Научная статья на тему 'О методологии экономической оценки ресурсов нефти и газа континентального шельфа России'

О методологии экономической оценки ресурсов нефти и газа континентального шельфа России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин П. Б., Кибиткин Ю. А.

Переход к условиям рынка требует учета новых экономических реалий освоения ресурсов нефтегазоносных акваторий. К числу основных из них можно отнести появление рыночных механизмов регулирования экономики, изменившуюся роль государства, а также привлечение отечественных и зарубежных негосударственных инвесторов к освоению морских месторождений нефти и газа. Создавшаяся экономическая ситуация кардинальным образом влияет на принципы и методологию экономической оценки ресурсов. Возникает необходимость разработки принципиально новых подходов к экономической оценке ресурсов нефти и газа акваторий, обеспечивающих учет результатов освоения ресурсов в условиях рынка как для государства, уже вложившего значительные средства в проведение морских работ, так и для потенциальных инвесторов. Практическая реализация этих подходов может служить основой для решения в регионе комплекса задач выбора объектов и направлений работ на ранних этапах освоения ресурсов - от принятия директивных решений, связанных с проведением государственной политики недропользования, до проработки коммерческих вопросов приобретения лицензий на конкретные объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методологии экономической оценки ресурсов нефти и газа континентального шельфа России»

О методологии экономической оценки ресурсов нефти и газа континентального шельфа России

П.Б. Никитин, Ю.А. Кибиткин

Финансовый факультет МГТУ, кафедра бухгалтерского учета и аудита

Аннотация. Переход к условиям рынка требует учета новых экономических реалий освоения ресурсов нефтегазоносных акваторий. К числу основных из них можно отнести появление рыночных механизмов регулирования экономики, изменившуюся роль государства, а также привлечение отечественных и зарубежных негосударственных инвесторов к освоению морских месторождений нефти и газа. Создавшаяся экономическая ситуация кардинальным образом влияет на принципы и методологию экономической оценки ресурсов. Возникает необходимость разработки принципиально новых подходов к экономической оценке ресурсов нефти и газа акваторий, обеспечивающих учет результатов освоения ресурсов в условиях рынка как для государства, уже вложившего значительные средства в проведение морских работ, так и для потенциальных инвесторов. Практическая реализация этих подходов может служить основой для решения в регионе комплекса задач выбора объектов и направлений работ на ранних этапах освоения ресурсов - от принятия директивных решений, связанных с проведением государственной политики недропользования, до проработки коммерческих вопросов приобретения лицензий на конкретные объекты.

Abstract. The transition to the market economics requires taking into account new economic factors of development of the oil and gas resources of the continental shelf: the occurrence of the market mechanisms of economic regulation, a new role of the state and participating of Russian and foreign private investors in development of the oil and gas sea deposits. The economic situation essentially influences the principles and methodology of the economic estimation of resources. There is a necessity of development of new approaches to the economic estimation of these resources. The practical realization of these approaches can form the basis for the choice of objects and directions of works at early stages of the oil and gas resources exploitation.

1. Введение

В настоящее время в основных добывающих провинциях страны уже практически разведаны все наиболее крупные высокоперспективные месторождения, наблюдается естественное сокращение приростов запасов и планируется соответствующее снижение уровней добычи нефти и газа. В этих условиях для отечественной экономики, в значительной мере опирающейся на добычу углеводородов, особое значение приобретают вопросы освоения ресурсов новых высокоперспективных регионов. К числу этих регионов, в первую очередь, относится континентальный шельф России, где сосредоточено более 1/3 всех неразведанных ресурсов углеводородов.

Разработка каждого месторождения в суровых природно-климатических условиях окраинных российских морей является крупнейшим инвестиционным проектом, расходы по которому могут измеряться миллиардами долларов. В связи с этим определяющую роль в развитии работ на континентальном шельфе играют вопросы эффективности инвестиций. На современном этапе освоения отечественных акваторий, когда на морях разведаны только первые месторождения, а выявлено и подготовлено уже более 400 перспективных на нефть и газ локальных структур, основой для решения данных вопросов должна стать экономическая оценка локализованных ресурсов, учитывающая всю совокупность современных представлений о географических, природно-климатических, геологических и экономических условиях разведки и разработки рассматриваемых объектов.

