Ольга
Каменева
Ценности декларируются, но отсутствуют механизмы их внедрения, реализации в реальной жизни общества.
Слово и дело
Какую систему ценностей, какую традицию необходимо пере дать нашим детям? Каким образом осуществлять воспитание на практике? Об этом говорили ученые и богословы на семинаре «Мировоззренческие ценности, объединяющие государство и Церковь в области образования» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ).
Модная «духовка»
Трудно представить себе русского человека, а тем более российского чиновника, который бы не ставил перед соотечественниками возвышенных целей. Без высшей идеи, как писал Федор Достоевский, не существуют ни государство ни нация. В Послании Федеральному Собранию РФ Президента России, в проекте нового Закона об образовании говорится о справедливости, свободе, патриотизме, семейных традициях и т.д. По новому Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) обязанностью каждой школы является принятие программы духовно-нравственного воспитания детей. «Стандарт, — отмечается в документе, — ориентирован на становление личностных характеристик выпускника». В идеале из школы должен выходить человек, «любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык; уважающий
ОЛЕГ ВЛАСОВ
свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества» и т.д.
Но как воспитывается нравственность и духовность в светском государстве, каковым по Конституции является Россия и где официально о Боге напоминает разве что гимн на слова Сергея Михалкова, — для большинства наших современников остается тайной.
Насколько ценности современного государства совпадают с христианскими, хранительницей которых является Русская Православная Церковь?
«Все желают благ, но не стоит ассоциировать евангельское блаженство со счастьем, — говорит профессор МПДА, архимандрит Платон (Игумнов). — Господь своим ученикам счастья не обещал, а, наоборот, говорил апостолам, что их ожидают скорби и трудности жизненного пути. И каждый человек, который желает следовать за Христом, должен взять свой крест: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Предполагаются самоотречение, жертвенность, служение».
Но Церковь осуждает только излишние богатства и роскошь, благословляя то, что является законным правом человека на его материальное жизнеобеспечение, на его благосостояние.
Участники семинара говорили о возможности интеграции церковных ценностей в государственные мировоззренческие, хотя и с существенными оговорками.
«Печаль в том, что под духовностью порой имеется в виду совсем не то, что мы понимаем как церковные люди. Некоторые даже называют это «духовка». «Духовка» — модная; с духовными терминами сейчас играются все: и актеры, и научные работники, и чиновники. Поэтому здесь надо быть аккуратным: если люди что-то провозглашают, это еще не значит, что у нас есть взаимопонимание», — отметил игумен Киприан (Ященко), декан педагогического факультета ПСТГУ, руководитель научного проекта «Духовно-нравственная культура и мировоззренческие парадигмы современного российского образования: история и новые тенденции».
Апофеоз свободы
Внешне устойчивая почва общечеловеческих ценностей, на которой сегодня строят новые образовательные парадигмы, на поверку оказывается довольно зыбкой. О лукавстве либеральных ценностей, пришедших на смену атеизму, говорили многие участники семинара.
«Особенность либеральной идеологии, тем более радикально-либеральной, в том, что она как идеология прячется. Так же как и прагматизм — он как философия не выявляется: всего-навсего выгода, и все. А на самом деле это дикая, примитивная философия, — считает Валерий Расторгуев, профессор кафедры философии политики и права философского факультета МГУ. — Понятие «свобода» — глубочайшее, оно является едва ли не основным в самой Библии. Но появилась
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011
\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \
какая-то группа людей, какая-то партия, которая отождествила себя со свободой, претендуя на то, что она имеет единственно верное толкование свободы, которое уже к библейскому тексту, к Священному Писанию не имеет ни малейшего отношения. Мало того, оно настолько противоположно первоначальному смыслу, что его совмещение с любым другим понятием поясняет суть этой отравы. Приложите слово «свобода» в его светском толковании к слову «любовь» в его светском толковании. Уберите это Трудовое все из контекста — и вы получите «свободную любовь»,
послушание — то есть название чудовищного порока». один из главных Архимандрит Платон (Игумнов), поясняя искон-элементов ный смысл понятия, обратился к Священному Писанию:
православного «О свободе говорит Господь в Евангелии, говорит апос-воспитания. тол Павел, и подлинная свобода, определяемая в хрис-
тианском смысле, — это есть свобода от зла, свобода от греха, свобода от страстей. «...Познаете истину, и истина сделает вас свободными... всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:32, 34) Противоположностью свободы является пленен-ность страстями, грехами.
