АПК: КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ
ТЕМА НОМЕРА
УДК 6331.1 - 338.43
АПК: курс на модернизацию и дальнейшее поступательное развитие
Е.Б. Скрынник, канд. техн. наук
Министр сельского хозяйства Российской Федерации
По оперативным данным Росстата, индекс производства пищевых продуктов за 2009 г. составил 99,5 %, при том что в целом индекс промышленного производства опустился до 89,2 %.
По сравнению с 2008 г. увеличено производство мяса и субпродуктов I категории - на 14 % (3305,6 тыс. т); мясных полуфабрикатов - на 1,6 % (1473,8 тыс. т); мясных консервов -на 3,6 % (600,9 муб); цельномолочной продукции и сыров жирных-на 1,5 % (10473,7 и 436,1 тыс. т соответственно); кофе натурального - в 1,4 раза (50,9 тыс. т); овощных консервов - на 15 % (1023,2 муб); масел растительных- на 32,6% (3293,6 тыс. т); майонеза - на 5,6 % (766,4 тыс. т); крупы - на 9,3 % (1242 тыс. т); быстрозамороженной плодоовощной продукции - на 35,3 % (43,4 тыс. т); коньяков - на 27,7 % (12,68 млн дал). Практически на уровне прошлого года осталось производство макаронных изделий и муки - соответственно, темп роста - 100,8 и 100,9 % (1035,3 и 10349 тыс. т).
За счет высоких темпов промышленного производства свинины и мяса птицы перерабатывающими предприятиями было произведено
632,3 тыс. т свинины, или 126 % к уровню 2008 г., мяса птицы - 2371,3 тыс. т, или 114,9 % соответственно. Производство говядины (включая телятину) снизилось на 13,5 % и составило 242,2 тыс. т.
В то же время, сократилось производство колбасных изделий (на 7,8 %), масла животного (на 9,5 %), нежирной молочной продукции (на 8,6 %), молочных консервов (на 3,8 %), сахара-песка из сахарной свеклы (на 4,8 %), кондитерских изделий (на 4 %), водки и ликерово-дочных изделий (на 7,3 %), пива (на 3,8 %).
Основные факторы падения объемов производства пищевой продукции - ограничение потребительского спроса на продовольствие из-за сокращения доходов населения и роста безработицы в результате финансового кризиса, а также сокращение оборотных средств у предприятий для осуществления производственной деятельности.
На снижение объемов производства молочной продукции, кроме вышеперечисленных причин, повлияло вступление в действие Федерального закона от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», в соответствии с которым молоко, изготовленное из сухого молока, необходимо называть «молочным напитком». Это привело к резкому сокращению (в 1,7 раза к уровню 2008 г.) производства сухого цельного молока - второго по значению вида сырья для молочной промышленности.
Для повышения эффективности свеклосахарного подкомплекса Российской Федерации и выполнения показателей по объему производства сахара из сахарной свеклы, установленных Государственной программой, Минсельхоз России принял отраслевую целевую программу «Развитие свеклосахарного под-
комплекса России на 2010-2012 годы», основная цель которой - к 2012 г. обеспечить долю российского производства в формировании ресурсов сахара до 67 %.
Рост производства животноводческой продукции и отсутствие современных производств по убою скота потребовали разработки и принятия отраслевой программы ведомства «Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы». Реализация данной Программы обеспечит повышение душевого потребления мяса и мясопродуктов до 66,1 кг к 2012 г. для достижения рациональной нормы потребления 70 кг (в 2008 г. -65,9 кг).
Если говорить об итогах работы сельского хозяйства страны, то совместными усилиями органов власти в центре и регионах, всех тружеников отрасли удалось сохранить положительную динамику роста сельского хозяйства страны. Заложена прочная основа для его модернизации и дальнейшего поступательного развития.
Общий объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в 2009 г. вырос на 1,2 % (составил около 2 трлн 600 млрд руб.), в том числе животноводства - на 4,1 %, растениеводства снизился на 1,4 %.
В рамках реализации пятилетней Государственной программы развития сельского хозяйства и антикризисных мер Правительства в отрасль было направлено 190 млрд руб. Косвенная поддержка оценивается в 30 млрд руб.
Негативное влияние на развитие производства продукции растениеводства, в основном зерна, оказала засуха в 16 субъектах Российской Федерации, которая стала самой масштабной за последние 10 лет.
Тем не менее, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хо-
AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX: A RATE ON MODERNIZATION
зяиствах всех категории, по предварительным данным Росстата, составил 97 млн т. Это меньше уровня предыдущего года, но на 5,8 млн т больше, чем в среднем за 20062009 гг. Собранный урожаИ зерновых удовлетворяет потребности страны в продовольственном и фуражном зерне.
По данным ФТС России (с учетом внешней торговли с Республикой Беларусь), экспорт зерна в 2009 г. составил 21,8 млн т, что на 60,4 % превышает уровень аналогичного периода в 2008 г.
Валовой сбор риса составил 908,1 тыс. т в массе после доработки, что является максимальным показателем с 1993 г. Рекордной оказалась и урожайность риса - 51,6 ц/га.
