Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2009. Вып. 2 (13). С. 65-78
Роль биологических дисциплин в образовательном становлении личности: православный взгляд
Свящ. Олег Мумриков
Упрощенные подходы как к религиозному, так и к светскому образованию рано или поздно приводят к глубоким внутренним мировоззренческим конфликтам. Для изучения роли биологических дисциплин в образовательном становлении личности необходимо учесть возрастные особенности психологии и духовной жизни старших школьников. Автор в своей статье дает структурный анализ курса биологии в старших (Х—Х1) классах и на этой основе делает выводы: курс не только расширяет общий кругозор, но и несет огромную философско-мировоззренческую нагрузку; является базовым для целого ряда узких, специальных отраслей науки и технологии XXI в. С другой стороны, при грубо материалистическом, редукционистском подходе к преподаванию биологических дисциплин в школе рушатся и целостное мировоззрение, и всяческие этические нормы. Выход из сложившейся ситуации — построение тесных межпредметных связей с гуманитарными дисциплинами религиоведческого и культурологического профиля.
С православной точки зрения только того можно назвать образованным человеком, кто способен четко осознавать смыл и цель своего существования, находиться в гармоничных отношениях с Богом и другими людьми, с самим собой, с окружающим миром, кто умеет правильно распорядиться своей свободой, способен нести ответственность за свои поступки. Только такой человек способен, в конечном итоге, раскрыть в себе во всей полноте образ Божий, то есть стать истинно образованным1.
Одним из важнейших формирующих факторов личности христианина является целостное мировоззрение, или православная картина мира, исключающая противостояние веры и знания. Напротив, упрощенные подходы как к религиозному, так и к светскому образованию рано или поздно приводят к глубоким внутренним конфликтам именно мировоззренческого плана. Взрослеющие дети начинают относиться к библейскому тексту как к мифу-сказке или, что не менее опасно, — усваивают негативное отношение к естествознанию, что, в свою очередь, является характерной составляющей сектантского мышления2.
1 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. М.: ПСТГУ, 2004. С. 14.
2 Мумриков О., свящ. К проблеме раскрытия библейского учения о сотворении мира в учебном процессе современной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». 2008. № 1(8). С. 45-56. Электронный ресурс: http://bogoslov.ru/text/292368.htmI
Для взвешенного и объективного подхода к изучению роли биологических дисциплин в образовательном становлении личности необходимо кратко рассмотреть главные возрастные особенности как психологии, так и духовной жизни старших школьников (безусловно, помня о контексте младшей и средней ступеней).
Х—Х1 классам, т.е. последней, завершающей ступени полного среднего образования, соответствует возраст 15—17 лет. Это первый этап так называемого периода юности (15—21 год), во время которого «диалектика духовного и психофизического развития подходит к своему завершению»3. В целом данный период жизни является, с одной стороны, как бы обобщением опыта и достижений различных этапов детства, с другой, — базой для окончательного формирования личности в последующие годы, когда ее существование становится уже во всех отношениях автономным и самостоятельным.
Поэтому важнейшая особенность периода 15—17 лет — стремление найти и выявить самого себя, сформировать «Я-концепцию», эгоидентичность собственной личности. Отсюда берет начало столь присущий юности принцип искания — интерес к внутреннему субъективному миру: «для каждого юного человека это открытие нетронутых, невиданных плодоносных целин, которые ждут и требуют своей разработки»4. Само становление, самосознание личности, по прот. Василию Зеньковскому, происходит несколькими путями.
Первый путь — это расширение пространства жизни молодого человека, когда «интимный круг, каким раньше была семья, теряет свою исключительную ценность»5. Начинается постоянный поиск идеалов, образцов для подражания, личностей «с большой буквы». Идет активное увеличение количества социальных связей, возникает готовность к деятельности в обществе других людей, а иногда даже потребность в альтруизме, самоограничении в чем-то ради общего блага.
Второй путь — формирование личности через познание объективных законов окружающего мира. Простое накопление фактов, какими бы яркими они не были, уже не удовлетворяет 15—17-летнего школьника. Для него крайне важна интерпретация, упорядочивание знаний об универсуме, поиск прямых и опосредованных связей между явлениями и их трактовка на основе стройного логического мышления.
Третий путь становления личности пролегает через активное размышление, анализ собственных переживаний, сомнений, колебаний и мыслей. Это путь рефлексии (от лат. гейесШ — обращать назад, отражать). Юность — период, во время которого остро встает один из самых важнейших вопросов — вопрос о смысле жизни. Взгляды и убеждения формируются под воздействием прочитанной и проанализированной литературы, однако, так просто на веру не принимается
3 Зеньковский В. В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. С. 190.
4Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. С. 547—548.
5 Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 24.
практически ничего, здесь у молодого человека появляется острая потребность в обоснованиях и доказательствах6.
