Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ О КЕНОСИСЕ ПО ПОСЛАНИЯМ АПОСТОЛА ПАВЛА'

УЧЕНИЕ О КЕНОСИСЕ ПО ПОСЛАНИЯМ АПОСТОЛА ПАВЛА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ О КЕНОСИСЕ ПО ПОСЛАНИЯМ АПОСТОЛА ПАВЛА»

Священник Сергий ФИЛИМОНОВ, студент V курса СПДС

Учение о кеносисе по Посланиям апостола Павла

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

(Флп. 2, 6-8)

Когда мы говорим о кеносисе, то, можно сказать, ведем речь в целом о домостроительстве нашего спасения. Так, по мысли святителя Кирилла Александрийского, в истоща-нии и уничижении Сына Божия заключается вся тайна домостроительства1. А святитель Григорий Богослов пишет о том, что Бог стал человеком и вошел на Голгофу, потому что «человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устро-яющего в честь Отца» 2.

В церковном учении понятие кеносиса относится прежде всего к воплощению Сына Божия, Его уничижению вплоть до Крестной Смерти, к прославлению Богочеловека, хотя в широком смысле в понятие «кеносис» могут

1 См.: Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. I. О поклонении и служении в духе и истине. М.: Паломник, 2000. С. 330-331.

2 Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2 т. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. С. 831.

быть включены акты миротворения и промышления Божия о мире, поскольку и то и другое связано как бы с некоторым самоограничением Божества в пользу получившего хотя бы и относительную самостоятельность и свободу тварного мира3.

Слово «кеносис» является греческим, и его можно перевести на современный русский язык как «опустошение, опоражнивание»4.

Сам Господь вселенной покидает сферы Своего всемогущества, оставляет славу, Свое величие и вступает в царство послушания, облекается в состояние раба, принимает унижение, оскорбление и смерть, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11).

Апостол Павел, затрагивая тему кеносиса в Послании к Филиппийцам, говорит прежде всего о величии Сына Божия, о Его Божественности: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Флп. 2, 6). При буквальном прочтении первой части этого стиха может возникнуть некое недоумение. Ведь слово «образ» на современном русском языке может вовсе не выражать существенности и восприниматься как нечто внешнее по отношению к тому, чей, собственно, этот образ. В то же время святоотеческое толкование ясно показывает, что именно Божество Иисуса Христа подчеркивается в данном месте.

Так, святитель Феофан Затворник поясняет, что здесь, когда ведется речь об образе Божием, имеется в виду то, что Сын Божий по естеству Своему является Богом, а не так, как обычный человек является образом Божиим, обладая чертами подобия Бога, то есть апостол хочет сказать,

3 См.: Ястребов А., свящ. Божественное истощание как основная идея песнопений предпразднства Рождества Христова//ЖМП. 1953. № 12. С. 25.

4Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. Т. 1. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. С. 935.

что Христос есть истинный Бог и бытие Его — Божеское, а понятие «образ» в данном случае возвещает о совершенном сходстве (ведь трудно себе представить, чтобы кто-то по сущности относился к одному существу, а образ имел бы другого) 5.

Преподобный Исидор Пелусиот в своем толковании на некоторые места Послания к Филиппийцам говорит, что язычники имели ложные представления о том, что их бог у своего родителя умертвил родотворные члены из-за страха, что он родит еще сыновей, которые присвоят себе божество 6. В результате язычникам было трудно не иметь веру в то, что Сын Божий может покинуть небеса, при этом не страшась лишиться Божественного. Как бы упраздняя это заблуждение, апостол говорит, что Сын Божий не похитил Себе Божество и власть, но это было у Него изначально и, как настоящий Бог и Повелитель вселенной, Он не может потерять ни Божества, ни Царства.

При этом необходимо отметить, что греческое слово торф», которое переведено на русский язык как «образ» и которое употребил апостол Павел в отношении Христа, может означать «вид, природу»7, то есть что-то существенное, а не скоромимоходящее.

