Научная статья на тему 'Учет особенностей студенческого возраста и образовательной среды вуза при формировании готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков'

Учет особенностей студенческого возраста и образовательной среды вуза при формировании готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / STUDENT / FUTURE TEACHER / POLYCULTURAL EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY / PROFESSIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенко Анна Юрьевна, Бурова Ольга Геннадьевна

В статье анализируются возрастные особенности студенческой молодежи в аспекте их подготовки к формированию поликультурной воспитанности школьников. Рассмотрены возможности учебного процесса, внеучебной деятельности, а также роль педагогического коллектива вуза в повышении эффективности этого качества будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consideration of special features of student age and educational university environment in the formation of future teacher's readiness to polycultural education of teenager's

The article presents an analysis of the age characteristics of young people in the light of preparation them for the formation of teenager's polycultural education. The authors concentrate on the potential of the educational process, extra-curricular activities, as well as the role of the faculty of the university for the improvement of this quality of a future teacher.

Текст научной работы на тему «Учет особенностей студенческого возраста и образовательной среды вуза при формировании готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков»

Педагогика высшей школы

А.Ю. Романенко, О.Г. Бурова

Учет особенностей студенческого возраста и образовательной среды вуза при формировании готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков

В статье анализируются возрастные особенности студенческой молодежи в аспекте их подготовки к формированию поликультурной воспитанности школьников. Рассмотрены возможности учебного процесса, внеучебной деятельности, а также роль педагогического коллектива вуза в повышении эффективности этого качества будущего педагога.

Ключевые слова: студент, будущий педагог, поликультурное воспитание, образовательная среда вуза, профессиональная готовность.

Поликультурная среда вуза объединяет молодых людей в сообщество с целью вовлечения их не только в учебную деятельность, но и в деловые и межличностные контакты. Она стимулирует в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям. В ней происходит позитивное взаимодействие индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры, религии и т.п. Разновозрастной, многонациональный и разноконфессиональный студенческий и профессорско-преподавательский состав призван обеспечить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся. В связи с этим в современной образовательной парадигме особое место занимает проблема развития поликультурного сознания всех категорий населения, в том числе и студенчества.

При этом значительную роль в решении данной задачи многие авторы отводят системе образования и, в частности, высшего профессионального образования, т.к. эта сфера имеет реальную возможность внести свой вклад в процесс сближения и диалога различных религий, культур, может и должна инициировать развитие человеческих контактов на самых разнообразных уровнях, влиять на выработку правовых норм и важнейших решений в области человеческих отношений, на преодоление межнациональных и многих других противоречий.

Мы в своем исследовании выделяем специфику современного этапа формирования личности, который происходит в условиях перехода образования и воспитания от содержательно-знаниево-предметной парадигмы

к новой ориентации на вооружение личности готовностью и способностью к эффективной жизнедеятельности в современном поликультурном обществе и рассматриваем поликультурную компетентность как ключевую и базовую для подготовки будущих специалистов - педагогов, учителей. Она базируется на их отношении к чужим культурам, интересам и уважении к ним, умении преодолевать в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур. Эта цель достигается путем формирования способности и готовности студенческой молодежи к позитивному взаимодействию с представителями иных культур.

Но для того, чтобы поликультурность стала личностным смыслом, нравственным принципом поведения, необходимо воспитывать личность. Поэтому проблема личностных установок, ценностей и смыслов - предмет педагогики, поскольку она изучает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, образования и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности.

Цель нашего исследования - рассмотреть педагогические возможности образовательного процесса в вузе для формирования поликультурной компетентности у студенческой молодежи. При этом мы подчеркиваем необходимость учета их возрастной специфики.

При проведении исследования этой проблемы нами учитывались возрастные, личностные особенности и познавательные способности студенческой молодежи, которые достаточно широко представлены в современной психолого-педагогической литературе (Э.Ф. Зеер, Е.П. Климов, И.С. Кон и др.).