Валовые сборы картофеля и овощей по сравнению с 2008 г. увеличились на 7,9 и 3,6 % при росте урожайности картофеля (на 3,5 %) и овощей (на 1,7 %).
Реализация мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства, а также принятые меры по таможенно-тарифному регулированию оказали положительное влияние на животноводство. Производство скота и птицы на убой, по предварительным данным Росстата, к уровню 2008 г. возросло на 6,6 % и составило 9,9 млн т.
Рост производства скота и птицы в живой массе обеспечен за счет продолжающегося наращивания объемов производства свиней (на 8,7%), а также мяса птицы (на 14,7 %).
Молока в хозяйствах всех категорий в 2009 г. произведено 32,6 млн т, что на 0,7 % больше, чем в 2008 г. Средний надой молока на корову в сельскохозяйственных предприятиях вырос на 277 кг и составил 4484 кг.
Рост производства молока во всех категориях хозяйств обеспечен не только за счет увеличения продуктивности коров и замедления темпов снижения поголовья коров, но и частично за счет технической и технологической модернизации. За 2009 г. введено около 250 объектов молочного скотоводства.
Производство яиц во всех категориях хозяйств составило 39,4 млрд шт., или на 3,4 % больше уровня 2008 г. Яйценоскость кур-несушек выросла на одно яйцо, составив 305 шт.
В прошедшем году удалось сохранить стабильность потребительских цен на основные виды продо-
вольствия. При этом индекс цен на продукцию сельского хозяйства снизился.
В целях устранения диспропорции цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в 2009 г. были зафиксированы цены на минеральные удобрения, осуществлялись поставки горюче-смазочных материалов на льготных условиях.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села» введено 1 млн 353 тыс. м2 жилья, в том числе 684 тыс. м2 - для молодых специалистов. Наилучшие показатели отмечены в Республике Дагестан (44тыс. м2), Белгородской области (40 тыс. м2), Чувашской Республике (25 тыс. м2).
В результате реализации федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв» предотвращено выбытие из оборота 800 тыс. га пашни, внесено 2 млн 400 тыс. т действующего вещества минеральных удобрений.
Таким образом, основные показатели федеральных целевых программ выполнены.
Важным итогом прошедшего года стала разработка Доктрины продовольственной безопасности, которая была утверждена Президентом в начале 2010 г.
В ее основу положено понимание необходимости создания условий для надежного обеспечения населения страны безопасной сельскохозяйственной и рыбной продукцией и продовольствием на основе стабильного внутреннего производства.
Последовательная реализация Доктрины позволит достичь трех основных результатов.
Во-первых, стабильности цен на продовольствие внутри страны. Цены на продукты питания не будут зависеть от колебания курсов иностранных валют.
Во-вторых, будет повышаться качество продуктов питания. Уже сейчас Россия использует более строгие стандарты качества по некоторым производимым продуктам, чем приняты в развитых странах. Так, например, мы отказались от хлорной технологии обработки птицы, хотя, например, США активно ее используют. В нашей стране стали потреблять более качественное и полезное охлажденное мясо: производство мяса
птицы за последние 10 лет выросло в 3,4 раза. В то же время, сокращение квот на импорт мяса способствует усилению конкуренции между зарубежными поставщиками, а в результате выигрывает потребитель — на наш рынок попадает наиболее качественная и конкурентоспособная импортная продукция.
В-третьих, реализация Доктрины будет способствовать росту благосостояния сельского населения. Поддерживая отечественного производителя, замещая импорт, мы создаем новые рабочие места, повышаем уровень доходов в сельской местности, увеличиваем объем собираемых налогов. При этом потребитель обеспечен качественным и доступным продовольствием.
Главная задача, определенная в Доктрине, - импортозамещение, прежде всего на рынках мяса, молока, сахара. При этом уже сейчас страна полностью обеспечивает себя зерном и картофелем.
В связи с большой общественной значимостью нужно кратко остановиться на ситуации, сложившейся на рынке мяса.
В 2009 г. в результате роста отрасли и принятия эффективных мер таможенно-тарифного регулирования импорт мясной продукции сократился на 30 % и составил 25 % импорта в ресурсах внутреннего рынка мяса (2,5 млн т).
Тенденция к импортозамещению определяется опережающим развитием мясного животноводства в ряде регионов страны. В передовых субъектах объем производства существенно превышает внутреннее потребление: в Белгородской области - в 4 раза, Липецкой - в 1,7, Ленинградской области - в 1,4 раза. Это позволяет субъектам не только полностью обеспечивать внутренние потребности, но и замещать импорт в других регионах.
К 2012 г. планируется рост производства на 25 %, или на 1,5 млн т в убойной массе. Этому будет способствовать реализация отраслевых программ развития животноводства.
Важная роль отводится мерам таможенно-тарифного регулирования: уже согласовано последовательное снижение квот на импорт мяса в течение 3 лет. Следует отметить, что дефицита или роста цен на рынке мяса не будет.
