительно эффективнее, если глаз может сразу охватить не отдельные слова или обрывки фразы, а целую строку, законченный фрагмент или, в идеале — абзац. Этот факт давно известен полиграфистам и является одним из определяющих при выборе длины строки текста. Недаром при больших размерах страниц текст в печатных изданиях делится на колонки, а страницы книг альбомного формата никогда не заполняются целиком от края до края.

Применительно к тексту на экране дисплея и с учетом технических ограничений, рассмотренных выше, это приводит к тому, что

• ширина текстовой зоны должна быть в пределах 540^570 pix,

• текстовая зона должна центрироваться по горизонтали,

• размер шрифта должен быть не менее 12 пунктов.

При невыполнении этих требований, особенно на мониторах с диагональю более 14 дюймов, длинная строка заставляет глаз перемещаться в пределах большого угла — иногда даже приходится поворачивать голову от начала к концу строки. В результате повышается утомляемость, что, как следствие, дает резкое снижение понимания материала учебника.

Выравнивание текста

Несмотря на кажущуюся простоту, это очень эффективный прием оформления текста. Применение того или иного способа выравнивания позволяет не только решить задачу привлечения внимания к определенным фрагментам текста, но и задать ритм чтения учебника, замедляя или ускоряя его в нужных местах.

Ниже приведены рекомендации по использованию этих способов выравнивания в электронных учебниках.

Способ выравнивания (align="") Пример и комментарии

Влево (left) В большинстве языков, использующих алфавит (кроме арабского и иврита), текст читается слева направо. Поэтому способ выравнивания текста влево — наиболее естественный и легко воспринимается человеком при чтении. В этом случае все строки начинаются от одной вертикальной линии с левой части страницы. Поскольку в ИТМЬ-документах отсутствуют переносы, это выравнивание смотрится иначе, чем в печатных документах. Его лучше всего использовать при перечислениях или в отдельно стоящих небольших абзацах.

Вправо (right) Текст выравнивается по правой стороне текстовой зоны. Такой способ выравнивания целесообразно использовать для некоторых заголовков, названий таблиц или небольших фрагментов, которые надо выделить в отдельную смысловую группу.

По центру (center) Все строки абзаца располагаются точно по центру текстовой части страницы. Слева и справа автоматически добавляется одинаковое число пробелов. Этот вид выравнивания хорошо подходит для заголовков, или если надо придать дополнительную выразительность некоторым текстовым фрагментам.

Способ выравнивания (align="") Пример и комментарии

По ширине (justify) При выравнивании по ширине все слова равномерно распределяются по строке. В нужных местах добавляются дополнительные пробелы. В результате текст имеет с обеих сторон страницы ровные границы. Такой способ выравнивания до недавнего времени в HTML-документах не применялся, поскольку не поддерживался стандартом языка HTML. Теперь это стало возможным. Тем не менее, в больших документах целесообразно данный вид выравнивания перемежать другими способами, чтобы избежать монотонности и потери внимания. Поскольку HTML-стандарт не поддерживает переносы слов, этим способом выравнивания следует пользоваться осторожно, так как при малой ширине строки текст из-за больших пробелов между словами может смотреться очень плохо.

Выбор шрифта

Все многообразие имеющихся шрифтов можно разделить на две большие группы: шрифты с засечками (Serif) и гладкие шрифты (San Serif — без засечек):

• к первым (Serif) относятся шрифты типа Times New Roman,

• ко вторым (San Serif ) — Arial.

По мнению психологов, шрифт с засечками читается легче, поскольку глазу есть за что «зацепиться» при чтении текста — засечки как бы служат направляющими для перемещения глаза по буквам, и он устает меньше.

Гладкие шрифты требуют больше внимания и усилий при чтении. В результате прочитанное лучше запоминается. Отсюда можно сделать вывод, что

в тех небольших фрагментах текста учебника, на которые надо обратить внимание обучаемого (формулировки, определения и так далее), наряду с приемами, о которых речь пойдет ниже, следует использовать преимущественно гладкие шрифты.

