Научная статья на тему 'Ученый, педагог, руководитель'

Ученый, педагог, руководитель Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученый, педагог, руководитель»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Челябинской государственной академии культуры и искусств

НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ

К ЮБИЛЕЮ В. Я. РУШАНИНА

А. В. Штолер, Н. Н. Штолер

_ _ _________ _ _ ___ ___________ *

УЧЕНЫЙ, педагог, руководитель

Современный этап развития высшей школы в России предполагает огромное количество «вызовов» со стороны внешней среды: государства, профессионального сообщества, общества в целом. Принципиальная невозможность рационального выбора «единственно верного» пути рождает потребность в личностях, способных не только оценить перспективы развития высшего учебного заведения и определить способы их достижения, но и нести всю полноту ответственности за принятые решения и осуществляемые действия. В 2002 г. на должность ректора Челябинской государственной академии культуры и искусств был избран профессор, доктор исторических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Владимир Яковлевич Рушанин. Данное событие стало поворотным в судьбе и вуза, и ученого.

Специфические требования к руководителю в сфере высшего образования предполагают наличие не только административно-управленческих навыков, но и достаточно весомого авторитета в научно-педагогической и профессиональной среде. Средством объективации степени признания научной и педагогической деятельности в области социально-гуманитарного знания становится, в первую очередь, публикаторская деятельность ученого, во вторую - результативность его учеников.

Публикуется с сокращением, полный текст см.: Штолер А. В., Штолер Н. Н. В. Я. Рушанин: ученый, педагог, руководитель // Рушанин Владимир Яковлевич: биобиблиогр. указ. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Н. Н. Штолер. Изд. 2-е, испр. и доп. Челябинск, 2012. (Сер. «Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы»). С. 7-22.

Выбор профессионального пути будущего исследователя был предопределен интересом к историческим наукам, сформировавшимся еще в период обучения в школе. Как вспоминает Владимир Яковлевич, в старших классах он занимался историей по вузовским учебникам, изучал классические труды Б. Д. Грекова, Е. В. Тарле, Б. А. Рыбакова, А. З. Манфреда. В 1968 г. в 16-летнем возрасте, в порядке исключения юного исследователя записали в качестве читателя в Челябинскую областную универсальную научную библиотеку, допустили к работе с дореволюционными документами в областном архиве. Научная работа старшеклассника получила высокую оценку не только школьного учителя, но и декана исторического факультета Челябинского государственного педагогического института Бориса Васильевича Григорьева. Впоследствии результаты первого научного опыта, по признанию В. Я. Рушанина, были включены в кандидатскую и докторскую диссертации.

Интерес к изучению истории общественного движения на Урале получил свое развитие в период студенчества (историко-педагогический факультет Челябинского государственного педагогического института, 1970-1975 гг.). Достаточно заметить, что студентом-историком В. Я. Рушани-ным было публиковано 11 статей в центральных и местных периодических изданиях и научных сборниках. Тематика студенческих публикаций В. Я. Рушанина задает два вектора формирования его интересов - научный и прикладной. Первый был содержательно связан с историей Челябинска и Южного Урала конца XIX - начала ХХ в.: автор на страницах местных газет («Челябинского рабочего», «Вечернего Челябинска», «Комсомольца») раскрывал малоизученные эпизоды становления библиотечных учреждений, местной прессы, народного просвещения, распространения революционных идей. Прикладной аспект устремлений начинающего историка был посвящен вопросам преподавания истории, осуществлению научно-иссле-

164

довательского компонента профессиональной подготовки студенчества («Учительская газета», журнал «Профессионально-техническое образование»).

Научно-исследовательская устремленность

будущего историка подкреплялась признанием профессионального сообщества: дважды - в 1972 и 1974 гг. - он становился лауреатом всероссийских конкурсов студенческих работ по общественным наукам. Увлеченность наукой определила выбор профессиональной стези: в 1975-1978 гг. В. Я. Рушанин продолжает обучение в аспирантуре ЧГПУ. В этот период кристаллизуется область научных интересов исследователя - молодежь Урала в революционных событиях начала ХХ в. Анализ публикаций 1975-1978 гг. свидетельствует, что предметное поле научных изысканий ученого формируется проблематикой столкновений различных политических сил за привлечение рабочей и учащейся молодежи Урала, распространения в молодежной среде революционных идей в период первой русской революции и последующий - реакции, становления комсомольского движения Южного Урала в 20-30-х гг. ХХ в.

