Научная статья на тему 'Учет перспективных экономических условий при проектировании разработки морских месторождений углеводородов'

Учет перспективных экономических условий при проектировании разработки морских месторождений углеводородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вести газовой науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОРСКИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ГАЗА / ЦЕНЫ НА ГАЗ / ЗАТРАТЫ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / COSTS (EXPENSES) / ECONOMICAL EFFICIENCY (COST EFFECTIVENESS) / OFFSHORE GAS FIELDS / GAS PRICES / TAXATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Павел Борисович, Никитин Павел Павлович, Зюзина Ирина Алексеевна, Бажанов Егор Владимирович

Отражены современное состояние и перспективы основных экономических условий, от которых зависит эффективность реализации проектов разработки морских месторождений газа. В качестве базовых параметров рассматриваются цены на реализуемую продукцию, затраты в освоение месторождений, система налогов и платежей. Приводится оценка влияния ожидаемых изменений экономических условий на показатели эффективности инвестиций в реализацию проектов разработки морских месторождений газа. Показано, что эффективное для инвесторов освоение российских морских месторождений, расположенных в экстремальных природно-климатических условиях и отличающихся повышенной капиталоемкостью, возможно только в случае предоставления существенных налоговых льгот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитин Павел Борисович, Никитин Павел Павлович, Зюзина Ирина Алексеевна, Бажанов Егор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounting for projected economic conditions during design preparation for exploitation of offshore hydrocarbon reservoirs

The article refl ects present-day state and prospects of the main economic conditions which infl uence the effi ciency of realization of the projects for offshore gas fi eld development. Also authors assess the infl uence of anticipated change in economic conditions upon the indicators of the effi ciency of investments in implementation of the projects for offshore gas fi elds development. It is shown that the development, which is effective for investors, of Russian offshore fi elds located under the extreme natural and climatic conditions and characterized by an increased capital intensity is possible only in case of granting of essential tax exemptions.

Текст научной работы на тему «Учет перспективных экономических условий при проектировании разработки морских месторождений углеводородов»

УДК 330.3:622.279

П.Б. Никитин, П.П. Никитин, И.А. Зюзина, Е.В. Бажанов

Учет перспективных экономических условий при проектировании разработки морских месторождений углеводородов

В соответствии с общепринятой методикой оценки эффективности инвестиций [1], результат зависит от трех основных компонентов:

• цен на реализуемую продукцию;

• необходимых затрат;

• системы налогов и платежей [2].

Начнем с цен. Каковы перспективы? Около пяти лет обсуждается вопрос введения в практику равноэффективных цен на газ [3]. В этом случае цены на газ внутреннего рынка формируются исходя из цен внешнего рынка, соответственно, за вычетом затрат на транспортировку газа на внешний рынок и экспортных пошлин, и вся реализация газа увязывается с ценами внешнего рынка. Это позволяет существенно повысить уровень цен, что весьма актуально для проектов освоения морских месторождений, отличающихся повышенной капиталоемкостью. Данный подход ориентирован на районы Единой системы газоснабжения (ЕСГ) и уже достаточно активно используется при прогнозировании цен на газ в традиционных регионах газодобычи.

Для Дальнего Востока, где на сегодняшний день единственным реализованным способом экспорта газа являются поставки СПГ, расчет равноэффективных цен будет, по-видимому, иметь свои особенности. Здесь наряду с танкерной транспортировкой потребуется учет затрат на производство СПГ и его последующую регазификацию. В то же время поставки СПГ имеют нулевую экспортную пошлину, что существенно повышает конкурентоспособность этого вида транспорта в сравнении с трубопроводной доставкой.

Первоначально введение равноэффективных цен планировалось с 2011 г., теперь сроки переносятся на 2018 г. Однако для большинства морских проектов эти переносы не имеют значения, поскольку их реализация прогнозируется после 2018 г.

