Научная статья на тему 'Учет налогоплательщиков как форма налогового контроля'

Учет налогоплательщиков как форма налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5950
743
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / УЧЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР / РЕЕСТР НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чухнина Г. Я.

В статье рассмотрена процедура учета налогоплательщиков в системе налогового контроля, проанализирована динамика учета налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц, обобщены сведения, формирующие информационную базу для налогового контроля за физическими лицами, даны предложения по идентификации учета физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет налогоплательщиков как форма налогового контроля»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 336.221

учет налогоплательщиков как форма налогового контроля

г. я. чухнина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail:galinachuhnina@mail. ru Волгоградский государственный университет

В статье рассмотрена процедура учета налогоплательщиков в системе налогового контроля, проанализирована динамика учета налогоплательщиков, как физических, так и юридическихлиц, обобщены сведения, формирующие информационную базу для налогового контроля за физическими лицами, даны предложения по идентификации учета физических лиц.

Ключевые слова: налоговый контроль, учет налогоплательщиков, государственная регистрация, индивидуальный идентификационный номер, реестр налогоплательщиков.

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.

Исходным моментом в организации работы по сбору налогов является учет налогоплательщиков. Контролирующие органы активно осуществляют мероприятия, обеспечивающие

выявление налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах.

Налогоплательщик должен встать на налоговый учет по месту нахождения организации, местам нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Учет налогоплательщиков — это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами в целях регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.

Плательщики сборов не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс РФ (НК РФ) не содержит норм по учету плательщиков сборов, и согласно п. 3 ст. 1 НК РФ действие НК РФ в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.

Общими характеристиками осуществления налогового учета налогоплательщиков являются:

1) налоговый учет осуществляется в целях проведения налогового контроля;

2) налоговый учет ведется налоговыми органами;

3) налоговый учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога, т. е. общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;

4) учет одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;

5) налоговый учет является основой для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика - ИНН);

6) за нарушение порядка учета налогоплательщиков установлена ответственность по налоговому законодательству [4, с. 13].

Основаниями постановки на налоговый учет являются:

1) государственная регистрация юридического лица;

2) государственная регистрация физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица;

3) выдача физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой;

4) государственная регистрация физического лица по месту жительства;

5) рождение физического лица;

6) создание филиалов, представительств и обособленных подразделений организаций;

7) обладание недвижимым имуществом и транспортными средствами, подлежащими налогообложению [6, с. 12].

Рассмотрим порядок постановки на учет в налоговых органах организаций. В целях налогового контроля налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет в налоговых органах:

1) по месту нахождения организации, т. е. по месту государственной регистрации организации (ст. 11 НК РФ);

2) по месту нахождения обособленных подразделений организаций, т. е. по месту осуществления этой организацией деятельности через свое обособленной подразделение;

3) по месту нахождения принадлежащего на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению [1, с. 10].

В соответствии с НК РФ для постановки на учет в налоговом органе организация должна подать заявление. При подаче заявления о постановке на учет организация одновременно с заявлением должна представить копии заверенных в установленном порядке свидетельства о регистрации; учредительных и иных документов, необходимых для государственной регистрации; других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ создание организации.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транспортные средства, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. В этом проявляется принцип множественности налогового учета.

Организация, в состав которой входят филиалы, представительства или обособленные подразделения, обязана встать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Кроме того, п. 2 ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность организации-налогоплательщика письменно сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в срок не позднее одного месяца со дня создания, реорганизации или ликвидации обособленного подразделения.

При постановке на учет организации по месту нахождения своего обособленного подразделения заявление о постановке на учет представляется по месту нахождения филиала (представительства) в районный налоговый орган одновременно со свидетельством о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов,

подтверждающих создание филиала (представительства).

Сведения, указанные в заявлении, должны соответствовать документам, подтверждающим создание филиала (представительства).

Постановка организации на налоговый учет по месту нахождения ее недвижимого имущества и транспортных средств производится при условии, что недвижимое имущество и транспортные средства принадлежат организации на праве собственности (п. 1 ст. 83 НК РФ) [4, с. 18].

Органы, осуществляющие учет и регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

Заявление организации о постановке на налоговый учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества

Динамика государственной регистрации

в течение 30 дней со дня его регистрации (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Срок регистрации составляят пять рабочих дней с момента представления всех необходимых документов. А датой представления документов является день их получения регистрирующим органом.

Используя статистические данные Федеральной налоговой службы, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, можно проследить динамику регистрации налогоплательщиков — юридических лиц в Волгоградской области за последние два года (табл. 1).

