Научная статья на тему 'Учет и измерение инфляции'

Учет и измерение инфляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет и измерение инфляции»

МНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

УЧЕТ И ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ

А. В. Суворов,

кандидат экономических наук

В конце 2000 года в Лондоне состоялся семинар по ведению бухгалтерского учета в условиях гиперинфляции. Он был целиком посвящен обсуждению вопросов практического применения 29-го Стандарта Международных стандартов финансовой отчетности "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции". С момента начала разработки МСФО 29 и по настоящее время Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) уделяет большое внимание вопросам учета инфляции, изучает опыт применения Стандарта 29 в разных странах, знакомится с опытом ведения учета и составления бухгалтерской отчетности в условиях различных уровней инфляции этих стран, в том числе при консолидации отчетности. Учет и измерение инфляции представляют несомненный интерес и для нашей страны, экономика которой, начиная с 1991 года, функционирует в условиях инфляции.

МСФО 29 устанавливает, что в условиях гиперинфляции представление отчетности по результатам хозяйственной деятельности и финансовому положению в местной валюте без переоценки не имеет смысла. Деньги теряют покупательную способность такими быстрыми темпами, что сравнение сумм, полученных в результате операций, имевших место в различное время, даже в течение одного отчетного периода, зачастую оказывается невозможным.

В то же время Стандарт 29 не устанавливает абсолютного значения уровня инфляции, начиная с которого она переходит в гиперинфляцию, хотя дает следующие характеристики гиперинфляционной экономике:

• большинство населения предпочитает хранить свои сбережения в неденежных

активах или в относительно стабильной иностранной валюте, в которой могут устанавливаться и цены на товары;

• продажа и поставки в кредит производятся по ценам, компенсирующим ожидаемую потерю покупательной способности в течение срока кредита, даже если этот срок непродолжителен;

• денежные активы и обязательства рассчитываются на основе относительно стабильной иностранной валюты, в которой также фиксируются цены;

• процентные ставки, заработная плата и цены привязываются к индексу цен;

• общий уровень инфляции за три года приближается или превышает 100%.

На семинаре были выявлены две основные группы вопросов практического применения МСФО 29:

• вопросы, связанные с измерением инфляции (сомнения в достоверности индексов; отсутствие дифференцированного подхода к различным отраслям при измерении последствий инфляции; избирательная доступность индексов по коротким промежуткам времени; условный характер определяемого порога гиперинфляции в 100% за три года);

• вопросы, связанные с учетом инфляции (адекватная оценка налоговых обязательств особенно отложенных; невыгодное положение инвестиционных компаний, имеющих отрицательную чистую денежную позицию, что стимулирует компании к приобретению неденежных активов и излишним заимствованиям).

Вопросы учета и отчетности в условиях инфляции (особенно гиперинфляции) являются крайне важными для всех стран, поэтому на семинаре было отмечено, что в условиях гиперинфляции возможно либо составление отчетности в твердой валюте, либо - с применением МСФО 29. Было также решено предложить новому Правлению КМСФО вернуться к данной теме с учетом выявленных нерешенных задач для того, чтобы получить необходимые ответы, с использованием существующих норм МСФО 29, либо их модификаций.

При этом было отмечено, что решение о применении принципов инфляционного учета принимается руководством хозяйствующего субъекта. Правление КМСФО считает целесообразным, чтобы все хозяйствующие субъекты, составляющие отчетность в одной и той же валюте, переходили к корректировке отчетности с учетом инфляции в течение одного и того же периода.

Часть I. Измерение инфляции

Прежде чем приступить к рассмотрению круга вопросов, связанных с измерением инфляции, следует ответить на главный вопрос -что такое инфляция?

Согласно классическому определению, инфляция - это повышение общего уровня цен. Однако это вовсе не означает, что все цены растут. Одно из наиболее болезненных проявлений инфляции состоит в том, что цены растут крайне неравномерно. Причина этого скрыта в самой природе экономической деятельности. Пропорция обмена гороха на рис, например, изменится в пользу риса, если его урожай в этом году снизился, или в пользу гороха, если в регионе построен крупный комбинат, производящий консервированный горошек. Цены на многие сельскохозяйственные продукты меняются циклично.

Известно, что рыночная стоимость произведенных товаров подвержена действию закона спроса и предложения. Например, цены на появившиеся на рынке несколько лет назад компакт-диски и проигрыватели для них, произведенные с использованием новых технологий, были гораздо выше, чем те, по которым они продаются в настоящее время. Произошло это потому, что появилось множество поставщиков и появилась конкуренция. Это справедливо для

всех товаров и услуг, для которых существуют настоящие или потенциально возможные поставщики на внутреннем и внешнем рынке.

