Научная статья на тему 'Духовность человека в контексте философско-этического Учения Живой Этики'

Духовность человека в контексте философско-этического Учения Живой Этики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
624
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Парошина Р. А.

До настоящего времени нет единого мнения, что же есть духовность человека, в чём её сущность и какова её роль в становлении и развитии человека. В статье сделана попытка рассмотреть обозначенные проблемы в контексте антропокосмических идей философско-этического Учения Живой Этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовность человека в контексте философско-этического Учения Живой Этики»

ВОСПИТАНИЕ

Р.А. Парошина

ДУХОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ

ЖИВОЙ ЭТИКИ

Изучение проблемы духовно-нравстенного развития человека в современный период перехода общества в исторически новое состояние является одним из приоритетных направлений современных фундаментальных научных исследований РАО. В рамках исследуемой проблемы феномен духовности видится центральным в понимании сущности духовно-нравственного становления и развития человека. Социально-философские и психолого-педагогические аспекты духовности в той или иной мере достаточно хорошо изучены в контексте философско-антропологических, психологических и религиозных учений. Однако практически нет педагогических исследований, в которых рассматриваемый феномен был бы изучен в свете философско-этических учений, в частности, Учения Живой Этики, в котором человек представлен не только как биосоциокультур-ное, но и как космопланетарное существо.

Учение Живой Этики — своеобразный научно-религиозно-философский синтез духовной культуры человечества, основоположенный на древнейшей мудрости Востока, нашедшей свое отражение во всех мировых религиях и культах. Учение, записанное нашими соотечественниками Е.И. и Н.К. Рерихами в 20— 30-х годах XX века, в той или иной форме отражает все аспекты духовной, интеллектуальной, творческой, нравственной, личной, социальной и космической жизни человека и общества.

Значительный философско-педагогический потенциал Учения Живой Этики, который в последнее десятилетие начинает серьезно изучаться и осмысливаться в рамках диссертационных исследований (Аблеева С.Р., Андреевой А.Г., Башковой Н.В., Лащенко Н.Д., Осиповой Л.Н., Самохиной Н.Е., Хачатрян А.С., Шарова Д.А.), а также в социально-философских, естественно-научных и научно-педагогических работах (Амонашвили Ш.А., Амировой Е.Б., Барышниковой Л., Башковой Н.В., Белимова Г.С., Беляевой Л.А., Гординой Л.С., Егоровой М.Н., Емельянова Б.В., Зуева Д.Д., Иванова А.В., Крашкиной Л.И., Никитиной Н.Н., Руденко С.Г., Фролова В.В., Хомелева Г.В., Чирятьева М.Н., Чумаковой Т.А., Яковлевой Е.Г. и др.), позволяет достаточно полно исследовать обозначенную выше проблему.

Понятие духовности в Учении Живой Этики неразрывно связано с понятиями человек и эволюция. В связи с этим обозначим основные моменты, касающиеся данных понятий.

Человек в Учении представлен неотъемлемой частью Космоса, Вселенной, Беспредельности. «Необходимо выдвинуть поверх всего участие человека во всем сущем... Не полезно отсекать части здорового организма. Нужно радоваться каждому мышлению, направленному к единству Вселенной» [4: 248, 383]. «Человек призван, как отражение Вселенной. Человек призван, как утверждение космических высот и выражение Космических Огней. Дано совершенствование для Высших Миров» [2: 53—54]. «Человек уявлен восприемником всех Сил Космоса, но вместе с тем он является преобразователем их в полезные или вредоносные воздействия соответственно его нравственному развитию» [6: 290]. «Энергия, излучаемая человечеством, нужна для правильного движения Планеты. Когда же эта энергия становится отравленной, она ослабляет заградительную сеть и тем нарушает равновесие многих Светил. Волны вибраций изменяются, и Планета теряет часть самозащиты. Так человечество само распоряжается судьбою своею. Когда же наступает разрушительный период так называемого безбожия, тогда масса энергии, обычно посылаемая в верхние слои, разбивается и становится материалом Коричневого Газа» [6: 263]. Истинная перемена в достаточно грозном положении планеты и человечества, утверждается в Учении, может наступить лишь при расширении сознания, в пробуждении истинной духовности, в понимании духовного начала как главенствующего в жизни [5: 116-117].

