Научная статья на тему 'Учение о природе, сущности и духовной трансформации человека в работах Г. И. Гурджиева и его последователей'

Учение о природе, сущности и духовной трансформации человека в работах Г. И. Гурджиева и его последователей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
735
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОСОФИЯ / «ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ» / СОЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Греков И. М.

В антропософии «четвертого пути» человек рассматривается как существо двойственной природы. С одной стороны, человек – это часть органической жизни на Земле. В этом контексте человек – существо «совершенное» и «законченное», в полной мере отвечающее задачам. С другой стороны, человек – существо «несовершенное» и «незаконченное», созданное как эксперимент в саморазвитии. В антропологической системе «четвертого пути» разграничиваются такие понятия как сущность и личность, характеризующие человека. Сущность рассматривается как врожденная, собственная внутренняя структура человека, базис его физического и умственного строения. Личность как приобретенные «сознательно или бессознательно» качества человека в процессе его взаимодействия с другими людьми. Подчеркивается, что первой ступенькой сознательной эволюции человека является осознание, понимание того факта, что человек в обыденно-практической жизни не является единым, нераздельным существом. Отсюда проистекает утверждение о том, что у него нет одного постоянного и неизменного «я», он всегда различен. Однако осознав свою абсолютную механичность, приняв ее как факт, человек обретает шанс постижения своей иной природы, более «глубокой» и «скрытой» от него самого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учение о природе, сущности и духовной трансформации человека в работах Г. И. Гурджиева и его последователей»

ФИЛОСОФИЯ

(Специальность 09.00.13)

© 2013 г. И.М.Греков УДК 101

УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ, СУЩНОСТИ И ДУХОВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В РАБОТАХ Г.И. ГУРДЖИЕВА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Study about nature, essence and spiritual transformation of a person in works of G.I. Gourdgiev and his followers

In anthroposophy of the ''fourth way ” man is regarded as a being of dual nature. On the one hand a person is a portion of the organic life on Earth. In this context people, being ”'perfect” and ”complete”, fully meet the demands. On the other hand, people, being ”imperfect” and ”incomplete”, are created as an experiment in self-development. In anthropological system of the ''fourth way” concepts are differentiated as the nature and identity that characterize the man. The essence is regarded as innate, its own internal structure of the human, the basis of his physical and mental structure. It is emphasized that the first step of the evolution of human consciousness is the awareness, understanding of the fact that people in ordinary, practical life are not indivisible entities. However, realizing absolute mechanicalness, taking it as a fact, one gets a chance to comprehend one's own nature.

Key words: anthroposophy, ''fourth way”, consciousness, cognition.

Учение Г.И. Гурджиева о сознательной эволюции человека, получившее свое распространение в XX веке, является сложной религиозно-теоретической системой. Путь сознательной эволюции человека, названный Гурджиевым «четвертым», был призван открыть для западной культуры духовные знания и традиции человечества, сохраненные и передаваемые непосредственно от учителя к ученику в рамках закрытых эзотерических школ. «Четвертый путь» -это духовное направление сознательной эволюции человека,согласно которому раскрытие человеческой сущности начинается с осознания своей «несовершенной природы», а та же данной возможности устранить эту «несовершен-ность», осуществить индивидуальную эволюцию в процессе познания самого себя, достигнуть изменения уровня бытия и сознания посредством устранения в себе негативных интеллектуальных, эмоциональных, инстинктивно-двига-

тельных проявлений. Изначально не являясь разработанной академической системой, учение Г.И. Гурджиева было систематизировано и структурировано его ближайшими учениками и последователями: П.Д. Успенский, Б.П. Муравьев, М. Николл, Д. Г. Беннетт, Ч.С. Нотт, Р. Коллин, Р.Э. Бертон.

В гурджиевском учении человек прежде всего рассматривается в контексте представлений о всеобщем фундаментальном единстве, помогающем увидеть аналогии в явлениях разных порядков. Исходной позицией по вопросу о наличии всеобщих закономерностей развития Вселенной, человека, явлений и процессов является утверждение о том, что за всеми вещами в мире стоят два первичных закона - Закон Трех и Закон Семи. Эти законы одинаковы как для мира, так и для человека.

