Научная статья на тему 'Ученый в условиях общественных изменений (С. З. Каценбоген: между "Харибдой" научности и "Сциллой" административности)'

Ученый в условиях общественных изменений (С. З. Каценбоген: между "Харибдой" научности и "Сциллой" административности) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / УЧЕНЫЙ / АДМИНИСТРАТОР / С.З. КАЦЕНБОГЕН / НАУЧНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Покатов Дмитрий Валериевич, Аникин Леонид Сергеевич

В статье рассматривается сложная и остающаяся во многом дискуссионной проблема роли и места ученого в условиях происходящих в обществе трансформационных процессов. Изучаемая проблематика базируется на анализе научной деятельности одного из создателей вузовского социологического образования в Белоруссии и Саратовской области России, ректора Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского (1928-1932 гг.), директора Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (1932-1935 гг.) С.З. Каценбогена. Отмечается дуализм позиции ученого, в деятельности которого причудливо соединились практики научной работы и администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученый в условиях общественных изменений (С. З. Каценбоген: между "Харибдой" научности и "Сциллой" административности)»

УДК 316.378.4

Покатов Дмитрий Валериевич

доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, теории и прикладной социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского dvpokatov@gmail.com

Аникин Леонид Сергеевич

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии коммуникации и управления, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского anikinls@rambler.ru

Dmitry V. Pokatov

Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the History Department, Theory and Applied Sociology, The Saratov national research State university named after N.G. Chernyshevsky dvpokatov@gmail.com

Leonid S. Anikin

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Head of the Chair of Sociology

of Communications and Management,

The Saratov national

research State university

named after N.G. Chernyshevsky

anikinls@rambler.ru

Ученый в условиях

общественных изменений (с.з. каценбоген: между «харибдой» научности и «сциллой» административности)

A scientist under the circumstances of social change (s.z. katzenbogen: between the «charybdis» of scientific character and the «scylla» of administrative character)

Аннотация. В статье рассматривается сложная и остающаяся во многом дискуссионной проблема роли и места ученого в условиях происходящих в обществе трансформационных процессов. Изучаемая проблематика базируется на анализе научной деятельности одного из создателей вузовского социологического образования в Белоруссии и Саратовской области России, ректора Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского (1928-1932 гг.), директора Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (1932-1935 гг.) С.З. Каценбогена. Отмечается дуализм позиции ученого, в деятельности которого причудливо соединились практики научной работы и администрирования.

Ключевые слова: общество, трансформация, общественные изменения, ученый, администратор, С.З. Каценбоген, научность, админист-ративность.

Annotation. The article considers a complicated and still largely debat problem of the role and place of a scientist under the circumstances of transformation processes taking place in the society. The problems, which are being studied, are based on the analysis of the scientific activities of S.Z. Katsenbogena ,one of the creators of the sociological education at higher education institutions in Byelorussia and Saratov region of Russia, the rector of the Saratov State University after N.G. Chernyshevsky (1928-1932), director of Leningrad Pedagogical Institute after A.I. Herzen (1932-1935). Dualism of the scientists position is stressed. In his activity, practices of the scientific work and administration are whimsically connected.

Keywords: society, transformation, social changes, scientist, administrator, S.Z. Katsenbogen, scientific character, administrative character.

Продолжающиеся в российском обществе трансформационные процессы существенно изменили облик не только отдельных сфер общественной жизни, институтов, социальных общностей и групп, но и оказали значительное воздействие на отдельных социальных акторов. Не являются здесь исключением и представите-

ли научной среды. При этом не только меняется

сам статус ученого, но и представление о нем в . -

туализируется вопрос о роли и месте ученого в условиях общественных изменений, происходящих в разные годы как в российском обществе, так и за рубежом.

Происходящие в российском обществе за последние двадцать с лишним лет трансформационные процессы свидетельствуют о том, что начала рациональности, последовательного и кропотливого стремления к научной истине, служе-, ,

все менее представленными в современном обществе. Это серьезно деформирует статус ученого, для которого, по справедливому мнению американского социолога Ч.Р. Миллса, жизнь и работа, не были разделены. В связи с этим, ученость - выбор того, как жить, и одновременно это и выбор карьеры. Интеллектуальный человек, как справедливо подчеркивал ученый, постоянно совершенствует свое мастерство [1, с. 107].