Эволюция человека, его духовного начала подчиняется непреложным космическим законам и принципам. «На чем основана эволюция? Разнообразие форм и проявлений, при единстве огненной сущности, борьба ради гармонии или достижения усовершенствования и Иерархический ведущий принцип есть основы существования. Понятие Иерархии есть понятие и закон космический. Вся Вселенная насыщена, и существует, и держится лишь этим Началом» [5: 408, 268]. Учение утверждает, что «утеря религии пошатнула поступательное значение. Без Бога нет пути. Можно называть Его как хотите, но Высший Иерархический Принцип должен быть соблюдаем, иначе не к чему прикрепиться. . устремление воли кверху окружает планету как бы защитною сетью» [3: 198].

Многочисленные письма и космологические записи Е.И. Рерих помогают разобраться во многих сложных вопросах, затрагиваемых в Учении. По сути, картина мироздания, места человека в нем, его эволюции едина с космологией древних философий Востока. Вся Вселенная, все Бытие имеют существование лишь благодаря жизнедательному Божественному Началу. Совершенство и вечность этого Божественного Начала в его потенциале являются залогом того, что и человек, носитель его, может вечно совершенствоваться. Признавая неизменность и совершенство Божественного Начала, Учение признает и всю сложность человеческого существа, как отражения Вселенной, этого комплекса комплексов. Как Макрокосм находится в непрестанном процессе разворачивания или становления, так и человек-микрокосм неустанно раскрывает и накопляет

новые возможности именно благодаря присутствию в нем совершенного, вечного Божественного Потенциала. «Наша высшая огненная сущность, - пишет Е.И. Рерих, — вечна и неизменна, но сознание (или душа), собирающееся из энергий, накопленных вокруг основного огненного зерна, нарастает и изменяется. Так наше огненное зерно духа есть вечный носитель постоянно сменяющихся форм и выражений, порождающий, в своем прохождении через разные сферы и миры, непрестанные причины и следствия, складывающиеся в определенную форму предопределения или же судьбу.

Весь Космос построен на семеричном основании, потому каждая энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную скалу напряжения и утончения» [5: 408, 415—416]. Человечество на Земле также проходит в своем эволюционном развитии семь кругов, в каждом из которых проживает семь коренных рас. В «Письмах Махатм» дается пояснение, что «в человеческом развитии имеется верхняя точка и нижняя точка, нисходящая дуга и восходящая дуга. Ибо это «Дух» превращается в «материю» («не материя», которая восходит) и материя, которая еще раз растворяется в дух; конечно, первая раса эволюции и последняя на планете (как в каждом круге) должна быть более бесплотной, более духовной, четвертая, или самая низшая, самой физической (прогрессируя, конечно, с каждым большим кругом) и в то же время — так как физический разум является последним проявлением духовного разумения — каждая эволюционирующая раса по нисходящей дуге должна быть физически разумнее предшествующей, а каждая по восходящей дуге должна обладать более утонченным мышлением в соединении с духовной интуицией» [10: 283, 285].

Время, переживаемое нашим земным человечеством, есть время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начнет преобладать над интеллектом, и этот переход совершается на смене рас. Шестая раса, отмечается в Учении, уже начинает вступать в свои права [5: 167—171].

В понимании обозначенных задач эволюции кроется и понимание пробуждения духовности человека именно как космического условия [1: 156].

В Учении красной нитью проходит идея, что жизнь «утверждается, когда высшее явление держится в сознании. Каждая высокая мысль будет залогом устремления духа». Пространство утверждает напряжения, которые соответствуют действиям и мыслям, зарожденным на Земле. Человечество ответственно за все свои порождения, ибо Мир Тонкий задерживается в своем развитии, так же, как и вся цепь эволюции Земли. Потому «мысль о духовности должна войти в жизнь, но как истинное понимание Основ Бытия» [3: 457]. «Нужно разрядить отравленную атмосферу вокруг Земли, не пропускающую благодетельные лучи светил. Но сделать это возможно лишь повышением вибраций или пробуждением духовности в человечестве» [5: 550]. «Направление человечества не в сторону духовности не ускоряет эволюции» [2: 12].

