УДК 330.15
УЧЕТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЮГА РОССИИ
Р.С.ПЕЙЗУЛАЕВ, преподаватель кафедры общеэкономических дисциплин E-mail: [email protected] Махачкалинский инновационный университет
В статье представлен критический анализ Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года в контексте эффективного использования энергоресурсов региона, раскрыты основные перспективы экологизации энергопотребления, а также даны замечания и предложения для эффективной реализации данной Стратегии.
Ключевые слова: устойчивое развитие, антропогенная нагрузка, энергетический потенциал региона, качество жизни, экологическая емкость
В настоящее время отчетливо проявляются признаки сдерживания темпов экономического роста вследствие истощения природных ресурсов и его воздействия на окружающую среду (например, нехватка сырья, повышение цен на сырьевые ресурсы). Поэтому основной задачей является максимальное сокращение зависимости экономического роста от потребления материалов и энергоресурсов. Оптимальным способом решения задачи снижения такой зависимости и повышения ресурсоэффектив-ности экономики может стать переход к энергосберегающей экономике, основанной на использовании возобновляемых источников энергии.
Целью данного исследования является критический анализ Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия) в контексте эффективного использования энергоресурсов региона, а также разработка замечаний и предложений для эффективной реализации данной Стратегии [5].
Общий вывод заключается в том, что в субъектах Северо-Кавказского федерального округа существенно превышен эколого-демографический аспект антропогенной нагрузки, что существенно усложняет проблему устойчивости региона. В связи с этим обосновывается ряд предложений и замечаний, которые целесообразно учитывать при доработке Стратегии.
Юг России представляет собой целостный социально-экономический регион, имеющий выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, располагающий уникальным природно-ресурсным потенциалом, квалифицированными трудовыми ресурсами и представляющий собой многоотраслевой социально-экономический комплекс, являющийся составной частью народнохозяйственного комплекса России.
В контексте устойчивого развития в сентябре 2010 г. был принят программный документ -Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. После ситуационного анализа дел в субъектах округа сформулирована главная цель Стратегии следующим образом: «...обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики... переход от политики стабилизации к политике форсированного роста. для обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа». В этой формулировке, а также в последующем тексте ключевыми являются способы, средства
и основные направления по достижению целей устойчивого, самодостаточного и безопасного развития территорий, повышение качества жизни граждан. Автор данного исследования надеется на то, что изложенные высокие цели Стратегии не постигнет участь множества других аналогичных документов. Судя, однако, по двум приложениям к тексту, где приводится перечень приоритетных инвестиционных мероприятий, такая опасность существует, поскольку все средства достижения целей устойчивого развития сведены к простым действиям экономического роста: к реконструкции старых и созданию новых предприятий. Увы, такая узкая экономическая трактовка понятия «устойчивое развитие» не только не разрешает проблемы регионов, но и усугубляет их, поскольку экономический рост вслед за ростом численности населения ведет к переэксплуатации ресурсов жизнеобеспечения, ухудшению качества среды обитания и стандартов качества жизни людей.
Следовательно, нужны иные подходы и способы достижения жизненно важных параметров устойчивого развития регионов, учитывающих неизбежность эколого-экономических и демографических компромиссов и жертв на пути к более сбалансированному и устойчивому миру. Иначе к завершению сроков Стратегии (2025 г.) мы можем прийти к грустному заключению, что «современная цивилизация не обеспечивает ни нормальных условий жизни человека, ни устойчивого существования жизни на Земле» [2].
