Научная статья на тему 'Ученые обсуждают проблемы культурного наследия русских сибиряков'

Ученые обсуждают проблемы культурного наследия русских сибиряков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Этнография / Русские / Западная Сибирь
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученые обсуждают проблемы культурного наследия русских сибиряков»

Ученые обсуждают проблемы культурного наследия русских сибиряков

Проблемы истории и культуры народов, населяющих территорию Западной Сибири, привлекают внимание ученых давно. Невозможно однозначно оценить культурное наследие сибирских татар, хантов и манси, ненцев и селькупов, русских старожилов-сибиряков. Для определения состояния, уровня сохранности, степени изученности, понимания особенностей культуры коренных народов западносибирского региона и был задуман в Тобольске научный симпозиум. В 1998 г. состоялся I Сибирский симпозиум, в центре внимания которого были вопросы, касающиеся истории и культуры сибирских татар. В 1999 г. симпозиум изучал культурологические проблемы хантов и манси. 11-13 декабря 2000 г. проходила работа III Сибирского симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири: русские старожилы". Его учредителями выступили Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Комитет по культуре департамента по делам культуры, молодежи и спорта Администрации Тюменской области, Главное управление культуры Администрации Ханты-Мансийского автономного округа. Соорганизаторами этого научного форума явились Комитет по координации научных исследований Ямало-Ненецкого автономного округа, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Главное управление общего и профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа, Администрация г. Тобольска, Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева. Организации и проведению симпозиума способствовала финансовая поддержка многочисленных спонсоров. В симпозиуме приняли участие историки, этнографы, археологи, филологи, архитекторы, работники культуры и образования из Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нефтеюганска, Нижневартовска, Новосибирска, Омска, Тобольска, Томска, Тюмени и других городов Российской Федерации. К началу работы симпозиума был издан сборник его материалов, содержащий 179 тезисов докладов [1].

На открытии симпозиума со вступительным словом выступил председатель оргкомитета, заместитель директора по научной работе Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника А.В.Нескоров, который подвел итоги работы II Сибирского симпозиума и определил цель и задачи, стоящие перед Тобольским музеем-заповедником. Главная, по его мнению, цель - это "единение (объединение) людей через понимание истории, культуры, природы и человека в разнообразных по форме и содержанию процессах общения". Далее прозвучали выступления представителей Администрации Тюменской области, дирекции Тобольского музея-заповедника и спонсоров с поздравлениями и пожеланиями успехов в предстоящей работе форума. Проректор по научной работе Тобольского педагогического университета А.В.Свинтер поздравил

Тобольский музей-заповедник со 130-летием и отметил, что Тобольск становится своеобразной Меккой, местом паломничества для ученых Сибири.

Доклады пленарного заседания были посвящены различным культурно-историческим проблемам русских Сибири. В.А.Могильников (Москва) в докладе "К проблематике взаимоотношений Руси и Югры в XI-XV веках" на основе археологических материалов рассмотрел русско-угорские военные, политические, торгово-обменные и даннические контакты, постарался раскрыть степень воздействия более передовой русской культуры на культуру аборигенного населения. Доклад А.В.Головнева (Екатеринбург) "Верхняя Русь и освоение севера Евразии: разлад истории и историографии" был посвящен опровержению официально-историографической точки зрения на второстепенную роль Верхней (Ладожско-Новгородской) Руси в развитии русской истории и культуры. Автор доклада обратил внимание не только на особенности культуры южной и северной групп восточных славян, но и на их "причастность к различным культурно-генетическим очагам: евразийско-степному и североевропейскому". По его мнению, "в противоборстве Новгорода и Москвы столкнулись не державные и удельные интересы, а различные культурно-исторические традиции -собственно русская (сохраненная новгородцами) и монголо-ордынская (на которой выросла Москва)". В своем выступлении Ш.Ф.Мухамедьяров (Москва) призвал тщательно изучать проблему "географического фактора" как препятствия на пути цивилизации России в связи с присоединением (завоеванием) Сибири и заселением ее русскими". Проблемы сохранения источпиковой базы для изучения культуры сибиряков были освещены в докладе Е.И.Дергачевой-Скоп и В.Н.Алексеева (Новосибирск) "Общинные библиотеки крестьянских старообрядческих миров Сибири XVIII - начала XX веков и их роль в сохранении традиционной духовной, культуры".

Далее работа симпозиума проходила по различным направлениям. Первая сессия (председатель А.В.Головнев) была посвящена взаимоотношениям русских, тюрков и уральцев. Историк из Екатеринбурга Н.В.Федорова, проанализировав письменные и археологические источники, пришла к выводу, что появление русских воинов и торговцев в районах Нижнего Приобья до середины XIV в. "в источниках никоим образом не отразилось и говорить о каких-то серьезных контактах новгородцев и зауральской Югры не приходится". С интересом отнеслись участники симпозиума к докладу Е.В.Переваловой (Екатеринбург) о "русских" в представлениях обских угров и лесных ненцев.

