Научная статья на тему 'Человек и природа'

Человек и природа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19722
827
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ПРИРОДА / ВСЕЛЕННАЯ / КОСМОС / ОБЩЕСТВО / НАУКА / ФИЛОСОФИЯ / ХРИСТИАНСТВО / БОГ / MAN / NATURE / UNIVERSE / SPACE / SOCIETY / SCIENCE / PHILOSOPHY / CHRISTIANITY / GOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михаил Михайлович Бринчук

Человек, природа, Вселенная, космос, общество, наука, философия, христианство, Бог. Статья посвящена человеку как природно-социальному существу. Показан вселенский масштаб связи человека с природой. Раскрывается понятие человека в науке и философии. Сущность человека в христианстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN AND NATURE

The article is devoted to the man as a natural and social creature. It shows the Universe scale of communication of man and nature. Expands the notion of man in science and philosophy. The essence of man in Christianity.

Текст научной работы на тему «Человек и природа»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4 (34) 2015. с. 5-13. Науки о Земле

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА*

Михаил Михайлович Бринчук Заведующий сектором эколого-правовых исследований Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

brinchuk@gmail.com

Человек, природа, Вселенная, космос, общество, наука, философия, христианство, Бог.

Статья посвящена человеку как природно-социальному существу. Показан вселенский масштаб связи человека с природой. Раскрывается понятие человека в науке и философии. Сущность человека в христианстве.

MAN AND NATURE

Mikhail Mikhailovich Brinchuk Institute of State and law, Russian academy of sciences

Man, nature, the Universe, space, society, science, philosophy, Christianity, God.

The article is devoted to the man as a natural and social creature. It shows the Universe scale of communication of man and nature. Expands the notion of man in science and philosophy. The essence of man in Christianity.

Человек не только органично связывает природу и общество - эти две сложнейшие живые, открытые системы, но и сам играет важнейшую роль в обеспечении их взаимосвязи и взаимодействия, в доступной ему мере определяет их качество со стороны общества. Как говорится в пословице, «дела делаются не людьми, а человеком».

Человек - природно-социальное существо

В контексте природного и общественного принципиально важно видеть и осознавать природно-социальную сущность человека1.

Природная составляющая сущности человека представляется, с одной стороны, простой. Природа есть мать человека, как и всего живого - как и бабочки, и василька. Мы, живые существа, - дети природы и ее органическая часть2. От других живых видов человек отличается только тем, что он - существо более сложное по своей сущности - природно-социальное. А как биологическое существо он - естественная часть природы, или, как писал блаженный Августин, «частица созданий Божьих» 3 , отличающееся от других лишь

* Подготовлено при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.

1 В философии и науке в зависимости от задач и интересов исследования называются и разные другие сущности человека, касающиеся его социального статуса. Так, Аристотель писал, что «человек, по природе своей, -существо политическое» (Аристотель. Политика. I, 1, 9, 1253а 16). Академик В.С. Нерсесянц (1938-2005) подчеркивал, что по аналогии с аристотелевским положением, «человек, по природе своей, - существо правовое». - См.: Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. М.: НОРМА, 1997. С. 40.

2 Обратим внимание в этом контексте на одну особую характеристику человека как природного существа. Применительно ко многим выдающимся личностям - художникам, композиторам, писателям, ученым - говорят о природном даре, о мастере от Бога, о таланте от Бога.......

3 См.: Блаженный Августин Гиппонский. Исповедь. Пер. с лат. М. Сергиенко. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. С. 11.

видовыми характеристиками, но живущее в части удовлетворения физиологических потребностей по естественным законам.

Свои суждения о месте человека в природе веками высказывали ученые разных направлений науки. Так, философы считают общепризнанной позицию о том, что человек является частью природы. Ф. Энгельс писал, что мы всей «нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее»4 «Человек в силу своей телесной организации есть часть природы. Физическая и духовная жизнь его неразрывно связана с природой, это означает, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы»5.