Стратегия устойчивого развития и способы его достижения должны базироваться на иных принципах, имеющих целью приведение в соответствие растущих экономических потребностей населения с возможностями оскудевшей природы и ее ресурсов. В соответствии с этими требованиями автор данного исследования придерживается следующей формулировки: «Устойчивое развитие - повышение качества жизни людей в пределах экологической емкости среды» [1]. В этом определении явно просматривается принцип экологического императива, первичности экологических ограничений по отношению к целям экономического роста и развития. Верховенство экологических требований выражается в сочетании роста качества жизни людей с ограничениями экологической емкости среды, т.е. расчетной величины, ограничивающей допустимую антропогенную нагрузку на окружающую среду. Следует напомнить, что в понятии «экологическая емкость» интегриру-
ются два нормированных аспекта ограничений -эколого-демографический и эколого-техногенный. В совокупности они образуют антропогенную нагрузку на экосистемы, в первом случае через плотность населения, во втором - через давление техники. Устойчивое развитие стран и регионов возможно только в условиях антропогенной нагрузки, не превышающей экологической емкости среды. В субъектах Северо-Кавказского федерального округа существенно превышен эколого-демографический аспект антропогенной нагрузки, что существенно усложняет проблему устойчивости региона.
В деле депопуляции полагаться на стихийные процессы не приходится, здесь нужна продуманная и эффективная практика планирования семьи и организованной миграции населения. Соблюдение норм эколого-демографической емкости территорий способно смягчить актуальную для Российской Федерации проблему региональных конфликтов. Как показывает мировой и отечественный опыт, превышение нормированной плотности населения сопровождается накоплением груза отрицательных эмоций, политическими потрясениями и гражданскими войнами, ростом безработицы, криминала, экстремизма и терроризма, конфликтов на этнической почве и увеличением неорганизованных миграционных потоков. В этой связи представляется крайне важной и актуальной предложенная в Стратегии идея создания в Северо-Кавказском округе Агентства по трудовой миграции с частно-государственным инвестиционным фондом. Такое агентство могло бы организовать групповые потоки миграции в обезлюденные районы центральной России, оказав соответствующую финансовую поддержку не только по переезду на новое место, но и их обустройству, созданию производств и т.п.
Для правильного восприятия авторских замечаний и предложений по реализации обсуждаемой Стратегии полезно напомнить основные характеристики и параметры экологической ниши современного человека. Это необходимо для понимания реальной ситуации в обсуждаемом аспекте программы, подкрепления ее снизу базовыми потенциальными возможностями территорий, потребностями населения и необходимостью выбора наиболее эффективных ориентиров для направления инвестиций.
Вещественно-энергетические потребности современного человека неоднократно публиковались, и частично эти нормативы закреплены в документах
ООН по устойчивому развитию1. Для обобщенного описания и количественных сопоставлений разномасштабных регионов потребности человека (нормированные и фактические) принято выражать в энергетических единицах. Согласно этим данным вещественно-энергетические потребности современного человека характеризуются следующими показателями [2, 4].
Метаболическая мощность существования нормально питающегося человека составляет 130-140 Вт/чел. Это соответствует энергии 280 кг/г. зерна в калорическом выражении. Примерно столько же зернового эквивалента требуется для производства 35 кг/г. также нормированной животной продукции. В итоге нормальное потребление человеком растительной продукции для обеспечения его метаболической мощности составляет 500 кг/г. зернового эквивалента, из которых половину потребляет сам человек, вторую половину - скот.
Для удовлетворения этих (врожденных) и других потребностей человека необходим определенный минимум пространственного комфорта. Согласно этим оценкам, он складывается из 2 800 м2 пашни, 3 200 м2 пастбищ, 250 м2 селитебной площади, 750 м2 лесов и в сумме 7 000 м2/чел. В материалах ООН содержится рекомендация принять эту оценку за устойчивый стандарт. Если согласиться с этой рекомендацией, то вся эффективная территория суши (135-106 км2) может быть заселена населением численностью 20-109 чел. (!). Если же исходить из стандартов экологической емкости биосферы (1% мощности фотосинтеза = = 1 кВт), то нормированная численность населения Земли составит ~109 чел., как в начале XX в. Поэтому при рассмотрении численности и плотности населения округа авторам Стратегии следует придерживаться более строгих демографических оценок и прогнозов, а не исходить из нормированных стандартов территориального комфорта. В частности, реалистичные демографические расчеты дадут оптимальную численность по Республике Дагестан 0,8-1,2-106 чел. (против 2,9-106 чел. в настоящее время).
