УДК 338.486
УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗРАБОТКЕ ДЕТСКИХ ТУРОВ
А. И. АЧКАН, Е. Н. КАРЧЕВСКАЯ
Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого», Республика Беларусь
Введение
Одним из важных стратегических направлений туризма является детский туризм. В соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. востребовано развитие не только конкурентоспособных товаров и услуг, но и социально ориентированных отраслей. Поэтому вопросы, связанные с развитием детского туризма, важны сегодня как с экономической, так и с социальной сторон.
Современные экономические условия хозяйствования требуют решения все новых проблем, связанных со своевременным и адекватным реагированием организаций, занимающихся детским туризмом, на появляющиеся изменения. Однако остается множество проблем, не решенных на более ранних этапах. Приходится констатировать, что исследования в области детского туризма пока носят разрозненный характер. Все это приводит к необходимости разработки комплексного методического обеспечения по управлению деятельностью организаций на рынке детского туризма в современных условиях и в перспективе.
В настоящее время стратегия устойчивого развития туризма ориентирована на национальный туристский комплекс в целом и не учитывает специфики отдельных видов туризма, таких как детский туризм. Проблематике детского туризма в печатных источниках уделяется мало внимания. Научные исследования направлены на туристский комплекс в целом, но не учитывают специфики детского туризма (Г. Скворцова, Ю. Константинов, С. Богданова, О. Сысоева, Е. Рябова, В. Трофимов и др.) [5]-[7]. Комплексного анализа детского туризма в Республике Беларусь не проводилось. Все вышеизложенное и определяет необходимость разработки комплексного методического обеспечения по управлению деятельностью организаций на рынке детского туризма в современных условиях.
Детский туризм представляет собой совокупность различных туристских поездок, в которых принимают участие дети. Эти поездки могут иметь различную направленность: от развлекательных поездок до многодневных туристских походов, от однодневных экскурсионных поездок по родному краю до недельного экскурсионного тура по зарубежью, от организованного пляжного отдыха до экскурсионных туров на промышленные предприятия и т. д. Все эти направления очень важны для ребенка, так как способствуют его многостороннему развитию. Несомненно, важнейшим фактором воспитания для подрастающего поколения является познание своей страны. В связи с этим особое внимание в детском туризме предлагается уделить экскурсионным турам по Республике Беларусь, в частности (в рамках настоящего исследования) по Гомельской области.
96
ВЕСТНИК ГГТУ ИМ. П. О. СУХОГО № 3 • 2016
Для составления маршрута необходимо знать, что может предложить определенный регион. На сегодняшний день в современной туристской литературе нельзя найти полный перечень туристско-рекреационных объектов определенных регионов Республики Беларусь (в частности, Гомельской области) и возможности их применения в туризме.
Авторы в своем исследовании опирались на отечественные теоретические источники в области туризма, материалы и рекомендации научных конференций и семинаров, а также на личные наблюдения и выводы.
Целью исследования является разработка проектной схемы методических рекомендаций использования регионального туристско-рекреационного потенциала Гомельской области для детского туризма.
Основная часть
На современном этапе туризм считается одной из самых доходных отраслей в экономике. Почему же тогда детскому туризму, как одной из составляющих туризма, уделяется так мало внимания? Ответ на этот вопрос кроется в большом количестве давно существующих проблем и препятствий в развитии в этой области.
На основе проведенного экономического анализа современного состояния детского туризма, статистической информации, проведенных маркетинговых исследований авторами были выявлены следующие проблемы развития детского туризма:
1. Недостаточность нормативно-правовых документов и четких указаний в государственном регулировании изучаемой сферы. Нормативно-правовая документация устарела, а в Государственных программах развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2020 гг. не рассматривается вопрос развития детского туризма как отдельного вида. Не предоставляются какие-либо льготы со стороны государства для туристских организаций, занимающихся детским туризмом [1].
2. В связи с отменой лицензирования и введением добровольной сертификации невозможно отследить качество туристских услуг, которые предлагаются детям. Зачастую турфирмы даже не знают основных правил организации детских туристских поездок. Все это привело к высокой конкуренции на рынке. Стоимость детских туристских поездок невелика, а, следовательно, и прибыль в них не может быть большой. Поэтому туристские предприятия видят в детском туризме наименьшую привлекательность. Им не хочется тратить резервы на освоение или развитие сферы, с которой получается такая маленькая отдача.
3. Существенным фактором, способным оказать большое влияние на развитие детского туризма, является демографический. Основным сегментом на рынке детского туризма являются потребители в возрасте от 7 до 15 лет. Как свидетельствуют итоги переписей населения, за последние 10 лет количество детей в Беларуси снизилось почти на треть (27,4 %). А из демографических прогнозов следует, что численность детей в возрасте до 15 лет будет уменьшаться.
4. Из проведенного анкетирования было выявлено, что туристско-краеведческая деятельность практически не развита. Большинство детей ни разу не ходили в походы. Туристические слеты практически не проводятся [2].
