6. Vasilyev V.L. Yuridicheskaya psikhologiya (Legal Psychology), St. Petersburg, Piter, 2001.
7. Gross G. Rukovodstvo dlya sudebnyx sledovatelej kak sistema kriminalistiki (Guide for Forensic Investi-
gators as a System of Criminology), M., LeksEst, 2002.
8. Koludarova O.P. Usloviya zhizni i vospitaniya beznadzornogo nesovershennoletnego kak obstoyatelstvo, podlezhashhee dokazyvanii po ugolovnym delam (Living Conditions and Education of the Neglected Minor as the Circumstance which is Subject Proof on Criminal Cases) // vestnik udmurtskogo universiteta. 2011. № 2-1. p. 135-137.
9. Melnikova E.B. Yuvenalnaya yusticiya. Problemy ugolovnogo prava, ugolovnogo processa i kriminologii: uchebnoe posobie (Juvenile Justice. Problems of Criminal Law, Criminal Trial and Criminology: Textbook), 2-e izd., ispr., dop. M., 2001.
10. Pashkov V.A. Rol organov opeki i popechitelstva pri opredelenii sudom mesta zhitelstva rebenka (The Role of the Guardianship and Custody during Court Determining the Child Residence) // Gosudarstvo i pravo: Teoriya i praktika: Materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, aprel 2011 g.). Chelyabinsk: Dva komsomolca, 2011. p. 158-161.
Дата поступления: 18.04.2016 Received: 18.04.2016
УДК 340
УЧЕНИЕ О ЛИЦЕ, СОВЕРШИВШЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕСТО В СИСТЕМЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
МАЛЫХИНА Наталья Ивановна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики
ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов, Россия. E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы понимания сущностного содержания криминалистического учения о лице, совершившем преступление. В целях их разрешения автором аргументируется выделение в системе криминалистического учения об участниках криминального события самостоятельным элементом учения о лице, совершившем преступление (наряду с учениями о подозреваемом, обвиняемом, подсудимом); формулируется определение понятия исследуемого учения и предлагается его структурное построение.
Ключевые слова: лицо, совершившее преступление, криминалистическое учение, структура учения, участник криминального события, изучение неизвестного преступника.
THEORY OF THE OFFENDER: CONCEPT, STRUCTURE, PLACE IN THE SYSTEM OF FORENSIC THEORIES
MALYKHINA Natalya Ivanovna
Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Criminal-istics of the Saratov State Law Academy, Saratov,
Russia.
E-mail: [email protected]
The article reviews the problems of understanding the essential content of the forensic theory of the offender. In order to solve these problems, the author gives reasons for separating the offender theory (along with the theories of the suspect, the accused, the defendant) from the system of the forensic theory of criminal participators; the author formulates the concept of the researched theory and proposes its structure.
Key words: offender, forensic theory, theory structure, criminal participator, study of an unknown offender.
Любая теория (учение) как форма организации научного знания является «формой достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений и процессов данной предметной области, то есть всех явлений и процессов, описываемых данной теорией» [9, с. 170]. Структура любого учения (теории) есть
«своего рода внутренний каркас теоретического знания, определяющий как содержательную специфику теории, так и процедуры ее развертывания» [10, с. 168].
В настоящее время в криминалистике не разработано единого подхода к структурному построению частных криминалистических теорий (учений). Сложность данной задачи обусловлена разнородными объектами познания теорий (учений), спецификой решаемых задач. Содержание каждой теории также зависит от ее уровня, обусловленного степенью общности по отношению к другим теориям. Данное положение подтверждается разнообразными представлениями ученых о структуре теорий (учений) [2; 3; 8].
Дискуссионными остаются вопросы и о структуре криминалистического учения о лице, совершившем преступление. В 1973 году в своей докторской диссертации Ф.В. Глазырин инициировал постановку вопроса о необходимости создании криминалистического учения о личности преступника как структурного компонента общей теории криминалистики. При этом профессор, выделяя два направления в изучении личности преступника (еще неизвестного следствию преступника и уже известного следствию преступника [4, с. 7]), отметил: «Основными отправными положениями этого учения могли бы стать понятие о личности преступника в криминалистическом аспекте, оценка роли личностных качеств в избрании вида, способа преступного деяния, мест, способов укрытия следов и орудий преступления, обусловленные этим закономерности образования доказательства, система зависимостей между личностью правонарушителя и ее поведением в момент совершения преступления, после него, на предварительном следствии, судебном разбирательстве, с одной стороны, и закономерностями применения технических средств, тактических приемов и методических рекомендаций - с другой» [4, с. 34]. Исходя из данных суждений, профессор предложил создание криминалистического учения о личности преступника, рассматривая в одном лице различные процессуальные фигуры, при этом под неустановленным преступником подразумевая неустановленного подозреваемого (что, по нашему мнению, небесспорно). Анализируя сущностное содержание криминалистических научных изысканий, посвященных изучению личности преступника, в подобном ракурсе целостных положений такого учения до сих пор еще не создано.
