Научная статья на тему 'Учение Жизни как источниковедческая основа педагогико-антропологических исследований'

Учение Жизни как источниковедческая основа педагогико-антропологических исследований Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
178
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Парошина Раиса Алексеевна

Проблема изучения многогранной сущности человека, его природы и назначения, становления и развития предполагает использование знаний из всех областей научного человекознания, а также из религии, искусства и практики. Рассматривается возможность применения в качестве источниковедческой основы педагогико-антропологических исследований духовно-нравственного учения «Учение Жизни», являющегося в своей основе синтезом науки, религии и философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life teaching as a source basis of pedagogical-anthropological studies

The problem of the study of many-sided human essence, nature and function, formation and development presupposes the application of knowledge from all the spheres of scientific manstudy as well as religion, art and practice. The opportunity of application of the «Life Teaching» which presents a synthesis of science, religion and philosophy, is considered as a source basis of pedagogical-anthropological study.

Текст научной работы на тему «Учение Жизни как источниковедческая основа педагогико-антропологических исследований»

8. Маркс, К. Сочинения : В 30 т. Т. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е. изд. М. : Госполитиздат, 1954.

9. Маркс, К. Сочинения : В 30 т. Т. 4 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е. изд. М. : Госполитиздат, 1955.

10. Мизес, Л. фон. Бюрократия, запланированный хаос, антикапиталистическая ментальность / Л. фон Мизес. М. : Дело, 1993.

11. Монтень, М. Опыты. Избранные произведения : в 3 т. Т. 1. М. : Голос,1992.

12. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. М. : Политиздат, 1991.

13. Радищев, Н. А. Избранные сочинения / А. Н. Радищев. М. : Гос. изд-во худож. лит., 1949.

14. Рормозер, Г. Кризис либерализма / Г. Рормозер ; пер. с нем. М., 1996.

15. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов : кн. 1-3 / А. Смит. М. : Наука, 1993.

16. Туган-Барановский, М. И. Конкуренция : т. XVI / М. И. Туган-Барановский // Энциклопедический словарь; издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб. : Типо-Ли-тография И. А. Ефрона, 1895.

17. Фелькер, Р. Использование теории игр в практике управления / Р. Фелькер // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5. С. 86-93.

18. Хейзинга, И. Ното Ludens. В тени завтрашнего дня / И. Хейзинга. М. : ООО «Издательство АСТ», 2004.

O. V. Letunova, S. U. Piskorskaya

THE TYPES OF AGON ACTIVITY AND THEIR CORRESPONDENCE TO STANDARTS OF SOCIETY

The types of agon activity such as play, competition and contests are described. It is also proved that phenomenon of competition corresponds to the individualistic standard of society and contest corresponds collectivistic one.

"УДК 37.01

Р. А. Парошина

УЧЕНИЕ ЖИЗНИ КАК ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Проблема изучения многогранной сущности человека, его природы и назначения, становления и развития предполагает использование знаний из всех областей научного человекознания, а также из религии, искусства и практики. Рассматривается возможность применения в качестве источниковедческой основы педагогико-ант-ропологических исследований духовно-нравственного учения - «Учение Жизни», - являющегося в своей основе синтезом науки, религии и философии.

В последнее десятилетие достаточно уверенно вновь заявила о себе отечественная педагогическая антропология, основы которой были заложены еще К. Д. Ушинс-ким. Как отрасль научного знания педагогическая антропология взаимодействует со многими из антропологических направлений (культурной, социально-философской, психологической, биологической, религиозной и другими антропологиями), но, будучи все же «педагогической», она связана, в первую очередь, с педагогикой. И если педагогика как наука отвечает на вопрос, чему надлежит учить человека и как этого достигнуть, то содержание педагогической антропологии обусловлено потребностью в создании целостного, всестороннего взгляда на человека и его воспитание, то есть отвечает, в первую очередь, на вопрос кого учить и воспитывать. В иерархии существующих антропологий педагогической, по мнению исследователей, отводится роль опосредующего звена, переходного мостика от узкоспециальных теорий к всеобщему учению о человеке, к интегральной антропологии.

