Научная статья на тему 'Ученик Ивана Поддубного: художественный образ атлета и силача в историческом романе'

Ученик Ивана Поддубного: художественный образ атлета и силача в историческом романе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / КУМЫКСКАЯ ПРОЗА / М.-Н. ХАЛИЛОВ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / ПОЭТИКА / ЭВОЛЮЦИЯ / ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ / MODERN LITERATURE / KUMYK PROSE / M.-N. KHALILOV / HISTORICAL NOVEL / POETICS / EVOLUTION / TRUTH AND FICTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусейнов Малик Алиевич

В статье впервые объектом комплексного литературоведческого исследования становится исторический роман М.-Н. Халилова «Сали Сулейман» с выявлением его характерных содержательных и формальных компонентов. Установлено, что произведение является одним из знаковых художественных текстов в кумыкской, всей дагестанской прозе постсоветского времени, свидетельствующим об эволюции жанра исторического романа. Отмечено, что оперирование определенными средствами поэтики, традициями фольклорных эпических, героических повествований обусловлено образом главного героя, атлета и силача, запечатленного в народной памяти в качестве неординарной личности. Высвечена смысловая значимость участия в его судьбе представителя русской культуры (спортивной, цирковой), всемирно известного борца И. Поддубного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ivan Poddubny’s Disciple: Artistic Image of Athlete and Strongman in Historical Novel

The article for the first time provides a comprehensive literary analysis of the historical novel by M.-N. Khalilov “Sali Suleiman” identifying its meaningful and formal components. It is shown that the novel, representing evolution of the historical novel genre, became a landmark of the Kumyk and, more broadly, Dagestan post-Soviet prose. The paper argues that the author’s appeal to poetical means, traditions of epical folklore is conditioned by the image of the main hero, athlete and strongman, who remained in the people’s memory as an extra-ordinary personality. The role of the Russian sports culture representative, world-famous wrestler I. Poddubny as Suleiman’s teacher is highlighted.

Текст научной работы на тему «Ученик Ивана Поддубного: художественный образ атлета и силача в историческом романе»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.3.10

Гусейнов Малик Алиевич

Ученик Ивана Поддубного: художественный образ атлета и силача в историческом романе

В статье впервые объектом комплексного литературоведческого исследования становится исторический роман М.-Н. Халилова "Сали Сулейман" с выявлением его характерных содержательных и формальных компонентов. Установлено, что произведение является одним из знаковых художественных текстов в кумыкской, всей дагестанской прозе постсоветского времени, свидетельствующим об эволюции жанра исторического романа. Отмечено, что оперирование определенными средствами поэтики, традициями фольклорных эпических, героических повествований обусловлено образом главного героя, атлета и силача, запечатленного в народной памяти в качестве неординарной личности. Высвечена смысловая значимость участия в его судьбе представителя русской культуры (спортивной, цирковой), всемирно известного борца И. Поддубного. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/2/2020/3/10.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 3. C. 47-51. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

УДК 821.351.0 Дата поступления рукописи: 16.02.2020

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.3.10

В статье впервые объектом комплексного литературоведческого исследования становится исторический роман М.-Н. Халилова «Сали Сулейман» с выявлением его характерных содержательных и формальных компонентов. Установлено, что произведение является одним из знаковых художественных текстов в кумыкской, всей дагестанской прозе постсоветского времени, свидетельствующим об эволюции жанра исторического романа. Отмечено, что оперирование определенными средствами поэтики, традициями фольклорных эпических, героических повествований обусловлено образом главного героя, атлета и силача, запечатленного в народной памяти в качестве неординарной личности. Высвечена смысловая значимость участия в его судьбе представителя русской культуры (спортивной, цирковой), всемирно известного борца И. Поддубного.

Ключевые слова и фразы: современная литература; кумыкская проза; М.-Н. Халилов; исторический роман; поэтика; эволюция; правда и вымысел.

Гусейнов Малик Алиевич, д. филол. н.

