Научная статья на тему 'Учет демографической ситуации при формировании профориентационно-валеологической компетентности будущего учителя физической культуры'

Учет демографической ситуации при формировании профориентационно-валеологической компетентности будущего учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / СТАТИСТИКА / PROFESSIONAL-ORIENTATED VALEOLOGICAL COMPETENCE / DEMOGRAPHICAL SITUATION / HEALTH / STATISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щёголь Вячеслав Иванович, Муравина Елена Вячеславовна

Статья посвящена исследованию одной из серьезных проблем современного образования – учету демографической ситуации при формировании профориентационно-валеологической компетентности будущего учителя физической культуры на фоне региональной статистики детского здоровья и лидерства России среди всех развитых стран мира по младенческой смертности. Проведенное исследование показало, что профессиональная подготовка учителя физической культуры будет более эффективной, если её цели будут адекватны уровню профориентационно-валеологической компетентности. Освещает опыт физического развития учащихся средних школ г. Тольятти № 72 и 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щёголь Вячеслав Иванович, Муравина Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING INTO CONSIDERATION OF THE DEMOGRAPHIC SITUATION AT THE FORMATION OF VOCATIONAL GUIDANCE OF VALEOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION INSTRUCTOR

This article is devoted to the research of one of the most important problems of modern education – the taking into consideration of the demographic situation at the formation of vocational guidance of valeological competence of future physical education instructor on the foundation of the regional statistics of child health and dominance of Russia at infant mortality among advanced countries. Carried out research showed that the training of physical education instructor will be more effective if its purposes are appropriate to the level of vocational guidance of valeological competence. This article deals with the experience of physical development of pupils of secondary schools №72 and №90 in Togliatti.

Текст научной работы на тему «Учет демографической ситуации при формировании профориентационно-валеологической компетентности будущего учителя физической культуры»

УДК 504:37.03

УЧЕТ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2012 В.И. Щёголь, Е.В. Муравина

Тольяттинский государственный университет

Поступила в редакцию 29.09.2011

Статья посвящена исследованию одной из серьезных проблем современного образования - учету демографической ситуации при формировании профориентационно-валеологической компетентности будущего учителя физической культуры на фоне региональной статистики детского здоровья и лидерства России среди всех развитых стран мира по младенческой смертности. Проведенное исследование показало, что профессиональная подготовка учителя физической культуры будет более эффективной, если её цели будут адекватны уровню профориентационно-валеологической компетентности. Освещает опыт физического развития учащихся средних школ г. Тольятти № 72 и 90. Ключевые слова: профориентационно-валеологическая компетентность, демографическая ситуация, здоровье, статистика

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочерёдной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Статистические данные и факты последних лет показывают, что проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных. Это обусловлено как причинами глобального масштаба (например, ухудшение экологии), так и распространившимся в обществе отношением к собственному здоровью.

По последним данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) коэффициент жизнеспособности населения в России составляет 1,4 балла по пятибалльной шкале. С 1992 по 2000 год в 65 субъектах Российской Федерации сократилась численность населения, а в 2000 году рост числа умерших отмечался в 78 субъектах. Общая динамика смертности населения характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых 80 % составляют мужчины. По данным Госкомстата РФ, уже к 2016 г численность населения в пожилом возрасте превысит численность детей и подростков на 12,8 млн. человек, или на 62 %, что значительно ускорит про-

Вячеслав Иванович Щёголь, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологического образования. E-mail: Kafedra_TO@tltsu.ru Елена Вячеславовна Муравина, аспирант кафедры технологического образования.

цесс старения нации, факты свидетельствуют: в 1994 году в России было около 40 млн. семей, семьи объединяли примерно 91 % населения страны. Необходимо отметить и такой тревожный факт: Россия лидирует среди всех развитых стран мира по младенческой смертности.

