Научная статья на тему 'Учение о следственной ситуации как методологическая основа для формирования следственных ситуаций, типичных для первоначального этапа расследования преступлений в сфере земельных правоотношений'

Учение о следственной ситуации как методологическая основа для формирования следственных ситуаций, типичных для первоначального этапа расследования преступлений в сфере земельных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ИСХОДНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / LAND LEGAL RELATIONSHIP / CRIMES IN THE SPHERE OF LAND LEGAL RELATIONSHIP / INVESTIGATION OF CRIMES / THE INVESTIGATIVE SITUATIONS / TYPICAL INVESTIGATIVE SITUATIONS / INITIAL INVESTIGATIVE SITUATIONS / AN INITIAL STAGE OF INVESTIGATION / INVESTIGATIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович

В статье на основе обращения автора к теоретическим положениям учения о следственной ситуации описаны следственные ситуации, типичные для первоначального этапа расследования преступлений в сфере земельных правоотношений, а также представлены программы действий субъектов расследования применительно к условиям каждой ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варданян Акоп Вараздатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOCTRINE OF THE INVESTIGATIVE SITUATION AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR THE INVESTIGATIVE SITUATIONS FORMATION TYPICAL FOR THE INITIAL STAGE OF INVESTIGATION OF CRIMES IN THE LAND RELATIONS SPHERE

In article on the basis of the appeal of the author to theoretical provisions of the doctrine about an investigative situation the investigative situations typical for an initial stage of investigation of crimes in the sphere of land legal relationship are described, and also the action programs of subjects of investigation in relation to conditions of each situation are submitted.

Текст научной работы на тему «Учение о следственной ситуации как методологическая основа для формирования следственных ситуаций, типичных для первоначального этапа расследования преступлений в сфере земельных правоотношений»

шего «уход» от государства, законов и денег и в дальнейшем, как известно, приведшего к созданию СССР, принятию целого пакета кодексов РСФСР в 1922 г., введению советского рубля и т. д.

Политическое течение анархистов, также получившее расцвет в период предреволюционных и революционных событий нашей страны, пыталось культивировать более жесткую и поэтому заведомо неисполнимую идею. Данную идею нельзя воспринимать как научную в чистом виде, скорее, ее можно представить как наукообразную теорию. Содержание этой мысли заключалось в насильственном разрушении государства, через демонтаж его механизмов и аппаратов с целью предоставления людям большей свободы и возможности распоряжаться своей судьбой. Предполагалось, что люди, уставшие от государственного гнета и пытающиеся строить свою жизнь самостоятельно, исходя из собственных интересов и потребностей (а не будучи насильственно ориентированными на интересы и потребности государства), вслед за лидерами анархистского течения сами поднимутся и народной волной сокрушат государственные бастионы. После этого наступит идеальное равенство и наиболее приемлемое функционирование элементарных социальных групп, интегрированных по наиболее общим интересам. Но вопреки ожиданиям идейных вдохновителей анархизма не случилось всенародной легитимации данной идеи и тем более ее практической реализации. Результаты безвластия хорошо прослеживаются в современной ситуации в

Ливии и Сирии, которые «погрязли» в гражданской войне и самостоятельно из нее, по всей видимости, в ближайшее время не выйдут.

Третья из рассматриваемых концепций получила форму сравнительно недавно и потому интересна в разрезе следующего алгоритма: генезис, модификация и трансформация, результаты. Первые две тенденции в большей степени являются достоянием истории, причем вторая - анархическая - идея так и не была полноценно реализована, а социалистическое государство, имеющее свои корни в идеологии марксизма-ленинизма, растворилось в объективной реальности, создав уникальную возможность для развития третьей тенденции - глобализации. В этом развитии межгосударственных интересов мы и можем наблюдать имперские тенденции отдельных государств и их коалиций в зависимости от критериев им-перскости государства, а также планировать дальнейшее развитие уровня, объема и эффективности влияния России на указанные процессы.

Литература

1. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998.

2. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

3. Хрестоматия по истории отечественного государства и права / под ред. О. И. Чистякова. М., 1994.