В настоящее время педагогическая антропология рассматривается и как самостоятельная отрасль науки об об-

разовании - интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, и как основание педагогической теории и практики, своего рода методология наук о воспитании. При разности в определении ее статуса, объединяющим моментом в обозначенных выше подходах является понимание предмета педагогической антропологии как «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К. Д. Ушинский). Одинаков для всех подходов и круг основных источников, из которых она черпает свой материал: все области человекознания, религия, искусство и практика. Следует подчеркнуть, что многие исследователи-антропологи рассматривают педагогическую антропологию как новый этап в понимании человека с позиций целостного, комплексного его изучения.

Отечественная педагогическая антропология, несмотря на свое зарождение еще в XIX в., по ряду всем известных причин находится на сегодняшний день в стадии становления. В силу этого многие поставленные перед ней задачи решены, можно сказать, только в первом приближении. В частности, требуют значительной доработки

вопросы духовной сущности человека как целостного космо-био-социо-культурного существа, принадлежащего одновременно разным по своей природе системам: Вселенной, живой природе Земли, социуму в его цивилизационном и культурном движении во времени и пространстве. Это, на наш взгляд, предполагает использование не только научного человекознания, но и более углубленное изучение других источников познания человека, о которых было заявлено выше как об источниковедческой базе педагогической антропологии.

Исследование проблемы духовно-нравственного становления человека в контексте синтеза человековедчес-ких знаний в области науки, философии и религии позволяет утверждать, что знания о сущностной природе человека, а также законах и принципах его развития наиболее целостно, всестороннее и сообразно настоящему времени и уровню эволюционного развития человечества выражены в антропокосмических идеях духовно-философского Учения Жизни.

Значительный философско-педагогический и социально-культурологический потенциал Учения активно изучается и осмысливается, особенно в последнее десятилетие, в рамках диссертационных исследований (С. Р. Аблеев, А. Г. Андреева, Т. Н. Внучкова, В. В. Волков, Е. В. Зорина, О. А. Козина, О. В. Коркунова, С. М. Кудрявцева, Л. В. Кудряшова, Н. Д. Лащенко, Л. Н. Осипова, Ю. С. Сабадаш, Н. Е. Самохина, Е. А. Трофимова, А. С. Ха-чатрян, Д. А. Шаров, Е. Г. Яковлева), а также в социальнофилософских, естественнонаучных и научно-педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, Е. Б. Амирова,

A. Б. Апкаров, Л. Барышникова, Н. В. Башкова, Г. С. Бели-мов, Л. А. Беляева, Л. С. Гордина, М. Н. Егорова, Б. В. Емельянов, Д. Д. Зуев, А. В. Иванов, Л. И. Крашкина, Н. Н. Никитина, Т. М. Новикова, С. Г. Руденко, Л. В. Стрельцова,

B. В. Фролов, Г. В. Хомелев, М. Н. Чирятьев, Т. А. Чумакова, Б. П. Юсов и др.). Так, О. В. Коркунова, формулируя научно-практическую значимость диссертационного исследования на соискание ученой степени д-ра наук «Универсалии бытия человека в мире: (Анализ теософской антропологии)» отмечает, что «положения и выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в качестве теоретико-методологической и источниковедческой основы в гуманитарных и специальных отраслях знания» [1. С. 13]. В педагогических диссертационных исследованиях А. Г. Андреевой, С. М. Кудрявцевой, Н. Д. Лащенко, Л. Н. Осиповой подчеркивается значимость педагогических идей Учения Живой Этики и педагогики Е. И. Рерих не только для истории педагогики, но и для использования в различных типах современной российской школы. По мнению Л. Н. Осиповой, «педагогические взгляды и идеи Е. И. Рерих являются одним из источников становления новой педагогики - педагогики духовности, которой предстоит стать наукой XXI века» [2. С. 7].

Изучение автором основных идей Учения, а также анализ материалов и результатов других исследований позволяют утверждать, что Учение Жизни может быть использовано в качестве источниковедческой основы педагогико-антропологических исследований. Учение во всей полноте раскрывает знания о сущностной природе

человека как целостного духовного существа, его высочайшем назначении, законах и принципах эволюционного развития. Основные идеи духовно-нравственного становления и совершенствования человека, данные в Учении Жизни, могут быть применены для обновления основных подходов к современному образованию и воспитанию.