" * . . . -Гк ! ' ! |
PHOTOXPRESS
Конечно, свобода - это такая категория, которая может по-разному интерпретироваться, и здесь есть свои тупики, подводные камни. Последние 500 лет вся жизнь общества пронизана духом стремления к свободе. Люди искали свободы национальной, политической, социальной, религиозной (пример тому — реформация) и даже свободы нравственной. Теперь многие нравственные ценности, нормы представляют собой нечто относительное. Но Церковь всегда говорила о непреложности нравственных истин, Божественного откровения. Так что апофеоз свободы может стать апофеозом бездуховности».
Иерархия — тоже ценность
Как отметил Валерий Расторгуев, мировоззрение — это не просто система ценностей как набор, а определенная их иерархия: «Любая система идеологических увещеваний напрямую паразитирует, по сути, использует те религиозные ценности, которые веками сохранялись, передавались, транслировались из поколения в поколение. Речь идет всего-навсего о небольшой коррекции ценностей — что наверху, а что внизу. Это очень важно, поскольку тем, что внизу, можно пожертвовать.
Вспоминая Великую Отечественную войну, мы вспоминаем и кресты на самолетах, которые бомбили наши города, при этом на ремнях, на бляшках немецких солдат и офицеров была надпись «Бог с нами». То есть системы идеологических воззрений могут совпадать во многом, но не совпадать в главном».
Кстати, часто цитируемое в госстандарте понятие «патриотизм», по мнению участников семинара, это не только любовь к Родине. Тем более что сегодня речь идет о неопатриотизме, от которого, по мнению Валерия Расторгуева, исходит главная угроза для сохранения нашего мироощущения и любви к Отечеству.
«Россия отделилась от русского исторического государства, от частей русского народа и существует сегодня как автономное политическое тело, — отметил докладчик, — она действительно вынуждена формировать свою версию патриотизма так, как это делают казахи, украинцы или собираются делать белорусы. И вырастает несколько поколений людей, особенно на тех территориях, где прошла русофобия, где формируется совершенно другой менталитет и люди не говорят на русском языке уже в течение нескольких поколений. Если говорить о школьных программах и стандартах, то, разумеется, надо в первую очередь помнить о том, что формирование этого искусственного патриотизма в рамках Вели-короссии, отделенной территории, где мы будем дистанцировать себя от других народов, это не патриотизм, это не любовь к Отечеству, а измена».
Договор о терминах
В самом русском языке в последнее время произошли значительные повреждения, искажения первоначального смысла отдельных слов и понятий. Например, слово «прелесть» все чаще употребляется в контексте «чего-либо приятненького» (для сравнения: толковый словарь Владимира Даля объясняет его в том числе как соблазн, совращение от злого духа, хитрость, лукавство, обман). «Догматик» в современном просторечии превратился
Вниманию организаций
в «твердолобого упрямца» (по Далю это ученый или знаток догматики, науки о вере и исповедании).
Валерий Расторгуев предложил участникам семинара создать словарь дефиниций (понятий), в который вошли бы около 200 терминов, необходимых для формулирования системы мировоззренческих ценностей. Далее речь должна идти о составлении правового тезауруса — свода тех понятий, которые можно использовать в законодательстве в однозначной, упрощенной трактовке, дабы снизить риски их двойных толкований.
