Особенности экономической оценки ресурсов нефти и газа юга России
А.Г. Лебедько
СКНЦ ВШ ЮФУ, Ростов-на-Дону
Экономическая оценка ресурсов нефти и газа проводится на основе количественной оценки, исходя из условия получения максимального суммарного (интегрального) эффекта от освоения ресурсов с учетом ограничений, накладываемых действующим законодательством о недрах, технологическими возможностями, правилами ведения горно-геологических работ, требованиями охраны окружающей среды, потребностями рынка в нефти, газе, конденсате, продуктах их переработки и попутных компонентах, а также другими условиями развития нефтегазодобывающих регионов.
При этом все исходные технико-экономические показатели приводятся к единому расчетному моменту, соответствующему дате проведения количественной оценки ресурсов (дисконтируются).
Принципиальная схема экономической оценки ресурсов, выполненная на основе когнитивного моделирования [1], представлена на рис. 1.
Характеристики локального объекта
Природноклиматические и географические условия объекта Морфологические характе ристики объекта Нефтегазогеологические характ еристики объекта
Цена на продукцию Налоги и платежи Условия транспор-тировки Условия кредитования
Характеристики рынка реализации продукции
Рисунок 1 - Принципиальная схема экономической оценки ресурсов
(составлено автором по [2])
Необходимо учитывать не только количество ресурсов нефти и газа, но и давать им прогнозную экономическую оценку, позволяющую определять затраты на освоение различных групп ресурсов, а также потенциальный экономический эффект от их освоения. Это дает возможность дифференцировать ресурсы по степени экономической доступности и целесообразности разработки, определять приоритетные направления политики лицензирования перспективных нефтегазоносных территорий и акваторий.
Экономическая оценка ресурсов нефти и газа должна проводиться на всех стадиях их освоения и базироваться на общих принципах и единой методологической основе. По мере перехода от ранних стадий к более поздним детальность расчетов и достоверность оценки повышаются.
В основу методологии экономической оценки прогнозных ресурсов нефти и газа положен принцип, согласно которому эти ресурсы представляют собой сумму УВ скоплений (залежей). Поэтому при экономической оценке их необходимо разделить на группы, близкие по горно-геологическим условиям освоения. Экономическая оценка типичной залежи, входящей в группу, распространяется на все залежи этой группы.
При таком подходе для экономической оценки прогнозных ресурсов может быть использована та же методическая основа, которая принята для разведуемых месторождений. Отличие состоит лишь в том, что в одном случае расчеты проводятся для реальных геологических объектов, а в другом - для прогнозируемых. Учитывая вероятностный характер геологических прогнозов, это обстоятельство позволяет снизить детальность расчетов, проводить их более обобщенно.
Геолого-экономический прогноз ресурсов УВ любого нефтегазоносного района, в том числе Северо-Кавказской НГП, является многофакторным исследованием, включающим последовательно связанные между собой операции.
Под экономической оценкой ресурсов нефти и газа понимается определение потенциального эффекта (дохода) в денежном выражении, который может быть получен при переводе их в запасы и последующем промышленном освоении.
Экономическая оценка ресурсов проводится по двум направлениям:
1. На государственном уровне - для решения задач государственного регулирования отношений недропользования на основе определения потенциальной ценности нефтегазоносных недр региона. На государственном уровне оценки экономический эффект характеризует ту величину потенциального дисконтированного дохода (за вычетом доли инвестора), которая может быть изъята при освоении ресурсов нефти и газа в пользу государства через законодательно установленные налоги и платежи.
2. На коммерческом уровне - для определения инвестиционной привлекательности подготовленных для лицензирования и проектируемых участков нефтегазоносных недр. В качестве основного показателя экономической оценки принимается величина чистого дисконтированного дохода от их освоения, которая рассчитывается с учетом всех установленных налогов и платежей.
Ценность добытой продукции при коммерческом уровне оценки определяется с учетом реального соотношения экспортной нефти и поставляемой на внутренний рынок. Исходя из сложившейся практики, долю экспортной нефти рекомендуется принимать равной 30%, а значение внутренней цены на нефть на уровне 60% от расчетной величины мировой цены. Для дифференциации различных групп ресурсов, находящихся в несходных горногеологических и природно-климатических условиях по степени инвестиционной привлекательности, определяется величина внутренней нормы доходности (рентабельности).