Четвертый путь — это активное творчество во всех областях человеческой деятельности, науки и искусств. Касаясь этой стороны становления личности, прот. В. Зеньковский пишет: «От юности всегда веет гениальностью, хотя бы отблесками ее, хотя бы только в отдельных ярких точках»7.
Пятый путь — это ясное осознание собственной свободы (т.е. самой глубокой нравственной основы личности), свободы принятия ответственных решений, самоопределения свободы творчества, общения, поиска, выбора, в том числе добра или зла8. На первых этапах юности ощущение собственной свободы может быть еще интуитивным, однако, овладению этим даром такое первоначальное положение вещей нисколько не мешает, тем более, что взрослея, молодые люди окончательно осознают личную свободу.
Конечно, все пять направлений развития самосознания 15—17-летних молодых людей — через социум, через универсум, через активную рефлексию и творчество, через осознание дара личной свободы при всей своей исключительной важности приведут лишь к формированию неполной, ущербной личности, если не найдет свою реализацию шестой, самый важный путь — путь Богопознания. Дело в том, что период юности — это период обостренного религиозно-мистического чувства, зачастую не сознательного, тем не менее, вполне реального. Даже при абсолютном внешнем неверии «душа все равно чуть-чуть, хотя и не всецело, напоминая раннее детство с его неповторимой непосредственностью, глядится в бесконечность Божию и ею пламенеет, ею одушевляется», — писал прот. Василий Зеньковский, подчеркивая тот факт, что, несмотря на бесконечные поиски и самые различные страстные порывы, молодые люди в этот период своего развития все же далеки от «духовного мелководья»9. Таким образом, каждый 15—17-летний школьник, начиная формироваться как личность, в той или иной степени по-своему соприкасается с бесконечным. При этом необходимо помнить и о том, что само «возрастание в вере и формирование религиозного сознания есть сложный и динамический процесс, который в своей конечной непостижимости остается тайной, совершающейся внутри человеческой личности»10.
Однако в период юности на каждом из шести вышеперечисленных путей становления личности могут возникать различные опасности, когда развитие идет не по положительному магистральному пути, а отклоняется в той или иной степени от нормы. Именно поэтому мировоззренческий аспект в становлении личностей молодых людей приобретает особую актуальность, т. к. наличие стройной, непротиворечивой внутри себя системы взглядов на окружающий мир помогает в той или иной степени успешно преодолеть практически все искушения периода юности.
6 Шестун Е., свящ. Православная педагогика. Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. С. 456.
7 Зеньковский В. В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. С. 192.
8 Там же. С. 193; Платон (Игумнов), архим. Указ. соч. С. 105—108.
9 Зеньковский В. В., прот. Указ соч. С. 192—194.
10 Платон (Игумнов), архим. Указ соч. С. 25.
Для развития личности христианина необходимо не только должное расположение чувств и направление воли, но и правильное устроение ума, которое возможно только при наличии целостного христианского взгляда на мир, христианского миросозерцания. Атеизм, материализм, грубый потребительский, утилитарный подход к окружающему миру преодолевается посредством знакомства с христианской картиной мироздания, включающей в себя и книгу природы, — то, что святые отцы называли Естественным Откровением: «Моисей в книге своей описал творение природы, чтобы о Творце свидетельствовали и природа, и Писание, — природа, когда пользуемся ею, Писание, когда читаем его. Сии два свидетеля обходят всякую страну, пребывают во все времена, они всегда перед нами, и обличают отступников, отрицающих Творца» (преп. Ефрем Сирин)11; «Итак, до того как нас создать, Творец наш составил весь этот мир ради нашего тела; произвел из ничего. Для улучшения же нравов и руководства в добродетели, чего только не сделал любящий добродетель Владыка? — Самый весь этот чувственный мир является как бы каким-то зеркалом того, что находится сверх мира, дабы через духовное созерцание сего мира, как бы по некой чудесной лествице, нам востечь к оному высшему миру» (святитель Григорий Палама)12. «Очень важно, — писала известный педагог, доктор богословия Свято-Владимирской Духовной семинарии С. С. Куломзина (1903—2000), — чтобы молодежь услышала от церковных людей компетентное и объективное изложение «законов науки» и «научного мышления»13. Активный самоанализ и рефлексия окружающего мира, прежде всего, живого, при наличии воспринятого христианского мировоззрения не только не опустошают личность, но, наоборот, приносят огромную пользу и радость, т.к. перед молодыми людьми открывается глубокий смысл существования космоса и каждого человека в нем. В такой ситуации проверка 15—17-летними школьниками своих религиозных убеждений в свете нового, более критического мышления только укрепляет веру, делает ее более крепкой и осознанной. Характерное для юности отрицание авторитетов приобретает положительную окраску, т.к. отрицаются авторитеты ложные. Нравственная распущенность и нигилизм вытесняются искренним желанием бороться со злом в любых его проявлениях внутри себя и в окружающем мире. Творчество, в т.ч. и на ниве науки, в свете христианского мировоззрения воспринимается молодыми людьми уже не как эгоистичное самовыражение, но приобретает совершенно другой смысл. Это путь раскрытия в себе образа Божия, богоподобия личности, через самоотверженное служение истине. Свобода, воспринимаемая как величайший дар, сопряженный в то же время с огромной ответственностью, уже не может быть употребляемой необдуманно и легкомысленно для мнимого самоутверждения или для удовлетворения стихийно возникающих страстей. И наконец, всевозможные искушения, возникающие на пути формирования личности посредством Богопознания, однозначно могут быть преодолены только тогда, когда присущий юности религиозный поиск направляется в нужное русло
11 Ефрем Сирин, прп. О рае // Творения. Т. 5. М.: Отчий дом, 1995. С. 270.