Для печатных документов выбор шрифта иногда становится тяжелой задачей и часто решается личными предпочтениями автора — настолько много в настоящее время разработано шрифтов.

В принципе, HTML-документы имеют те же возможности выбора. Однако не надо забывать, что электронный учебник должен нормально воспроизводиться на компьютере пользователя, на котором ассортимент шрифтов может быть очень ограничен. Учитывая этот факт, следует тщательно подойти к выбору нужного комплекта шрифтов, продумав возможные варианты замены.

Для получения задуманного результата, при назначении шрифтов в тэге <FONT> следует указывать несколько их вариантов по степени предпочтения. При этом варианты должны группироваться из шрифтов с однотипным начертанием. И только в крайнем случае, рискуя потерять задуманное форматирование, в список можно вводить иные по начертанию шрифты.

Можно рекомендовать следующие виды наборов шрифтов:

С засечками: <FONT FACE="Times New Roman, TimesET, SchoolBook, Serif">

Гладкие: <FONT FACE="Tahoma, Arial, Helvetica, Verdana, Sans-Serif">

Все то, что сказано выше о шрифтах, не относится к математическим или иным формулам, набираемым c клавиатуры в текстовым режиме. Шрифт Symbol, который традиционно применяется для этих целей, на компьютере пользователя может просто отсутствовать. Поэтому

все греческие и иные символы должны вставляться в текст учебника только в виде GIF-файлов с прозрачным фоном.

Приемы акцентирования внимания

Визуально на экране текстовую информацию можно выделить несколькими способами:

• местом ее расположения,

• фоном,

• шрифтом,

• его начертанием и цветом.

С выравниванием текста и шрифтами мы уже разобрались. Теперь перейдем к роли цвета в электронном учебнике.

В отличие от печатных изданий учебники в электронном виде имеют возможность влиять на процесс восприятия с помощью цвета. Однако здесь нельзя кидаться в крайности. Во всем нужна умеренность. Задача учебника — научить, то есть донести до сознания человека нужную информацию наиболее эффективным способом. Чрезмерное увлечение цветовыми эффектами может сместить акценты, и «свести на нет» всю проделанную работу по созданию учебника.

Опыт создания web-страниц для Internet показал, что оптимальным является использование на одной web-странице не более 4-х основных цветов.

То есть, при разработке web-дизайна учебника сначала следует определиться с цветовой гаммой.

Цвет фона и основного текста

Черный текст на контрастном белом фоне — это стандартный, но далеко не самый лучший вариант для учебника. Кроме дополнительной утомляемости обучаемого такая ситуация ничего не принесет.

Чтобы снизить нагрузку на глаза человек вынужден уменьшать яркость изображения на дисплее. Это приводит к потере контрастности, которую приходится увеличивать. В конечном

итоге комфортность работы за компьютером падает, повышается утомляемость и, следовательно, идет на убыль способность к восприятию информации.

Избежать возникновения такой ситуации можно простым подбором цветовой пары текст-фон.

Для цвета основного текста все же лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и варианты (темно коричневый, темно синий и так далее). А вот цвет его напарника зависит от общей выбранной цветовой гаммы. Но в любом случае для фона следует использовать только мягкие пастельные тона. Причем лучший визуальный эффект дает не сплошная заливка фона выбранным цветом (параметр BGCOLOR в тэге <BODY>), а мягкий расфокусированный текстурный фон, заданный в том же тэге параметром BACKGROUND.

Но не стоит увлекаться и разнообразием фонов. В крайнем случае, для разных разделов учебника можно несколько варьировать его оттенок или текстуру. В пределах же одного тематического раздела цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для всех страниц.

Акцентирование цветом

Для выделения (смыслового акцентирования) фрагментов текста не стоит применять резко контрастирующие с основным текстом цвета.

Не имеет смысла и большое разнообразие выделяющих цветов.