Тем не менее, в одной из последних современных работ по проблемам, связанным с изучением лица, совершившего преступление, констатируется факт того, что «в настоящее время криминалистическое учение о личности преступника (лице, совершившем преступление) заняло свое место в системе частных криминалистических теорий и учений» [1, с. 151]. Данное утверждение представляется в недостаточной степени аргументированным. Автор указанного высказывания, как и большинство ученых-криминалистов, понятие «личность преступника» («лицо, совершившее преступление») рассматривает как общее понятие, применяемое в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (при этом, заметим, не акцентируя внимания на отнесение к исследуемому понятию неизвестного преступника). Однако любая частная криминалистическая теория должна иметь свое научно обоснованное структурное построение, в рамках которого, в частности применительно к исследуемой тематике, должны быть отражены вопросы об источниках информации криминалистически значимой информации о лице, методологии и методике его изучения и проч.; необходимо и четкое определение ее места в системе научных теорий, учений (является ли она структурным компонентом более общей теории, либо рассматривается сама в качестве самостоятельной среди общих теорий). Понятийное отождествление вышеуказанных терминов, на наш взгляд, не дает оснований для создания в таком представлении самостоятельного научного направления в общей теории криминалистики - криминалистического учения о лице, совершившем преступление, поскольку не сможет обеспечить соблюдение указанных требований.
Во-первых, следует учитывать, что, например, методология и методика изучения подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а также, отметим, неизвестного преступника, различна по своей сути и обусловлена специфическими для каждой ситуации задачами, разрешаемыми, в
том числе и различными субъектами криминалистической деятельности. Полагаем, что в рамках одной самостоятельной теории невозможно в полном объеме раскрыть указанные вопросы. Более того, рассмотрение лица, совершившего преступление, как общего понятия для указанных лиц не может обеспечить упорядоченного внутреннего единства в построении системы теории, отражающей теоретические и прикладные аспекты исследуемого явления.
Во-вторых, подобное толкование термина «лицо, совершившее преступление» предполагает, что данная теория должна носить общий характер и рассматриваться как самостоятельный элемент в общей системе частных криминалистических теорий, имеющих высшую степень общности по отношению к иным теориям. В этом случае данное положение не согласуется с имеющимися в литературе представлениями о системе криминалистической теории о личности, которая, несмотря на дискуссионный характер как наименования, так и внутреннего содержания, тем не менее, подразумевает рассмотрение изучения подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, в том числе неизвестного преступника, хотя в литературе опять же на это не обращается должного внимания, в качестве ее структурных элементов. Исходя из чего, следует сделать вывод о том, что в существующем понимании криминалистическое учение о лице, совершившем преступление, все-таки обладает наименьшей степенью общности по отношению к криминалистической теории о личности и должно являться ее структурным компонентом.
В целях уяснения сущностного содержания рассматриваемого учения, определения его места в системе криминалистических учений, а также структурного построения укажем ряд следующих авторских предложений.
В криминалистическом аспекте под термином «лицо, совершившее преступление», по нашему мнению, следует понимать человека с присущим ему комплексом индивидуальных особенностей, в той или иной мере отобразившихся в окружающей действительности в виде последствий его деяния, квалифицированных уполномоченными на то органами как уголовно наказуемое. Полагаем, что в криминалистике термин «лицо, совершившее преступление», допустимо употреблять в двух случаях, определенных условно выделенными двумя ситуациями: 1) ситуация, когда преступник не известен (не установлен) (в таком понимании «лицо, совершившее преступление», «неизвестный преступник», «искомый преступник» определяются нами как синонимы для обозначения динамической модели искомого лица, создание которой осуществляется в процессе расследования конкретного преступления); 2) ситуация, когда преступник известен (установлен) (в данной ситуации «лицо, совершившее преступление» и «преступник» рассматриваются как тождественные понятия при определении его описательной модели, построенной на основе изучения эмпирических данных о лицах, совершивших преступления) [6, с. 11-13; 7]. При разработке концептуальных основ криминалистического учения о лице, совершившем преступление, следует принимать во внимание первый аспект понимания рассматриваемого термина.