Наряду с геолого-техническими трудностями освоения региона имеют место и геополитические, т. к. не только нефтегазоносные районы и перспективные зоны, но и отдельные площади и месторождения пересекаются многочисленными границами субъектов РФ. Например, такие месторождения как Заманкульское, Харбижинское, Ахловское, Советское и Курское расположены на территории двух и трех субъектов РФ, а в целом перспективные земли Терско-Каспийского проги-
ба расположены на территории шести субъектов РФ. В новых условиях недропользования все это создает затруднения в разведке и освоении потенциальных ресурсов углеводородного сырья.
Анализ перспектив нефтегазовой отрасли базируется не только на рассмотрении и оценке запасов выявленных и разрабатываемых месторождений, стоящих на балансе. Необходим учет прогнозных ресурсов (категория Д), основанных на предположительных расчетах и теоретических построениях.
Прогнозные ресурсы, несмотря на их вероятностный характер, являются основой анализа и определения стратегии развития нефтегазодобычи. В долгосрочных программах определяющим параметром служит количественная оценка ресурсной базы УВ. Необходим также экономический анализ, учитывающий мировые цены на нефть и другие экономические показатели. Итоговая комплексная оценка дает возможность рассчитать затраты на освоение различных категорий ресурсов и для каждой в отдельности - потенциальный экономический эффект освоения.
Результат такой геолого-экономической оценки - дифференциация ресурсов по уровню экономических показателей и возможность наметить приоритеты в лицензировании перспективных площадей (территорий и акваторий), т. е. определить процент рентабельных ресурсов [5].
Переход экономики России к условиям рынка оказал существенное влияние на методологию экономической оценки ресурсов нефти и газа. Он вызывает необходимость учета таких основных реалий рыночных отношений как бюджетные источники финансирования работ, изменившаяся роль государства при освоении территорий и альтернативность условий реализации продукции.
В настоящее время в основных добывающих провинциях страны практически разведаны и введены в эксплуатацию все наиболее крупные высокоперспективные месторождения, в связи с чем наблюдается естественное сокращение приростов запасов и планируется соответствующее снижение уровней добычи нефти и газа. В этих условиях для отечественной экономики, в значительной мере опирающейся на добычу углеводородов, особое значение приобретают вопросы освоения ресурсов новых высокоперспективных регионов. К числу этих регионов, в первую очередь, относятся континентальные шельфы южных морей России, ожидается открытие средних и крупных по запасам месторождений. Последние подтверждены работами НК «Лукойл» на Каспии.
Разработка каждого месторождения в шельфовых зонах является крупнейшим инвестиционным проектом, расходы по которому могут измеряться сотнями миллионов долларов. В связи с этим определяющую роль в развитии работ на континентальном шельфе играют вопросы эффективности инвестиций. На современном этапе освоения отечественных акваторий, когда на морях разведаны только первые месторождения, а выявлено и подготовлено уже около 200 перспективных на нефть и газ локальных структур, основой для решения данных вопросов должна сталь экономическая оценка локализованных ресурсов. Последняя должна учитывать всю совокупность современных представлений о географических, природно-климатических, геологических и экономических условиях разведки и разработки рассматриваемых объектов.
Учитывая крайнюю неравномерность распределения месторождений УВ-сырья в земной коре, необходимо до начала детальных геофизических работ и поискового бурения использовать материалы дистанционного прогнозирования залежей нефти и газа, например: космическое зондирование, анализ потенциальных полей, а также методы структурно-геодинамического прогнозирования и др., то есть необходимо использовать максимальное количество методик прогнозирования нефтегазоносности, поскольку неудача бурения первых скважин может на долгие годы отодвинуть открытие новых месторождений.