4. http: //www. inopressa.ru/ arti cle/03Apr2012/ Humanite/putin_rus. html

А. В. Варданян

УЧЕНИЕ О СЛЕДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ, ТИПИЧНЫХ ДЛЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

В статье на основе обращения автора к теоретическим положениям учения о следственной ситуации описаны следственные ситуации, типичные для первоначального этапа расследования преступлений в сфере земельных правоотношений, а также представлены программы действий субъектов расследования применительно к условиям каждой ситуации.

Ключевые слова: земельные правоотношения, преступления в сфере земельных правоотношений, расследование преступлений, следственные ситуации, типичные следственные ситуации, исходные следственные ситуации, первоначальный этап расследования, следственные действия.

В современных условиях понятие и содержание термина «следственная ситуация», предложенного в 1967 г. А. Н. Колесниченко, в целом являются сформированными [1; 2, с. 29-33;

3; 4, с. 8; 5; 6]. Под следственной ситуацией большинством авторов понимается обстановка, в которой происходит расследование, сформированная под воздействием совокупности объективных

и субъективных факторов. Сочетание конкретных слагаемых, относящихся к объективным или субъективным факторам, позволяет дифференцировать их на четыре компонента: информационный, процессуально-тактический, психологический, организационный и материально-технический.

Мы согласны с позицией ученых, выделяющих следственные ситуации в качестве самостоятельного элемента частной криминалистической методики. Следственная ситуация, на наш взгляд, находится с криминалистической характеристикой в соотношении диалектического единства. Будучи результатом отражения закономерностей совершенного преступления, следственная ситуация воплощает в себе данные об обстановке, в которой действует следователь. Данная научная абстракция не отражает информационную модель события, а выступает основой для выработки алгоритма следственных и иных процессу аль-ных действий, направленных на установление всего перечня подлежащих доказыванию обстоятельств преступления.

Выделяя любой из ранее указанных компонентов следственной ситуации в качестве системообразующего, мы можем получить обширную классификацию следственных ситуаций. Вместе с тем в интересах разработки частной криминалистической методики расследования преступлений в сфере земельных правоотношений, на наш взгляд, наибольшую значимость приобретает типизация следственных ситуаций по информационному компоненту. Информационный компонент является наиболее значимым на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере земельных правоотношений, поскольку позволяет выработать рациональные и тактически выверенные алгоритмы расследования данного деяния применительно к соответствующей типичной следственной ситуации. Характеризующие информационный компонент и возникающие на первоначальном этапе расследования следственные ситуации принято именовать исходными.

Анализ закономерностей совершения и расследования преступлений в сфере земельных правоотношений позволил нам систематизировать следующие типичные для первоначального этапа расследования следственные ситуации:

1) информация о признаках преступления в сфере земельных правоотношений поступила из оперативных источников. На момент реализации результатов оперативно-разыскной деятельности преступление не завершено;

2) информация о признаках преступления в сфере земельных правоотношений поступила в

результате прокурорской проверки, осуществляемой в ходе рассмотрения заявлений, жалоб или сообщений;

3) информация о признаках преступления в сфере земельных правоотношений поступила в органы расследования в виде заявления или сообщения от пострадавших или иных лиц, непосредственно подвергшихся неправомерным действиям виновных;

4) преступление в сфере земельных правоотношений выявлено в процессе расследования иных преступлений непосредственно субъектом расследования.

Систематизация исходных следственных ситуаций позволила выработать наиболее рациональные программы действий субъектов расследования с учетом ситуационного подхода, которые, на наш взгляд, представляются следующим образом.

Первая следственная ситуация часто складывается в случаях, когда регистрация незаконных сделок с землей или другие преступления в сфере земельных правоотношений совершены по корыстным мотивам. Виновное лицо договорилось с заинтересованным субъектом о совершении незаконных действий в области земельных правоотношений за определенное незаконное вознаграждение и ожидает получения данного вознаграждения. Осуществляя реализацию оперативных данных, необходимо организовать задержание с поличным. Планируя задержание, необходимо организовать его тактически своевременно с целью выявления непосредственно факта передачи-получения незаконного вознаграждения в виде взятки за решение вопроса в пользу взяткодателя. В данном случае действия субъектов выявления преступлений в сфере земельных правоотношений фактически аналогичны действиям, направленным на выявление фактов дачи-получения взятки. Осуществляется регистрация передаваемых под контролем денежных знаков. Принятие решения об обработке денежных знаков специальными химическими средствами зависит от информации, характеризующей личность взяткополучателя, его склонности и технической возможности проверить денежные знаки на наличие на них нанесенных химических веществ. Если денежные средства были подвержены обработке в виде нанесения на их поверхность люминофоров, то контрольный образец данного средства должен быть сохранен и приобщен к протоколу. Это позволит в дальнейшем провести химическую экспертизу, преследующую цель идентификации микрочастиц химических средств, обнаруженных на по-