Криминалистическое учение о лице, совершившем преступление, определяется нами как целостная система научных знаний, описывающих и объясняющих закономерности возникновения в окружающей действительности криминалистически значимой информации о свойствах и состояниях лица, совершившего преступление, а также закономерности поисково-познавательной деятельности субъектов по изучению свойств и состояний искомого преступника и использованию полученной информации в расследовании преступлений.
В нашем представлении, данное учение относится к числу частных криминалистических учений (теорий), разрабатываемых в общей теории криминалистики, являясь структурным компонентом криминалистического учения об участниках криминального события (наряду с учениями о подозреваемом, обвиняемом, подсудимом, свидетеле, потерпевшем). Необходимость выделения самостоятельным элементом учения о лице, совершившем преступление, обусловлено специфическими целями, задачами и методами изучения неизвестного преступника, а также источниками криминалистически значимой информации о нем. Лицо, совершившее преступление, не следует отождествлять с конкретным человеком, а именно подозреваемым, обвиняемым, подсудимым. Лицо, совершившее преступление, рассматривается нами как чело-
129
век, информация о котором собирается на протяжении процесса расследования преступления (собирательный образ объективно существующего человека) [5, с. 84-88].
В целях обеспечения полноты, систематизации и практического использования составляющих содержание учения знаний, применяя системный подход к обоснованию структуризации учения, структуру криминалистического учения о лице, совершившем преступление, определим двумя разделами: теоретическим и практическим.
Содержание теоретического раздела, по нашему мнению, должны составлять следующие основополагающие положения: исторические аспекты формирования криминалистического учения о лице, совершившем преступление; понятие, объект, предмет, цель, задачи, принципы, функции, методология криминалистического учения о лице, совершившем преступление; место учения в системе криминалистической науки; понятийный аппарат криминалистического учения о лице, совершившем преступление; теоретические основы отображения свойств и состояний лица, совершившего преступление, в окружающей действительности; вопросы взаимосвязи криминалистического учения о лице, совершившем преступление, с иными учениями, науками и проч.
Практический раздел может быть представлен следующими научно-методическими положениями практического изучения лица, совершившего преступление, при его расследовании: источники криминалистически значимой информации о лице, совершившем преступление; методы и средства изучения лица, совершившего преступление; основы методики построения криминалистической модели лица, совершившего преступление; направления использования полученной информации в расследовании преступлений.
Предлагаемая структура учения может быть использована в качестве основы для структурного построения учений о подсудимом, потерпевшем, свидетеле и др., входящих в систему криминалистического учения об участниках криминального события.
Библиографические ссылки
1. Авдонин В.А. Предпосылки формирования криминалистического учения о личности преступника // Публичное и частное право. 2014. № 1. С. 151-156.
2. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 2: Частные криминалистические теории. M., 1997.
3. Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия: монография / под ред. Н.П. Яблокова. M. : Калининград, 1997.
4. Глазырин Ф.В. Криминалистическое изучение личности обвиняемого : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1973.
5. Mалыхина Н.И. Вопросы формирования криминалистического учения об участниках криминального события // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы: материалы межд. науч. -практич. конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, Заслуженного юриста РСФСР, доктора юридических наук, профессора Николая Павловича Яблокова. Mосква, 22 декабря 2015 г. / ред.-сост. M.A. Лушечкина. M., 2015. С. 84-88.
6. Mалыхина Н.И. Криминалистическое исследование свойств и состояний лица, совершившего преступление. Raleigh, North Carolina, USA: Lulu Press, 2015.
7. Mалыхина Н.И. Особенности построения модели лица, совершившего преступление // Правовое государство: теория и практика. 2015. № 41. С. 141-144.
8. Mожаева И.П. Криминалистическое учение об организации расследования преступлений : дис. ... д-ра юрид. наук. M., 2014.
9. Новиков A.M., Новиков Д.А. Mетодология: словарь системы основных понятий. M., 2013.
10. Философия. Mетодология. Наука / ред. кол. В.А. Лекторский (отв. ред.), Б.С. Дынин, Е.П. Никитин, В С. Швырев. M., 1972.
