Научная статья на тему 'Учет гедонистических предпочтений потребителей при проектировании продуктов питания. Часть I'

Учет гедонистических предпочтений потребителей при проектировании продуктов питания. Часть I Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
243
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЙРОБИОЛОГИЯ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПИТАНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ПИТАНИЯ / ЧУВСТВО УДОВОЛЬСТВИЯ

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Штерман Сергей Валерьевич, Сидоренко Михаил Юрьевич, Штерман Валерий Соломонович, Сидоренко Юрий Ильич

Продукты, выпускаемые пищевой промышленностью, и их потребительские характеристики в последние годы быстро изменяются. В связи с этим возникает необходимость анализа фундаментальных принципов, на которых базируется проектирование состава и формирование потребительских характеристик продуктов питания. В процессе эволюции в качестве источников удовольствия биологически наиболее прочно закрепленными оказались те из них, которые имеют наибольшую важность для выживания человека. Одним из них является еда. Гедонистические предпочтения людей в отношении продуктов питания играют важную роль в достижении их коммерческого успеха. В работе проанализированы основные факторы, влияющие на происхождение пищевых предпочтений потребителей и возможные способы оказания влияния на их формирование. Проведен краткий анализ существующих в настоящее время нейробиологических концепций возникновения чувства удовлетворения у человека и поиска его возможных материальных носителей. Показано, что для возникновения приятных ощущений от потребляемой пищи может, с одной стороны, использоваться информация, получаемая обработкой сигналов, поступающих от рецепторов органов чувств человека. С другой стороны, особенностью человека является то, что его центр удовольствия может активироваться еще и идеями, т. е. ментально. При этом вклад этой второй интеллектуальной составляющей может быть как положительным, так и отрицательным. В целом, гедонистическое чувство, получаемое человеком от пищи, носит синкретический, неразличимо слитный характер и, в конечном итоге, необходимо учитывать вклад в его формирование обоих указанных выше факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Штерман Сергей Валерьевич, Сидоренко Михаил Юрьевич, Штерман Валерий Соломонович, Сидоренко Юрий Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of hedonistic preferences of consumers when designing food products. Part I

The products manufactured by the modern food industry and their consumer characteristics are seriously changing in last years. In this regard, there is a need to analyze the fundamental principles on which the design of food products should be based. In the process of evolution, sources of pleasure that are most important for survival of the human beings have been incorporated in their genetic code. One of the main of them is food. Hedonistic preferences of people regarding food products play an important role in achieving their commercial success. The paper analyzes the factors influencing the origin of consumers' food preferences and possible directions for influencing on their formation. A brief analysis of the currently existing neurobiological concepts of the emergence of a sense of satisfaction in man and the search for his possible material embodiment is carried out. It is shown that for the emergence of pleasant sensations from consumed food, information obtained by processing signals coming from receptors of human senses can be used. On the other hand, the peculiarity of humans is that their pleasure center can be activated by ideas as well. In this case, the contribution of this second intellectual component can be either positive or negative. In general, the hedonistic feeling received by a person from food has a syncretic, indiscernible character, and at the final stage, it is necessary to take into account the contribution of both of the mentioned above factors.

Текст научной работы на тему «Учет гедонистических предпочтений потребителей при проектировании продуктов питания. Часть I»

УДК 664: 613.2

Учет гедонистических предпочтений

потребителей

при проектировании продуктов питания. Часть I

С. В. Штерман, д-р техн. наук; М. Ю. Сидоренко, д-р техн. наук ООО «ГЕОН», г. п. Оболенск, Московская обл. В. С. Штерман, канд. хим. наук; Ю. И. Сидоренко, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств

В последние годы во всем мире в производство продуктов питания вовлекаются все новые сырьевые источники, разрабатываются инновационные технологии для получения их компонентов, обладающих повышенной физиологической ценностью. Создаются новые виды высокопроизводительного промышленного оборудования, используются принципиально новые материалы и способы для их упаковки. Все это приводит к тому, что выпускаемые пищевой промышленностью товары и их потребительские характеристики значительно изменяются. В связи с этим возникает необходимость анализа фундаментальных принципов, на которых должно основываться проектирование состава и формирование потребительских характеристик создаваемых продуктов питания. Такой анализ может включать вопросы, затрагивающие философские, психологические и нейро-биологические аспекты потребления пищи.