Вторым, но не менее значимым положением данного учения является следующее: Вселенная и все, что в ней существует, является созданным и упорядоченным. Вселенная воплощает собой порядок (Космос) как отличный от хаоса. Хаос - (от греч. Латет - зиять) - «открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей» [1, с. 501]. Космос - «мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначально - то же самое, что порядок, устроение)» [там же, с. 224].

Все знание, основанное на общепринятых методах наблюдения и проверки, все теории, созданные в «субъективных состояниях сознания» Гурджиев считал субъективным. Объективным знанием, по его мнению, было знание, основанное на древних методах и принципах наблюдения, знание «вещей в себе», сопровождающее «объективное состояние сознания». К разряду такого «подлинного, точного, объективного» знания об устройстве Вселенной, по гурджиевской традиции, относится знание о трех силах, о законе трех сил, которое является основанием учений многих древних систем.

Закон Трех (по Гурджиеву, «Триамазикамно», - закон трех сил или трех принципов) трактуется как первый фундаментальный закон Вселенной, по которому каждое проявление есть результат комбинации активной, пассивной и нейтрализующей сил. Согласно данному знанию одна или две силы никогда не произведут явления. Присутствие трех сил необходимо, так как только с помощью третьей силы первые две будут в состоянии создать то, что может быть названо явлением.

Первая сила - активная, или положительная. Вторая - пассивная, или отрицательная. Третья сила - нейтрализующая. Первые две силы более или менее понятны человеку как действие и противодействие, как инициативная сила и сила сопротивления и реакции. Однако третья сила (как уравновешивающий или соотносительный принцип) не так ясна и доступна для прямого наблюдения. Сложность понимания третей силы во многом связана с ограничениями обычной психической деятельности человека, воспринимающего феноменальный мир в бинарных категориях. Третья сила иногда может быть обнаружена как в точке приложения сил, так и в посреднической функции или в результате.

Любой феномен, какие бы размеры он ни принимал, неизбежно есть проявление трех сил, одна или две силы не могут дать явления. Когда эти три силы встречаются (утверждение, отрицание и примирение) в действие вступает второй закон, по которому то что начало существовать должно пройти семь последовательных ступеней с целью достижения своей цели.

Закон Семи, или Закон Октав в философской системе «четвертого пути» -следующий фундаментальный закон Вселенной, согласно которому ничто не стоит на одном и том же месте, все движется, все перемещается, изменяется и неизбежно либо развивается, либо ослабевает и вырождается. Все движется или по восходящей, или по нисходящей линии октав.

Закон Октав во всех его проявлениях был известен древнему знанию (в античности учение пифагорейцев о «гармонии сфер», восходящее к легендарному мудрецу Гермесу Трисмегисту, «Трижды величайшему», через которого миру поведаны знания о загадках мира и законах его развития). Неполное указание на данный закон содержится в библейском мифе о сотворении мира в шесть дней и о седьмом дне, когда Бог отдыхал от своих трудов. Также выражением данного закона является наше деление времени недели на рабочие дни и воскресенья, связанное с условиями и качествами, присущими деятельности человека.

Чтобы разобраться в этом законе необходимо рассматривать вселенную как состоящую из вибраций, идущих во всех разрядах, видах и плотностях материи - от тонких до самых грубых. Исходя из различных источников, вибрации развиваются в разных направлениях, пересекаясь друг с другом, сталкиваясь, усиливаясь, ослабевая, задерживая друг друга.

По Закону Семи, все процессы проходят семь этапов, чтобы прийти к своей цели. Поскольку этот закон был применен в музыке, то период был назван октавой (последовательность нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До как восходящая октава и До, Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До - нисходящая октава). На этом пути есть два трудных отрезка, интервалы, преодолеть которые возможно лишь благодаря усилиям, толчкам, шокам. Это интервал между До и Си, а также между Фа и Ми (в нотной грамоте эти интервалы называются полутона).

В естественном развитии восходящих и нисходящих октав происходят колебания, подъемы и падения. Эти периодические колебания «в зоне прохождения интервалов» неизбежны в любой линии, как восходящей, так и нисходящей. Ничто не может развиваться, оставаясь на одном уровне в силу неизбежных космических условий действия Закона Семи.

