Научная статья на тему '\ ученый совет \ Минсельхоз ответил: «Есть!»'

\ ученый совет \ Минсельхоз ответил: «Есть!» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ ученый совет \ Минсельхоз ответил: «Есть!»»

Минсельхоз ответил: «Есть!

»

Поддерживая отечественного производителя, замещая импорт, Минсельхоз России создает новые рабочие места, повышает уровень доходов в сельской местности, увеличивает объем собираемых налогов. Материал министра сельского хозяйства России Елены Скрынник подготовлен специально для журнала «Прямые инвестиции».

Елена Доктрина продовольственной

скрынник, безопасности

министр сельского Важным итогом прошедшего года стала Доктрина продо-хозяйства вольственной безопасности, которая была утверждена

Российской президентом России Дмитрием Медведевым в начале

Федерации 2010 года. В ее основе — понимание необходимости

создания условий для надежного обеспечиния населения страны безопасной сельскохозяйственной и рыбной продукцией на основе стабильного внутреннего производства. Последовательная реализация Доктрины позволит нам достичь трех основных результатов.

Во-первых, стабильности цен на продовольствие внутри страны. Расценки на продукты питания не будут зависеть от колебания курсов иностранных валют.

Во-вторых, повышения качества продуктов питания. Уже сейчас Россия использует более строгие, чем в развитых странах, стандарты по некоторым продуктам. Так, например, мы отказались от хлорной технологии обработки птицы, хотя, в частности, США активно ее используют. Мы стали потреблять более качественное и полезное охлажденное мясо: производство мяса птицы за последние десять лет выросло в 3,4 раза.

В-третьих, реализация Доктрины будет способствовать росту благосостояния сельского населения. Поддерживая отечественного производителя, замещая импорт, мы создаем новые рабочие места, повышаем уровень доходов в сельской местности, увеличиваем объем собираемых налогов.

Главная задача, определенная в Доктрине, — импор-тозамещение, прежде всего на рынках мяса, молока, сахара. При этом мы уже сейчас полностью обеспечиваем себя зерном и картофелем.

В 2009 году в результате роста рынка мяса и эффективных мер таможенно-тарифного регулирования импорт этого продукта сократился на 30% и его доля составила

25% (2,5 млн. т). Тенденция к импортозамещению определяется быстрым развитием мясного животноводства в ряде регионов страны. В передовых субъектах объем производства существенно превышает внутреннее потребление: в Белгородской области — в 4 раза, в Липецкой — в 1,7 раза, в Ленинградской — в 1,4 раза. Это позволяет субъектам не только полностью обеспечивать внутренние потребности, но и замещать импорт в других регионах. К 2012 году планируется рост производства мяса на 25%, или на 1,5 млн. т в убойной массе. Этому будет способствовать реализация отраслевых программ развития животноводства.

Важная роль отводится мерам таможенно-тарифного регулирования: уже согласовано последовательное снижение квот на импорт мяса в течение трех лет. Хочу отметить, что дефицита или роста цен не будет. К 2012 году министерство прогнозирует сокращение импорта до 18%, то есть почти в два раза по сравнению с 2008-м. Показатель Доктрины по производству отечественного мяса (85%) будет практически полностью выполнен.

Отдельно остановлюсь на мясе птицы. В 2009 году объем ее производства составил 2,52 млн. т. Импорт сократился на 20%, до 965 тыс. т. Я рассчитываю, что в течение 4-5 лет мы полностью заместим импортное мясо птицы продукцией отечественного производства. Для этого министерство реализует комплекс мер.

Составлен полный реестр предприятий, производящих птицеводческую продукцию. Это позволит нам адресно и эффективно поддерживать существующие и новые проекты.

В соответствии с поручением председателя правительства Владимира Путина разрабатывается долгосрочная программа по развитию птицеводства. В 2009 году на 300 тыс. т сократился объем импортных квот, в 2010-м — еще на 172 тыс. Такой подход мы будем применять и в дальнейшем.

Министерство продолжит субсидирование инвестиционных проектов. В нынешнем году будут реализованы 23 новые программы по строительству птицеводческих комплексов мощностью 320 тыс. т в год. Для этого будет привлечен 31 млрд. руб. субсидируемых кредитов. Продолжится финансирование уже действующих проектов.

Молоком отечественного производства мы обеспечены на 83% при пороговом значении, предусмотренном Доктриной, — 90%. Задача по импортозамещению этого вида продукции, в том числе из Белоруссии, будет осуществляться за счет реализации комплекса мер:

• отраслевых программ по развитию молочного скотоводства и развитию семейных молочных ферм;

• взвешенных мер таможенно-тарифного регулирования — повышения ставки ввозных таможенных пошлин на молочную продукцию;

• интервенций по стерилизованному молоку, сливочному маслу и твердым сырам в 2010 году.

