Научная статья на тему 'К 65-летию В. Я. Рушанина. Грани одной личности'

К 65-летию В. Я. Рушанина. Грани одной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 65-летию В. Я. Рушанина. Грани одной личности»

К 65-ЛЕТИЮ В. Я. РУШАНИНА ГРАНИ ОДНОЙ ЛИЧНОСТИ..

65 лет... не круглая дата, но и уж точно не проходная. Возраст, позволяющий делать выводы «по итогам» и одновременно строить планы на перспективу. Очень многое здесь зависит от потенциала личности, от внутренней энергии и ощущения выполненности собственного предназначения. Однако большую роль в принятии решения играют внешние силы, тот социум, в котором проходит не только трудовая активность, но, по сути, жизнь.

Жизнь ректора не просто всегда на виду у возглавляемого коллектива. Каждое его управленческое решение неизбежно отзывается эхом эмоций, обсуждений и подсознательно выставляемой оценкой. За годы работы десятки таких оценок постепенно кристаллизуются в то, что социологи называют общественным мнением. А здесь рукой подать до сформировавшегося отношения, а оно уже само становится фактором успешности или неуспешности.

Отношение к Владимиру Яковлевичу Ру-шанину как руководителю было продемонстрировано коллективом вуза на состоявшихся в декабре 2016 г. выборах ректора. По результатам тайного голосования не было ни одного голоса против! Результат сам по себе редкий, а в условиях творческого вуза - уникальный. Оценка ректора как управленца, данная коллективом, была поддержана учредителем -

Владимир Яковлевич Рушанин - доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, ректор Челябинского государственного института культуры

Министерством культуры Российской Федерации. Таким образом, В. Я. Рушанин подтвердил свое реноме управленца, организатора, хозяйственника... Однако личность ректора нашего вуза куда более разнопланова и многогранна. Было бы исключительно ошибочно считать управленческую составляющую главной в иерархии его профессиональных качеств. Книжник, Историк, Педагог, Коллекционер (все с заглавной буквы) - вот сущностные образы В. Я. Рушанина, каждый из которых совершенно равноправно претендует на лидерство при создании объективного портрета его личности.

И если про управленческие качества Владимира Яковлевича все сказал коллектив вуза, то про его научный и педагогический талант по праву могут говорить ведущие ученые института. Коллеги, ставшие его соавторами и соратниками в творческих исканиях научной истины.

А. В. Лушникова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой туризма и музееведения ЧГИК

Лучше всего о Владимире Яковлевиче Рушанине как коллекционере сказал гений русской литературы А. С. Пушкин: «.Я спрятал потаенну / Сафьянову тетрадь. / Сей свиток драгоценный, / Веками сбереженный.». Но начало XIX столетия - это время

153

становления исторического знания, которое только набирало опыт собирания и изучения исторических документов. Поэтому позволим себе дополнить поэтические строки.

Звание Историк ко многому обязывает, но в первую очередь - это уважение к людям, без которых история не совершается. Участники исторических реалий не всегда готовы к раскрытию интересных фактов, причинно-следственных связей произошедших событий. Но каждый историк знает, что история как нематериальна, так и материальна, когда в предметном ряде фиксируется объективная информация, требующая для правильной интерпретации применения методов источниковедческого исследования. Иными словами, историк включается в процесс коллекционирования с точки зрения источниковедческого исследования, а не с позиции страсти к собирательству. В. Я. Рушанин - ярчайший пример профессионального подхода к комплектованию и изучению документальных свидетельств. Лучше самого В. Я. Рушанина об этом не сказать: «Какой ученый-историк без подлинных документов времен минувших! История - уникальная наука. Представить истинного историка без тяги к "собирательству" достаточно сложно» [4].

Коллекция ученого-историка включает разнообразный ряд источников - фотографии, книги, документы, почтовые карточки (открытки). Но главным в этой коллекции является «поисковый элемент», раскрывающий историю личности, в руках которой находился данный предмет. Речь идет не только о знаменитых личностях. Владимир Яковлевич прослеживает биографию владельца книги, адресата или адресанта почтовой карточки, автора документа с позиций участия в исторической повседневности, причастности к конкретным событиям. История Уральского региона, России обретает подлинные черты через имена и судьбы участников событий.

История - это уникальный феномен, включающий в себя как сам ход истории, так и процесс исследования исторических фактов и категорий. Вторая составляющая истории как нау-

ки - актуализация фактов и «презентация» доказательной исследовательской базы. Это уже высший уровень исторических исследований, когда историк рассказывает и объясняет выводы, полученные в ходе работы с архивными, музейными и частными коллекционными собраниями. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на исторический факт. Он «обрастает» плотью и кровью, он становится «живым», приближается к нам во времени и пространстве. Собственно, это и есть машина времени, которую так давно изобретают.