Различая восходящие и нисходящие октавы в своей жизни, человек может научиться фиксировать подъем и спад в самих октавах, а также «крити -ческие отрезки» любого процесса своей деятельности, т.е. полутона, требующие дополнительных усилий для их прохождения. П.Д. Успенский отмечает, что имеется существенное различие между восходящими и нисходящими октавами. В восходящей октаве первый интервал возникает между ми и фа. Если в этом интервале в октаву вольется добавочная энергия, то октава будет развиваться до си, но между си и до потребуется еще более силь -ный толчок, необходимый для ее правильного развития, потому что вибрации октавы в этой точке значительно выше.

В нисходящей октаве наибольший интервал возникает в самом начале, после первого до, и необходимое для его заполнения часто находится либо в самом до, либо в побочных вибрациях, рожденных этим до. Поэтому нисходящая октава развивается легче, чем восходящая. Перейдя си, она без помех достигает фа, где ей потребуется дополнительный толчок, менее сильный, чем первый толчок между до и си.

В контексте идей «четвертого пути» все что человек может знать о творении расположено на отрезке создания как последовательность моментов: До, Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До в большой космической октаве, достигающей Земли в виде Луча творения.

Идея о Луче творения принимается как основная всеми последователями Г.И. Гурджиева. В философской системе «четвертого пути» Луч творения -

это и есть большая космическая октава, которая начинается с Абсолютного. Абсолют, в котором заключено Все, обладающее полным единством, полной волей, полным сознанием, создает в себе миры и таким образом начинает нисходящую октаву. Интервал между до и си заполнен волей Абсолюта, которая позволяет процессу творения развиваться благодаря исходному импульсу и толчку. Си («все миры») переходит в ля, которым для нас является наш звездный мир, Млечный Путь («все солнца»). Ля перетекает в соль -Солнце, соль переходит в фа - планеты солнечной системы.

Однако между миром планет (фа) и Землей (ми) есть второй интервал, существование которого затрудняет достижения Земли излучения планет, несущих определенные необходимые влияния. Эти влияния не воспринимаются Землей и отражаются. Чтобы заполнить интервал фа - ми, в Луче творения создано особое приспособление для восприятия и передачи влияния, идущего от планет. Им является органическая жизнь на Земле, которая, с одной стороны, передает Земле все влияния, предназначенные для нее, и делает возможным последующее ее развитие и рост, а с другой, - отправляет необходимые излучения по направлению к Солнцу, планетам, Луне. Луна занимает позицию ре в большой космической октаве, после чего следует второе до, или Ничто. Таким образом, Луч творения соединяет Все и Ничто.

Интервал фа - ми в Луче творения, как уже отмечалось, заполняется органической жизнью на Земле. П.Д. Успенский, а также М. Николл, Дж. Беннетт, Р. Коллин, Ч. Нотт, С. Айсель,характеризуют органическую жизнь как механическое приспособление, «передаточную станцию» на Земле, созданную с целью перекрыть интервал между планетами и Землей, этим обеспечив возможность продолжения Луча творения. Частью органической жизни на Земле наряду с растениями и животными является человек, который представляет собой особое творение в Луче (большой космической октаве) как существо, с одной стороны, «совершенное» и «законченное», в полной мере отвечающее задачам Природы, а с другой, - существо «несовершенное» и «незаконченное», созданное как эксперимент в саморазвитии. Этот момент в антропософии «четвертого пути» о двойственной природе человека является одним из самых сложных для понимания и требует внимательного прочтения.

По отношению к тому, что человек - это часть органической жизни на земле, служащей цели, так называемого Луча творения, он существо совер -

шенное и от него ничего не требуется, кроме той жизни, которую он ведет. В этом случае человечество служит Природе, обеспечивая передачу сил, энергии, вибраций вниз по Лучу творения к растущей Луне. С точки зрения данной философской системы, Луна для собственного развития нуждается в определенной «пище», которой служат страдание и отрицательные эмоции человека, отсюда следует, что органическая жизнь на Земле - это «фабрика страданий», производящих определенного рода вибрации, необходимые для эволюции Луны.