Исключение могут составлять Киринское и Южно-Киринское месторождения на Сахалинском шельфе, ввод в разработку которых планируется до 2018 г.

Теперь о затратах [4]. В настоящее время практически не существует представительной базы данных по отечественным морским месторождениям. На российском шельфе разрабатывается восемь месторождений нефти и газа, в том числе пять - на Охотском, два - Каспийском и одно - на Балтийском морях. Ввод в разработку новых объектов, как правило, осуществляется в условиях, отличающихся от тех, в которых находятся месторождения, разрабатываемые сегодня. Поэтому при экономической оценке специалисты вынуждены применять для расчета затрат нетрадиционные подходы.

На ранних этапах могут использоваться зарубежные программные продукты, адаптированные к российским условиям. В них на базе анализа зарубежного опыта, с учетом возможностей российских производителей и региональных особенностей определены нормативные показатели капитальных, текущих и ликвидационных затрат. Это позволяет, исходя из заданной системы разработки и обустройства месторождения, рассчитать весь комплекс затрат для последующей оценки эффективности инвестиций. Таким продуктом, например, является QUE$TOR, который применяется для оценки морских месторождений в ОАО «Газпром» и НК «Лукойл» [5]. В последнее время авторами было выполнено сопоставление фактических расходов

Ключевые слова:

морские

месторождения

газа,

цены на газ, затраты,

налоговая система,

экономическая

эффективность.

Keywords:

offshore gas fields, gas prices, costs (expenses), taxation system, economical efficiency (cost effectiveness).

№ 3 (14) / 2013

30

Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ

с затратами, рассчитанными на основе программного продукта QUE$TOR, что позволило вычислить для некоторых регионов поправочные коэффициенты, предусматривающие определенное увеличение фактических затрат по сравнению с прогнозом на базе QUE$TOR.

На следующей (проектной) стадии к работе зачастую привлекаются отечественные и зарубежные компании-разработчики, уже имеющие определенный опыт в проведении необходимых видов работ. В этом случае анализируются и используются их экономические показатели. Данные QUE$TOR могут использоваться для аппроксимации и определенного контроля экономических данных.

Одним из наиболее объективных методов определения уровней необходимых затрат является проведение открытых и закрытых тендеров на выполнение работ по обустройству морского месторождения, как правило, применяемое при переходе к реализации проекта. Грамотная организация тендеров позволяет конкурентным путем определить достаточно объективный уровень затрат. Применение данного способа обоснования затрат представляется нам наиболее перспективным до накопления фактической базы данных, необходимой для формирования системы нормативов затрат по месторождениям нефти и газа на шельфе РФ.

По мере перехода от первой к последующим стадиям проработки проектов их величина в результате уточнения затрат, как правило, возрастает (рис. 1).

На диаграмме показано, что при переходе от предварительной стадии техникоэкономического предложения (ТЭП) к завершающей стадии проекта обустройства уровень капитальных вложений увеличился практически вдвое. Это связано с тем, что по мере детализации проекта возникает целый ряд дополнительных, ранее не учтенных расходов.

В целом величина затрат зависит от совокупного влияния природно-климатических, нефтегазогеологических и технологических условий освоения морских месторождений. Влияние этих условий весьма разнообразно и разнопланово.

Природно-климатические условия месторождений характеризуются в основном глубинами моря, ледовой обстановкой и расстояниями до берега. В первую очередь от этих характеристик зависит выбор принципиальных технических решений по освоению месторождений - применение подводных или надводных систем обустройства (мобильных или стационарных), бурение с суши или на море, возможно также сочетание нескольких технических подходов. Соответственно эти решения в значительной мере определяют затраты на обустройство месторождений.

Нефтегазогеологические характеристики месторождений характеризуют масштаб месторождения и сложность его геологического строения. От них напрямую зависят необходимое число скважин, их глубины и производительность.