Академик Н.Н. Моисеев (1917-2000), представитель точных наук, философ и эколог, по этому поводу писал: «Человек порожден биосферой, является ее составной частью и во всяком случае в обозримом будущем жизнь человечества - не отдельных людей в космических кораблях или на космических станциях, а человечества как биологического вида homo sapiens - вне земной биосферы представляется бессмысленной и вредной утопией»6.

Нам особенно интересна позиция теоретиков государства и права по исследуемому вопросу. Они уверенно считают: «Человек представляет собой неотъемлемую часть природы, проявляющуюся в его биологических, физических, физиологических и психических процессах... Благодаря своим биологическим особенностям человек в ходе длительной эволюции существенно преобразовал себя, создав качественно новое, неизвестное природе состояние - человеческое общество»7.

Профессор В.Д. Попков указывает на то, что «общество неразрывно связано с природой, они пребывают друг с другом в диалектическом единстве. Само общество возникло в процессе эволюции биосферы. Человек включен в природу, он частица

природы. Природа служит человеку, является непосредственным жизненным средством для

8

человека» .

Об особенностях положения человека как природного существа в контексте исследования здорового общества писал Э. Фромм (1900-1980), немецко-американский социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Отмечая, что по своему физическому строению и физиологическим функциям человек принадлежит к миру животных. При этом жизнь животного «проживается» по биологическим законам природы; оно остается частью природы и никогда не выходит за ее пределы. У животного нет морального сознания, нет самосознания и осознания своего существования; у него нет разума, если понимать под разумом способность проникать в глубь явлений, воспринимаемых чувствами, и постигать суть, скрытую за поверхностью. Поэтому у животного нет представления об истине, хотя может быть представление о том, что для него полезно.

Животное существует в гармонии с природой. Самосознание, разум и воображение, которыми обладает человек, разрушили «гармонию», свойственную животному существованию. Их появление превратило человека в аномалию, в причуду мироздания. Человек — часть природы, он подчинен ее физическим законам и не может изменить их, но тем не менее он выше остальной природы. Человек, будучи частью целого, оказывается отделенным от него; он бездомен — и в то же время прикован цепями к дому, общему для него со всеми живыми существами. Заброшенный в этот мир в случайном месте и в случайное время, он изгоняется из него опять -таки по воле случая. Обладая самосознанием, он сознает собственное бессилие и ограниченность своего существования. Он предвидит собственный конец — смерть. Человек никогда не бывает свободен от двойственности

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. С.496.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42. С.92.

6 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. С.70.

7 Общая теория права. Под редакцией проф. А.С. Пиголкина. М.: МГТУ им. Н.Баумана. С.128.

8 Попков В.Д. Единство природы и общества //Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1996. С.159.)

своего существования: он не может освободиться от разума, даже если бы он этого захотел; он не может освободиться от своего тела, пока он жив, — а тело заставляет его хотеть жить.

Разум — благословение человека, пишет Фромм, — оказывается в то же время его проклятием; он заставляет человека вечно искать решение неразрешимой дихотомии9. В этом отношении жизнь человека отличается от существования всех других живых существ; она протекает в условиях постоянной и неизбежной неуравновешенности. Человеческую жизнь нельзя прожить путем простого повторения образцов поведения, свойственных виду; человек должен жить сам. Он — единственное животное, которое может тосковать, может чувствовать себя изгнанным из рая; единственное животное, считающее собственное существование проблемой, которую ему надо решить и от которой не уйти. Он не может вернуться к предчеловеческому состоянию гармонии с природой; человеку придется продолжать развивать свой разум, прежде чем он сможет стать хозяином природы и самого себя.