Как истинный историк В. Я. Рушанин умеет управлять этой машиной и всегда приглашает в путешествие вместе с собой тех, кому это интересно. Лекции, предлагаемые историком-педагогом слушателям, завораживают не театрализацией факта, а включением в сам процесс поиска, открытия. Через рассказ о собственных открытиях, в том числе и уникальных экземплярах документальных источников своей коллекции, Владимир Яковлевич умело и ненавязчиво обучает приемам исторического исследования, заражает вирусом под названием «история».

Сегодня этим «вирусом» болеет весь вуз. Начало этому было положено появлением в 2003 г. исторической экспозиции Музейного комплекса академии. Попытка комплектования материалов для открытия музея предпринималась и ранее. Но создание музея оказалось напрямую связано с инициативой и профессиональными знаниями ректора вуза доктора исторических наук, профессора, историка не только по официальным документам, а по призванию.

В. С. Толстиков, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории ЧГИК

Владимир Яковлевич Рушанин - крупный и серьезный ученый-историк, искренне увлеченный наукой, цельно и органично совмещающий, казалось бы, несовместимое - административную работу в качестве ректора вуза культуры и активную научно-исследовательскую деятельность, работу в архивах и публи-

154

кацию новых монографий, выступления на конференциях.

В. Я. Рушанин - автор более 200 печатных работ, в том числе монографий и учебных пособий. Большинство из них послужили отправными точками для новых научных направлений в работах молодых ученых и студентов. Круг исследовательских интересов Владимира Яковлевича многосторонен и актуален: история России и Урала второй половины XIX - начала XX в., включающая такие важнейшие аспекты, как история молодежного движения и народного образования, история культуры и история книжного дела. В последнее время Владимир Яковлевич активно разрабатывает новую перспективную отрасль научного знания - историческую биографику. Крупным событием в научной жизни Урала стал выход в свет книги В. Я. Рушанина «Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени» [8]. В этом капитальном труде, на основе привлечения широкого массива новых архивных и других документов, автором воссоздана реальная, объективная картина событий.

В. Я. Рушанин - лауреат премии им. В. П. Бирюкова (1999 г.) за монографию, комплексно исследующую историю молодежного движения на Урале [9].

По результатам VII областного конкурса на лучшую издательско-полиграфическую продукцию в 2013 г. в номинации «Научная и учебная литература "О, сколько нам открытий чудных..."» первое место занял труд В. Я. Рушанина «Печатные и рукописные издания уральской учащейся молодежи в 18591917 гг.» [10] как лучшая научная книга.

Молодым, начинающим свой путь в науке исследователям везет в жизни особо, если они работают с Владимиром Яковлевичем в рамках обучения в аспирантуре по специальности «Отечественная история». Владимир Яковлевич был и остается настоящим Учителем. Семнадцать учеников успешно защитили диссертации под его научным руководством. В 2012 г. к 60-летию своего учителя благодарные ученики издали сборник статей «Научная школа Владимира Яковлевича Рушанина: Диалоги об ис-

тории» [5]. Публикации в книге ярко показывают, что проблематика исследований представителей научной школы, отражая структуру разнообразных исследовательских интересов В. Я. Рушанина, нацелена на историческую реконструкцию социально-политического, экономического, культурного развития Урала и России в целом во второй половине XIX - первой половине XX в., на эволюцию региональной системы образования, институтов социально-культурной сферы в контексте общеисторических процессов на территории России.

А в 2016 г. молодые исследователи вручили ректору памятный диплом «Главный научный ориентир» международного научно-творческого форума «Молодежь в науке и культуре XXI века» [3]. И все это не простая формальность, а глубокая благодарность студентов и аспирантов Владимиру Яковлевичу за всемерную поддержку их усилий на научном поприще.

Н. О. Александрова, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой до-кументоведения и издательского дела ЧГИК

Особое направление исследовательской деятельности В. Я. Рушанина - эволюция региональной книжной культуры. Его первая публикация еще как студента-историка была посвящена деятельности челябинских библиотек начала ХХ в. [13]. Интерес к истории книжной культуры, изучению книжных памятников (например, первого издания «Описания Сибирского царства и всех произошедших в нем дел.» Г.-Ф. Миллера), уникальных книжных собраний обусловлен и личными пристрастиями ученого-историка. Увлеченный библиофил, Владимир Яковлевич коллекционирует справочные краеведческие и книговедческие издания, книги об Урале.