Так, цветок — это общий неизменный торф» для ромашек, роз, тюльпанов и т. д., но при этом внешне они различны. Или мальчик, мужчина и старик, как принадлежащие

5 См.: Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла к Колоссянам, к Филиппийцам. М.: Правило веры, 2005. С. 466.

6 См.: Исидор Пелусиот, прп. Толкование на некоторые места послания ап. Павла к Филиппийцам//http://missюn-centeг.com/гu/tolkovaшy-sv-pisaшy/338-pr-isidor-pelшюt/7212-tolk-na-posl-pavla-k-fШp (дата обращения: 18.05.2015).

7 Греческо-русский словарь Нового Завета: Пер. Краткого греческо-английского словаря Нового Завета Баркли М. Ньюмана/пер. и ред. В. Н. Кузнецовой при участии Е. Б. Смагиной и И. С. Козырева. М.: РБО, 2012. С. 142.

одной человеческой природе, которая у них не меняется, имеют общий торф», хотя опять-таки внешняя их сторона различна и меняется. Вот и в рассматриваемом стихе (Флп. 2, 6) употребленное слово торф» означает, что неизменная сущность Христа Божественна8.

А если кто будет возражать, что образ не единосущен первообразу, то, как поясняет блаженный Феофилакт, пусть такие люди послушают Священное Писание, в котором говорится, что Сиф есть образ Адама, так что естественные образы имеют вполне одинаковую сущность, в отличие от искусственных образов, которые не тождественны по существу (поэтому и можно сказать, что Христос есть истинный «образ» Божий) 9.

Во Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас (2 Кор. 8, 9). Так вот, слова будучи богат также указывают на Божественность Сына Божия, Который до того, как самоумалил Себя, придя в наш мир во плоти, став истинным человеком, пребывал, как истинный Бог, в Божественной сфере.

С другой стороны, когда говорится, что Господь обнищал ради нас, то, согласно святоотеческому толкованию10, здесь речь идет о Боговоплощении, о страдании Христа, о том, что Сын Божий пришел к людям путем самоумаления, чтобы человечество могло обогатиться Его нищетою. Таким образом, обнищание Господа явило богатство для нас, хотя Он ничем и не должен был нам, которые, наоборот, Ему должны.

8 См.: Баркли У. Толкование посланий к Галатам, Ефесянам, Филип-пийцам, Колоссянам и Фессалоникийцам. ВСБ, 1986. С. 35.

9 См.: Феофилакт Болгарский, блж. Толкования на послания святого апостола Павла. Кн. 3. М.: Сретенский монастырь, 2002. С. 547.

10 Иоанн Златоуст, свт. Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста: в 9 т. Т. 8. Беседы на Первое послание к коринфянам. Толкование на Второе послание к коринфянам. Толкование на послание к галатам. С. 695; Феофилакт Болгарский, блж. Указ. соч. С. 335.

Также и в Послании к Филиппийцам, когда мы слышим слова апостола Павла о том, что Сын Божий принял образ раба, то надо иметь в виду, что и здесь речь идет о Богово-площении. Ведь и в этом месте употреблено то самое греческое слово торф», которое означает нечто существенное и неизменное.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что слова приняв образ раба означают, что Сын Божий воистину стал человеком, как и слова будучи образом Божиим говорят о том, что Христос есть истинный Бог (в обоих случаях речь идет о существенном: быть Богом по природе и по природе же быть человеком) и.

Феофилакт Блаженный вслед за святителем Иоанном Златоустом указывает на то, что образом раба называется природа раба, как и образом Божиим называется сущность Божия12.

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2, 5-6).

Христос, являясь причастником Божественной природы и придя от Бога, соделался и причастником природы человеческой, потому что снисшел к людям (Он, как истинный Ходатай, должен был быть близким к обоим естествам, почему в Нем и соединилось два естества). Ведь, будучи только Богом, Он не был бы ходатаем, потому что Его не приняли бы те, для которых Он служил ходатаем, но и будучи только человеком, Он не соделался бы ходатаем, потому что Ему подобало иметь общение и с Богом 13.

А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14).

11 См.: Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. Т. 9. С. 311.

12 См.: Феофилакт Болгарский, блж. Указ. соч. С. 510.