12 Григорий Палама, свт. Гомилия 3-я. На притчу Господню о спасенном блудном сыне // Беседы. Т. I. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 33.
13 Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М.: Мартис, 1993. С. 120.
через вдумчивое перелистывание страниц книги природы, свидетельствующей о Творце. Одновременно с этим у молодежи вырабатывается трезвый и предельно осторожный подход к самым различным проявлениям как псевдонауки, так и псевдорелигии (сайентологии, теософии, оккультизму, магии, движению New Age, различным тоталитарным сектам и т. п.).
Чтобы объективно оценить мировоззренческую нагрузку курса биологических дисциплин в старших (Х—Х1) классах общеобразовательной школы, необходимо проанализировать предлагаемые преподавателям стандартные програм-мы14 и установить, из каких структурных элементов данный курс построен.
Обычно курс состоит из Введения, в котором рассматриваются иерархические уровни организации живой материи: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биоцено-тический и, наконец, биосферный; перечисляются основные свойства живой материи:
• характерный элементарный состав (углерод, водород, азот, кислород, фосфор, сера и т. п.);
• характерный химический состав (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты);
• клеточное строение (нехарактерное, впрочем, для вирусов);
• энергозависимость и обмен веществ;
• саморегуляция и гомеостаз;
• раздражимость;
• репродукция, наследственность;
• адаптация;
• онто- и филогенез;
• целостность и дискретность одновременно.
Далее рассматривается химическая организация живого вещества, после чего предлагается изучение истории представлений о возникновении жизни на Земле. Следующий раздел посвящен цитологии — учению о клетке — элементарной живой системе, основной структурной единице растительных и животных организмов, ее функционированию, метаболизму и воспроизводству.
Далее следуют блоки, в которых изучается гаметогенез (образование половых клеток), онтогенез, в т.ч. эмбриональное развитие организма.
Очередной ступенью курса является раздел, посвященный основам генетики — науки о закономерностях наследственности и изменчивости организмов, и селекции — науки о совершенствовании существующих и выведении новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов, куда как составляющая дисциплина входит и генная инженерия.
В состав блока «Развитие органического мира» входит раздел «Происхождение человека», в котором рассматривается систематическое положение homo sapiens как биологического вида в системе животного мира, биологическое сходство и
14 Беляев Д. К. и др. Общая биология: Учебник для 10—11-х кл. М.: Просвещение, 2004; Общая биология: Программы. 10—11-е кл. М.: Вентана-Граф, 2004; Старшая школа. Естественно-научные предметы. Электронный ресурс: http://textbook.keldysh.ru/space/wh_est. htm#bio1
отличия человека от животных, природа homo sapiens как социального существа, антропогенез, дается критика социального дарвинизма и расизма.
Замыкающим разделом курса является блок, посвященный взаимоотношениям организма и среды, в котором раскрываются такие понятия, как биосфера: живая оболочка планеты, структурные элементы биосферы, круговороты атомов и веществ в природе. В последние годы этот раздел, как правило, выделяется в отдельную дисциплину. Центральное место в данном блоке занимает изучение основ экологии — науки о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания. Завершается раздел, а вместе с ним и весь курс биологии, обсуждением проблем рационального природопользования, охраны окружающей среды, устойчивого развития, вводится понятие ноосферы — «разумной оболочки Земли», части биосферы, в которой проявляется деятельность человека.
Таким образом, проведя структурный анализ данного курса, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, если курсы биологии в более младших классах (VI—IX) в основном знакомили детей с многообразием окружающего физического мира, со строением и функционированием человеческого организма, то курс биологии в старших (Х—Х1) классах не только расширяет общий кругозор, но и несет огромную философско-мировоззренческую нагрузку. Делается попытка дать определение самой сущности жизни, раскрываются фундаментальные понятия, связанные с иерархическими уровнями организации и функционирования биологических систем, осмыслением всего универсума как целого; сущностью важнейших процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости. Учащиеся знакомятся с основными биологическими теориями. Ставится вопрос о соотношениях «социального» («духовного») и «биологического» факторов, в конечном итоге, — о самой природе человека.