Первоначально данная проблематика -деятельность местных библиотечных учреждений, создание библиотек и книжных собраний политических молодежных объединений, выпуск ими рукописных и печатных периодических изданий - интерпретировалась Владимиром Яковлевичем в контексте исследования каналов распространения политических идей в

155

молодежной среде. Обобщением результатов более чем 25-летних архивных и историко-книжных разысканий стала монография «Печатные и рукописные издания уральской учащейся молодежи в 1859-1917 годах» [10], включающая «Указатель изданий уральской учащейся молодежи (1859-1917 гг.)». Уникальное пособие собрало воедино сведения о 125 периодических и продолжающихся изданиях, выпускавшихся в учебных заведениях Пермской, Уфимской, Оренбургской, Вятской и Тобольской губерний. Об уровне его научной значимости свидетельствует то обстоятельство, что библиографическое пособие «Периодика Урала» (Свердловск, 1976) включало лишь около 30 подобных изданий.

Работа Владимира Яковлевича Рушанина в качестве ректора вуза культуры обусловила его интерес к проблемам подготовки кадров в этой сфере. В 2009 г. им было инициировано проведение Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика». Она стала традиционной [1; 2; 6; 7]. За восемь лет работы в ней приняли участие ведущие ученые-книговеды В. П. Леонов, Б. В. Ленский, С. Н. Лютов, А. Л. Посадсков, Ю. Н. Столяров и др. Последняя, четвертая конференция (2016) [2] прошла в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)» при поддержке Министерства культуры РФ.

Научно-педагогическая работа Владимира Яковлевича тоже не ограничивается только отечественной историей. Библиофильское увлечение позволило разработать и преподавать дисциплину «Теория и история библиофильства», знакомить студентов с уникальными экземплярами книжных редкостей, открыток, альбомов из личной коллекции.

Проблемам и перспективам профессионального образования в области библиотечно-информационной деятельности были посвящены доклады В. Я. Рушанина на Втором и Третьем Международных профессиональных форумах «Книга. Культура. Образование. Инновации» (Крым, 2016, 2017) [12], а опыту

подготовки магистров и бакалавров издательского дела - его статья в ведущем профессиональном журнале «Библиография» [11]. Именно при В. Я. Рушанине ЧГИК стал единственным в стране вузом культуры, осуществлявшим весь спектр направлений книговедческого образования на всех ступенях подготовки в области издательского дела и книгораспрост-ранения.

Р. А. Литвак, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ЧГИК

Различные направления и спектры жизнедеятельности Владимира Яковлевича Руша-нина позволяют утверждать, что этот человек принадлежит к кругу ученых-историков, талантливых руководителей и педагогов. По окончании учебы (исторический факультет Челябинского педагогического института) он был приглашен преподавателем на кафедру отечественной истории. Руководство вуза видело в молодом специалисте не только историка и пытливого исследователя, но и талантливого педагога, способного передать азарт получения новых знаний студентам.

Воспитанный в лучших традициях исто-рико-педагогического факультета, Владимир Яковлевич принял активное участие в организации детского коллектива МДЦ «Артек», успешно руководил комсомольской организацией вуза и с интересом работал куратором студенческой группы. Его педагогическая деятельность и сегодня остается нацеленной на вхождение в систему наук, следуя кантовской теории «учиться не мыслям, но мыслить».

И преподавая, он продолжает тему своего научного исследования, разрабатывая исторический аспект становления ученического и молодежного общественного движения в России. Полученные материалы пользуются и сегодня большим спросом у исследователей развития молодежного движения. Владимир Яковлевич быстро набирает опыт преподавателя, проводя лекции не только в студенческой аудитории, но и среди партийных, комсомольских работников, слушателей общества

156

«Знание», а также школьных учителей. Проводимые лекции не вписывались в принятые академические рамки. Он их никогда не читал с листа. Слушатели становились участниками исторических событий, о которых ярко и красочно рассказывал Владимир Яковлевич, дополняя фрагментами из художественной литературы, биографиями великих мыслителей, знаменитых людей нашего Отечества, стихами российских поэтов.

Одним из главных средств общения Владимира Яковлевича является Слово. Слово блестящего оратора, высоко эрудированного, обладающего знаниями во всех научных сферах.

Общение Владимира Яковлевича со студентами - это определенная философская школа и творческая мастерская одновременно.

Позже, являясь проректором по научной работе в педагогическом вузе, он пристальное внимание уделял научной деятельности не только среди преподавателей, но и студентов, причем неформально. Уроки проводились не только в учебных аудиториях и кабинетах, но и на базе отдыха педагогического института «Чайка», в студенческом общежитии, музее и т. д. Совместно выявляли проблемы, создавали различные и очень сложные, созвучные времени направления для дискуссий, где оп-

ределялись противоречия, давалось авторское понимание, осмысление тем или иным социально-политическим событиям, объяснялись причины их возникновения.