13 См.: Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. Т. 9. С. 636.

Совершенство личности заключается в отдаче, в отречении от бытия для самой себя, и отказ от Своей собственной воли — это само бытие Сына Божия, имеющего одну волю с Отцом и Святым Духом (волю, присущую единой приро-де)14.

В Первом послании к Тимофею апостол Павел пишет: И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16). Но как это вместить человеку, что это значит: Сын Божий становится человеком? Вот если предположить в качестве примера (конечно, совсем не совершенного), что есть некая вполне благополучная семья в России, у которой сын живет в достатке, учится в институте, проводит свободное время в Интернете. И есть в противоположность этой семье некая голодающая семья, скажем, в Африке, для которой единственным шансом не умереть с голода является временный обмен детьми. То есть сыну из российской семьи следовало бы тоже перейти на время в голодающую семью и разделить с ними их жизнь (разделить и голод, и холод, и болезни). Наверное, ни родители благополучной семьи, ни сам ребенок не согласились бы на такую кардинальную перемену, на такие лишения и риски. Но вот в Евангелии мы читаем, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

В свое время израильский народ получил Закон Божий и призыв к святости, однако поврежденная природа человека не может исполнить в совершенстве Закон. Как если бы некоему расслабленному, лежащему на постели, сказать, что должно ему ходить, а не лежать на постели, то даже если бы он и захотел, то не смог бы сам встать, поскольку болен и здесь требуется врачевание. Подобно этому и человеку

14 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Богословские труды. Сборник восьмой, посвященный Владимиру Лос-скому. М.: Изд. Московской Патриархии, 1972. С. 77.

на пути к святости и исполнению Закона требуется исцеление природы. И вот, приходит спасительная весть: Сын Божий становится истинным человеком, восприняв падшую природу и исцелив ее.

Впрочем, надо сказать, что во время Пришествия Спасителя в этот мир были и те, кто не был рад этой встрече: Услышав это, Ирод царь встревожился (Мф. 2, 3). А после, увидев себя осмеянным волхвами, Ирод весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф. 2, 16). Видимо, он думал, что может лишиться своего царства, из-за рождения истинного Царя. Вот и сегодня современный человек тоже может спросить себя: не боится ли он лишиться чего-то земного, земных каких-то возможностей, из-за того, что Бог пришел в этот мир? Не думает ли он как Ирод, что будет у него что-то отнято? Не скажет ли, например, молодой человек: «Господи, Твое Пришествие слишком для меня сурово, ведь Ты хочешь отнять у меня мой единственный выходной в воскресенье и, может, еще другое время, в которое я привык делать то, что мне хочется, и то, что я люблю». Также и пожилой человек не скажет ли: «Мне и так нелегко в моем возрасте, а Ты пришел меня беспокоить, хочешь лишить меня в воскресенье любимых сериалов или какой-то привычной заботы». Но если бы такой человек знал, что пришел как раз Тот, Кто не отнимает, но обогащает. Как и Ирод, если бы знал то, что Христос пришел не занять его место временного земного царя, но, в самом деле, дать ему возможность стать настоящим царем во Христе, и не временно, но вечно, то поступил бы, может быть, иначе.

Итак, как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти (Рим. 8, 3). Как и в другом месте апостол Павел говорит, что Сын Божий опустошил Себя, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек

(Флп. 2, 7). Здесь слова сделавшись подобным человекам говорят о том, что естество человеческое Христа было подобно греховной человеческой природе, но не по злу 15. Ведь, чтобы умереть, Христос должен был стать подлинно человеком, а употребленное апостолом слово подобным совсем не отвергает реальности Его человеческой природы, но обращает внимание на определенное различие между Ним и прочим человечеством 16.

При этом кеносис Христа не упраздняет реального соединения двух естеств, будучи итогом реализации ипо-стасной Божественной свободы, свободы вочеловечшегося Сына Божия, Который, не быв связан какой бы то ни было сущностной необходимостью, воспринимает в Свою Ипостась природу человеческую, имея при этом собственную Божественную природу17.