Вибрации, порождаемые человечеством в настоящее время, настолько дисгармоничны, что трудно установить связь с Мирами Высшими. Высшие излучения не доходят до Земли. «Насыщенный Мир ждет великой эпохи Перерожде-

ния Духа. Насыщение пространства вибрациями, помогающими установлению высших излучений, есть задача на пути к Миру Огненному» [3: 488]. Мир Огненный назван в Учении как цель Бытия, цель эволюции. В ближайшее время предстоит преображение плотной материи в утонченную и подвижную, одухотворение и разрежение земного в духовное. И именно человеческий микрокосм должен быть своего рода лабораторией этого преображения, поднимая и увлекая за собою Землю. Микрокосм человека, пропуская через себя земные элементы и энергии Земли, в этом длительном и постоянном процессе все время их утончает и одухотворяет. Человеческий организм представляет собой конденсатор и трансмутатор энергии. Материя, протекшая в течение даже одной жизни через микрокосм подвижника или святого, одухотворяется тоньше и быстрее, чем при прохождении ее через сферу и оболочки обычного человека. Особенно подвижен и заметен этот процесс в мире ментальном, или мире мысли, когда материя мысли течет, трансформируясь через сознание человека, и наполняет содержание невидимых миров различных градаций. Человек есть трансформатор для Земли энергий земных и энергий космических в формы, идущие на построение плотных и тонких тел нашей планеты. Старое должно преобразиться в новое, более высокое и более утонченное. «Новое Небо и Новая Земля обусловлены непреложно Законами Эволюции. Микрокосм человеческий есть этот трансформатор огненный, вечно находящийся в работе на всех трех планах: физическом, астральном и ментальном. Утончая свои мысли, чувства и тело, утончает все три потока материи, текущие через его микрокосм, ускоряя тем самым процесс эволюции Земли и земного человечества. Огненное будущее человека велико и несоизмеримо с той временной формой его выражения, в которой он проявлен в данный момент» [9: 262—264].

В «Космологических записях» Е.И. Рерих, сделанных в 40-е годы XX столетия отмечено, что близится человечеству и еще одна «новая ступень — сообщение с дальними Мирами. Дальние Миры требуют высшей задачи. Огненная трансмутация нужна из-за ярого Космического задания. Нужно явить понимание совершенствования человеческой природы. Такое понимание принесет человечеству осознание своей ответственности перед Космосом и тем подымет достоинство человека и сделает его сотрудником Космическим. Можно стать сотрудником Космоса на зарождении жизни на планетах и на воскрешении угасших миров, лишенных высшей психической энергии, которая уявлена человеком» [6: 287].

Достижение сознательного существования, или сохранения полного сознания во всех оболочках и во всех сферах, есть величайшее достижение или истинное бессмертие. Потому все усилия эволюции направляются на расширение сознания человечества, на развитие его ментального тела, на пробуждение высшего устремления «для создания магнитного тока или вихря, влекущего дух в высшие сферы» [5: 271].

«Духовность на Земле может открыть высокие Врата. Только развитая духовность может в едином вздохе поднять сознание человеческое. . ибо уносим себя в дальние миры, в хранилища возможностей и знаний» [1: 159, 212]. В Учении Живой Этики само усовершенствование заключается в сознании прояв-

ления духовности. Без проявления духовности не может быть приближения к Миру Огненному. «Но мост между Нами — духовность, может явить гору или исчезнуть мгновенно. .доброта и ум не приводят к Нам — явление духовности необходимо» [1: 66, 69].

Что же понимается более конкретно под духовностью? Однозначного ответа на этот вопрос Учение не дает, но можно найти несколько отдельных аспектов в характеристике данного феномена. Так, в письмах разных лет Е.И. Рерих находим: «когда говорится о духовности и духе в жизни, в проявлении, всегда подразумевается высшее Ego... Область психическая очень обширна и вмещает бесконечное разнообразие проявлений, от самых высоких до самых низших. Все, что не носит на себе печати духовности, все, что не имеет отношения к высшему плану, плану высшего Манаса и Буддхи, называется психизмом» [5: 309— 311, 258]. «Духовность есть основа всякого Бытия, вечного или бессмертного. Высокая духовность есть ярая любовь ко всему Прекрасному» [8: 432, 435]. «Духовность прежде всего есть сознание. Сознание лежит в основании Вселенной. Каждый атом наделен сознанием; где жизнь, там и сознание, но, конечно, степени сознания и осознания беспредельны. ...духовность или спит, или отсутствует, когда человек в своих земных жизнях не развивал в себе высших способностей и тем нарушил связь со своими духовными центрами, дающими нам истинное бессмертие богочеловека, владеющего яснознанием. Именно, лишь в случае богочеловека или Архата, при объединении разума с духовным сознанием, можно применить термины — яснознание, ясновидение и яснослышание.