Таким образом, проведенное исследование показало, что в сфере детского туризма прослеживаются негативные тенденции. А чтобы удачно продавать услуги, необходимо знать, чем можно привлечь туристов. Поэтому востребована инвентаризация имеющихся в регионе ресурсов.
Основным показателем для туриста, причем любого возраста, является привлекательность тура. Обычно привлекательность для каждого экскурсанта - это сугубо индивидуальное понятие, включающее в себя цели, с которыми турист отправляется
в путешествие. Их можно сгруппировать по некоторым критериям и выделить для каждой цели соответствующие туристско-рекреационные ресурсы региона. Такая систематизация и предлагается в рамках настоящего исследования.
Таким образом, проведенная оценка туристско-рекреационного потенциала административных районов Гомельской области позволила выделить их целевые группы [4]. Полученные результаты представлены в виде таблицы, где и отражена проектная схема методических рекомендаций использования регионального туристско-рекреационного потенциала Гомельской области для детского туризма. Пример таблицы с наиболее аттрактивными объектами представлен ниже.
В третьем столбце таблицы отражена привлекательность каждого туристско-рекреационного объекта для туристов. В четвертом столбце предлагаются направления использования объектов в детском туризме. Направления туристско-рекреационной деятельности выделены следующие:
- изучение истории родного края;
- религиозный туризм;
- изучение истории искусств;
- участие и ознакомление с творчеством выдающихся людей;
- экологический туризм (ознакомление с флорой и фауной);
- изучение архитектуры;
- развлечение;
- формирование патриотизма;
- изучение садово-паркового и усадебно-паркового искусства.
Некоторые объекты могут совмещать в себе несколько направлений использования одновременно. А по каждому населенному пункту обязательно должна проводиться обзорная экскурсия с исторической справкой.
Для разработки маршрута необходимо учитывать следующие параметры: направленность экскурсии (цель), расстояние между районами (объектами), возрастные особенности группы, время года. Если экскурсия более одного дня, то стоит учесть наличие средств размещения и питания.
При компоновке маршрута рекомендуется выбирать объекты различных направлений (как познавательные цели, так и развлечение), причем один или два из них должны иметь главенствующее значение, а остальные могут идти в дополнение. Это позволит более подробно детям изучить районы (так как в одном районе часто сочетаются различные объекты), а также будет способствовать лучшему усвоению информации и большей вовлеченности детей в поездку.
Заключение
В рамках настоящего исследования был проведен опрос потребителей и покупателей услуг детского туризма, обозначены их приоритеты.
Исследовано состояние рынка услуг детского туризма в Гомельской области, определены проблемы, препятствующие его развитию.
Проведено районирование туристских территорий по характеру и значимости имеющихся ресурсов, сформирована территориальная система ресурсного обеспечения сферы туризма в Гомельской области.
Проанализированы особенности институциональной структуры управления сферой детского туризма.
Предложена проектная схема методических рекомендаций использования регионального туристско-рекреационного потенциала Гомельской области для детского туризма. Консолидация туристско-рекреационных объектов и целей туристов позволит комплектовать детские туристские маршруты с учетом пожеланий заказчиков (например, преподавателей детских учебных заведений).
Проектная схема методических рекомендаций использования регионального туристско-рекреационного потенциала
Гомельской области для детского туризма
оо
Район Достопримечательности Тематическое направление Использование в детском туризме
Гомельский Гомельский дворцово-парковый ансамбль Памятник архитектуры Изучение истории родного края, архитектуры
Гомельский музей военной славы Посвящен событиям ВОВ Изучение истории родного края, формирование патриотизма
Собор Святых Петра и Павла Религия Религиозный туризм
Областной драматический театр Культура и творчество. Развлекательное Изучение истории искусств; развлечение
Ветковский Ветковский музей народного творчества Ознакомление с историей и культурой народа Изучение истории родного края, формирование патриотизма
Уеадьба Халецких (д. Хальч) Памятник архитектуры Изучение архитектуры
Д. Неппобка: центр ткацкого ремесла Культура и творчество. Развлекательное Изучение истории искусств, развлечение
Жлобинекий Д. Красный Берег: мемориальный комплекс на месте детского концентрационного лагеря Посвящен событиям ВОВ Изучение истории родного края, формирование патриотизма
Краснобережская усадьба Памятник усадебно-парковой архитектуры Изучение архитектуры
Выдрица Ландшафтный заказник республиканского значения Экологический туризм
Пиревичская Всехсвятская церковь Религия и архитектура (регрос пективно-русски й стил ь, 1902 г.) Религиозный туризм, изучение архитектуры
Чечерский Древняя стоянка первобытных людей — Бердыж Памятник археологии и истории Изучение истории родного края, формирование патриотизма
