УДК 340.12
DOI 10.24411/2409-3203-2019-11052
УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ОБЩЕСТВЕ В НЕМ
Сорокун Павел Владимирович
к.и.н., доцент кафедры государственно-правовых и отраслевых юридических дисциплин ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск Мударисова Диана Евгеньевна студентка 4 курса направления 40.03.01 Юриспруденция ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск
Аннотация. В статье проанализирована концепция о роли государства в жизни общества, по мнению известного философа Платона. Представлены определения государство, идеальное государство с точки зрения философа. Рассмотрено социальное неравенство в государстве, в основе которого находится главный признак -добродетель, где правителям уготована мудрость, защитникам - храбрость, а низшей касте - умеренность. Раскрывается тема единства, упоминается, что философ имеет негативное отношение к существованию частной собственности.
Ключевые слова: государство, роль, мыслитель, философ, размышления, общество, граждане, сословия, типажи.
PLATO'S TEACHING ABOUT THE STATE AND SOCIETY IN IT
Sorokun Pavel Vladimirovich
Ph.D., Associate Professor, Department of State Law and Sectoral Legal Disciplines Krasnoyarsk State Agrarian University Achinsk branch Russia, Achinsk
Mudarisova Diana Evgenievna 4-year student of the direction 40.03.01 Jurisprudence Krasnoyarsk State Agrarian University Achinsk branch Russia, Achinsk
Annotation. The article analyzes the concept of the role of the state in society, according to the famous philosopher Plato. The definitions of a state, an ideal state from the point of view of a philosopher are presented. The article considers social inequality in the state, which is based on the main attribute - virtue, where the rulers are destined for wisdom, the defenders - for courage, and the lower caste - for moderation. The theme of unity is revealed, it is mentioned that the philosopher has a negative attitude to the existence of private property.
Keywords: state, role, thinker, philosopher, reflection, society, citizens, classes, types.
Платон является одним из первых античных мыслителей, который сформулировал представление о государстве в определенной форме. Более того, он преподносит на первый план не столько положения о природе, сколько проблематику самого человека. Он понимает государство, как совершенный субъект, произведенный осуществлением добра в
человеческих взаимосвязях. С данной точки зрения, верно сказать, что Платон видит политику как определенный «венец философии».
Так как же образуется государство по размышлениям Платона?
«Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства» [1].
Исходя из этого рассуждения, мы можем сказать, что государство, по мнению Платона, представляет собой образование массы людей для удовлетворения их собственных нужд.
Посредством чего эти нужды при таком скоплении людей должны удовлетворяться? Платон разделяет людей по трудовому вкладу в это самое скопление[2]:
1 группа. Это ремесленники, купцы, земледельцы и др., где каждый должен заниматься тем трудом, к которому он склонен по природным задаткам. Так называемая «низшая каста»;
2 группа. К ней относятся воины и защитники государства. Мыслитель подчеркивает, что всякий, относящийся к военной защите своего дома не должен заниматься никаким более иным делом.
Он не может быть ни землепашцем, ни купцом. Однако, Платон допускает, что именно из этой группы должны происходить правители государства.
3 группа. Правители. К ней относятся обязательно мужи, которые имеют не только воспитание и образование, но и мудрость, не сведущую, в большинстве своем, большим по численности массам. Данная группа призвана, также как и воины, охранять население, однако делать следует ей по знанию.
«Государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, и ее знанию... От природы в очень малом числе встречаются люди, подходящие, чтобы обладать этим знанием, которое одно лишь из всех остальных видов знания заслуживает имя мудрости» [1].
Таким образом, философ разделяет государство по сословиям. Стоит отметить, что данное разделение происходит своеобразным образом, исходя из добродетелей, где правителям уготована мудрость, защитникам - храбрость, а низшей касте - умеренность.
Связующим звеном всех групп является такая добродетель как правда, занимающаяся справедливым разделением людей по группам.
