Научная статья на тему 'Энергетический потенциал устойчивого развития региона'

Энергетический потенциал устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
387
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / АНТРОПОГЕННАЯ НАГРУЗКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЕМКОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ахмедова Л. Ш., Идзиев Г. И.

В данной статье раскрываются основные перспективы экологизации энергопотребления в рамках стратегии устойчивого развития Северо-Кавказского федерального округа. Дается характеристика наиболее эффективного использования гидроэнергетических ресурсов в Дагестане. Отмечено, что оптимизация процессов вызывается беспрецедентными по масштабу проблемами сокращения ресурсов жизнеобеспечения, ухудшения качества среды и качества жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ахмедова Л. Ш., Идзиев Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетический потенциал устойчивого развития региона»

УДК 330.15

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Л. Ш. АХМЕДОВА, кандидат биологических наук, заведующая кафедрой геоэкологии E-mail: textima@mail. ru

Дагестанский государственный университет Г. И. ИДЗИЕВ,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: textima@mail. ru

Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН

В данной статье раскрываются основные перспективы экологизации энергопотребления в рамках стратегии устойчивого развития Северо-Кавказского федерального округа. Дается характеристика наиболее эффективного использования гидроэнергетических ресурсов в Дагестане. Отмечено, что оптимизация процессов вызывается беспрецедентными по масштабу проблемами сокращения ресурсов жизнеобеспечения, ухудшения качества среды и качества жизни людей.

Ключевые слова: устойчивое развитие, антропогенная нагрузка, энергетический потенциал региона, качество жизни, экологическая емкость.

Сегодня очевидно, что в XXI в. новым типом экономического роста должно стать устойчивое сбалансированное развитие, включающее разумное использование экосистем, эффективную экономику и справедливое общество. Задачи экономического и социального развития каждого региона должны быть определены с учетом устойчивого развития в соответствии с экологическим императивом.

Центральным звеном стратегии устойчивого развития является экологизация всех сфер хозяйственной деятельности человека. Для разработки концепции экологизации экономического развития требуется существенное изменение приоритетов и

целей как для всей экономики в целом, так и для ее секторов. В настоящее время необходимо выработать такие принципы и подходы к реформированию, которые обеспечивали бы динамичный рост макроэкономических показателей стран (в том числе и России, каждого субъекта Российской Федерации), прибыльное функционирование предприятий всех видов деятельности, улучшение жизненного уровня населения и его социальную защиту, а также реализацию важного фактора - сохранения благополучной природной среды [3]. Действительно, от того, насколько рационально и бережно используются природные ресурсы как естественная основа хозяйственного развития, во многом зависят эффективность общественного производства в целом, темпы экономического роста, уровень благосостояния и качество жизни населения.

Последствия воздействия человека на окружающую среду на современном этапе развития цивилизации все более влияют на экономические показатели производства. Причем этот факт свидетельствует, что экологизация экономики - это долговременная и единственно возможная программа развития.

Взаимодействие общественного производства с окружающей средой прослеживается в трех функциях природы. Во-первых, природа - это

источник естественных ресурсов для развития общественного производства. Во-вторых, природа является пространственным базисом размещения производительных сил. В процессе труда человек опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. При этом земля дает рабочему определенное место (locus standi), а производственному процессу - сферу действия. В-третьих, природа выступает как жизненная среда обитания.

Под экологизацией экономики понимается необходимость осуществления защитных мероприятий, снижающих объем антропогенного воздействия на окружающую среду, причем сре-дозащитные мероприятия не являются тормозом экономического развития, а во многих случаях имеют непосредственный экономический смысл. Отказ от их осуществления влечет за собой еще большие народнохозяйственные издержки. С учетом неизбежного характера экологических издержек единственной стратегией борьбы с их негативным влиянием должна быть минимизация их величины. Именно минимизация экологических издержек и является экономической сущностью процесса экологизации экономики.