Переход экономики России от жестко регламентированной плановой системы управления к рыночным отношениям оказывает существенное влияние на методологию практически всех экономических обоснований и расчетов. Как показывает мировой опыт, применительно к экономической оценке ресурсов нефти и газа акваторий этот процесс требует тесной увязки оценки с источниками финансирования, рынками реализации продукции и схемой налогообложения. В результате возникает необходимость разработки принципиально новых подходов к экономической оценке ресурсов нефти и газа отечественного континентального шельфа.

2. О методологии экономической оценки ресурсов нефти и газа континентального шельфа России в условиях рынка

Отечественный континентальный шельф стал первым регионом, с которого в нашей стране началась экономическая оценка ресурсов нефти и газа. Объективными предпосылками для этого послужили интенсивное развитие в 70-х годах нефтегазопоисковых геофизических исследований на шельфе, повышенная капиталоемкость комплекса работ по освоению морских месторождений нефти и газа и связанная с этим необходимость экономического обоснования целесообразности работ уже на ранних этапах и стадиях подготовки запасов. Определенную роль здесь сыграл интерес к разработке российских морских месторождений нефти и газа, проявленный зарубежными компаниями, для которых приоритетное значение при проведении работ на шельфе имели экономические факторы.

Анализ развития методологии экономических оценок морских ресурсов нефти и газа за прошедшие 25 лет позволяет выделить в этом процессе 4 последовательных этапа. Каждый из них характеризуется определенным сочетанием принципиального подхода к оценке эффекта, ожидаемого от освоения ресурсов, и способа прогнозирования исходных геолого-эксплуатационных показателей.

Слабая геолого-геофизическая изученность акваторий на первом этапе экономической оценки ресурсов и нерешенность комплекса задач непосредственного прогноза исходных геолого-экономических показателей морских месторождений нефти и газа потребовали применения специальных методов прогноза, обеспечивающих косвенное решение поставленных задач. С этой целью на основании анализа зарубежных материалов и опыта освоения месторождений Каспийского моря были выявлены основные факторы, определяющие экономическую эффективность освоения морских месторождений. К их числу в первую очередь относились запасы объектов, дебиты скважин, природно-климатические условия акватории, глубина моря и залегания продуктивных горизонтов. Затем путем перебора всего диапазона наиболее вероятных для рассматриваемого района шельфа значений параметров, характеризующих данные факторы, были рассчитаны затраты на подготовку запасов и их разработку.

Принципиальной основой экономической оценки ресурсов нефти и газа акваторий служили подходы к определению экономической эффективности капитальных вложений, которые базировались на сопоставлении ожидаемого годового экономического эффекта с суммарными капитальными затратами, необходимыми для его получения. При этом проведение работ считалось экономически целесообразным, если ожидаемый уровень эффективности был не ниже минимального, установленного на период оценки для народного хозяйства. В качестве стоимостных критериев для оценки народнохозяйственных результатов геологоразведочных работ на нефть и газ использовались показатели промышленной ценности нефти или газа. Для нефти он рассчитывался как суммарная стоимость нефтепродуктов, получаемых из 1 тонны сырья. В качестве промышленной ценности газа принималась его цена у потребителя. Ожидаемый эффект от освоения прогнозируемых ресурсов газа рассчитывался как разница между ценностью продукции и себестоимостью ее разведки, добычи, транспортировки. Тот же состав затрат учитывался при определении суммарных капитальных вложений.

Данный подход был применен при подготовке Генерального соглашения с Японией о совместном освоении месторождений Охотского моря. Он позволил определить сочетания параметров, обеспечивающие предпосылки эффективного освоения морских месторождений. В целом это создавало общие представления о геолого-экономических требованиях к месторождениям в различных условиях акватории и обеспечивало выбор эффективных для освоения объектов.

Результаты исследований в 1976 г. были опубликованы в виде "Методических рекомендаций по расчету предельных экономических показателей морских геологоразведочных работ на нефть и газ" (Назаров, Никитин, 1976), получивших широкое признание среди специалистов морской подотрасли, как пионерская разработка в области геолого-экономического обоснования геологоразведочных работ на акваториях.

На втором этапе существенные изменения претерпел подход к выбору стоимостных критериев экономической оценки ресурсов нефти и газа акваторий. Эти изменения были связаны с первыми попытками применения методологии оценок ограниченных природных ресурсов. Замыкающие затраты на энергетические ресурсы формировались в результате многовариантной перспективной оптимизации развития энергетики с учетом взаимозаменяемости различных видов топлива и энергии. При этом они были ориентированы на "худшие" - наименее эффективные источники энергии, разработка которых необходима для удовлетворения потребностей народного хозяйства. Данный подход к формированию критериев особо актуален для оценки ресурсов акваторий, отличающихся повышенной капиталоемкостью, и в связи с этим вынужденных конкурировать с наиболее дорогостоящими источниками энергоресурсов. Немаловажную роль при этом играет и временной горизонт применения стоимостного критерия. Ориентация замыкающих затрат на перспективу 15-20 лет соответствует минимальным реальным срокам освоения прогнозируемых морских ресурсов. В целом использование данного показателя позволяло в более полной мере учесть экономический эффект, прогнозируемый от освоения морских ресурсов нефти и газа.