Вполне достаточно использовать разные по насыщенности оттенки одного цвета. А поскольку насыщенность можно визуально регулировать размером и начертанием шрифта (normal, bold, italic), то количество вариантов цвета можно также ограничить.

При черном основном тексте и светло сером текстурном фоне цвет выделения может быть синим (лучше темным, например, «#006699») и различными оттенками красного (от темного «#990033» до яркого «#FF0000»). Возможны и другие варианты пар. Это зависит от текстуры общего фона.

Если хотите выделить какой-либо фрагмент фоном, то выделяемый текст следует поместить в таблицу и задать цвет фона ячейки. Как и для всей страницы целиком, здесь тоже можно использовать файл с текстурным фоном, подготовленный заранее в графическом редакторе.

Акцентирование форматированием

Визуальное выделение нужного фрагмента может быть достигнуто не только с помощью шрифта или цвета, но и изменением положения текста на экранной странице и (или) способа его выравнивания.

Положение текста удобно регулировать с помощью механизма таблиц, размещая выделяемый текст в соответствующую ячейку таблицы.

Оба эти способа можно применять как вместе, так и по отдельности.

Причем наилучший эффект достигается при одновременном использовании нескольких видов акцентирования: шрифтом, цветом и форматированием в любой их комбинации.

Учет особенностей типов мышления

Несмотря на направленность большинства электронных учебников преимущественно на ви-зуалов, имеются и некоторые возможности учета и двух других моделей мышления.

Кинестетики

Особенности мышления кинестетиков могут быть учтены с помощью создания у них нужных ощущений. Этого можно добиться подбором цветовых палитр, оказывающих необходимое влияние на формирования психологическое состояние обучаемого в процессе работы с учебником. Воздействием цветом можно создать у обучаемого ощущение тепла, комфорта и спокойствия, повысить внимание или активизировать возбужденное состояние. Словом, с помощью цветового решения электронного учебника можно в определенной степени управлять степенью восприятия обучаемым учебного материала.

Этого же эффекта можно добиться, используя соответствующий фон для выделения фрагментов, на которые следует обратить особое внимание обучаемого.

Кроме того, при адресной отправке учебника конкретному обучаемому с помощью каскадных таблиц стилей (Cascade Style Sheets — CSS) заменой только одного файла можно предоставлять ему учебник именно в той цветовой гамме, которая ему наиболее предпочтительна.

Цветовое решение учебника будет оказывать влияние не только на кинестетиков. Поэтому имеет смысл подойти к решению этого вопроса с максимальной продуманностью.

Аудиалы

Можно предложить и способ учета особенностей мышления аудиалов. Обычно, если учебник не посвящен изучению иностранного языка или сценическому искусству, роль аудиальных компонент крайне мала,. Тем не менее, использовать эту особенность человеческого мышления тоже можно, если скомбинировать аудиальные компоненты с визуальными. Например, любая фраза, определение или формулировка, визуально выделенные местоположением, шрифтом, фоном и цветом, будут лучше запоминаться, если при их написании использовать приемы, лежащие в основе представления на бумаге стихотворных строк. В этом случае наряду с визуальным восприятием ассоциативно (кто, хотя бы в детстве, не учил стихи!) включается аудиальный механизм. В результате запоминание идет сразу по двум каналам.

Посмотрите, как это выглядит на примере формулировки Второго закона Ньютона.

Вариант 1

Визуальный механизм

Ускорение, приобретаемое телом, прямо пропорционально равнодействующей всех сил, действующих на тело, обратно пропорционально его массе и направлено в сторону равнодействующей.

Вариант 2

Визуальный +

Аудиальный

механизмы

Ускорение, приобретаемое телом,

прямо пропорционально равнодействующей всех сил, действующих на тело, обратно пропорционально его массе и направлено в сторону равнодействующей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первом варианте формулировка выделена исключительно визуально — шрифтом, его цветом и стилем.