К 2012 г. Министерство прогнозирует сокращение импорта до 18 %,
АПК: КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ
ТЕМА НОМЕРА]
т. е. почти в 2 раза по сравнению с 2008 г. Показатель Доктрины по производству отечественного мяса (85 %) будет практически полностью выполнен.
Переходя к задачам отрасли в 2010 г., следует особо подчеркнуть, что из федерального бюджета на поддержку АПК выделено 107 млрд 600 млн руб., при этом на 30 % увеличен объем субсидирования процентных ставок по кредитам -до 80 млрд руб. Государство будет в полном объеме выполнять все ранее взятые на себя обязательства по субсидированию кредитов, привлеченных сельхозпредприятиями.
Министерство не только продолжит финансирование уже действующих инвестиционных проектов, но и начнет финансирование новых. Эти проекты будут отобраны на комиссии Министерства в соответствии с новой методикой оценки.
Приоритетными направлениями для финансирования определены:
молочное и мясное животноводство, птицеводство;
первичная переработка молока и мяса;
приобретение отечественной сельхозтехники;
строительство и модернизация сахарных заводов;
модернизация и строительство элеваторов для хранения зерна.
Ожидается, что в 2010 г. будет реализовано более 220 проектов в мясном и молочном животноводстве, что позволит увеличить производство мяса на 5 % (на 500 тыс. т), молока - на 1,3 % (на 450 тыс. т).
Предположительно, объем кредитования отрасли в 2010 г. не снизится.
Кроме субсидирования процентных ставок Министерство будет осуществлять поддержку по следующим направлениям:
племенная поддержка (3,7 млрд руб.);
минеральные удобрения (4,7 млрд руб.);
элитное семеноводство (500 млн руб.);
социальное развитие села (7,7 млрд руб.); страхование (2 млрд руб.). Министерством проведена системная работа для того, чтобы уже в начале года открыть финансирова-
ние мероприятий в рамках Госпрограммы для регионов.
В декабре прошлого года были подписаны основные постановления Правительства, которые позволяют Министерству заключать соглашения с субъектами Российской Федерации для оказания государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям.
Минсельхоз России учел просьбы регионов и увеличил среднюю долю участия федерального бюджета по финансированию Госпрограммы с 50 до 65 %. Таким образом, нагрузка на местные бюджеты будет снижена почти на треть по сравнению с прошлым годом.
Конечно, выделенные государством ресурсы должны быть своевременно доведены до сельхозорга-низаций. Именно поэтому соглашения между Министерством и субъектами подписываются на 2-3 мес раньше, чем в предыдущие годы.
Это значит, что средства господдержки будут получены в тот момент, когда они им нужнее всего, т. е. к началу весенне-полевых работ. В текущем году зерновые культуры будут посеяны на площади около 48 млн га.
Сельхозтоваропроизводители полностью обеспечены семенами в объеме 6 млн 100 тыс. т. Будет внесено 1,8 млнт д.в. минеральных удобрений. Объем субсидий на эти цели составит 4 млрд 720 млн руб. Готовность техники к весенне-полевым работам составляет 75 %. На ее ремонт и восстановление будет направлено 60 млрд руб. К началу работ готовность составит 85 %, что соответствует уровню прошлого года.
Сельхозпредприятия обеспечены горюче-смазочными материалами в необходимом объеме. Запасы ГСМ составляют 310 тыс. т по дизельному топливу (+43 % к прошлому году) и 90 тыс. т по автобензину (+4 %).
В 2010 г. на кредитование сезонных полевых работ будет на правлено 217 млрд руб. В текущем году также будут снижены цены на ГСМ и минеральные удобрения. Экономия может составить около 5 млрд руб.
Министерство будет субсидировать процентную ставку по приобретению сельхозтехники. Объем субсидий составляет 3,5 млрд руб., что даст возможность привлечь около 70 млрд руб. на приобретение сель-
хозтехники отечественного производства.
Перед Министерством сельского хозяйства стоит задача совершить качественный скачок в области аграрной науки, а также выстроить современную систему внедрения передовых разработок в производство.
С этой целью Министерство разрабатывает комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера — проводится системная работа по четырем основным направлениям:
разработка прогноза научно-технологического развития сельского хозяйства до 2020 г.;
создание эффективной системы внедрения результатов НИОКР;
повышение эффективности финансирования аграрной науки; развитие кадрового потенциала. К числу первоочередных задач также отнесены:
завершение работы над концепцией устойчивого развития сельских территорий;
совершенствование земельного законодательства;
принятие отраслевой программы по развитию семеноводства в Российской Федерации до 2012 г.;
разработка программы по развитию птицеводства на период до 2020 г.;
разработка программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственно-го рынка, предусматривающей значительное расширение возможностей по хранению и переработке зерна и других видов сельскохозяйственной продукции;
создание региональных «агропромышленных парков», которые будут включать перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозтоваропроизводителей;
формирование информационно-аналитической системы для повышения эффективности управления отраслью.
Таким образом, предполагается, что в 2010 г. отрасль сохранит положительную динамику развития и выполнит основные показатели, заложенные в пятилетней Госпрограмме и Доктрине продовольственной безопасности России.