Изучение документов центральных и региональных государственных и партийных архивов, публикаций в местной периодике начала ХХ в., подцензурной и нелегальной печатной и рукописной продукции позволило исследователю объективно и подробно воссоздать направления и формы деятельности различных политических сил, в первую очередь, естественно, большевиков, по распространению революционных идей среди учащихся школ, училищ и гимназий Урала (Екатеринбурга, Перми, Кунгура, Уфы, Оренбурга, Челябинска и других городов) в 1907-1910 гг. Подтверждением высокого уровня научных притязаний ученого-историка стала защита в 1978 г. кандидатской диссертации «Деятельность большевиков Урала по революционному воспитанию учащейся молодежи в годы реакции (1907-1910 гг.)».

История молодежного движения в дореволюционной России становится одной из доминант научных интересов исследователя. Из 192 работ

В. Я. Рушанина, опубликованных с 1972 по 2012 г., порядка 70 публикаций (более 36 %) посвящены данной теме.

Выбор в истории России в целом и Урала в частности периода XIX - начала XX в. был не случаен. Характеризуя хронологические границы и содержательную структуру собственных научных приоритетов, Владимир Яковлевич признается: «...это был самый сложный, самый динамичный период в истории России, когда произошло несколько революций, когда менялась формация. Десятки миллионов людей были освобождены от крепостного права. Молодежь активно приходила

к радикально левым взглядам. Это был самый бурлящий период - вторая половина XIX - начало XX века».

Следующий этап - 1980-1994 гг. - стал временем плодотворной реализации исследователя и педагога. В. Я. Рушаниным было подготовлено и опубликовано 60 книг и статей, он принимает участие более чем в 20 научных форумах ведущих исследовательских центров Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда), Екатеринбурга (Свердловска), Перми, Уфы, Тюмени. Научная проблематика приобретает новый уровень осмысления и разработки: в исследовательском фокусе историка находятся вопросы эволюции процессов политической радикализации молодежи во второй половине XIX -начале ХХ в. В. Я. Рушанин в своих работах раскрывал различные аспекты революционнодемократического движения молодежи Урала и его изучения: институциональное становление региональных социал-демократических организаций, политическая борьба за влияние на рабочую, крестьянскую и учащуюся молодежь, ее участие в революционном, в том числе и вооруженном, противостоянии, каналы политической агитации и пропаганды, распространения революционных идей, историография участия молодежи в политических событиях рубежа XIX - XX вв.

Накопленный научный материал В. Я. Руша-нин обобщил в учебном пособии «Рабочая молодежь Урала в борьбе против самодержавия и капитализма (1903-1917 гг.)» (Челябинск, 1987) и монографии «Борьба большевиков Урала за

молодежь (1903-1910 гг.)» (Челябинск, 1989), подробно раскрыв формы и методы работы большевистских организаций в молодежной среде, формирование и деятельность нелегальных молодежных объединений, участие молодежи в экономических и политических забастовках, стачках и вооруженных столкновениях, персоналии участников революционных событий.

Интенсивная научно-исследовательская деятельность гармонично сочеталась с педагогической, общественной и просветительской работой. В 1980 г. В. Я. Рушанин получает ученое звание доцента, в 1984-1987 гг. выполняет обязанности секретаря партийного комитета ЧГПИ, в 1991 г. становится заведующим кафедрой социальноэкономических дисциплин, в 1993 г. - заместителем декана историко-педагогического факультета вуза. В 1980-х гг. молодой историк активно работает с областным комитетом ВЛКСМ, областной организацией общества «Знание», выступая в качестве автора методических материалов по истории революционных событий в крае, текущим задачам комсомольской работы, адресованным пропагандистам, лекторам, слушателям народных универ-

165

ситетов. На страницах областных газет («Челябинский рабочий», «Вечерний Челябинск», «Комсомолец») выходит цикл публицистических материалов, посвященных деятелям революционного движения Южного Урала (М. В. Гузакову,

С. Я. Елькину, В. Д. Ковшову, С. А. Кривой, И. М. Мызгину, А. И. Парамонову).

Интенсивность научно-исследовательской

деятельности получает высокую оценку: в 1985 г. В. Я. Рушанин становится лауреатом Всесоюзного конкурса молодых ученых. Закономерный результат научных изысканий исследователя - защита в 1994 г. докторской диссертации «Революционнодемократическое движение уральской молодежи (1861-1917 гг.)» в Челябинском государственном университете.