, -

мационных изменений можно встретить совершенно противоположные тенденции, распространяющиеся в различных сферах жизни обще, , -

ду. При этом, деформируется сама природа общественности, её ориентация на сознательность, предсказуемость и рациональность. Здесь можно вспомнить КГ. Юнга, отмечавшего, что сознательная личность есть более или менее произвольно выбранный фрагмент коллективной психики. Само крушение сознательной установки, по его мнению, - серьезное дело, так как «означает гибель мира в миниатюре, в результате чего все возвращается в начальный хаос. ...В

действительности же падаешь обратно в коллек-

,

руководство на себя» [2, с. 215]. Распространяющиеся в обществе интересы и потребности, во многом далекие от идеалов науки, не могли не сказаться и на среде самих представителей науки и образования. Среди них нередко появлялись индивиды с предпринимательской (но не

интеллектуально-нравственной) основой, куль,

творчества и инновационной деятельности. Получил распространение феномен, названный . « », -торого заключалась в полнейшей адаптации, ориентированной на то, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личностей [3, с. 153].

Вместе с тем, даже в столь сложных условиях ряд представителей научной элиты стремился следовать идеалам служения науки, сохраняя сам смысл и предназначение ученого, совмещая это с другими сферами деятельности, в том числе и административной. Примером этого может служить известный социолог, один из создателей вузовского университетского социологического и философского образования в Белоруссии и ряде региональных вузов России (Саратовском госуниверситете имени Н.Г. Чернышев,

им. А.И. Герцена, Уральском государственном

) -

.

Хотя в последние годы и появился ряд работ, отражающих, прежде всего, жизненный путь ученого [4], многое в его деятельности, в первую

очередь, как ученого, социолога, остается ещё

.

Как следует из сохранившегося в архиве Саратовского государственного университета имени

. . . . ,

родился 10 мая 1889 года в Минске. Поступил в

,

в 1904 году по распоряжению попечителя Варшавского учебного округа за участие в забастов-[5, . 22]. 1910 -

чил гимназию в г. Гродно и поступил на экономическое отделение Киевского коммерческого института, которым руководил известный белорус-

с к и й историк М.В. Довнар-Запольский. Будучи

,

его жизненного пути, С.З. Каценбоген, проявил в себе склонность к научным исследованиям и талант журналиста. [6, с. 67]. За время учебы будущий социолог опубликовал такие одобренные институтом работы, как «Крестьянские войны в Германии» и «Хозяйственные силы Германии. К пересмотру русско-германского торгового ». 1914 -

ское отделение Киевского коммерческого института, а в 1917 году - юридический факультет Петроградского психоневрологического институ-[5]. ,

справедливому замечанию А.Н. Максимчика, не

,

первая в Российской империи кафедра социологии, которую возглавляли такие ведущие специалисты в области социологии, привлекшей внимание молодого ученого, как М.М. Ковалевский, Е.В. Де Роберти, КМ. Тахтарев [4, с. 68].

Революционные события 1917 года в России открыли новые возможности для Соломона Захаровича, имевшего два образования и не связанного со структурами власти и управления имперского режима. С 1917 по 1920 год, по признанию самого С.З. Каценбогена, он занимался

- -

тельностью, являясь в разное время заместителем заведующего отделом социального обеспечения в Бобруйске, председателем особой продовольственной комиссии Западного военного округа в Смоленске, а также заместителем нар-

[5, . 22]. -

урядные профессиональные и административные качества Соломона Захаровича делали его востребованным не только на административно-управленческом, но и на научном поприще. С

1920 года он был приглашен в Белорусский го,

профессором по кафедре социологии, а затем и проректором данного вуза, став одним из его организаторов. Одновременно (с 1921 по 1925 гг.) ученый состоял деканом факультета общественных

наук БГУ и заведовал кафедрой социологии и

,

общей марксистской социологии, по истории

, -

[5, . 22].