Однако как в онтогенетическом 10, так и в филогенетическом 11 планах рождение человека, - по убеждению Э. Фромма, — явление в основном негативное. Человеку недостает инстинктивного приспособления к природе, ему не хватает физической силы, при рождении он наиболее беспомощное из всех животных и нуждается в защите гораздо дольше, чем любое из них. Утратив единство с природой, он не приобрел нового способа существования вне ее. Его разум пребывает в зачаточном состоянии, у него нет ни знания природных процессов, ни инструментов для замены утраченных инстинктов; он живет, разделившись на небольшие группы, не понимая ни себя, ни других; воистину, в библейском мифе о Рае ситуация изображена с предельной ясностью: человек, живущий в садах Эдема в полной гармонии с природой, но не осознающий себя, начинает свою историю первым актом свободы — неповиновением воле Всевышнего. Этому сопутствует осознание им самого себя, своей обособленности и беспомощности; Бог изгоняет его из Рая, и два херувима с огненными мечами преграждают ему путь назад12.

Э. Фромм же обращает внимание на следующую особенность природности человека: «Простейшие природные узы — узы, связывающие ребенка с матерью. Ребенок начинает жизнь в лоне матери и находится там гораздо дольше, чем детеныши большинства животных. Даже после рождения ребенок остается физически беспомощным и полностью зависит от матери. Этот период беспомощности и зависимости продолжается опять -таки намного дольше, чем у любого из животных. В первые годы жизни ребенка не происходит еще полного отделения его от матери. От нее зависит удовлетворение всех его физиологических потребностей, а также жизненно важной потребности в тепле и любви; мать не только рожает ребенка, она продолжает давать ему жизнь»13.

Именно в силу природно-социальной сущности человека в такой существенной характеристике природности ребенка с Э. Фроммом можно согласиться частично. В современном обществе еще до своего рождения ребенок оказывается в системе социальных связей. Он, как и его мать, во многих современных государствах получает тот минимум социальной защиты, который необходим для благополучного рождения и здорового развития.

В процессе всей своей жизни человек объективно проявляет свои природные качества, как и, будучи в социальных отношениях, связи с другими людьми, социальные качества. Э.

9 Дихотомия (греч. «надвое» + «деление») — раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой.

10 Онтогенетический, онтогенез (греч. on, ontos — род, сущее; genesis — происхождение, возникновение) — совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от рождения до конца жизни.

11 Филогенетический, филогенез (греч. philos — род, племя; genesis — происхождение, возникновение) — процесс исторического развития всего мира организмов, их видов, родов и т.д.

12 Фромм Эрих. Здоровое общество. М.: Транзиткнига, 2005. С. 29-32.

См. также: URL: http://flibusta.net/b/201199/read (дата последнего обращения — 11.09.2012 г.).

13 Там же. С. 49.

Фромм говорит о вечном поиске решения неразрешимой дихотомии. Представляется, что он преувеличивает эту потребность человека. Человек как член общества себе равных мало думает о своих природных качествах и особенностях, почти забывая о них пока сами жизненные обстоятельства не напоминают ему об этом.

Как правильно пишут теоретики права, «человеческое общество состоит из конкретных людей, находящихся в системе многообразных связей - общественных отношений, в которые они вступают в процессе производства и распределения материальных благ, а также участвуя в политической, культурной и иных сферах социального бытия. Вне этих связей и

" 14

отношений конкретный индивид предстает как человек, то есть живое существо» .

В дихотомическом контексте важно подчеркнуть, что человек как природное существо всегда живет по законам природы, как социальное - по правилам, устанавливаемым самим человеком, находящимся в связях с другими людьми в обществе. Эти правила выражаются в нормах религии, морали, нравственности, права, являющимися социальными регуляторами.

Как существо социальное человек организует свое социальное бытие по общественным нормам, которые для сохранения человека как биологического вида и социального существа должны быть согласованными с законами природы. Как существо, обладающее разумом и способностью проявлять волю, что отличает человека от других живых видов, он ответствен за то, чтобы своей деятельностью не причинить вреда другим видам, своим собратьям, посредством изменения естественных условий их обитания или чрезмерного использования.

Именно обладание разумом, качеством, в природе выделившим человека из животного мира, послужило человеку главным ресурсом его развития в направлении к человеку социальному.