Сын Божий, став человеком, остается и истинным Богом, но что тогда имеет в виду апостол Павел под словами уничижил Себя Самого, в чем заключается кеносис Сына при Его воплощении?

Преподобный Максим Исповедник пишет, что Господь явил в Своем Снисхождении обновленное естество через неискусомужное Зачатие и бестленное Рождение18. Причем Он не претерпел в этом обновлении никакого умаления Его природы, поскольку свободное самоумаление Сына Божия — это не есть изменение Его Божества, чего и быть не может, в принципе, с Богом, но став, чем Он не был, Господь при этом остался, чем был.

15 См.: Феофилакт Болгарский, блж. Указ. соч. С. 511.

16 См.: Новая Женевская учебная Библия. Синодальный перевод. М.: Hanssleг-Veгlag, 1998. С. 1647.

17 См.: Яннарес Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. М.: Центр по изучению религий, 1992. С. 144.

18 См.: Максим Исповедник, прп. Письма/пер. Е. Начинкин; сост. Г. И. Бе-невич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007 (http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_ Ispovednik/pisma/19 (дата обращения: 20.05.2015)).

Протоиерей Сергий Булгаков отмечает, что Боговопло-щение не переменило ничего внутри Троичной жизни, и даже в отношении Лица Сына Божия вочеловечение не говорит об уменьшении значения существа, но позволительно в данном случае вести речь о кеносисе славы Сына Божия, то есть можно выделить два момента: совершенная полнота и неизменяемость Божества Святой Троицы в Ее триипо-стасных взаимоотношениях, с одной стороны, и жизнь Сына Божия в изживание ее блаженства, которая, по желанию Слова Божия, подлежит ограничению, с другой стороны19.

По мнению христианского богослова Н. Н. Глубоковско-го, кеносис не был ни умалением, ни сокрытием Божества, но заключает в себе прерывание свойственного функционирования и реальное сложение славы 20. В Боговоплощении Сын Божий реально истощился, снисшед на рабскую ступень, но при этом немыслимо, чтобы Он внутренне по существу трансформировался и, являясь истинным Богом, изменил и ограничил бы Свое Божество, перестав быть Божественным.

Таким образом, Сын Божий, став человеком, не мог отказаться от Своего естества, поскольку в этом случае Он не являлся бы более Богом, а потому кеносис касается прежде всего не естества Логоса, а Его Личности, Которая реализуется в том, чтобы вполне от Себя отказаться, о чем и пишет святитель Кирилл Александрийский21, указывая, что кеносис есть не сиюминутное неожиданное решение,

19 См.: Булгаков С., прот. Агнец Божий. Париж, 1933. С. 252-256.

20 См.: Глубоковский Н. Н. Христово уничижение и наше спасение. София (Болгария), 1929 (http://www.golubinski.ru/ecclesia/kenosis.htm (дата обращения: 20.05.2015)).

21 См.: Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т. Т. 1/пер. Митрофана Муретова. М.: Сибирская Благозвон-ница, 2011. С. 145-146; Лосский В.Н. Догматическое богословие. Богословские труды. Сборник восьмой, посвященный Владимиру Лосскому. М.: Изд. Московской Патриархии, 1972. С. 172-173.

не разовое деяние, но проявление существа Сына Божия как Личности.

Впрочем, понятие кеносиса не ограничивается Богово-площением. Если посмотреть на саму жизнь Спасителя среди людей, то можно увидеть, что Господь и здесь продолжает путь смирения и кротости. Перед нами не земной Царь, и не Его приближенный, и вовсе не тот, кто живет во дворце. Сын Божий пожелал родиться и жить в простой иудейской семье. Он помогает родителям, своими руками работает, занимается ремеслом.

Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1 Кор. 1, 27-28).