В экономике время от времени происходят и будут происходить колебания цен, отражающие как изменения спроса, так и изменения предложения на товары и услуги. Эти колебания будут происходить и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения и в широком смысле будут компенсировать друг друга при воздействии на совокупные затраты. Однако при наличии инфляции на эти рыночные колебания будет накладываться общее увеличение цен, так что для обеспечения данного уровня хозяйственной деятельности с течением времени придется тратить все больше и больше средств.

Некоторые экономисты рассматривают инфляцию как долгосрочное снижение стоимости денежной единицы, а не как изменение цен. Например, фунт стерлингов за период 1985 -1989 годов подешевел наполовину, доказательством чему является двукратное повышение общего уровня цен за тот же период времени. Этот пример служит иллюстрацией способа измерения инфляции с использованием метода оценки уровня цен за определенный период (если такое изменение действительно произошло). Для этого определяется, что именно случилось с ценами: инфляция (рост уровня цен) или дефляция (снижение уровня цен) и какова степень любого из этих изменений.

Немаловажной проблемой, связанной с измерением инфляции, является изменение покупательной способности денег.

Рыночная стоимость, лежащая в основе коммерческих и финансовых сделок, определяется факторами, которые в значительной степени независимы от своей денежной оболочки, хотя и имеют денежное выражение. Однако следует различать изменение уровня цен, вызванное колебаниями рыночной стоимости, от изменений, связанных исключительно с колебаниями стоимости денег.

Изменение покупательной способности национальной валюты оказывает непосредственное влияние на функционирование хозяйствующих субъектов (прежде всего, финансовых организаций). Существует множество факторов, которые могут вызвать падение или рост стоимости национальной валюты как средства обращения. Наиболее важным из них является соответствие денежной массы в обращении уров-

ню экономической активности. Если правительство наращивает предложение денег быстрее, чем это необходимо для роста деловой активности, то на рынке будет больше денег на меньшее количество товаров и услуг и, таким образом, указываемые в национальной валюте цены товаров и услуг вырастут, даже если сам по себе спрос на единицу продукции не изменится.

Приведенное выше описание является несколько упрощенным, поскольку на стоимость национальной валюты влияет гораздо большее число факторов. Один из них - влияние дефицита бюджета и способов его финансирования, другой - стоимость национальной валюты по сравнению с долларом США, евро и другими валютами, а также влияние обменных курсов и мировой торговли (в частности, уровнем мировых цен на нефть). Кроме того, денежные потоки инвестиций в международном масштабе в результате более привлекательного инвестиционного климата в той или иной стране также могут вызвать колебания курса национальной валюты, не говоря уже о фискальной и экономической политике государства. На изменение стоимости национальной валюты влияют также уровень зарабатной платы, индексация заработков, пенсий и пособий. В этом процессе жизненно важную роль играет Государственный Банк или иной орган, так как его политика отражается и на размере предложения денег, и на процентных ставках, которые, в свою очередь, влияют на фискальную политику правительства, деловую активность, международную торговлю, финансовые потоки и т. д. И наконец, серьезное падение стоимости национальной валюты может сказаться также и на рыночных основах таких, как спрос и предложение товаров и услуг (например, частные лица и хозяйствующие субъекты могут покупать товары впрок, чтобы избежать ожидаемого роста цен).

При измерении инфляции важно провести грань между изменениями рыночной стоимости товара и стоимости денег - двумя факторами, влияющими на уровень цен. При этом следует отметить, что изменение уровня цен вследствие денежного фактора в значительной мере искажает рыночную стоимость товара. Если условия денежного обращения остаются стабильными (то есть денежная масса всегда будет соответствовать уровню экономической активности), то уровень цен будет отражать исключительно изменение рыночной стоимости товара.

Таким образом, в условиях инфляции покупательная способность денежной единицы в целом падает по мере того, как растет уровень цен на товары и услуги. Общая покупательная способность денежных средств и общий уровень цен взаимосвязаны. Результатом снижения покупательной способности по отношению к денежной позиции хозяйствующего субъекта является монетарная (monetary) прибыль или убыток (прибыль или убыток по денежным статьям баланса). В период инфляции хозяйствующие субъекты, имеющие чистые денежные активы, теряют в покупательной способности, а хозяйствующие субъекты, имеющие чистые денежные обязательства, увеличивают ее.