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы

Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала malik60@list. ги

Ученик Ивана Поддубного: художественный образ атлета и силача в историческом романе

Со второй половины 1980-х годов в связи с устранением идеологических препон, активизацией национального сознания и другими факторами в литературах народов Дагестана, составную часть которых составляет кумыкская словесность, наметилась тенденция изображения досоветского прошлого, выдающихся, легендарных личностей. В этой связи активизировался жанр исторического романа, в особенной степени в кумыкской прозе, представителями которой создано около десяти произведений крупной прозаической формы указанной разновидности. В их числе заслуживают быть отмеченными романы «Младший сын шамха-ла» [1] и «Солтанмут» [2] Б. Атаева, «Йырчи Казак» И. Керимова [8], «Сали Сулейман» М.-Н. Халилова [10], «Коркмас Джалал» М.-С. Яхьяева [11], «Казак-кровник» С. Загирова [7]. Отдельные аспекты данных произведений, а также в целом жанр исторического романа стали объектом рассмотрения в трудах дагестанских исследователей А. М. Вагидова [4], С. Х. Ахмедова [3], М. А. Гусейнова [5; 6], Э. М. Омаршаевой [9] и др. В данной статье роман «Сали Сулейман» М.-Н. Халилова в свете выявления его характерных художественных особенностей, определения его роли и места в национальной прозе объектом литературоведческого рассмотрения становится впервые, в чем и состоит научная новизна нашей статьи.

Актуальность нашей статьи заключается в том, что роман «Сали Сулейман» М.-Н. Халилова в русле активизации жанра исторического романа в кумыкской и всей дагестанской литературе последнего тридцатилетия признан читательским сообществом примечательным явлением. В этой связи введение его в научный оборот, рассмотрение романа в русле социокультурной парадигмы, в контексте современных концепций российского литературоведения, осуществляемое нами впервые, представляются настоятельной необходимостью.

Цели и задачи исследования продиктованы вышеуказанными факторами. Прежде всего в нашей статье мы руководствуемся целью отразить значимость данного произведения в современной национальной словесности, выявить его своеобразие, художественную ценность, продемонстрировать вклад автора в развитие исторического жанра крупной прозаической формы.

При целостной характеристике романа «Сали Сулейман» нами решаются следующие задачи: выявить его характерные особенности, в частности в формах трактовки центрального образа, являющегося реальным историческим лицом, соотношение в нем правды и вымысла; определить средства поэтики, восходящие своими истоками к эпическим повествованиям; конкретизировать этноментальные особенности характера героя; осмыслить роль и участие в профессиональном становлении Сали Сулеймана его наставника Ивана Поддуб-ного; отразить вклад исследуемого автора в развитие жанра исторического романа в дагестанской литературе.

Практическая значимость статьи состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении истории национальных литератур народов Дагестана, Северного Кавказа, юга России, прежде всего в исследованиях, посвященных жанру исторического романа постсоветского периода. Материал статьи может быть востребован и в практике вузовского и школьного преподавания; он может составить основу спецкурса на факультетах дагестанской филологии республиканских вузов.

Приступая к непосредственному рассмотрению романа «Сали Сулейман» М.-Н. Халилова, следует подчеркнуть, что исторические романы кумыкских авторов последнего тридцатилетия посвящены в основном конкретным личностям, сыгравшим важную роль в истории родного народа, Дагестана. Это реальные исторические лица, проявившие себя в социальной, политической сфере, в частности, владетель Эндиреевского княжества Солтанмут, классик кумыкской, всей дагестанской поэзии Йырчи Казак, политический, государственный деятель Джалалэддин Коркмасов и др.

Роман Магомед-Наби Халилова «Сали Сулейман» также посвящен судьбе легендарной личности, запечатленной в народной памяти. Образ Магомед-Мамы Махтуллаева, имевшего прозвище «Сали Сулейман», отличителен от приведенных выше образов тем, что он не являлся ни духовным, ни политическим лидером, не имел высокого социального статуса. Он был человеком, обладавшим недюжинной физической силой, мастером народных единоборств. В этой связи в русле традиционных национальных представлений о герое в прямом смысле этого слова М.-М. Махтуллаев, как и подобные ему представители родного края, к примеру, его земляк и ровесник Алклыч Хасаев, в народном сознании воспринимается как незаурядная, неординарная, выдающаяся личность.