В евангельском повествовании о беседе с Самарянкой, которую встретил Христос у колодца, говорится о том, что Господь приблизился к колодцу пешком и в одиночестве. Женщина, вступая с Ним в разговор, увидела перед собой внешне вполне обыкновенного человека, в простой одежде, не отличающегося особым богатством, без сопровождения. Если бы она знала, Кто на самом деле с ней говорит: Царь царей, Господь господствующих. Царям земным принято было разъезжать в шикарных повозках или в то время, может быть, на носилках, с множеством охраны, но Царь Небесный приближается к колодцу в простоте. И если бы мы сегодня встретили Христа на наших улицах с проповедью, то, видимо, Он и сегодня не на шикарном бронированном автомобиле последней модели подъехал бы к источнику испить воды, и не в сопровождении бесчисленной вооруженной охраны. Ведь это создало бы серьезную дистанцию между ним и простыми людьми: из машины можно и не выходить за водой, ее и так могут подчиненные принести прямо в автомобиль, впрочем, тогда не будет разговора с простой женщиной, тогда не придет целое селение по ее слову, и многие не встретят Мессию.

Богочеловек Иисус Христос стоит на пути кротости и смирения, в отличие от первочеловека Адама, который соблазнился перспективой стать богом без Самого Бога, отчего и пал. Христос же, являясь Адамом Небесным, самоумалил Себя, быв послушен воле Отца, отчего и вознесен над всем творением22.

Апостол Павел так говорит об этом в Послании к Фи-липпийцам: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). То есть Господь самоумалил Себя даже до постыдной и мучительной крестной смерти, когда Он был пригвожден как злодей, хотя мог бы иметь спокойную жизнь, какую имели в то время раввины (ведь, воплотившись, Он мог вовсе не страдать, не иметь скорбей и не быть оклеветанным) 23. Но события проходили согласно Божественному Промыслу, то определяющего, то соизволяющего и попускающего, ведь в тайне Божества суждено, чтобы Христос был послушен определенному ходу жизни и определенному концу ее, но в послушании не злобе человеческой, а Промыслу Божьему, в Троице поклоняемому, выражаемому волею Отца Небесного 24.

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5, 21).

Сын Божий пришел на землю с волей и желанием спасти людей, избавить их от смерти (в которую человек сам поверг свою жизнь), дабы обратить Свое создание к настоящей жизни, которая была утрачена в грехе. Христос явил совершенную любовь к Богу и людям Своей совершенной

22 См.: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. 2. М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. С. 386.

23 См.: Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. / под ред. А.П. Лопухина. Новый Завет. Т. 11. СПб., 1913 (второе издание: Стокгольм, 1987). С. 288-289.

24 См.: Феофан Затворник, свт. Указ. соч. С. 473-474.

покорностью воле Божией, отказ от которой привел первого человека к греху и смерти. В Жизни Господа вовсе нет смерти, поскольку нет и стремления иметь что-либо, кроме Бога, а Его Крестная смерть — это не что иное, как проявление любви и стремление упразднить отлучение человека от жизни, истребить тьму и отчаяние смерти, так что и в Его смерти нет смерти, но будучи Источником жизни как любви, Он изымает у смерти ее жало греха и разрушает Своею смертью смерть25.

Святитель Афанасий Великий пишет, что, предав Себя Крестной смерти, Иисус Христос принес жертву за все человечество, дабы явить его невинным и свободным от первородного греха и дабы показать Себя победителем смерти и нетление Своего тела явить начатком всеобщего воскресения 26.

Искупление, таким образом, имело своей непосредственной целью спасение твари, примирение ее с Творцом, ее обожение, дабы Бог стал «вся во всех», и дело спасения, совершенное Господом, это то, что необходимо для осуществляемого действием Святого Духа обожения. Ведь посредством воплощения Сын Божий стал подобен людям, а посредством обожения уже человек становится подобным Сыну, причащаясь Самому Богу в Духе Святом 27.

Апостол Павел говорит, что Христос сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр. 5, 9-10).

И причастие Христу в Его Церкви есть истинно настоящий путь спасения, поскольку то проклятие, которое

25 См.: Шмеман А., прот. Водою и Духом/пер. И. З. Дьякова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. С. 80-81.

26 См.: Афанасий Великий, свт. Творения: в 4 т. Т. 4. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. С. 456-460.

27 См.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. С. 82.

было над людьми вследствие грехопадения, было упразднено жертвой воплотившегося Сына Божия 28.