Сознание содержит в себе все следы пройденных жизней, отпечатки каждого проявления, как и каждую мысль и устремление к проявлению широкого горизонта. Сознание питается “чашей” и сердцем, и каждая нагнетенная энергия отлагается в сознании, неразрывно связанном с духом... Каковы отложения, таковы будущие кристаллы. И мысль, и сердце, и творчество, и все другие проявления собирают эту энергию. Весь огненный потенциал духа состоит из излучений жизненных энергий. Потому, говоря о духе и сознании, нужно принять это как кристалл всех высших выявлений. Истинно, дух и материя утончаются в едином порыве к достижению высшего огненного сознания.

Вариации в состояниях сознания беспредельны. Именно, столько стадий сознаний, сколько ступеней в Беспредельности, и наоборот. Вполне сознательны в тонком мире лишь те, кто при жизни создали связь с мирами высшими через сердечное устремление к эволюции и к сохранению такого сознания. .отрицающий всякую духовность, всякую возможность существования в мирах высших, может и не иметь сознательной жизни в высших слоях мира тонкого, ибо, не создав, не закрепив высших притяжений, он почти сейчас же будет вовлечен в вихрь земного притяжения и в полусознательном или бессознательном состоянии будет ожидать нового воплощения. Духовная сущность, перейдя в тонкий мир, продолжает свое сознательное или полусознательное существование в зависимости от развития своего высшего манаса или духовности... Нужно твердо понять, что то, что не было осознано при жизни на Земле, не будет осоз-

нано и в тонком мире. Здесь, в земной жизни, нужно закладывать зерна устремлений, которые в тонком мире претворятся в знания» [5: 195, 271—272].

В Учении дается еще несколько штрихов к пониманию духовности. В частности, объясняя, можно ли человеку миновать боли при перерождении энергетических центров, Учение поясняет: «Огонь познания остается жгучим. Все обычные определения этих болей не могут принести пользы, пока наука не поспешит понять значение психической энергии или духовности» [1: 452]. И в другом месте: «Невозможно отрицать, что теперь особенно напряжены пространственные токи. Не время их отрицать, нужно поспешить с их применением. Уже много раз указывалось на опасность низшего психизма. Значит, нужно помыслить о высшей энергии, которая понимается как духовность» [3: 779]. Такое понимание духовности, как психической и высшей энергии, помогает понять и приведенные выше ее характеристики как сознания, как высшего Мана-са и Буддхи, как сердечного устремления. В «Космологических записях» и письмах Е.И. Рерих есть объяснение сущности психической энергии. «Психическая энергия есть свойство Огня. Психическая энергия, как энергия основная, проявляется во всех царствах Природы, особенно мощно и ярко в организме человека. Дух есть энергия сознания, или Психическая энергия. Мысль есть энергия сознания на яром прохождении через центры человека [7: 244]. И далее: «Необ-

и

ходимо пояснить всем, изучающим книги Агни Йоги, что Всеначальная огненная энергия — едина, и все наименования, как энергия огненная, сердечная, мыслительная и психическая, суть лишь различные аспекты одной и той же основной энергии всеначальной или энергии Бытия. Можно лишь сказать, что психическая энергия есть высшее качество энергии всеначальной. Так, и дух и сознание неотделимы от энергии психической, . и качества этой энергии неисчислимы. Все подразделения по существу являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющейся на разных планах и через разные тела, через разные нервные центры или проводники. В действительности трудно отделить дух от души, ибо дух есть огонь и душа собирает огненные проявления энергии. Потому нет ощутимой разницы между этими энергиями, можно лишь замечать различную степень мощи огненной в ее проявлениях» [8: 299—300].

