Научная статья на тему 'АПК: курс на модернизацию и дальнейшее поступательное развитие'

АПК: курс на модернизацию и дальнейшее поступательное развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрынник Е.Б.

Статья посвящена итогам работы пищевой и перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства в 2009 г. Подчеркнуто значение разработки Доктрины продовольственной безопасности для дальнейшего развития АПК и повышения благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agrarian and industrial complex: a rate on modernization and the further progress

The article is devoted results of work food and process industry and agriculture in 2009 the significance of working out of the Doctrine of food safety for the further development of agrarian and industrial complex and population social welfare is underlined.

Текст научной работы на тему «АПК: курс на модернизацию и дальнейшее поступательное развитие»

АПК: КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

ТЕМА НОМЕРА

УДК 6331.1 - 338.43

АПК: курс на модернизацию и дальнейшее поступательное развитие

Е.Б. Скрынник, канд. техн. наук

Министр сельского хозяйства Российской Федерации

По оперативным данным Росстата, индекс производства пищевых продуктов за 2009 г. составил 99,5 %, при том что в целом индекс промышленного производства опустился до 89,2 %.

По сравнению с 2008 г. увеличено производство мяса и субпродуктов I категории - на 14 % (3305,6 тыс. т); мясных полуфабрикатов - на 1,6 % (1473,8 тыс. т); мясных консервов -на 3,6 % (600,9 муб); цельномолочной продукции и сыров жирных-на 1,5 % (10473,7 и 436,1 тыс. т соответственно); кофе натурального - в 1,4 раза (50,9 тыс. т); овощных консервов - на 15 % (1023,2 муб); масел растительных- на 32,6% (3293,6 тыс. т); майонеза - на 5,6 % (766,4 тыс. т); крупы - на 9,3 % (1242 тыс. т); быстрозамороженной плодоовощной продукции - на 35,3 % (43,4 тыс. т); коньяков - на 27,7 % (12,68 млн дал). Практически на уровне прошлого года осталось производство макаронных изделий и муки - соответственно, темп роста - 100,8 и 100,9 % (1035,3 и 10349 тыс. т).

За счет высоких темпов промышленного производства свинины и мяса птицы перерабатывающими предприятиями было произведено

632,3 тыс. т свинины, или 126 % к уровню 2008 г., мяса птицы - 2371,3 тыс. т, или 114,9 % соответственно. Производство говядины (включая телятину) снизилось на 13,5 % и составило 242,2 тыс. т.

В то же время, сократилось производство колбасных изделий (на 7,8 %), масла животного (на 9,5 %), нежирной молочной продукции (на 8,6 %), молочных консервов (на 3,8 %), сахара-песка из сахарной свеклы (на 4,8 %), кондитерских изделий (на 4 %), водки и ликерово-дочных изделий (на 7,3 %), пива (на 3,8 %).

Основные факторы падения объемов производства пищевой продукции - ограничение потребительского спроса на продовольствие из-за сокращения доходов населения и роста безработицы в результате финансового кризиса, а также сокращение оборотных средств у предприятий для осуществления производственной деятельности.

На снижение объемов производства молочной продукции, кроме вышеперечисленных причин, повлияло вступление в действие Федерального закона от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», в соответствии с которым молоко, изготовленное из сухого молока, необходимо называть «молочным напитком». Это привело к резкому сокращению (в 1,7 раза к уровню 2008 г.) производства сухого цельного молока - второго по значению вида сырья для молочной промышленности.

Для повышения эффективности свеклосахарного подкомплекса Российской Федерации и выполнения показателей по объему производства сахара из сахарной свеклы, установленных Государственной программой, Минсельхоз России принял отраслевую целевую программу «Развитие свеклосахарного под-

комплекса России на 2010-2012 годы», основная цель которой - к 2012 г. обеспечить долю российского производства в формировании ресурсов сахара до 67 %.