Необходимо отметить, что понятие минимизации издержек не следует понимать как исключение определенного вида затрат, в том числе и на природоохранные мероприятия. В действительности это не так, ведь закон необходимой регламентации воздействия человека на окружающую среду должен создать комплекс жестких требований по нормированию воздействий на окружающую среду, включая и платежи за природопользование.

В настоящее время для решения проблемы экологизации производства используются в основном технические и технологические возможности. Этими средствами можно добиться некоторого улучшения состояния окружающей среды в каком-то конкретном регионе, однако их недостаточно для решения проблемы загрязнения в целом по стране. Проблема может быть решена только при комплексном анализе всей совокупности экономических и экологических процессов, который дает возможность не только совершенствовать систему мероприятий по обезвреживанию производственных отходов, но и управлять самим процессом возникновения техногенного загрязнения, его отраслевой и территориальной структурой. На современном этапе природоохранная политика неэффективна,

поскольку игнорирует более эффективные пути сохранения окружающей среды через воздействие на объем и характер производственных отходов при определении направлений структурной перестройки хозяйственной деятельности [5].

В связи с этим необходимо решение методологических проблем включения экологического аспекта в процесс совершенствования структуры экономической деятельности. Критерии структурной перестройки хозяйства наряду с экономическими интересами должны отвечать цели сохранения окружающей природной среды.

Однако экологическая составляющая является лишь необходимым, но недостаточным фактором устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию подразумевает достижение целей социальной, экономической и экологической устойчивости как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Разных исследователей, стоящих на различных позициях по отношению к устойчивому развитию, объединяет стремление разработать концептуальную систему, способную преодолеть остроту противоречий элементов отношения «человек - общество - биосфера».

Между тем достичь параметров устойчивого развития можно только при условии планирования не «социально-экономического», а эколого-эконо-мического развития стран и регионов, соблюдая естественные лимиты и пороги воздействия на окружающую среду.

Экономика представляет собой упорядоченный процесс, поддерживаемый внешним потоком энергии, использующий в основном невозобновимые ресурсы природы (топливо, металлы), которые в конечном итоге превращаются в отходы производства. Между тем для биоты не существуют понятия «ресурс» и «отходы», поскольку она находится в созданной и поддерживаемой ею в пригодном для жизни состоянии окружающей среде, перерабатывает в системе «биосинтез - разложение» только продукцию, создаваемую самой биотой. Любой дисбаланс в этой системе быстро устраняется самой же биотой: избыток биопродукции откладывается в запас (торфяники, почвенный гумус) и устраняется из оборота, а недостаток биогенного вещества восполняется за счет разложения запасов - быстрый (за десятки лет) возврат к первоначальному состоянию обеспечения путем направленного отклонения от замкнутости круговорота системы «биосинтез -разложение» огромной мощности. Этому и другим

различиям и необходимым ограничениям экономики будет посвящен анализ программы экоразвития Северо-Кавказского региона.

Юг России представляет собой целостный социально-экономический регион, имеющий выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, располагающий уникальным природно-ресурсным потенциалом и квалифицированными трудовыми ресурсами, представляющий собой многоотраслевой социально-экономический комплекс, являющийся составной частью народнохозяйственного комплекса России.

В контексте устойчивого развития в сентябре 2010 г. был принят программный документ - Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия). После ситуационного анализа дел в субъектах округа главная цель Стратегии была сформулирована следующим образом: «Обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики... переход от политики стабилизации к политике форсированного роста. для обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа». В этой формулировке (а также в последующем тексте) ключевыми являются способы, средства и основные направления по достижению целей устойчивого, самодостаточного и безопасного развития территорий, повышение качества жизни граждан.