Житков и чс кий Городище Древнего Турова и Замковая гора Памятник археологии и истории Изучение истории родного края
«Растущие» из земли кресты на Борисоглебском кладбище Культовые объекты Религиозный и паломнический туризм
Национальный парк «Припятский» Национальный парк республиканского значения Экологический туризм
Мозырский Замковая гора Стилизованная реконструкция деревянного замка; памятник археологии и истории Изучение истории родного края
Мозырская гряда Природная досто примечательность Экологический туризм
Горнолыжный комплекс «Мозырь» Развлекательный и спортивный комплекс Экологический туризм, горнолыжный туризм
Рч
П |
п
1
и» •
к» ф к* о\
Окончание
Район Достопр и м сч ател ьн ости Тематическое направление Использование в детском туризме
Речицкий Мемориальная часовня н. XX в., посвященная Святой Ефросинии Полоцкой Религия и архитектура Религиозный туризм,изучение истории родного края
Добру шский Здание бумажной фабрики к. XIX в, и больницы к. XIX в. Памятник архитектуры Изучение архитектуры
Свято-Покровская церковь Религия и архитектура Религиозный туризм
Д, Вожанки - дом и амбар, д. Жабин - дом Памятники деревянного зодчества, XIX в. Изучение архитектуры
Мемориальный музей П. Н. ЛеНеш и некого Посвящен знаменитому революционеру Формирование патриотизма, изучение истории родного края
Калинковичский Древняя стоянка первобытных людей - Юровичи Памятник археолог ии и истории Изучение истории родного края
Д. Юровичи - коллегиум и костел иезуитов XVI11 в. Религия и архитектура Религиозный туризм
«Стрельский» Заказник республиканского значения Экологический туризм
Липовская усадьба Памятник усадебного строительства Изучение усадебного искусства
Г.п. Озаричи: мемориальный комплекс в память жертв лагерей смерти Посвящен событиям ВОВ Изучение истории родного края, формирование патриотизма
Петриконский Мемориальный музей и памятник Деду Талашу (участник партизанского движения) Посвящен событиям ВОВ Изучение истории родного края, формирование патриотизма
Октябрьский «Бабннец» Биологический заказник Экологический туризм
Картинная галерея Л. Н. Дробова Культура и творчество Изучение истории искусств
Браг инский Тельшанский парк Памятник сэдово-паркового искусства Изучение садово-паркового искусства
Полесский радиационн о-экологический заповедник Заповедник республиканского значения Экологический туризм
Лельчицкий Букчаиский биологический заказник Заказник республиканского значения Экологический туризм
Светлогорский Выдр и на Ландшафтный заказник республиканского значения Экологический туризм
Лосвский Музей Битвы за Днепр Посвящен событиям ВОВ Изучение истории родного края, формирование патриотизма
Рогачевский Довская Свято-Покровская церковь Религия и архитектура (классицизм и ретроспективно-русский стиль, 1860-1864 гг.) Религиозный туризм
Здание дворянского училища, здание земской управы Памятник архитектуры Изучение архитектуры
I
¡S
I
I
I §
I
Sa
I
I з
о
vo vo
100
ВЕСТНИК ГГТУ ИМ. П. О. СУХОГО № 3 • 2016
Для разработки маршрута рекомендовано учитывать следующие параметры: направленность экскурсии (цель), транспортная доступность объектов туризма, возрастные особенности группы, время года.
Предложенные методические рекомендации могут быть использованы при разработке и компоновке маршрутов работниками туристических офисов.
Литература
1. Ачкан, А. И. Проблемы стимулирования развития детского туризма / А. И. Ачкан, Е. В. Антушевич // Исследования и разработки в области машиностроения, энергетики и управления : материалы XV Междунар. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Гомель, 24-25 апр. 2015 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого ; под общ. ред. А. А. Бойко. -Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2015. - С. 447-449.
2. Карчевская, Е. Н. Проблемы развития детского туризма в Республике Беларусь / Е. Н. Карчевская, А. И. Ачкан, Е. В. Антушевич // Nauka i inowacja-2014 : Mate-rialy X Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. Vol. 3. Ekonomiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia. - 2014. - S. 58-60.
3. Карчевская, Е. Н. Развитие туризма в проблемном регионе : научно-методические подходы к территориальной организации и управлению / Е. Н. Карчевская. - Saarbrüchen : «LAP LAMBERT Academic Publishung GmbH & Co. KG», 2011. - 172 с.
4. Ачкан, А. И. Организационно-экономические и институциональные основы ресурсного обеспечения развития сферы детского туризма в Гомельской области : дис. ... магистра экон. наук / А. И. Ачкан ; Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого. - Гомель, 2016. - 120 с.
5. Рябова, Е. В. Моделирование культурно-досуговых программ в детском туризме / Е. В. Рябова. - К. : Ваклер, 2004. - 165 с.
6. Скворцова, Г. Н. Детский отдых / Г. Н. Скворцова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009. - № 4. - С. 42-48.
7. Трофимов, В. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей / В. Трофимов // Начальная школа: плюс и минус. - 2001. - № 5. -С. 12-17.
8. Туристские регионы Беларуси / редкол.: Г. П. Пашков [и др.] ; под общ. ред. И. И. Пирожника ; худож.: В. И.Терентьев, Ю. А. Тореев. - Минск : Беларус. Эн-цыкл. iмя П. Броую, 2008. - 608 с. : ил.
Получено 27.06.2016 г.