Социальное развитие человека как представителя общества способствует решению многих важных для него социальных задач, наиболее существенная из которых - качество жизни.

Вселенский масштаб связи человека с природой

Констатируя постоянную органическую связь человека с природой, важно подчеркнуть вселенский масштаб этой его связи, к различным проявлениям которой в этой работе мы будем не раз обращаться. Как пишет философ А.Г. Спиркин (1918-2004), наряду с социальными измерениями человека «можно говорить и о его космическом измерении: мы существуем именно такими потому, что такова Вселенная. Вселенная такова, какова она есть, какой она создана. Мы существуем в ней - на планете Земля, а она - часть мироздания. Космос был задуман с учетом зарождения и существования человека. И условия бытия как бы приготовлены для живого на Земле и человека как его вершины.

Кто из нас не чувствует слиянность с природой, потаенный смысл природных стихий?! Мы ежесекундно испытываем ощущение единства нашего бытия и космической беспредельности. Человек не может рассматривать себя как существо, свободное от отношений, царящих в природе: ведь сам он есть и природное существо - его социальная сущность не снимает его природного начала.

Человек, как и любое живое существо, имеет свою среду обитания, которая своеобразно преломляется в нем во взаимодействии всех его составляющих. В последнее время в науках о человеке все более начинает осознаваться факт влияния среды на состояние организма, психики, которое определяет чувство комфорта или дискомфорта.

Философское осмысление человека было бы существенно неполным без рассмотрения его в системе "человек - Вселенная".

Наша жизнь в большей мере, чем мы думаем, зависит от явлений природы. Мы живем на планете, в глубинах которой постоянно протекает, порой катастрофически, множество

14 Общая теория права. Под редакцией проф. А.С. Пиголкина. М.: МГТУ им. Н.Баумана. С.128.

8

еще не известных, но влияющих на нас процессов, а сама она, как своего рода песчинка, несется в своих круговых движениях в космических безднах»15.

О космических связях, корнях и будущем человека писали в истории многие. Так, Е.И. Рерих, которую авторы монографии «Духовно-экологическая цивилизация ...» называют как еще не до конца оцененный выдающийся отечественный мыслитель, о месте человека в Космосе и его миссии на Земле писала: «... Отделить себя от всего человечества и от Космоса мы не можем. Истинно, Космос в нас и мы в нем. Но лишь осознание этого единства дает нам возможность приобщиться к полноте такого существования. Основные вопросы смысла нашего существования давно решены, но люди не хотят их принять, ибо никто не хочет нести ОТВЕТСТВЕННОСТИ за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок. Так приходим мы сюда, на Землю, пока не выполним принятой на себя ответственности -усовершенствованием себя усовершенствуем и Землю, и все окружающие ее сферы. Окончив совершенствование земное, перейдем на следующую ступень продвижения по лестнице беспредельного совершенствования»16.

В космическом аспекте описывает место своих соотечественников в природе и отношение к ней в древние времена индеец в штате Нью -Мексико (США) в беседе с автором книги «Божественная матрица»:

«Когда-то в незапамятные времена мир был совсем другим. Людей было меньше, и они жили ближе к земле. Люди знали язык дождя, растений и Великого Создателя. Они знали, что жизнь священна и происходит от Матери Земли и Небесного Отца, и даже умели разговаривать с обитателями неба и звезд. Да, в то время мир пребывал в гармонии и люди были счастливы.

А потом что-то произошло. Никто не знает, отчего люди стали забывать, кто они такие. Они потеряли связь друг с другом, с землей и даже со своим Создателем и бесцельно блуждали по жизни. Обособившись, люди решили: чтобы выжить, они должны воевать за свое место на земле и защищаться от тех самых сил, что давали им жизнь и указывали путь к гармонии и истине. И они стали тратить всю свою энергию на то, чтобы бороться с окружающей их природой.