Рост производства животноводческой продукции и отсутствие современных производств по убою скота потребовали разработки и принятия отраслевой программы ведомства «Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы». Реализация данной Программы обеспечит повышение душевого потребления мяса и мясопродуктов до 66,1 кг к 2012 г. для достижения рациональной нормы потребления 70 кг (в 2008 г. -65,9 кг).

Если говорить об итогах работы сельского хозяйства страны, то совместными усилиями органов власти в центре и регионах, всех тружеников отрасли удалось сохранить положительную динамику роста сельского хозяйства страны. Заложена прочная основа для его модернизации и дальнейшего поступательного развития.

Общий объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в 2009 г. вырос на 1,2 % (составил около 2 трлн 600 млрд руб.), в том числе животноводства - на 4,1 %, растениеводства снизился на 1,4 %.

В рамках реализации пятилетней Государственной программы развития сельского хозяйства и антикризисных мер Правительства в отрасль было направлено 190 млрд руб. Косвенная поддержка оценивается в 30 млрд руб.

Негативное влияние на развитие производства продукции растениеводства, в основном зерна, оказала засуха в 16 субъектах Российской Федерации, которая стала самой масштабной за последние 10 лет.

Тем не менее, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хо-

AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX: A RATE ON MODERNIZATION

зяиствах всех категории, по предварительным данным Росстата, составил 97 млн т. Это меньше уровня предыдущего года, но на 5,8 млн т больше, чем в среднем за 20062009 гг. Собранный урожаИ зерновых удовлетворяет потребности страны в продовольственном и фуражном зерне.

По данным ФТС России (с учетом внешней торговли с Республикой Беларусь), экспорт зерна в 2009 г. составил 21,8 млн т, что на 60,4 % превышает уровень аналогичного периода в 2008 г.

Валовой сбор риса составил 908,1 тыс. т в массе после доработки, что является максимальным показателем с 1993 г. Рекордной оказалась и урожайность риса - 51,6 ц/га.

Валовые сборы картофеля и овощей по сравнению с 2008 г. увеличились на 7,9 и 3,6 % при росте урожайности картофеля (на 3,5 %) и овощей (на 1,7 %).

Реализация мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства, а также принятые меры по таможенно-тарифному регулированию оказали положительное влияние на животноводство. Производство скота и птицы на убой, по предварительным данным Росстата, к уровню 2008 г. возросло на 6,6 % и составило 9,9 млн т.

Рост производства скота и птицы в живой массе обеспечен за счет продолжающегося наращивания объемов производства свиней (на 8,7%), а также мяса птицы (на 14,7 %).

Молока в хозяйствах всех категорий в 2009 г. произведено 32,6 млн т, что на 0,7 % больше, чем в 2008 г. Средний надой молока на корову в сельскохозяйственных предприятиях вырос на 277 кг и составил 4484 кг.

Рост производства молока во всех категориях хозяйств обеспечен не только за счет увеличения продуктивности коров и замедления темпов снижения поголовья коров, но и частично за счет технической и технологической модернизации. За 2009 г. введено около 250 объектов молочного скотоводства.

Производство яиц во всех категориях хозяйств составило 39,4 млрд шт., или на 3,4 % больше уровня 2008 г. Яйценоскость кур-несушек выросла на одно яйцо, составив 305 шт.

В прошедшем году удалось сохранить стабильность потребительских цен на основные виды продо-

вольствия. При этом индекс цен на продукцию сельского хозяйства снизился.

В целях устранения диспропорции цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в 2009 г. были зафиксированы цены на минеральные удобрения, осуществлялись поставки горюче-смазочных материалов на льготных условиях.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села» введено 1 млн 353 тыс. м2 жилья, в том числе 684 тыс. м2 - для молодых специалистов. Наилучшие показатели отмечены в Республике Дагестан (44тыс. м2), Белгородской области (40 тыс. м2), Чувашской Республике (25 тыс. м2).

В результате реализации федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв» предотвращено выбытие из оборота 800 тыс. га пашни, внесено 2 млн 400 тыс. т действующего вещества минеральных удобрений.

Таким образом, основные показатели федеральных целевых программ выполнены.