Во втором варианте, к уже сделанному, добавлен еще и прием, ассоциативно подключающий аудиальный механизм запоминания. Для этого определение разбито на смысловые фрагменты, длина которых не превышает длину строки, и сделано выравнивание текста только по его левой границе. Тем самым задан ритм восприятия, сходный с восприятием стихотворных строф.

Достаточно очевидно, что во втором варианте запоминание будет значительно лучше.

В связи с этим, имеет смысл пересмотреть уже сложившиеся в учебной литературе способы подачи материала с целью переноса максимального акцента на основные положения курса и усиления динамизма изложения.

Длинные пространные рассуждения, уместные в печатном издании, плохо воспринимаются при чтении с экрана дисплея. Здесь гораздо большего результата можно достичь заменой словесного мусора лаконичными формулировками, визуальными элементами в виде графиков, гистограмм, анимированными или нет иллюстрациями.

Технология создания электронного учебника

Создание качественного электронного учебника — процесс длительный, очень трудоемкий и требующий солидных капиталовложений. При этом необходимо наличие хорошо слаженной команды квалифицированных специалистов: автора текста учебника, web-дизайнера, программиста, художника и психолога [2].

В одиночку практически невозможно выполнить весь объем работ, поскольку в этом случае автор учебника должен выступать одновременно в нескольких лицах. Хотя исключения могут быть. Тем не менее, несмотря на необходимость участия в создании учебника большого коллектива, основной автор у учебника, несущий полную ответственность за качество отбора учебного материала, его методическую проработку, стиль и язык изложения должен быть один. В крайнем случае, в роли авторов могут выступать не более чем два единомышленника. Как показывает практика, это максимально устойчивая группа, менее всего подверженная разного рода конфликтам при деятельности подобного рода.

Именно за автором должно быть последнее слово во всех спорных вопросах, не касающихся технической или дизайнерской стороны процесса создания учебника. В противном случае коллективная ответственность по схеме, предлагаемой, например, в работе [3], может свести на нет все благие намерения и превратить созданный учебник в бледное подобие аналогичных печатных вариантов, но на ином информационном носителе.

Одним из основных камней преткновения технологической стороны создания такого учебника является то, что пока самое оптимальное качество ИТМЬ-файла можно получить только при его создании в ручном режиме. Это требует очень высокой квалификации и наличия большого опыта.

Учитывая, что web-мастеров нужной квалификации еще не так много, как хотелось бы, можно попробовать дать рекомендации по упрощению процедуры создания качественных учебников.

Самый простой путь решения проблемы — это использование одного из имеющихся в настоящее время HTML-редакторов. Желательно, чтобы это был редактор, реализующий технологию WYSIWYG — What You See Is What You Get (Что ты видишь, то и получаешь).

Почему нельзя использовать только Word 97/2000

Несмотря на широкую рекламную компанию Microsoft Corporation по поводу своего детища Word 97 и Word 2000, использовать их в качестве основного средства создания web-вариантов электронных учебников нельзя.

Да, и Word 97 и Word 2000 реализуют технологию WYSIWYG. Да, они позволяют быстро создать web-версию любого сделанного в них документа. Но какой ценой! Результирующий HTML-файл получается настолько большим, что становится невозможным его использование в сетевых технологиях ДО. HTML-конвертер Word добавляет в текст такое огромное количество лишней служебной информации (типа персональных стилей форматирования чуть ли не каждого слова), что «за забором не видно и леса». При попытке ручной чистки файла требуемое время, в лучшем случае, соизмеримо (чаще, гораздо больше) со временем создания этого файла заново в ручном режиме. Ну, а поскольку размер HTML-файла, обработанного вручную после конвертирования из Word, уменьшается в 5-6 раз, то решение отказаться от услуг Word 97/2000 как основного средства создания web-вариантов учебников выглядит достаточно обоснованным.

Кроме того, применение такого способа создания учебника не позволит без очень квалифицированной ручной работы учесть те технические ограничения, о которых шла речь выше.