Своеобразным этапным трудом, подводящим определенный итог более чем 25-летней исследовательской работе, стала монография «Молодежное движение в России: региональный аспект (1861-1904 гг.)» (Челябинск, 1998). На основе глубокой и обстоятельной проработки архивных документов, часть из которых впервые вводилась в научный оборот, в книге обстоятельно раскрывались причины, основные этапы, формы и методы революционного движения молодежи, возрастной состав участников. В. Я. Рушанин подробно анализировал механизмы политической агитации, распространения политических идей в молодежной среде: каналы получения нелегальной литературы, деятельность подпольных библиотек, выпуск неподцензурных рукописных и печатных изданий юношеских групп, кружков, организаций. Принципиальным моментом, определившим научную новизну монографического исследования, стали атрибуция и использование ученым практически неизученных историками Урала материалов нелегальной молодежной печати.

В 1994 г. В. Я. Рушанину присвоено ученое звание профессора, он был назначен на должность проректора по научно-исследовательской работе ЧГПИ. Заинтересованность новым направлением своей работы, знание внутренних проблем вузовской (и прежде всего студенческой) науки позволило придать ее развитию новый импульс.

В относительно короткие сроки вузу, в 1995 г. получившему статус университета, удалось реализовать накопленный научный потенциал, вывести научно-исследовательскую инфраструктуру на качественно более высокий уровень. Вехами данных изменений стали открытие новых диссертационных советов, лицензирование новых научных специальностей в аспирантуре, учреждение системы именных стипендий (в память о крупных ученых вуза), выход с 1995 г. в шести сериях научного журнала «Вестник Челябинского государственного

педагогического университета», определение организационных и финансовых механизмов поддержки научных кадров. В 2001 г. по инициативе В. Я. Рушанина в вузе была введена практика гран-тирования научных исследований педагогов и студентов, организован выпуск научной серии «Ведущие ученые ЧГПУ», представляющей исследователей и преподавателей, формировавших научный потенциал университета.

Траектории научной активности профессора, доктора исторических наук В. Я. Рушанина включали не только руководство научно-исследовательским комплексом университета. Комплексная проблематика истории молодежного движения генерировала целый ряд самостоятельных тематических направлений научных исследований. Изучение процессов политической радикализации социальных устремлений учащейся молодежи позволило исследователю аккумулировать значительный исследовательский материал по истории системы образования, эволюции книжной культуры Урала второй половины XIX - начала ХХ в.

В 1994 г. В. Я. Рушанин совместно со своими аспирантами Л. М. Коневым и В. В. Чуприным подготовил и опубликовал книгу «Из истории среднего образования на Урале (1861-1917 годы)». В ней впервые исследовалось состояние учебного процесса в дореволюционной школе, в частности в реальном училище и женской гимназии в Челябинске. На основе архивных документов, дореволюционных источников авторы раскрывали вопросы численности, динамику социального состава учащихся и педагогов, размещения средних школ, содержания и особенностей организации учебного процесса, источников финансирования образовательной деятельности уральских средних учебных заведений. Это издание было представлено директорам челябинских школ - участникам городской игры «Типология учебных заведений»*.

История становления и развития образования Урала в целом и Южного Урала в частности, заявленная одной из первых публикаций 1973 г., становится определяющей в исследовательской деятельности историка. Достаточно заметить, что из 16 докторских и кандидатских диссертаций, защищенных в 1995-2011 гг. под руководством В. Я. Рушанина, половина исследований была посвящена истории образования на Южном Урале.

Реконструируя эволюцию региональной системы образования, В. Я. Рушанин в собственных и совместных публикациях многоаспектно освещает малоизученные страницы формирования и станов-

* Рушанин В. Я. Новый доктор для школы и вуза: интервью с В. Я. Рушаниным / взял Г. Давыдов // Большая перемена (Челябинск). 1994. 11-17 апр. С. 2.

166

ления среднего, среднего профессионального, высшего и внешкольного образования на Урале, деятельности отдельных учебных заведений. Самостоятельный блок публикаций данного тематического направления представляют статьи-воспоминания о наставниках и учителях - историках ЧГПУ: деканах историко-педагогического факультета Л. Г. Туркиной и Л. К. Матюхиной, заведующем кафедрой всеобщей истории И. В. Семенове, доценте кафедры В. М. Антропове, профессоре, заведующем кафедрой истории КПСС Н. К. Лисовском, профессоре А. П. Абрамовском.