Учение Жизни - обобщенное название всех существовавших с древнейших времен нравственных учений, однако в нашем исследовании мы используем его (вслед за создателями и отдельными исследователями) для обозначения трех более современных нашему времени учений (или доктрин), объединенных единым источником, - Учением Великих Махатм Индии. По своей сути Учение Жизни в его современном выражении есть синтез науки, религии и философии, ибо оно содержит в себе сущность всех верований и познаний. Основные идеи Учения представлены, в частности, в «Письмах Махатм»; «Разоблаченной Изиде» и «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской (XIX в.); в Учении «Живая Этика» («Агни-Иога») и трудах Е. И. и Н. К. Рерихов (20-50 гг. XX в.), Б. Н. Абрамова (50-72 гг. XX в.); в «Учении Сердца», «Огненной Библии», «Тайной Доктрине Любви» и трудах З. В. Душковой (конец XX - начало XXI в.). В книгах Учения собраны в сжатых формулах все знания, накопленные веками глубоких, многосторонних опытов, основанных на древнейшей мудрости. Характеризуя Учение Жизни, Е. И. Рерих писала: «Это Синтез всех Учений, но в новом осознании всех Основ Бытия и на новом понимании Космического значения человека и его страстной ответственности в поддержании равновесия в Мире» [3. С. 418-419]. В Учении Сердца дается такое пояснение самого термина «Учение Жизни»: «Учения сменяют одно другое, но суть их всегда остается одна... Так, несмотря на великое разнообразие тем, затронутых в каждом из Учений светоносных, все они предстают как прочнейшие ветви древа единого, питаемые от одного и того же корня, даровавшего им силу проявления жизненную. Потому и всю совокупность доктрин дарованных можно назвать единым Учением Жизни, ибо Исток один и тот же питал их» [4. С. 113].

Учение Жизни, как было отмечено выше, в современный период времени включает в себя три части, первая из которых была передана человечеству в XIX в. в «Тайной Доктрине». Е. П. Блаватская во «Введении» к этому фундаментальному труду дает подробнейшее объяснение, что в своей сути представляет «Тайная Доктрина». На наш взгляд, это объяснение по праву можно отнести ко всему Учению Жизни. «Религия Мудрости есть наследие народов всего мира... Эзотерическая Философия примиряет все религии и, снимая с каждой ее внешнюю оболочку, человеческую, указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой великой религии... Тайная Доктрина была общераспространенной религией древнего и преисторического мира... Это очень старые сведения, и они постоянно оповещались великими Адептами, начиная от Пифагора и Платона вплоть до неоплатоников» [5. С. 2-21]. Согласно «Тайной Доктрине» эти «Учения были частично известны, по крайней мере, нескольким Отцам Церкви. Ориген, Синезий и даже Климент Александрийский были посвящены в

Мистерии до присоединения их к Нео-Платонизму Александрийской Школы Гностиков под маскою Христианства.

Мудрость, ныне Тайная, была однажды главным родником, вечно текущим источником, напитавшим все ручьи -позднейшие религии всех народов - от первого до последнего. Период, начинающийся с Будды и Пифагора на одном конце, и оканчивающийся Нео-Платониками и Гностиками на другом, является единственным фокусом, оставленным в истории, где соединяются в последний раз яркие лучи света, льющиеся от основ прошлых времен и незатем-ненные рукою ханжества и фанатизма» [5. С. 30-31 ].