Во-вторых, данный курс биологических дисциплин является базовым для целого ряда узких, специальных отраслей науки и технологии XXI в., таких, как бионика, медицинская генетика, трансплантология, эмбриология, молекулярная биология, генная инженерия, психология. Следовательно, он несет в себе также и нравственную, этическую нагрузку, которую невозможно переоценить15.
Однако, поднимая целый ряд мировоззренческих и этических вопросов, стандартный курс биологических дисциплин или не дает ответа на эти животрепещущие, основополагающие вопросы, или, что случается гораздо чаще, — отвечает на них в духе крайнего редукционизма. Психология сводится к нейрофизиологии, при этом теряется реальность свободы воли, сознания и осознанного этического выбора. Биология сводится к химии, автоматически — к обесцениванию самого фундаментального понятия — жизни вообще, а значит, и к потере всякого ее смысла, в том числе и для человека16. Причины экологического кри-
15 Мумриков О. А. Биология в старших классах средней школы: мировоззренческий и этический аспекты курса // VII Образовательные Богородично-Рождественские Чтения: Сборник докладов. Обнинск: РПЦ МП, Калужская епархия, 2004. С. 106.
16 Мосс В. Православный подход к науке // Православная жизнь (Приложение к «Православной Руси»). Джорданвилль, 1995. № 8 (август). С. 13.
зиса в таком ракурсе видятся как исключительно материально-технические, а не духовно-нравственные. Фактически обесценивается, теряет всякий смысл (как случайность) даже история человечества.
Таким образом, мы подходим к парадоксальному противоречию всего курса: с одной стороны, учитывая тот факт, что далеко не все учащиеся станут специалистами — биологами или медиками, главной целью его является формирование целостного мировоззрения и четкой нравственной позиции; с другой стороны, при атеистическом, грубо материалистическом и редукционистском подходах к преподаванию биологических дисциплин в современной постсоветской школе совершенно рушатся и целостное мировоззрение, и всякие этические нормы.
Поэтому совсем не случайно то, что еще с 90-х гг., в абсолютно светской, далекой от Церкви среде, все чаще раздавались призывы, чтобы: «не снижая научности преподавания предмета, «гуманитаризировать» биологию, дополнить простое изложение фактов элементами этики и философии, чтобы в преподавание биологических дисциплин были введены, например, биоэтика или экоэтика, «рассматривающая вопросы этического отношения человека к миру природы, учащая бережному отношению к живому, формирующая такие черты характера, как альтруизм, милосердие»17.
Однако, следуя элементарной логике, необходимо отдавать себе отчет в том, что абстрактная «гуманизация» при отсутствии целостного мировоззрения никак не может порождать или хотя бы поддерживать духовность и нравственность на должном уровне, не говоря уже о воспитании и формировании самых высоких чувств любви, жертвенности, альтруизма или милосердия, без которых невозможно представить становление человека как личности.
Такую задачу может решить только преподавание на основе целостного, христианского мировоззрения. Вместе с тем, очевидно, что перегруженность богословско-философской проблематикой обеднит предмет в профильном, фактологическом аспекте (ввиду ограниченного количества отводимых учебных часов), а заодно по той же причине и обесценит уникальную мировоззренческую составляющую. Один из примеров — появление «православных учебников по биологии»18 с явной тенденцией к упрощению. Есть ли выход?
Наиболее конструктивный, разумный выход из сложившейся ситуации — синтез через построение тесных межпредметных связей с гуманитарными дисциплинами религиоведческого и культурологического профиля. При таком подходе сам фактический, образовательный материал остается неприкосновенным, а мировоззренческий аспект может быть существенно расширен за счет изучения, например, христианской догматики, гносеологии, космологии, антропологии, естественно-научной апологетики, которые вписываются в изучаемые на уроках «Основ православной культуры» (или иных подобных предметов) темы, до-
17 Павлова Т. Н. Биоэтика (дополнение к программам по биологии) // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология: Учеб. издание. ^Х! классы. М.: Просвещение, 1998. С. 277; Общая биология. Программы. 10—11-е кл. С. 3.
18 Вертьянов С. Ю. Общая биология: Учебник для 10—11-х кл. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.