100

80

60

40

20

0

ТЭП Проект разработки Проект обустройства

Рис. 1. Динамика изменений оценок капиталовложений проекта

№ 3 (14) / 2013

Современные подходы и перспективные технологии в проектах освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа

31

С определенной долей условности можно выделить следующие группы морских месторождений, существенно отличающиеся составом капитальных и текущих затрат:

• месторождения, осваиваемые с берега;

• месторождения со стационарными платформами;

• месторождения с подводными добычными системами;

• месторождения с плавучими технологическими комплексами.

Как показывает мировой опыт, одним из наиболее перспективных способов обустройства морских месторождений является применение подводных систем добычи углеводоро-

дов (рис. 2). Создание подводных компрессоров позволяет значительно увеличить расстояния транспортировки газа от подводных добычных комплексов до потребителей. В экстремальных природно-климатических условиях такие системы целесообразно использовать на средних и больших глубинах моря, поскольку на малых глубинах возникает опасность вспашки дна и, соответственно, требуются дополнительные защитные сооружения.

Структура капитальных вложений для месторождения (рис. 3), обустраиваемого подводными комплексами, наглядно отражает наиболее значимую статью затрат - расходы на бурение.

Рис. 2. Схема обустройства месторождения Ормен Ланге

бурение скважин морские трубопроводы

пдк

подводные компрессоры УКПГиДКС

сухопутные трубопроводы инфраструктура

Рис. 3. Структура капитальных вложений для месторождения, обустраиваемого подводными комплексами

№ 3 (14) / 2013

32

Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ

Особую роль в освоении морских месторождений, отличающихся повышенной капиталоемкостью, играет комплексный подход, в большинстве случаев позволяющий значительно сократить затраты и в связи с этим рассматриваемый в качестве основного подхода при планировании обустройства месторождений в экстремальных природноклиматических условиях российского континентального шельфа.

При этом можно выделить, как минимум, три варианта комплексного обустройства морских месторождений:

1) совместное освоение крупного морского месторождения и нескольких относительно небольших - в этом случае сателлиты вводятся в разработку в период падения добычи на основном месторождении (соответственно, используют производственную инфраструктуру гиганта, что обеспечивает эффективное освоение группы месторождений);

2) освоение группы достаточно крупных месторождений - экономия здесь обеспечивается за счет того, что каждое последующее месторождение лишь наращивает уже созданную инфраструктуру, не создавая своей;

3) использование инфраструктуры сухопутных месторождений - сроки ввода морских месторождений увязываются со сроками снижения добычи на суше.

Одним из наиболее важных аспектов экономических условий освоения морских месторождений является вопрос их налогообложения. В настоящее время при освоении морских месторождений можно выделить две законодательно принятые налоговые системы и ряд предложений по улучшению налогового климата для российских морских месторождений нефти и газа.

В первую очередь следует упомянуть действующую налоговую систему (ДНС). При ее применении для морских нефтяных месторождений предусмотрен ряд льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Объем предоставляемых льгот зависит от рассматриваемых акваторий. К сожалению, газовые и газоконденсатные объекты, расположенные на тех же акваториях, но в подчас более сложных природно-климатических условиях, в категорию льготных по данному налогу не попадают. Первые попытки предоставления льгот сделаны только для объектов, расположенных частично на п-ове Ямал и в прибрежной зоне,

но только при условии последующего сжижения добытого природного газа.

Вторым законодательно принятым режимом является специальная система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП). Утверждение условий СРП для каждого конкретного месторождения осуществляется Правительством РФ путем принятия соответствующих законодательных актов. В последнее время эта форма налогообложения не имеет широкого распространения.

По мнению авторов, этот самонастраивающийся инструмент при хорошо подготовленном и обоснованном применении, с одной стороны, и взаимном учете интересов государства и инвестора, с другой, может обеспечить эффективное освоение морских месторождений без льготной составляющей.