В антропософии «четвертого пути» проводится мысль о том, что человек появляется, исходя из задач развития малой (боковой) космической октавы, происходящей из Солнца. Малый Луч творения как малая космическая октава (один из бесчисленных малых Лучей во Вселенной) берет свое начало в Соль большой октавы. Для боковой октавы - это начало (до), Абсолют органической жизни на Земле или животворящее начало Солнца. Для Земли Солнце - Абсолют, без которого невозможны процессы ее развития. Интервал между до и си (от Солнца до планетарной системы) заполнен волей Абсолюта II, аналогично творческой воли Абсолюта I большой космической октавы. Си («все планеты») переходит в ля-соль-фа, которыми в малой космической октаве являются соответственно формы органической жизни: человечество (ля), фауна (соль) и флора (фа), составляющие единый планетарный орган, высокочувствительную мембрану, «передатчик той творческой энергии, которая исходит из Абсолюта I и достигает данной мембраны при посредстве Абсолюта II» [2, с. 92]. Ми и ре боковой октавы представлены космическими телами Земли (ми) и Луны (ре).

Следуя логике идеологов «четвертого пути», попытаемся понять, почему необходима малая октава и почему появляется человек. По П.Д. Успенскому, причиной создания Разумом Солнца малой октавы является необходимость заполнить интервал, или место «пропущенного полутона» между фа и ми в «Великом Луче, благодаря природе Закона Семи». Если бы что-то не было создано в этой точке, сила, идущая вниз по Лучу от Абсолюта, не смогла бы пройти свободно к Земле и затем к Луне. Необходим толчок в этой точке вследствие действия Закона Семи. Разум Земли или планет недостаточно велик, чтобы создать что-либо как толчок в этой точке. Необходим разум Солнца как разум более высокого порядка или уровня.

Однако Солнце в создании малой октавы имеет две цели. Первая цель -создание чувствительной машины между большими нотами фа и ми в Большом Луче творения для прохождения с помощью органической жизни необходимого космического влияния к Земле и Луне. «Если бы это было единственной целью, положение Человека было бы таким, в котором, как часть этой передающей машины, он должен всегда служить Лучу и его эволюции на протяжении огромных периодов времени» [3, с. 271].

Вторая цель связана с необходимостью эволюции самого Солнца. Именно здесь находятся возможности эволюции человека. В отношении ко второй цели Солнца человек создан на Земле в качестве несовершенного существа. Однако он является саморазвивающимся организмом и создан как «эксперимент Солнца», проводимый на Земле с целью дальнейшей эволюции во Вселенной, в результате которой Солнце должно трансформироваться во «все солнца» (мир 3), т.е. перейти на другой уровень бытия с соответствующим новым уровнем сознания, а человеку дается шанс трансформации до уровня бытия, представленного Солнцем.

По мнению Успенского, человек «может оставаться спящим и служить только Органической Жизни или он может пробудиться и служить Солнцу. Если бы он был создан с тем же бытием и разумом, что и Солнце, он не был бы на Земле. Человек имеет, следовательно, два толкования. Он создан, чтобы служить Природе, т.е. быть частью Органической Жизни - и в этом смысле не в интересах Природы, что Человек будет развиваться и, таким образом, переставать служить Природе. Но человек создан также, чтобы развивать себя, пока он не достигнет уровня Солнца» [там же, с. 273].

Таким образом, эволюция человека рассматривается как возможность трансформации его сознания с целью достижения нового уровня бытия, разума, соответствующего задачам эволюции Вселенной. Природа оставила человека в состоянии неполной эволюции, но при этом дала шанс пойти дальше этого состояния, т.е. возможность продолжить свою эволюцию сверх уровня неполного развития, если человек этого желает, если делает для этого достаточно усилий, следуя специально для этого разработанной тактике.

В связи с вышеизложенными идеями возможных перспектив развития человека возникает следующий вопрос: что должен изменить человек с целью трансформации своего сознания и с чего начинаются данные возможные из-

менения? В связи с этим в изучаемой нами антропологической системе «четвертого пути» разграничиваются такие понятия как сущность и личность, характеризующие человека.

Сущность рассматривается как определенная внутренняя структура человека, как базис его физического и умственного строения. Подчеркивается, что сущность, - это врожденное, собственное в человеке, то что нельзя потерять, переменить или повредить. Сущность проявляется в способностях и задатках человека, которые считаются природными (музыкальные способности, способности к языкам и др.).