полняя и углубляя знания учащихся, формируя дополнительные навыки. Здесь же вполне логично ознакомление с отдельными разделами «Основ социальной концепции РПЦ», в которых выражается позиция Церкви по актуальным вопросам медицинской деонтологии, биоэтики и экологии19. В рамках реализации наиболее продуктивных моделей диалога и интеграции (по И. Барбуру, Barbour Ian Graeme)20 может иметь место проведение соответствующих проблемных учебных конференций, круглых столов и т.п. Преподаватель же биологических дисциплин должен, как нам кажется, обращать внимание учащихся на то, что естественные науки являются важным, но все же одним из многих способов познания мира. Выделенные проблемные мировоззренческие темы после фактологического, научно-теоретического освещения требуют также глубокого изучения в рамках философско-богословского направления, чем, конечно же, неуместно и нереально заниматься на должном уровне в курсе биологических дисциплин. Потому в ближайшей перспективе особое внимание следует уделить созданию квалифицированных православных учебных пособий по профилю «богословие и наука», отвечающих трем фундаментальным критериям: соответствие контексту и духу Священного Писания; связь с вероучительной (святоотеческой) традицией Церкви; адекватность жизненной правде, постигаемой через естественные науки.
Как пример можно рассмотреть один из вариантов подхода к изложению в рамках «Основ православной культуры» или подобного предмета крайне интересного и важного с точки зрения миросозерцания и этики блока — раздела, знакомящего учащихся с природоохранной и экологической проблематикой. Обращаясь к вопросу о сущности жизни, прежде всего следует рассмотреть само понятие. Что такое жизнь — только лишь «способ существования белковых тел», «процесс воспроизводства нуклеиновых кислот», «особая форма движения материи», «сложная неравновесная система, понижающая собственную энтропию за счет повышения энтропии окружающей среды», «способ упорядочения и стабилизации геохимических круговоротов» или же это понятие включает в себя нечто большее?
Для христианской святоотеческой традиции характерно понимание феномена жизни в первую очередь как таинства, творческого замысла Бога. Сам Творец есть «сверхъживая и живоначальная Жизнь ... причина, оживительница, умножительница и разделительница всякой жизни и всякой жизнью должна быть воспеваемая, соответственно плодородию всех живых, как всевозможная и вообще Жизнь, — созерцаемая и воспеваемая, — не как нечто, нуждающееся в жизни, а как переполненное жизнью само-по-себе-живое, больше всякой жизни животворящее и сверхживущее, превышающее то, как человек может воспеть невыразимую Жизнь», — говорит Ареопагит21. И если в творческом замысле Бога все неживое
19 Основы православной культуры: Программа для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (У—Х классы). Калининград, 2002. С. 52—53.
20 Барбур И. Религия и наука: история и современность. М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. С. 89—127.
21 Дионисий Ареопагит. О Божественных именах // Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб.: Издательство Олега Обышко, 2002. С. 445.
выражает себя через форму, будет ли это структура или процесс, то все живое выражает себя через индивидуальность, будет ли это животный или растительный вид. Человек как живое существо в свою очередь выражает себя через личность, т.е. самым глубоким, оригинальным и совершенным образом22. В молитве «Царю Небесный» Дух Святый называется Устроителем, Управителем, «Хоре-гом» (в слав. переводе — «податель») жизни. Пресвятая Троица в богослужебных текстах именуется Животворящей.
Исследуя феномен жизни, мы можем только фиксировать научными методами ее материальные биологические проявления, сама же сущность остается «непостижимой», «неописуемой». По всей видимости, ситуация здесь аналогична той, когда безуспешно пытаются через рациональные естественно-научные определения исчерпывающе раскрыть понятия «материя», «пространство», «время» «энергия» или «информация». Например: «Основная задача биологии как науки состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы, исходя из научных законов... мы вынуждены признать, что не можем дать строгого определения, что же такое жизнь, и не можем сказать, как и когда она возникла. Все, что мы можем, — это перечислить и описать те признаки живой материи, которые отличают ее от неживой»23. Однако все перечисляемые обычно параметры носят лишь описательный, а не сущностный характер. Таким образом, мы встречаемся с «апофатикой тварного», выводящей за рамки естествознания в область богословия и философии.
Актуализируя сформированное ранее у старших школьников естественнонаучные представления о феномене жизни, можно органично перейти к ее рассмотрению в контексте творческого замысла, откровения Божественной тайны, а далее — к раскрытию целостного христианского осмысления биосферы. Учащиеся должны увидеть, что любой живой организм способен к имманентному действию, т.е. является одновременно причиной и целью собственной деятельности. Это качественный и ни к чему не сводимый скачок по отношению к неорганической природе. В целом все формы живого можно разделить на несколько уровней. На низшем уровне имманентное действие слагается из трех функций — питания, роста и воспроизводства. Это вегетативная стадия жизни. На следующем уровне к вегетативной жизни добавляется сенсорная деятельность, позволяющая организму более совершенно осуществлять собственную саморегуляцию. И, наконец, на высшей, третьей ступени присутствует разумное мышление и свобода, относящиеся к категориям уже духовной жизни24. Таким образом, можно вполне определенно выявить иерархичность биосферы. Об этой иерархии за много веков до появления самого термина «сфера жизни» писал святитель Григорий Нисский, сравнивая ее с трихотомией, присутствующей в «микрокосме» — человеке: «Ибо Слово учит нас этим, что в трех различиях усматривается жизненная
22 Платон (Игумнов), архим. Указ. соч. С. 109—110; Иоанн (Шаховской), архиеп. Биосфера и ноосфера // Православие и экология. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. С. 204—205.
