А.В. НЕТРЕБИНА
УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНДИВИДА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Автор статьи предлагает создавать учебно- индивида в подростковом возрасте. В статье
воспитательные программы, которые будут приводятся описания процессов и механизмов
способствовать развитию толерантного сознания формирования идентичности.
Личностный потенциал, личностная интеграция, идентификация, идентичность, толерантность.
С каждым годом в России все более явственно толерантность провозглашается неотъемлемой составляющей процесса межкультурного и межэтнического взаимодействия гражданского социума. На сегодняшний день контекстом социоком-муникативных практик выступают репрезентативные формы толерантности, такие как гражданская солидарность, гражданское сотрудничество и граждане -кое согласие. По мнению этнопсихологов (Т.Г. Сте-фаненко, Н.М. Лебедева, АН. Татарко и др.), толерантность и этничностъ являются базисными нормативно-ценностными ориентирами этнокультуры, именно они позволят создать необходимые нормативные условия стабильного существования и продуктивного развития российского общества.
Духовная атмосфера сотрудничества различных этносов зависит от уровня развития этнического сознания. Культура взаимоотношений с представителями других этнических групп проявляется только в развитом этническом сознании, базирующемся на сформированной идентичности. По нашему мнению, идентичность - это состояние, а процессом его формирования является идентификация. Идентификация всегда связана с другими людьми, которые в течение короткого или длительного периода могут служить «образцами» для растущего человека. Поэтому формирование идентичности включает культурный, этнический и общественный аспекты. Таким образом, человек приобретает идентичность в ходе индивидуального развития, психологического процесса идентификации, личностной интеграции, социализации и т.п.
По мере усвоения индивидом социокультурных норм, ценностей, образцов принятия различных ролей во взаимодействиях с другими людьми, принадлежащих к одному и тому же этносу либо к разным, происходят изменения в самоидентификации, и данный процесс приходит к своему окончательному завершению только к концу юношеского возраста.
Можно согласиться с мнением Э. Эриксона о том, что сознательное чувство личностной идентичности основано на двух одновременных наблюдениях: с одной стороны, на восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с другой - на восприятии того факта, что многие признают твое тождество и непрерывность. Переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил
за свое детство, и тем, что он предполагает пережить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе [8, с. 29].
Пиком процесса идентификации является подростковый период, который психологи называют кризисом идентичности. Это объясняется тем, что первостепенной задачей периода взросления является поиск личностной идентичности. Именно в подростковом возрасте, как пишет Э. Эриксон в своем труде «Идентичность: юность и кризис», человека отличают возросшие социальные требования к личности и внутренняя нестабильность психических состояний, ролевая неопределенность, что представляет труднейшую ситуацию для личности [8].
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, ищет в ней свое место. Направленность формирования его личности зависит от того, как он будет относиться к миру, к себе и другим в этом мире. Поэтому именно для подростков особо актуальной становится проблема толерантности. В этом возрасте формируется этническое самосознание учащихся, следовательно, именно на данном этапе воздействие на этнические стереотипы и установки может оказаться наиболее эффективным [3].
Подростковому возрасту свойственны определенные психологические особенности и поведенческие реакции на действия окружающих людей, которые можно объяснить совмещением противоположных, конфликтующих между собой качеств личности в одном человеке. Иными словами, в подростковом возрасте нежность уживается с черствостью, развязность с застенчивостью, крайняя самонадеянность с неуверенностью. Характерной чертой является стремление к познанию и информации, которая больше всего увлекает подростков, при этом заинтересованность не является постоянной. Основной психологической потребностью подростка становится стремление к самостоятельности и независимости от взрослых, к эмансипации. Чувство взрослости -психологический симптом подросткового возраста, «новоообразующий» сознание, через которое подросток находит образцы для усвоения, сравнивает себя с другими людьми, перестраивает свою деятельность, поэтому стремится к общению со сверстниками [3].
Анализ научных трудов современных психологов позволяет заключить, что в подростковом возрасте
складываются такие предпосылки саморазвития личности, как способность к личностной (в том числе эмоциональной) саморегуляции, коммуникативная компетентность. Именно в общении идут процессы самоизменения и самопознания. В интимно-личностном общении подросток учится управлять собственным поведением, что в дальнейшем переходит в самоуправление личностным развитием. Отсюда основными критериями личностного потенциала, способствующими само детерминации и саморазвитию личности, являются способность к личностной (в том числе эмоциональной) саморегуляции и коммуникативная компетентность. Подростку необходимо совершать действия, направленные на определение границ собственного личностного потенциала, чтобы пройти успешно процесс идентификации.
В научных текстах под категорией «потенциал» понимаются возможности и способности человека. Понятие «личностный потенциал» раскрывают К. Петерсон и М. Селигман в терминах личных достоинств - сил характера и базовых добродетелей [1], а также К. Рифф в терминах психологического благополучия [6].