Целью геологоразведочных работ (ГРР), проводимых государством на ранних стадиях геологического изучения участков недр, является создание условий для притока частных капиталов в высоко рискованную сферу деятельности - геологоразведку. В результате геологоразведочных работ, проведенных за счет средств федерального бюджета, должны быть выявлены и подготовлены к дальнейшему геологическому изучению участки недр, ресурсы которых,
будучи выставленные на аукцион, вызовут инвестиционный интерес у недропользователей. При этом подготовка ресурсов должна идти в таких объемах, которые позволили бы компенсировать отбор запасов приростом запасов промышленных категорий.
Сегодня государство, выступая как собственник недр, призванный осуществлять эффективную инвестиционную политику, не располагает достоверной информацией, позволяющей судить об эффективности реализуемой политики в области недропользования. Отсутствуют показатели, способные дать количественную и стоимостную оценку результатам работ, выполненным за счет бюджета, ответить на вопрос: какой объем ресурсов подготовлен, насколько коммерчески привлекательны выявленные ресурсы для инвестирования средств в их дальнейшее геологическое изучение, какие из перспективных объектов могут быть востребованы частными инвесторами и какова их стоимостная оценка.
Для совершенствования механизма анализа результатов проведенных геологоразведочных работ за счет бюджетных ассигнований и оценки экономической выгоды, полученной государством от реализации разработанной программы воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов России, предлагается методика анализа результатов ГРР и перечень основных показателей (критериев). При этом исходят из того, что назначением подобного рода работ является получение дополнительной геологической информации с целью снижения риска частных инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности перспективных участков недр.
В качестве основных планируемых показателей результативности поисковооценочных работ выступают такие, как: объем выявленных ресурсов категорий С3+Д1, количество локализованных объектов на новых площадях, количество участков, по которым приобретены права на проведение ГРР с целью поиска и оценки и др.
Участки, подготавливаемые за счет средств бюджета, должны иметь положительную экономическую оценку, характеризующую их инвестиционную привлекательность для инвестора, т.к. в условиях рынка конечной целью выявления нового месторождения является получение прибыли от его разработки.
Для реализации предложенной методики анализа результаты ГРР предлагается отслеживать по каждому объекту, где финансирование производилось за счет бюджетных средств. При этом осуществляется дифференциация на объекты, по которым получены положительные результаты, отрицательные результаты, по которым продолжается реализация проектов. В течение срока жизни проекта необходимо осуществлять мониторинг геологических результатов и движения денежных средств.
Для характеристики проектов, закончившихся положительными результатами, представляется информация о количестве выявленных структур и объеме ресурсов на них по категориям С3 и Д1Л. Экономическая оценка перспективных структур позволяет выявить объекты, по которым экономически целесообразно продолжение геологоразведочных работ.
Полученная информация должна быть заложена в основу формирования перечня участков недр, которые, учитывая их коммерческую привлекательность для инвесторов, будут выставлены на аукционы. Степень востребованности перспективных участков недр также характеризует эффективность деятельности МПР России в сфере воспроизводства минеральносырьевой базы. Средства, вырученные от продажи права пользования участками для проведения дальнейших ГРР. продемонстрируют результативность использования бюджетных средств как с геологических, так и экономических позиций.
В рыночных условиях размер учетных ставок, по которым производится оценка ресурсов, зависит от безрисковой ставки по государственным ценным бумагам, стабильности получения дохода, показателя рискового рейтинга страны, инфляционной премии по капиталу, уровня ликвидности объекта, расходов по управлению инвестициями и т.д. Как правило, при экономической оценке природных ресурсов, эксплуатация которых может длиться достаточно продолжительный период, используется метод прямой капитализации.
Изменившиеся экономические условия диктуют необходимость по- новому оценивать ресурсную базу. Традиционными были геолого-тектонические критерии с выделением неф-
тегазоносных районов и областей. В настоящее время в первую очередь необходима оценка ресурсов углеводородного сырья по субъектам Российской федерации, в ведении которых находится нераспределенный фонд недр.
В целом новые условия недропользования определяют комплексный подход к оценке ресурсов Северо-Кавказского региона и зоны шельфа южных морей. Имеющиеся данные (в том числе и анализ структуры запасов нефти) показывают, что в обустроенных нефтедобывающих районах Северного Кавказа и Прикаспия стоимость прироста запасов гораздо ниже, чем ГРР в удаленных регионах России.