Также, Платон выделяет идею о возможности существования идеального государства. Идеальное государство, по мнению Платона, обладает следующими характеристиками[2]:
- правителями в идеальном государстве являются философы. Именно они, по его мнению, способны мудрым образом установить порядок в государстве и поддерживать в нем порядок посредством законов;
- идеальным государством является то государство, где в качестве господствующей добродетели выделяется мудрость;
- идеальной формой правления в государстве Платона обозначается аристократическая или монархическая.
В свою очередь, Платон имеет возможность указать не только об идеальном государстве, но и выделяет типажи тех государств, которые, так скажем, отклонились от истинного пути развития.
Такими типами являются[1]:
1. Тимократия. В данном государстве у власти находятся люди, страдающие жаждой наживы и обогащения. Правителями в данном государстве становятся в преимуществе своем аристократы.
Данное государство возможно от совершенной формы (идеального государства) по ряду признаков: невнимательность и упадок власти правителя, распределение граждан по их природным задаткам и добродетелям - нарушено. Вследствие существования таких признаков, власть захватывают сильные и распределяют между собой имущественные блага государства, а все, кто существуют вне их окружения, осуществляют свое существования в виде работников/рабов.
Главным качеством данного формы государственной власти является военная сила, а также желание обогатиться. Тимократическое государство неизменно ждет гибель.
2. Олигархия. Образование данного типа государства происходит из тимкратического типа по следующим причинам: материальные ценности остаются в руках «избранных», большинство людей становятся бедняками, бедняки, в свою очередь, не имеют возможности участвовать в политике, поскольку именно денежные средства становятся гарантом влиятельности человека.
Правителями данного государства становятся олигархи. В качестве главного закона данного типа выступает имущественный ценз. Данный тип также разрушается и разрушением его является заслуга бедняков, которые по численному состоянию намного перевешивают группу олигархов.
Захваченное ими государство устанавливает режим демократии.
3. Демократия. Главным составляющим демократического общества, по Платону, является никем не ограниченная свобода. Стираются грани позволенного и непозволенного. Отцы становятся неуважаемы детьми, закон не уважаем гражданами... В обществе из недр человеческого характера выходят такие черты, как распутство, отсутствие стыда, ощущение безнаказанности, проявления наглости и пр. Такое общество настолько становится хаотичным, что избыток и извращенная форма понимания свободы трансформируются в следующий тип - тиранию.
4. Тирания. Для Платона данное государство, возглавляемое тираном, является самым, что ни на есть, упадническим. Появление у власти тирана приходится еще в период существования демократии.
Его отличительными качествами служит: непримиримость с оппозицией (врагами), своей властью тиран опирается на своих рабов, которые по своим человеческим характерам выявляют своему хозяину и поддержку, и верность; тиран, заставляет убедиться народ в том, что последний нуждается в нем по средством смут и войн.
Таким образом, можно говорить о том, что под словом «государство» Платон воспринимает определенное скопление людей, разделяющихся по трудовому принципу, ради достижения конкретной цели - удовлетворения своих потребностей.
Под «идеальным государством», по Платону в его диалогах, составляющих произведение «Государство», мыслитель воспринимает то государство, где власть дарована меньшинству граждан, исходя из их способностей, т.е. - монархия или аристократия.
Также, философ выделяет и «извращенные формы», такие как тимократия, олигархия, демократия и, наихудшая из форм правления, тирания. Каждую из форм он характеризует отличительными чертами, отмечая деградацию существования государства в реальном времени.
Как мы уже выяснили, внутреннее «убранство» государства, Платон подразделяет на три сословия: высшее (правители), среднее (воины), низшее (ремесленники, землепашцы и пр.).
Также он приводит модель идеального режима (аристократия или монархия), терпимого (тимократия и олигархия) и упаднического (демократия и тирания). Каким образом государство, с точки зрения, Платона касается социально-общественной жизни людей?
Разделение людей на сословия является характерной чертой «Государства» Платона. Данный момент является определяющим для существования идеального государства, поскольку такое положение вещей является для философа - справедливым. Исходя из такого решения мыслителя, становится ясным, почему Платон считает выбивание из сословного строя разрушающим свойством, невозможного для идеальной государственности из-за чего и образуются «извращенные формы» [1;4].