Тепловой комфорт человека достигается при величинах теплоотдачи тела в пределах 40-75 Вт/м2, что обеспечивается разным сочетанием в окружающей среде температуры, влажности, скорости ветра, прямого солнечного облучения мест пребывания человека.
1 Повестка дня на XXI век: принята на Конференции ООН по
устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 г.
Приведенная метаболическая мощность человека (135 Вт/чел.) представляет собой врожденную потребность. Помимо пищи человек нуждается и в других видах биопродукции: древесина, продукты рыболовства и охоты и др. Вследствие этого совокупная мощность потребления биопродукции составляет 1,14 кВт/чел. Для поддержания устойчивости окружающей среды в канал антропогенного потребления может быть переведено не более 1 ТВт энергии, или 1% годовой биопродукции (в настоящее время - более 10%). Это и есть экологический предел роста человечества в регионах, в стране и мире. По этим данным экологически нормированная численность населения Земли превышена в 7-8 раз, а в Республике Дагестан - в 2,5-3,0 раза. Вследствие такой переэксплуатации биоты нарушены фундаментальные законы функционирования биосферы (закон обратного противодействия Ле Шателье - Брауна), снижена мощность биотической регуляции окружающей среды и ее устойчивости, стремительно сокращается биоразнообразие и т.д. Помимо потребления биопродукции человек и современная цивилизация нуждаются в создании и содержании техносферы - глобальной совокупности орудий и средств общественной деятельности. Площадь суши, занятая современной техносферой, превышает 30%, а ее энергетическая мощность составляет 15-20 ТВт, что на порядок превышает экологически допустимый порог энергопотребления.
Мощность душевого потребления энергии на создание и обслуживание современных технологий составляет в среднем 3,5 кВт/чел. Однако потребление энергии в странах существенно различается от 10,5 кВт/чел. (США) до нескольких ватт на душу в развивающихся странах. По многочисленным оценкам, нормированная мощность на обслуживание техносферы составляет 1 кВт/чел. экологически чистой (возобновимой) электроэнергии. Таким образом, совокупная мощность душевого энергопотребления, нормированная относительно экологической безопасности, составит 2,5 кВт/чел.
Основу современного энергобаланса составляет топливная энергетика (90%). На гидро- и атомную энергетику приходится 10%. Экологические последствия подобного дисбаланса в пользу нево-зобновимых ресурсов многократно обсуждались и хорошо известны.
По структуре энергобаланса Республика Дагестан находится в относительно благополучном положении: на действующих гидростанциях вы-
рабатывается 97% энергии? и лишь 3% - на тепловых. Мощность действующих ГЭС Республики Дагестан составляет 2,8-106 кВт. И при нынешней численности населения (2,9-106 чел.) душевое потребление экологически чистой электроэнергии составляет 0,9-1,0 кВт/чел., что соответствует экологически нормированной удельной мощности на обслуживание современной техносферы. Если же привести численность населения к экологически допустимой норме (— 1 • 106 чел.), да еще реализовать проектируемые ГЭС мощностью 2-106 кВт, то республика может превратиться в крупного экспортера электроэнергии. Таковы высокие индивидуальные стандарты качества жизни людей, достижимые при соблюдении ограничений эколого-демографической емкости территорий [3].
В контексте изложенного станут понятны замечания автора к Стратегии и предложения по наполнению ее базы мероприятиями достижения изложенных параметров устойчивого экоразвития (на примере Республики Дагестан). Разумеется, достижение целей устойчивого развития определяется, прежде всего, энергетикой, ее структурой и качеством. Энергетика - это та отрасль производства, которая развивается невиданно быстрыми темпами. Если численность населения в условиях современного демографического взрыва удваивается за 40-50 лет, то в производстве и потреблении энергии это происходит через каждые 12-15 лет. При таком соотношении темпов роста населения и энергетики энерговооруженность лавинообразно увеличивается не только в суммарном выражении, но и в расчете на душу населения.