References
1. Avdonin V.A. Predposylki formirovanija kriminalisticheskogo uchenija o lichnosti prestupnika (Background Formation of the Forensic Doctrine of the Offender), Publichnoe i chastnoe pravo, 2014, №1, pp. 151-156.
2. Belkin R.S. Kurs kriminalistiki. V 3 t. T. 2, Chastnye kriminalisticheskie teorii (The Course of Forensics. In 3 V. V. 2, Private Forensic Theories), Moscow, 1997.
3. Volcheckaja T.S. Kriminalisticheskaja situalogija: monografija (Forensic Situation Study: Monograph), pod red. N.P. Jablokova, Moscow, Kaliningrad, 1997.
4. Glazyrin F.V. Kriminalisticheskoe izuchenie lichnosti obvinjaemogo (Forensic Study of the Offender), avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk, Sverdlovsk, 1973.
5. Malykhina N.I. Voprosy formirovanija kriminalisticheskogo uchenija ob uchastnikah kriminal'nogo sobyti-ja (The Questions of the Formation of Forensic Theory of Criminal Participators), Sovremennaja kriminalisti-ka, problemy, tendencii, perspektivy, materialy mezhd. nauch.-praktich. konferencii, posvjashhennoj 90-letiju so dnja rozhdenija Zasluzhennogo dejatelja nauki RF, Zasluzhennogo jurista RSFSR, doktora juridicheskih nauk, professora Nikolaja Pavlovicha Jablokova, Moskva, 22 dekabrja 2015 g. / Red.-sost. M.A. Lushechkina. Moscow, 2015. pp. 84-88.
6. Malykhina N.I. Kriminalisticheskoe issledovanie svojstv i sostojanij lica, sovershivshego prestuplenie (Forensic Study of the Offender's Properties and States). Raleigh, North Carolina, USA, Lulu Press, 2015.
7. Malykhina N.I. Osobennosti postroenija modeli lica, sovershivshego prestuplenie (Features of the Construction of the Model of the Offender), Pravovoe gosudarstvo: teorija i praktika, 2015. № 41, pp. 141-144.
8. Mozhaeva I.P. Kriminalisticheskoe uchenie ob organizacii rassledovanija prestuplenij (Forensic Theory of the Organization of Crime Investigations), dis. ... d-ra jurid. nauk. Moscow, 2014.
9. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologija: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij (Methodology: The Dictionary of the System of Basic Concepts), Moscow, 2013.
10. Filosofija. Metodologija. Nauka (Methodology. Science) / Red. kol. V.A. Lektorskij (otv. red.), B.S Dynin, E.P. Nikitin, V.S. Shvyrev, Moscow, 1972.
Дата поступления: 18.04.2016 Received: 18.04.2016
УДК 340
ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
НОСКОВ Олег Сергеевич
кандидат юридических наук, майор полиции, начальник кафедры огневой и тактико-специальной подготовки ФГКОУВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. E-mail: Oleg.noskov. [email protected]
Современное общество и государство нуждаются в правовом регулировании различных актуальных вопросов своего функционирования. Так как мы живем в правовом государстве, то и принимаемые нормативно-правовые акты должны соответствовать требованиям и стандартам. Работая над улучшением законодательства очень важно соблюдать последовательность. Необходимо работать так, чтобы принимаемые законы соответствовали современному состоянию российского общества, а также дальнейшим нашим планам. Каждый, вновь принимаемый нормативный правовой акт, касающийся введения новых обязанностей и издержек должен быть обоснованным и с ним должна согласиться большая часть российского общества. Все вновь создаваемые правовые нормы и проекты нормативных правовых актов
131
TYPES OF EXPERT EXAMINATIONS OF REGULATORY LEGAL ACTS
NOSKOV Oleg Sergeyevich
Candidate of Sciences (Law), Police Major, Head of the Department of Fire and Special Tactical Training of the FSGEI HE "Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Ufa, Russia.
E-mail: Oleg.noskov. [email protected]
Modern society and state need legal regulation of various topical issues of their functioning. Since we live in the rule-of-law state, adopted regulatory legal acts have to correspond to requirements and standards. It is very important to comply with sequence while working on legislation improvement. It is necessary to work so that the adopted laws correspond to the current state of the Russian society, and our further plans. Every newly adopted regulatory legal act concerning introduction of new duties and expenses has to be justified and the most part of the Russian society has to agree with it. All newly made law principles and draft regulatory legal acts have to pass public discussion and public examination. There are many types of expert examinations of regulatory legal acts. Their accurate list is absent. Carrying
должны проходить публичное обсуждение и об- out expert examinations at the stage of creating щественную экспертизу. Существуют множество the concept of a regulatory legal act will influ-видов экспертиз нормативно-правовых актов. Их ence the qualitative and quantitative characteris-четкий перечень отсутствует. Проведение экспер- tic of the regulatory legal act. тиз еще на этапе создания концепции нормативно-правового акта повлияет на качественную и количественную характеристику нормативно-правового акта.