Анализ данных табл. 1 показывает, что общее количество юридических лиц с каждым годом растет. Но динамика регистрации в рамках отдельных категорий юридических лиц различна. Так, число товариществ на вере уменьшается в среднем на 8,66 % в год, число акционерных обществ уменьшается на 4,51 % в год. Также уменьшается постепенно число потребительских кооперативов и государственных и муниципальных учреждений.

Относительно налогоплательщиков — физических лиц необходимо отметить следующее:

Таблица 1

юридических лиц в Волгоградской области

Категория Количество юридических лиц Динамика

регистрации в среднем в год, %

01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010

Количество юридических лиц, сведения 50 356 52 194 54 566 4,10

о которых содержатся в ЕГРЮЛ, всего

В том числе:

коммерческие организации, всего: 39 523 40 961 42 656 3,89

— полные товарищества 18 18 17 —2,78

— товарищества на вере 18 17 15 —8,66

— общества с ограниченной и дополнительной 35 716 35 829 38 095 3,32

ответственностью

— акционерные общества (открытые, закрытые) 1 801 1 697 1 642 —4,51

— производственные кооперативы 351 346 326 —3,60

— унитарные предприятия 186 182 172 —3,72

— прочие коммерческие организации 2 923 2 872 2 389 —9,28

некоммерческие организации, всего: 10 856 11 233 11 910 4,75

— потребительские кооперативы 794 822 853 3,65

— государственные и муниципальные учреждения 5 987 5 960 5 884 —0,86

— юридические лица, регистрируемые в соответствии 4 085 4 122 4 932 10,28

со специальным порядком (Росрегистрация)

— прочие некоммерческие организации 321 329 241 —12,13

Общее количество записей 487 014 567 942 678 349 18,03

о регистрации юридических лиц

Источник: составлено автором по данным официального сайта ФНС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. nalog. ru.

постановка на учет в налоговых органах физи- органом по месту жительства лица на основе ческих лиц, не относящихся к индивидуальным информации, предоставляемой органами, ука-предпринимателям, осуществляется налоговым занными в ст. 85 НК РФ (табл. 2).

Таблица 2

Сведения, формирующие информационную базу для налогового контроля за физическими лицами

Сведения

Органы, представляющие сведения

Сроки предоставления сведений

Ответственность за непредставление сведений

Сведения о выданных лицензиях на право нотариальной деятельности и наделении нотариусов полномочиями

Органы юстиции

В течение 5 дней со дня издания приказа

Сведения об адвокатах, внесенных в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ, исключенных из этого реестра, о решениях о приостановлении статуса адвоката

Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации

Не позднее 10-го числа каждого месяца

Сведения о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц

Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц

В течение 10 дней после регистрации

Сведения о расположенном на подведомственной территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств

В течение 10 дней со дня регистрации

Сведения об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве малолетних, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности

Органы опеки, попечительства, воспитательные, учреждения социальной защиты населения

В течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения

Сведения о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения

Органы, уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой

Не позднее 5 дней со дня нотариального удостоверения

Сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, являющихся объектом налогообложения

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию, лицензирование пользователей природными ресурсами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение 10 дней после регистрации

Сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц

Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц

В течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации)

1. Сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, и об изменениях персональных данных.

2. Сведения о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ

Органы, осуществляющие выдачу и замену документов,

удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ

1. В течение 5 дней со дня выдачи

документа;

2. В течение 3 дней со дня подачи

заявления

Неправомерное несообщение сведений при отсутствии признаков налогового правонарушения — штраф 1 000 руб.; совершение повторно в течение календарного года — штраф 5 000 руб.

(ст. 129.1 НК РФ);

отказ предоставить сведения по запросу налогового органа — штраф 5 000 руб. (ст. 126 НК)

Источник: составлено автором по данным Налогового кодекса РФ (по состоянию на 20.03.2010. М.: Проспект, КНОРУС, 2010).

Согласно информации, приведенной в табл. 2, ответственность перечисленных органов за непредставление документов и сведений может наступить по ст. 126 НК РФ или 129.1 НК РФ. Причем ст. 129.1 НК РФ установлен состав налогового правонарушения, аналогичный ст. 126 НК РФ, — неправомерное несообщение сведений налоговому органу [3]. По этой причине налоговые органы к налогоплательщикам, виновным в непредставлении сведений и документов, иногда применяют не ст. 126 НК РФ, а ст. 129.1 НК РФ. Пункт 1 ст. 126 НК РФ распространяется только на налогоплательщиков и налоговых агентов. Статьей 129.1 НК РФ установлена ответственность за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, т. е. субъектом данного налогового правонарушения являются лица, перечисленные в ст. 85 НК РФ. Таким образом, для устранения ошибок применения ст. 129.1 или 126 НК РФ следует, по мнению автора, в ст. 129.1 НК РФ указать конкретный перечень лиц, на которых данная статья распространяется.