верхности денежной купюры, и представленных в виде контрольных образцов. В свою очередь, данное мероприятие позволит предотвратить попытки виновного заявить о провокации преступления.

Если преступления в сфере земельных правоотношений не ограничиваются регистрацией незаконных сделок с землей, а образуют совокупность с другими деяниями, признанными законодателем в качестве преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких, то действия по контролируемой передаче незаконного вознаграждения необходимо оформить в качестве оперативно-разыскного мероприятия - оперативного эксперимента, согласовав данное ОРМ в надлежащем порядке. Учитывая, что данное оперативное мероприятие вызывает множество нареканий, в том числе в виде заявлений со стороны защиты о допущении сотрудниками правоохранительных органов провокационных действий, необходимо исключить искусственное создание доказательств виновности должностного лица, уполномоченного принимать решения в сфере земельных правоотношений. Процесс оперативного эксперимента целесообразно также фиксировать с помощью средств аудио- или видеонаблюдения, что повышает достоверность данного мероприятия.

Непосредственно после передачи-получения предмета взятки по возможности незамедлительно после совершения данного действия на место происшествия прибывает следственно-оперативная группа. Обследование места передачи-получения предмета взятки целесообразно осуществлять в рамках осмотра места происшествия, а не в рамках осмотра помещения, как порой бывает на практике. К сожалению, практические работники иногда отказываются от данного следственного действия, в частности, когда предмет взятки обнаруживается в руках или в одежде чиновника, они изымают его в рамках личного досмотра. Это является вынужденной мерой, следствием того, что до возбуждения уголовного дела производство личного обыска не предусмотрено. Однако и данная мера, являющаяся по своей природе мерой административного характера, достаточно уязвима с точки зрения формальных положений теории доказательственного права хотя бы потому, что УПК РФ не знает подобных мер правового реагирования. Кроме того, в результате осмотра места происшествия возможно обнаружение и иной совокупности следов, свидетельствующей о признаках преступления в сфере земельных правоотношений. В частности, признаков, свидетельствующих о приготовлении, непосредственном совершении и сокрытии следов преступления в

сфере земельных правоотношений, проявляющихся в документах или их черновиках, экспериментальных (пробных) вариантах подложных документов, распечатанных на принтере или даже открытых в настоящее время в персональном компьютере должностного лица.

Задержанный подвергается допросу, принимается решение об избрании в отношении него меры пресечения. Производится допрос потерпевшего (если таковой имеется), свидетелей-очевидцев, изымаются посредством выемки или обыска документы и предметы, относящиеся к событию преступления и находящиеся в учреждении (органе, управлении, организации), где работает должностное лицо, принявшее незаконное вознаграждение за совершение преступлений в сфере земельных правоотношений. Назначаются и производятся криминалистические и иные судебные экспертизы. Осуществляется обыск или выемка документов в организациях, учреждениях, находящихся в служебных отношениях с учреждением, в котором работает должностное лицо, зарегистрировавшее незаконную сделку с землей, а также по месту нахождения физических лиц, обладающих предметами и документами, значимыми для установления обстоятельств преступления в сфере земельных правоотношений.