Однако мало определиться с понятиями — ценности существуют только в рамках определенной деятельности. Об этом говорил доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Педагогика» Александр Данилюк. «В Советском Союзе была замечательная система ценностей, включавшая, например, моральный кодекс строителя коммунизма, прогрессивную сталинскую Конституцию, но реальность была иной. Декларировалась ценность труда на благо Отечества, на каждом предприятии висели лозунги о необходимости повышать производительность труда, но как только человек начинал лучше работать, ему срезали ставки. У нас в 1994 году на Всемирном русском народном соборе принята Система нравственных принципов и правил хозяйствования. Замечательные принципы: например, в экономике нет места коррупции и преступникам; государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников.
Ценности декларируются, но отсутствуют механизмы внедрения, их реализации в реальной жизни общества. В итоге это выглядит как насмешка, как издевательство и как возможность дальнейшей деморализации общественного сознания».
Учебник воспитания
Какие механизмы трансляции ценностей существуют в современной России? Помимо семьи это — Церковь, СМИ, образовательная система, которая, однако, и сама нуждается в духовном окормлении. «Преподавание православной культуры, сфера внеучебной деятельности, социального служения — по этим направлениям мы могли бы объединить усилия и Церкви, и светского сообщества, тем более что новыми стандартами это предусмотрено», — считает Александр Данилюк.
Однако пока взаимодействие не всегда получается. Довольно острым остается вопрос кадров для преподавания Основ религиозной культуры: православных учителей, получивших дипломы выпускников курсов Москов-
Ознакомиться с журналом и приобрести электронную версию можно по адресу: www.park.ru. Тел.: 8(495) 234-02-22. Подписаться на журнал можно через редакцию.
Оформите заявку, пришлите в редакцию для оформления счета на оплату.
Факс: 8(495) 661-01-74, 661-01-97 (отдел подписки). Также подписку можно оплатить
в любом отделении Сбербанка РФ.
Стоимость подписки на 1 мес. в г. Москве — 120 руб., в других регионах России — 140 руб.
ЗАО .Инвест Медиа., ИНН 7710404219,
КПП 773301001, р/с 40702810438040105482, Московский банк ОАО «Сбербанк России», г. Москва, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225. При оформлении через отделение Сбербанка укажите адрес получателя, начало подписного периода. Копию оплаченной квитанции пришлите по факсу: 8(495) 661-01-74, 661-01-97 (отдел подписки).
Подписка по почте оформляется по каталогам. Каталог агентства «Роспечать» — индекс 82180. Объединенный каталог «Пресса России» — индекс 44343. Каталог российской прессы «Почта России» — индекс 11381. В Москве подписку можно оформить в агентстве «Интер-почта», тел.: 8(495) 500-00-60, 580-95-80.
ПРЯМЫЕ ^ I,
инвестиции
Конкурентоспособность России на мировых рынках
ской православной духовной академии, подчас не допускают до уроков; государство по-прежнему отстаивает принцип светского образования.
В этой связи профессор, декан факультета социальных наук ПСТГУ Игорь Рязанцев рассказал об опыте католической Италии, где каждого учителя, который ведет курс религиозной культуры в школе, утверждает епископ. При этом в среднем школьном возрасте усвоение религиоведческого материала происходит через личный религиозный опыт. В России же речь идет о культурологическом предмете.
Общепринятой церковной концепции православного (не говоря уже о светском) воспитания как некоего механизма, который можно было бы транслировать в школе и семье, не существует. На это обратила внимание Светлана Дивногорцева, заведующая кафедрой
32
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (109) 2011
\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \
педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент ПСТГУ. «Нет единого учебника педагогики. У нас есть, конечно, жизненные ориентиры, они изложены в Евангелии, в творениях святых отцов, существуют некоторые идеи, теории, концепции православных педагогов, философов, но для соработничества с государством все должно быть четко аккумулировано. Тем более что в православии существует свой взгляд и на телесное воспитание, который значительно отличается от светского».