Но хотя люди и забыли, кто они такие, некоторые из них все же сохранили дар предков, — продолжал индеец. — В них продолжала жить память. В ночных видениях к ним возвращалось знание о том, что они способны одним своим намерением исцелять любые болезни, вызывать дождь и говорить с умершими. И им было ведомо, что однажды они смогут вновь обрести себя.

Остальные же стали создавать во внешнем мире вещи, заменяющие им собственные утерянные способности. Со временем они даже изобрели аппараты для лечения своего организма, химические средства для культивации растений и провода для общения на расстоянии. Но чем больше вокруг них было вещей, которые, казалось, должны были бы приносить им счастье, тем суетливей становилась их жизнь и тем дальше они удалялись от своей истинной природы»17. В этом контексте автор книги правильно пишет: «По-видимому, чем больше мы разрываем свою естественную связь с землей, собственным телом, окружающими и Богом, тем больше опустошаем себя. И тогда мы спешим заполнить внутренний вакуум вещами»18.

Особое значение видения вселенского масштаба связи человека с природой в философии и науке в целом, теологии, эзотерике для исследования законов природы и общества, в частности, с методологической точки зрения. Методологически крайне важно то,

15 См.: Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М. : ГАРДАРИКИ, 2008. С. 130-131.

16 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. Новосибирск, 1993. С. 58.

Цит. по: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Монография. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2001.

17 Брейден Грег. Божественная матрица. Время, пространство и сила сознания. Пер. с англ. М.: София, 2009. С. 33-34.

18 Там же. С. 34.

что современными российскими философами человек исследуется как стратегический ресурс для перехода к духовно-экологической модели развития. В этом контексте человек понимается как духовно-космический деятель, имеющий не только безграничные возможности для роста сознания и духа и актуализации резервов своей телесно -физиологической организации, но и несущий нравственную ответственность за эволюционные процессы на Земле и в Космосе. Человек — это ключевая сила мирового бытия, духовно-материальная сила19.

Понятие человека в науке и философии

Человек как явление природы, естественной истории является объектом исследования самостоятельной науки - антропологии (отгреч. anthropos - человек и logos - учение), а также предметом ряда институтов общества: философии, науки, религии.

Экологический энциклопедический словарь определяет человека следующим образом. Он - один из видов крупных теплокровных млекопитающих. Принципиально отличается от всех других животных способностью накапливать и передавать друг другу и новым поколениям внегенетическую информацию в форме культурного наследия. Возникновение цивилизации и культуры, передающейся и накапливающейся из поколения в поколение в процессе обучения и не содержащейся в генетической программе, является уникальным свойством, присущим человеку. Только человек использует это для увеличения своей конкурентоспособности и изменения условий окружающей среды20. В общем - достойный продукт материалистической науки.

Более существенные характеристики человека называет википедия: человек разумный (лат. Homo sapiens, в биологии — вид рода люди (Homo)) из семейства гоминид21 в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Человек, как биологический вид — предмет исследования физической антропологии. Природа и сущность человека является предметом как философского, так и религиозного диспута22.

По мнению В.И. Даля, человек - каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью23.

В философии человек - фундаментальная категория, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек — это всегда одновременно микрокосм 24, микротеос 25 и микросоциум 26 . Тем самым философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его

19 См.: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Монография. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2001. С. 25-26.

20 См.: Экологический энциклопедический словарь. М.: Изд. Дом «Ноосфера», 2002. С. 735.

21 Гоминиды (также известные как большие человекообразные обезьяны) -семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей.

22 См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Человек_разумный (дата последнего обращения - 06.03.2012 г.).

23 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // URL: Ыф:/Моуаг1.уаМех.га/Толковый словарь Даля/ (дата последнего обращения - 06.03.2012 г.).

24 Микрокосм или микрокосмос (от греч. щкро^, малый, и от греч. косцов, порядок, мир, вселенная) - в античной натурфилософии понимание человека как вселенной (макрокосм) в миниатюре. См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Микрокосм (дата последнего обращения - 21.11.2013 г.).