Очень не хотелось бы, чтобы изложенные высокие цели Стратегии постигла участь множества других аналогичных документов. Судя, однако, по двум приложениям к тексту, где приводится перечень приоритетных инвестиционных мероприятий, такая опасность существует, поскольку все средства достижения целей устойчивого развития сведены к простым действиям экономического роста: реконструкции старых и созданию новых предприятий. Увы, такая узкая экономическая трактовка понятия «устойчивое развитие» не только не решает проблемы регионов, но и усугубляет их, поскольку экономический рост вслед за ростом численности населения ведет к повышенной эксплуатации ресурсов жизнеобеспечения, ухудшению качества среды обитания и стандартов качества жизни людей.

Следовательно, нужны иные подходы и способы достижения жизненно важных параметров устойчивого развития регионов, учитывающих неизбежность эколого-экономических и демогра-

фических компромиссов и жертв на пути к более сбалансированному и устойчивому миру. Иначе к концу завершения сроков Стратегии (2025 г.) можно прийти к грустному заключению, что современная цивилизация не обеспечивает ни нормальных условий жизни человека, ни устойчивого существования жизни на Земле [2].

Стратегия устойчивого развития и способы его достижения должны базироваться на иных принципах, имеющих целью привести в соответствие растущие экономические потребности населения с возможностями оскудевшей природы и ее ресурсов. В соответствии с этими требованиями следует придерживаться следующей формулировки: «Устойчивое развитие - повышение качества жизни людей в пределах экологической емкости среды» [1]. В данном определении в явном виде просматривается принцип экологического императива, первичности экологических ограничений по отношению к целям экономического роста и развития. Верховенство экологических требований выражается в сочетании роста качества жизни людей с ограничениями экологической емкости среды (расчетной величины, ограничивающей допустимую антропогенную нагрузку на окружающую среду). Напомним, что в понятии «экологическая емкость» интегрируются два нормированных аспекта ограничений: эколого-демографический и эколого-техногенный. В совокупности они образуют антропогенную нагрузку на экосистемы, причем в первом случае - через плотность населения, во втором - через давление техники.

Устойчивое развитие стран и регионов возможно только в условиях антропогенной нагрузки, не превышающей экологическую емкость среды. В субъектах Северо-Кавказского федерального округа существенно превышен эколого-демографический аспект антропогенной нагрузки, что существенно усложняет проблему устойчивости региона.

В деле депопуляции полагаться на стихийные процессы не приходится, здесь нужна продуманная и эффективная практика планирования семьи и организованной миграции населения. Соблюдение норм эколого-демографической емкости территорий способно смягчить актуальную для Российской Федерации проблему региональных конфликтов. Как показывает мировой и отечественный опыт, превышение нормированной плотности населения сопровождается накоплением груза отрицательных эмоций, политическими потрясениями и граждан-

скими войнами, ростом безработицы, криминала, экстремизма и терроризма, конфликтов на этнической почве и увеличением неорганизованных миграционных потоков. В этой связи представляется крайне важной и актуальной предложенная в Стратегии идея создания в округе Агентства по трудовой миграции с частно-государственным инвестиционным фондом. Такое агентство могло бы организовать групповые потоки миграции в обезлюденные районы центральной России, оказав соответствующую финансовую поддержку не только по переезду на новое место, но и их обустройству и созданию различных производств.

Для правильного восприятия замечаний и предложений по реализации обсуждаемой Стратегии полезно напомнить основные характеристики и параметры экологической ниши современного человека. Это необходимо для понимания реальной ситуации в обсуждаемом аспекте программы, подкрепления ее снизу базовыми потенциальными возможностями территорий, потребностями населения и выбора наиболее эффективных ориентиров для направления инвестиций.

Вещественно-энергетические потребности современного человека неоднократно публиковались и частично эти нормативы закреплены в документах ООН по устойчивому развитию («Повестка дня на XXI век»). Для обобщенного описания и количественных сопоставлений разномасштабных регионов потребности человека (нормированные и фактические) принято выражать в энергетических единицах. Согласно этим данным вещественно-энергетические потребности современного человека характеризуются следующими показателями [2, 5].