23 Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. I. М.: Мир, 1993. С. 11.
24 Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика: Учебник. М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2001. С. 77—78.
и душевная сила. Одна сила — только растительная и питательная, подводящая то, что нужно для роста питаемого; она называется природной и усматривается в растениях.... Но кроме того есть и другой вид жизни, который включает и первый, но прибавляет к нему управляемость через чувств; он есть в природе бессловесных. Они не только питаются и растут, но имеют и чувственное действие (энергию) и восприятие. А последняя (совершенная) жизнь в теле находится в природе словесной, то есть человеческой: она и питаемая, и чувственная, и причастная слову, и управленная умом. ... Таким образом, природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков (идиом) жизни, совершает восхождение от самого малого к совершенному25. Сама «сфера жизни» в свою очередь вписывается в стройный иерархический ряд, состоящий из геосферы (включающей в себя земную кору, гидро- и атмосферу), биосферы и ноосферы — «сферы разумной творчески-пре-образующей деятельности человека»26. Так от мировоззренческого принципа иерархичности универсума и биосферы как его неотъемлемой составляющей легко перейти к важнейшему этическому принципу ответственности человека перед Богом за вверенное ему творение. Нагляднейшей и весьма убедительной иллюстрацией здесь может послужить поучительная притча Иисуса Христа о верном домоуправителе (Мф. 24:45—51; Лк. 12:42—48), где «человек представлен как назначенный господином управитель большого дома, ожидающий возвращения своего господина и обязанный дать Ему отчет в своей деятельности»27.
Православный преподаватель должен раскрыть перед учащимися прежде всего «онтологическую взаимосвязь (курсив мой. — О. М.) духовного состояния человека и состояния земной природы»28, которая блестяще была показана и осмыслена в традиции святоотеческого богословия В. Н. Лосским. Высшая в иерархическом отношении часть человека — дух должен был жить исключительно Богом, душа — духом, физическое тело — душой. Но в результате грехопадения прародителей и неправильного расположения ума, чувств и воли у современных людей «дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными... Душа, в свою очередь, становится паразитом тела — поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, ... и так обретает смерть», — писал В. Н. Лосский29. Действительно, хозяйственный и всякий иной эгоизм на личностном и государственном уровне, жаждущие немедленного удовлетворения самые разнообразные страсти по существу являются двигателем технического прогресса, губящего природную среду. «Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души», — указывается в Основах соци-
25 Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб.: АХЮМА, 1995. С. 22—25.
26 Платон (Игумнов), архим. Богословский подход к проблеме мира // Богословские труды. Юбилейный сборник «300 лет МДА». М.: Издание Московской Патриархии, 1986. С. 77.
27 Там же. С. 176.
28 Кивва К. В. Социальная экология и преображение жизненной среды России // Православие и экология. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. С. 305.
29 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 253.
альной концепции Русской Православной Церкви (Разд. 13.5). Таким образом, перед учащимися раскрывается нравственный аспект процесса взаимодействия человека и биосферы.
Однако, к этическому осмыслению экологической проблемы можно подойти и с другой стороны. В настоящее время уже никто не сомневается в необходимости целостного системного подхода при изучении «сферы жизни». Живая оболочка земли по существу является холоном, целостным органическим единством, в котором принципиально не может быть «лишних» или «ненужных» видов живых существ. Все биосферные процессы протекают согласовано и в конечном итоге прямо или опосредованно зависят друг от друга. Все это лишь подтверждает реальность существования антропного принципа Вселенной, являясь его частным случаем30. Таким образом, разрушение естественной среды обитания, премудро и гармонично устроенной Творцом для человека — венца и конечной цели мироздания (Быт. 1:26-28), становится своего рода коллективным самоубийством. Это самый тяжкий в нравственном отношении грех, в котором навсегда отвергается дар беспредельной Божественной Любви.
Наконец, завершая рассмотрение нравственных аспектов экологического кризиса, можно предложить учащимся третий взгляд на эту проблему с этической точки зрения. Согласно христианскому пониманию, универсум есть также и храм, в котором человек является священником, служащим Единому Творцу. «В основе понимания природы как храма лежит идея теоцентризма: Бог, дающий «всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25), является источником бытия. Поэтому сама жизнь в многоразличных ее проявлениях носит священный характер, являясь Божиим даром, попрание которого есть вызов, брошенный не только божественному творению, но и Самому Господу», — сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Разд. 13.4). По словам В. Н. Лосско-го, человек ответствен за мир именно потому, что он есть то слово, тот логос, в котором мир может высказываться, и «только от нас зависит — богохульствует он или молится»31. Таким образом, учащиеся смогут убедиться в том, что корень всех экологических проблем — это прежде всего нравственное нестроение человека.