Удивительное подтверждение записанного Е. П. Бла-ватской в XIX в. доказательства - единства источника всех сокровенных знаний - дано в современном научном исследовании Е. В. Афонасина. В аннотации его докторской диссертации «Античный гностицизм и его критики. Собрание античных свидетельств о гносисе и исследование христианского платонизма и гностицизма первых двух веков по Р. Х.» читаем: «Автором впервые в отечественной историко-философской литературе. дан подробный анализ источников по истории гностицизма, таких как труды Иринея Дионского, Ипполита Римского, Епифания Саламского, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена, Плотина и Порфирия. в диссертации проанализированы техника цитирования и методы заимствования и адаптации материала позднеантичными авторами. В результате впервые в мировой историко-философской литературе дан детальный анализ неопифагорейских и платонических параллелей в произведениях Климента Александрийского и продемонстрировано их влияние на формирование собственной философской позиции этого автора. Исследовано влияние среднеплатонической и неопифагорейской философии на терминологию и идеологию раннехристианского, с одной стороны, и гностического, с другой, типов мировоззрений» [6]. В научном исследовании Х. Х. Мумиджанова осуществлен сопоставительный анализ теорий анамнезиса и «мира идей» Платона и теории мира зороастризма. На этой основе установлено, что «все эти теории, являясь во многом идентичными, в содержательном плане дополняют друг друга. Доказано, что зороастризм по своей сути носит монотеистический характер» [7]. Таким образом, современные исследования подтверждают истину, данную в Тайной Доктрине, - основы нравственных Учений всех веков тождественны. Единая Истина лежит в основании учений Кришны и Будды, Пифагора и Анаксагора, Лао-Цзы и Конфуция, Орфея и Сократа, Платона и Оригена, Аполлония Тианского и Христа.

Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым временем новый аспект Единой вечной Истины, никогда не отвергало ни одно Учение, но лишь углубляло и очищало каждое от вековых нагромождений. Согласно Учению, «каждое столетие дается, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской. То же было, когда христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и заповеди Моисея кульминировали Древний Египет и Вавилон. Только нужно

понимать значение узловых Учений» [8. С. 29-30]. В связи с этим, Е. И. Рерих утверждала, что «полезно и даже необходимо знать Основы всех Великих Учений. Именно это знание помогает лучшему пониманию Нового Провозвестия и Учения Христа. Ведь все великие Учения идут из Единого Источника и нельзя, принимая одно, отрицать другое» [9. С. 196]. В записях Б. Н. Абрамова, известных под названием «Грани Агни Иоги», подчеркивается, что все духовно-нравственные Учения прошлого «следует изучать не разделяя, не расчленяя, но объединяя в синтетическом понимании их внутреннего значения. Тогда и греческие философы, и Зороастр, и Сокровенные Учения Индии окажутся в одном и том же великом эволюционном потоке жизни» [10. С. 34].

Единство источника всех сокровенных знаний было отмечено и в научно-философских идеях русских уче-ных-космистов. «В истории философской мысли мы находим уже за много столетий до нашей эры интуиции и построения, которые могут быть связаны с научными эмпирическими выводами, если мы перенесем эти дошедшие до нас мысли - интуиции - в область реальных научных фактов нашего времени. Корни их теряются в прошлом. Некоторые из философских исканий Индии много столетий назад - философия Упанишад - могут быть так толкуемы, если их перенести в область науки XX века», - писал В. И. Вернадский [11. С. 142]. И в другом месте: «В последнее время ход истории науки заставляет нас менять представления о том доэллинском наследстве, на котором выросла эллинская наука. Эллины всюду указывали на огромные знания, которые были получены ими от Египта, Халдеи, Востока. Мы должны теперь признать это правильным» [12. С. 367].

«Будущее знание не станет пренебрегать, как пренебрегаем мы - еще злостные невежды, - данными религии, творениями философов, писателей и ученых древности. Даже вера в Перуна и та пригодится. И она будет нужна для создания истинной картины мира», - подчеркивал К. Э. Циолковский [13. С. 419]. П. А. Флоренский (1909 г.)

- православный священник и профессор Московской Духовной Академии - в «Общечеловеческие корни идеализма» отмечал: «Вспомнить языческих своих предков

- это значит исполнить христианский долг в отношении к ним. Начнем же с того, кто является истинным основателем Академии, вдохновителем ее и, если применить современное слово, первым ректором ее. Это - тот, кого равно чтили и христиане, и язычники... Вы поняли, конечно, что речь идет о Платоне... Вы знаете о несомненной преемственности нашей духовной культуры от Платона. Европейская философия вышла из рук Платона» [14. С. 12]. Примечательно, что эти мысли П. Флоренского нашли подтверждение в результатах современного научного исследования Ю. П. Михайленко, которым был «осуществлен новый подход к изучению концепций Платона и обоснован вывод об их глубокой укорененности в современной западной культуре» [15].