Наибольший интерес в связи с исследованием принципов, лежащих в основе формирования психологии питания человека, вызывают концепции философского учения, получившего распространение под названием гедонизма (от др.-греч. удовольствие, наслаждение). Его основоположником считают древнегреческого философа Аристиппа (435 - 355 гг. до н. э.) из города Ки-ренаики. Он полагал, что конечной целью жизни человека и всей его деятельности является получение удовольствия и избежание чувства неудовлетворенности. Следует отметить, что стремление к получению положительных эмоций, т. е. желание испытывать удовольствие от жизни, очевидно заложено в самом генетическом коде человека. С этой точки зрения оно является очень естественным и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В исходном варианте учения гедонизма не проводилось различия

между возможными видами и источниками удовольствия, каждое из которых в своей сущности понималось как качественно сходное одно с другим. При этом во внимание принимались только те из них, которые были достижимы в данный момент и игнорировались наслаждения, которые могут быть получены только в будущем. Гедонизм, в отличие от другой современной философской системы, являющейся в определенной степени ее развитием, - утилитаризма, этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление к получению удовольствия [1].

Иная интерпретация удовольствия принадлежит Сократу, согласно ему, удовольствие - это осознание того, что что-то делается хорошо. Эти идеи получили дальнейшее развитие в эвдемонизме Эпикура, который полагал действительным благом удовольствия не тела, а души.

Фрейд в качестве практического воплощения идей гедонизма считал, что вся деятельность человека автоматически регулируется принципом удовольствия, т. е. она направлена на его получение и на то, чтобы избежать обратного, т. е. физической боли и моральных страданий. Эти стимулы выступают в качестве основных мотиваторов поведения человека.

В современном мире влияние идей гедонизма увеличивается с каждым годом. Жизненные ритмы возрастают, люди все сильнее связывают себя обязательствами и очень устают от этого. Поэтому становится все больше желающих примкнуть к философии гедонизма, стараясь уже сегодня ощущать вкус жизни, делать яркими, приятными ее проявления, жить здесь и сейчас, а не планировать все счастливые моменты на завтрашний день.

По мнению психофизиологов, оценка интенсивности удовольствия позволяет головному мозгу выби-

рать наиболее подходящее поведение в зависимости от того, сколько стоит усилий, которые необходимо приложить для его получения. Таким образом, удовольствие выступает в качестве своеобразного компаса нашего поведения, указывающего, как правильно действовать, т. е. делать то, что пойдет нам на пользу.

Эти положения были подтверждены экспериментальными исследованиями, проведенными нейробио-логами. Они убедительно доказали, что испытываемое удовольствие увеличивает частоту того поведения, которое приводит к их получению, в то время как отрицательные последствия приводят к прямо противоположному эффекту. Удовольствие - это та универсальная «валюта» головного мозга, которую он использует для сравнения и выбора различных вариантов поведения [2].

Такое положение не является случайным. В процессе эволюции в качестве источников получения удовольствия биологически наиболее прочно закрепленными оказались те из них, которые имеют наибольшую важность для выживания человека [3]. Это связано с тем, чтобы люди могли продолжить свое существование как вид. Такие элементы их базового поведения как еда, питье, половые контакты с противоположным полом должны обязательно вызывать чувство удовольствия. Пустить эмоциональную оценку этих действий на самотек природа в данном случае просто не может себе позволить.

Без применения поощрения в виде удовольствия от поглощенной еды или сексуального контакта или применения кнута в виде физического и сексуального голода ей (природе) тут было явно не обойтись. Поэтому, например, еда всегда доставляет человеку удовольствие. Без фиксации этого эффекта в генетической программе нашим предкам не уда-

лось бы выжить и размножиться на планете Земля. Подобные механизмы появились в истории эволюции очень рано, им многие миллионы лет, и они существуют уже у червей, живущих в почве. У людей цепи удовольствия устроены намного сложнее, чем у дождевых червей. Они тесно связаны со структурами мозга, которые отвечают за память, принятие и оценку решений и т. д. [2].

Удовольствие, получаемое от потребления того или иного пищевого продукта, имеет, очевидно, индивидуальный характер. В отдельных случаях задача может быть так и поставлена - удовлетворить, например, в рамках предприятия общественного питания (ресторана) самые взыскательные вкусы одного клиента.