Ежедневно 1288 детей в результате распада семьи остаются без одного из родителей, 30 малышей передаются на воспитание в дом младенца (ребенка). 132 - под опеку и усыновление, 237 сбегают из дома, 952 ставятся на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, 235 садятся на скамью подсудимых. Все эти негативные явления весьма пагубно отражаются не только на соматическом (физическом) здоровье детей, но и на психическом (психологическом), духовно-нравственном и социальном его аспектах. Утрачиваются ценные традиции народной педагогики. Родители не учатся сложному искусству воспитания, в школе практически прекратила свое существование система педагогического всеобуча родителей. А между тем ответственность за воспитание детей лежит, в первую очередь, на совести родителей. К.Д.Ушинский подчеркивал - ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатляет, а глубже и тверже примера родителей. С.В.Никитина отмечает, что демографическая ситуация на территории Самарской области весьма тревожна1.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих

1 Никитина О.В. Демография и проблемы современного Российского образования // Вестник "ВУиТ", серия: экономика. 2002. № 3 . С.306.

в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми (С.В.Попов 1997; Б.А.Чумаков, 1997).

По причине возросшего процента заболеваемости в детском возрасте сегодня все больше отмечается, что задача оздоровления населения является первостепенной задачей нашего общества. С.В. Попов показывает, что если принять условно уровень здоровья за 100 %, то 20 % зависят от наследственных факторов, 20 % - от внешних условий среды, т.о. в конечном итоге от экономии, 10 % от деятельности системы здравоохранения, остальные 50 % зависят от самого человека, от его образа жизни. Данные факты позволяют прийти к выводам, что уже с раннего возраста важно воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, формировать навыки самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Укрепление здоровья детей - важнейшая государственная проблема. Статистические данные о состоянии здоровья школьников на рубеже столетий свидетельствуют о сложности проблемы:

В начальной школе здоровы 11-12 % детей; в основной - 80 % учащихся; в средней - 5 % учеников. При этом 79 % детей имеют пограничные нарушения психического здоровья. По данным института возрастной физиологии РЭО, в школу приходят около 20 % детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но к окончанию первого класса их число увеличивается до 60 - 70 % .

Малоутешительна и региональная статистика детского здоровья. 26 марта 2008 года коллегия здравоохранения Администрации Самарской области зафиксировала (процитируем подробно): «В течение последнего десятилетия состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Абсолютно здоровые дети среди новорожденных составляют всего 4 %, при поступлении в первый класс - 24,8 %, при окончании школы - 10-12 %. 70 % детей подросткового возраста имеют хронические заболевания».

Статистические данные по г. Тольятти также весьма тревожны. Статистика заболеваний детей в дошкольных учреждениях: 79,2 % - нарушение осанки, сколиоз; 61,2 % - неврологические нарушения; 39,5 % - нарушение функций сердечнососудистой системы; 85,5 % - нарушение функций желудочно-кишечного тракта; 47,7 % - дис-кинезия желчевыводящих путей; 47,5 % -нарушение функций мочевыделительной системы; 50,5 % - нарушение функций эндокринной системы; 42 % - снижение иммунной защиты.

Статистика заболеваемости детей в образовательных учреждениях г. Тольятти. 81,9 % - на-

рушение осанки, сколиоз; 58 % - неврологические нарушения; 51,8 % - нарушение функций сердечно-сосудистой системы; 33,7 % - нарушение функций дыхательной системы; 79,9 % - нарушение функций желудочно-кишечного тракта; 36„6 % - дисконезия желчевыводящих путей; 34.4 % - дисбактериоз; 51,2 % - нарушения функций мочевыделительной системы; 44,5 % - нарушения эндокринной системы; 86.8 % - снижение иммунной защиты (Информационный бюллетень общественной организации Движение -Тольятти - Здоровый город; газета "Домашний вестник" № 27(37) 08.10.03г.).