Ключевые слова: нормативные правовые акты, Key words: regulatory legal act, legislation, expert законодательство, экспертиза, виды экспертиз. examination, types of expert examinations.
Современное развитое общество и государство нуждаются в правовом регулировании различных актуальных вопросов своего функционирования. Для чего и разрабатываются, принимаются нормативно-правовые акты. Поскольку мы живем в правовом государстве, так и принимаемые нормативно-правовые акты, которые должны соответствовать требованиям и стандартам. Работая над улучшением законодательства важно, чтобы это происходило последовательно. Необходимо работать так, чтобы принимаемые законы соответствовали современному состоянию российского общества, а также дальнейшим нашим планам. Каждый, вновь принимаемый нормативный правовой акт, касающийся введения новых обязанностей и издержек должен быть обоснованным и с ним должны согласиться большая часть российского общества. Считаем, что все вновь создаваемые правовые нормы и проекты нормативных правовых актов должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу. Существуют множество видов экспертиз нормативно-правовых актов. Их четкий перечень отсутствует. Проведение экспертиз еще на этапе создания концепции нормативно-правового акта повлияет на качественную и количественную характеристику нормативно-правового акта. Среди законодательных актов, в которых раскрываются основные положения экспертиз нормативных правовых актов или их проектов, можно выделить следующие: Федеральный закон РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [1], Федеральный закон РФ «Об Общественной палате российской федерации» [2], Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» [3], Федеральный закон РФ «О Счетной палате Российской Федерации» [4], Федеральный закон РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5].
Также следует отметить, что применение экспертизы в правотворческой деятельности успешно действует во многих зарубежных странах. Так, например, во Франции ни один законопроект не может быть принят без заключения Государственного Совета, аналогичная ситуация, призванная следить за эффективностью принимаемого акта в Нидерландах.
Проанализировав законодательство Российской Федерации можно выделить следующие виды экспертиз нормативных правовых актов и их проектов, которые проводятся федеральными органами исполнительной власти:
1. Правовая экспертиза - проводится как на федеральном уровне (органы юстиции), так и на уровне субъектов РФ (все службы федеральных органов исполнительной власти). Эти органы обладают широкими полномочиями по нормативно-правовому регулированию соответствия нормативных правовых актов или их проектов, в которые включаются:
- оценка проекта с точки зрения его соответствия правовым принципам; использование соответствующих правовых категорий;
- сопоставления проектов нормативных правовых актов договорам и соглашения РФ с иностранными государствами, международным актам, ратифицированным РФ;
- обеспечение системности законодательства;
- обоснованности выбора формы акта, корректности применения тех или иных средств юридической техники;
- соответствия положений проекта современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики.
2. Научная экспертиза осуществляется специализированными научными учреждениями и высшими учебными заведениями, ведущими учеными и специалистами - экспертами в определенной отрасли знаний.
3. Экологическая экспертиза - предполагает проверку проектов нормативных актов на соответствие стандартам в области охраны окружающей среды.
4. Антикоррупционная экспертиза является еще одним видом экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, проводимой федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, а также органами, организациями, их должностными лицами - в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Важно отметить, что эксперты в ходе осуществления антикоррупционной экспертизы должны также проанализировать вспомогательную документацию к тексту проекта правового акта (пояснительные записки, дополнительные документы, экспертизы, проведенные в ходе разработки проекта, и т.д.). Такие данные могут представлять собой ценный актив.
При поведении антикоррупционной экспертизы, важно иметь представление о процедурных вопросах, таких как:
1. К каким органам будет принадлежать эксперт (государственные, муниципальные, негосударственные, финансируемые частным сектором, академической и т.д.)?
2. Связан ли эксперт с разработкой нормативно-правовых актов?
3. Какие основные навыки и образование имеет эксперт по борьбе с коррупцией специализация экспертов?
4. Какими гарантиями независимости эксперт будет обладать?
Следует отметить, что статистические данные и социологические опросы также могут иметь значение для проведения экспертиз, таким образом, эксперт должен учитывать такие факторы.