Справедливости ради следует все же отметить, что сама по себе идея автоматического конвертирования DOC-файлов в формат HTML очень полезна и плодотворна. Однако с существующим конвертером она годится только для создания небольших web-страниц и рассчитана не на наши линии связи.

Тем не менее, Word 97/2000 все же может быть полезен в своем основном качестве, если его применять только на первом этапе создания электронного учебника.

Самое оптимальное решение проблемы заключается в разработке нового варианта HTML-конвертера для Word 97/2000. Пока же он не создан, можно пойти одним из обходных путей. Выбор этого пути зависит от квалификации авторов и разработчиков учебника.

Каскадные таблицы стилей

Все, что ранее говорилось об оформлении текста очень удобно делать с помощью каскадных таблиц стилей (CSS).

CSS является достаточно простым механизмом таблиц стилей, который позволяет авторам и читателям приписывать стиль (начертание, вид и размер шрифтов, вид фона, цвета, отступы и так далее) HTML документам. Язык CSS является языком высокого уровня и использует стандартную терминологию, принятую в электронной полиграфии.

Одним из фундаментальных свойств CSS является каскадирование. При этом авторы могут приписывать документу предпочтительную таблицу стилей, в то время как читатель может иметь персональную таблицу стилей для исправления своих физиологических или технических проблем.

Использование хорошо разработанной каскадной таблицы стилей значительно ускоряет и облегчает создание электронного учебника в формате HTML.

Хотя рассмотрение синтаксиса и правил работы с языком CSS — это отдельная большая тема, некоторые пояснения все же сделать надо.

1. Использование файла стилей позволяет не зависеть от настройки браузера. Следовательно, задуманное форматирование учебника (размер шрифтов, поля и отступы) будет сохраняться всегда.

2. Изменение этих параметров внутри HTML-файла имеет более высокий приоритет и отменяет действие установок CSS-файла. В этом случае вид форматирования учебника будет зависеть от настроек браузера.

3. Если надо иметь, допустим, три размера шрифта для абзацев при одинаковых остальных параметрах, то в CSS-файле нужно предусмотреть тоже три разных класса.

Заключение

Широкий круг затронутых в статье вопросов, касающихся создания электронных учебников, не позволяет осветить их полностью. В частности, отдельного разговора требует рассмотрение психологических аспектов проблемы максимально-эффективного восприятия информации с экрана дисплея. Самостоятельной, до конца все еще не решенной задачей, является оптимизация технологического процесса создания электронных учебников. Не рассмотрены и новейшие возможности компьютерных технологий. Отдельного обсуждения требует создание специальных программных средств для автоматизации процесса подготовки учебников. Требует детальной проработки и схема взаимодействия внутри авторского коллектива.

Цель данной статьи заключается в попытке в сконцентрированном виде выделить основные проблемы, стоящие перед авторами учебных пособий в новом, пока еще не привычном, способе подачи учебного материала, и предложить возможные пути их решения. Работы впереди очень и очень много. Нужны хорошо скоординированные усилия специалистов различного профиля, чтобы электронная форма представления учебной информации стала не менее привычной и полезной, чем другие, уже устоявшиеся ее разновидности.

Благодарность

Хочу высказать огромную благодарность Арону Абрамовичу Брудному, руководителю отделения психологии American University in Kyrgyzstan (AUK). Взяв на себя труд ознакомиться с материалом этой статьи, он своим заинтересованным и одобрительным вниманием к затронутым здесь проблемам позволил привести ее к законченному виду.

Литература

[1] Ясинский В. Б. «Дистанционное образование — состояние, технологии и перспективы». Научные труды / Карагандинский государственный технический университет. Вып. 4. Караганда, 1999. С. 28-32

[2] Ясинский В. Б. «Интерактивные учебники и виртуальные лаборатории для дистанционного обучения с помощью Интернет» — Аналитический обзор: Караганда: ЦНТИ, 2000. — 19 с.

[3] Карлов Н. В. «Книги и учебники». Электронный журнал "Исследовано в России", 51, 1999. — http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/1999/051.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.