Проблемы генетической социологии и истории

первобытной культуры так увлекли ученого, что

,

,

, -

ский фундамент [7, с. 289]. По его просьбе Правление Белорусского государственного университета предоставило ему 4-х месячную научную командировку в Германию, где он получил возможность познакомиться с методами построения курсов социологии известных немецких социологов, этнографов и историков Г. Кунова и А. Фир-канда, и прослушать специальный курс по социологии первобытного искусства крупнейшего немецкого этнолога, основателя немецкой школы этносоциологии Р. Турнвальда. Также в числе приоритетных целей командировки значились подбор новейшей философской и социологической литературы, необходимой для научных работ и для чтения лекций, и сбор оригинального материала для разрабатываемых ученым проблем генетической социологии, прежде всего, работ по социологии первобытного искусства [5, л. 22]. Здесь можно сказать, что стремление С.З. Каценбогена к сбору необходимой для научной и педагогической деятельности литературы, в конечном итоге вылилось в то, что именно его стараниями и связями во многом комплектовался фонд университетской библиотеки Белорусского государственного университета [6, с. 70].

В ноябре 1925 года С.З. Каценбоген получает предложения занять пост декана факультета права и хозяйства и заведующего кафедрой диалектического материализма в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского. Именно здесь в наибольшей степени раскрылись черты Соломона Захаровича как незаурядного ученого, умело, на наш взгляд, совмещавшего научную деятельность с административной. С 1928 по 1932 год он являлся одновременно ректором (директором) Саратовского государственного университета.

Период руководства университетом С.З. Каценбогена, как справедливо отмечается в 1 томе «Истории Саратовского университета», изданном к 100-летнему юбилею СГУ в 2009 году, был одним из тяжелейших периодов в истории вуза, что, конечно, было не виной ректора, а скорее его бедой [8, с. 130]. Резко менялась направленность университетского образования, а вместе с ней и структура университета. Фактически новая концепция университетского образования не предусматривала занятия наукой для преподавателей и приобщения к исследованиям студен.

, -

лись в институты. Одними из первых заявили о своей самостоятельности кооперативное отделение экономического факультета, преобразованное в институт потребительской кооперации и медицинский факультет, ставший в 1930 году институтом. Затем в течение 1930-1931 гг. университет покинули факультеты хозяйства и права, и педагогический факультет [8, с. 136]. При этом педагогический факультет, включавший

физико-техническое, естественное, обществен-

23 [9, . 4], -

водства С.З. Каценбогена в университете одним .

,

,

, -

нятий и практик, часто не связанных с будущей профессией. Так, на факультете права и местного хозяйства в 1925 году ряд дисциплин (введение в советскую конституцию, организация промышленности, диалектический материализм,

.) -

лись по лабораторно-групповому методу [9, с. 29].

Однако даже в условиях глубинных трансформаций различных сфер общественной жизни ректор С.З. Каценбоген пытался сохранить как кадровый потенциал вуза, его структуру, так и способствовал активизации научно-исследова-.

р у ко в одства университетом 15 августа 1928 года в Большой физической аудитории 3 корпуса СГУ

прошло шестое заседание IV Всесоюзного съез-, -

дущие отечественные (А.Ф. Иоффе, К.А. Леонтьев и др., так и западные ученые-физики (М. Борн, Белопольский).

Сам Соломон Захарович, занимая столь важный , -

тия научной деятельностью. Именно в саратовский период им были напечатаны такие известные его труды, как «Философские и социологически основания марксизма» (1925 г.), «Марксизм и социология» (1926 г.), «Диалектический материализм и механистическое мировоззрение» (1926 г.), «Социально-политические воззрения М.А. Бакунина».