Специфика работы со студентами заключается в том, что мы имеем дело уже со сформировавшейся в некоторой степени личностью, не исключая, возможно, сформированные (или несформированные) поли-культурные навыки общения, полученные в дошкольном и школьном периодах жизни.

Высшее образование, как часть общей образовательной системы, способно эффективно работать в этом направлении через проведение особых педагогических мероприятий, разработку специфических педагогических программ, коммуникативных технологий (беседа, диалог), создание для личности наиболее благоприятных условий для формирования у нее поликультурной воспитанности.

Таким образом, есть основания полагать, что вузовский образовательный процесс уже в существующем виде обладает большим потенциалом формирования у студентов - будущих учителей - готовности к оказанию поликультурной поддержки будущим воспитанникам. Наиболее благо-

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

приятным для формирования поликультурности психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.) считают подростковый возраст. Однако современное состояние гражданского общества требует проявления поликультурной воспитанности, которая не всегда сформирована ранее. В соответствии с темой нашего исследования рассмотрим особенности студенческого возраста с точки зрения наличия предпосылок для развития таких качеств.

В период обучения в вузе основная масса студентов находится в возрастном периоде, характеризующимся как переход из фазы юности в фазу взрослости. В этот период завершаются главные фазы биологического и личностного развития. общность интересов и потребностей у студентов является основой формирования у них особого социально-группового самосознания, особых черт студенческой морали, этики, студенческой микросреды, морально-психологического климата студенческих групп. Все это, как подчеркивает И.С. Кон, «многократно усиливается возрастной однородностью, которой, как правило, лишены другие социальнопсихологические группы» [3, с. 55].

Для большинства молодых людей поступление в вуз - это погружение в новое для них культурное пространство и соприкосновение с существующей там специфической субкультурой. В период начала обучения идет активное освоение студентом новой среды и адаптация к присущим ей особенностям, условиям и правилам. Происходящая при этом трансляция ценностей, норм и эталонов протекает более интенсивно потому, что университетская среда является для вчерашних школьников референтной. Это объясняется несколькими причинами, среди которых выделим тот факт, что поступление в вуз дается с трудом и переживается как достижение, а статус студента университета оказывается привлекательным, а также в связи с тем, что профессионально-познавательная деятельность для основной массы молодежи является ведущей, а вуз становится для них первым профессиональным сообществом.

В студенческом возрасте завершается формирование основных черт характера и особенностей личности. Г лавной характеристикой этого периода является устремление студентов на свое будущее, на свою профессию. В этом возрасте определенное изменение претерпевает чувство взрослости: оно становится глубже и острее, превращается в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения.

Ведущей деятельностью для основной массы молодежи становится профессиональная, для студенчества - профессионально-познавательная. основные новообразования этой стадии становления: социальная

зрелость, самостоятельность, взрослость, определение смысла и стиля жизни, профессиональное самоопределение.

Вопросы профессиональной пригодности также получают в студенческие годы особую актуальность. Пригодность к конкретной деятельности обусловливается наличием соответствующих способностей и общих психологических условий, необходимых для успешного осуществления деятельности.

В период студенчества особенно интенсивно формируются личностные особенности молодых людей. Формирование личности, ее становление происходит именно во время перехода от юности к взрослости. Здесь получают особую определенность особенности темперамента и характера человека, общая направленность личности [3].

Особенно в юности может возрасти интерес к социальным, политическим и моральным проблемам. Юноши и девушки начинают формировать целостные концепции общества и его институтов, а также этические принципы, выходящие за рамки их опыта конкретных межличностных отношений. Молодые люди строят свои собственные убеждения, касающиеся социального, культурного и исторического контекста развития общества. Со временем, по мере того, как они приобретают опыт и могут создать все более сложные теории и сценарии действий, становятся сложнее и их представления.