25 Микротеос (малый бог) - в религиозно-философских учениях - человек как существо, сотворенное по образу и подобию Бога; личность. - См.: Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999.

26 Микросоциум - ближайшее окружение социальное человека - его семья, близкие, друзья, товарищи, приятели, знакомые, соседи, коллеги по работе.

сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где «человек — это в известном смысле все» (Шелер)27.

Представленная здесь видным философом сущность человека - быть всегда одновременно микрокосмом, микротеосом и микросоциумом - имеет существенное методологическое значение в целом, для данной работы - особенно. В контексте функционирования законов природы к этому вопросу мы будем возвращаться неоднократно.

Вопросом: что же такое человек?, задается и философ А.Г. Спиркин. На первый взгляд, этот вопрос, пишет он, кажется до смешного простым, на самом деле он оказывается самым сложным объектом познания*. Хотя многое в человеке уже осмысленно (и конкретно -научно, и философски), еще немало остается загадочного и невыясненного в самой его сущности (имеется в виду сущность глубинного порядка). Это и понятно: человек - это вселенная во Вселенной. И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. К отличительным сущностным признакам человека он относит сознание и способность мышления, труд. Другими признаками он называет культуру, социальность. Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно -материальное существо, обладающее разумом28.

Как и Э. Фромм, цитированный выше, А.Г. Спиркин ребенка «использует» для характеристики природности человека и его трансформации в природное существо. «Ребенок появляется на свет как человеческое существо, которому еще нужно научиться стать человеком. Все, чем он обладает, чем отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Вне общества ребенок не становится человеком. Как утверждает А.Г. Спиркин, известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. В той среде они не овладели ни прямой походной, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки походили на звуки тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это яркий пример того, что человек в собственном

29

смысле слова есть существо социальное» .

Это тонкое и глубокое суждение философа А.Г. Спиркина - человек в собственном смысле слова есть существо социальное - верно только с точки зрения результата его развития, эволюции. Вне социальных условий жизни человек как вид животного не стал бы человеком. Но при этом искажается сущность человека, которая никогда не изменяется -быть биологическим существом. Наряду с социальными признаками, человек всегда сохраняет свои природные качества. Об этом же пишет и сам А.Г. Спиркин: человек - всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум.

Сущность человека в христианстве

Для религии, в частности, христианства, человек - это один из двух основных предметов. Позиции религии и науки по вопросу о человеке в природе, точнее сказать, во Вселенной в корне расходятся. Это расхождение, имеющее существенное значение и для данного исследования, можно видеть по двум основаниям. Первое касается происхождения человека, второе - о существе жизни человека и о ее конце. Для религии человек является творением Божьим. Творение Богом человека описано в Библии:

27 Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. 2003. 1280 с. // http://slovari.yandex.ru/ Макс Шелер (1874-1928) - немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии.

* Представляется, что не более сложным объектом познания, чем Вселенная, Космос. Важно при этом подчеркнуть то обстоятельство, что эти объекты - человек и Вселенная - всегда находятся в динамичной взаимосвязи, обстоятельство, которое может облегчить познание того и другого.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 См.: Спиркин А.Г. Цит. соч. С. 114-115.

29 Там же. С. 117-119.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой30.

