JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-165-168 EDN: https://elibrary.ru/tpqlhn NIION: 2003-0059-1/24-967 MOSURED: 77/27-003-2024-01-166
Ученики учителей — учителя: наблюдение из диссертационного совета при Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя
Андрей Альбертович Шишков
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Представлена преемственность в науке уголовного процессуального права, научные руководители и научные консультанты кафедры уголовного процесса и кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, передающие свои знания и опыт научно-исследовательской деятельности соискателям ученых степеней. Отмечается, что за более чем 20-летний период работы диссертационного совета при Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя было подготовлено и защищено 123 диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, посвященные проблемам уголовного процесса. Значительный вклад в результаты этой деятельности внесли научные наставники, которые ранее были учениками, защищавшими диссертации в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.
Ключевые слова: уголовный процесс, научный руководитель, диссертация, диссертационный совет, научно-педагогические кадры
Для цитирования: Шишков А. А. Ученики учителей — учителя: наблюдение из диссертационного совета при Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 165-168. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-165-168. EDN: TPQLHN.
Original article
Students of teachers — teachers: an observation from the dissertation council at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'
Andrey A. Shishkov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
Abstract. The article talks about the continuity in the science of criminal procedural law, about scientific supervisors and scientific consultants of the Department of Criminal Procedure and the Department of Preliminary Investigation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', who transfer their knowledge and experience in research activities to applicants for academic degrees. It is noted that over the more than 20-year period of work of the dissertation council at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 123 dissertations for the academic degree of Doctor and Candidate of Sciences, devoted to the problems of criminal proceedings, were prepared and defended. A significant contribution to the results of this activity was made by scientific mentors who were previously students who defended dissertations at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Keywords: criminal procedure, supervisor, dissertation, dissertation council, scientific and teaching staff
For citation: Shishkov A. A. Students of teachers — teachers: an observation from the dissertation council at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(1):165-168. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-1-165-168. EDN: TPQLHN.
© Шишков A. A., 2024
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В целях признания особого статуса педагогических работников, осуществляющих в том числе наставническую деятельность, 2023 год объявлен Годом педагога и наставника [1]. Основными задачами этого решения, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации — сформировать в общественном сознании представления о важности труда, значимости и особом статусе педагогического работника и наставника, а также популяризация и повышение престижа педагогических профессий в российском обществе [2].
Педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности [3]. Поскольку в системе МВД России имеются образовательные организации, то, совершенно очевидно, что существует процедура подготовки кадров для педагогической деятельности, точнее, для научной и научно-педагогической деятельности. Венцом этой процедуры является публичная защита диссертации в специально созданных для этого советах.
В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя совет, в котором защищают диссертации по уголовно-процессуальной тематике, существует с 24 января 2003 года. Его название, научные специальности, а также состав членов диссертационного совета не однократно менялись, но право присуждать ученые степени по проблемам уголовного судопроизводства было всегда. За более чем 20-летний период было защищено 17 докторских и 106 кандидатских диссертаций по проблемам уголовного процесса. Такие диссертации готовятся на двух профильных кафедрах — «Уголовного процесса» и «Предварительного расследования», а наставниками (учителями) соискателей, то есть научными руководителями и научными консультантами, как правило, назначаются сотрудники этих кафедр, преимущественно, имеющие ученую степень доктора наук.
Как известно, докторами наук, как впрочем, и кандидатами наук не рождаются. Этому предшествует многолетняя трудная научно-исследовательская и педагогическая работа. И значение этой работы состоит не только развитии науки и получении новых знаний, но и в их передаче новому поколению ученых и специалистов, которые будут продолжать развивать науку в образовательных и научных организациях МВД России и иных ведомств, в том числе зарубежом (в диссертационном совете защищаются и иностранные граждане) или применять ее результаты в практиче-
ской деятельности правоохранительных органов.
Значительный вклад в подготовку научных и научно-педагогических кадров, специалистов в сфере уголовного судопроизводства за период действия диссертационного совета вносят научные руководители, которые когда-то были тоже учениками, защищавшими свои диссертации под контролем наставника-учителя — научного консультанта или научного руководителя в этом диссертационном совете. Так под научным руководством профессора О. В. Химичевой защитили диссертации восемь соискателей ученых степеней кандидата юридических наук. При этом первая из них была защищена в первый год работы диссертационного совета (Чеснов Д. В.), когда Ольга Викторовна сама еще была учеником, работая над докторской диссертацией под руководством профессора В. Н. Григорьева. Спектор тематики диссертационных исследований учеников профессора О. В. Химичевой достаточно широк. Это и проблемы реабилитации (Тазиев Д. А., Бажанов А. В.), доказательств и доказывания (Нечаева Т. Г., Эсаулов С. В.), применения мер пресечения (Плоткина Ю. Б.), привлечение в качестве обвиняемого (Андреев А. В.), прекращение уголовного дела или уголовного преследования (Шишов В. В.), судебно-контрольные процедуры в досудебном производстве (Ендольцева А. А.). Преимущественно в этих исследованиях поднимаются проблемы обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, поэтому закономерно, что в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотясоздананаучнаяшкола«Обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства» под руководством А. В. Ендольцевойи О. В. Химичевой.