Несмотря на длительную историю нефтегазодобычи на Северном Кавказе, все еще высоки перспективы не только в освоении уже разведанных залежей и месторождений, но и в открытии новых. Достаточно сказать, что по современным прогнозным оценкам степень освоения начальных потенциальных ресурсов едва достигла 50%. Кроме того, выявлены новые направления поисково-разведочных работ в глубинных структурах.
В начале века утвердилось мнение о благополучии в России с разведанными запасами углеводородов и об избытке их у отечественных нефтяных компаний. Этим определялась текущая политика в отношении к проблемам геологоразведочных работ, которая привела к отмене отчислений на воспроизводство МСБ, а также введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом поднимался вопрос о принудительном возврате нефтяными компаниями в нераспределенный фонд «излишних» запасов.
Причиной таких мероприятий общегосударственного масштаба явилось неоднократное появление в печати сопоставлений об обеспеченности разведанными запасами нефтяных компаний США (10-летняя обеспеченность) и России (30-50-летняя). Однако, такое сравнение было некорректно, т. к. в России и США понимание терминов «запасы» значительно различается. Реальная же оценка обеспеченности разведанными запасами нефтяных компаний оценивается в 12-17 лет [6].
При этом структура запасов и ресурсов нефти такова, что в нераспределенном фонде в настоящее время числятся, главным образом, мелкие залежи. Они, исключая Восточную Сибирь и шельфовые области, представляют собой основной источник восполнения сырьевой базы нефтедобывающей отрасли. Действительно в общем количестве разведанных месторождений нефти около 80% приходится на мелкие и с извлекаемыми запасами до 10 млн.т. В сложившихся условиях остаются вопросы, без решения которых (из-за высокой инерционности развития отрасли) рост добычи нефти станет проблематичным или невозможным.
Из-за недостаточной прогнозной проработки экономических результатов геологоразведочных работ, многие нефтяные и газовые месторождения после их открытия оказались неэффективными для добычи, а вложенные в их поиск и разведку средства - замороженными на неопределенный срок. Главные проблемы ресурсной базы сейчас связаны не с физическим исчерпанием нефтегазового потенциала недр, а с сохраняющейся неопределенностью прогноза нефтегазоносности, неотработанностью методов и механизмов выбора приоритетов реализации этого прогноза и их недостаточной увязкой с общими проблемами макроэкономической и энергетической стратегии на длительный период.
Современная геолого-экономическая оценка нефтегазоносности Северо-Кавказской нефтегазоносной провинции выполнена в 2008 году [4].
Изменившиеся экономические условия диктуют необходимость по- новому оценивать ресурсную базу. Традиционными были геолого-тектонические критерии с выделением нефтегазоносных районов и областей. В настоящее время в первую очередь необходима оценка ресурсов углеводородного сырья по субъектам Российской федерации, в ведении которых находится нераспределенный фонд недр.
В целом новые условия недропользования определяют комплексный подход к оценке ресурсов Северо-Кавказского региона и зоны шельфа южных морей. Имеющиеся данные (в том числе и анализ структуры запасов нефти) показывают, что в обустроенных нефтедобы-
вающих районах Северного Кавказа и Прикаспия стоимость прироста запасов гораздо ниже, чем ГРР в удаленных регионах России.
В связи с тем, что на суше не ожидается открытие крупных по запасам месторождений, на сегодняшний день актуальным становится вопрос о подготовке ресурсов на шельфах Каспийского, Азовского и Черного морей, где последние результаты геологоразведочных работ позволили по-новому оценить их ресурсный потенциал.
Состояние нефтегазовой отрасли России определяется ресурсами Западной Сибири. В то же время, длительная эксплуатация последних приводит к постепенному истощению запасов и, соответственно, удорожанию нефтедобычи. В связи с этим настоятельной становится проблема выбора новых объектов ГРР. Уже сейчас в пределах юга России перспективным становится Прикаспийский регион, вызывая интерес нефтяных компаний.