Большое значение для развития методологии экономической оценки ресурсов нефти и газа акваторий имело применение прогностического аппарата, базирующегося на статистико-математических методах (Шпильман, 1982). Этот аппарат позволял распределить прогнозные ресурсы морской нефтегазоносной (перспективно нефтегазоносной) области по группам месторождений различной крупности и таким образом прогнозировать количество и размеры месторождений. Прогноз величин запасов месторождений дополнялся прогнозами глубин моря над ожидаемыми месторождениями и глубин залегания продуктивных горизонтов, которые основывались на структуре распределения прогнозных ресурсов области, соответственно, по глубинам моря и глубинам залегания перспективных комплексов. Данный прогноз давал возможность выделить долю технически доступных для освоения ресурсов. В целом прогноз основных геолого-эксплуатационных показателей позволял перейти от обоснования экономических требований к ожидаемым объектам непосредственно к экономической оценке прогнозных ресурсов рассматриваемых морских районов и областей. Экономическая оценка ресурсов нефти и газа обеспечивала на ранних этапах освоения акваторий выделение в суммарной количественной оценке ресурсного потенциала рассматриваемого района доли технически доступных и эффективных для разработки ресурсов, а также обоснование экономических требований к ожидаемым месторождениям в различных условиях.

Этот подход был отражен в "Методических рекомендациях по экономической оценке прогнозных ресурсов нефти и газа Мирового океана", опубликованных в 1984 г. (Назаров и др., 1984).

На третьем этапе большое внимание было уделено вопросам учета фактора времени при экономической оценке ресурсов нефти и газа континентального шельфа.

Развитие работ по освоению ресурсов отечественного континентального шельфа и связанное с ним проектирование эксплуатации месторождений, а также анализ зарубежного опыта обустройства и эксплуатации морских месторождений позволили выявить определенную динамику разработки месторождений, расположенных в экстремальных природно-климатических условиях. Были уточнены темпы наращивания и снижения добычи, определено время разведки запасов, строительства гидротехнических сооружений и разбуривания кустов скважин. В результате достаточно детального учета фактора времени обеспечивались условия для использования механизма дисконтирования, обеспечивающего учет разновременности эффекта и затрат.

Следующий значительный этап в развитии геолого-экономической оценки ресурсов нефти и газа континентального шельфа связан с переходом отечественной экономики на рыночные рельсы.

Переход экономики России от жестко регламентированной плановой системы управления к рыночным отношениям оказывает существенное влияние на методологию практически всех экономических обоснований и расчетов. Применительно к экономической оценке морских ресурсов нефти и газа изменившиеся экономические условия определяют необходимость разработки ряда принципиально новых подходов, которые в укрупненном виде можно свести к следующим основным положениям:

• Учет источников финансирования работ по разведке и разработке ресурсов нефти и газа отечественных акваторий.

• Учет изменившейся роли государства при освоении ресурсов нефти и газа континентального шельфа России.

• Альтернативный характер экономических оценок ресурсов нефти и газа акваторий (Никитин, 1996).

Наиболее существенным, носящим в современных условиях комплексный характер, является требование учета источников финансирования морских работ. Опыт последних лет проведения геологоразведочных работ на континентальном шельфе России наглядно продемонстрировал, что в настоящее время нереально рассчитывать на финансирование весьма капиталоемких программ по освоению ресурсов нефти и газа акваторий за счет госбюджета. В роли инвесторов здесь уже выступают акционерные общества, финансовые группы и компании, которые в настоящее время проявляют значительный интерес к ресурсам высокоперспективных отечественных морей. Так, на арктическом шельфе основная часть работ по разведке и обустройству месторождений ведется за счет средств РАО "Газпром", в незначительных объемах исследования финансируются финскими, норвежскими и американскими компаниями. На сахалинском шельфе АО "Сахалинморнефтегаз" и НК "Роснефть" участвуют в подготовке к разработке месторождений нефти и газа совместно с десятком американских, японских и голландских компаний.