Эксперт должен хорошо ориентироваться не только в юридических знаниях, но и иметь аналитические навыки; таким образом, кроме догматического анализа специалист должен быть в состоянии обеспечить и функциональный анализ, например, в случаях, когда создаются новые институты или органы.
По проектам законов могут проводиться комплексная, самостоятельная, повторная и дополнительная научные экспертизы [6].
Таким образом, проведение экспертиз нормативно-правовых актов играет важную роль. Существует огромное множество экспертиз и все они необходимы, и их следует учитывать в правотворческой деятельности. Проведение единой комплексной экспертизы нормативного правового акта, включающей все обозначенные виды экспертиз, повлияет на качественную и количественную характеристику нормативного правового акта. При этом как указала С.В. Поленина, во-первых, экспертиза должна быть независимой, а во-вторых, - она должна быть профессиональной [7].
Библиографические ссылки
1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон Рос. Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ.
2. Об Общественной палате Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3.
3. Об экологической экспертизе: федер. закон Рос. Федерации от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ.
4. О Счетной палате Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ.
5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.
6. Разуваев А.А. Экспертиза как средство повышения эффективности процесса правореализации (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
7. Поленина С.В. Итоги законодательной деятельности в РФ и определение задач перспективного, планирования законопроектной работы // Материалы НПК. М., 1995. С. 67.
References
1. Ob antikorrupcionnoj ehkspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov: feder. zakon Ros. Federacii ot 17 iyulya 2009 g. № 172-FZ (On Anti-Corruption Examination of Regulations and Drafts of Regulations: Federal Law of the Russian Federation of July 17, 2009 No. 172-FL).
2. Ob Obshchestvennoj palate Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 4 aprelya 2005 g. № 32-FZ (On the Public Chamber of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of April 4, 2005 No. 32-FL).
3. Ob ehkologicheskoj ehkspertize: feder. zakon Ros. Federacii ot 23 noyabrya 1995 g. № 174-FZ (On Environmental Assessment: Federal Law of the Russian Federation of November 23, 1995 No. 174-FL).
4. O schetnoj palate Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 11 yanvarya 1995 g. № 4-FZ (On the Audit Chamber of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of January 11, 1995 No. 4-FL).
5. Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug: feder. zakon Ros. Federacii ot 27 iyulya 2010 g. № 210-FZ (On the Organization of Providing State and Municipal Services: Federal Law of the Russian Federation of July 27, 2010 No. 210-FL).
6. Razuvaev A.A. Ekspertiza kak sredstvo povysheniya effektivnosti protsessa pravorealizatsii (voprosy teorii i praktiki) (Expertise as a Means of Increasing the Efficiency of Law Enforcement Process (The Issues of Theory and Practice), avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk, Saratov, 2006.
7. Polenina S.V. Itogi zakonodatel'noi deyatel'nosti v RF i opredelenie zadach perspektivnogo, planirovaniya zakonoproektnoi raboty (The Results of Legislative Activity in the Russian Federation and the Definition of Objectives Perspective Planning of Legislative Work), Materialy NPK, Moscow, 1995, pp. 67.
Дата поступления: 25.04.2016 Received: 25.04.2016
ФИНАНСОВОЕ И БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО. БАНКОВСКОЕ И ВАЛЮТНОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
УДК 340
НОВОЕ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БУМАЖНЫХ ДЕНЕГ
ВАСИЛЬЕВ Анатолий Васильевич
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права, юридического факультета Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
В статье рассмотрена роль бумажных денег в регулировании экономических отношений, связанных с установлением величины заработной платы наемных работников, ценой производимых в обществе товаров, обеспечивают оборот товаров, выполняют другие функции. Дан анализ положительного и отрицательного влияния бумажных денег на функционирование экономики. Исследовано правовое регулирование бумажных денег. Разработаны предложения по его совершенствованию, оптимизации, приведению в соответствие с экономическими законами.
Ключевые слова: экономические отношения, экономические законы, бумажные деньги, заработная плата, стоимость рабочей силы, цена товаров, их стоимость, правовое регулирование бумажных денег, оптимизация правового регулирования бумажных денег.