Одной из важнейших в его творчестве данного периода стала проблема места и роли социологии в системе обществознания того периода. В ряде исследований не совсем справедливо утверждалось, что С.З. Каценбоген, опираясь на идею Н.И. Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, считал, что социология представляет собой всего лишь составную часть философии [10, с. 31]. Данное утверждение, на наш взгляд, не отражает всей сложной и многогранной позиции автора по данному вопросу. С.З. Каценбоген считал социологию составной частью материалистического мировоззрения. Теория познания и диа»лектический метод,

по его мнению, есть лишь необходимые предпо-» , -

ский материализм - это основной метод марксистской социологии. Социология, по его мнению,

есть наука о зако»нах статики и динамики обще, » -

, -

,

исходные методологические посылки и закономерности, которые должны лечь в ос»нование

всех специальных социальных наук. В представ, -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жет и не должна ограничиться одним лишь обос-но»ванием метода исторического материализма. При помощи этого ме»тода марксистская социология должна установить законы соотношений между различными элементами социальной жизни, законы их статики и динамики. Марксист-

, »

абстрактного закона - о зависимости смены общественных форм от развития производитель, -

лению особых частных законов развития опре-- -

ций, законов генезиса, эволюции и исчезновения

. -, -

дельные социальные науки, должно быть реши,

[11, с. 8].

Рассмотрение вопроса о предмете и месте марксисткой социологии не было единственным направлением научных разработок ректора.

социально-политической мысли, что проявилось в опубликовании им работ, где анализировались социально-философские и политические воззрения Н.Г. Чернышевского и М.А. Бакунина.

Развиваемые в своих работах идеи С.З. Кацен-боген стремился донести до студентов, которые весьма неоднозначно воспринимали их. Так, известный историк, выпускник БГУ И. И. Улащик отмечал в своих воспоминаниях, что лекции Соломон Захарович читал так, «будто перед ним сидели не первокурсники, плохо искушенные в науках, но высокообразованное общество. Со всеми предшественниками в социологии и философии Каценбоген обходился круто: Спенсер, ,

почти полностью разрушены за одну лекцию. Через десять минут от такой лекции в голове начало все путаться, все имена, системы смешивались в одну кучу» [6, с. 71]. Будущий доцент

кафедры истории средних веков СГУ (в 1920-е - )

впоследствии: «Большое значение имел для меня на втором курсе общий предмет - исторический и диалектический материализм. Его читал ректор университета, профессор Соломон Захарович Каценбоген, величественный, солидный человек небольшого роста. Ученым он, кажется, не был, но читал хорошо и заинтересовал меня» [12, с. 129].

Как нам представляется, данное суждение достаточно категорично и не совсем соответствует реальным заслугам С.З. Каценбогена, который, даже занимая столь важный пост, сумел находить время для занятия научной деятельностью. Здесь опять нельзя не вспомнить Ч.Р. Миллса, отмечавшего, что труд ученого, его жизнь непо-

Литература:

1. Миллс Ч.Р. Интеллектуальное мастерство // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 107-114.

2. .. . . : Канон, 1996. 319 с.

3. Фромм Э. Иметь или быть? М. : Прогресс, 1990. 336 с.

4. . .

биографии и деятельности профессора С.З. Ка-

средственно связана с работой, постоянной мыслительной деятельностью, стремлением систематизировать, теоретически интерпретировать новые идеи. Как справедливо отмечал этот известный американский социолог: «ученый всегда должен помнить, что он пишет не для одного себя, а для аудитории. Он должен заинтересовать её» [1, с. 112]. Именно это, как и показано выше, и удавалось Соломону Захаровичу.

Но не только стремление к внешним эффектам направляло его действия. Как свидетельствуют источники, ему было свойственно присущее многим ученым стремление к кропотливому поиску истины, научные сомнения. Так, в его деле, хранящемся в архиве СГУ, имеется справка, в которой говорится о результатах его научной командировки в Москву, целью которой было изучение материалов для статьи о социально-философских воззрениях Н.Г. Чернышевского. Обобщая значительный пласт литературы, ученый приходит к выводу, что очень часто говорят о влиянии на взгляды HP. Чернышевсого Л. Фейербаха и Г. Гегеля, но при этом исключают . , , , дальнейшего более основательного изучения

[5, л. 54 об.].