Учение Жизни во все времена в той или иной форме выдавалось миру, но каждая его фаза, как правило, всегда отвечала на особую нужду человечества и определяла конкретные эволюционные задачи, стоящие перед ним в конкретный период времени. Так, если в Тайной Доктри-

не были даны Основы Учения Жизни, подробная Космогония и эволюция Четырех Рас, предшествовавших нашему человечеству Пятой Расы, то вторая часть Учения, известная как «Живая Этика» или «Агни Иога», имела своей основной целью пробуждение и расширение сознания человека. В этой части Учения раскрываются Космические Законы, которым подчинено все во Вселенной, в том числе и человек как неотъемлемая часть. Особое внимание в Учении обращено на особенность текущего столетия, - в XX в. человечество вплотную приблизилось к новой эпохе - Эпохе Огня. В эпиграфе к одной из книг Учения поясняется: «Полезное Учение дается не для новизны, но для сложения достойной жизни. Не сборник утопий неслыханных Учение Жизни! Существование человечества очень древнее, и в течение веков всевозможные искры Мудрости проливались на Землю, но каждый круг имеет свой ключ.

Не может быть, чтобы какая-то стихия не выдвигалась в Учениях. Так и Огонь упоминался тысячи раз, но теперь упоминание об Огне не повторение, ибо это уже предостережение о событиях планетной судьбы. самые древние Учения предупреждали о неминуемой Эпохе Огня» [8. С. 435]. «Мы теперь должны все приспособлять к Огненной стихии, о том же говорят Пураны. Считаю, можно призвать людей к познаванию Сущего. Механические понятия настолько бессильны в основе своей, что необходимо молитвенно обращаться к зерну духа, которое сияет ярче всех электрических ламп. Не нужно считать напоминание об Огне лишь сказкою» [8. С. 471]. «Твержу и Напоминаю о нужном огненном приобщении. Многие опасные химические сочетания вызовут смятение. Именно загромождения Тонкого Мира могут показать, как больна планета. Если эта опасность стала очевидной, то наша обязанность предупредить... Как сказать, что Агни Иога не стара и не нова. Стихия, всегда и везде сущая, не подлежит определению времени. Огонь у порога! Нужно напомнить о встрече его и понять, что лишь Агни, психическая энергия, может быть единственным толмачом при приближении Огня... Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием. Огонь у порога» [8. С. 54-181].

Микрокосм человека - проводник тончайших огненных энергий, утверждает Учение Жизни. В настоящее время энергии человечества очень дисгармоничны и хаотичны в своем проявлении. Именно они вызывают раз-новесие стихий и нарушают равновесие планеты, которое выявляется в землетрясениях, ураганах, засухах, расстройстве климата, эпидемиях и так далее. Человек, согласно Учению, является восприемником всех Сил Космоса, но вместе с тем он является преобразователем их в полезные или вредоносные воздействия соответственно его нравственному развитию. «Время придет, и наука докажет, что человек - это генератор огненных энергий, которые воздействуют на все, что его окружает. Все так называемые чудеса есть не что иное, как непонятные и необъясненные манифестации психической энергии человека. Как таковых чудес нет и быть не может, есть просто законные явления, еще не изученные наукой... Учение Жизни к сроку Дается, Указуя человечеству путь к источнику неиссякаемой огненной энергии, потенциаль-

ным обладателем которой является каждый землянин» [16. С. 180].

Согласно Учению, кроме осознания в себе психической энергии, человеку сегодня жизненно необходимо и признание непрерывности жизни, проявляющейся во всех трех мирах - физическом, Тонком и Огненном (Высшем). «Признающих непрерываемость жизни не надо убеждать в бессмертии духа. Но отрицающие живут в мире призрачной очевидности, не признавая ярой действительности Тонкого Мира и возможности существования в нем вне плотного тела. Это отрицание, казалось бы, касающееся только самого человека, кладет тяжкий отпечаток искажения действительности на всю жизнь человечества на Земле, порождая насилия, войны, жестокость, эксплуатацию и порабощение целых народов и делая людей безответственными. Пока не будет принято Учение Жизни и не утверждено научно бессмертие духа, невозможно вызволить человечество из того тупика, в который оно зашло. Наука уже подошла к той границе, за которой бытие Незримого Мира становится неотрицаемым фактом» [17. С. 136; 23. С. 28-29].