Теологическая позиция природы человека в христианстве ярко выражена виднейшим православным писателем XIX века святителем Игнатием Брянчаниновым (1807-1867). В своей книге «Слово о человеке» на основе «мнений предшествовавших ему знаменитейших Святых Отцов о предметах Христианского Богословия» он пишет: «...из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека по образу Своему и подобию; из земли Он образовал тело, а душу, разумом и умом одаренную, сообщил человеку Своим вдуновением... Тело и душа созданы вместе. Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, чуждым печали и забот, сияющим всеми совершенствами, преизобилующим всеми благами, как бы некий второй мир — в великом малый, как другого Ангела, поклоняющегося Богу; сотворил смешанным из двух природ, созерцателем твари видимой, таинником твари, умом постигаемой, царем всего, что на земле, подчиненным Верховному Царю, земным и небесным, временным и бессмертным, видимым и постижимым для одного ума, как нечто среднее между великим и низким; — сотворил духом и вместе плотию, духом для принятия благодати, плотию в предупреждение гордости, — духом для того, чтоб он твердо стоял и прославлял своего Благодетеля, — плотию для того, чтоб подвергался страданиям, и, страдая, не забывал себя и вразумлялся, если бы вздумал превозноситься своим величием; сотворил животным, поставленным здесь, то есть, в настоящей жизни, и переселяемым в другое место, то есть, в будущую вечную жизнь, и — что составляет верх тайны — существом, обожаемым за свое прилепление к Богу, и обожаемым по причастию Божественного озарения, а не претворяемым в Божию Сущность»31.

Тайна — человек — отверзается в степени, доступной и нужной для нас, вочеловечившимся Богом, Господом нашим Иисусом Христом, в Нем же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2, 3). Приобретаемое при посредстве Божественного откровения познание о человеке все еще остается относительным: относительным к ограниченности постижения нашего, относительным к существенной нужде нашей в познании. Бог дарует нам самовоззрение и самопознание, необходимые для покаяния, для спасения, или, что то же, для вечного блаженства нашего; но основная причина создания человека, существенное условие бытия его, самое существо его ведомы единому Богу. Действия неограниченного Творца не могут быть объяснены со всею точностию тварям, хотя и разумным, ни постигнуты ими. Полное и совершенное познание всех тварей имеет один

30 См.: Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд. Московской патриархии, 1979. С. 6.

31 См.: Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. Избранные творения. СПб: Приход святителя Игнатия Брянчанинова, 2011. С. 47-48.

Творец их, Бог. Это познание отличается от познания, свойственного и возможного нам, различием бесконечным32.

Святитель Игнатий Брянчанинов назвал главные качества сущности человека в христианстве, в православной концепции - его природу как творение Божием, структуру человека, состоящую из тела и души; разум как отличительное качество от других животных; и сущность жизни человека, которая не ограничивается пребыванием на Земле. В философии они подтверждаются и оценкой А.Г. Спиркина человека, всегда являющегося одновременно микрокосмом и микротеосом. Эти стороны сущности человека весьма важно учитывать в контексте познания законов природы.

Этимологию слова «человек» раскрывает в труде «Славянорусский корнеслов. Язык наш - древо жизни на земле и отец наречий иных» А.С. Шишков, Президент Российской академии наук, адмирал (1754-1841). Происхождение в русском языке слова «человек» он относит непосредственно к понятию «слово»: «В человеке отличительное от прочих тварей свойство есть дар слова33. Отсюда название словек (то есть словесник, словесная тварь) изменилось в цловек, чловек и человек»34. По Святым писаниям Слово - это имя Самого Бога! В Евангелие от Иоанна говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1 -3).

Таким образом, в толковании А.С. Шишкова не только этимологически, но и по христианскому учению человек непосредственно связан с Богом, производен от Него. По этому учению, человек есть образ Божий.

* * *

Рассмотренные в статье вопросы являются весьма важными, в частности, для познания законов природы. Такие законы служат первейшим методологическим основанием формирования и осуществления экологического права.

32 Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. С. 29-30.

33 Имя славяне сделалось из словяне, то есть словесные, одаренные словом люди, - пишет А.С. Шишков.

34 Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. Язык наш - древо жизни на земле и отец наречий иных. Изд. Пятое. Спб., 2011. С. 51.

См. также: Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. Язык наш - древо жизни на земле и отец наречий иных. Раздел: Родные корешки и слова-эмигранты // URL: http://svitk.ru/004_book_book/7b/1647_hihkov-slovyanskiy_korneslov.php (дата последнего обращения -.28.05.2012 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.