NEW DEVELOPMENT IN LEGAL REGULATION OF PAPER MONEY
VASILIEV Anatoly Vasilyevich
Doctor of Sciences (Law), Professor, Professor of the Department of Theory of State and Law of the Faculty ofLaw of the Institute ofLaw and National Security of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
The article considers the role of paper money in the regulation of the economic relations connected with employees' wage rate determination, price of goods produced in the society, paper money ensures merchandise turnover and exercises other functions. The article gives the analysis of paper money positive and negative effects on economic performance. Legal regulation of paper money is researched. Proposals for its improvement, optimization, adaptation to economic laws are developed.
Key words: economic relations, economic laws, paper money, wage, labour costs, price of goods, their value, legal regulation of paper money, optimization of legal regulation of paper money.
Деньги в экономической науке признаются кровеносной системой экономики. Как кровеносная система обеспечивает функционирование организма человека, так деньги обеспечивают функционирование экономических отношений, связанных с установлением величины заработной платы наемных работников, ценой производимых в обществе товаров, обеспечивают оборот товаров, выступают в качестве банковских денег и средств образования и накопления сокровищ, средства платежа и в качестве мировых денег.
Как средство определения величины заработной платы деньги регулируют величину заработной платы в зависимости от вида работы, ее условий, сроков выполнения (срочная или несрочная работа), трудоемкости и других факторов. Величина заработной платы, выраженная в денежных единицах, оказывает влияние на трудовую дисциплину, отношение работника к выполнению своих трудовых обязанностей, качество работы. Дисциплинированность, исполнительность, профессионализм качество труда служат основанием для увеличения заработной платы, и наоборот.
Перечисленные факторы регулируют и взаимоотношения работодателей и наемных работников. При достойной зарплате они способствуют установлению нормальных деловых взаимоотношений между работодателем и работником. При небольшой зарплате, неудовлетворяющей потребности работников, возникают различного рода противоречия, конфликты.
Негативные отношения между работодателем и работником отрицательно сказываются в целом на производственной деятельности предприятия. Таким образом, деньги являются средством регулирования служебных, производственных и межличностных отношений в сфере трудовой деятельности.
Деньги как средство регулирования цены производимых товаров являются как бы продолжением их роли как средства регулирования заработной платы. Дело в том, что заработная плата входит одним из основных составляющих цены товаров. Чем выше заработная плата, тем соответственно выше цена товара. А это влечет за собой его меньшую конкурентоспособность, меньшую покупаемость на рынке, меньшую скорость оборота капитала и как следствие - меньшую прибыль. С другой стороны, уменьшение заработной платы и цены товаров способствуют росту эффективности производства, повышению его конкурентоспособности и соответственно, прибыли.
Деньги как средство определения величины заработной платы и цены товаров связывает эти отношения в единый процесс функционирования экономики. И деньги выступают финансовой основой этих отношений.
Обращение товаров представляет собой движение произведенных товаров от производителя к потребителю, который потребляет, т.е. использует их для решения своих задач.
Потребление товаров делится на производственное и бытовое. Производственное заключается в том, что произведенные товары представляют собой полуфабрикаты, которые участвуют в продолжении производственного процесса. Они используются в производстве в качестве деталей, комплектующих. Товары для бытового потребления представляют собой готовые изделия, которые используются в быту. К ним относятся одежда, обувь, жилье, посуда различного рода кухонные приборы и инструменты. Все они предназначены для удовлетворения личных потребностей людей.
Деньги обеспечивают распределение товаров между потребителями в соответствии с их ценой и в целом функционирование товаров в условиях рынка.
Как банковские бумажные деньги выполняют очень важную и значимую в финансовых отношениях функцию. Дело в том, что количество денег в обороте соответствует суммарной цене товаров на рынке. И в случае, если денег оказывается больше чем товаров, лишние деньги оседают в банках. И соответствие суммарной цены товаров количеству денег в обороте сохраняется. Это способствует стабильности цены товара.
Аналогичное положение возникает и при нехватке денег в обороте. В этом случае деньги, лежащие на счетах в банках, включаются в оборот и стабильность экономических отношений сохраняется. И сохраняют эту стабильность деньги.
В случае если в экономике оказывается много лишних денег они обмениваются на золото и другие драгоценные металлы, т.е. становятся сокровищем, которое также обеспечивают определенную стабильность экономических отношений. Дело в том, что лишние деньги обусловливают инфляцию, т.е. удешевление денег. Инфляция в свою очередь ведет к повышению цен на товары. Возникают перекосы, деформация экономических отношений и экономики в целом. Превращение денег в сокровища выводит их из оборота, но сохраняет возможность возвращения их в оборот и не допускает деформации экономических отношений. Сокровища представляют собой как бы отложенные деньги. В этом тоже очень важное свойство бумажных денег.