Метаболическая мощность существования нормально питающегося человека составляет 130-140 Вт/чел. Это соответствует энергии 280 кг/год зерна в калорическом выражении. Примерно столько же зернового эквивалента требуется для производства 35 кг/год также нормированной животной продукции. В итоге нормальное потребление человеком растительной продукции для обеспечения его метаболической мощности составляет 500 кг/год зернового эквивалента, из которых половину потребляет сам человек, вторую половину - скот.

Для удовлетворения этих (врожденных) и других потребностей человека необходим определенный минимум пространственного комфорта. Согласно этим оценкам он складывается из 2 800 м2 пашни, 3 200 м2 пастбищ, 250 м2 селитебной

площади, 750 м2 лесов и в сумме 7 000 м2/чел. В материалах ООН содержится рекомендация принять эту оценку за устойчивый стандарт. Если согласиться с этой рекомендацией, то вся эффективная территория суши (135 х 106 км2) может быть заселена населением численностью 20 х 109 чел. (!). Если же исходить из стандартов экологической емкости биосферы (1 % мощности фотосинтеза = 1 кВт), то нормированная численность населения Земли составит примерно 109 чел., как в начале XX в.

Поэтому при рассмотрении численности и плотности населения СКФО авторам Стратегии следует придерживаться более строгих демографических оценок и прогнозов, а не исходить из нормированных стандартов территориального комфорта. В частности, реалистичные демографические расчеты дадут оптимальную численность по Республике Дагестан (0,8 - 1,2) х 106 чел. (против 2,9 х 106 чел. в настоящее время).

Тепловой комфорт человека достигается при величинах теплоотдачи тела в пределах 40-75 Вт/м2, что обеспечивается разным сочетанием в окружающей среде температуры, влажности, скорости ветра, прямого солнечного облучения мест пребывания человека.

Приведенная выше метаболическая мощность человека (135 Вт/чел.) представляет собой врожденную потребность. Помимо пищи человек нуждается и в других видах биопродукции: в древесине, продуктах рыболовства и охоты, др. Вследствие этого совокупная мощность потребления биопродукции составляет 1,14 кВт/чел. Для поддержания устойчивости окружающей среды в канал антропогенного потребления может быть переведено не более 1 ТВт энергии, или 1 % годовой биопродукции (в настоящее время более 10 %). Это и есть экологический предел роста человечества в регионах, стране и мире в целом. По этим данным экологически нормированная численность населения Земли превышена в 7-8 раз, а в Республике Дагестан - в 2,5-3 раза.

Вследствие такой переэксплуатации биоты нарушены фундаментальные законы функционирования биосферы (закон обратного противодействия Ле Шателье-Брауна), снижена мощность биотической регуляции окружающей среды и ее устойчивости, стремительно сокращается биоразнообразие и др. Помимо потребления биопродукции человек и современная цивилизация нуждаются в создании и содержании техносферы - глобальной совокупности орудий и средств общественной деятельности.

Площадь суши, занятая современной техносферой, превышает 30 %, а ее энергетическая мощность составляет 15-20 ТВт, что на порядок превышает экологически допустимый порог энергопотребления.

Мощность душевого потребления энергии на создание и обслуживание современных технологий составляет в среднем 3,5 кВт/чел. Однако потребление энергии по странам существенно различается: от 10,5 кВт/чел. (США) до нескольких ватт на душу в развивающихся странах. По многочисленным оценкам, нормированная мощность на обслуживание техносферы составляет 1 кВт/чел. экологически чистой (возобновимой) электроэнергии. Таким образом, совокупная мощность душевого энергопотребления, нормированная относительно экологической безопасности, составит 2,5 кВт/чел.

Основу современного энергобаланса составляет топливная энергетика (90 %). На атомную и гидроэнергетику приходится 10 %. Экологические последствия подобного дисбаланса в пользу невозобновимых ресурсов многократно обсуждались мировым сообществом и хорошо известны.