Как показывает практика, у студентов поликультурная воспитанность формируется наиболее успешно, если для этого используются все сферы их жизнедеятельности, воспитательный потенциал каждой из учебных дисциплин. Наше исследование показало, что на практике формирование готовности студентов - будущих учителей - к поликуль-турному воспитанию школьников возможно по двум направлениям:

1) через содержание образования, например, организацию преподавания дисциплины «Педагогика», само содержание которой, при соответствующей расстановке акцентов, способно значительно повлиять на формирование такой подготовки, или введение спецкурсов по поликультурному воспитанию (что более проблематично в условиях сокращающихся объемов дополнительной аудиторной подготовки);

2) посредством организации и проведения специализированных игр и тренингов во внеучебной деятельности (клубы и объединения по интересам и пр.). Поликультурное образовательное пространство требует разработки гибких образовательных программ или индивидуальных образовательных маршрутов, подготовленных на основе реализация личностно-ориентированного подхода в образовании. Помимо личностно-ориентированного подхода, важна реализация подхода деятельного,

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

который подразумевает опору на активность, сознательность и само-который подразумевает опору на активность, сознательность и самостоятельность студентов, обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение.

Таким образом, представленность ценности поликультурного воспитания в вузовской образовательной среде является фактором развития готовности будущих учителей к воспитанию школьников в поликуль-турном обществе. Успешность профессиональной подготовки во многом зависит от развивающего характера содержания и организации обучения и взаимодействия главных субъектов учебно-воспитательного процесса в вузе. Практика показывает, что вчерашние школьники, сегодняшние студенты, завтрашние профессионалы высоко ценят педагогическое общение с преподавателем - образ их будущего взаимодействия с другими. Это неизбежно вызывает потребность студента в самовоспитании и постоянном самоосознании себя как будущего профессионала (С.Б. Елканов, И.А. Зазюн, А.И. Щербаков и др.). В то же время практика показывает, что педагогическая деятельность преподавателей не всегда в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, что не способствует повышению качества познавательной деятельности студента, раскрытию его творческого потенциала, формированию профессиональной поли-культурной воспитанности.

Исследование показало, что наиболее позитивное влияние на развитие учебной деятельности студента оказывает такой учебный процесс, в котором преподаватель стремится включить в свою педагогическую деятельность элементы новаторской педагогики. Она заключается в том, что взаимоотношения между педагогом и студентом строятся на позициях сотрудничества, сотворчества, взаимодоверия, взаимоуважения и взаимопомощи. Преподаватель отказывается от принудительного обучения, стремится развить познавательный интерес обучающихся, видит в студенте личность и развивает ее всесторонне, стремится обеспечить активную и успешную работу каждого студента на каждом занятии и др. Именно это в конечном итоге и обеспечивает позитивное влияние педагогов на повышение качества учебной деятельности студентов и успешную готовность будущих учителей к поликультурному воспитанию своих подопечных в школе. Центральными компонентами системы воспитательной деятельности являются: всестороннее изучение студентов; выявление отклонений в их личностном развитии от требований, предъявляемых к готовности к поликультурному воспитанию; определение причин появления данных отклонений; эффективное использование методической системы воспитания студентов.

В качестве основного критерия профессиональной готовности будущего специалиста к воспитанию выступают профессиональная самостоятельность и творческая активность студента, которая выражается в приоритете его исследовательской учебной и внеучебной работы. А наибольшее отрицательное воздействие на формируемую компетентность оказывает недостаточно высокий уровень индивидуально-психологической готовности студентов к активной познавательной деятельности, проявляющейся в несформированности необходимых социальных мотивов, неразвитости интеллектуальных способностей, в слабых навыках управления волевыми процессами, неумением определять цели учебной деятельности и способы ее осуществления.

Таким образом, нами обоснована значимость и необходимость подготовки студентов к поликультурному воспитательному процессу в школе; выявлены возможности для ее развития, заключающиеся в особенностях студенческого возраста и образовательной среды вуза.

Библиографический список

1. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультур-ное воспитание в России и за рубежом. М., 2007.

2. Даутова Г.Ж. Поликультурные ориентиры в образовании // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 81-84.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.