Монография «Внешкольное образование на Урале (вторая половина XIX - начало ХХ века)» (Челябинск, 2011), подготовленная В. Я. Рушани-ным в соавторстве с кандидатом исторических наук М. Р. Юсуповым, обобщила накопленный исторический материал. Исследователи анализируют опыт земских структур, органов местного самоуправления Пермской, Уфимской, Оренбургской, Вятской губерний по организации образования взрослого населения, основные формы внешкольных учреждений.

Самостоятельным направлением в деятельности В. Я. Рушанина в 1994-2002 гг. становится краеведение. Его организационное возрождение в Челябинской области произошло в мае 1989 г., когда начало свою работу областное общество краеведов. В. Я. Рушанин входил в Совет общества, в 2000-2004 гг. избирался его председателем. В 1999 г. за книгу «Молодежное движение на Урале» он был награжден премией им. В. П. Бирюкова. С именем Владимира Яковлевича связан целый ряд краеведческих издательских проектов. При его поддержке на базе ЧГПУ с 2000 г. стал выходить «Вестник Челябинского общества краеведов», на страницах которого В. Я. Рушанин в контексте исторического опыта (деятельности Уральского общества любителей естествознания) обозначил приоритеты общественного движения, нацеленного на всестороннее познание родного края, на Южном Урале. В рамках областного общества краеведов были инициированы проекты подготовки масштабных региональных справочных изданий, в редакционные коллегии которых вошел В. Я. Рушанин, - энциклопедий «Челябинск» (Челябинск, 2001) и «Челябинская область» (в 7 т. Челябинск, 2003-2008). В ряду публикаций краеведческой тематики можно назвать материалы, посвященные редактору челябинской газеты «Голос Приуралья» В. А. Весновскому (1974), краеведу, собирателю и исследователю Урала, писателю, библиографу и педагогу В. П. Бирюкову (2005), уроженцу Челябинской области, кинорежиссеру С. А. Герасимову (2006).

Избрание в 2002 г. на должность ректора Челябинской государственной академии культуры и ис-

кусств способствовало реализации личностного потенциала В. Я. Рушанина не только как организатора вузовской науки, но и как руководителя уникального для Уральского региона высшего учебного заведения. За прошедшее десятилетие академия качественно преобразилась. Произошло существенное расширение номенклатуры образовательных направлений высшего и послевузовского образования. В настоящее время в вузе лицензированы и реализуются образовательные программы по семи укрупненным группам: 030000 Гуманитарные науки; 040000 Социальные науки; 050000 Образование и педагогика; 070000 Культура и искусство; 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания; 230000 Информатика и вычислительная техника. Обучение в аспирантуре осуществляется по восьми научным специальностям. В академии действуют два диссертационных совета по четырем научным специальностям, с возможностью присвоения ученых степеней кандидата и доктора педагогических, исторических, философских наук, культурологии и искусствоведения. В 2004 г. был учрежден ежегодный внутриакадемический конкурс на присуждение премий и грантов для поддержки и поощрения лучших научно-публикаторских и научно-исследовательских достижений в области культуры, искусства и образования.

Многократно увеличился выпуск издательской продукции вуза (научной, учебной, справочной, библиографической, нотно-музыкальной).

Так, в 2003-2007 гг. публикационная активность научно-педагогического коллектива академии по сравнению с 1998-2002 гг. выросла более чем на 72 %. Выпуск учебных изданий составил свыше 750 названий (рост около 90 %). «Взрывные» темпы увеличения стали закономерным следствием целенаправленных усилий руководства академии по формированию научно-образовательной инфраструктуры, укреплению издательско-полиграфической базы академии.

В 2002 г. по инициативе В. Я. Рушанина начинает издаваться «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств», включенный Высшей аттестационной комиссией в 2010 г. в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов.

Безусловно, в условиях погружения в относительно новую сферу деятельности при сохранении общего вектора научных интересов произошла определенная модификация исследовательских приоритетов В. Я. Рушанина. Достаточно заметить, что из более чем 100 его публикаций последних 11 лет (2002-2012 гг.), около 70 % содержательно связаны с академией.