По оценкам Минсельхоза, к 2012 году это позволит увеличить объем производства до 33 млн. т и сократить объем импорта до 16,6%.

Для наращивания мощностей по хранению зерна с этого года осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным для реконструкции и строительства элеваторов.

о перспективных направлениях работы Минсельхоза в 2010 году

1. Концепция устойчивого развития сельских территорий.

2. Совершенствование земельного законодательства.

3. Программы по развитию птицеводства и семеноводства.

4. Программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропро-довольственного рынка, предусматривающая значительное расширение возможностей по хранению и переработке зерна и других видов сельскохозяйственной продукции.

5. Создание региональных «агропромышленных парков», которые будут включать перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозтоваропроизводителей.

6. Создание информационно-аналитической системы для повышения эффективности управления отраслью.

Программа «Развитие свеклосахарного подкомплекса до 2012 года» позволит увеличить долю отечественного свекловичного сахара в общем объеме производства на 13%, до 69%.

В успешных регионах объем производства существенно превышает потребление: в Республике Мордовия — в 1,8 раза, Алтайском крае и Вологодской области — в 1,7 раза. Фактически, происходит специализация регионов на молочном животноводстве. Именно на базе этих субъектов будет решаться задача импортозамещения на рынке молока и молочной продукции.

До 40% сахара в России производят из импортируемого сахара-сырца. Поэтому наша основная задача — снижение объема этого сырья в производстве и увеличение свекловичного сахара. Для этого принята программа «Развитие свеклосахарного подкомплекса до 2012 года». В результате ее реализации доля свекловичного сахара в общем объеме производства увеличится на 13%, до 69%, при целевом показателе Доктрины — 80%. Программа предусматривает не только развитие сырьевой составляющей, но и строительство и модернизацию перерабатывающих мощностей, развитие семеноводства. При этом важным инструментом регулирования сахарного рынка будут оставаться таможенно-тарифные меры, направленные на поддержание рентабельности производства сахарной свеклы и увеличения объемов ее переработки.

Птица счастья

В течение 4-5 лет мы сможем полностью выполнить основные показатели, заложенные в Доктрине. При этом опережающие темпы роста производства мяса птицы позволят нам не только обеспечить внутренние потребности в этом виде продукции, но и начать экспортировать ее в другие страны.

Другим важным экспортным продуктом останется зерно: за 10-15 лет мы нарастим объем поставок на мировой рынок до 40 млн. тонн.

В последние два года отечественное производство зерна вышло на качественно новый уровень: среднегодовой урожай превысил 100 млн. т. В результате, несмотря на рост экспортных поставок (до 20-24 млн. т), значительно увеличились запасы этого продукта, в том числе в интервенционном фонде — до 10 млн. т, на сумму 45 млрд. руб.

Для стабилизации ситуации в отрасли, повышения рентабельности производства, а также использования зерна интервенционного фонда и сокращения бюджетных расходов на его обслуживание Министерство принимает комплекс мер.

Первое — повышены прозрачность и уровень конкуренции в ходе биржевых торгов по закупкам зерна в интервенционный фонд. В пять раз увеличено количество аккредитованных участников, отобрано в четыре раза больше элеваторов. Торги проводятся на шести площадках в разных регионах страны. Это позволило стабилизировать цены на рынке и обеспечить рентабельность при продаже зерна в интервенционный фонд на уровне 10%.

Второе — ведется системная работа по реализации запасов

РИА-НОВОСТИ

интервенционного фонда на внешнем рынке, прежде всего по гуманитарным программам.

Третье — для наращивания мощностей по хранению зерна с этого года осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным для реконструкции и строительства элеваторов. При этом срок займов определен до десяти лет.

Четвертое — по поручению президента РФ разрабатывается программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка.

Пятое — министерство прорабатывает возможность введения дифференцированного понижающего коэффициента при перевозках зерна железнодорожным транспортом из Центрального, Приволжского, Сибирского федеральных округов (вне зависимости от расстояния).

Шестое — министерство рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ следующие меры:

• провести анализ и изменить структуру посевных площадей в пользу кормовых культур;

• организовать на постоянной основе разработку и контроль региональных прогнозных балансов по зерну;

• принять меры по выполнению показателей Госпрограммы в части увеличения производства животноводческой продукции и обеспечения роста потребления фуражного зерна;

• оказывать содействие заинтересованным организациям в подготовке и реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации мощностей для первичной подработки и хранения зерна.

Седьмое — министерство разрабатывает предложения по корректировке принципов определения цен для проведения закупочных интервенций. Основная идея — привязать цену к себестоимости производства зерна в эффективных хозяйствах.

Восьмое — разрабатываются механизмы господдержки расширения производств по глубокой переработке зерна на пищевые и кормовые цели (комбикормовое производство, переработка зерна в глютен, крахмал и т.д.).