На второй сессии под названием "Живая старина и история" (председатель А.Т.Шашков) докладами Е.Ф.Фурсовой (Новосибирск) и В.Л.Козловой (Тюмень) были затронуты вопросы праздничной обрядности русских сибиряков. Приемам предохранительной магии русских старожилов юга Западной Сибири в семейной и календарной обрядности, а также в повседневной жизни был посвящен доклад Т.Н.Золотовой (Омск). Большой интерес вызвало

выступление М.А.Жигуновой (Омск) на тему "Роль женщины в семье и сохранении народных традиций". Докладчик остановилась на полифункциональности образа русской женщины, сочетающего в себе хозяйственность, домовитость, умение воспитывать детей и активность в производственной сфере.

Сессия "Советское наследие" (председатель Г.Е. Корнилов) затронула вопросы, касающиеся сибирских спецпереселенцев (доклады Л.В.Алексеева из Нижневартовска и К.А.Ощепкова из Яр-Сале), проблемы сохранения и социализации традиционной культуры русского населения Тюменской области (Н.В.Балюк, Тюмень), вопросы социальной структуры традиционного и современного крестьянского общества (Б.Г.Истомин, Ишим) и другие. На четвертой сессии (председатель Е.В.Перевалова) звучали выступления о выдающихся личностях и коллективных портретах жителей отдельных местностей Западной Сибири. Описанию борьбы митрополита Игнатия Римского-Корсакова со староверческим движением в Сибири посвятил свой доклад А.Т.Шашков (Екатеринбург). Опытом использования генеалогического метода для изучения этнической истории русских сибиряков поделились омские этнографы М.Л.Бережнова и С.Н.Корусенко. Использование этого метода предполагает создание фонда семейных родословных, собранных в ходе экспедиционных работ и реконструированных по архивным источникам. Благодаря соединению двух видов источников удается получить генеалогии семей, восходящие к XVIII веку. Генеалогические материалы могут быть использованы при изучении этнической истории и семейного быта русских, при анализе состава крестьянской семьи и сельской общины, при исследовании этнического самосознания, современного этнического и этносоциального состава населения.

Во время работы пятой сессии "Источники, методы, проекты" (председатель М.Л.Бережнова) возникла оживленная дискуссия при обсуждении доклада А.Г.Селезнева (Омск) на тему "Свет причуден и град велик": символическое осмысление Сибири в средневековом русском источнике". Рассмотрев текст, составленный безвестным новгородцем в XV столетии, автор поставил проблему истоков представлений о мифическом Великом граде на юге Сибири. Устойчивость образов и символов, связанных с этим мифологическим сюжетом в различных культурных традициях, позволила автору говорить о "мощном пласте представлений о "стране блаженных" на севере, которые возникли в рамках индо-иранской, а может быть, и в более архаичной мифологии".

Заинтересованно выслушали собравшиеся выступление Г.П.Визгалова (Нефтеюганск) о состоянии и перспективах изучения археологического памятника общесибирского значения Мангазеи. О российском законодательстве XVIII века как источнике по изучению процесса заселения Сибири рассказала И.В.Чернова (Томск). Проблему исследования тобольских изразцов затронул в своем выступлении А.В.Нескоров (Тобольск). Подробному описанию форпостов Ишимской укрепленной линии и реконструкции маршрутов передвижения рус-

ского населения Среднего Прииртышья посвятил свой доклад А.В.Матвеев (Омск). Омский археолог Л.В.Татаурова рассказала о раскопках русских поселений XVII - XVIII веков Бергамак I и Изюк I, изучение которых показало уровень развития материальной культуры русского населения Омского Прииртышья в данный период и поставило множество новых вопросов. С.С.Тихонов (Омск) в своем выступлении сопоставил данные археологических исследований русских деревень XVIII в. с описанием Г.Ф.Миллера и пришел к выводу о перспективности подобных сопоставлений при изучении истории Сибири.

Шестая сессия "Города. Архитектура. Музеи" (председатель А.П.Долнаков) была посвящена обсуждению судеб сибирских городов и проблемам реконструкции Тобольского кремля. Завершилась работа симпозиума работой круглого стола "Тобольск как уникальный центр культурного наследия русских старожилов Западной Сибири: проблемы изучения, сохранения и использования".

Организаторы симпозиума предложили гостям г. Тобольска интересную культурную программу. Участники научного форума смогли посетить Аба-лакский Свято-Знаменский мужской монастырь, славящийся своей Чудотворной иконой Божьей Матери "Знамение", интересную выставку "Русский коч" (судно для морского плаванья) и богатую экспозицию Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

III Сибирский симпозиум прошел на высоком научном и организационном уровне. Была отмечена его актуальность и практическая значимость, а также необходимость дальнейшего изучения и сохранения культурного наследия русских старожилов Западной Сибири.

[1] Русские старожилы: Материалы III Сибирского симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири" / Отв. ред. A.B. Головнев. Омск: Изд-во Ом. пед. ун-та, 2000. 546 с.

Т.Н. Золотова

Международный научный семинар "Интеграция археологических и этнографических исследований" как катализатор научных идей

15-18 сентября 2000 г. во Владивостоке был проведен семинар с таким названием, посвященный 100 -летию со дня рождения А.П. Дульзона и 110-летию со дня рождения С.М. Широкогорова. Его организаторами были Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Омский государственный университет, Дальневосточный государственный технический университет, Сибирский филиал Российского института культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.