Д.А Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е.Н. Осин, АВ. Плотникова, Е.И. Рассказова в своей совместной публикации «Опыт структурной диагностики личностного потенциала» в научно-методическом и практическом журнале «Психологическая диагностика» приходят к мнению, что в целом ряде практикоориентированных подходов личностный потенциал определяется операционально через успешность самореализации в той или иной деятельности и нередко сводится к набору способностей и навыков, способствующих осуществлению этой деятельности. Кроме того, личностный потенциал связывают с успешностью адаптации, что позволяет рассматривать его как общую личностную характеристику. Однако самореализация не всегда возможна в рамках, налагаемых требованиями успешной адаптации к требованиям конкретного социума. Таким образом, авторы исследования полагают необходимым связывать личностный потенциал с самореализацией, не ограничивая его функцию успешной адаптацией; личностный потенциал лежит в основе возможности постановки целей, выходящих за рамки успешной адаптации [2, с. 9-10].
Человек в подростковый период своей жизни пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все познанные ценности, культурно-нравственные нормы поведения, оценки окружающих людей, принадлежащих к той же нации, что и подросток, либо к другой, должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Мы полагаем, что результат идентификации - обнаружение различных граней своей Я-концепции и становление индивида.
Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательная идентификация ребенка со взрослым, которая составляет необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство
идентичности формируется у подростка постепенно, его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство.
Представляется, что для решения проблемы создания педагогических условий для воспитания толерантности школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности учителю требуется обладать высокими научными профессиональными психологопедагогическими, методологическими знаниями и психологическими качествами, воображением,
рефлексией предшествующего педагогического опыта. Проектировочная деятельность учителя непосредственно связана с проблемой моделирования. Конструируемые им модели учебной деятельности, направленной на формирование толерантного сознания, могут использоваться для построения ориентировочной основы действия, для изучения сложных понятий, материализации деятельности учащихся. Своеобраз-ным учебным средством является моделирование учебного материала. При этом целесообразно, чтобы эти модели служили основой для проектирования школьниками своего дальнейшего поведения при общении с представителями иной этногруппы. Знание предметов начальных и средних классов, а также методики их преподавания, умение работать с содержанием учебного материала, сформированное предыдущим опытом; умение планировать формирование у школьников общеучебных и социальных умений и навыков; способность к педагогической интерпретации разнообразной информации; умение готовить предполагаемый демонстрационный материал с учетом межпредметных связей; умение изучать у учащихся состояние отдельных психических функций воспитанности и обученности школьников, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения у учащихся; умение определять их реальные учебные возможности, исходить из мотивации самих учащихся при организации и планировании учебного процесса; умение отбирать и применять формы и приемы обучения с учетом затраты сил и времени учащихся. Преподавательский состав должен иметь такие личностные качества, как уравновешенность, чувство справедливости, терпимость к представителям разных этносов и умение правильно подавать пример своим поведением. Все вышеперечисленное является результатом правильно организованной деятельности учащихся. В деятельности формируются толерантные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на формирование и развитие толерантности и ценностных ориентаций, которые являются основой терпимости. Совместная деятельность и общение между школьниками, являющимися представителями различных этногрупп, выступают критериями их толерантного развития [4].
Смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовностью к этому. Для этого в педагогике создаются специальные педагогичес -кие условия. Педагогика как наука изучает целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания,
обучения и образования. В качестве объекта педагогики выступает воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Данный процесс включает в себя специальные педагогические условия, связанные с развитием личности школьника. В философском словаре под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать» [7]. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются. Например, в Словаре русского языка С.И. Ожегов трактует «условие» как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [5]. Под педагогическими условиями мы понимаем создаваемые учителем обстоятельства, от которых зависит процесс формирования толерантности у школьников.
Характерными признаками образовательного пространства являются структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов. Как правило, в качестве системообразующего элемента воспитательных систем выступает цель. Целью воспитательной работы школы является формирование человека культуры, человека, освоившего и осваивающего базовые культурные формы мышления, деятельности, социального взаимодействия и экологосообразной организации жизни, человека, способного выстраивать свою личную перспективу, связывая ее с перспективой своей страны. Учитель имеет значимую возможность влияния на воспитание ребенка. Именно поэтому школа должна решать задачи воспитания, опираясь на родительскую поддержку.
Развитие толерантного сознания подростков происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают от родителей, педагогов, окружающих их людей. Эти воздействия переосмысливаются подростками, что способствует формированию в их сознании определенных взглядов и ценное тных ориентаций, а также норм поведения. Вот почему представляется важным, чтобы взрослые (педагоги, родители), окружающие подростков, де-
монстрировали толерантное отношение к другим этносам [4,с. 61].
Только совместными действиями можно помочь ребенку определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет воспитание толерантности, органически вплетенное в учебновоспитательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буровихша ИА., Леонтьев ДА., Осин Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника «Профиль личных достоинств» // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 107-127.
2. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н. и др. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. №1. С. 8-31.
3. Макарова Е.А., Нетребина А.В. Учет психологических особенностей подросткового возраста при формировании межкультурной и межэтнической толерантности // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXXII международных психолого-педагогических чтений. Ростов н/Д: ИПО ЮФУ, 2013. С. 163-168.
4. Нетребина А.В. Педагогические условия формирования толерантного поведения в условиях межэтнического общения// Вестник Таганрогского института управления и экономики: научнотеоретический и информационный журнал. 2013. №1. С. 61-62.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во «Русский язык», 1989. 750 с.
6. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис. ... канд. пех наук. М., 2005.
7. Философский энциклопедический словарь/ ред-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А Лутчен-ко. М.: ИНФРА-М, 2003.
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2006.