С этой позиции становится понятной еще одна неразрывная связь духовности с развитым сердцем человека. Выявляет эту связь понимание духовности как расширенного сознания. «Духовности полный сосуд — так называем людей, которые на основании прошлых жизней, в решимости подвига расширяют сознание и тем входят в понимание основ эволюции. Рад, что понимаете вред ложной духовности. Часто не расширенное сознание, но болезненное извращение психической энергии становится заместителем. Только сознание может вести и позволит распознать правильное направление. .Утверждайте, что утончение сознания есть тот магнит, который привлекает любые полезные энергии. Как сокровище неисчерпаемое, сознание поведет на высоты... Нужно помыслить, куда хотели бы направиться! Огонь сознания осветит путь!» [1: 432—433, 584—585]. Далее объяснение дано в записях Е.И. Рерих: «.немно-

гие понимают, что под развитым сердцем нужно прежде всего понимать расширенное сознание. Именно сердце есть престол СОЗНАНИЯ, а не сентиментальности. Характерно, что все восточники, говоря о высших сокровенных думах, всегда полагают руку на сердце, ибо они помещают сознание в сердце. Развитие сердца в нашу эру является наиглавнейшей задачей. В эпоху сближения миров особенно усиливается центр сердца. .с нарождением шестой расы, вернее с ее утверждением, ибо уже немало людей, принадлежащих к шестой расе, мы вступим в эпоху развития духовного сознания, имеющего свое основание в сердце.

Человек, живущий сердцем и неотступно носящий в себе идею служения благу человечества, уже живет в полном согласии с своим высшим Я. В процессе очищения сердца раскрываются в нас самые высокие сиддхи, именно способность в духе помогать ближним, исцелять духовные и телесные недуги. Человек, чистый сердцем, является целителем и охранителем часто целой округи от всяких эпидемий и даже катастроф. Чистое сердце — панацея от всего и для всех. Высшие Существа творят психической энергией, мощь которой основана на возжжении огней сердца. “Чаша” есть источник творчества, психическая же энергия воплощает творческие идеи» [5: 288, 631, 633—637].

В Учении знание делится на умственное и сердечное. При этом объясняется, что телесные движения не могут создавать духовность, только мысленное упражнение дает возвышенное сердечное знание. Чтобы принять ток высшего напряжения, нужно прежде всего утончить сознание возвышенным мышлением; так произойдет расширение сознания и возжжется огонь сердца. Не нужно никаких условных упражнений, только мысль может возвышать человека. Только во время устремленного мышления человек может почуять присутствие внутреннего огня.

Лишь огненный магнит сердца, воспламененный высоким мышлением и устремлением, привлечет высшие энергии. Мощь высших энергий преображает сознание и делает его восприимчивым к познанию законов бытия. Люди не оценивают магнит сердца и тем умаляют свое значение [4: 700, 704—705].

Учение Живой Этики предсказывает, что мир будущий, мир высший грядет в доспехе лучей лабораторных. Именно лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет выявлена наглядная разница в ее качестве, и таким образом значение духовности будет установлено в полной мере. Техника будет подчинена духу. Познание высших законов, а значит, и познание высших целей поведет к преобразованию всей материальной природы.

Библиографический список

1. Агни-Йога. Том I. Зов. Озарение. Община. Агни-Йога. 1924—29. — М.: Сфера, 2000. — 608 с. — (Сер. «Учение Живой Этики»).

2. Агни-Йога. Том II. Беспредельность. Иерархия. Сердце. Напутствие Вождю. 1930— 33. — М.: Сфера, 2000. — 672 с. — (Сер. «Учение Живой Этики»).

3. Агни-Йога. Том III. Мир Огненный. Аум. Братство. 1933—37. — М.: Сфера, 2000. — 896 с. — (Сер. «Учение Живой Этики»).

4. Агни-Йога. Том IV. Надземное. 1938. — М.: Сфера, 2000. — 784 с. — (Сер. «Учение Живой Этики»).

5. Рерих, Е.И. Письма Елены Рерих, 1929—1938. В 2 т. / Елена Рерих. — Рига: Угунс, 1940. — 880 с.

6. Рерих, Е.И. Изучение свойств человека / Елена Рерих. У порога Нового Мира. — М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — С. 281—290.

7. Рерих, Е.И. Космологические записи / Елена Рерих. У порога Нового Мира. — М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — С. 233—279.

8. Рерих, Е.И. Избранные письма / Елена Рерих. У порога Нового Мира. — М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — С. 291—447.

9. Грани Агни-Йоги. 1972 г. XIII книга. — Новосибирск: Алгим, 1998. — 288 с.

10. Письма Махатм. — Новосибирск: Вико, 1993. — 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.