Важным итогом прошедшего года стала разработка Доктрины продовольственной безопасности, которая была утверждена Президентом в начале 2010 г.

В ее основу положено понимание необходимости создания условий для надежного обеспечения населения страны безопасной сельскохозяйственной и рыбной продукцией и продовольствием на основе стабильного внутреннего производства.

Последовательная реализация Доктрины позволит достичь трех основных результатов.

Во-первых, стабильности цен на продовольствие внутри страны. Цены на продукты питания не будут зависеть от колебания курсов иностранных валют.

Во-вторых, будет повышаться качество продуктов питания. Уже сейчас Россия использует более строгие стандарты качества по некоторым производимым продуктам, чем приняты в развитых странах. Так, например, мы отказались от хлорной технологии обработки птицы, хотя, например, США активно ее используют. В нашей стране стали потреблять более качественное и полезное охлажденное мясо: производство мяса

птицы за последние 10 лет выросло в 3,4 раза. В то же время, сокращение квот на импорт мяса способствует усилению конкуренции между зарубежными поставщиками, а в результате выигрывает потребитель — на наш рынок попадает наиболее качественная и конкурентоспособная импортная продукция.

В-третьих, реализация Доктрины будет способствовать росту благосостояния сельского населения. Поддерживая отечественного производителя, замещая импорт, мы создаем новые рабочие места, повышаем уровень доходов в сельской местности, увеличиваем объем собираемых налогов. При этом потребитель обеспечен качественным и доступным продовольствием.

Главная задача, определенная в Доктрине, - импортозамещение, прежде всего на рынках мяса, молока, сахара. При этом уже сейчас страна полностью обеспечивает себя зерном и картофелем.

В связи с большой общественной значимостью нужно кратко остановиться на ситуации, сложившейся на рынке мяса.

В 2009 г. в результате роста отрасли и принятия эффективных мер таможенно-тарифного регулирования импорт мясной продукции сократился на 30 % и составил 25 % импорта в ресурсах внутреннего рынка мяса (2,5 млн т).

Тенденция к импортозамещению определяется опережающим развитием мясного животноводства в ряде регионов страны. В передовых субъектах объем производства существенно превышает внутреннее потребление: в Белгородской области - в 4 раза, Липецкой - в 1,7, Ленинградской области - в 1,4 раза. Это позволяет субъектам не только полностью обеспечивать внутренние потребности, но и замещать импорт в других регионах.

К 2012 г. планируется рост производства на 25 %, или на 1,5 млн т в убойной массе. Этому будет способствовать реализация отраслевых программ развития животноводства.

Важная роль отводится мерам таможенно-тарифного регулирования: уже согласовано последовательное снижение квот на импорт мяса в течение 3 лет. Следует отметить, что дефицита или роста цен на рынке мяса не будет.

К 2012 г. Министерство прогнозирует сокращение импорта до 18 %,

АПК: КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

ТЕМА НОМЕРА]

т. е. почти в 2 раза по сравнению с 2008 г. Показатель Доктрины по производству отечественного мяса (85 %) будет практически полностью выполнен.

Переходя к задачам отрасли в 2010 г., следует особо подчеркнуть, что из федерального бюджета на поддержку АПК выделено 107 млрд 600 млн руб., при этом на 30 % увеличен объем субсидирования процентных ставок по кредитам -до 80 млрд руб. Государство будет в полном объеме выполнять все ранее взятые на себя обязательства по субсидированию кредитов, привлеченных сельхозпредприятиями.

Министерство не только продолжит финансирование уже действующих инвестиционных проектов, но и начнет финансирование новых. Эти проекты будут отобраны на комиссии Министерства в соответствии с новой методикой оценки.

Приоритетными направлениями для финансирования определены:

молочное и мясное животноводство, птицеводство;

первичная переработка молока и мяса;

приобретение отечественной сельхозтехники;

строительство и модернизация сахарных заводов;

модернизация и строительство элеваторов для хранения зерна.