Рассказывая о деятельности кафедры педагогики, Светлана Дивногорцева выделила три основных направления. Первое — духовно-просветительское, включающее подготовку и проведение уроков Основ православной культуры, Всероссийской олимпиады по ОПК в школе, бесед, лекций, встреч со священнослужителями — детей и родителей, организацию паломнических поездок. Второе — социально-культурное (благотворительная деятельность, организация Дней славянской письменности и культуры, выставок, концертов, летнего отдыха). Третье — обучение учителей — научно-методическое направление для преподавателей, которое вклю-
к
ИТАР-ТАСС
1. Название организации
2. Адрес для доставки Индекс
Область/республика
Город,поселок
Улица
Дом | квартира | офис
Доп. информация
3. Ответственный за подписку Ф.И.О.
Тел.
4. Количество экз.
5. Начало подписки (отметьте месяц) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 месяц 2011 г.
6. КПП
7. ИНН плательщика
8. Юридический адрес
9. БИК банка плательщика
10. Банк плательщика
11. К/с банка плательщика
12. Р/с банка плательщика
чает в себя создание экспериментальных площадок, курсов повышения квалификации для педагогов, чтения, конференции, «круглые столы» и т.д.
Игумен Киприан (Ященко) полагает, что разговор о ценностях, обучение необходимо начать именно с учителей, интеллектуальной элиты, используя механизм дополнительного образования, институты повышения квалификации (в том числе для священников): «Потому что, если нет учителей, не будет и всей этой деятельности».
Экзамен для ЕГЭ
За минувшие 20 лет наша школа превратилась в систему оказания образовательных услуг, задачи воспитания и развития детей перед ней не ставили. Сегодняшние старшеклассники заняты исключительно подготовкой к сдаче ЕГЭ по трем-четырем дисциплинам, остальные предметы остаются не у дел.
Валерий Расторгуев обратил внимание аудитории на один из тестов по истории России. На вопрос «Кто был основателем России?» предлагается три варианта ответов: Ленин, Сталин, Ельцин. Третье значение, в условии контекста (было озвучено, что мы имеем 20-летнюю историю), является правильным.
«И я могу проиллюстрировать аналогичный подход практически на любом наборе тестов при поступлении в МГУ. Я, кстати, был участником одного из приемных заседаний и написал свое особое мнение: так называемые «правильные ответы» концептуально неверны. Умный человек ответит лучше ошибочно, чем так. Поэтому мы с вами как раз и занимаемся воспитанием, исправлением умов, а не тем, чтобы калечить их в угоду той или иной недекларированной, необъявленной идеологии».
По словам Валерия Расторгуева, за последние годы около 100 лучших выпускников МГУ выбрали себе стезю священства. «В сознании людей происходит совмещение светской науки и опыта научной работы с глубоким погружением в богословие, уже с той требовательностью, которая характерна для научного ума. В результате появляется новая генерация талантливых, образованных людей, которые поднимаются сегодня по иерархической лестнице в Церкви и которые окормляют в том числе тех, кто мог бы поддаться искусу преувеличения роли нашего разума как могущественной силы, способной обходиться без помощи церковной и без соборного врачевания».
* * *
Подводя итоги семинара по мировоззренческим ценностям, взаимодействию Церкви и государства в образовательной сфере, архимандрит Платон (Игумнов) отметил: «Я бы сказал, что сегодня ситуация напоминает ту, в которой находился наш известный художник Василий Суриков, когда писал картину «Боярыня Морозова». Он нарисовал дома, московскую улицу, снег, сани, народ. Но сани «стояли» на месте и не двигались. Художник над этим бился очень долго — пока не изобразил мальчишку, который бежит, так что видны его подшитые сапоги. Только после этого сани «двинулись». Так и мы: очень много рассуждаем, но важно, чтобы, как говорил один наш известный политический деятель, процесс пошел».