Однако современная пищевая промышленность с ее высокопроизводительным технологическим оборудованием так работать, естественно, не может. Поэтому здесь возникает ряд проблем.

Одна из них связана с объективным изучением гедонистических предпочтений (т. е. ожидания получения удовлетворения от потребления конкретных продуктов питания) тех общественных групп, на которых разработчик проектируемого пищевого продукта рассчитывает. Сложность этих исследований усиливается в результате того, что не всегда удается установить причины возникновения предпочтений и четко их сформулировать, так как многие из них часто осуществляются только на бессознательном уровне.

Проведение такого рода исследований требует немалых усилий и материальных затрат, однако при их грамотном выполнении и надежной статистической обработке результатов они могут служить направляющим компасом во всей последующей работе. Их результаты можно сравнить с мгновенной фотографией ситуации, существующей в настоящее время [4].

Важной особенностью гедонистических предпочтений является то, что они не статичны и, будучи однажды сформированы, не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. В результате исследований психологов было установлено, что гедонистические предпочтения потребителей в отношении продуктов питания представляют собой комплексное явление, формирующееся в результате совместного влияния как природных, в том числе, генетически заданных, так и социальных факторов.

Тогда как же формируются гедонистические предпочтения людей, и какие факторы оказывают на это влияние?

Было установлено, что такие предпочтения, как и многие другие аспекты психологического статуса человека, определяются, с одной стороны, тем, что этот статус зависит от окружающей его биосферы, элементом которой он является. С другой стороны - его принадлежностью к определенному социуму. Так, доступность определенного вида пищи может нередко переходить в разряд устойчивых гедонистических предпочтений. Наглядными примерами могут служить большие объемы потребления вина жителями Средиземноморья, мяса морских животных и рыбы -коренными жителями Гренландии и Чукотки, листьев коки - потомками коренных индейцев в Латинской Америке и т. п.

Объективные причины этого объясняются тем, что окружающая человека природная среда, в частности используемая им повседневная пища, способна оказывать значительное влияние на многие процессы метаболизма в его организме. Существует даже точка зрения, что организм через систему своих пищевых предпочтений сам указывает на то, что ему действительно нужно. Согласно Вольтеру, «истинные удовольствия невозможны без истинных потребностей» [5]. Кошки и собаки лижут, например, мокрую траву после дождя. Было обнаружено, что им это необходимо для восполнения в организме жизненно важных запасов серы. Это объясняется присутствием в дождевых каплях одного из важных природных ее источников - метил-сульфонилметана (МБМ) [6].

Другим красноречивым примером биологически обусловленных гедонистических пищевых предпочтений является, например, факт нелюбви населения некоторых стран к молоку и молочным продуктам. Он нашел свое объяснение в отсутствии у них фермента лактазы, от которого зависит усвоение молочного сахара или лактозы, входящего в состав молока. Без участия этого фермента биохимическое усвоение молочных продуктов становится невозможным, а также приводит к целому ряду отрицательных последствий, например, диареи.

Этот фермент есть у многих европейцев, но его очень мало или он практически отсутствует у китайцев, жителей Юго-Восточной Азии, Африки, индейцев Америки и т. д.

В связи с этим молочных блюд в национальной кухне этих народов нет. Вместе с тем, образование этого фермента, которое произошло у людей в процессе эволюции в результате мутаций, дало им ряд несомненных преимуществ в борьбе за выживание.

Объективно возникающие пищевые особенности людей могут затем сознательно или даже бессознательно закрепляться на уровне гедонистических предпочтений. Определенные индивидуальные различия при этом естественно сохраняются. Так, вопреки расхожему мнению, не все испанцы обязательно любят хамон, а украинцы -сало.

Человек является членом определенной общественной группы. Поэтому многие элементы его поведения, включая и гедонистические пристрастия по отношению к пище, не могут с ней не быть связанными и от нее не зависеть. Так, категорический отказ от употребления в пищу собак и кошек современными европейцами не имеет под собой никаких биологических обоснований и выработался на основе чисто морально-этических соображений.