Профессора А. В. Ендольцеву в диссертационном совете поздравляли как научного руководителя с успешной защитой диссертаций ее учениками шесть раз. Первое такое поздравление состоялось в 2008 году, когда ее ученица — Н. В. Андросенко успешно защитила диссертацию «Признание лицом своей вины в совершении преступления и его правовые последствия», то есть спустя три года как Алла Васильевна под руководством своего учителя — профессора Л. Д. Гаухмана защитила докторскую диссертацию. Позднее под научным руководством профессора А. В. Ендольцевой стали кандидатами юридических наук Земцова А. В., Парфенов В. Н. (2011), Анишина Ю. А. (2013), Подустова О. Л. (2019), Богатырев Д. В. (2023).
Своим учителем, открывшим путь в науку уголовного процесса, считают ученики, защитившие диссертации под научным руководством профессора О. В. Волынской. Среди них есть и представители зару-
JURISPRUDENCE
бежных государств. Это граждане Вьетнама — Нгу-ен Тат Тхань (2016), Ле Куанг Вьет (2020), их работы посвящены сравнительно-правовому исследованию презумпции невиновности и институту доказывания Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации. Всего профессором О. В. Волынской подготовлено шесть учеников - кандидатов юридических наук. При этом двое из них: Садыкова Л. А. (2005), Ар-темова В. В. (2006) защитили диссертации, когда Ольга Владимировна тоже была учеником и готовилась к защите докторской диссертации под руководством профессора В. В. Николюка (2008).
В 2008 году диссертационным советом было защищена еще одна диссертация на соискание ученой степени доктора наук по проблемам уголовного процесса. Поздравления с успешной защитой принимала профессор О. В. Мичурина. Под ее руководством защитили диссертации Теретокин С. Н. (2006), Церковный Ю. В. (2011), Игнатова О. Н. (2011), Косарева И. А. (2023). Как видим, первый опыт наставничества в форме научного руководителя Оксана Валерьевна приобрела также в период подготовки докторской диссертации, когда сама была учеником профессора В. Н. Григорьева.
Профессор В. Н. Григорьев являлся научным консультантом-учителем и у профессора А. В. Победкина, защитившего в диссертационном совете Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук (2005). В свою очередь, Александр Викторович подготовил к защите в данном диссертационном совете таких соискателей ученых степеней будущих кандидатов юридических наук как Бурцев С. Н. (2006), Новиков Е. А. (2009), Леонов С. Н. (2010), Гришина Е. Б. (2011), Тихомирова В. В. (2012), Ерохина О. С. (2014), Головкин О. Е. (2015), Панфилов П. О. (2019).
Как уже было сказано, еще одним коллективом, в котором осуществляются научные исследования по проблемам уголовного судопроизводства, является кафедра предварительного расследования. В настоящее время кафедру возглавляет профессор Д. А. Иванов, который в отличие от вышеназванных учителей дважды в диссертационном совете Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя выступал в статусе ученика. В начале соискателя ученой степени кандидата юридических наук (2008), а затем соискателя ученой степени доктора юридических наук (2018). Научным руководителем и в последующем научным консультантом являлся профессор А. В. Гриненко. В последующем свой опыт, знания и навыки научной деятельности Дмитрий Александрович передал своим ученикам: Селиванову С. В., Муллагалевой Л. Р.
(2021), Во Ким Зунгу (2022), Московцевой К. А. (2023), защитивших диссертации в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.
На кафедре предварительного расследования были подготовлены и защищены в диссертационном совете еще две диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук: А. А. Орловой (2013) и П. В. Фадеевым (2021). В последующем А. А. Орлова была учителем-научным руководителем по диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук Карпушовым М. А. (2018), а П. В. Фадеев еще до защиты своей докторской диссертации подготовил ученика — представителя Социалистической Республики Вьетнам — Нгуен Ван Тиена, также защитившего диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук в диссертационном совете Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (2019).
Как уже было сказано, что за чуть более 20-летний период работы диссертационного совета были защищены 123 диссертации по проблемам уголовного судопроизводства. Научными консультантами и научными руководителями являлись не только указанные выше лица, но многие другие уважаемые ученые процессуалисты, внесшие огромный вклад в развитие науки уголовного процесса и подготовку молодых ученых. Задача данной статьи состояла не том, чтобы рассказать обо всех, кто защитил диссертации и их научных наставниках, а подчеркнуть преемственность в передаче знаний, умений, опыта ученикам учителями, которые сами были учениками, защищавшими диссертации в диссертационном совете при Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.
Список источников
1. Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении В Российской Федерации Года педагога и наставника» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 27. Ст. 4817.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. № 399-р «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 10. Ст. 1711.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (часть 1). Ст. 7598.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of June 27,2022 № 401 «On holding the Year of the Teacher and Mentor in the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2022. № 27. Art. 4817.
2. Order of the Government of the Russian Federation of February 18, 2023 № 399-r «On approval of the
plan of main events for holding the Year of the Teacher and Mentor in the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2023. № 10. Art. 1711.
3. Federal Law ofDecember 29, 2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. № 53 (part 1). Art. 7598.
Информация об авторе
А. А. Шишков — профессор кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author A. A. Shishkov — Professor of the Department of Criminal Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 09.02.2024.
The article was submitted 09.01.2024; approved after reviewing 26.01.2024; accepted for publication 09.02.2024.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Гражданский процесс
Гражданский процесс. Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 687 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особоевниманиеуделенопорядку пересмотра судебныхпостановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.