Секуляризованный мир, почувствовав опасность, ищет выход из тупика собственными усилиями, пытаясь стабилизировать и упорядочить рост промышленного производства. В июле 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро была принята так называемая концепция устойчивого развития, согласно которой, «богатые страны, потребляющие львиную долю ресурсов Земли и в такой же пропорции загрязняющие ее окружающую среду, должны изменить структуру и сократить уровень потребления, изменить технологии производства в пользу более экологически чистых, поделиться технологическими и управленческими знаниями с бедными странами, закупать сырье и в бедных странах по справедливым ценам»32. Указом
30 Кураев А., диак. Размышления о I Книге Бытия // Альфа и Омега. 1995. № 1(4). С. 33.
31 Лосский В. Н. Указ. соч. С. 242.
32 Курносов А. М., проф. Концепция устойчивого развития России: мифы и реальность // Рождественские чтения-98: Сб. докладов. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1998. С. 345.
президента России от 1 апреля 1996 г. № 440 была утверждена также «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Как и первый документ, принятый в Рио-де-Жанейро, она носит скорее декларативный характер и предлагает способ излечения последствий, а не самой болезни человечества — духовно-нравственной деградации. Учащиеся должны понять, что ноосфера была бы способна преобразить все остальные иерархические уровни универсума только в том случае, если бы в средоточии ее лежала духовная жизнь во Христе.
Этот тезис, в отличие от «концепции устойчивого развития», не является лишь декларативным. Современные исследования православных экологов, проведенные в последние годы, убедительно доказывают, что гармоничная триада «население — хозяйство — ландшафт», или так называемый геотрион православного монастыря и традиционной русской усадьбы, в полной мере «может быть использован в качестве модели при проектировании экологически устойчивых социально-экономических систем»33. Напряженная духовная жизнь в русских монастырях положительно сказывалась на развитии хозяйства и в то же время буквально преображала жизненную среду на обширных пространствах, далеко за стенами обителей. Это явление аналогично обожению духа, души и тела православного подвижника в результате его духовно-нравственного роста и непрестанного богообщения. Действительно, даже крупнейшие обители, несмотря на значительные масштабы вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов, никогда не оказывали деструктивного действия на среду, а наоборот, великолепно гармонировали с окружающим ландшафтом, «вписывались» в местную экосистему. «Преподобный Бенедикт Нурсийский, основоположник западного монашества, утверждал, что лучший способ сохранения природы — это не просто защита ее от неправильных действий человека, а развертывание масштабной хозяйственно-трудовой деятельности на основе творческого взаимодействия с природой. Уставы иноческого жития, обязывавшие монахов трудиться, несли на себе печать духа овладения природой, вдохновленного второй главой книги Бытия. Люди «этого духа» основательно работали над почвами, водами, фауной, флорой и были достаточно мудрыми, чтобы не нарушить экологическое равновесие»34.
Ярким примером служит описание известным русским писателем И. Шмелевым знаменитого Валаамского монастыря в начале XX в., когда эта обитель являлась крупнейшим не только духовным, но и хозяйственным центром России: «Острый гудок катится по проливу. Отвечают ему леса и скалы. Влево, на отвесной скале, высоко — собор. На голубых куполах, без солнца кресты сверкают — червонным золотом. По высоченной скале лепятся клены, висят над фруктовым садом.»35. В. И. Чирков, большую часть жизни посвятивший исследованию экосистемы Валаама уже в советское время, когда монастырь был закрыт, и хозяйство обители пришло в запустение, приводит в своем исследовании «Сады Вала-
33 Кивва К. В. Социальная экология и преображение жизненной среды России. С. 311.
34 Платон (Игумнов), архим. Догматическое учение о творении и христианское отношение к природе // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 2. С. 70.
35 Шмелев И. С. Старый Валаам. М.; СПб.: Лествица— Диоптра, 1997. С. 13.
ама» цитаты из архивных документов XIX в. Скупые записи рассказывают о том, «с каким трудом на голых скалах создавалась насыпная почва местами саженной глубины, в состав которой входили песок, суглинок, щепной перегной»36.