Этот запрет, впрочем, как показывает накопленный в этой области практический психологический опыт, сравнительно легко преодолевается людьми при возникновении экстремальных ситуаций, например, в ходе военных действий, при кораблекрушениях, возникновении критических проблем с выживанием и т. п. Как говорил по этому поводу Наполеон I, проведший немалую часть своей жизни в военных походах: «Вкус человека может вовремя привыкнуть ко всему».

Наличие социально формируемой составляющей гедонистических предпочтений человека открывает возможность для производителей пищевых продуктов оказывать на потребителей определенное психологическое воздействие путем использования соответствующей рекламы, проведения различного рода кампаний в СМИ и т. п.

В качестве примеров могут служить кампании которые используют весьма экзотические схемы питания, большей частью базирующихся на отказе от использования какой-либо группы традиционных пищевых продуктов. К ним можно отнести широкую рекламу систем питания типа вегетарианства, сыроедения, использования безуглеводных, безжировых или палеоди-ет, т. е. рационов питания, сходных

с ранней эпохой собирательства и охоты.

В настоящее время можно упомянуть и возникновение пищевого поведения иного рода, например, рекомендаций использовать в пищу в качестве новых источников белка и физиологически активных веществ специально выращиваемых насекомых (мух).

В целом, следует обратить внимание на объективную полезность воспитания гедонистических предпочтений людей. В качестве примера можно привести развитие их способности получать удовольствие от горького шоколада, более богатого по вкусовым и ароматическим оттенкам, чем обычный молочный; умения распознавать вина с определенной сортовой идентификацией; обучение навыкам использования элементарных приправ, вкусовых и ароматических ингредиентов при приготовлении повседневной пищи и т. п.

Тогда возникает вопрос, а зачем и кому это, в конечном итоге, нужно? Ответ на него заключается в том, что усилия, предпринимаемые в этом направлении, делают жизнь человека более яркой и насыщенной, что позволяет ему успешно преодолевать тяжкий груз повседневности и рутины. Эмоциональное обогащение жизни делает ее как бы более продолжительной, а все мы хотим жить дольше!

Далее следует остановиться на современных взглядах на биохимические основы формирования чувства удовольствия у человека.

Согласно одной из наиболее популярных дофаминовой теории удовольствия, распространенной среди нейробиологов, во время всех процессов, которые приносят человеку удовольствие или удовлетворение, будь то вкусная еда, секс, приятные эстетические восприятия, а также успехи в любом деле, возникают электрические (быстрые) и химические (относительно медленные) сигналы, которые поступают в определенный участок мозга. Они стимулируют выброс синтезируемого и хранящегося до определенного времени в особых ячейках мозга специализированного нейромедиа-тора - дофамина. Химическая формула этого соединения показана на рисунке.

Некоторыми исследователями дофамин рассматривается как основной компонент системы вознаграждения центральной нервной системы. Его появление в свободном виде регистрируется специальными рецепторами, и это событие бу-

дет восприниматься структурами мозга как чувство удовольствия. При возникновении нарушений в процессах синтеза или высвобождения дофамина или же при блокировке дофаминовых рецепторов по каким-то причинам чувство удовлетворения ослабевает или исчезает вовсе.

Таким образом, в соответствии с дофаминовой теорией возникновение чувства удовольствия оказывается тесно связанным с активностью нейронов в центральной части переднего мозга и импульсами появления дофамина в его нейронных цепях. У людей цепи удовольствия тесно связаны со структурами мозга, которые отвечают за память, принятие и оценку решений и т. д. Трансцендентность и неоднозначная структура ощущений удовлетворения у человека возникает из целой паутины эмоций и переживаний, которые окружают центр удовольствия.

Дофаминовая теория дает возможность объяснить ряд явлений, связанных, например, с такими распространенными явлениями как систематическое переедание, приводящее к ожирению тела, и пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотическим веществам и др.

При этом полагают, что люди, склонные к ожирению, отличаются более слабыми сигналами дофамина в их нейронных цепях удовольствия, и поэтому они едят больше для того, чтобы достигнуть необходимого уровня сигнала дофамина. Таким образом, чем слабее секреция дофамина и меньше число действующих рецепторов, тем сильнее аппетит и меньше удовлетворение, получаемое от пищи. Аналогичными причинами объясняют и настойчивую тягу некоторых людей к алкоголю, никотину и наркотикам.