М.-Н. Халилов (1941) обрел широкую известность в 1990-е годы, является автором около десятка поэтических книг. В поздний период своей деятельности обратился к художественной прозе. Его перу принадлежат рассказы, очерки, регулярно публикующиеся на страницах республиканской прессы. Наиболее крупным его произведением является названный роман «Сали Сулейман» (2015), удостоенный Государственной премии Республики Дагестан по литературе (2019).

В романе М.-Н. Халилова объектом изображения является один из периодов жизни главного героя, спортивного борца, силача, циркового артиста Магомед-Мамы Махтуллаева, охватывается время с момента его рождения до 1920 года (даты жизни М.-М. Махтуллаева: 1880-1972 гг.). По существу, произведение завершается временем, когда М.-М. Махтуллаев находился на пике своей спортивной, цирковой деятельности. С первых страниц романа становится очевидным, что автор задается целью объективированного повествования, преподнести центральный образ полновесно, убедительно, достоверно, на фоне жизни народа, в русле социальных явлений конца XIX - начала XX века.

Характерной приметой сюжета является линейность, последовательность в подаче событий, хронологическое изложение биографии героя. Данная парадигма художественного осмысления реального лица, перипетий его жизни продиктована стремлением отразить эволюцию, рост личности. Авторская логика подчинена идее обоснования поступков, решений, побед своего героя, создания его цельного, запоминающегося, яркого портрета.

Рождение, детские годы центрального образа обрисованы в русле восточных традиций, повествований о героях, с высвечиванием «чудесных» черт персонажа. Так, в частности, повивальная бабка, принимавшая роды у его матери, восторгаясь крупными формами новорожденного младенца, как бы предрекает его будущее, называя его «кочапом» - «богатырем».

В физическом развитии он опережает своих ровесников, уподобляясь сказочным богатырям, растет словно не по дням, а по часам. В три месяца ему удается развязаться от бечевок люльки, в шесть месяцев он начинает ходить, а в годовалом возрасте катает камни, обнаруживаемые им во дворе. Первый героический поступок он совершает в семь лет, спасая утопающего, одного из купающихся в сельском озерце ребят. Таким образом, базируясь на традициях фольклорных эпических повествований, М.-Н. Халилов подчеркивает изначально неординарность, богатырские свойства юного Магомед-Мамы. Аналогичный оттенок имеют и описания его первых побед в метании камней, в борцовских единоборствах.

В национальном сознании, во всяком случае, в пору описываемых писателем событий, особый пиетет вызывали мужчины крупного телосложения, обладающие незаурядной физической мощью. На различного рода торжествах, празднествах гвоздем программы становились игры, соревнования с участием силачей, пе-хлеванов. В те времена это были обычно соревнования по метанию камней, турниры известных борцов, вызывавшие неподдельный интерес.

М.-М. Махтуллаев довольно рано стал публичной личностью, получил известность сначала в масштабе родного села Нижнего Казанища, затем и Дагестана, обретя прозвище «Мама кочап» - «Мама-богатырь». Его известность и популярность имели тенденцию развития, в немалой степени благодаря стечению обстоятельств расширялись их географические рамки.

М.-Н. Халилов изображает своего героя не только как атлета, обладающего физической мощью, отменными спортивными данными, но и как человека нравственного, порядочного, отзывчивого. Магомед-Мама по мере возможности помогает неимущим, откликается на чужую боль. В этих аспектах также проявляется оперирование писателем сложившимися традициями - народной прозы, восточной классики, предшествующей дореволюционной национальной словесности. Идеализация героя осуществляется органичным сочетанием его геройских поступков, неординарных успехов на профессиональном поприще и нравственных черт, восходящих к исконной национальной морали, этике.

Судьбоносным для Магомед-Мамы стал приезд в начале минувшего столетия в город Темир-Хан-Шуру (ныне - город Буйнакск), являвшуюся в то время столицей Дагестана, цирка И. Максимова из Санкт-Петербурга. Если быть точнее, участвовавший в этом цирковом шоу всемирно известный атлет Иван Под-дубный увидел в молодом М.-М. Махтуллаеве почти зрелого мастера единоборств. Именно И. Поддубный предложил Магомед-Маме заняться любимым делом на профессиональном уровне, поехать с ними с этой целью в Петербург, где располагался цирк И. Максимова.