Антропология «четвертого пути» опирается на положение, по которому человек при рождении не является существом девственно чистым, совершенно новым существом. Человек рождается уже наделенным определенной структурой психики и духа, различной у каждого человека. В существующих теориях и системах это различие объясняется либо наследственностью (биологический эволюционизм), либо повторением, т.е. вечным возвращением человеческого существа в соответствии с законом кармы (восточные религиозные системы).

В данном учении прослеживается мысль о различии между людьми, существующем с момента рождения человека и продолжающем существовать в течение всей его жизни. Однако обращается внимание на то обстоятельство, что уровень, на котором находится человек, имеет очень мало значения, будь то уровень социальный или интеллектуальный, будь то религиозные убеждения, уровень воспитания или даже политическая принадлежность, - т.к. все это (образование, воспитание) искусственно привнесено извне и не имеет ничего общего с тем, что находится в глубине человека, с его истинным существом, сущностью.

Если сущность «врожденное и собственное» в человеке, то личность есть все то, что приобретено человеком «сознательно или бессознательно» в процессе его взаимодействия с другими людьми. Бессознательно, в данном контексте, т.е. путем имитации, которая играет важную роль в построении личности. Даже инстинктивные функции, изначально свободные от личности, постепенно впитывают «приобретенные вкусы» в виде искусственных удовольствий и неудовольствий, полученных путем подражания и воображения. Эти вкусы зачастую играют гибельную роль в человеческой жизни, принуждая «любить» не то, что для него хорошо по природе, а то, что ему вредно. Это показатель господства личности над сущностью.

Сравнивая сущность и личность, К. Риордан [4] выделяет следующие их характеристики: сущность - врожденная, то что является собственно человеком, истина в человеке, развивается в индивидуальность, находится под контролем судьбы; личность - приобретенная, то что является «не своим собственным», ложное в человеке, обеспечивает информацией, необходимой для работы над собой, находится под контролем случая.

Сущность и личность должны расти параллельно и ни одна из них не должна перерастать другую. Когда сущность перерастает личность, то люди могут быть добрыми, даже умными, но они не способны к развитию, открытому людям с более развитой личностью. Когда личность перерастает сущность, что обнаруживаются среди более интеллектуально образованных, культурных людей, то в таких случаях сущность остается в полуразвитом состоянии. Если сущность неизменна, то личность можно изменить почти полностью. Изменившиеся обстоятельства могут привести к тому, что она может быть утрачена или легко повреждена.

В своей работе «Сущность и личность» [5]. Селим Айсель пишет об этапах, которые проходит в своем развитии человек. Первый этап - этап рождения и утверждения сущности. Второй этап - развитие личности. Начиная с того момента, когда личность начинает расти, сущность остается в инфантильном состоянии. Второй этап для многих людей может длиться до конца их жизни. Третий этап - развитие сущности. Этот период развития человека не является «обязательным» и наступает совершенно не как «само собой разумеющееся» в жизни человека. Это процесс, не происходящий автоматически, и его начало зависит от намерений человека.

Селим Айсель называет этот этап вторым воспитанием, уточняя, что он является неповсеместным и соответствует третьему этапу развития человека - этапу его возможной эволюции, развития сущности, которое мо -жет произойти лишь в ущерб личности, учитывая, что для роста одной из них необходимо уменьшение другой. Но чем более богатой и сильной является личность, тем более она позволяет развиваться сущности, посколь -ку все то положительное, что приобрела личность станет однажды «пищей» и для сущности.

Айсель отмечает, что в течение жизни в человеке происходит то, что можно было бы назвать перемещением центра тяжести. На первом этапе раз-

вития человека, на этапе формирования структуры его сущности центр тяжести находится в ней самой, затем, на втором этапе его развития центром тяжести становится личность, но как только человек начинает осознавать существование своей сущности, она вновь становится центром тяжести.

