Научная статья на тему 'Учение Джона Локка о государстве и праве как классическое выражение революционной идеологии'

Учение Джона Локка о государстве и праве как классическое выражение революционной идеологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7521
853
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖ. ЛОКК / ГОСУДАРСТВО И ПРАВО / DZH. LOKK / STATE AND LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максименко Юрий Андреевич

В статье анализируются учения Дж. Локка о государстве и праве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учение Джона Локка о государстве и праве как классическое выражение революционной идеологии»

Учение Джона Локка о государстве и праве как классическое выражение

революционной идеологии Максименко Ю. А.

Максименко Юрий Андреевич /Maksimenko Yuriy Andreevich - магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин,

Крымский институт права, г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируются учения Дж. Локка о государстве и праве.

Abstract: the article analyzes the Dzh. Lokk doctrine of state and law.

Ключевые слова: Дж. Локк, государство и право.

Keywords: Dzh. Lokk, state and law.

После государственного переворота в Англии (1688 г.) королевский престол занимает Вильгельм Оранский. Он устанавливает конституционную монархию, благодаря которой крупная буржуазия получает доступ к управлению делами государства.

Джон. Локк - один из политических мыслителей Англии 17 в. подводит итог эпохи революции в новых условиях после утверждения конституционной монархии, что излагает в своих трудах «Два трактата о государственном правлении» (1690).

Локк полностью разделяет идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т. д. Но он, разумеется, не просто воспроизводил подобного рода идеи, высказанные до него другими. Локк развил их, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннего буржуазного либерализма. Г осударство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно выражает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне [1, с. 333].

Локк считал единственным легальным источником политической власти - общественный договор, который являлся соглашением между людьми, вследствие его заключения люди частично отказывались от суверенитета и передавали его государству. Государство, в свою очередь, брало на себя обязательство защищать естественные права на собственность, жизнь, свободу. При этом, не обладая абсолютной властью. Общественный договор, по мнению Локка, закреплял в себе ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет свой долг перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - народ имеет право на восстание.

Политическая власть в общественном договоре понималась как власть, наделенная полномочиями издавать законы и следить за их соблюдением. Крайней мерой контроля Локк считает разрыв договора между народом и государством. Исходя из этого, при передаче законодательной власти органу, народ частично лишается суверенитета, поэтому у народа остается верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа в случае неисполнения своих полномочий.

Джон Локк исходил из того, что природа развивается по правилам, в соответствии с которыми все существующие стремятся к самосохранению. Человек как часть природы также подвластен ее основному закону. Народ, который возвел государя на престол, сохраняет право низложить его, если государь не способен править в соответствии с волей подданных. Согласно Локку, люди образуют общество ради сохранения своей собственности и подчиняются власти правительства и законов, которые служат сохранению того, что принадлежит им по праву. При возникновении разногласий арбитром должен выступить весь народ. По Джону Локку, чтобы государство не выходило за рамки дозволенного, необходимо разделение власти на законодательную (двухпалатный парламент) и исполнительную (король).

Отличительными чертами государства как организации выступают полнота публичной власти, право действовать во имя общих интересов, издавать законы, право применять силу для исполнения законов, защита государства от внешних врагов. В государстве господствует закон: никто, ни один орган не может выходить из подчинения закона. Закон является решающим инструментом сохранения и расширения свободы личности. А сами законы, как и государство, создаются по воле и решению большинства.

Локк считал, что труд является оправданием института собственности. Все, кто преобразует вещь из одного состояния в другое, приобретают право на владение ею. Собственность настолько священна, что с ее неравным распределением приходится мириться, и государство должно защищать собственность [2, с. 67].

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходил из представления о «естественном состоянии». Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние по Локку — «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью», «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого».

К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность) на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет «мое», «твое» от общей собственности; собственность — нечто, неразрывно связанное с личностью. В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это — состояние мира и доброжелательности. Закон природы, отмечал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий мир и безопасность был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей.

То же и естественные права людей — каждый обладает властью охранять «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество». Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость наказания. В естественном состоянии неупорядоченное использование каждым своей власти - наказывать нарушителей закона природы - то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо «закон природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей».

Для создания гарантий естественных прав и законов, полагал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.

Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий. «Свобода людей в условиях существования системы правления, — подчеркивал Локк, — заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».

Согласно теории Локка абсолютная монархия — один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего — в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону.

Абсолютная монархия — всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного.

Отсюда - одно из основных положений теории Локка: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».

Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу этого народа. Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода английской революции.

Локк различал законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти.

Гарантия и воплощение свободы - равный для всех, общеобязательный, незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк - сторонник принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним. К правам законодательной власти Локк относил также назначение судей; в этом сказалась особенность английского права, одним из источников которого является судебная практика.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами использовать политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных.

Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно - слишком велик соблазн для депутатов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии, править тиранически. К тому же принять закон - недолгое дело; постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильности законов; определенные права депутатов, данные им на время заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, выводящие их из-под власти законов. Не менее опасно, писал Локк, наделение законодательной властью монарха и правительства - их политические привилегии неизбежно направляются против естественных прав подданных. Законодательная власть - высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей.

Монарх - глава исполнительной власти - имеет так называемые прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства.

Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента.

Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. [3, с. 207].

Литература

1. История политических и правовых учений под ред. Нерсесянца В. С. // Учебник 2004. - 944 с.

2. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие под. ред. Александрова О. И., Долбунова Н. Н. СЗФ ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2009. - 144 с.

3. История политических и правовых учений под ред. Лейста О. Э. // Учебник 2006-568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.