Ряд ученых пришли к выводу, что сводить теорию удовольствия полностью только к дофаминовым импульсам в мозге человека нельзя. Вряд ли эволюция доверила бы такую ответственную задачу как выживание живых существ и челове-

чества только одной биохимической цепи.

Помимо дофамина, были открыты и другие, подобные по своему действию, нейромедиаторы, например, такие как серотонин и нора-дреланин. Было также обнаружено возможное участие в формировании чувства удовольствия и некоторых других областей мозга. Их стимуляция при этом может происходить за счет иных классов химических соединений, например, таких как эндоканнабиоды -синтезируемые в самом организме химические аналоги наркотических веществ конопли.

Наличие этих новых центров также мало что проясняет, так как остается неясным дальнейший каскад событий после раздражения находящихся в них рецепторов.

Ряд ученых полагают, что формы материального воплощения чувства удовлетворения, получаемого человеком, которые они назвали гипотетическими нейрокорреляторами, вообще могут быть еще не открыты. По их мнению, в роли таких ней-рокорреляторов могут выступать помимо химических соединений, синтез которых происходит на основе обобщения информации, поступающей от рецепторов органов чувств, а также импульсов, поступающих от сознания или подсознания человека, еще и физические поля, реализуемые, например, в виде различного уровня поляризации мембран отдельных нейронов.

Такое обилие гипотез указывает на то, что наука в настоящее время пока далека от строгой идентификации нейрокорреляторов удовольствия, если они вообще существуют. Тем не менее, интенсивные исследования в этом направлении продолжаются.

Очень важным с позиций современного понимания теории гедонизма является то обстоятельство, что чувство удовлетворения может возникать у человека от двух принципиально разных источников.

Поводом для возникновения приятных ощущений от потребляемой пищи может, с одной стороны, выступать информация, получаемая обработкой сигналов, поступающих от рецепторов органов чувств человека. Так, в связи с красиво оформленным тортом - это зрение; приятным, ярким и гармоничным вкусом - язык; изысканным тонким ароматом - обоняние; ощущением твердой, гладкой, но не липкой поверхности шоколадной плитки -осязание; легким похрустыванием при разжевывании чипсов - слух.

Все эти источники можно объединить в одну общую группу, которую можно условно охарактеризовать как «рецепторную».

Особенностью человека является то, что его центр удовольствия может активироваться не только за счет рецепторов органов чувств, но и идеями, т. е. ментально. Так, одно из направлений нейробиоло-гии - когнитивная нейробиология - изучает способность человека получать удовольствие от абстрактных идей.

Чувство удовлетворения в этом случае может приходить от достижения человеком поставленной цели, выполнения намеченных планов, от сбывшейся мечты. Другими примерами могут служить осознанный отказ от вредных пищевых пристрастий, достижение умиротворенного состояния духа (состояния атараксии у древнегреческих философов [1]) за счет осознания правильности совершаемых поступков, строгого соблюдения конфессиональных канонов, во время молитв у верующих и т. п. Такое происхождение гедонистических ощущений можно назвать ментальным.

Идеи могут даже противостоять базовым стимулам удовольствия. Вдохновленный политическими или духовными идеями человек, даже будучи голодным, способен активировать свои центры удовольствия. Как это происходит на клеточном уровне науке пока точно не известно.

Сложность человеческого поведения заключается еще и в том, что зачастую мы не ожидаем мгновенной награды, и нам достаточно того, что мы рассчитываем получить ее в более отдаленной перспективе. Ради этого мы готовы смириться с неприятными на данный момент обстоятельствами типа изнурительных тренировок или отказа от потребления вкусных продуктов с тем, чтобы добиться в перспективе достижения более значимых для себя целей - обеспечить, например, строительство красивого стройного тела, достигнуть хорошего состояния здоровья, высокого уровня спортивных достижений и т. п.

Необходимо далее обратить внимание на тот факт, что с нейробио-логической точки зрения, как «правильные» источники чувства удовлетворения человека - занятия спортом, потребление полезной для него еды, участие в благотворительной деятельности, так и «неправильные» - потребление в больших количествах сладкой и жирной пищи, участие в азартных играх,

внебрачные связи, использование запрещенных психоактивных веществ активируют одни и те же цепи удовольствия. Таким образом, с точки зрения нейробиологии, добродетель и порок оказываются, к сожалению, неразличимыми.