Особое внимание Учение обращает на связь с Высшим Миром: «Немало учат нас древние о возможностях преображения и о связи с Высшим Сознанием. Непростительно, если мы пребудем в животном состоянии. Ведь животные, хотя и чуют Мир Тонкий, но не сознают его. Люди же должны осознать связь с дальними мирами - в этом их отличие и могущество. Но если люди закрывают сознание, они не только вредят себе, но даже Общему Бытию» [18. С. 509]. «Тонкий Мир становится все ближе,

- констатирует Учение Сердца. - Его касания отмечают уже те, кто высокой чувствительностью обладают в плане развития аппарата внутреннего. Ясновидение и яснос-лышание становится уделом не единиц, но сотен и тысяч людей. Новое поколение вызревает уже с более широкими задатками свойств психофизиологических. Так меняющаяся структура энергетическая задает тканям Материи плотной свойства более разреженные» [19. С. 348].

Время, переживаемое сейчас нашим земным человечеством, согласно Учению Жизни, есть время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом, и этот переход совершается на смене рас. Шестая раса, отмечается в Учении, уже начинает вступать в свои права. В связи с этим, пробуждение духовности человека рассматривается в Учении как космическое условие. «Только развитая духовность может в едином вздохе поднять сознание человеческое» [20. С. 212]. Без проявления духовности не может быть и приближения к Миру Высшему: «Но мост между Нами - духовность, может явить гору или исчезнуть мгновенно. доброта и ум не приводят к Нам - явление духовности необходимо» [20. С. 66-69]. Вопросы духовного становления и развития человека, его истинной духовности красной нитью проходят во всем Учении.

По сути Учение Жизни дает целую программу для исследователей разных областей знания, предопределяя, подсказывая основные направления науки будущего, главным предметом, объектом и субъектом которой выступает именно человек во всей своей сложности. «Пытли-

вый ум уловит сложность аппарата действительности. Он уловит нераздельность судеб эволюции человечества от космических процессов. Потому реальное знание без предрассудков будет верным проводником в будущее.

Изучение всей синтетической сущности человека уявится необходимостью для понимания строения Мира и Вселенной.

Наука синтетической сущности человека, изучение функций его организма, уявит аналогию в строении и функциях Космоса.

Новая Наука, изучающая соответствия между Макрокосмом и Микрокосмом, утвердит Институт Изучения скрытых свойств человека на психической основе, на психической энергии» [21. С. 272].

В начале 1950-х гг. Е. И. Рерих сделаны записи, озаглавленные «Изучение свойств человека» и предваренные напутствием: «Истинная наука не преподает ограничений. Истинная наука не может расходиться с непреложными законами, следовательно, нужно при всех новых исследованиях постоянно держать в уме и сердце Заповеди Основ. Они дадут несломимое восхищение ученому, который идет, не ограничивая себя самостью, но честно исследует во благо других». В работе подробно представлены основные направления в исследовании природы человека в неразрывной связи с теми изменениями, которые ожидают нашу планету, вступающую в Новую Эпоху. Так, в ближайшем будущем «условия Науки откроют человечеству уявление полной связи с Надземным Миром. Без уявления Института Изучения скрытых сил и свойств человека и взаимодействия и взаимозависимости Микрокосма от Макрокосма не осуществится Новая Эра. Новая наука о силах и свойствах человека должна войти в жизнь.» [21. С. 282-283].

Учение Жизни раскрывает и назначение человека, и его будущие эволюционные задачи: «В вечном круговороте жизни, по мере продвижения эволюции великое назначение человека как сотрудника Космоса в поддержании равновесия космической жизни будет становиться все более и более очевидным. Миры зарождаются и умирают, тогда как человек, трансмутировавший на огне духа все свои чувствования, преображается в сверхчеловека и занимает место среди Высших Духов и живет в вечности. Высочайшие Духи являются сотрудниками Великого Зодчего и Матери Природы, строителями миров и руководителями народов» [22. С. 630-631]. Новая ступень в развитии человека - сообщение с дальними мирами: «Дальние Миры требуют высшей задачи. Огненная трансмутация нужна из-за ярого Космического задания. Нужно явить понимание совершенствования человеческой природы. Такое понимание принесет человечеству осознание своей ответственности перед Космосом и тем подымет достоинство человека и сделает его сотрудником Космическим. Можно стать сотрудником Космоса на зарождении жизни на планетах и на воскрешении угасших миров, лишенных высшей психической энергии, которая уявлена человеком» [21. С. 287]. Согласно учению Жизни, достижение сознательного существования или сохранения полного сознания во всех оболочках и во всех сферах и есть истинное бессмертие. Потому все усилия эволюции направляются на расширение сознания человече-