Вопрос оценки современного состояния вуза, перспектив его развития, обозначения его статуса в

167

социокультурном и образовательном пространстве региона становится доминирующей проблематикой опубликованных работ ректора академии. Образовательные технологии, научные, творческие, социальные проекты по подготовке специалистов в сфере социальных коммуникаций (библиотечного дела, книгоиздания, телевидения), социальнокультурной деятельности, пропаганде и продвижению чтения, гражданскому воспитанию, в сфере формирования и реализации региональной культурной политики были обобщены и представлены В. Я. Рушаниным профессиональному сообществу в рамках целого ряда крупных научных форумов во Франции, Корее, Украине, Казахстане, России (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Оренбург).

При этом объективная оценка текущего состояния вуза немыслима, по мнению ректора, без изучения его истории. В. Я. Рушанин - инициатор ряда издательских проектов, представляющих различные аспекты истории вуза. Первым изданием в этом цикле стала выпущенная к 35-летнему юбилею книга «Челябинская государственная академия культуры и искусств: страницы истории» (Челябинск, 2003), автором-составителем который выступил профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории В. С. Толстиков. Книга «Созвездие творческих судеб» (Челябинск, 2007), подготовленная В. Я. Рушаниным в соавторстве с В. С. Толстиковым, представила биографии почти четырехсот выпускников академии, внесших существенный вклад в развитие сферы культуры и искусства Урала и России в целом. Ректор является составителем третьего издания данного цикла -«Свидание с молодостью, или Академия в воспоминаниях» (Челябинск, 2008).

Стремление к обобщению, объективации и сохранению исторического опыта вуза стало отправной точкой для создания Музейного комплекса академии, издания «Музейного вестника», составления и публикации ретроспективных библиографических пособий «Труды преподавателей и сотрудников Челябинской государственной академии культуры и искусств», серии биобиблиогра-фических указателей «Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы». Личностный аспект формирования уникального научно-педагогического коллектива вуза предопределил подготовку В. Я. Рушаниным целого ряда статей о наиболее известных ученых, деятелях культуры и искусства, судьбы которых оказались связаны с академией (А. И. Лазареве, И. Г. Мор-генштерне, Д. Б. Перчике, П. В. Сапронове, Т. М. Синецкой, М. Д. Смирнове, Н. П. Шилове). Изданием, обобщившим историю становления и представившим современный облик вуза, стала масштабная энциклопедия «Челябинская государ-

ственная академия культуры и искусств», вышедшая в текущем году.

В структуре исследовательских интересов

В. Я. Рушанина, помимо истории и современного состояния вуза, его образовательной, научной и творческой деятельности, самостоятельное воплощение приобретает тема эволюции региональной книжной культуры. Достаточно заметить, что самая первая публикация студента-историка была посвящена деятельности челябинских библиотек начала ХХ в.

Первоначально данная проблематика - деятельность местных библиотечных учреждений, создание библиотек и книжных собраний политических молодежных объединений, выпуск ими периодических изданий (рукописных и печатных) -интерпретировалась в контексте исследования каналов распространения политических идей в молодежной среде. Одной из первых работ, объективировавших историко-книговедческий аспект исторических изысканий В. Я. Рушанина, стал «Каталог изданий уральской революционной молодежи: (1895-1917 гг.)» (Челябинск, 1988). Издание, выпущенное Челябинской областной организацией добровольного общества любителей книги РСФСР, представляло издательскую продукцию молодежных политических объединений Урала. Своеобразное обобщение результатов более чем 25-летних научных разысканий - книга В. Я. Рушанина «Печатные и рукописные издания уральской учащейся молодежи в 1859-1917 годах» (Челябинск, 2011). Статья «Молодежная печать Урала во второй половине XIX - начале XX в.» раскрывает основные этапы ее становления и изучения. Далее приведен указатель изданий уральской учащейся молодежи (1859-1917 гг.), в котором представлены сведения о 125 периодических и продолжающихся изданиях, выпускавшихся в учебных заведениях Пермской, Уфимской, Оренбургской, Вятской и Тобольской губерний.

Достаточно заметить, что в библиографическом указателе «Периодика Урала» (Свердловск, 1976) упоминается лишь порядка 30 подобных изданий, публиковавшихся с конца 60-х гг. XIX в. до начала ХХ в. Данное обстоятельство может свидетельствовать о степени полноты работы В. Я. Ру-шанина и, соответственно, уровне ее научной значимости.