Об этом говорил, например, хотя и несколько прямолинейно, известный французский романист Г. Флобер: «То, что зовется удовольствием, доставленным добрым поступком -ложь и ничем не отличается от удовольствия, доставляемого пищеварением» [5].

Тогда в развитии может возникнуть вопрос: способен ли человек при возникновении чувства удовлетворения или наслаждения определить, какой механизм внес больший вклад в его возникновение - рецепторный или ментальный? Теоретически эти два источника могли бы быть идентифицированы, например, в случае генерации отличных друг от друга химических агентов или формировании различных физических полей. Однако на каком-то конечном этапе должна была бы все равно существовать определенная структура, которая интегрировала бы поступающую в мозг информацию от «рецептор-ных» и «ментальных» источников и вырабатывала бы на этой основе единый сигнал удовольствия.

Поэтому считается, что гедонистическое чувство, получаемое человеком, в том числе от потребляемой пищи, носит синкретический, неразличимо слитный характер.

Вместе с тем вклад отмеченных ранее двух составных частей чувства удовольствия может в конкретных ситуациях существенно варьироваться. В качестве двух крайних вариантов может выступать непосредственное (т. е. рецептор-ное, чувственное) удовлетворение или же связанная с этим морально-этическая эмоциональная премия.

Вклад этой второй интеллектуальной составляющей может быть как положительным, так и отрицательным. К возникновению эмоций положительного типа может приводить сознание того, что потребление полезных для здоровья пищевых продуктов принесет успех в жизни, например, в виде высокой работоспособности, чемпионской фигуры, сексуальной привлекательности, избавления от неприятных физических и моральных последствий, связанных с ожирением и т. п.

Появление отрицательной интеллектуальной составляющей может происходить при приеме крепких

алкогольных напитков, вред которых в больших количествах давно доказан и вполне осознаваем данным индивидуумом; неоправданное в больших объемах потребление продуктов с очень высокой калорийностью (знаю, что вредно, но хочется и потому съем); осознание существующих этических запретов на пищевые продукты, съедание которых запрещается религиозными канонами вообще или в данный момент времени, например, верующим в пост и т. п.

Для отдельных людей с ярко выраженной мотивацией и сильной волей вклад второй, ментальной, составляющей гедонистического чувства может играть существенную роль.

Однако чересчур рассчитывать на этот эффект все же не стоит. Дело в том, что роль ментальных факторов в формировании общей гедонистической оценки пищевых продуктов для обычных людей за очень небольшими исключениями обычно оказывается не слишком высокой. Как отмечал английский философ Сэмюэль Батлер еще в конце XIX в. для многих людей «удовольствие, в конечном итоге - советчик более надежный, чем правота или чувство долга» [7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Новая философская энциклопедия: В 4-х т./ Ин-т философии Российской акад. наук, Национальный общественно-научный фонд. - М.: Мысль, 2010.

2. Линден, Д. Мозг и удоволь-ствия/Д. Линден // Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2012. - 288 с.

3. Бродерик, Э. Секс, игра и шоколад (удовольствия и пристрастия)/Э. Бродерик // Пер. с англ. - СПб.: Страта, 2016. - 270 с.

4. Штерман, С. В. Анализ особенностей потребительского поведения и потребительских предпочтений на рынке спортивного питания/ С. В. Штерман [и др.]. Ч. I. - Пищевая промышленность. - 2012. - № 11. - С. 68 - 70; Ч. II. - Пищевая промышленность. -2012. - № 12. - С. 68 - 71.

5. Борохов, Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове/Э. Борохов. - М.: АСТ, 2002. - 714 с.

6. Штерман, С. В. Продукты спортивного питания/С.В. Штерман. - М.: Столица, 2017. - 482 с.

7. Суета сует. Пятьсот лет английского афоризма. - М.: Руссико, газ. Труд, 1996. - 352 с.

Продолжение читайте в следующем номере.