Система контроля

Чтобы снять административные барьеры для бизнеса, упростить и сократить контрольные процедуры, а также повысить прозрачность и эффективность управления, проводится системная работа по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизация государственных услуг в сфере сельского хозяйства. Речь прежде всего идет о службе фитосанитар-ного и ветеринарного контроля и надзора.

Остановлюсь подробнее на ситуации в ветеринарии. Основная проблема в этой области — двухуровневая структура ветеринарных органов: федеральная и местная, они дублируют функции друг друга.

Между ними возникает постоянная конкуренция, в результате бизнес подвергается двойному контролю. Это приводит к размыванию ответственности, невозможности оперативного вмешательства с федерального уровня при угрозе особо опасных эпизоотических ситуаций и, как результат, неэффективно расходуются бюджетные средства.

Действующая система контроля и надзора на уровне регионов создает предпосылки для сокрытия фактов возникновения заразных болезней животных, а также дает возможность вводить необоснованные запреты на ввоз

В течение 4-5 лет импортное мясо птицы на российском рынке будет заменено продукцией отечественного производства.

на территорию субъекта продукции животного происхождения, произведенной в других регионах. В этом году такая система показала свою неэффективность на примере африканской чумы свиней, возникшей в Южном федеральном округе. Несвоевременно принятые субъектом меры повлекли за собой распространение заболевания с территории Чеченской Республики и Республики Северная Осетия-Алания на территорию всего Южного федерального округа, а также Ленинградской и Оренбургской областей.

При этом пало более 75 тыс. свиней. Ущерб от уничтожения свинопоголовья только в двух хозяйствах Ставропольского края составил 52 млн. руб. Населению было выплачено из бюджета более 28 млн. руб. в качестве компенсации за уничтожение животных. Дальнейшее распространение этого особо опасного заболевания могло привести к ущербу до 30 млрд. руб., что сопоставимо с потерями от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

Поэтому главная задача в сфере госконтроля ветеринарии — это централизация функций на уровне федеральных органов исполнительной власти. Также необходимо сократить сроки оформления ветеринарных сопроводительных документов и ввести электронный документооборот для «бесконтактного» общения между государственными служащими и бизнесом.

В 2009 году создана и запущена на всей территории Российской Федерации информационно-аналитическая система, обеспечивающая выдачу государственных разрешений на ввоз/вывоз/транзит, а также пограничного ветеринарного контроля грузов.

Реализация перечисленных предложений позволит сократить количество оформляемых ветеринарных сопроводительных документов в 8-10 раз. Объем финансовой нагрузки на бизнес при этом снизится на 700900 млн. рублей.

Для дальнейшего снижения административных барьеров и повышения прозрачности управления отраслью работа по оптимизации контрольных и надзорных функций будет продолжена и в других сферах, в частности в семеноводстве, племенном животноводстве, мелиорации, обеспечении плодородия почв, безопасности и качества зерна и продуктов его переработки.

Секрет формы

Безусловный приоритет для министерства — развитие малых форм. В этих хозяйствах ежегодно производится более 20% зерна и сахарной свеклы, 48% мяса, 56% молока и 80% овощей. Государственную поддержку получают почти 460 тыс. малых и средних сельскохозяйственных организаций.

Основная форма поддержки — субсидирование процентной ставки. С 2006 по 2009 год объем субсидий увеличился с 2,4 млрд. до 6 млрд. руб. В результате в 2009 году объем субсидируемых банковских кредитов составил 35 млрд. руб. Всего с 2006 года выдано более 175 млрд. руб. На 2010 год субсидирование процентных ставок предусмотрено в размере 5,8 млрд. рублей.

Учитывая особую роль малого предпринимательства в развитии отечественного агропромышленного комплекса, правительство и Минсельхоз реализуют для его поддержки специальные меры.

1. Чтобы повысить доступность кредитов и упростить процедуру их получения, решается вопрос об изменении механизма субсидирования для малых форм: кредиты банки будут выдавать уже с учетом компенсации процентной ставки. Аналогичная система успешно работает в области автокредитования.

2. В прошлом году запущен проект по созданию семейных молочных ферм. Он должен обеспечить переработку и гарантированный сбыт произведенного фермерами молока по справедливым ценам. В этом году при реализации этой программы с использованием средств федерального бюджета построено 52 фермы на 5 тыс. голов. Первые проекты были запущены в Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Ленинградской, Амурской областях, Ставропольском крае, Республике Мордовия, Удмуртской Республике. Из федерального бюджета на субсидирование процентных ставок по кредитам было выделено 100 млн. руб. Появление таких ферм увеличит производство отечественного молока, повысит рентабельность, будет способствовать внедрению передового опыта организации молочного животноводства и повышению конкуренции на региональном уровне.