При поддержке В. Я. Рушанина в академии в 2009 и 2011 гг. была проведена научная конференция «Региональные проблемы истории книжного дела». В рамках научного форума В. Я. Рушанин представил доклады по историографии истории книги на Урале XVIII - начала ХХ в., судьбе частных книжных собраний (в частности, библиотеки профессора И. Г. Моргенштерна). Интерес к исто-

168

рии книжной культуры, изучению книжных памятников (например, первого издания «Описания Сибирского царства и всех произошедших в нем дел...» Г. Ф. Миллера), уникальных книжных собраний обусловлен и личными пристрастиями уче-ного-историка. Увлеченный библиофил, Владимир Яковлевич коллекционирует не только справочные краеведческие издания, книги об Урале, но и дореволюционные открытки и фотографии. Материалы из личной коллекции ректора неоднократно экспонировались в Музее книги академии.

2012-й - год не только 60-летия Владимира Яковлевича Рушанина, но и 40-летия с момента выхода его первой публикации. Безусловно, оценка результатов научной, педагогической и общественной деятельности ученого-историка, ректора Челябинской государственной академии культуры и искусств, объективированных в его опубликованных работах, задача чрезвычайно сложная. Достаточно заметить, что издательско-публикационное воплощение активности В. Я. Рушанина приобретало самые разнообразные формы. Так, он входил в состав, руководил авторскими и редакционными коллективами более 100 научных непериодических, периодических и продолжающихся изданий, региональных энциклопедий и справочников, учебников, библиографических пособий,

выступал в качестве научного редактора и рецензента свыше 10 научных монографий.

При всем разнообразии научных проблем и сюжетов, жанровых и типологических характеристик опубликованных работ В. Я. Рушанина представляется возможным выделить тематические доминанты, определявшие содержание его научно -педагогической деятельности: политическая история, история образования и книжной культуры Урала XIX - начала XX в., высшая школа (организация вузовской науки, в том числе студенческой, профессиональное образование в сфере культуры и искусства). При этом реконструкция исторического опыта становилась для исследователя не самоцелью, но источником для решения текущих проблем, выбора перспектив развития.

Широта научных интересов и новизна подходов, трудоспособность и целеустремленность, порядочность и открытость снискали Владимиру Яковлевичу Рушанину - ученому, педагогу и руководителю - заслуженное признание историков, вузовской общественности и профессионального сообщества не только на Урале, но и в России в целом. Свидетельство тому - избрание в декабре 2011 г. на третий срок ректором Челябинской государственной академии культуры и искусств.

С. В. Буцык, С. А. Климаков

НЕОБЫЧНАЯ БИОГРАФИЯ

Ректору Челябинской государственной академии культуры и искусств, доктору исторических наук, профессору, заслуженному работнику высшей школы РФ Владимиру Яковлевичу Рушанину 26 июля исполнилось 60 лет.

В. Я. Рушанин родился в дружной многодетной семье в Челябинске. Уже в раннем возрасте он обратил на себя внимание исключительной способностью к обучению и неординарными личными качествами. Перспективных дорог просматривалось сразу несколько, но победила тяга к исследованию истории. Выдающиеся для школьника успехи, проявленные в этом направлении, связь с научным обществом учащихся, открыли для юноши двери престижного историко-педагогического факультета Челябинского педагогического института.

И с 1970 г. более чем на 30 лет его судьба была связана с этим вузом. Необыкновенный студент. Ленинский стипендиат - круглый отличник, прошедший весь период обучения без единой четверки в зачетной книжке. Увлеченный и активно реализующий себя в науке молодой человек -лауреат всероссийских конкурсов студенческих

работ. Автор интересных материалов на темы истории и педагогики в местных и центральных средствах массовой информации. Председатель научного студенческого общества факультета и института. Признанный, пользующийся уважением сокурсников и учителей лидер, «всегда умница, всегда собранный, четкий, очень целенаправленный... заставил говорить о себе» - вспоминали Рушанина-студента сотрудники пединститута.

После получения красного диплома Владимир Яковлевич продолжил образование в аспирантуре вуза, исследовал историю революционнодемократического движения молодежи Урала на рубеже XIX - XX вв. под руководством авторитетного ученого Н. К. Лисовского. В 1978 г., защитив диссертацию, В. Я. Рушанин стал кандидатом исторических наук, вписав в свою биографию очередной уникальный факт: в СССР еще не было прецедентов получения ученой степени кандидата исторических наук в 26 лет.

Следующие 15 лет жизни связаны с активной преподавательской деятельностью в ЧГПИ: доцент (с 1980 г.), заведующий кафедрой со-

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.