И, именно облекшись во Христа (см.: Гал. 3, 27), приобщившись Его, человек может войти в общество святых и стать гражданином Града Небесного. Ведь если даже попробовать исполнять законы Царства Божия самому, без Христа, то из этого может ничего не получиться. Вот, например, сегодня часто говорят о демократии как о наилучшей форме правления, где должен главенствовать закон и должны уважаться права человека. Европа и Америка предлагаются многими как образец такой демократии, а потому некоторые хотели бы видеть и другие народы такими же. И вот, существуют примеры, когда (в том числе и насильно) такую образцовую форму правления и принципы пытаются перенести на другие народы, дабы и те стали «демократичными» и «развитыми». Однако, несмотря на принятие подобной же системы управления, принятие тех же принципов построения общества, в реальности эти народы не становятся такими же, как Америка или Европа. Видимо, вопрос заключается не только в принятых правилах и декларациях, но прежде всего он в умах и сердцах людей. Чтобы стать, например, обществом «европейским» (что, впрочем, не означает лучшим), надо, видимо, людям определенной общности иметь соответствующее мировоззрение «европейцев», их внутренний закон в себе. А иначе может ничего не получиться, разве что только внешне. Так, можно сказать, и в духовной жизни: чтобы стать гражданином Царства Небесного, надо иметь ум Христов (см.: 1 Кор. 2, 16), иметь внутри себя Его закон, надо жить во Христе, в Котором человек может воистину стать сыном Божьим по благодати, жителем Царства Божия.

В свое время Бог устами пророка Исаии сказал, что пред Ним преклонится всякое колено и воздаст всякий язык хвалу

28 См.: Лосский В.Н., Петр (Л'юилье), еп. Толкование на Символ веры. Киев: Изд-во храма прп. Агапита Печерского, 2000. С. 53-54.

Богу, говоря: праведность и слава Ему принадлежат (ср.: Ис. 45, 23-24). Это место, видимо, было хорошо знакомо апостолу Павлу, который относит эти слова к прославленному Господу Иисусу Христу, пред именем Которого должно преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 10).

За исполнение воли Божией, за безмерное послушание Богу человечество Христа введено в славу Божества (по Воскресении), и как человек Он принял то, что как Бог имел всегда, и прославленному человечеству Христа дана Богом великая слава, которая поставила Его выше всякой твари 29.

Но путь к прославлению лежит через уничижение, страдания и смерть. И когда человек обращается ко Христу, начинает свой духовный путь, церковную жизнь, важно то, как он представляет себе этот путь верующего человека. Что он ожидает от встречи со Христом? Ведь если человек ожидает от Него получения только чего-то земного, видит в Нем только подателя материальных благ, ждет только обеспечения комфортной жизни на земле, то весьма ошибается.

Истинный же христианский путь, которым, в конце концов, призван идти каждый верующий человек, указан нам в кеносисе Христа: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 5-8). Как и в другом месте, апостол пишет: Посему умо-

29 См.: Руководство к изучению Посланий святого апостола Павла и Апокалипсиса: учеб. пособие для студентов 4 класса Сергиев Посад, 2006//http://azbyka.гu/hгistianstvo/bibliya/tolk ovanie/гukovodstvo-k-izuchenij'u-poslanij'-svj'atogo-apostola-pavla-iapokalipsisa_7.shtml (дата обращения: 25.05.2015).

ляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). При этом подражание это призвано быть прежде всего не в намерении восприятия каких-то внешних моментов кеносиса Христа, но именно в желании реального следования за Господом в своей жизни.

Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас (Флп. 3, 17).

Впрочем, в современном обществе понимание слова «подражание» может иметь некоторый негативный аспект, поскольку подразумевает отсутствие творческого начала и простое копирование (например, попугаи подражают человеку путем воспроизведения его голоса, при этом не разумея смысла воспроизведенного). Но перевод библейского греческого слова цАцл^ (мимесис) на русский язык словом «подражание» несет в себе смысловую нагрузку именно в значении «сознательного следования примеру», а вовсе не бездумного копирования чужих действий 30. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5, 1).