Оценивая уровень физического развития, в школе № 90 и 72 (в исследовании принимали участие учащиеся 1-11 классов средних школ г. Тольятти в 2008-2009 учебном году) получены следующие данные: низкий уровень физического развития имели 10,3% школьников, у 38,5% показатели оказались ниже среднего, средний уровень - 38,2%, выше среднего — 13,1%, а высокий — у 4,4% школьников. Характеристики состояния здоровья учащихся в школе № 90 следующие. Первичная артериальная гипотония — у 3,2% школьников, тучное телосложение имеют 11,8% , а дефицит массы тела - 17,5% школьников, низкорослость — у 1% учеников.

В школе № 72 в результате исследования был выявлен низкий уровень физического развития у 23,6% учеников, у 48% школьников функциональный класс ниже среднего, средний — 26,4%, выше среднего - 9,2%, высокий - 4,4% .

Показатели, характеризующие состояние здоровья в данной школе: первичная артериальная гипотония у 5,5% учеников, тучное телосложение — 14,7% школьников, дефицит массы тела - 17,9%, низкорослыми определены 4% школьников.

Показатели в конце эксперимента в школе № 90: школьников с низким уровнем физического развития стало меньше на 2%, с ФЗ ниже среднего - меньше на 13%, количество учеников со средним уровнем ФЗ увеличилось на 8,4%, а с уровнем физического развития выше среднего -на 5,1%, с высоким - на 1,5% школьников.

Характеристики состояния здоровья учащихся в школе № 90 стали следующими: количество школьников с первичной артериальной гипотонией уменьшилось на 1,3%, учеников с тучным телосложением стало меньше на 2,9%, а с дефицитом массы тела - меньше на 8%, низкорослость у школьников в конце эксперимента не наблюдалась.

В контрольной группе школы № 72 учеников с низким уровнем физического развития стало меньше на 2,3%, уровень ФЗ ниже среднего остался практически на прежних показателях, количество школьников со средним уровнем ФЗ

увеличилось незначительно - на 1,7%, учеников с уровнем физического развития выше среднего стало больше на 1,1%, с высоким уровнем физического развития - больше на 0,5%.

Показатели, характеризующие состояние здоровья учеников в школе № 72 - первичная артериальная гипотония, тучное телосложение, дефицит массы тела, низкорослость - значительно не изменялись, разница составляла в пределах 0,2-0,6%.

Рассматривая данные в экспериментальной и контрольной школе, можно обратить внимание на то, что в школе № 90 наблюдаются лучшие показатели физического развития, чем в школе № 72. Установлено меньшее количество школьников с низким уровнем физического развития. Ниже среднего и средний уровень физического развития также отличаются значительно. Уровень физического развития выше среднего преобладает в школе № 90. Здесь же имеется и процент учащихся с более высоким уровнем физического развития.

В конце эксперимента в экспериментальной группе наблюдается улучшение показателей уровня физического развития и отклонений в состоянии здоровья в пределах 8-13%; напротив, в контрольной группе улучшения незначительны и наблюдаются в диапазоне 1-2%.

В экспериментальной группе каждому из обследованных школьников предлагалась обработанная компьютером карта, в которой отражались многосторонняя характеристика ФЗ, уровень физического развития, показатели отклонений в состоянии здоровья, индивидуализированные физкультурно-оздоровительные рекомендации для занятий на уроках физкультуры и самостоятельных занятий в домашних условиях. Такие же документы получили классные руководители и учителя физкультуры.

Следует отметить, что родители, как правило, положительно воспринимали полученные рекомендации и идею о самостоятельных занятиях в домашних условиях. А контроль и своевременные консультации выполняли педагоги, которые выставляли оценку по физкультуре с учетом изменения уровня ФЗ, определяемого у школьников экспериментальных групп повторно в конце учебного года.

Все это свидетельствует о пользе коррекции занятий физической культуры в педагогическом процессе с целью повышения оздоровительной направленности физического воспитания.

Т.М. Батарова отмечает, что наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических факторов на рост, развитие и здоровье детей, отрицательное воздействие, оказывает и ряд педагогических (школьных) факторов.

