Проблематика транспортных систем
3
Общетехнические и социальные проблемы
УДК 657.1(075.8)
М. С. Антипов
УЧЕТ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 года №189-ФЗ утверждены расходы за счет средств федерального бюджета РФ в сумме 4 270 114 718,3 тыс. рублей, в том числе на здравоохранение 131 029 967,7 тыс. рублей, или 3,1%. Недофинансирование медицинской помощи населению из государственных источников приводит к расширению платных медицинских услуг.
До 2005 года учреждения здравоохранения ОАО РЖД были государственными и финансировались из средств федерального бюджета, затем были преобразованы в негосударственные учреждения.
Вместо бюджетного учета используется система счетов коммерческих организаций. В статье рассмотрены вопросы бюджетирования и учета медицинских услуг.
бюджетирование, доходы, расходы, учет, смета, финансирование.
Введение
Руководство негосударственными учреждениями здравоохранения на Октябрьской железной дороге осуществляет Служба медицинского обеспечения, которая является обособленным структурным подразделением Дирекции медицинских учреждений - филиала ОАО РЖД. Службу возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности начальником Дирекции по согласованию с руководителем Департамента здравоохранения ОАО РЖД. Служба организует контроль деятельности 24 учреждений здравоохранения, территориально расположенных в 9 регионах. В Службе имеется отдел бухгалтерского учета. Основные задачи бухгалтерии связаны с управленческим учетом.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/2
4 Проблематика транспортных систем
1 Основные показатели работы Службы и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ)
Основными показателями являются:
число коек и работа койки: ежегодно количество коек сокращается;
выполнение плана койко-дней: общее количество койко-дней, проведенных больными, по большинству ЛПУ снижается;
выполнение плана врачебных посещений: число посещений врачами, включая профилактические, по лечебным учреждениям возрастает с каждым годом, но сокращается число посещений врачами на дому;
численность прикрепленного на медицинское обслуживание населения: за последние годы существенно снижается;
выполнение объема оказанных платных медицинских услуг, утвержденного Департаментом здравоохранения: ежегодно план устанавливается выше фактически достигнутого уровня и перевыполняется.
2 Порядок формирования объема платных медицинских услуг
Деятельность негосударственного учреждения здравоохранения (НУЗ) ОАО РЖД осуществляется в соответствии с Типовым положением о предоставлении платных медицинских услуг НУЗ ОАО РЖД. Положение определяет порядок и условия предоставления платных медицинских услуг за счет средств физических и юридических лиц в НУЗ и является обязательным для исполнения всеми подразделениями учреждения. Все медицинские услуги оказываются после оплаты. Оплата медицинской услуги производится в соответствии с действующим прейскурантом. Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
Платные медицинские услуги - это предоставление в связи с несчастным случаем, заболеванием медицинской помощи, выполнение обследования, консультация, оформление документов, какая-либо сервисная услуга, которые оказываются в организациях здравоохранения, на производстве или при посещении больного на дому и обязательным условием которых является требование предварительной или последующей оплаты непосредственно от пациента или лиц, представляющих его интересы.
Перечень платных медицинских услуг в каждом НУЗ ОАО РЖД формируется на основе следующих документов.
1. Примерный перечень платных медицинских услуг, оказываемых различным категориям граждан в НУЗ ОАО РЖД, изложенный в Типовом положении.
2. Территориальная программа отделения медицинского страхования (ОМС) субъекта РФ, на территории которого находится данное НУЗ ОАО РЖД.
3. Программа добровольного медицинского страхования (ДМС) для конкретной группы граждан, которым оказываются платные медицинские услуги.
4. Лицензия на право осуществления медицинской деятельности НУЗ ОАО РЖД.
2006/2
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
5
Конкретный перечень платных медицинских услуг в каждом НУЗ ОАО РЖД формируется путем исключения из перечня лицензированных видов медицинских услуг тех из них, которые включены в территориальные программы ОМС и программы ДМС по каждой группе граждан, которым оказываются платные медицинские услуги.
3 Бюджетирование доходов и расходов
Основным плановым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на содержание медицинского учреждения, является смета. Смета доходов и расходов имеет много общего с калькуляцией затрат. Они тесно связаны между собой, содержат одни те же статьи, но учитывают их с различных позиций. С помощью калькуляции определяются затраты на единицу услуг, работ - цены (тариф), а смета отражает затраты на учреждение в целом. Кроме того, по некоторым статьям используется различный подход к учету затрат. Так, при полной калькуляции используется категория амортизации (износа), а в смету медицинского учреждения закладываются затраты на приобретение оборудования, капитальный ремонт. Каждое учреждение составляет раздельно сметы по источникам финансирования и сводную смету (бюджет НУЗ ОАО РЖД).
Смета состоит из двух частей - доходной и расходной. В доходной части указываются источники по двум направлениям:
1) средства целевого финансирования и целевых поступлений из территориальных фондов ОМС и страховых компаний, от учредителя (ОАО РЖД) - на текущее содержание и ведение уставной деятельности, местного бюджета - на выполнение целевых программ в области здравоохранения;
2) доходы от оказания платных медицинских услуг и прочей предпринимательской деятельности (медицинские услуги работникам ОАО РЖД по ДМС, по обеспечению безопасности перевозочного процесса и населению, проживающему на территории НУЗ).
Основным источником финансирования являются средства ОАО РЖД (7578%) в виде: средств по договорам медицинского обеспечения безопасности (28-30%), по договорам добровольного медицинского страхования (28-31%), включения части затрат в состав внереализационных расходов (15-21%). В составе доходов примерно 10-13% занимают средства ОМС, в таких же размерах пока составляют и средства от оказания платных медицинских услуг (включая ДМС) для нежелезнодорожного населения. Средства по договорам на совместное содержание учреждений и прочие поступления не превышают 1%.