В различных сферах жизнедеятельности Владимира Яковлевича высвечивается его педагогическая направленность, которая присуща ему как ученому, администратору и собеседнику. Особое чувство восхищения вызывает написанная им книга «Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени» [8] -это настоящая педагогическая сага, где поднимаются вопросы о значении личности в развитии общества и страны. Современные педагоги должны формировать у подрастающего поколения новое ценностно-смысловое отношение к миру, природе, людям. Всей своей деятельностью Владимир Яковлевич подчеркивает значение творческого соучастия молодежи и коллектива преподавателей в поисках истины, а этой формуле нет альтернативы.

Владимир Яковлевич Рушанин в свои 65 актуален как ученый, интересен как педагог и успешен как руководитель. История его личности и его дела продолжает создаваться, удивляя своей многогранностью и событийностью.

1. Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы III Всерос. (с между -нар. участием) науч. конф. (Челябинск, 23 апр. 2014 г.) / Челяб. гос. акад. культуры и искусств ; Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; ред. кол.: В. Я. Рушанин (предс.), Н. О. Александрова, Н. М. Запекина и др. - Челябинск, 2014. - 379 с.

2. Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы IV Всерос. науч. конф. (Челябинск, 23-25 нояб. 2016 г.) / М-во культуры Российской Федерации, Челяб. гос. ин-т культуры, Челяб. обл. универс. науч. б-ка ; редкол. : В. Я. Рушанин (предисл.), Н. О. Александрова, М. В. Ермолаева и др. -Челябинск : ЧГИК, 2016. - 302 с.

3. Молодежь в науке и культуре XXI в. : материалы междунар. науч.-творч. форума. Челябинск, 31 окт. - 3 нояб. 2016 г. / Челяб. гос. ин-т культуры ; сост. Е. В. Швачко. - Челябинск, 2016. - 358 с.

4. Музейный комплекс : путеводитель / сост. В. Я. Рушанин, А. В. Лушникова, Н. В. Овчинникова ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2013. - 104 с.

5. Научная школа Владимира Яковлевича Рушанина: диалоги об истории : сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств ; [сост. А. В. Штолер, А. Н. Терехов, И. Д. Тузовский]. - Челябинск : ЧГАКИ, 2012. - 270 с.

6. Региональные проблемы истории книжного дела : материалы II Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. (Челябинск, 25-26 окт. 2011 г.) / Челяб. гос. акад. культуры и искусств, Челяб. обл. универс. науч. б-ка; редкол.: В. Я. Рушанин, Н. О. Александрова, М. В. Ермолаева и др. - Челябинск, 2011. - 301 с.

157

7. Региональные проблемы истории книжного дела : материалы Всерос. науч. конф. (Челябинск, 23-24 нояб. 2009 г.) / Челяб. гос. акад. культуры и искусств ; редкол.: В. Я. Рушанин, Н. О. Александрова, М. В. Ермолаева и др. - Челябинск, 2009. - 247 с.

8. Рушанин, В. Я. Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени. - Челябинск : Изд-во Игоря Розина, 2016. - 432 с.

9. Рушанин, В. Я. Молодежное движение в России: региональный аспект (1861-1904 гг.) / В. Я. Рушанин ; М-во общ. и проф. образования РФ ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск : Факел, 1998. - 131 с.

10. Рушанин, В. Я. Печатные и рукописные издания уральской учащейся молодежи в 1859-1917 годах / В. Я. Рушанин. - Челябинск, 2011. - 164 с.

11. Рушанин, В. Я. Профессиональное образование в сфере книжного дела: опыт Челябинского государственного института культуры / В. Я. Рушанин // Библиография. - 2017. - № 3. - С. 5-12.

12. Рушанин, В. Я. Перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности [Электронный ресурс] / В. Я. Рушанин // Книга. Культура. Образование. Инновации : Третий Междунар. проф. форум (Крым, 2017). - Режим доступа : http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2017/disk/044.pdf.

13. Рушанин, В. Я. Библиотеки старого Челябинска / В. Я. Рушанин // Челябинский рабочий. - 1972. -9 апр. - С. 3.

Материал подготовил С. Б. Синецкий

Р. Э. Когда номер журнала был подготовлен к печати, в Законодательном собрании Челябинской области подвели итоги IX областного конкурса на лучшую издательско-полиграфическую продукцию «Южноуральская книга - 2017». Гран-при в номинации «Лучшее научное издание» получила монография В. Я. Рушанина «Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени». Редакция журнала поздравляет В. Я. Рушанина с заслуженной книжной наградой.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.