Однако данная перспектива развития человека возможна только для тех людей, которые, обладая волей, выработали в себе способность что-либо «делать», в отличие от «обыкновенных» людей, с которыми все «случается». Эта мысль проходит красной нитью в «Рассказах Вельзевула своему внуку» Г.И. Гурджиева. Он считает рядового современного человека (человека XX века) результатом внешних воздействий, «трансформационной машиной»с отсутствием воли. По его характеристике, обыкновенные люди - это «просто автоматы, приводимые в действие внешними силами, машины или заводные игрушки, действующие постольку, поскольку действует вложенный в них окружающими случайными условиями как бы «завод», и не могущий быть ни удлиненным, ни укороченным, ни измененным по собственной инициативе» [6, с. 1069]. Человек не совершает независимых движений ни внутри, ни вовне самого себя. Он есть машина, которая запускается внешними явлениями и толчками. Внешние силы приводят в движение его действия, слова, идеи, эмоции, настроения и мысли. Он автомат с определенным запасом воспоминаний о прошлом опыте и определенным запасом энергии, который не в состоянии что-либо «делать», с которым все «случается».

По Гурджиеву, главной ошибкой человека является его иллюзия относительно своего «я». Что имеет в виду человек, произнося «я»? Каждый раз, произнося «я», человек отождествляется с соответствующим настроением, желанием, ощущением, суждением. И во всех случаях считается несомненным, что это «я» принадлежит целому, всему человеку, что одно конкретное настроение, желание или мысль выражены этим целым. «Я» меняется стремительно, как мысли, чувства и эмоции. Человек совершает большую ошибку, считая себя всегда одним и тем же лицом. Но для такого предположения, по мнению Гурджиева и его последователей, нет никаких оснований.

Положение, в соответствие с которым человек не обладает индивидуальным, постоянным, неизменным и единым «Я» и расщеплен на множество мелких «я», принимается всеми последователями «четвертого пути». Человек определяется как «множественность, имя которому - легион».

В человеке отсутствует единство, единый контролирующий центр, постоянное «я» или «эго». Не связанные и не согласованные друг с другом, одни «я» механически следуют за другими, а другие проявляются всегда в компании сходных. Эти определенные группы «я», наделенные природной связью являются группировками, связанными случайными ассоциациями, воспоминаниями, воображаемым сходством. Перемены внешних обстоятельств и изменение впечатлений от того, что тепло и комфортно, холодно, хорошая и ясная погода - вызывают одну группу «я», а холод и дождь вызывают другую, с иными ассоциации, чувствами и действиями. Контролировать смену «я» в ситуации, когда эта смена не замечается и не осознается, находящемуся в последнем «я» практически невозможно.

Некоторые группы «я» бывают гораздо сильнее других, не по причине их сознательной силы, а ввиду случайностей или механических внешних стимулов. Что создает в человеке эти господствующие группировки? По мнению Успенского, это прежде всего воспитание, подражание, чтение, гипнотизирующее влияние религии, касты и традиций, а также очарование новых лозунгов. Создание в личности человека очень сильных «я» - результат внешних влияний и внешних воздействий ближайших моментов. Однако любое из проявлений этих «я» представляет незначительную часть нашего «мозга», «ума» или «рассудка», но каждое мнит себя представителем целого.

Непостоянная природа человека во многих религиозных учениях изображена аллегорически. Человек сравнивается с домом, в котором нет ни хозяина, ни управляющего (проявлений единого «я»). Есть только слуги (множество «я»), позабывшие о своих обязанностях и не желающие ничего делать, которые стремятся занять место хозяина хотя бы на одно мгновение. Дом в таком состоянии хаоса подвергается серьезной опасности разрушения. Возможным спасением для более понятливых слуг («положительной» группы «я») становится «общее собрание» с целью избрания временного управляющего или заместителя управляющего, который способен расставить слуг на их места и заставить каждого выполнять свою работу. Сначала приготовить дом к приходу настоящего управляющего, затем к прибытию хозяина.

В Евангельской притче о Неверном Управителе под управителем, «расточившим богатство» понимается человек, беспечно распорядившийся дарами, употребив их на дела суетные (толкование епископа Александра). «Один чело-

век был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: Что я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал в себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми свою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми свою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. (Лк. 16: 1-9)» [7].