По структуре энергобаланса Республика Дагестан находится в относительно благополучном положении: на действующих гидростанциях вырабатывается 97 % энергии и лишь 3 % - на тепловых. Мощность действующих ГЭС РД составляет 2,8 х 106 кВт и при нынешней численности населения (2,9 х 106 чел.) душевое потребление экологически чистой электроэнергии составляет 0,9-1,0 кВт/чел. Это соответствует экологически нормированной удельной мощности на обслуживание современной техносферы. Если же привести численность населения к экологически допустимой норме (~ 1 х 106 чел.), да еще реализовать проектируемые ГЭС мощностью 2 х 106 кВт, то республика может превратиться в крупного экспортера электроэнергии. Таковы высокие индивидуальные стандарты качества жизни людей, достижимые при соблюдении ограничений эколого-демографической емкости территорий.

В контексте изложенного станут понятны представленные замечания к Стратегии и предложения по наполнению ее базы мероприятиями достижения изложенных выше параметров устойчивого эко-развития (на примере Республики Дагестан). Разумеется, достижение целей устойчивого развития определяется прежде всего энергетикой, ее структурой и качеством. Энергетика - это та сфера производства, которая развивается невиданно быстрыми темпами. Если численность населения в условиях

современного демографического взрыва удваивается за 40-50 лет, то в производстве и потреблении энергии это происходит через каждые 12-15 лет. При таком соотношении темпов роста населения и энергетики энерговооруженность лавинообразно увеличивается не только в суммарном выражении, но и в расчете на душу населения.

Одним из главных условий реализации программы социально-экономического развития является коренное расширение энергетической базы на основе широкого привлечения в энергетический баланс экономически эффективных гидроэнергетических ресурсов. Дагестан богат гидроэнергетическими ресурсами, они оцениваются в 55,17 млрд кВт-ч, что составляет около 40 % потенциала рек Северного Кавказа. В настоящее время освоено около 10 % гидроресурсов при очень низком потреблении электроэнергии на душу населения -1 550 кВт-ч против 5 342 кВт-ч в среднем по России. Напомним, что современное энергопотребление в округе составляет 24 млрд кВт-ч, причем по инерционному сценарию развития округа в Стратегии предусматривается достичь к 2025 г. выработки электроэнергии 43 млрд кВт-ч.

По степени освоения экономически эффективных гидроресурсов Дагестан, как и Россия в целом, значительно уступает экономически развитым странам. Так, освоенный гидроэнергетический потенциал для ряда густонаселенных стран составляет, в частности: Франция - 94 %, Щвеция - 89, Австрия -76, Норвегия - 60, США - 45 %.

Потенциальные гидроэнергетические ресурсы по республике распределены неравномерно. Более 94 % общего потенциала сосредоточено в бассейнах рек Сулака и Самура.

В целях более эффективного использования гидроэнергетических ресурсов была разработана программа ускоренного развития гидроэнергетики в республике. В ней предусматривается развитие гидроэнергетики по четырем основным направлениям:

1) освоение экономически апробированных гидроэнергетических ресурсов в бассейне р. Сулак;

2) начало освоения гидроэнергетических ресурсов второй водной артерии республики р. Самур;

3) реконструкция и расширение действующих гидроэлектростанций;

4) восстановление и строительство новых средних и малых ГЭС.

Освоение гидроэнергетических ресурсов р. Су-лак близится к завершению. Дальнейшие перспективы строительства здесь связаны с каскадами ГЭС на притоках р. Сулак - Аварском Койсу, Андийском Койсу и Каракойсу. Проработки, проведенные Лен-гидропроектом, подтвердили возможность строительства 8 ГЭС на Андийском Койсу дополнительно к строящейся Ирганайской.