В расходной части сметы (бюджета) отражаются:
1) расходы НУЗ на содержание и ведение уставной деятельности, а именно: расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, коммунальные расходы, транспортные расходы производственного характера, административно-хозяйственные расходы, прочие производственные расходы (ремонт и содержание основных средств и др.);
2) расходы на приобретение материалов;
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/2
6
Проблематика транспортных систем
3) расходы на капитальный ремонт основных средств;
4) расходы на проведение целевых мероприятий, связанных с уставной деятельностью (содержание складов мобилизационного резерва);
5) расходы на приобретение основных средств;
6) расходы социального характера.
В структуре расходов заработная плата с начислениями составляет примерно 60%, приобретение материальных запасов (медикаментов, продуктов питания, спецодежды и др.) - 11%, приобретение, реконструкция и модернизация основных средств - 4%, ремонт основных средств - 2%.
Основными документами, используемыми при составлении смет являются: устав, отражающий организационную структуру учреждения и ведомственную принадлежность; приказ о структуре коечного фонда стационара; приказ о плановых показателях работы учреждения; нормативы расхода по статьям; штатное расписание; тарификация.
4 Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов
Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность некоммерческих предприятий по ведению раздельного учета доходов и расходов по уставной и предпринимательской деятельности, в том числе и от оказания учреждением платных медицинских услуг. Налогообложение некоммерческих организаций имеет свою специфику. НК РФ устанавливает разные правила налогообложения для средств, полученных на ведение уставной деятельности и доходов от предпринимательской деятельности. Налоги от предпринимательской деятельности некоммерческие организации исчисляют в том же порядке, что и коммерческие. А целевые средства, поступившие от учредителей на покрытие расходов по уставной деятельности, не включаются в состав доходов. Однако при нецелевом использовании учреждением таких средств они включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.
Для раздельного бухгалтерского учета некоммерческие организации по всем операциям, связанным с поступлением и расходованием средств по уставной и предпринимательской деятельности, должны организовывать надлежащий аналитический учет. Это значит, что все операции по уставной и предпринимательской деятельности необходимо отражать на разных субсчетах соответствующих счетов бухгалтерского учета. При раздельном отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов по уставной и предпринимательской деятельности очень важно правильно оформлять первичные документы. Каждый документ, подтверждающий хозяйственную операцию, должен быть составлен таким образом, чтобы данную операцию можно было однозначно отнести к оп-ре деленному виду деятельности. Раздельный бухгалтерский учет необходим для правильного определения финансового результата деятельности учреждения. Хорошо организованный аналитический учет поможет бухгалтеру в решении задач налогового учета.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций № 94н от
2006/2
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
7
31.10.2000 доходы от целевых поступлений отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование».
Доходы от предпринимательской деятельности нужно отражать по кредиту субсчета 1 «Выручка» счета 90 «Продажи» или по кредиту субсчета 1«Прочие доходы» счета 91 «Прочие доходы и расходы» (в зависимости от вида хозяйственной операции). Необходимо определить, какие целевые поступления будут включаться в расчет налога на прибыль, а какие - не будут. Для этого на счете 86 открываются два субсчета:
1) целевые поступления, не увеличивающие налогооблагаемый доход;
2) целевые поступления, увеличивающие налогооблагаемый доход.
При этом к субсчету 1 счета 86 необходимо открыть отдельные аналитические счета, где будут отражаться поступления по каждой целевой программе.
Для раздельного учета расходов к счету 20 «Основное производство» также необходимо открывать два субсчета:
1) расходы по уставной деятельности;
2) расходы по предпринимательской деятельности.
Для ведения раздельного учета некоммерческих расходов к субсчету 1 счета 20 нужно открыть отдельные аналитические счета, где будет отражаться расходование средств по каждой целевой программе.
На счете 26 «Общехозяйственные расходы» рекомендуется открыть три субсчета:
1) расходы по некоммерческой деятельности;
2) расходы по предпринимательской деятельности;
3) расходы по уставной и предпринимательской деятельности.
К последнему виду расходов относится большинство общехозяйственных расходов. Поскольку в нормативных актах по бухгалтерскому учету способы распределения общехозяйственных расходов между разными видами деятельности не установлены, то организация самостоятельно устанавливает критерии для их распределения. Обычно расходы распределяются пропорционально полученным от каждого вида деятельности доходам в общей сумме доходов (включая целевые поступления).
Заключение
Все применяемые некоммерческими организациями способы ведения раздельного учета доходов и расходов по предпринимательской и уставной деятельности, а также раздельного учета поступлений и расходов по каждой целевой программе в рамках уставной деятельности должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета. Под учетной политикой понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учитывая важность развития платных медицинских услуг как дополнительного источника финансирования для учреждений здравоохранения, необ-
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/2
8
Проблематика транспортных систем
ходимо оказывать новые виды платных медицинских услуг, предоставлять услуги с повышенной комфортностью, с использованием уникальных технологий и современного оборудования.
Библиографический список
1. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.
2. Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями: Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г. №27.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. №114н.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99. Утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99. Утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н.
6. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
7. Кадыров Ф.Н. Платные медицинские услуги. - М.: Грант, 2000.
8. Мальцева Е.А. Раздельный учет в некоммерческих организациях // Российский налоговый курьер. - 2000. - № 18.
2006/2
Proceedings of Petersburg Transport University