ства, на пробуждение высшего устремления «для создания магнитного тока или вихря, влекущего дух в высшие сферы» [22. С. 272]. «Наша задача, - говорится в Учении,

- напомнить, что люди, как высшее проявление Мира Проявленного, могут быть центрами для объединения миров» [8. С. 147]. «Человек - Эпитом всего Сущего. Человек-Микрокосм тождествен Макрокосму. Божественный принцип уявлен как всесвязующий Огонь, как Космический Магнит, как закон притяжения и тяготения, выраженный в человеке, в его чувствах, мысли и любви» [21. С. 246].

Среди многочисленных и разноплановых задач по усовершенствованию природы человека первостепенное значение и особая роль в Учении Жизни отводится сердцу. «Закон великий - перевести сердце из этической отвлеченности к двигателю научному... Не будем настаивать на моральном значении сердца, оно несомненно. Но теперь сердце нужно как спасительный мост с Миром Тонким. Нужно утверждать, что осознание качеств сердца составляет самую насущную ступень мира. Никогда это не было сказано как спасение... Нужно принять основу сердца и понять значение фокуса...» [18. С. 596-597].

Третья часть Учения Жизни - Учение Сердца - дана в наши дни, в конце XX - начале XXI в. Название этой части Учения говорит о том, что «теперь фокусом приложения усилий служит расширение восприятий сердечных», поскольку «перенесением центра тяжести из мозга в сердце начинается Новая Эра в истории развития человечества» [23. С. 270-406].

Принципы и идеи, выраженные в Учении Жизни, не носят на себе какой-либо исключительной печати. Все они прекрасно укладываются в понятие Живой Этики. В связи с этим особую значимость идеи Учения Жизни могут иметь для педагогов школ и преподавателей психо-лого-педагогических дисциплин. Учение помогает понять, как с детских лет приучать сознание ребенка к единству жизни, к единству Космоса. В представлении детей наша планета не должна быть каким-то обособленным миром, но «лишь одной из остановок на великом пути.». Человечество находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее. Осознание зависимости и взаимоотношений человека со всем Сущим поможет родиться чувству великой ответственности за каждую мысль, слово и действие.

Учение Жизни советует «приучить себя к претворению всех знаний. Какую область можем считать ниже себя? Как можем хранить уверенность, если сами отталкиваем нужный материал?» [20. С. 465]. Наступающий век многие ученые называют веком Синтеза. По нашему убеждению, этот синтез предполагает неразрывное единство религии, философии и науки и, в первую очередь, исследование проблемы человека как духовного существа. В связи с этим Учение Жизни, являющееся по сути именно таким синтезом, на наш взгляд, может самым лучшим образом выполнить роль одного из ведущих источников педагогико-антропологических исследований.

Библиографический список

1. Коркунова, О. В. Универсалии бытия человека в мире: (Анализ теософской антропологии): дис. . д-ра

филос. наук / О. В. Коркунова. Екатеринбург, 2004. 368 с.

2. Осипова, Л. Н. Общественно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Е. И. Рерих: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Н. Осипова. Казань, 1999. 16 с.

3. Рерих, Е. И. Избранные письма / Е. И. Рерих // Елена Рерих. У порога Нового Мира. М. : Международный Центр Рерихов, 2000. С. 291-447.

4. Учение Сердца. Т. 4. М.: Звезда Востока, 2004. 544 с.

5. Тайная Доктрина Е. П. Блаватской. Т. 1. Кн. 1. М. : СИРИНЪ, 1993. 370 с.