Для перекрытия имеющегося осенне-зимнего дефицита в электроэнергии также намечается первоочередное строительство водохранилищ сезонного регулирования на Агвалинской и Магарской ГЭС. В весенне-летнее время вода будет аккумулироваться этими водохранилищами и использоваться в осенне-зимний период, когда энергосистема из-за дефицита водных ресурсов на гидроэлектростанциях испытывает острую нехватку в энергии.

Общая прогнозируемая мощность гидроэлектростанций в бассейне р. Сулак составляет 4 691 мВт с годовой выработкой 10 424 млн кВт-ч. Поэтому актуальным в этой связи является разработанная ОАО «Дагэнерго» и утвержденная в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Дагестан от 24.01.1994 № 3р «Программа строительства малых гидроэлектростанций в Республике Дагестан до 2010 года» (увы, так и не реализованная в установленные сроки).

Для снижения стоимости проектирования, строительства, изготовления основного оборудования и значительного сокращения сроков сооружения малых ГЭС в энергосистеме разработана и запатентована технология типового проектирования «Прометей», основанная на строительстве ГЭС модульного типа с применением унифицированного, однотипного, многократно повторяемого в производстве гидросилового оборудования, работающего в автоматическом режиме без обслуживающего персонала.

Уже получен положительный опыт эксплуатации малых ГЭС по этой технологии на следующих станциях:

• Гергебильская ГЭС мощностью 18,3 тыс. кВт;

• Ахтынская МГЭС мощностью 1,8 тыс кВт;

• Бавтугайская МГЭС мощностью 600 кВт.

Сравнение расчетных значений коэффициента

общей экономической эффективности с нормативным показывает, что при существующих условиях эксплуатации МГЭС остаются рентабельными и позволяют ежегодно экономить в среднем 30 тыс. т условного топлива. Себестоимость вырабатываемой электроэнергии не превышает средних значений

для малых ГЭС, а капиталоемкость, установленная на киловатт мощности, в три раза ниже, причем не превышает 300 долл. на 1 кВт.

Среди других положительных факторов, определяющих актуальность строительства малых ГЭС, можно выделить следующие:

• незначительные (не более 2-4 лет) сроки строительства и реализации проекта в целом, обеспечивающие ускоренный ввод мощностей и быстрый возврат вложенных инвестиций;

• простота и надежность конструкций оборудования, в первую очередь гидроагрегатов, что определяет малые затраты на обслуживание и эксплуатацию малой ГЭС;

• гибкость в эксплуатации - возможность изменения объема производимой электроэнергии в зависимости от нужд пользователей;

• экологическая «чистота» и незначительное воздействие на окружающую среду речной долины.

Для реализации данной программы создано предприятие ООО «Энергострой ЛТД», основной деятельностью которого является проектирование, строительство и эксплуатация малых ГЭС. С активным участием ООО «Энергострой ЛТД» на базе Бавтугайской малой ГЭС создан полигон для испытаний унифицированного оборудования малых ГЭС по технологии «Прометей».

Использование гидроэнергии имеет существенные и хорошо известные преимущества в сопоставлении с другими источниками энергии: она является возобновляемым источником, технология получения электроэнергии хорошо разработана, при выработке электроэнергии не происходит загрязнение окружающей среды, эксплуатация источника энергии довольно проста, в процессе эксплуатации не образуются отходы.

Намечаемое ускоренное использование гидроэнергетических ресурсов путем строительства за короткий срок каскадов гидроэлектростанций в горных районах со значительным увеличением генерирующих мощностей и производства дешевой электроэнергии позволит создать прочную энергетическую базу для ускоренного развития экономики республики. Вследствие этого строительство гидроэлектростанций имеет комплексное значение. Оно является основой технического и технологического преобразования экономики республики, совершенствования его структуры, территориального размещения с учетом отсталости развития горных районов.

Создаваемая мощная энергетическая база с низкой стоимостью электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями, будет стимулировать интенсификацию промышленного производства и дальнейшее его развитие. Наряду с этим намечено создать в горных районах три крупных территориально-производственных комплекса. На основе этих баз предусматривается строительство новых промышленных предприятий по переработке местных природных ресурсов, а именно: предприятия по консервированию и переработке фруктов, продукции животноводства, по производству строительных материалов и конструкций.