Наиболее значимой функцией денег является их свойство быть средством платежа. Без денег никакое движение товаров на рынке невозможно. Именно денежный платеж обеспечивает переход права собственности на любые товара от продавца к покупателю. А это означает, что после платежа право собственности, т.е. право владения, пользования и распоряжения товаром переходит к покупателю. Продавец же эти права утрачивает. В этом состоит главное содержание оплаты товара и никто не может предъявлять никаких претензий к оплатившему цену товара новому собственнику. Такова роль денег как средств платежа. Кроме того один и тот же товар может быть продан и куплен несколько раз с тем же результатом, т.е. переходом права собственности на него к покупателю.
Одновременно деньги являются средством контроля за правильностью сделки купли -продажи товара. В случае если оплата каким-то образом произведена меньше цены товара, продавец может потребовать, в том числе и в судебном порядке, полной оплаты.
Кроме того деньги позволяют покупать товары с отсрочкой или рассрочкой платежа, в кредит и иным способом. Таким образом, они не только обеспечивают оплату товара, но и создают определенные удобства сторонам сделки при покупке и продаже товаров. Это особенно важно при сделках купли-продажи сезонных товаров, например, сезонных фруктов, овощей, других сельскохозяйственных продуктов, когда товар может быть получен весной, а оплата произведена осенью после уборки урожая.
В условиях, когда страны мирового сообщества активно взаимодействуют в экономике, осуществляют различные экономические сделки, необходимо денежное обслуживание этого взаимодействия. Поэтому из валют мировых стран выделяется валюта одной страны, и она становится мировыми деньгами. Все экономические сделки, которые заключаются между странами, осуществляются с их использованием. При этом для разных стран цена этой валюты различна. Для этих стран она дороже, для других - дешевле. А сами мировые деньги становятся критерием ценности всех других валют. В результате, во всех странах существуют как бы две денежные системы - свои внутригосударственные деньги и мировые деньги. Поэтому для того, чтобы совершать международные сделки каждой стране нужно иметь не только собственные деньги, а и мировые. В связи с этим возникает необходимость обмена собственных денег на мировые. При этом обмен должен производиться по определенному курсу, который устанавливается соответствующими международными финансовыми органами. Такая система создает возможность и условия для функционирования всей мировой экономической системы, т.е. системы внутри государственных и мировых валют как единого финансово-денежного образования. При этом имеет место определенное колебание соотношения мировых и внутригосударственных валют. Цена мировых денег может повышаться и понижаться по отношению к внутригосударственным валютам. И, соответственно, цена внутри государственных валют также может колебаться.
Из изложенного видно, какое большое значение для функционирования как внутри государственных, так и международных экономических отношений имеют бумажные деньги. Они являются основанием и одновременно определенным показателем состояния экономических отношений в целом в мировой экономике и каждой отдельной стране.
Если убрать бумажные деньги из экономики вся экономическая деятельность по выплате заработной платы, определения цены товаров, их оборота, образования и накопления сокровищ, функционирования мировых денег остановится. Более того, экономика вообще перестанет функционировать.
Однако и функционирование в экономике бумажных денег имеет существенные недостатки, которые во многом искажают и даже извращают функционирование экономических отношений и в целом экономики, нарушают экономические законы. Дело в том, что экономические отношения и экономика в целом функционируют на основе закона стоимости -объективного экономического закона, т.е. закона, который регулирует функционирование на рынке товаров - вещей и предметов, имеющих стоимость. Стоимость товара представляет собой количество живого и общественного труда, затраченного на создание товара.
Живой труд это труд, которым непосредственно создается готовая продукция - различного рода товары и изделия. Овеществленный труд - это станки, приборы, инструменты, другие орудия труда, с помощью которых создается готовая продукция, и стоимость которых входит в стоимость готовой продукции. Чем больше живого и овеществлённого труда, затрачено на создание готовой продукции, тем выше ее стоимость. Она дороже. Одновременно товары, стоимость которых одинакова, эквивалентно обмениваются друг на друга. В этом состоит главная черта закона стоимости.
Применительно к функциям бумажных денег быть средством определения величины заработной платы и цены товаров извращение ими закона стоимости рабочей силы и товаров заключается в следующем.
В условиях рыночной экономики стоимость рабочей силы определяется стоимостью продуктов питания, одежды, обуви, жилья, других вещей и предметов, необходимых для