Поэтому, если в стране происходят значительные изменения в покупательной способности денежной единицы, финансовая отчетность, выраженная в единицах, не отражающих масштаб изменений, применяемый на дату ее составления, зачастую теряет смысл и даже начинает вводить в заблуждение, поскольку включает несопоставимые данные за различные периоды и не учитывает прибыль или убыток в связи с изменением покупательной способности за отчетный период. Таким образом, финансовая отчетность не будет отражать ни фактическое финансовое положение хозяйствующего субъекта на дату составления баланса, ни результаты операций, ни финансовые потоки.

Для хозяйствующих субъектов, функционирующих в условиях высокого уровня инфляции, согласно Международным стандартам финансовой отчетности требуется пересчет отчетности в единицы измерения, действующие на дату ее составления. Этом пересчет и регламентируется упомянутым выше МСФО 29.

В условиях высокого уровня инфляции финансовая отчетность, пересчитанная в соответствии с требованиями МСФО 29, имеет несколько существенных преимуществ:

• руководству, акционерам и другим пользователям финансовой отчетности предоставляется информация о реальных результатах операций, обеспечении капитала и тенденциях работы хозяйствующего субъекта;

• у руководства появляется возможность принимать более правильные решения в отношении плана капитальных вложений, поскольку финансовая отчетность становится более реалистичной;

• финансовая отчетность становится полезной для международных инвесторов и других пользователей, поскольку они получают возможность провести более полное сравнение с другими компаниями.

В основе инфляционных корректировок лежит покупательная способность денежной единицы и ее изменение во времени. В условиях гиперинфляции финансовая отчетность имеет практическое значение только в том случае, если денежная оценка объектов учета отражает покупательную способность денежной единицы на отчетную дату.

Сами цены также подвержены изменению под воздействием ряда факторов как общего, так и специфического характера. Например, хозяйствующим субъектом было приобретено два одинаковых автомобиля с разницей в один год по ценам 10 тыс. руб. и 50 тыс. руб. Причинами изменения цены на второй автомобиль могли быть:

• удорожание кузова в связи с удорожанием стали;

• снижение трудовых затрат на доводку и исправление брака в связи с переходом на автоматическую сборку;

• общее удорожание товаров, работ и услуг в связи с инфляцией.

В покупательной способности денег, принимаемой в расчет для корректировки данных на уровень инфляции, учитываются только общие тенденции в изменении цен. Так, если допустить, что за год с момента покупки первого автомобиля в результате инфляции цены возросли в 4 раза, то стоимость второго автомобиля (с учетом покупательной способности денег на момент его приобретения) составит 40 тыс. руб. Данная корректировка денежной оценки объекта делает ее сопоставимой с фактической стоимостью второй машины (50 тыс. руб.), хотя разница, вызванная специфическими для данного товара условиями, остается.

Для того чтобы решить проблему измерения стоимости национальной валюты, используются индексы цен (price indexes), предназначенные для того, чтобы хотя бы частичного отделить искажения, связанные с изменением стоимости денег, от искажений, связанных с колебанием рыночной стоимости. Такой индекс получается путем измерения общего изменения цен типичной группы товаров и услуг (так называемой "потребительской корзиной"), который используется в качестве показателя изме-

нения стоимости денег. Однако, как известно, любые товары и услуги, выбранные для этой цели, сами по себе подвержены влиянию изменений спроса и предложения, а не только колебанию покупательной способности национальной валюты. Прямых способов измерения колебаний национальной валюты не существует. В результате метод индекса цен неизбежно смешивает факторы спроса и предложения со стоимостью денег. В этой ситуации остается только надеяться, что набор товаров и услуг, по которым рассчитывается индекс, достаточно широк для того, чтобы компенсировать влияние факторов спроса и предложения.

Обычно инфляция выражается с помощью целого ряда индексов, и расчет степени инфляции в любой момент времени будет в некоторой степени зависеть от того, какой индекс выбран. Во многих странах, как правило, применяется общий индекс розничных цен (retail price index), подготавливаемый для правительства и публикуемый ежемесячно.

Индекс потребительских цен (consumer price index) широко применяется в качестве индекса инфляции. Он служит показателем соотношения - цен потребительской корзины на данный временный период и на эталонный период. Этот эталонный период, или исходный уровень, называется базовым годом. Если представить данный показатель в виде формулы, то получим:

I = х юо, Сь

где:

I - индекс цен данного года;

Cd - цена потребительской корзины в данном году;

Сь - цена такой же потребительской корзины в базовом году.