Магомед-Мама принял это предложение. Правда, в Петербург он поехал не сразу. Сначала он решил обосноваться в Ростове-на-Дону, так как это было не столь далеко от его родного края. В одном из торговых, экономических, культурных центров юга России также функционировали спортивные общества, в одно из которых он был устроен И. Поддубным.

Результаты не заставили себя долго ждать. На крупном международном турнире, состоявшемся в Турции, он стал победителем. Победа над известным у себя на родине и за её пределами турецким спортсменом обусловила его почетное прозвище - «Сали Сулейман» в значении «лучший, непревзойденный».

Спустя некоторое время М.-М. Махтуллаев переезжает в Петербург, как и было предложено И. Поддубным, благодаря его участию выходит на новый, более высокий уровень. Свое высокое реноме Магомед-Мама подтверждает на официальных международных турнирах. Так, он дважды становится победителем на международных первенствах по французской борьбе (ныне так называется классическая борьба), состоявшихся в начале минувшего века в Италии (Флоренции) и Франции (Париже).

В романе «Сали Сулейман» четко наблюдаются переходы от одной вехи жизни М.-М. Махтуллаева к последующей. Так, важным событием становится решение покинуть родной край, поехать в центральную Россию с целью реализации своих спортивных амбиций. Если учесть эпоху, в которой он жил, то очевидно, что это было довольно смелое решение, не лишенное риска. Тем не менее этот риск себя оправдал, во многом в той связи, что его наставником был известный и популярный в России атлет Иван Поддубный.

Именно поэтому М.-М. Махтуллаев вправе быть названным учеником И. Поддубного. Всемирно известный борец и атлет наставлял и поддерживал своего молодого коллегу, указал ему пути реализации своих возможностей, способствовал выходу на международный уровень, обретению широкой известности как атлета и циркового артиста далеко за пределами родного края.

Помимо прочего, Магомед-Мама оказался в совершенно новой инонациональной среде. Международные состязания, цирковые шоу, участником которых он стал, были крупными массовыми мероприятиями, которые также были для него в новинку. Очевидно, что простому парню, выходцу из далекого кумыкского села было не просто, прежде всего психологически, вписаться в эту атмосферу. Тем не менее ему удалось реализовать себя на новом поприще, что дает основание характеризовать его в положительной коннотации.

В начале XX века спорт и цирковая деятельность часто совмещались, взаимодополнялись. Более того, участие в цирковых шоу способствовало популярности атлетов. Примеры Ивана Поддубного и дагестанца М.-М. Махтуллаева служат наглядным тому подтверждением. Будучи спортсменом и цирковым артистом, М.-М. Махтуллаев объездил многие страны Европы, бывал в Америке. Достоинством романа М.-Н. Халилова является то, что писателю удается отразить накал страстей, эмоциональную напряженность турниров, цирковых шоу, проходивших при массовом стечении народа. Автор стремится высветить психологическое состояние своего героя, подчеркнуть волевые качества, силу его духа, оттеняя при этом стойкий нравственный стержень его характера. Ментальные черты, вспоенность исконными национальными моральными, культурными традициями предстают базисными в трактовке образа Сали Сулеймана.

Образ М.-М. Махтуллаева писателем дан в различных ипостасях, в определенной последовательности и структурированности. В романе высказана мысль о том, что парень из Дагестана стал одним из представителей культурной элиты Петербурга. Об этом не говорится напрямую, а отражается через его многочисленные знакомства, связи, дружбу. Так, например, когда М.-М. Махтуллаев, получивший ранения в столкновении с тигром, напавшим на него при прохождении мимо вольера с животными (который оказался не заперт), лежал в больнице, его проведать приходили именитые люди, известные деятели литературы и искусства, в частности писатель А. Куприн, певец Ф. Шаляпин.