Вторая ситуация, согласно которой информация о признаках преступления в сфере земельных правоотношений поступила в результате прокурорской проверки, осуществляемой в ходе рассмотрения заявлений, жалоб или сообщений, позволяет сделать следующие выводы. С одной стороны, в распоряжении правоохранительных органов уже имеется информация, свидетельствующая о наличии преступлений в сфере земельных отношений, полученная в результате прокурорского реагирования. Материалы проверки могут содержать, наряду с объяснениями лиц, осведомленных об обстоятельствах данного деяния, и результаты различных документальных проверок. С другой стороны, о факте проведения данной проверки осведомлено и лицо, причастное к совершению преступления в сфере земельных правоотношений, что значительно ограничивает возможности субъекта расследования в планировании и организации следственных действий, оперативно-разыскных и иных мероприятий с учетом фактора внезапности. В данной ситуации, если признаки конкретного преступления или группы преступлений установлены в результате прокурорской проверки, то необходимость в доследственной проверке, в отличие от других следственных ситуаций, может и отсутствовать. Допрашивается в качестве потерпевшего инициатор жалобы (заявления) или иное лицо,

которому действиями виновного (виновных) был причинен вред. Из соответствующих органов прокуратуры изымаются путем выемки документы, фиксирующие процесс проведения прокурорской проверки. Осуществляются обыски или выемки в организациях, сотрудничающих с учреждением, в котором служит лицо, допустившее регистрацию незаконных сделок с землей. Назначаются криминалистические и иные судебные экспертизы: су-дебно-экономические, судебно-экологические, землеустроительные. Допрашиваются подозреваемый и очевидцы. Производятся иные следственные и процессуальные действия, направленные на дальнейшее установление всех признаков преступления в сфере земельных правоотношений.

В третьей следственной ситуации информация о признаках преступления в сфере земельных правоотношений поступила в органы расследования в виде заявления или сообщения от пострадавших или иных лиц, непосредственно подвергшихся неправомерным действиям виновных. В данной ситуации заявитель подлежит допросу в качестве потерпевшего, если действиями виновных ему причинен вред, либо в качестве свидетеля, если вред причинен иному лицу. Производятся следственные действия, направленные на фиксацию материальной информации: выемка предметов и документов из учреждений, организаций, у частных лиц, а также осуществляется осмотр места происшествия. В частности, в рамках осмотра места происшествия целесообразно обследовать земельный участок на предмет наличия признаков самозахвата или иного несанкционированного доступа посторонних лиц. Производятся допросы очевидцев и иных категорий свидетелей. Допрашивается подозреваемый. Назначаются и производятся криминалистические и иные судебные экспертизы. Если личность виновных не установлена, то производятся соответствующие оперативно-разыскные мероприятия.

Четвертая следственная ситуация складывается в случаях, когда уголовное дело изначально было возбуждено, например, по факту мошенничества, а равно других деяний, связанных или не связанных с фактическим завладением чужим земельным участком. В процессе расследования указанного факта следователем (дознавателем) были выявлены признаки регистрации незаконной сделки с землей либо других преступлений в сфере земельных правоотношений. Здесь ситуация варьируется в зависимости от того, к чьей подследственности относится вновь выявленное преступление, в частности, входит ли оно в подследственность субъекта, выявившего данное преступление в рамках расследования ранее возбужденного уголовного дела. В данном случае

необходимо принимать решение о дальнейшей подследственности дела, объединяющего в себе преступления, подследственные различным субъектам расследования, в порядке, установленном ч. 7 ст. 151 УПК РФ. Особенностью данной ситуации является то, что в деле уже имеются доказательства, прямо или косвенно свидетельствующие о совершении преступления в сфере земельных правоотношений, полученные в результате установления обстоятельств совершения смежных деяний. Эти доказательства не утратят своего статуса в случае, если будет принято решение о выделении дела о преступлении в сфере земельных правоотношений в отдельное производство на основании и в порядке ст. 154 УПК РФ. Последовательность следственных действий зависит от результатов расследования преступления, по признакам которого было ранее возбуждено уголовное дело, поэтому в данном случае она не может быть обозначена четко. Учитывая, что, осуществляя расследование по преступлению, дело о котором было возбуждено ранее, следователь целенаправленно не выяснял обстоятельства преступлений в сфере земельных правоотношений, а выявил их ситуативно, ряд следственных действий осуществляется дополнительно. Таковыми могут быть дополнительные допросы свидетелей, подозреваемого, специально нацеленные на всестороннее установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о преступлениях в сфере земельных правоотношений, а также осмотры, выемки документов в организациях или учреждениях, в которых ранее уже изымались иные документы, назначение дополнительных судебных экспертиз.