Производимая гидроэлектроэнергия позволит резко увеличить (примерно в 3 раза) отпуск ее сельскому хозяйству, поднять электровооруженность и производительность труда, технически перевооружить сектор экономики, перевести его на интенсивные технологии, поднять уровень комплексной механизации трудоемких процессов, в полной мере электрифицировать стационарные процессы в растениеводстве, животноводстве и ирригации. Создаваемые водохранилища позволят привлечь в сельскохозяйственный оборот более 22 тыс. га склоновых и террасных земель в горных районах. На голых скалистых берегах водохранилищ, где в недавнем прошлом были вырублены леса, появится растительность.

Намечаемое использование гидроэнергетических ресурсов позволит провести реконструкцию старых дорог, сооружение новых. Эти дороги надежно свяжут горную часть Дагестана с равниной, будут способствовать организации новых туристических баз и маршрутов повышению уровня медицинского, культурного, бытового и торгового обслуживания населения.

В результате осуществления указанной программы выработка электроэнергии на электростанциях республики может быть доведена до 11,8 млрд кВт-ч в год против нынешних 5 млрд кВт-ч. Как следствие этих количественных и качественных изменений, энергетическая система ОАО «Дагэ-нерго» станет способной в полной мере обеспечить качественной электроэнергией намечаемое в Стратегии ускорение развития народного хозяйства республики, внести весомый вклад в энергобаланс Северо-Кавказского федерального округа. Политика энергетической безопасности, как известно, является важным условием устойчивого развития региона, ведь она выполняет следующие функции:

а) регулирование и координирование развития энергетической сферы на всем ее протяжении: оценка, разведка, добыча энергоресурсов в регионе;

б) осуществление эффективной транспортно-коммуникационной политики по доставке энергоресурсов до потребителя и реализации их по адекватным ценам;

в) социально-экономическая функция - обеспечение экономики энергоресурсами не только для простого ее функционирования, но и с учетом внедрения новых технологий и развития научно-технического прогресса, в основе которых - снижение энергозатратности, обеспечение систем жизнеобеспечения населения доступной электроэнергией, сохранение от вредного воздействия природной среды;

г) проведение политики взаимовыгодного сотрудничества республик округа через систему экспорта энергоносителей и энергоресурсов, с превалированием экспорта продукции высоких переделов над простым вывозом сырья.

Важнейшим условием обеспечения национальных интересов субъектов РФ и приоритетов является устойчивость экономической, политической, социальной и духовно-нравственной сфер, их защищенность по отношению к внешним и внутренним угрозам. Риски и угрозы энергетической безопасности России и ее регионов носят не единичный, а системный характер и включают риски, связанные:

• с внутриэкономической деятельностью, обусловленные угрозой технологического отставания энергетической сферы;

• с физическим и моральным старением оборудования;

• с возникновением энергодефицита;

• с невосполнимыми потерями потенциала надлежащего уровня безопасности. Подробный анализ потенциала гидроэнергетики одного из субъектов СКФО показывает, что реализация существующих проектов по средним и малым ГЭС РД способна подкрепить снизу мероприятия Стратегии дешевой и экологически чистой электроэнергией, которая потянет за собой все остальные проекты, окажет содействие по направлению ожидаемых инвестиций в более разумное и эффективное русло: не только в борьбу с потерями энергии в сетях, хищениями и неплатежами, но и в более фундаментальные проекты.

На фоне изложенных потенциальных возможностей энергообеспечения регионов СКФО чрезвычайно скромно выглядят вынесенные в приложения к

Стратегии конкретные мероприятия по достижению ее целей. В тексте констатируется, что «большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, являются дефицитными по обеспечению электроэнергией... В перспективе на территории Северо-Кавказского федерального округа может возникнуть дефицит электроэнергии (потенциал роста спроса на электроэнергию составляет 2,5-3 раза), что ограничит развитие приоритетных отраслей»! Справедливое утверждение. И что же предусматривается для преодоления этого дефицита и ожидаемого его роста?