Учет гедонистических предпочтений потребителей при проектировании продуктов питания. Часть I

Ключевые слова

нейробиология; пищевая промышленность; потребительские предпочтения; проектирование питания; психология питания; чувство удовольствия

Реферат

Продукты, выпускаемые пищевой промышленностью, и их потребительские характеристики в последние годы быстро изменяются. В связи с этим возникает необходимость анализа фундаментальных принципов, на которых базируется проектирование состава и формирование потребительских характеристик продуктов питания. В процессе эволюции в качестве источников удовольствия биологически наиболее прочно закрепленными оказались те из них, которые имеют наибольшую важность для выживания человека. Одним из них является еда. Гедонистические предпочтения людей в отношении продуктов питания играют важную роль в достижении их коммерческого успеха. В работе проанализированы основные факторы, влияющие на происхождение пищевых предпочтений потребителей и возможные способы оказания влияния на их формирование. Проведен краткий анализ существующих в настоящее время нейробиологических концепций возникновения чувства удовлетворения у человека и поиска его возможных материальных носителей. Показано, что для возникновения приятных ощущений от потребляемой пищи может, с одной стороны, использоваться информация, получаемая обработкой сигналов, поступающих от рецепторов органов чувств человека. С другой стороны, особенностью человека является то, что его центрудовольствия может активироваться еще и идеями, т. е. ментально. При этом вклад этой второй интеллектуальной составляющей может быть как положительным, так и отрицательным. В целом, гедонистическое чувство, получаемое человеком от пищи, носит синкретический, неразличимо слитный характер и, в конечном итоге, необходимо учитывать вклад в его формирование обоих указанных выше факторов.

Авторы

Штерман Сергей Валерьевич, д-р техн. наук, Сидоренко Михаил Юрьевич, д-р техн. наук ООО «ГЕОН», 142279, Московская обл., Серпуховской р-н, п. г. т. Оболенск, Оболенское ш., стр. 1; [email protected] Штерман Валерий Соломонович, канд. хим. наук, Сидоренко Юрий Ильич, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств», 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11; [email protected]

Factors of hedonistic preferences of consumers when designing food products. Part I

Key words

neurobiology; food industry; consumer preferences; food design; nutrition psychology; pleasure.

Abstracts

The products manufactured by the modern food industry and their consumer characteristics are seriously changing in last years. In this regard, there is a need to analyze the fundamental principles on which the design of food products should be based. In the process of evolution, sources of pleasure that are most important for survival of the human beings have been incorporated in their genetic code. One of the main of them is food. Hedonistic preferences of people regarding food products play an important role in achieving their commercial success. The paper analyzes the factors influencing the origin of consumers' food preferences and possible directions for influencing on their formation. A brief analysis of the currently existing neurobiological concepts of the emergence of a sense of satisfaction in man and the search for his possible material embodiment is carried out. It is shown that for the emergence of pleasant sensations from consumed food, information obtained by processing signals coming from receptors of human senses can be used. On the other hand, the peculiarity of humans is that their pleasure center can be activated by ideas as well. In this case, the contribution of this second intellectual component can be either positive or negative. In general, the hedonistic feeling received by a person from food has a syncretic, indiscernible character, and at the final stage, it is necessary to take into account the contribution of both of the mentioned above factors.

Authors

Shterman Sergey Valeryevich. Doctor of technical science, Sidorenko MichailUreyvich, Doctor of technical science,

Limited liability company «GEON», 142279, Moscow region, Serpuhov district, Obolensk urban village, Obolensk highway, 1, [email protected]; Shterman Valeriy Solomonovich, Candidate of chemical science, Sidorenko Uriy Ilich. Doctor of technical science,

Moscow state university of food manufacturing; 125080, Moscow, Volokolamskoe highway. 11, [email protected]

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГЭ ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗВИТА! И НнВЕС T.V.i-Ы

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

СИБИРСКАЯ АГРОТЕХНИЧЕСКАЯ I

¿^ЯРМАРКА

АГРО-ОМСК 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17-23 июля*

"17-18 июля - выставка для специалистов, 19-23 июля - выставка-ярмарка для всех категорий участников и посетителей

ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

в выставке специалистов АПК, индивидуальных предпринимателей и торговые компании.

ПРИЕМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ ОТКРЫТ!

ЯРКОЕ ЯРМАРОЧНОЕ СОБЫТИЕ

аллея мастеров, садоводов, медовая аллея, крестьянская усадьба, конкурсы, акции, праздничная программа

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: г. Омск, Выставочный парк, пр. Королева, 20, тел.: (3812) 40-80-09,40-80-17, www.arvd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.