Соотношение цен данного года к ценам базового года умножается на 100 (например, ценовое соотношение 2/1, то есть равное 2 выражается числовым индексом, равным 200 и т. д.).

В России этот индекс цен ежемесячно публикуется Государственным комитетом по статистике.

Пересчет отчетности в соответствии с МСФО также осуществляется с использованием индекса цен. В результате инфляции денежная (монетарная) позиция хозяйствующего субъекта претерпевает изменения, которые приводят либо к монетарной прибыли, либо к мо-

нетарному убытку (прибыль или убыток по денежным статьям баланса). Хозяйствующие субъекты, у которых монетарные активы превышают монетарные обязательства, проигрывают в условиях инфляции, а те, у которых монетарные активы меньше монетарных обязательств, выигрывают.

Индекс потребительских цен (ИПЦ), которым измеряются цены неизменной по составу рыночной корзины из 300 потребительских товаров и услуг, покупаемых "типичным" горожанином, наиболее часто используется для измерения инфляции. При расчете ИПЦ определяются элементы рыночной корзины в базовый год и их сравнительные значения, так называемые веса, остаются неизменными в последующие годы. И сами элементы, и их сочетания со временем остаются неизменными.

В основе расчета ИПЦ лежит формула, выведенная Ласперосом, с небольшими модификациями. Например, в Великобритании для расчета ИПЦ эта формула выглядит следующим образом:

1 _ £СГ(3Ь 8 ЕСьС>ь'

18 - индекс потребительских цен;

С, - цена на момент времени

Сь - цена на момент времени Ь, являющимся базовым;

Оь - веса, фиксированные на каком-либо конкретном (базовом) уровне Ь.

Модификации этой формулы, используемые в нашей стране и в других странах, не учитывают некоторых основных факторов, способных оказать прямое влияние на темпы инфляции.

Первым из них является фактор изменения структуры расходов. Хотя предполагается, что состав потребительской корзины остается неизменным, в действительности структура потребления постоянно меняется. В частности, потребители отказываются от одних товаров в пользу других в ответ на изменения цен: так, если цены на рыбу или мясо постоянно превышаются, а цены на птицу остаются неизменными, то потребители заменяют рыбу или мясо птицей. Это означает, что потребительская корзина через некоторое время будет содержать больше относительно дешевых и меньше относительно дорогих товаров и услуг. Индекс же потребительских цен с используемыми в нем фиксированными весами предпола-

гает, что таких замен в структуре потребления не происходит, а это означает, что он их просто не учитывает.

Вторым не учитываемым фактором является фактор появления новых товаров. Большинство новых товаров и услуг (например, сотовые телефоны, факсимильные аппараты и т. д.) либо вообще не включается в потребительскую корзину, на основе которой рассчитывается ИПЦ, либо его веса сильно занижены. Известно, что цена нового товара при продвижении его на рынок начинает снижаться по мере насыщения рынка данным товаром. А появление того же товара новой модификации, изготовленного по новой технологии, способно, наоборот, вызвать скачок цены. Однако ИПЦ с его исторически сложившейся потребительской корзиной не отражает этих изменений цен.

Следующий фактор - повышение качества товаров и услуг. В той степени, в какой качество товара или услуги улучшилось по сравнению с базовым годом, должна увеличиться и их стоимость. Например, качество оказываемых в настоящее время платных медицинских услуг выше, чем качество бесплатных медицинских услуг, оказываемых при наличии страховых полисов. Поэтому некоторые граждане пользуются платными медицинскими услугами, что не учитывается ИПЦ. И таких примеров можно привести множество.

Четвертым фактором является используемая методика наблюдения за изменением цен. Собственно говоря, как таковой общепринятой методики проведения наблюдений сегодня нет. Наблюдения могут проводиться в разных магазинах или на рынках, хотя между магазинной и рыночной ценой на один и тот же товар можно встретить весьма существенное различие. Как показали расчеты, проведенные по специально разработанной для г. Москвы методике определения ИПЦ, значение ИПЦ, публикуемое Госкомстатом, существенно отличается от значения, полученного для г. Москвы. В такой ситуации при проведении специальных экономических расчетов весьма сложно полагаться на ИПЦ, публикуемый Госкомстатом, или на иные ценовые индексы. Есть целый ряд объективных причин, в силу которых точность измерения роста российских потребительских цен за период экономических реформ крайне невысока. Основная из этих причин - это плохая приспособленность системы государственной статистики к постоян-

ным (часто за короткий промежуток времени) изменениям экономической ситуации в стране, свойственным всем переходным экономикам, что неизбежно приводит к резкому снижению точности измерений экономических показателей.