Не менее удивительно гармонируют с окружающей средой другие известнейшие обители: грандиозная природно-хозяйственная система Большого Соловецкого острова; Толгский монастырь, окруженный кедровой рощей и виноградником; Оптина пустынь с ее садами; Святогорский монастырь; Тро-ице-Сергиева лавра; Святая гора Афон и многие другие. Вдохновленный этими примерами, протоиерей Глеб Каледа писал: «Наши города тоже должны быть прекрасными, вписываться в природу, иметь индивидуальный облик. Замечено, что рост детской преступности колеблется в зависимости от природно-архитектурной обстановки их проживания .... Церковь сейчас ... приступает к реставрации духовно-нравственных и экологических систем монастырских общежитий. Монастырские хозяйства могут стать, как и были в Православной Руси, образцами любовного экологически чистого хозяйствования»37.
Итак, стремительное развитие биологической науки, накопление огромного количества информации о природе и окружающем мире неизбежно вызывает необходимость соответствующего философского ее осмысления и анализа. Именно такого глубокого мировоззренческого осмысления, а не простого обзора эмпирических наблюдений и фактов ожидает молодое поколение от преподавателей. «Наука о жизни» подводит нас вплотную к вопросу о смысле и цели жизни, однако сама ответ на него дать не может. Между тем, с обретением смысла и цели существования теснейшим образом связано личностное формирование человека, способности к устроению как собственной внутренней духовной жизни, так и гармоничных отношений с окружающими.
Архимандрит Илларион (Троицкий, впоследствии архиепископ Верейский, исповедник и новомученик ХХ столетия) писал, что на вопрос о самом существе жизни может дать ответ только «цельное богословское ведение»38. При таком целостном, всеобъемлющем духовном подходе к изучению бесконечно разнообразного мира живых существ у учащихся неизбежно рождается чувство глубокого благоговения, имеющее огромную мировоззренческую, нравственную ценность. «В этом чувстве духовно сливается уважение, преданность, восхищение, тихая серьезность. В чувстве благоговения скрыта огромная сила облагорожения и очищения души. Необходимо церковно воспринимать, церковно переживать вдохновения, идущие от природы, чтобы сила их не исчезала, не глохла», — писал прот. В. Зеньковский39. Именно такое чувство некогда испытала святая мученица Варвара, смотря однажды на бездонное звездное небо, объятая сильным желанием познать Того, Кто сотворил этот прекрасный мир. Тогда, как повествуется в житии святой, внезапно воссиял в ее сердце Свет Благодати и отверз
36 Чирков В. И. Сады Валаама. СПб., 1999. С. 47.
37 Каледа Г., прот., Чернышев С. Н. Экология, православие и нравственность (Религиозно-нравственные проблемы экологии) // Православие и экология. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. С. 165—166.
38 Иларион (Троицкий), сщмч. Наука и жизнь // Без Церкви нет спасения. М.; СПб.: Сретенский монастырь — «Знамение», 2000. С. 291—295.
39 Зеньковский В. В., прот. Указ. соч. С. 224, 229.
душевные ее очи к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Творца, создавшего премудро небо и землю. После этого огонь Божественной любви так сильно разгорелся в сердце бывшей язычницы, никогда ничего не знавшей прежде о Едином Боге — Творце вселенной, что когда она оказалась перед самым тяжелым нравственным выбором: между богатой, беспечной жизнью и жестокой, мучительной смертью ради Христа, святая без колебания избрала последнее.40.
Постижение тайн окружающей живой природы под руководством православного педагога может стать первой ступенью настоящего духовного делания, детоводительства ко Христу (Гал. 3:24), укрепляющего нравственность и веру молодых людей, открывающего для них возможность истинного богообщения. Здесь наука начинает служить уже «знанию ради знания», не материальному прогрессу, но преображению личности, показывая, по словам архимандрита Иллариона (Троицкого), «путь в праведную землю»41.
Ключевые слова: апологетика, биология, межпредметные связи, мировоззрение, наука и образование, наука и религия, православная культура.
The role of biological disciplines in the educational
FORMATION OF PERSONALITY! THE ORTHODOX VIEW Fr. Oleg Mumrikov
Reductive approaches both to religious and secular education sooner or later lead to deep inner world-view conflicts. When one studies the role of biological disciplines in the educational formation of a person it is necessary to consider the age peculiarities of psychology and spiritual life of high school students.
In his article the author offers structural analysis of the biology course in the senior school (10-11 grades) and draws the conclusions on this basis: the course not only broadens the mind but also bears an enormous philosophical and world-view significance; it appears to be basic for the whole number of particular, special fields of science and technology of the twenty-first century. On the other hand through the crudely materialistic, reductionist approach both integral world-view and ethic norms of all kinds break down. The way out of the existing situation is construction of close interdisciplinary relations with humanitarian religious and culturological studies.
Keywords: apologetics, biology, interdisciplinary relations, world-view, science and education, science and religion, Orthodox culture.
40 Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Т. I. Н. Новгород: Братство во имя св. кн. Александра Невского, 1995. С. 34.
41 Иларион (Троицкий), сщмч. Указ соч. С. 278.