Одним из главных условий реализации программы социально-экономического развития является коренное расширение энергетической базы на основе широкого привлечения в энергетический баланс экономически эффективных гидроэнергетических ресурсов. Дагестан богат гидроэнергетическими ресурсами, они оцениваются в 55,17 млрд кВт-ч, что составляет около 40% потенциала рек Северного Кавказа. В настоящее время освоено около 10% гидроресурсов при очень низком потреблении электроэнергии на душу населения -1 550 кВт-ч против 5 342 кВт-ч в среднем по России. Напомним, что современное энергопотребление в округе составляет 24 млрд кВт-ч и, по инерционному сценарию развития округа в Стратегии, предусматривается достичь ее выработки к 2025 г. в 43млрд кВт-ч [1].
По степени освоения экономически эффективных гидроресурсов Дагестан, как и Россия в целом, значительно уступает экономически развитым странам. Так, освоенный гидроэнергетический потенциал для такой густонаселенной страны, как Франция, составляет 94%, для Щвеции - 89%, для Австрии -76%, Норвегии - 60%, США - 45% и т.д.
Потенциальные гидроэнергетические ресурсы по республике распределены неравномерно. Более 94% общего потенциала сосредоточено в бассейнах Сулака и Самура.
С целью более эффективного использования гидроэнергетических ресурсов была разработана программа ускоренного развития гидроэнергетики в республике. В ней предусматривается развитие гидроэнергетики в четырех основных направлениях:
- освоение экономически апробированных гидроэнергетических ресурсов в бассейне р. Сулак;
- начало освоения гидроэнергетических ресурсов второй водной артерии республики -р. Самур;
- реконструкция и расширение действующих гидроэлектростанций;
- восстановление и строительство новых средних и малых ГЭС.
Освоение гидроэнергетических ресурсов р. Сулак близится к завершению. Дальнейшие перспективы строительства здесь связаны с каскадами ГЭС на притоках р. Сулак - на Аварском Койсу, Андийском Койсу и Каракойсу. Проработки, проведенные Ленгидропроектом, подтвердили возможность строительства 8 ГЭС на Андийском Койсу дополнительно к строящейся Ирганайской ГЭС.
Для перекрытия имеющегося осенне-зимнего дефицита в электроэнергии также намечается первоочередное строительство водохранилищ сезонного регулирования на Агвалинской и Магарской ГЭС. В весенне-летнее время вода будет аккумулироваться этими водохранилищами и использоваться в осенне-зимний период, когда энергосистема из-за дефицита водных ресурсов на гидроэлектростанциях испытывает острую нехватку энергии.
Общая прогнозируемая мощность гидроэлектростанций в бассейне р. Сулак составляет 4 691 МВт с годовой выработкой 10 424 млн кВт-ч. В этой связи по-прежнему актуальной остается Программа строительства малых гидроэлектростанций в Республике Дагестан до 2010 года, разработанная ОАО «Дагэнерго» и внесенная на рассмотрение Совета Министров Республики Дагестан еще в 1994 г.
Для снижения стоимости проектирования, строительства, изготовления основного оборудования и значительного сокращения сроков сооружения малых ГЭС в энергосистеме разработана и запатентована технология типового проектирования «Прометей», основанная на строительстве ГЭС модульного типа с применением унифицированного, однотипного, многократно повторяемого в производстве гидросилового оборудования, работающего в автоматическом режиме без обслуживающего персонала.
Уже получен положительный опыт эксплуатации малых ГЭС (далее - МГЭС) по этой технологии на следующих станциях:
1) Гергебильская ГЭС мощностью 18,3 тыс. кВт;
2) Ахтынская МГЭС мощностью 1,8 тыс. кВт;
3) Бавтугайская МГЭС мощностью 600 кВт. Сравнение расчетных значений коэффициента
общей экономической эффективности с нормативным значением показывает, что при существующих условиях эксплуатации МГЭС остаются рентабельными и позволяют ежегодно экономить в среднем 30 тыс. т условного топлива. Себестоимость вырабатываемой электроэнергии не превышает средних значений для малых ГЭС в отрасли, а капиталоемкость установленного кВт мощности в три раза ниже и не превышает 300 долл. на 1 кВт.