Погрешности при определении ИПЦ (и других ценовых индексов) в России связаны со сдвигами в ценовых пропорциях, изменениями структуры потребительской корзины, а также высокой долей неденежных расчетов между хозяйствующими субъектами. Некоторые экономисты указывают на довольно значительные погрешности в расчете ценовых индексов (более 10%), в том числе индекса потребительских цен, который традиционно служит ориентиром при определении уровня инфляции. Хотя проблема погрешности при расчете ценовых индексов существует и в странах со стабильной экономикой, в условиях переходной экономики она становится реальным тормозом к получению сопоставимой финансовой информации.

Проблема правильного определения ИПЦ касается практически всех. Можно привести множество примеров, когда государственные выплаты по социальному обеспечению индексируются в соответствии с ИПЦ. Все чаще в трудовые контракты включаются пункты об индексации заработка по уровню жизни. Практически все работники независимо от того, объединены они в профсоюзы или нет, требуют, чтобы оплата их труда была привязана к темпам инфляции, которые оцениваются на основании ИПЦ. Процентные ставки тоже часто связаны с темпами инфляции, оцениваемыми по тому же индексу. Когда ИПЦ растет, кредитные организации поднимают свои номинальные процентные ставки с тем, чтобы реальные процентные ставки оставались неизменными. Денежная политика правительства и Банка России также ориентируется на ИПЦ.

И последний фактор, связанный с более точным определением ИПЦ, который практически не учитывается в нашей стране, - это фактор налогообложения. Во многих странах в соответствии с ИПЦ проводится налоговая индексация для того, чтобы правильно перераспределить доходы между налогоплательщиками и правительством.

Для измерения инфляции используется также индекс покупательной способности денежной единицы (1е), показывающий, во сколько

раз обесценились деньги, вычисляется как величина, обратная индексу цен:

Другим широко распространенным индексом, но только более общего характера, является индекс валового национального продукта (ВНП), так называемый дефлятор ВНП (GNC deflator). Он приспособлен для измерения уровня цен всех товаров и услуг, входящих в состав ВНП. По этой причине дефлятор ВНП используется для оценки темпов инфляции или дефляции при сравнении уровней ВНП разных лет.

Дефлятор ВНП отличается от ИПЦ и в другом отношении. Для вычисления ИПЦ используется исторически сложившаяся, неизменная по составу потребительская корзина, тогда как дефлятор ВНП рассчитывается по текущей структуре производства при определении сравнительных значений элементов рыночной корзины базового года.

Методика вычисления индекса ВНП является не столько сложной, сколько громоздкой, поэтому не приводится в настоящей статье. Следует только отметить, что индекс ВНП позволяет сравнить цену произведенной продукции каждого года с ценой аналогичного набора продукции в базовом (или эталонном) году. Несколько индексов цен, рассчитанных для разных лет, дают возможность сопоставить уровни цен в эти годы. Рост индекса цен свидетельствует об инфляции; снижение индекса цен указывает на дефляцию. При этом производятся расчеты номинального и реального ВНП. Валовой национальный продукт, отражающий текущие цены (не содержащий поправок в соответствии с уровнем цен), называется номинальным ВВП. И наоборот, ВНП, содержащий поправки на инфляцию (дефляцию), именуется реальным ВНП.

При измерении инфляции важную роль играет корректировка номинального ВНП с учетом инфляции или дефляции. Дефлятор ВНП, рассчитанный для конкретного года, дает представление о соотношении цен на товары текущего года и цен на аналогичные товары базового года. Дефлятор ВНИ может быть использован для определения реального значения ВНП каждого года путем соответствующей корректировки номинального ВНП (Vn). Для того, чтобы учесть инфляцию или дефляцию номи-

нального ВНП (Уп) данного года, необходимо разделить его значение на индекс цен (I), выраженный десятичной дробью:

У„

Vr = -

I

В результате будет получен реальный ВНП, который выражает стоимость общего объема продукции, произведенной в разные годы, таким образом, как если бы цены на продукцию оставались неизменными на протяжении всего рассматриваемого периода начиная с базового (эталонного) года.