В контексте изложенных возможностей развития гидроэнергетики региона крайне странно выглядит экзотичное предложение по созданию «дополнительных стимулов для развития альтернативной энергетики (солнечной, ветровой)». Эти и другие виды «альтернативной энергетики» - дело далекого будущего, выходящего за рамки сроков исполнения Стратегии.

Однако продолжим анализ дальше. В перечне инвестиционных проектов (мероприятий) на 2010-2013 гг. по разделу «энергетика» предусматривается реконструкция Зеленчукской ГЭС-ГАЭС (КЧР) и Верхне-Красногорской ГЭС (КЧР), а также строительство нефтеперерабатывающего комплекса в Чеченской Республике (проекты 1-3).

На более отдаленную перспективу (до 2025 г.) в перечень инвестиционных мероприятий по энергетическому разделу вошли следующие:

• завершение строительства Ирганайской ГЭС (РД) (проект 52);

• строительство двух каскадов ГЭС на реках Аргун (ЧР) и Терек (КБР) (проекты 53 и 55);

• восстановление энергетических объектов Чеченской Республики (проект 54);

• строительство теплоэлектростанции в г. Грозном, (проект 56).

И никаких предложений по мобилизации потенциала каскада малых и средних ГЭС на реках Сулак и Самур. П. 51 приложения 2 «Снижение сверхнормативных потерь электроэнергии в сетях.» трудно отнести к стратегическим мероприятиям. Это скорее соблюдение элементарных норм и правил эксплуатации сетей, регулируемых соответствующими отраслевыми документами. Аналогичные по банальности рекомендации даются и по разделу «Охрана окружающей среды»: мониторинг ООС и использования природных ресурсов; контроль над промышленными выбросами и отходами; рацио-

нальное лесопользование; строительство полигонов отходов и скотомогильников. Все эти вопросы регулируются соответствующими федеральными законами, поэтому было бы достаточно призвать граждан к соблюдению этих законов, а властей - к ужесточению контроля над их исполнением. Однако эти вопросы совсем не для Стратегии.

Как видно, в тексте Стратегии до 2025 г. есть «борьба с потерями в электросетях», а вот о судьбе готовых проектов 31 средней и малой ГЭС на реках Сулак и Самур (РД) не сказано ни слова. Речь здесь не о региональном эгоизме, а в показанных выше реальных возможностях Республики Дагестан обеспечить не только себя, но и соседей дешевой возобновляемой и экологически «чистой» электроэнергией. Может быть, это упущение местных властей республики, не сумевших показать стратегические возможности республики в энергообеспечении субъектов округа?

В заключение следует отметить, что современный мир тесен, страны взаимозависимы и перегружены беспрецедентными по масштабу проблемами сокращения ресурсов жизнеобеспечения, ухудшения качества среды и качества жизни людей. Поэтому при разработке перспективных планов и программ все регионы и страны должны нести долю ответственности перед мировым сообществом за свои обязательства по снижению антропогенной нагрузки в интересах обеспечения параметров устойчивого эколого-экономического развития.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ахмедова Л. Ш. Методы измерения и оценки устойчивости геосистем. Махачкала: АЛЕФ, 2008.

2. Горшков В. Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995.

3. Идзиев Г. И. Потенциал промышленного развития юга России // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 26.

4. Идзиев Г. И., Цапиева О. К. Анализ воспроизводственного потенциала республик СевероКавказского федерального округа // Проблемы современной экономики. 2012. № 2.

5. Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) . М. : Изд-во журнала «Россия молодая», 1994.

6. Хрусталёв Е. Ю. Экономический анализ и методология измерения национального оборонного потенциала России и ведущих государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.