К другим положительным факторам, определяющим актуальность строительства малых ГЭС, можно также отнести:
- незначительные (не более 2-4 лет) сроки строительства и реализации проекта в целом, обеспечивающие ускоренный ввод мощностей и быстрый возврат вложенных инвестиций;
- простоту и надежность конструкций оборудования, в первую очередь гидроагрегатов, что определяет малые затраты на обслуживание и эксплуатацию малой ГЭС;
- гибкость в эксплуатации - возможность изменения объема производимой электроэнергии в зависимости от нужд пользователей;
- экологическую «чистоту» и незначительное воздействие на окружающую среду речной долины.
Для реализации данной программы создано предприятие ООО «Энергострой ЛТД», основной деятельностью которого является проектирование, строительство и эксплуатация малых ГЭС. С активным участием этого предприятия на базе Бавту-гайской малой ГЭС создан полигон для испытаний
унифицированного оборудования малых ГЭС по технологии «Прометей».
Использование гидроэнергии имеет существенные и хорошо известные преимущества в сопоставлении с другими источниками энергии: она является возобновляемым источником, технология получения электроэнергии хорошо разработана, при выработке электроэнергии не происходит загрязнения окружающей среды; эксплуатация источника энергии довольно проста, в процессе эксплуатации не образуются отходы.
Намечаемое ускоренное использование гидроэнергетических ресурсов путем строительства за короткий срок каскадов гидроэлектростанций в горных районах со значительным увеличением генерирующих мощностей и производства дешевой электроэнергии позволит создать прочную энергетическую базу для ускоренного развития народного хозяйства республики. Вследствие этого строительство гидроэлектростанций имеет комплексное значение. Оно является основой технического и технологического преобразования народного хозяйства республики, совершенствования его структуры, территориального размещения с учетом отсталой экономики горных районов.
Создаваемая мощная энергетическая база с низкой стоимостью электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями, будет стимулировать интенсификацию промышленного производства и дальнейшее его развитие. Наряду с этим намечено создать в горных районах три крупные территориально-производственные комплекса. На основе этих баз предусматривается строительство новых промышленных предприятий по переработке местных природных ресурсов. Прежде всего, предприятия по консервированию и переработке фруктов, продукции животноводства, по производству строительных материалов и конструкций.
Производимая гидроэлектроэнергия позволит резко увеличить (по расчетам, в три раза) отпуск ее сельскому хозяйству, поднять электровооруженность и производительность труда, технически перевооружить данную сферу, перевести ее на интенсивные технологии, поднять уровень комплексной механизации трудоемких процессов, в полной мере электрифицировать стационарные процессы в растениеводстве, животноводстве и ирригации. Создаваемые водохранилища позволят привлечь в сельскохозяйственный оборот более 22 тыс. га склоновых и террасных земель в горных районах.
На голых скалистых берегах водохранилищ, где в недавнем прошлом были вырублены леса, появится растительность.
Намечаемое использование гидроэнергетических ресурсов позволит провести реконструкцию старых дорог, сооружать новые. Эти дороги надежно свяжут горную часть Дагестана с равниной и будут способствовать организации новых туристических баз и маршрутов, повышению уровня медицинского, культурного, бытового и торгового обслуживания населения.