Хозяйствующими субъектами используется еще один популярный индекс - индекс цен производителя (produce price index), основанный на оптовых ценах типичного набора производимых товаров. Другие индексы учитывают оптовые цены на биржевые товары и множество других групп товаров и услуг.

Как правило, хозяйствующие субъекты используют все существующие индексы цен лишь для того, чтобы привести цифры государственной статистики и своей отчетности из фактических цен в базовые. Для этого величины, выраженные в текущих ценах приводятся к выбранному стандарту (к единой базе), чтобы можно было сопоставить прошлые и сегодняшние операции. Например, чтобы сравнить эффективность деятельности хозяйствующего субъекта в текущем году по сравнению с прошлым годом, следует привести ряд статистических экономических данных за текущий год к базису цен прошлого года (выразить в сопоставимых ценах). Тогда прошлогодние цены можно будет считать базовыми, а сегодняшние данные - приведенными к базовым условиям. Чтобы сделать это, следует попросту разделить величины в сегодняшних ценах на индекс инфляции за год. Согласно дефлятору ВНП, если уровень инфляции за год составил 6,5%, то все величины в фактических ценах (за этот год) нужно скорректировать: снизить на 6,5%. Тогда полученные результаты текущего года будут выражены в базовых ценах, то есть в ценах прошлого года.

Таким образом, базовая цена есть ни что иное, как текущая цена скорректированная по уровню цен определенного базового периода с помощью одного из наиболее приемлемых для данной ситуации индексов. В качестве базы можно выбрать любой год и выразить статистические данные за предыдущие и последующие годы в ценах базового года. На практике базовые цены

часто называют постоянными, поскольку они относятся к постоянной, неизменяемой статистической базе.

В результате приведения цен периода инфляции к базису базовые цены за предыдущие годы будут повышены (по сравнению с текущими), а текущие цены для будущих лет, наоборот, снижены. Для наглядности приведем следующий пример.

Предположим, что в течение пятилетнего периода происходили изменения цен на какую-то продукцию, производимую хозяйствующим субъектом. Используем индекс цен производителя. В качестве базы выберем некий нулевой год. В следующей строке базой для анализа будет служить 3-й год.

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й год год год год год

Индекс цен производителя

(база - 1-й год)......... 1,09 1,15 1,21 1,25 1,33

Индекс цен производителя

(база - 3-й год)......... 0,90 0,95 1,00 1,03 1,10

Реальная стоимость

100 тыс. руб............... 111 тыс. 105 тыс. 100 тыс. 97 тыс. 91 тыс.

руб. руб. руб. руб. руб.

Расчеты проводятся в два этапа. На первом этапе необходимо привести индекс цен производителя к выбранной базе - 3-му году (то есть индекс 3-го года принимается равным 1,00). Тогда все остальные индексы делятся на индекс базового года, то есть на 1,21.

Индекс можно рассчитать и для любого другого года, так как он измеряет изменение цен по годам по сравнению с любым стартовым промежутком времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На втором этапе производится деление величины, выраженной в текущих ценах каждого года, на скорректированный индекс. В данном случае выбрана величина в 100 тыс. руб. для каждого года, но такую операцию можно проводить с любой другой величиной, выраженной в текущих ценах за любой год. Использование этой величины позволяет проиллюстрировать изменения ценности одной и той же денежной суммы.

На этом примере можно наглядно увидеть, что покупательная способность рубля в 4-м году по сравнению с 3-м годом упала на 3%. С точки зрения экономической деятельности, это означает, что хозяйствующий субъект должен увеличить прибыль, выраженную в текущих ценах, на 3%, чтобы не отстать от инфляционного ро-

ста цен на те товары и услуги, которые покупает он сам. Любая меньшая величина будет означать снижение экономической эффективности деятельности.

Этот простой способ позволяет перевести текущие цены в скорректированные с учетом инфляции базовые цены. Трудности могут возникнуть лишь при выборе индекса, который наилучшим образом подходит для данной экономической ситуации, а также вследствие того, что любой индекс, как уже говорилось, содер-

жит не только стоимость денег, но и рыночную стоимость товаров и услуг.

Использование приемов пересчета финансовых показателей деятельности хозяйствующего субъекта или выражения их в базовых ценах является весьма полезным, поскольку позволяет определить, не отстали ли они от изменения в стоимости денег. Такие переоценки можно использовать для определения стоимости активов и пассивов хозяйствующего субъекта, реального роста или падения прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.