Ожидается, что в 2010 г. будет реализовано более 220 проектов в мясном и молочном животноводстве, что позволит увеличить производство мяса на 5 % (на 500 тыс. т), молока - на 1,3 % (на 450 тыс. т).

Предположительно, объем кредитования отрасли в 2010 г. не снизится.

Кроме субсидирования процентных ставок Министерство будет осуществлять поддержку по следующим направлениям:

племенная поддержка (3,7 млрд руб.);

минеральные удобрения (4,7 млрд руб.);

элитное семеноводство (500 млн руб.);

социальное развитие села (7,7 млрд руб.); страхование (2 млрд руб.). Министерством проведена системная работа для того, чтобы уже в начале года открыть финансирова-

ние мероприятий в рамках Госпрограммы для регионов.

В декабре прошлого года были подписаны основные постановления Правительства, которые позволяют Министерству заключать соглашения с субъектами Российской Федерации для оказания государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям.

Минсельхоз России учел просьбы регионов и увеличил среднюю долю участия федерального бюджета по финансированию Госпрограммы с 50 до 65 %. Таким образом, нагрузка на местные бюджеты будет снижена почти на треть по сравнению с прошлым годом.

Конечно, выделенные государством ресурсы должны быть своевременно доведены до сельхозорга-низаций. Именно поэтому соглашения между Министерством и субъектами подписываются на 2-3 мес раньше, чем в предыдущие годы.

Это значит, что средства господдержки будут получены в тот момент, когда они им нужнее всего, т. е. к началу весенне-полевых работ. В текущем году зерновые культуры будут посеяны на площади около 48 млн га.

Сельхозтоваропроизводители полностью обеспечены семенами в объеме 6 млн 100 тыс. т. Будет внесено 1,8 млнт д.в. минеральных удобрений. Объем субсидий на эти цели составит 4 млрд 720 млн руб. Готовность техники к весенне-полевым работам составляет 75 %. На ее ремонт и восстановление будет направлено 60 млрд руб. К началу работ готовность составит 85 %, что соответствует уровню прошлого года.

Сельхозпредприятия обеспечены горюче-смазочными материалами в необходимом объеме. Запасы ГСМ составляют 310 тыс. т по дизельному топливу (+43 % к прошлому году) и 90 тыс. т по автобензину (+4 %).

В 2010 г. на кредитование сезонных полевых работ будет на правлено 217 млрд руб. В текущем году также будут снижены цены на ГСМ и минеральные удобрения. Экономия может составить около 5 млрд руб.

Министерство будет субсидировать процентную ставку по приобретению сельхозтехники. Объем субсидий составляет 3,5 млрд руб., что даст возможность привлечь около 70 млрд руб. на приобретение сель-

хозтехники отечественного производства.

Перед Министерством сельского хозяйства стоит задача совершить качественный скачок в области аграрной науки, а также выстроить современную систему внедрения передовых разработок в производство.

С этой целью Министерство разрабатывает комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера — проводится системная работа по четырем основным направлениям:

разработка прогноза научно-технологического развития сельского хозяйства до 2020 г.;

создание эффективной системы внедрения результатов НИОКР;

повышение эффективности финансирования аграрной науки; развитие кадрового потенциала. К числу первоочередных задач также отнесены:

завершение работы над концепцией устойчивого развития сельских территорий;

совершенствование земельного законодательства;

принятие отраслевой программы по развитию семеноводства в Российской Федерации до 2012 г.;

разработка программы по развитию птицеводства на период до 2020 г.;

разработка программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственно-го рынка, предусматривающей значительное расширение возможностей по хранению и переработке зерна и других видов сельскохозяйственной продукции;

создание региональных «агропромышленных парков», которые будут включать перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозтоваропроизводителей;

формирование информационно-аналитической системы для повышения эффективности управления отраслью.

Таким образом, предполагается, что в 2010 г. отрасль сохранит положительную динамику развития и выполнит основные показатели, заложенные в пятилетней Госпрограмме и Доктрине продовольственной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.