В качестве выводов отметим:

Во-первых, в антропософии «четвертого пути» человек рассматривается как существо двойственной природы. С одной стороны, человек - это часть органической жизни на Земле наряду с растениями и животными. В этом контексте человек - существо «совершенное» и «законченное», в полной мере отвечающее задачам Природы. Человечество выступает проводником космических влияний для Земли, и вырабатывая определенные вибрации, обеспечивает передачу сил, энергии к растущей Луне. С другой стороны, человек - существо «несовершенное» и «незаконченное», созданное как эксперимент в саморазвитии, в возможной трансформации его сознания с целью достижения нового уровня бытия, разума, соответствующего задачам эволюции Вселенной.

Во-вторых, в антропологической системе «четвертого пути» разграничиваются такие понятия как сущность и личность, характеризующие человека. Сущность рассматривается как врожденная, собственная внутренняя структура человека, базис его физического и умственного строения. Личность как приобретенные «сознательно или бессознательно» качества человека в процессе его взаимодействия с другими людьми.

В-третьих, подчеркивается, что первой ступенькой сознательной эволюции человека является осознание, понимание того факта, что человек в обыденно-практической жизни не является единым, нераздельным существом.

Иллюзия единства или целостности создается его именем, ощущением одного физического тела, множеством механических навыков, внушенных ему воспитанием или приобретенных путем имитации.

Отсюда проистекает утверждение о том, что «человек есть машина», что у него нет одного постоянного и неизменного «я», он всегда различен. Человек - это марионетка, которую приводят в движение невидимые нити. Однако осознав свою абсолютную механичность, приняв ее как факт, человек обретает шанс постижения своей иной природы, более «глубокой» и «скрытой» от него самого. Это постижение начинается с наблюдения, изучения своего психического устройства, психических центров, осуществляющих управление интеллектуальной, эмоциональной и инстинктивно-двигательной его жизнью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

2. Муравьев Б. Гнозис. Опыт комментария к эзотерическому учению восточной церкви. В 3-х томах. Т. I. Киев, 1998.

3. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека. Космология возможной эволюции человека. СПб., 1995.

4. Риордан К. Гурджиев [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orda2000.narod.ru/books/gurdjiev/gurdjiev.htm, свободный.

5. Айсель С. Сущность и личность [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/1724546/, свободный.

6. Гурджиев Г.И. Рассказы Вельзевула своему внуку. Объективно-беспристрастная критика людей. М. 2010.

7. Епископ Александр (Милеант). Евангельские Притчи [электронный

ресурс]. - Режим доступа:

http://www.netda.ru/belka/text_mil/parab.htm#n13, свободный.

8. Греков И.М.Идея работы в духовном опыте школы «четвертого пути» Г.И. Гурджиева //Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1. http://www.hses-online.ru.

9. Греков И.М.Развитие и интерпретация идей Г.И. Гурджиева в работах его последователей // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1.

LITERATURE

1. Brief Encyclopedia of Philosophy. Moscow, 1994.

2. Muravyov B. Gnosis. Experience a comment to the esoteric teachings of the Eastern Church. In the 3 volumes. T. I. Kiev, 1998.

3. Uspensky P.D. The possible evolution of human psychology. Cosmology of the possible evolution of man. St. Petersburg., 1995.

4. Riordan K. Gourdgiev [electronic resource]. Mode of access: http://orda2000.narod.ru/books/gurdj iev/ gurdjiev.htm, free.

5. Aysel S. Essence and personality [electronic resource]. Mode of access: http:// subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/1724546/, free.

6. Gourdgiev G.I. Velzevulv's Tales to His Grandson. Objectively Impartial Criticism of the people. M. 2010.

7. Bishop Alexander (Mileant). Gospel parable [electronic resource]. Mode of access: http://www.netda.ru/belka/text_mil/parab.htm # n13, free.

8. Grekov I.M. The idea of working in the spiritual experience of school "fourth way" of G.I. Gourdgiev / / Humanities and Social Sciences. 2013. No 1. http://www.hses-online.ru.

9. Grekov I.M. The development and interpretation of the ideas of G.I. Gourdgiev in the works of his followers / / Humanities and social and economic sciences. 2013. No 1.

Северо-Кавказский научный центр

высшей школы ЮФУ. г. Ростов-на-Дону, Россия_____________________20 июля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.