Если посмотреть на жизнь ближайших учеников Христа — апостолов, то можно заметить, что все они вели страдальческую жизнь и почти все окончили ее мученически (лишь один святой Иоанн Богослов, согласно церковному преданию, скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий). И это те люди, которые несли миру Благую весть, весть о примирении во Христе с Богом, весть о том, что Бог есть Любовь, весть о Том, Кто сказал: Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц (Лк. 12, 6-7). Но вот мы видим, что тот, кто полюбил Бога, стал Его апостолом, кто сам возлюблен прежде Богом, ведет

30 См.: Сирин А., свящ. Что же означают слова апостола Павла: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11, 1)?//Труды СПДС. Вып. 5. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2011. С. 94-98.

страдальческую жизнь на земле, принимает мученическую смерть. Почему, спросит современный человек, Бог Своим возлюбленным детям не обеспечивает комфортную жизнь на земле? И вот здесь нужно вспомнить о кеносисе Сына Бо-жия, о том, что Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Флп. 2, 7), что во время своего земного служения Господь сказал о Себе: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 20). Надо также вспомнить о том, что Господь идет путем самоумаления вплоть до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8): а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Вспомнить, наконец, то, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Да, Бог любит Своих чад, но это не земная, не плотская любовь. Это любовь Отца Небесного, которая кажется непостижимой. Кроме того, надо вспомнить и о том, что апостолы уже много столетий ублажаются в различных концах земли. То есть то, что дети Божии здесь на земле пострадали, это не печальный конец, не конец их жизни, но начало, начало жизни вечной, вечного блаженства в Царстве Отца Небесного.

Апостол Павел, приводя в качестве примера для подражания умаление Сына Божьего, призывает верующих ничего не делать по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию и почитать один другого высшим себя (Флп. 2, 5). Как пишет он в Послании к Галатам: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6, 14).

Как и Сам Господь говорит: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто

унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 11-12), и в другом месте: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11).

Апостол Павел говорит, что мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр. 4, 15).

Сегодня много говорят о правах: право на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на справедливый суд. Нас учат защищать свои права. Но если мы посмотрим на Христа: были ли у Него права в Его земной жизни? Несомненно, были! Перед нами Творец мира, Хозяин всего. Он мог бы иметь царскую жизнь, поселиться в лучших апартаментах, где бы Его ублажали. Но что говорит Писание? Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы (Мф. 12, 19-20). Когда прокуратор Понтий Пилат обращает внимание Господа на то, сколько обвинителей и сколько обвинений в Его адрес, то Христос просто молчит. Пилат возмущается и удивляется тому, что Он молчит, ведь прокуратор, по его мнению, может помиловать или казнить. Но Господь следует Божественной воле и говорит, что власть Пилата над Ним — это от Бога и он не имел бы ее, если бы она не была дана ему Богом свыше. Когда Христа схватили, в Евангелии говорится, что если бы Он захотел, то имел бы более, нежели двенадцать легионов Ангелов в Свою защиту. Нет, Христос не требует защиты Своих прав, не выдвигает имущественных претензий, не ведет никаких тяжб, но, наоборот, являет кротость и смирение, самоумаляется, терпя поношения и бичевание, вплоть до смерти. И на фоне этого как-то меркнут наши права на комфортную жизнь в этом мире,

когда мы поворачиваемся к Нему, чтобы идти за Ним. При этом можно вспомнить удивительные слова апостола Павла, для которого жизнь — Христос, и смерть -приобретение (Флп. 1, 21).

Чтобы войти в Царство Божие, в радость спасения и быть всегда с Господом, человек призван идти путем Христа и Его истинных последователей: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7).

Таким образом, согласно учению апостола Павла о кено-сисе, Бог являет Свою непостижимую любовь в акте самоограничения, самоумаления, самоуничижения вплоть до позорной смерти на Кресте. Человек же, откликаясь на этот акт Божественной любви, вверяя себя Христу, соединяясь с Ним, подражая Ему, живя Им — исцеляется, освящается, спасается и прославляется славою Христовой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.