Ориентация на привлечение негосударственных инвестиций отражается, в первую очередь, на выборе самого объекта экономической оценки. Исходя из мировой и отечественной практики, инвесторы практически не занимаются изучением регионального строения акваторий и достаточно редко ведут поисковые геофизические работы, оставляя эти задачи государственной геологической службе. Для них основной интерес представляют уже выявленные месторождения и высокоперспективные локальные структуры. Соответственно локализованные ресурсы и запасы конкретных объектов рассматриваются при определении целесообразности финансирования морских работ. Объективными предпосылками выбора локальных объектов при экономической оценке ресурсов акваторий служит и значительно возросший уровень геолого-геофизической изученности первоочередных для освоения ресурсов нефти и газа западно-арктических и дальневосточных морей, где уже открыто порядка 20 месторождений и выявлено более 400 перспективных локальных структур. В результате на данных акваториях именно локализованные ресурсы определяют в настоящее время ресурсный потенциал. Выбор локальных объектов при экономической оценке ресурсов кардинальным образом влияет на весь механизм определения исходных геолого-экономических показателей, требуя создания принципиально новых подходов к прогнозу характеристик объектов разведки и разработки. Здесь уже не могут, как прежде, использоваться гипотетические объекты, характеристики которых прогнозировались главным образом на основании статистических закономерностей распределения ресурсов областей и провинций. Для определения условий разведки и разработки ресурсов в первую очередь используются результаты геолого-геофизических работ и поисково-разведочного бурения на конкретном рассматриваемом объекте, которые при необходимости дополняются данными по месторождениям - геологическим аналогам.

Учет интересов инвестора определяет и принципиальный подход к экономической оценке ресурсов. Для потенциального инвестора освоение ресурсов акваторий, как правило, является лишь одним из возможных направлений вложения средств, которое в условиях наблюдающегося во всем мире дефицита инвестиций должно конкурировать с другими направлениями. Причем для крупного инвестора, такого, как финансовые группы и банки, области инвестиций далеко не ограничиваются нефтегазодобывающим комплексом. В связи с этим для того, чтобы доказать эффективность инвестиций в морские работы, экономическая оценка ресурсов должна быть сопоставима с оценками эффективности вложений средств в любые другие инвестиционные проекты. Добиться этого можно используя для экономической оценки ресурсов принципы и критерии определения эффективности инвестиционных проектов. В основе определения эффективности инвестиций в условиях рынка лежит расчет эффекта, который при освоении ресурсов получает непосредственно инвестор. В результате при экономической оценке ресурсов уже недостаточно как прежде ориентироваться на оценку совокупного экономического эффекта, ожидаемого от эксплуатации ресурсов, и возникает необходимость учета распределения этого эффекта между государством-владельцем недр и участниками процесса освоения ресурсов. В основе этого распределения лежит система налогообложения, которая включает специфические платежи за право поисков, разведки и разработки месторождений нефти и газа континентального шельфа, а также налоги, связанные с хозяйственной деятельностью. Исходя из этого, экономическая оценка ресурсов должна в полной мере учитывать всю совокупность существующих в настоящий момент или прогнозируемых в перспективе экономических условий освоения морских месторождений, которые характеризуются уровнем цен на реализуемую продукцию и затрат на ее производство и доставку потребителям, а также ставками налогов и платежей.

В условиях рынка коренным образом изменяется роль государства в процессе освоения ресурсов нефти и газа континентального шельфа. Отказавшись от роли основного источника финансирования морских работ, государство как собственник недр сохраняет за собой функции управления и регулирования недропользования. Для этих целей оно обладает специальными государственными органами и рядом экономических рычагов, наиболее мощными из которых являются системы лицензирования участков шельфа и налогообложения морских организаций. Эти системы самым тесным образом взаимосвязаны и дополняют друг друга. С помощью проведения рациональной политики в вопросах лицензирования перспективных морских участков и месторождений государство может обеспечить оптимальное удовлетворение потребностей хозяйства в ресурсах и запасах нефти и газа акваторий. В наибольшей мере эти возможности проявляются на ранних стадиях освоения ресурсов, пока права пользования ресурсами и запасами еще не переданы разработчикам и полностью находятся в руках государства. В этих условиях экономическая оценка ресурсов должна на основе существующей системы налогообложения, реализующей права собственности государства на недра, оценить ожидаемые экономические результаты выдачи лицензий для владельца недр. Кроме того, поскольку часть налогов и платежей при разработке месторождений нефти и газа носят рамочный характер, то директивные органы с целью стимулирования развития работ в определенном морском регионе могут на основе

многовариантной экономической оценки ресурсов в интересах инвестора варьировать распределение эффекта. Наиболее широкое поле для подобного маневра предоставляют соглашения о разделе продукции, в которых величины значительной части платежей определяется условиями договора.