6. Афонасин, Е. В. Античный гностицизм и его критики. Собрание античных свидетельств о гносисе и исследование христианского платонизма и гностицизма первых двух веков по Р.Х. / Е.В. Афонасин // Аннотации диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, рассмотренных Президиумом ВАК в 2004 году / Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/help_mat. Загл. с экрана.

7. Мумиджанов, Х. Х. Философские проблемы зороастризма / Х. Х. Мумиджанов // Аннотации диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, рассмотренных Президиумом ВАК в 2003 году. Режим доступа: http:/ /vak.ed.gov.ru/help_mat. Загл. с экрана.

8. Мир Огненный. Аум. Братство. 1933-37 // Агни-Йога. Т. 3. М. : Сфера, 2000. 896 с.

9. Рерих, Е. И.. Письма (1934 г.). Т. 2 / Е. И. Рерих. М. : Международный Центр Рерихов, 2000. 576 с.

10. Грани Агни Йоги. 1969 г. Кн. 10. Новосибирск : Алгим, 1996. 288 с.

11. Росов, В. А. В. И. Вернадский и русские востоковеды. Мысли - Источники - Письма / В. А. Росов. СПб.: Петроградский и К0, 1993. С. 142.

12. Вернадский, В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль / В. И. Вернадский. Дубна : Изд. центр «Феникс», 1997. 576 с.

13. Циолковский, К. Э. Грезы о земле и небе / К. Э. Циолковский. Тула, 1986

14. Флоренский, П. А. Общечеловеческие корни идеализма / П. А. Флоренский // Богословский вестник. М., 1909. №2, 3.

15. Михайленко, Ю. П. Платон и современная антитеза либерализма и тоталитаризма (Р. Кроссмен, К. Поппер, Б. Рассел и др. в окружении корифеев античной политической мудрости) / Ю.П. Михайленко // Аннотации диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, рассмотренных Президиумом ВАК в 2002 году. Режим доступа : http://vak.ed.gov.ru/help_mat. Загл. с экрана.

16. Грани Агни Йоги. 1964-1965 гг. Кн. 5-6. Алма-Ата : Вуташ, 1995. 442 с.

17. Грани Агни Йоги. 1968 г. Кн. 9. Новосибирск : Алгим, 1996. 320 с.

18. Беспредельность. Иерархия. Сердце. Напутствие Вождю. 1930-33 //Агни-Йога. Т. 2. М. : Сфера, 2000. 672 с.

19. Учение Сердца. Т. 3. М. : Звезда Востока, 2004. 448 с.

20. Зов. Озарение. Община. Агни-Йога. 1924-29 // Агни-Йога. Т. 1. М. : Сфера, 2000. 608 с.

21. Рерих, Е. У порога Нового Мира / Е. И. Рерих. М.: Международный Центр Рерихов, 2000. С. 233-279.

22. Рерих, Е. И. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2т / Е. И. Рерих. Рига: Угунс, 1940. 880 с.

23. Учение Сердца. Т. 3. М. : Звезда Востока, 2004. 448 с.

R. A. Paroshina

LIFE TEACHING AS A SOURCE BASIS OF PEDAGOGICAL-ANTHROPOLOGICAL STUDIES

The problem of the study of many-sided human essence, nature and function, formation and development presupposes the application of knowledge from all the spheres of scientific manstudy as well as religion, art and practice. The opportunity of application of the «Life Teaching» which presents a synthesis of science, religion and philosophy, is considered as a source basis of pedagogical-anthropological study.

УДК 167

С. Ю. Пискорская

К ВОПРОСУ О СТАНДАРТАХ НАУЧНОСТИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЯ

Представлены вопросы современного научного познания. Рассмотрены основные стандарты научности диалектической системы теоретизирования: теория и логика доказательства, теория отражения.

К стандартам научности диалектической системы те- Доказательность. Одним из основных требований к

оретизирования следует отнести доказательность, непро- любой научной теории является ее доказательность, цель тиворечивость и совершенное знание, раскрывающее которой состоит в обосновании истинности или ложнонаучную теорию (образ) как существование сущности сти научных положений. Доказательность представляет прообраза. Рассмотрим эти стандарты. собой необходимое свойство рассуждений, приводящее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.