В результате осуществления этой программы выработка электроэнергии на электростанциях республики может быть доведена до 11,8 млрд кВт.ч в год против нынешних 5 млрд кВт.ч. Как следствие этих количественных и качественных изменений, энергетическая система ОАО «Дагэнерго» станет способной в полной мере обеспечить качественной электроэнергией намечаемое в Стратегии ускорение развития народного хозяйства республики, внести весомый вклад в энергобаланс Северо-Кавказского федерального округа. Политика энергетической безопасности, как известно, является условием устойчивого развития региона, так как выполняет следующие функции:
а) регулирование и координирование развития энергетической сферы на всем ее протяжении (оценка, разведка, добыча энергоресурсов в регионе);
б) осуществление эффективной транспортно-коммуникационной политики по доставке энергоресурсов до потребителя и реализации их по адекватным ценам;
в) обеспечение экономики энергоресурсами не только для простого ее функционирования, но и с учетом внедрения новых технологий и развития научно-технического прогресса, снижения энергозатратности и применения тактики энергосбережения; обеспечение систем жизнеобеспечения населения доступной электроэнергией; сохранение от вредного воздействия природной среды;
г) проведение политики взаимовыгодного сотрудничества республик округа через систему экспорта энергоносителей и энергоресурсов, с превалированием экспорта продукции высоких переделов над простым вывозом сырья. Важнейшими условиями обеспечения национальных интересов субъектов РФ и приоритетов являются устойчивость его экономической, по-
литической, социальной и духовно-нравственной сфер, их защищенность по отношению к внешним и внутренним угрозам. Риски и угрозы энергетической безопасности России и ее регионов носят не единичный, а разрозненный, асистемный характер и включают риски, связанные:
- с внутриэкономической деятельностью, обусловленные угрозой технологического отстаивания энергетической сферы;
- с физическим и моральным старением оборудования;
- с возникновением энергодефицита;
- с невосполнимыми потерями потенциала надлежащего уровня безопасности.
Итак, потенциал гидроэнергетики одного из субъектов Северо-Кавказского федерального округа рассмотрен подробно, поскольку реализация существующих проектов по средним и малым ГЭС Республики Дагестан способна подкрепить снизу мероприятия Стратегии дешевой и экологически чистой электроэнергией, которая потянет за собой все остальные проекты, окажет содействие по направлению ожидаемых инвестиций в более разумное и эффективное русло - не в борьбу с потерями энергии в сетях, хищениями и неплатежами, а в более фундаментальные проекты.
На фоне изложенных потенциальных возможностей энергообеспечения регионов Северо-Кавказского федерального округа чрезвычайно скромно выглядят вынесенные в приложения к Стратегии конкретные мероприятия по достижению ее целей. В тексте мероприятий сказано, что «.большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, являются дефицитными по обеспечению электроэнергией. В перспективе на территории Северо-Кавказского федерального округа может возникнуть дефицит электроэнергии (потенциал роста спроса на электроэнергию составляет 2,5-3 раза), что ограничит развитие приоритетных отраслей»! [5] Справедливое утверждение. И что же предусматривается для преодоления этого дефицита и ожидаемого его роста?
В контексте изложенных возможностей развития гидроэнергетики региона странно выглядит экзотичное предложение по созданию «...дополнительных стимулов для развития альтернативной энергетики (солнечной, ветровой)». Эти и другие виды «альтернативной энергетики» - дело далекого будущего, выходящего за рамки сроков исполнения Стратегии.
Далее. В перечне инвестиционных проектов (мероприятий) на 2010-2013 гг., в разделе «Энергетика», предусматривается реконструкция Зеленчукской ГЭС-ГАЭС (Карачаево-Черкесская Республика) и Верхне-Красногорской ГЭС (Карачаево-Черкесская Республика), а также строительство нефтеперерабатывающего комплекса в Чеченской Республике (проекты 1-3).
На более отдаленную перспективу (до 2025 г.) в перечень инвестиционных мероприятий энергетического раздела вошли следующие объекты:
- завершение строительства Ирганайской ГЭС (Республика Дагестан - проект 52);
- строительство двух каскадов ГЭС на р. Аргун (Чеченская Республика) и Терек (Кабардино-Балкарская Республика - проекты 53 и 55);
- восстановление энергетических объектов Чеченской Республики (проект 54);
- строительство теплоэлектростанции в г. Грозном (проект 56).