Сегодняшняя добыча в Прикаспийском регионе не достигает и 50 млн. т. Из них половина (25 млн. тонн) приходится на Казахстан. Доля Азербайджана составляет примерно 10 млн. т., Туркмении - более 5 млн. т. На долю России (Волгоградская и Астраханская области, а также Калмыкия и Дагестан) и того меньше - 5 млн. т. В то же время сформировалось мнение (не без помощи средств массовой информации) о колоссальных запасах нефти в Прикаспийском регионе, сопоставимых с потенциалом стран Персидского залива.
Освоение Каспийского шельфа Россия начала позднее других Прикаспийских государств, поэтому Российский сектор Каспийского шельфа мало изучен и находится на стадии региональных поисков. Прогнозные ресурсы Российского шельфа (по десяти объектам) оцениваются примерно в 1,5 млрд. т. Они служат основой для выбора направления первоочередных поисковых работ.
Кроме того, для всего Прикаспийского бассейна характерна значительная примесь сероводорода, т.е. в Северном Каспии (на суше и в акватории) залежи являются сероводородсодержащими.
В пределах шельфа Дагестана и Калмыкии можно ожидать наличие бессернистой нефти в вышележащих отложениях мезо-кайнозоя. Однако масштабы их нефтегазоносности оценить пока трудно. Исходя из результатов многолетних поисков таких залежей в Казахстане и Прикаспийском регионе России, месторождения эти мелкие (запасы менее 30 млн. т.).
Анализ перспектив и возможных путей развития нефтегазовой отрасли Южного региона базируется не только на анализе выявленных и разрабатываемых месторождений, стоящих на балансе. Необходим учет прогнозных ресурсов, которые, будучи вероятностными, обосновывают долгосрочные программы ГРР. Итоговая комплексная оценка дает возможность рассчитать затраты на освоение ресурсов.
По оценке Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геологоразведочного института (ВНИГРИ) крупные рентабельные ресурсы в Европейской России сосредоточены на севере. В пределах Южного региона значительные рентабельные ресурсы углеводородного сырья сосредоточены в Астраханской (1590 млрд. м3 газа) и Волгоградской (150 млн. т. нефти и 675 млрд. м3 газа) областях, а также в пределах Краснодарского края (106 млн. т. нефти и 215 млрд. м3 газа).
Несмотря на весьма высокую, хотя и неравномерную по площади и разрезу геологогеофизическую изученность, неразведанные перспективные и прогнозные ресурсы провинции оцениваются в количестве более трети от начальных суммарных по нефти и 40% по свободному газу. Однако при этом более половины данных ресурсов представлены наименее достоверной оценкой по категории Д2 и нуждаются в дополнительном региональном и зональном изучении. Тем не менее, наличие в недрах провинции ресурсов категории С3+Д1 даже при меньшей достоверности ресурсов категории Д2, не дает оснований сомневаться в наличии реальной материальной основы проектирования региональных, поисково-оценочных и разведочных работ по приросту новых запасов углеводородов [3].
Региональная инфраструктура территории Северного Кавказа позволяет выделить достаточно крупные рентабельные ресурсы в пределах Краснодарского края, а также в других районах Северного Кавказа.
Литература
1. С. А. Радченко Разработка программных средств исследования устойчивости социально-экономических систем//Инженерный вестник Дона. № 3, 2008.-кйр://’^^^1уёоп.гц/та§а2те/агсЫуе/п3у2008/94/(доступ свободный) — Загл. с экрана. — Яз.
рус.
2. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экология. Научно-нормативный справочник. - Ростов-на-Дону: ООО «РостИздат», 2000. - 416 с.
3. Назаров В.И., Наливкин В.Д., Сверчков Г.П.. Экономическая оценка ресурсов нефти и газа России. «Геология нефти и газа». №10, 1997, с. 15-25.
4. Орлов В.П. Обеспеченность запасами: мифы и реалии // «Российские недра», 8 октября 2007.
5. Лебедько Г.И., Кулындышева Ю.В., Лебедько А.Г. Нефть и газ Северо-Кавказской нефтегазоносной провинции (геолого-экономическая оценка). Изд. ЮФУ, Ростов-на-Дону, 2008. - 212 с.
6. Лебедько Г.И. Синергетика нефтегазообразования. «Научная мысль Кавказа». 2004, №4, с. 59-64.