К их числу относятся:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Интенсификация учебного процесса.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.

4. Нерациональная организация учебной деятельности.

5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления его здоровья.

6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.

7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Решение этих задач требует реализации следующих концептуальных идей:

1. Реализация основных положений Деклараций прав ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования.

2. Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями.

Актуальность исследования этой проблемы определена существенными изменениями в политической и социально-экономической жизни России и в связи с возросшей потребностью общества в формировании самостоятельной активной физически, духовно здоровой и ответственной личности будущего специалиста, повышение его конкурентоспособности на рынке труда, что требует выявления научно-педагогических основ и новых методических подходов к разработке системы профессиональной, валеологической и профори-ентационной подготовки специалистов физической культуры и спорта.

Значение проведённого исследования определяется накопившимися недостатками в профессиональной подготовке учителей физической культуры, а именно: социальным заказом общества на повышение качества подготовки учителя физической культуры; сложностью смены образовательных парадигм: «знаниевая» парадигма отечественной школы сменяется компе-тентностно - ориентированной парадигмой образования; недостаточной методической обеспеченностью учителей физической культуры; слабым владением здоровьесберегающими и здоровьеформирующими технологиями; слабым владением методикой формирования профори-ентационных и здравотворческих компетенций и понятийным аппаратом.

Проблема ориентации молодёжи на профессию средствами физической культуры связана с существованием следующих групп противоречий между: необходимостью повышения эффективности профотбора (профподбора) абитуриентов (будущих учителей физической культуры) посредством использования долговременных форм ориентации школьников на профессию учителя физической культуры и недостаточно эффективной работой педвуза и школы в этом направлении; актуальностью опережающей подготовки студентов факультета физической культуры к ориентации школьников на профессию учителя средствами физической и валеологичес-кой культуры и фактическим состоянием их готовности к выполнению данной функции; значимостью долговременного процесса формирования профориентационной и валеологической компетентности будущих учителей физической культуры и недостаточной теоретической и методической вооруженностью в этом аспекте учителей школ, а также слабой финансовой поддержкой педвузов и школ.

В исследовании данной проблемы особо значимыми были следующие задачи:

1. Посредством теоретического анализа определить профориентационную и валеологи-ческую компетентность в аспекте междисциплинарной области исследования, возникшую на стыке наук как составную часть взаимодействия доминирующих профориентационно- валеоло-гических компетенций.

2. На основе сформулированных концептуальных положений спроектировать модель и реализовать содержание процесса формирования профориентационно-валеологической компетентности будущего учителя физической культуры.

3. Спроектировать и реализовать современные технологии обучения практической педагогике в формировании профориентационных и валеологических компетенций будущего учителя физической культуры.

4. Разработать и апробировать спецкурс «Научные основы формирования профориентацион-ных и валеологических компетенций в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры» с использованием технологии обучения практической педагогике в процессе учебной, внеучебной и самообразовательной деятельности.

Категория компетенции выступает следствием нового подхода к формированию трудовых ресурсов, оно возникло из потребности адаптации человека к слишком часто меняющимся условиям и не соотносится с системой понятий дидактики. В исследовании процесса формирования профориентационных и валео-

логических компетенций мы затрагиваем многие стороны, связанные с ними, но прежде всего, - сущность, структуру и содержание понятий «компетенция», «компетентностный подход», «компетентностно-ориентированный подход», «компетентностное образование» и другие, что в совокупности представляет структурно-функциональную модель будущего учителя физической культуры.

Таким образом, понятие «профориентацион-но-валеологическая компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, правовые и другие характеристики.

Поиск путей обоснования структуры и содержания системы формирования профориента-ционной компетентности будущего специалиста физической культуры выявил необходимость использования метода моделирования. Модель -это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизведя объект исследования, способна замещать его так, что его изучение дает новую информацию об этом объекте.