, -

, -

ных и достаточно перспективных в жизни С.З. Каценбогена. В 1932 году он переезжает в Ленинград, где работает в Ленинградском педагогическом институте имени А.И. Герцена. С 1939 года и до смерти в 1946 году жизнь ученого была связана с Уральским государственном пе-

.

, ,

сделать вывод, что деятельность С.З. Каценбогена, разворачившаяся в сложный период развития российского общества, опровергает устоявшие штампы о роли ученого-социолога только как интерпретатора уже известных истин и мол.

изменения хотя и приводили в появлению личностей с неинтеллектуальной, временами авторитарной, либо рыночной (по определению Э. Фромма) ориентацией, но не могли уничтожить основу творческого генофонда, который во многом способствовал и будет способствовать сохранению и преумножению творческой элиты, что, несомненно, будет служить основой для дальнейшего инновационного развития россий-.

Literature:

1. Mills Ch.R. Intellectual skill // Sociological researches. 1994. № 1. P. 107-114.

2. Jung K.G. Psychology of unconscious. M. : Canon, 1996. 319 p.

3. Fromm E. To have or be? M. : Progress, 1990. 336 p.

4. Maksimchik A.N. Little-known pages of the biography and activity of professor of

ценбогена (1889-1946) // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2017. № 2. С. 65-86.; Интеллектуальная элита Белоруссии. Основоположники белорусской науки и высшего образования (1919-1941 гг.) / Под обш. ред. С.В. Абраменко. Минск: БГУ, 2017. . 76-90, -

. 2- . : - « », 2005. 220 с.

5. Архив СГУ. Д. 62. Личное дело № 4183 Соломона Захаровича Каценбогена.

6. . .

С. . -

ценбогена (1889-1946) // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2017. № 2. С. 65-86.

7. . . -//

ушвератэта. 1923. № 4/5. С. 282-304.

8. . . -тета. 1909-2009 : в 2 т. / А. И. Аврус, А А. Гапо-ненков, В.Н. Данилов. Саратов : Изд-во Сарат.

- , 2009. 296 .

9.

им. Н.Г. Чернышевского в 1925 году. Краткие сведения о состоянии и работе. Приложение к V « » // . 1925. Приложение к V т. С. 3-57.

10. Социология в Саратовском университете. 2-е . : - « », 2005.

220 .

11. . . . -ратов, 1926.

12. Ермолаев В.А. Без гнева и пристрастия : Записки историка. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2009. 564 .

C.Z. Katsenbogena (1889-1946) // Magazine of Belarusian state university. Sociology. 2017. № 2. P. 65-86.; Intellectual elite of Belarus. Founders of the Belarusian science and the higher education (1919-1941) / under a general edition of S.V. Abra-menko. Minsk: BGU, 2017. P. 76-90, Sociology at the Saratov university. 2nd prod. Saratov: Scientific Book publishing house, 2005. 220 p.

5. SGU archive. D. 62. Personal record № 4183 of Solomon Zakharovich Katsenbogen.

6. Maksimchik A.N. Little-known pages of the biography and activity of professor of C.Z. Katsenbogena (1889-1946) // Magazine of Belarusian state. university. Sociology. 2017. № 2. P. 65-86.

7. Katsenbogen S.Z. Controversial issues of a geneonomiya // Works of the Belarusian state university. 1923. № 4/5. P. 282-304.

8. Avrus A.I. History of the Saratov university. 1909-2009 : in 2 vol. / A.I. Avrus, A.A. Gaponenkov, V.N. Danilov. Saratov : Sar's publishing house un-that, 2009. 296 p.

9. Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky in 1925. Short data on a state and work. Annex to the V volume of «Scientific notes» // Scientific notes of SGU. 1925. Annex to the V t. P. 3-57.

10. Sociology at the Saratov university. 2nd prod. Saratov : Scientific Book publishing house, 2005. 220 p.

11. Katsenbogen S.Z. Marxism and sociology. Saratov, 1926.

12. Yermolaev V.A. Without anger and addiction : Notes of the historian. Saratov : Sar's publishing house un., 2009. 564 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.