М.-М. Махтуллаев, будучи представителем спорта, циркового искусства, являлся органической частью культурной среды столицы России. Представительный, элегантный вид, как свидетельствуют и его фотографии, приведенные в книжном издании романа, вместе с коммуникабельностью, общительностью определяли его привлекательность, вызывали неподдельный интерес окружающих к его персоне.

Наряду с профессиональной деятельностью удачно складывалась и личная жизнь М.-М. Махтуллаева. Очевидно, что он, участвуя в деятельности цирка, был вхож в семью И. Максимова, дочери которого в качестве акробатов также участвовали в зрелищных шоу. К одной из его дочерей - Лиде - у него зародились искренние чувства, которые были взаимны. Выбор дочери был желанным и для ее родителей. В итоге отцом невесты была организована свадьба в Петербурге; так влюбленные соединились брачными узами. Такого рода переходы от одной сюжетной линии к другой, в данном случае сугубо частной, интимной, определяют своеобразный ритмико-интонационный рисунок романа М.-Н. Халилова.

Жизнь Магомед-Мамы шла размеренным чередом, судьба была благосклонна к нему. Однако революционными катаклизмами 1917 года был прерван размеренный ход событий как жизни героя романа, так и всей страны. Зрелищные единоборства на фоне политических перемен утратили свою привлекательность. Когда власть большевиков утвердилась окончательно, М.-М. Махтуллаев по предложению одного из своих коллег решил переехать вместе с женой в Баку.

На этой не совсем благостной ноте завершается романное повествование М.-Н. Халилова. Таким образом, финал произведения приходится на время, когда М.-М. Махтуллаев находился на вершине своей творческой, спортивной карьеры.

В то же время в качестве отступления от романной истории персонажа правомерно отметить, что М.-М. Махтуллаев прожил долгую жизнь, скончался в девяностодвухлетнем возрасте. В советские годы он продолжал трудиться, пользовался уважением и почетом как человек недюжинных способностей. Даже в достаточно преклонном возрасте он принимал участие в массовых мероприятиях, демонстрируя свою физическую силу, и был известен в народе не под настоящим именем, а под прозвищем «Сали Сулейман», которое получил в молодости.

При характеристике романа в целом заслуживает быть отмеченным то, что он посвящен реальному лицу, событиям более вековой давности. Установкой на достоверность изображения продиктовано акцентирование внимания на фактах, правдивость которых в той или иной мере очевидна. Но и в этом случае мы вправе говорить о наличии вымысла, полете творческой фантазии. Ведь отдельные факты, конкретизируясь, разворачиваются автором вширь, вырастают порой в довольно масштабные сцены, вбирая в себя вымышленных эпизодических персонажей.

Конкретизируя проблему соотношения правды и вымысла в рассматриваемом романе, следует подчеркнуть, что автор, являясь земляком, односельчанином своего героя, основывается прежде всего на изустных сведениях о нем, передающихся от поколения к поколению, на публикациях прессы, а также собственно воспоминаниях, свидетельствах М.-М. Махтуллаева (повторимся, он прожил долгую жизнь, скончался в 1972 году), которые отражены в регулярных органах печати, республиканских изданиях. Важным представляется то, что вымысел, который в художественном произведении вполне допустим и обоснован, не искажает исторической правды.

В «Сали Сулеймане», являющемся историческим романом, ценным видится авторское стремление отобразить судьбу главного героя на фоне жизни народа, всей страны. Размеренность, обстоятельность, полнота описаний, характерные творческой манере писателя, также придают ощущение реалистичности изображения.

Роман «Сали Сулейман» М.-Н. Халилова дает возможность проследить эволюцию жанра исторического романа в кумыкской, всей дагестанской литературе последнего тридцатилетия. Так, в 1990-е годы, в пору активизации национального сознания, были востребованы образы выдающихся личностей, общественных, политических лидеров, сыгравших важную роль в истории народа, родного края, всей страны. Подтверждением этого служат названные романы «Солтанмут» Б. Атаева, «Йырчи Казак» И. Керимова, «Коркмас Джалал» М.-С. Яхьяева, а также аналогичные произведения представителей других литератур народов Дагестана.