Развитие работ по освоению месторождений нефти и газа континентального шельфа оказывает значительное влияние на экономику прилегающих регионов, вызывая в них интенсивное развитие производительных сил. Этот аспект также необходимо учитывать при экономической оценке морских ресурсов.

3. Оценка регионального социально-экономического эффекта инвестиций - умноженный (мультипликативный) доход

Нефтегазовый комплекс характеризуется не только высоким и устойчивым внутренним и экспортным спросом на собственную продукцию, но и создает высокий уровень спроса на продукцию сопряженных с ним отраслей. Степень развития сопряженных отраслей характеризуется так называемым показателем мультипликации. Для развитых стран величина мультипликатора составляет: Норвегия -1,6-1,7; Австралия - 1,8-2,4; США - 2,1. Расчеты показывают, что для России "нефтегазовый" мультипликатор равен 1,9 и соответствует уровню других нефтедобывающих промышленно развитых стран.

Так, по проекту освоения Штокманского нефтяного месторождения доходы российской стороны по "машиностроительной" линии (через размещение заказов у российских подрядчиков, перевозчиков и т.д.) могут вдвое превысить аналогичные ее доходы по "нефтяной" линии.

С перемещением сырьевой базы нефтегазодобычи на шельф арктических морей возникает растущий спрос на наукоемкую, высокотехнологичную продукцию обрабатывающих отраслей промышленности.

Основной наукоемкий производственный потенциал страны сосредоточен в отраслях ВПК. Его перепрофилирование на производство нефтегазового оборудования связано с решением ключевой экономической задачи - необходимо обеспечить гарантированную окупаемость инвестиций в производство оборудования для нефтегазовой отрасли за счет реализации углеводородов, добытых в рамках проектов освоения месторождений нефти и газа, обеспечивших спрос на указанное оборудование. Следовательно, от масштабов и эффективности привлечения инвестиций в нефтегазовые проекты зависит экономический подъем и в отраслях российской "оборонки", и в других "несырьевых" отраслях российской экономики.

Таким образом, при экономической оценке ресурсов нефти и газа, необходимо дополнительно учитывать экономический эффект, возникающий в результате освоения прилегающих территорий. Значение общего экономического эффекта (Эо) можно рассчитать по следующей формуле:

Эо = Э * М,

где:

М - мультипликатор;

Э - эффект от освоения ресурсов нефти и газа.

Однако необходимо фокусировать внимание на прямом экономическом воздействии. Вторичное воздействие (мультипликационный эффект) можно использовать только как дополнительный аргумент в пользу экономически жизнеспособного проекта.

4. Заключение

Переход к условиям рынка весьма существенно отразился на методологии экономической оценки ресурсов нефти и газа континентального шельфа. Он потребовал учета таких основных реалий рыночных отношений, как источники финансирования морских работ, изменившаяся роль государства при освоении ресурсов нефти и газа акваторий и многовариантность условий реализации продукции. Это, в свою очередь, вызвало необходимость принципиально новых подходов к выбору объекта экономической оценки, распределению ожидаемого эффекта между инвестором и государством-владельцем недр, учету возможности различных экономических ситуаций освоения ресурсов. В результате значительно повышается конкретность экономической оценки ресурсов и расширяется область ее применения. Подобная экономическая оценка ресурсов нефти и газа может быть использована для решения практически всего комплекса геолого-экономических задач на ранних стадиях освоения акваторий: от выбора объектов для приобретения лицензий до разработки концепции развития работ в морском регионе.

Литература

Назаров В.И., Енгалычев Э.А., Никитин П.Б. Методические рекомендации по экономической оценке и классификации прогнозных ресурсов нефти и газа Мирового океана. Л., ВНИГРИ, 30с., 1984.

Назаров В.И., Никитин П.Б. Методические рекомендации по расчету предельных экономических показателей морских геологоразведочных работ на нефть и газ. Л., ВНИГРИ, 40с., 1976.

Никитин П.Б. Современная геолого-экономическая оценка нефтегазового потенциала арктического шельфа. "Минеральные ресурсы России. Экономика и управление." М., Геоинформмарк, № 2, с.28-34, 1996.

Шпильман В.И. Количественный прогноз нефтегазоносности. М., Недра, 215с., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.