В Волгоградской области в налоговых органах стоит на учете около 1 900 000 физических лиц, в том числе 793 705 индивидуальных предпринимателей. А в одной из самых крупных инспекций России — ИФНС России по Центральному району города Волгограда состоит на учете порядка 10 000 юридических лиц, 2 400 индивидуальных предпринимателей и более 74 000 физических лиц.

В отношении ИНН Налоговый кодекс РФ не делает различий между юридическими и физическими лицами. Предстоит проделать масштабную работу по постоянному поддержанию в актуальном состоянии базы данных. Сложность задачи еще и в том, что миллионы людей ежегодно меняют место жительства.

Эту задачу можно решить, если идентификационный номер человеку присваивать в момент получения паспорта, так как физическое лицо на основании ст. 107 НК РФ может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцати лет. Паспорт нужно вновь выдавать с этого же возраста. Причем номер паспорта должен быть и идентификационным номером налогоплатель-

щика на территории Российской Федерации, только к номеру паспорта следует добавлять код инспекции ФНС России.

Например, код физического лица, вставшего на учет в ИФНС России № 11 по Красноармейскому по району г. Волгограда, будет выглядеть так:

№_— 3448.

(паспорта) (Код ИФНС)

Данные предложения по идентификации физических лиц позволяют создать единый российский реестр налогоплательщиков.

Сведения о юридических и физических лицах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС «Налог») и в Единый государственный реестр налогоплательщиков [2].

Учет налогоплательщиков — это информационная основа всей налоговой работы. От того, насколько качественно будут выполнены все процедуры на этом участке, зависит качество работы всей налоговой инспекции. В то же время нельзя сводить учет плательщиков только к определенной совокупности технических процедур по включению сведений о плательщике в базу данных ЕГРН по получению и составлению некоторого количества стандартных документов. Практика работы показывает, что налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в базы данных ЕГРЮЛ недостоверных данных, что резко снижает эффективность всей работы по сбору налогов.

Таким образом, учет налогоплательщиков является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т. е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности. Из этого следует, что налоговый учет является важнейшей формой налогового контроля. В результате его осуществления налоговые органы получают сведения, необходимые для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес

фактического места жительства налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и другое.

Список литературы

1. Брызгалин А. В. Налоговый контроль: сложные вопросы, практика применения, нормативные акты ФНС России // Налоги и финансовое право. 2008. № 10. С. 10.

2. Кобзарь-Фролова М. Н. Роль и значение налогового контроля и учета налогоплательщиков в предупреждении налоговой деликтивности. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс / Финансовое право. 2010. № 7.

3. Комментарии к Налоговому кодексу РФ [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Лермонтов Ю. М. Практические рекомендации по постановке на учет в налоговом органе // Налоговая политика и практика. 2008. № 8. С. 13.

5. Налоговый кодекс РФ. М.: Проспект, КНОРУС, 2010. 536 с.

6. Налоговый контроль: научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики: практическое пособие / под ред. А. А. Ялбулгано-ва. М.: Изд-во Проспект, 2009. С. 12.

7. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. па^. га.

КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ГРУППЫ КОМПАНИЙ

Д. А. ЕНДОВИЦКИЙ, К.В БАХТИН, ДЗ.КОВТУН УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

В издательстве «КНОРУС» вышло в свет учебное пособие Д.А. Ендовицкого, К.В. Бахтина, Д.В. Ковтуна .

Данная книга - наиболее полное учебное пособие по оценке кредитоспособности юридических лиц и группы взаимосвязанных организаций. В ней систематизирован опыт и методическое обеспечение деятельности российских и зарубежных банков, комплексно раскрыты актуальные вопросы, связанные с ситуацией на кредитном рынке, правовой и информационной базой оценки

кредитоспособности, организацией этого процесса.

Отдельное место занимают прикладные положения по анализу кредитоспособности заемщиков, уделено большое внимание разделению методических подходов в отношении отдельной организации-заемщика и группы компаний.

Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение».

Пособие адресовано студентам и преподавателям экономических вузов, работникам кредитных и инвестиционных подразделений коммерческих банков, учетно-финансовым работникам организаций, финансовым аналитикам и менеджерам, а также слушателям учебно-методических центров аттестации профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и аудиторов.

7/

Ендовицкий Д.А. Анализ кредитоспособности организации и группы компаний : учебное пособие / ДА. Ендовицкий, К.В. Бахтин, Д.В. Ковтун; подред. Д.А. Ендовицкого. М.: КНОРУС, 2011. 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.