Возникает вопрос: кто именно будет заниматься тем самым распределением людей на сословия, исходя из их природных достоинств, благодаря которым им уготовано место в той или иной касте?
Судя по всему, данная роль отведена людям, олицетворяющих мудрость в реальном мире, т.е. правителям (философам). Чем же они должны руководствоваться? Естественно, главной базой существования идеального государства будет являться закон, которого должны придерживаться все касты. Поскольку мудростью обладают преимущественно правители, то и распределение сословий будет наиболее справедливым. В итоге получается, что вершителями судеб будут выступать именно что правители [1].
У Платона основой государства выступает единство всех людей. Приводя примеры из древности, Платон ссылается на то, что во времена богов единство являлось неотъемлемой частью человечества, поскольку у людей была одна мать. Мыслитель предполагает, что достижение того же уровня единства позволит государству стать идеальным, ведь все у всех будет общее.
Относя внимание к личной жизни стражей, Платон говорит, что мужчины и женщины не имеют право вступать в брак, рожать детей без внимания и разрешения правителя, который, тайным образом, относит лучших мужчин к лучшим женщинам, а худших мужчин - к худшим женщинам.
После своего рождения, по замыслу философа, ребенок должен быть изъят у матери и после некоторого времени возвращен. Правда неизвестным останется - её ли это ребенок или чей-то другой. При этом при всем, все мужчины своей касты считаются отцами всех детей, а все женщины - общие жены. Такая форма, судя по всему, должна соединить человечество и обеспечить ему утраченное ранее единство.
Продолжая тему единства, стоит упомянуть, что философ имеет негативное отношение к существованию частной собственности.
Таким образом верно будет подметить, что единство идеального государства Платона - это коммунистическое единство. Факт присутствия «коммунистического флера» отмечает и русский философ-идеалист Н.Я.Грот, называя Платона первым проповедником коммунизма и социализма[2].
Однако с ним не согласен советский ученый Александров Г.Ф., уверявший, что учение Платона не имеет ничего общего с коммунизмом, а платоновские идеи продиктованы только лишь корыстными идеями верхушки рабовладельческой знати. Карл Маркс в своем труде «Капитал» выразил мнение, что идеальное государство Платона - это, всего на всего, «афинская идеализация египетского кастового строя».
В тоже время интересно отметить, что в «Государстве» Платоне показаны взаимоотношения всех граждан друг к другу: граждане могут звать своих правителей спасители или помощники, правители граждан - плательщиками и кормильцами, правитель правителя - сотоварищем по страже. Образование также является неотъемлемой часть государства, правда доступно оно должно быть только высшим кастам. почитаться должна и религия[1].
И радость, и горе в идеальном государстве воспринимаются единым целым для всего населения, относящегося к этому государству. Так или иначе, впоследствии Платон в 9 книге приходит к выводу, что подобное государство должно возродиться несколько в реальном пространстве, сколько в каждом человеке.
Рассматривая учение об «идеальном государстве» у Платона, идеалист Н.Я. Грот полагает, что античный мыслитель представил версию государства словно-таки
263
«муравьиную кучу», где каждый выполняет свою, «механическую» функцию, а индивидуальность и права личности, как таковые, отвергаются [2].
Доктор философских наук Александров Г.Ф. считал, что данное учение об «идеальном государстве» имело политический подтекст, поскольку было направлено против греческой демократии и её устоев.
Таким образом, можно говорить о том, что роль государства в жизни общества значительно весома, и имеет своеобразное «государственное воспитание» населения, преследую высшую цель - единство всех людей, по примеру древних богов.
Список литературы:
1. Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. - М.: Эксмо, 2017. - 861с.
2. Платон. Государство. Законы. Политик. - М.: Мысль, 2018. - 798 с.
3. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Е.Е. Несмеянова. - М.: Гардарики, 2014.
4. Малахов В.П. История политических и правовых учений. Хрестоматия [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (030501)/ Малахов В.П.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 478 а— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81635.html.— ЭБС «IPRbooks».