3. Министерством разработана концепция развития агропромышленных парков, учредителями которых станут фермеры. На их территории будут базироваться мощности по переработке и сбыту сельхозсырья, учебные центры, машинно-тракторные станции, транспортные подразделения, мощности по хранению продукции, бизнес-центры с региональными представительствами поставщиков техники и удобрений, а также информационно-консультационные пункты и прочие инфраструктурные объекты. Это даст толчок развитию фермерского движения на качественно новом уровне. При этом значительно повысится качество (товарность) производимой продукции, увеличится рентабельность сельхозпроизводства за счет переработки, с фермеров будет снята «головная боль», связанная с инфраструктурным обеспечением деятельности.

Хочу подчеркнуть, что на малые формы хозяйствования распространяется разного рода государственная поддержка, осуществляемая министерством. В 2010 году из федерального бюджета на АПК выделено 107,6 млрд. руб., при этом на 30% увеличен объем субсидирования процентных ставок по кредитам — до 80 млрд. рублей.

По оценкам Минсельхоза, к 2012 году производство молока в стране достигнет 33 млн. т и сократит объем его импорта до 16,6%.

Приоритетные направления

Министерство не только продолжит финансирование уже действующих инвестиционных проектов, но и будет поддерживать новые. Эти проекты будут отобраны на комиссии министерства в соответствии с новой методикой оценки.

Приоритетными направлениями для финансирования определены следующие:

• молочное и мясное животноводство, птицеводство;

• первичная переработка молока и мяса;

• приобретение отечественной сельхозтехники;

• строительство и модернизация сахарных заводов;

• модернизация и строительство элеваторов для хранения зерна.

Мы планируем, что в 2010 году будет реализовано более 220 проектов в мясном и молочном животноводстве, что позволит увеличить производство мяса на 5% (500 тыс. т), молока — на 1,3% (450 тыс. тонн).

В целом мы ожидаем, что объем кредитования отрасли в 2010 году не снизится. Кроме субсидирования процентных ставок, министерство будет осуществлять финансовую поддержку по следующим направлениям:

• племенная поддержка — 3,7 млрд. руб.;

• минеральные удобрения — 4,7 млрд. руб.;

• элитное семеноводство — 0,5 млрд. руб.;

• социальное развитие села — 7,7 млрд. руб.;

• страхование — 2 млрд. рублей.

В декабре прошлого года были подписаны основные постановления правительства, которые позволяют министерству заключать соглашения с субъектами Российской Федерации для государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Уже подписаны первые 18 соглашений на сумму более 22 млрд. рублей.

В этом году мы учли просьбы регионов и увеличили среднюю долю участия федерального бюджета по финансированию Госпрограммы с 50 до 65%. Таким образом, нагрузка на местные бюджеты будет снижена почти на треть по сравнению с прошлым годом.

Конечно, выделенные государством ресурсы должны быть своевременно доведены до сельхозорганизаций. Именно поэтому соглашения между Министерством сельского хозяйства и субъектами подписываются на 2-3 месяца раньше, чем в предыдущие годы. Это значит, что средства господдержки будут получены в тот момент, когда они им нужнее всего, то есть к началу весенне-полевых работ. До конца марта Соглашения были подписаны со всеми регионами страны. Уже в феврале субъекты получили 13 млрд. руб., еще 17 млрд. руб. направлено в марте. То есть, до начала весенней кампании в регионы поступило 30 млрд. руб., или треть от всего годового лимита. Такой график финансирования был реализован министерством впервые.

В 2010 году зерновые культуры будут посеяны на площади около 48 млн. га. Сельхозтоваропроизводители полностью обеспечены семенами в объеме 6,1 млн. т. Будет внесено 1,8 млн. т минеральных удобрений. Объем субсидий на эти цели составит 4,72 млрд. рублей.

Техника готова к весенним полевым работам на 75% (в конце марта - ред.). На ее ремонт и восстановление будет направлено 60 млрд. руб. К началу сезона готовность составит 85%, что соответствует уровню прошлого года.

Сельхозпредприятия обеспечены горюче-смазочными материалами в необходимом объеме. Запасы дизельного топлива составляют 310 тыс. т (+43% к прошлому году), автобензина — 90 тыс. т (+4%).

В этом году на кредитование сезонных полевых работ будет направлено 217 млрд. руб. Мы планируем снизить цены на ГСМ и минеральные удобрения. Экономия может составить около 5 млрд. руб. Министерство будет субсидировать процентную ставку по приобретению сельхозтехники в объеме 3,5 млрд. руб. Это даст возможность привлечь около 70 млрд. на сельхозтехнику отечественного производства.

Рассчитываю, что посевная будет проведена эффективно и в оптимальные сроки, и мы получим урожай в объеме не меньшем, чем в прошлом году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.