Роман «Сали Сулейман», датируемый вторым десятилетием нового столетия, посвящен личности, условно сказать, более камерной, не имеющей прямого отношения к социальной, политической жизни. Это роман о борце, атлете, цирковом артисте. Своим произведением М.-Н. Халилов свидетельствует, что его герой также является выдающейся личностью в том плане, что своими незаурядными достижениями оказал влияние на национальное сознание, его самооценку.

В то же время нельзя не заметить, что выдвижение в центр повествования спортивного деятеля дает основание для предположений об определенной ангажированности автора, проявляющейся в характеристике образа сквозь призму современных реалий. Ныне, когда роль спорта и собственно спортсменов чрезмерно возвышена государственными структурами, когда представители различного вида единоборств оказываются в высших эшелонах власти, в том числе в выборных органах, именно такая подача главного героя видится актуальной и в идеологическом контексте. Однако это обстоятельство не исключает наметившейся парадигмы художественного осмысления прошлого, явленной исследуемым произведением. Нам думается, в перспективе данная концепция будет иметь продолжение, в литературе обретут достойное место наряду с явными и неявные лидеры, запечатленные в народной памяти в качестве самородков, неординарных личностей.

Таким образом, проведенный анализ дает основание определять роман М.-Н. Халилова примечательным явлением в кумыкской, шире - дагестанской прозе постсоветского периода. Новаторство произведения проявляется прежде всего в образе главного героя, сохранившегося в народной памяти в качестве легендарной личности ввиду его богатырских черт, недюжинной физической мощи.

В той связи, что именно такой образ соответствует народному пониманию героя в прямом смысле этого слова, автор мастерски оперирует средствами поэтики, присущими фольклорным эпическим повествованиям, ориентальной классике романного типа. Безоговорочные победы в спортивных состязаниях, в схватках с хищными зверями способствуют романтизации образа Сали Сулеймана. Наряду с этим подчеркиваются его незаурядные нравственные черты - отзывчивость, добросердечие, стремление оказать помощь ближним и страждущим. В данном аспекте также обнаруживаются переклички с народной прозой, восточной классикой, ориентированными на идеализацию героя.

В этом произведении раскрываются приметы эволюции жанра исторического романа в национальной литературе. Если прежде дагестанскими авторами изображались социальные, политические, духовные лидеры, то в рассматриваемом произведении в центр повествования выдвигается выходец из народных низов, представитель спортивной, цирковой культуры. Своим романом автор демонстрирует, что и его персонаж вправе именоваться выдающейся личностью, так как способствовал своей деятельностью преумножению славы родного края.

В романе «Сали Сулейман» М.-Н. Халилова в должной мере отражена роль в судьбе главного героя его наставника И. Поддубного, благодаря участию которого малоизвестный силач из Дагестана обрел всероссийскую, международную известность. В качестве отступления можно заметить, что в литературе советского периода была практически нормативной апелляция к темам интернационализма, дружбы народов, роли русского народа в судьбах национальных меньшинств. История взаимоотношений И. Поддубного и М.-М. Махтуллаева служит подтверждением того, что такого рода влияния имели место и много ранее, в досоветские годы. Отрадно, что роман «Сали Сулейман» М.-Н. Халилова в полной мере отражает данную тенденцию на реальном историческом материале.

Список источников

1. Атаев Б. Младший сын шамхала (Шавхалны гиччи уланы) / на кум. яз. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991. 200 с.

2. Атаев Б. Солтанмут / на кум. яз. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. 176 с.

3. Ахмедов С. Х. История лакской литературы: в 3-х т. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2011. Т. 3. 364 с.

4. Вагидов А. М. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005. 568 с.

5. Гусейнов М. А. Исторический роман в постсоветской кумыкской литературе (на примере романов Б. Атаева) //

Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2015. № 58. С. 105-107.

6. Гусейнов М. А. Картины эволюции кумыкской прозы 1960-1980-х годов. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2012. 143 с.

7. Загиров С. Казак-кровник (Къанлы къазакъ) / на кум. яз. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2012. 336 с.

8. Керимов И. Йырчи Казак (Йырчы Къазакъ) / на кум. яз. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. 292 с.