Обоснование профориентационных, необходимых компетенций, выделение их перечня и структуры неразрывно связаны с содержанием образования, т.к. компетенции формируются в процессе школьного и вузовского обучения. Решение этой проблемы осуществляется при разработке содержания и структуры учебных программ (общекультурная, медико-биологическая, психолого-педагогическая и предметная подготовка), которые за последние годы были неоднократно пересмотрены.

В содержании практического и операционального компонента мы выделили комплекс обобщенных (интегративных, сквозных) психолого-педагогических, технико-технологических и профориентационно-валеологических (в том числе - двигательных) компетенций, являющихся основой педагогической технологии в воспитании школьников. Спецкурс «Научные основы формирования профориентационно-валеологических компетенций будущего учителя физической культуры в процессе профессиональной подготовки» в определённой степени призваны компенсировать имеющийся пробел в данной области.

Поскольку профориентационно-валеологи-ческая компетентность представляет собой совокупность множества компетенций, а технология творческого развития предполагает наряду со множеством разновекторных педагогических влияний и широкое использование самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности, мы считаем целесообразным включить в содержание спецкурса характеристику

доминирующих компетенций, составляющих каркас профориентационно -валеологической компетентности. Данный спецкурс рассчитан на 30 часов (20 часов лекционных и 10 часов семинарских занятий).

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Профориентационно-валеологическая компетентность выступает как одна из составляющих профессиональной компетентности педагога, представляющая собой системное личностное образование, как составная часть взаимодействия доминирующих профессиональных компетенций педагога, которые в определённой мере совпадают с предметом предстоящей метадеятельности будущего специалиста, обладающего комплексом качеств и свойств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональных функций по ориентации школьников на профессию учителя физической культуры.

2. Разработка модели профориентационно-компетентностного образования связана с переходом от общетеоретического представления о его содержании к построению предметно-образовательных программ, адекватных ситуацион-но-моделирующиму контрольно-измерительному инструментарию.

3. Современные технологии обучения студентов практической педагогике в формирова-

нии профориентационной компетентности будущего учителя физической культуры являются эффективными благодаря созданию социально-организационных и психолого-педагогических условий в процессе интеграции обществоведческой, психолого-педагогической и специальной подготовки.

4. Спецкурс «Научные основы формирования профориентационно-валеологических компетенций в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры» и внедрение его в образовательный процесс позволит повысить уровень профессионального образования и профориентационно-валеологической компетентности специалиста в сложной современной социально-экономической ситуации.

В условиях повышенных умственных и эмоциональных школьных нагрузок, экономических и бытовых трудностей целенаправленная организация физического воспитания в школе приобретает особое значение. Состояние физической культуры учащихся, и в частности, их здоровье, физическое развитие и подготовленность приобретают первостепенное значение, т. к. в значительной степени они определяют, насколько морально и физически крепким вырастет молодое поколение, что в совокупности может в значительной степени изменить демографическую ситуацию в России.

TAKING INTO CONSIDERATION OF THE DEMOGRAPHIC SITUATION AT THE FORMATION OF VOCATIONAL GUIDANCE OF VALEOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION INSTRUCTOR

© 2012 V.I. Shchyogol, E.V. Myravina

Togliatti State University

This article is devoted to the research of one of the most important problems of modern education - the taking into consideration of the demographic situation at the formation of vocational guidance of valeological competence of future physical education instructor on the foundation of the regional statistics of child health and dominance of Russia at infant mortality among advanced countries. Carried out research showed that the training of physical education instructor will be more effective if its purposes are appropriate to the level of vocational guidance of valeological competence. This article deals with the experience of physical development of pupils of secondary schools №72 and №90 in Togliatti.

Keywords: professional-orientated valeological competence, demographical situation, health, statistics

Vyatcheslav Shchyogol, Doctor of Pedagogical Science, Professor at the Technological Education Department. E-mail: Kafedra_TO@tltsu.ru

Elena Muravina, Postgraduate Student at the Technological Education Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.