Независимо от разновидности следственной ситуации конкретизированным воплощением деятельности субъекта расследования является производство отдельных следственных действий, направленных на установление тех или иных обстоятельств преступлений в сфере земельных правоотношений. Подчиняясь уголовно-процессуальным нормам и общим тактическим рекомендациям, данные следственные действия наделяются спецификой, предопределенной как криминалистически значимыми признаками данного деяния, так и уточненным кругом обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Литература

1. Колесниченко А. Н. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук. Харьков, 1967.

2. Колесниченко А. Н. Следственная ситуация: спорные вопросы понятия и возможное решение

проблемы // Криминалистические проблемы пространственно-временных факторов в методике расследования преступлений. Иркутск, 1983.

3. Драпкин Л. Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск, 1987.

4. Лавров В. П. Исходные следственные ситуации как объект кафедрального научного исследования // Исходные следственные ситуации

и криминалистические методы их разрешения. М., 1991.

5. Волчецкая Т. С. Ситуационный подход в практической и исследовательской криминалистической деятельности. Калининград, 1999.

6. Волчецкая Т. С. Криминалистическая си-туалогия: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997.

В. Г. Доманов

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются причины и последствия современной миграционной политики в России. Автор определяет зависимость процессов становления гражданского общества и миграционного законодательства, проводит компаративистский анализ миграционных процессов в Российской Федерации и западных странах, а также выявляет этнорегиональную природу формирующегося гражданского общества и описывает особенности данного развития в условиях глобализации.

Ключевые слова: гражданское общество, политика, законодательство, глобализация, миграция, миграционная политика, правовое государство, власть, демография.

Миграционная политика любого государства исходит из некоторых приоритетов и направлена на правовое ругулирование внутренних и внешних перемещений граждан. В качестве приоритетов здесь могут выступать: потребности во внутренней рабочей силе, демографическая ситуация, внешнеполитические проблемы и т. п. Так, Франция после «алжирского кризиса» 19581959 гг. остро нуждалась в рабочей силе, где не хотели/не могли трудиться коренные французы после мировой войны, когда считалось, что де Голль им что-то должен. В результате уже следующее поколение, получившее права гражданства, было больше озабочено получением социальных пособий, нежели трудовой деятельностью на благо новой Родины. Примерно так же поступила ФРГ в отношении трудовых мигрантов из Турции, которых просто легализовывали. В результате сегодня из 3 млн турок 2,5 млн имеют германское гражданство, но лишь 20 % из них работают, а 80 % - живут на пособия, а следовательно, не платят за транспорт, медицинское обслуживание, получая по 500 евро в месяц плюс по 200 за каждого ребенка в условиях многодетности. Все это и порождает социальное иждивенчество. Примерно такая же ситуация сложилась и в Великобритании. В итоге глобализационные процессы в условиях бездумного и слабого миграционного законодательства привели к факти-

ческому краху столь искомой западными либеральными демократиями политики «мультикуль-турализма», что публично вынуждены были признать и Н. Саркози, и А. Меркель, и Д. Камерон.

СССР решал данную проблему путем внутренней миграции. Общеизвестно, что до 1961 г. большинство населения страны проживало в сельской местности (более 63 %). Внутренняя миграция между республиками была затруднена обычаями, языковыми барьерами, конфессиональными различиями и политикой партийного руководства. Население тогдашних мегаполисов («городов-миллионников») возрастало путем внутренней миграции из небольших городков и деревень (общеизвестные «лимитчики»).

После распада СССР перепуталась внутренняя и внешняя миграция. Стало понятно, что приоритеты внешнеполитических эффектов преобладают над интересами собственного населения.

В конце 70-х гг. прошлого века была актуальна «сельская миграция в города», пресловутое «запустение погостов», отраженное в творчестве В. Белова, В. Распутина и других «деревенщиков».

Миграционная политика государства должна быть выверена с точки зрения баланса интересов собственного гражданского общества и внешнеполитических приоритетов. При отсутствии внутренних структур гражданского общества государству очень легко манипулировать своими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.