Предложения по улучшению экономических условий разработки месторождений углеводородов на шельфе РФ обсуждаются далеко не первый год. Проект федеральной программы изучения и освоения шельфа РФ, разработанный еще в 2009 г., предполагал значительные, дифференцированные по сложности объектов изменения в ДНС для стимулирования экономически не привлекательных проектов освоения месторождений шельфа, в частности:

• снижение ставок НДПИ вплоть до обнуления;

• сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на углеводороды в среднем до 20-30 % от ныне действующих;

• обнуление ставок налога на имущество для морской составляющей объектов обустройства;

• снижение ставок налога на прибыль до 18 %.

В Распоряжении Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 443-р «Об осуществлении государственного контроля реализации шельфовых проектов» обозначены предложения, касающиеся объектов шельфа, промышленная добыча на которых будет начата после 01.01.2016 г., предусматривающие:

• классификацию шельфовых проектов по степени сложности: все потенциальные проекты на шельфе РФ будут разделены на четыре категории с учетом сложности технологических решений, природно-климатических условий и ледовой обстановки, глубины моря, геологической сложности открытых и пер-

№ 3 (14) / 2013

Современные подходы и перспективные технологии в проектах освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа

33

спективных месторождений, удаленности от берега и наличия объектов береговой инфраструктуры; для объектов предложенных четырех категорий выбраны разные параметры, которые базируются на расчетной оценке внутренней нормы доходности (предположительно для первой категории - 16,5, для второй -18,5, для третьей - 20,5, для четвертой - самой трудной - 22 %);

• отмену вывозной таможенной пошлины на углеводороды;

• введение адвалорной ставки для НДПИ: вместо стандартной формулы по НДПИ, применяемой в настоящее время, предполагается введение адвалорной ставки. Именно налог на добычу полезных ископаемых рассматривается в качестве основного параметра при регулировании налогообложения шельфовых проектов. Пока оговаривается одинаковая ставка НДПИ как для нефтяных, так и для газовых проектов внутри каждой категории сложности. Предложения по ставке НДПИ выглядят следующим образом: для проектов первой категории - 30 % от цены реализации углеводородов, для второй - 15, для третьей - 10, для четвертой - 5 %. В результате при адвалорной ставке только для четвертой категории планируется некоторое сокращение величин НДПИ на газ. Для всех остальных категорий введение адвалорных ставок не приводит к снижению НДПИ, особенно при экспорте газа;

• налог на прибыль: опубликованные предложения оставляют ставку налога соответствующей действующему законодательству; изменения на сегодняшний день коснутся определения налоговой базы - сроков переноса убытков на будущее, расчетов доходов и расходов по отдельным лицензионным участкам; обсуждались также повышенная ставка и введение дополнительного специального налога;

• срок стабильности налогового законодательства, определяемый как период, в течение которого Правительством будут даны гарантии неизменности налоговых условий и по экспортным пошлинам, и по роялти, и по налогу на прибыль. Для проектов разных категорий предусмотрены различные сроки стабильности: самый большой срок (15 лет) - для объектов четвертой категории, самый короткий (5 лет) - для первой категории. Срок будет отсчитываться от начала промышленной разработки месторождения. Вопрос стабильности налогообложения имеет особое значение

при реализации проектов разработки морских месторождений. Поскольку сроки реализации для наиболее крупных объектов могут составлять более 50 лет, изменение экономических условий в худшую сторону на завершающей (как правило, наименее эффективной) стадии освоения месторождения может сделать его разработку неэффективной для инвестора.

Однако в рассматриваемых нововведениях оговаривается, что при наличии «драматических» событий (если цена на нефть упадет до 60 долл./барр. или ниже) у Правительства будет возможность снижать ставки налогов даже в пределах срока стабильности.

Сравнение экономической оценки, проведенной при цене нефти, заложенной в проект бюджета РФ на 2013 г., на основании ДНС и двух льготных вариантов для морского газоконденсатного объекта четвертой категории сложности, т.е. расположенного в самых «тяжелых» условиях российского шельфа, показало, что введение льгот обеспечивает значительное улучшение показателей эффективности проектов. Расчеты осуществлены при условии стабильного режима налогообложения в течение всего срока разработки.