9. Омаршаева Э. М. Типология структурных и содержательных аспектов дагестанского исторического романа. Махачкала: ИП Султанбегова Х. С., 2011. 192 с.

10. Халилов М.-Н. Сали Сулейман / на кум. яз. Махачкала: Изд. дом «Эпоха», 2015. 303 с.

11. Яхьяев М.-С. Коркмас Джалал (Къоркъмас Жалал) / на кум. яз. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. 410 с.

Ivan Poddubny's Disciple: Artistic Image of Athlete and Strongman in Historical Novel

Guseinov Malik Alievich, Doctor in Philology G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art of Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala malik60@list. ru

The article for the first time provides a comprehensive literary analysis of the historical novel by M.-N. Khalilov "Sali Suleiman" identifying its meaningful and formal components. It is shown that the novel, representing evolution of the historical novel genre, became a landmark of the Kumyk and, more broadly, Dagestan post-Soviet prose. The paper argues that the author's appeal to poetical means, traditions of epical folklore is conditioned by the image of the main hero, athlete and strongman, who remained in the people's memory as an extra-ordinary personality. The role of the Russian sports culture representative, world-famous wrestler I. Poddubny as Suleiman's teacher is highlighted.

Key words and phrases: modern literature; Kumyk prose; M.-N. Khalilov; historical novel; poetics; evolution; truth and fiction.

УДК 8; 82-32 Дата поступления рукописи: 11.02.2020

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.3.11

Статья посвящена исследованию творчества мордовского писателя А. Брыжинского в аксиологическом аспекте. Основное внимание сосредоточено на анализе специфики репрезентации традиционных семейных ценностей, особенностей моделирования семейно-брачных отношений в его рассказах, которые впервые становятся предметом научного осмысления в аспекте художественной аксиологии. В работе отмечается, что изучение аксиологической составляющей индивидуально-авторского творчества позволяет выявить нравственно-этический идеал автора, определить его роль в формировании ценностной сферы личности и общества.

Ключевые слова и фразы: современный мордовский рассказ; семейные ценности; аксиологический дискурс; персонаж; А. Брыжинский.

Ермина Наталья Ивановна

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск nataliaeгmina@yandex. ги

Семейные ценности в рассказах А. Брыжинского

Мировая культура представляет собой синтез множества национальных культур, основанных на определенных материальных и духовных ценностях. По утверждению П. И. Касаткина, «ценности действуют в качестве структурирующего механизма в различных культурных пространствах и одновременно определяют границы этих пространств» [6]. Среди социокультурных факторов трансляции и актуализации ценностей особое место занимает литературный процесс, который рассматривается как «комплекс ценностно ориентированных отношений личности и социальной среды» и оценивается «функциональным инструментом диагностики ценностного пространства культуры» [12].

Справедливо говорить о том, что общество советского периода было литературоцентричным, а писатель воспринимался «властелином душ», «учителем жизни» [Там же], мастером конструирования человеческих взаимоотношений. Общественно-культурные перемены и условия рубежа ХХ-ХХ1 веков лишь усугубили то, что национальная литература не только отражает ценностную систему общества, но и ее определяет. Писатели, субъекты социокультурного пространства, участники жизненных перипетий, уходят от манифестации неоправданных пафосных умозаключений, обобщений, призывов, обращаются к объективному воспроизведению жизненных ситуаций, моделируют поведение персонажей, их ценностно-жизненные приоритеты. Таким образом, «личность писателя играет значительную роль в процессе генерации новых и воспроизводства бытующих ценностей» [Там же].

Особое место среди традиционных общественных ценностей занимают семейные ценности, что обусловлено ролью семьи как «первичного социообразующего института общества... выступающего в качестве фундаментального стабилизатора, удерживающего социум в устойчивом состоянии. служащего своеобразным аттрактором современного социального развития» [10]. В связи с этим острейшие проблемы института семьи становятся объектом исследования не только социологов, психологов, но и литераторов, которые выстраивают художественные модели семейно-брачных отношений, оценивают духовно-нравственный потенциал героев, факторы, под воздействием которых формируется система семейных ценностей и их рецепция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.