И никаких предложений по мобилизации потенциала каскада малых и средних ГЭС на р. Сулак и Самур. «Снижение сверхнормативных потерь электроэнергии в сетях...» трудно отнести к стратегическим мероприятиям2. Это скорее соблюдение элементарных норм и правил эксплуатации сетей, регулируемых соответствующими отраслевыми документами. Аналогичные по банальности рекомендации даются и в разделе «Охрана окружающей среды»:
- мониторинг охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
- контроль за промвыбросами и отходами;
- рациональное лесопользование;
- строительство полигонов отходов и скотомогильников и т.п.
Все эти вопросы регулируются соответствую-
2 Приложение № 2 «Перечень перспективных проектов (мероприятий) по реализации стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», п. 51: распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».
щими федеральными законами. И поэтому было бы достаточно призвать граждан к соблюдению этих законов, а власти - к ужесточению контроля за их исполнением. Эти вопросы не для Стратегии.
Как видим, в тексте Стратегии до 2025 г. есть «борьба с потерями в электросетях», а вот о судьбе готовых проектов 31 средней и малой ГЭС на р. Сулак и Самур (Республика Дагестан) не сказано ни слова. Речь здесь не о региональном эгоизме, а о возможностях Республики Дагестан обеспечить не только себя, но и соседей дешевой возобновляемой и экологически чистой электроэнергией. Скорее всего, это упущение местных властей республики, не сумевших показать ее стратегические возможности в энергообеспечении субъектов округа.
В заключение следует отметить: современный мир тесен, страны взаимозависимы и перегружены беспрецедентными по масштабу проблемами сокращения ресурсов жизнеобеспечения, ухудшения качества среды и качества жизни людей. Поэтому при разработке перспективных планов и программ регионы и страны должны нести свою долю ответственности перед мировым сообществом за свои обязательства по снижению антропогенной нагрузки в интересах обеспечения параметров устойчивого эколого-экономического развития.
Список литературы
1. Ахмедова Л.Ш. Методы измерения и оценки устойчивости геосистем. Махачкала: АЛЕФ. 2008. 100 с.
2. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М: ВИНИТИ. 1995. 470 с.
3. Идзиев Г.И. Потенциал промышленного развития Юга России // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 26.
4. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М: ИД «Россия молодая». 1994. 367 с.
5. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р.
Region development strategy
ACCOUNTING REGION'S ENERGY POTENTIAL WHEN DEVISING SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE RUSSIA'S SOUTH
Rasim S. PEIZULAEV
Abstract
The article presents a critical analysis of the social and economic development strategy of the North Caucasian Federal District till 2025 in a context of effective use of the region's energy resources. The author submits general prospects of greening of power consumption. The author also offers the ways to effectively carry out the strategy mentioned above.
Keywords: sustainable development, anthropogenic load, region, energy potential, life quality, ecological capacity
References
1. Akhmedova L.Sh. Metody izmereniia i otsenki ustoichivosti geosistem [Methods of measurement and assessment of geosystems stability]. Makhachkala, ALEF Publ., 2008, 100 p.
2. Gorshkov V.G. Fizicheskie i biologicheskie os-novy ustoichivosti zhizni [Physical and biological bases of life stability]. Moscow, VINITI Publ., 1995, 470 p.
3. Idziev G.I. Potentsial promyshlennogo razvitiia Iuga Rossii [The potential of industrial development of the South of Russia]. Regional 'naia ekonomika: teoriia i praktika - Regional economics: theory and practice, 2011, no. 26.
4. Reimers N.F. Ekologiia (teoriia, zakony, pravila, printsipy i gipotezy) [Ecology (theory, laws, rules, principles and hypotheses)]. Moscow, ID Rossiia molodaia Publ., 1994, 367 p.
5. Order of the Government of the Russian Federation "Strategy of social and economic development of the North Caucasian Federal District till 2025" of September 06, 2010 № 1485-r.
Rasim S. PEIZULAEV
Makhachkala Innovation University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]