Распределение дохода между государством и потенциальным инвестором для трех вариантов налогообложения изменилось в пользу инвестора (рис. 4-6). При этом разница для инвестора между двумя вариантами льгот весьма незначительна, и обеспечивает минимальное преимущество варианту 2012 г.

Влияние налоговой составляющей на показатель чистого дисконтированного дохода представлено на рис. 7, наглядно отражающем некоторое преимущество льготного варианта налогообложения 2012 г. для инвестора.

При этом показатель внутренней нормы доходности (ВНД) для варианта оговариваемых Правительством в 2012 г. льгот оказывается немногим более 20 %, что, в принципе, обеспечивает требования корпоративной эффективности, но не соответствует устанавливаемому для четвертой категории нормативу в 22 % (рис. 8).

Необходимо отметить, что в случае наступления «драматических» событий снижение Правительством ставок налогов не только в пределах срока стабильности, но и в течение всего периода разработки не позволит большинству объектов достичь значения корпоративной ВНД.

№ 3 (14) / 2013

ЧДД, млн долл.

34

Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ

■ чистый доход инвестора

■ таможенная пошлина

■ налог на добычу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ налог на прибыль

■ прочие налоги и платежи

Рис. 4. Структура распределения дохода при ДНС

2%

Рис. 5. Структура распределения

■ чистый доход инвестора

■ таможенная пошлина

■ налогнаприбыль

■ прочие налоги и платежи

дохода при проекте льгот 2009 г.

Рис. 6. Структура распределения

■ чистый доход инвестора налог на добычу налог на прибыль прочие налоги и платежи

предложениям о льготах 2012 г.

дохода по

Год реализации проекта

Рис. 7. Динамика дисконтированных денежных потоков при различных вариантах налогообложения

№ 3 (14) / 2013

Современные подходы и перспективные технологии в проектах освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа

35

ДНС проект льгот 2009 г. проект льгот 2012 г.

Рис. 8. Ожидаемые уровни эффективности инвестиций при различных схемах налогообложения

Рассмотрение современной экономической ситуации показало, что эффективное для инвесторов освоение российских морских месторождений, расположенных в экстремальных природно-климатических условиях и отличающихся повышенной капиталоемкостью, возможно только в случае предоставления существенных налоговых льгот. Анализ перспектив развития газодобычи в стране свидетельствует

Список литературы

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. -2-я ред. - М.: НПО «Изд-во «Экономика», 2000. - 421 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. II). - Ред. от 30.12.2012 г.

3. Никитин П.Б. Основные подходы к разработке долгосрочной программы ОАО «Газпром» по освоению ресурсов углеводородов на шельфе РФ / П.Б. Никитин, П.П. Никитин, И. А. Зюзина и др. // Газовая промышленность. - 2011. - Спецвыпуск. -С. 35-37.

о том, что одним из основных источников компенсации закономерного снижения добычи газа в традиционных районах газодобычи являются отечественные акватории. В этих условиях правомерно рассчитывать на предоставление инвесторам необходимых льгот. Учитывая весьма продолжительные сроки освоения морских месторождений, стимулировать эти работы необходимо уже в ближайшее время.

4. СТО Газпром 2-3.7-320-2009. Регламент на составление проектных документов

по разработке морских нефтяных, газовых и нефтегазоконденсатных месторождений. -М.: Газпром экспо, 2009. - 96 с.

5. Никитин П.Б. Оценка эффективности инвестиций в освоение месторождений газа на шельфе РФ в современных экономических условиях / П.Б. Никитин, П.П. Никитин,

И.А. Зюзина // Освоение ресурсов нефти

и газа российского шельфа: Арктика и Дальний Восток: сб. докладов IV Межд. конф. ROOGD-2012 (10-11 октября 2012 г.) -М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2013. - С. 437-449.

№ 3 (14) / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.