Д-р А. И. КАРЧ ДВА (Тбилиси)
Учет и статистика в противомалярийной
борьбе
Борьба с малярией в Закавказье всегда трабовала государственных мероприятий. Однако до советизации Закавказья там. не было ни одного противомалярийного учреждения.
За период советизации гигантски выросла вся сеть здравоохранения и тропические учреждения в частности.
Малярия требует применения комплексных методов борьбы. В основу борьбы с малярией должен быть положен полноценный учет малярийных заболеваний, дающий возможность качественной оценки как самого явления, так и результатов проделанной работы.
Каково же положение у нас в области учета и статистики тропических заболеваний в настоящее время?
На основании статистических данных и материала обследования. районов можно сказать, что в графе «малярия» месячных отчетов об эпидемических заболеваниях по ряду районов не указываются случаи первичного обращения по малярийным учреждениям этих районов. Одновременно райздравы жалуются на несвоевременное представление сведений малярийными учреждениями по многим районам. Все это говорит об автономности малярийных учреждений. В районах учреждениями общей сети случаи повторного обращения по малярии, как правило, включаются в число первичных обращений. Малярийные учреждения не помогают точному учету первичных обращений и первичных заболеваний в районе, а часто сами тормозят его. Районная тропическая станция или малярийный диспансер не интересуются данными прочей сети и, следовательно, не знают как первичной обращаемости, так и заболеваемости малярией населения района за отчетный период. Кто же виноват в этом неточном учете малярии? Виновата наша недооценка учета статистики.
К недостаткам, мешающим правильной постановке учета 'статистики в области противомалярийной борьбы, мы относим:
1) отсутствие единой системы форм учета и отчетности как для противомалярийных учреждений, так и для общей сети;
2) недооценку значения учета и статистики;
3) неумение пользоваться данными учета районными работниками;
4) неумение планировать противомалярийную борьбу в низовых учреждениях;
5) автономность противомалярийных учреждений в районе и отсутствие единого плана противомалярийной борьбы;
6) множественность форм учета малярии в тропических учреждениях;
7) неувязку форм учета противомалярийных учреждений с прочими лечебно-профилактическими учреждениями по учету малярии;
8) отсутствие анализа статистических данных ежемесячного дви-лкения первичных обращений и первичных заболеваний малярией
в районе;
9) отсутствие учета водоемов и заболоченных мест в районе;
10) отсутствие специальных карт учета маляриков и дальнейшего наблюдения над ними в общей лечебной сети;
11) отсутствие живого инструктажа районных работников в области учета и статистики;
12) отсутствие в райздравах штата медицинских статистиков, кото-
рые бы контролировали первичную постановку учета в низовых учреждениях;
13) недостаточное знакомство врачей с учетом и статистикой и недостаточное умение применять статистические данные в оперативно-плановой работе.
Чтобы ликвидировать, изжить недостатки, ликвидировать отставание в области учета и статистики противомалярийной борьбы и поставить это дело на должную высоту, необходимо реализовать следующие положения. -Самым главным является правильная регистрация первичных обращений, первичных заболеваний и повторных обращений малярийных больных как в малярийных, так и в прочих лечебно-профилактических учреждениях.
Наравне с тропическими учреждениями в борьбу с малярией и другими тропическими заболеваниями должны быть вовлечены врачебные пункты, здравпункты, санитарные врачи. Деятельность этих организаций и лиц должна быть отражена в соответствующих отчетных формах, которые должны быть построены таким образом, чтобы можно было получить за отчетный период полную картину противомалярийной деятельности района для анализа состояния движения малярии и профилактической деятельности района в целом.
Все применяемые произвольные форм^г учета и отчетности в малярийных учреждениях должны быть ликвидированы. Взамен их нужно создать новые унифицированные формы учета и отчетности малярийных больных по всей сети здравоохранения. В основу системы форм учета и отчетности противомалярийной борьбы должны быть положены формы, выработанные ЦУНХУ Госплана СССР.
Для успешного внедрения новой системы малярийной отчетности было бы целесообразно организовать трехдневные курсы инструктажа для руководителей малярийных учреждений района.
На специальных курсах для врачей-маляриологов, а также на курсах повышения квалификации врачей нужно ввести преподавание методики пользования цифровыми данными в области противомалярийной борьбы, а также планирования и контроля эффективности проведенной малярийной работы.
В штате райздравов следует создать штатную единицу медицинского статистика, который бы инструктировал и контролировал низовые медицинские учреждещш в области постановки дела учета и статистики. Для ознакомления "медицинских работников с теорией и практикой медико-санитарной статистики в программы медицинских и фельдшерских техникумов желательно ввести санитарную статистику. Наряду с этим надо установить для всех лечебных учреждений, ведущих прием больных, точные понятия: 1) первичного обращения, 2) первичного заболевания и 3) повторного обращения.
В НКЗдраве Грузинской СОР (при малярийной группе или стат-отделе) необходимо создать штатное место инструктора-методиста в области учета и статистики тропических заболеваний.
Тропическим институтам, на основании статистических данных районов и тропических учреждений, ежемесячно следует давать анализ движения малярии и проведенной противомалярийной работы в республике.
Для изучения процента снижения трудоспособности больного малярика и исчисления экономического ущерба, причиненного малярией народному хозяйству, при тропических институтах следует создать научно-статистические кабинеты, изучающий эффективность лечения малярийных больных.