Научная статья на тему 'Учение Бурхониддина Маргинани о правосудии как неотъемлемая часть государственной власти (по материалам «Ал-Хидоя»)'

Учение Бурхониддина Маргинани о правосудии как неотъемлемая часть государственной власти (по материалам «Ал-Хидоя») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЕ БУРХОНИДДИНА МАРГИНАНИ / «АЛ-ХИДОЯ» / ПРАВОСУДНОЕ ПРАВЛЕНИЕ / ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ДОЛЖНОСТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ / BURKHONIDDIN MARGHILONI''S TENETS / “AL-KHIDOYA” / JUST GOVERNANCE / SUPREMACY OF LAW / SOCIAL JUSTICE / MANAGERIAL STAFF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахимова Фирузахон Маьруфджоновна

В научной статье представлена попытка исследования проблемы, связанной с освещением ханафитской концепции правосудия на базе положений известного доктринального труда средневекового таджикского ученого-факиха Бурхониддина Маргинани «Ал-Хидоя», на основе которого автор раскрывает сущность, природу и особенности правосудия в качестве неотъемлемого атрибута государственной власти, достижение которого во многом определяется обеспечением законности, беспристрастности, справедливости и гуманизма в правовой жизни общества. С этой целью автором содержательно рассмотрены вопросы профессиональной личности казия, условия назначения кандидатов на должность мусульманского судьи и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рахимова Фирузахон Маьруфджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Burkhoniddin Marghilonis Tenets Dealing with Justice as an Inseparable Part of State Power (on the materials of “al-Khidoya”)

The author makes an endeavour to research the problem concerned with the elucidation of Khanafite conception of justice based on the provisions of the well-known doctrinal production belonging to Burkhoniddin Marghiloni, the mediaeval scholar-fakhih, that of “alKhidoya”; proceeding from the contents of the latter the author discloses essence, nature, specificities of justice as an inseparable attribute of state power; attainment of justice is determined with an insurance of legality, impartiality, humanism in the life of society associated with the law. The author touches upon such issues as professional features of a kaziy, rules of appointment of candidates claiming for position of a Moslemic judge and etc.

Текст научной работы на тему «Учение Бурхониддина Маргинани о правосудии как неотъемлемая часть государственной власти (по материалам «Ал-Хидоя»)»

Рахимова Фирузахон Маъруфджоновна,

соискатель кафедры теории, истории государства и права ТГУПБП

УЧЕНИЕ БУРХОНИДДИНА МАРГИНАНИ О ПРАВОСУДИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ «АЛ-ХИДОЯ»)

Достижение целей построения действительно правового, демократического государства в Таджикистане делает необходимым переосмысление и переоценку духовно-правовых ценностей, а также изучение идейных истоков важнейших памятников правовой культуры прошлых времен. В этой связи изучение становления и развития основных институтов мусульманского права в Мавераннахре, в частности ханафитской концепции правосудия как важного правового феномена в судьбе народов этого региона, имеет важное аксиологическое значение. Исходя из этого, Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном отмечается, что интерес государства к ханафитскому мазхабу прежде всего вызван тем, что посредством него определится правильный путь национального самосознания и утвердится религиозная толерантность в качестве стратегической основы национального единения [1,27].

Обращаясь к изучению юридических памятников прошлого нации, мы имеем цель вернуться к богатейшим истокам нашей культуры и тому правовому наследию, которое выступало результатом обработки мусульманского законоведения факихами средневекового Мавераннахра.

В свете сказанного, для нас во многом актуальным представляется раскрытие сущности и особенностей одной из главных страниц достижений таджикской нации в этом направлении, связанной с учением авторитетного таджикского ученого-факиха Бурхониддина Маргинани о правилах правосудного правления, отраженных в его известном сочинении «Ал-Хидоя» («Путь истинный»).

Авторитет Бурхониддина Маргинани и его огромный вклад в развитие исламского правоведения в Мавераннахре общеизвестны. В связи с этим, существенное влияние сочинения «Ал-Хидоя» на развитие фикха в Мавераннахре послужило основанием для присвоения Бурхониддину Маргинани титула «Бурхануддин вал милла» (основа религии и нации).

Бурхониддин Маргинани заслужил большое уважение ученой среды и народов всего мусульманского мира благодаря своим сочинениям в области исламской юриспруденции. В этом направлении наибольшее значение имело его сочинение «Ал-Хидоя». Этот труд является одним из важнейших достояний духовной сокровищницы истории права таджикской нации.

В исследовании состояния развития мусульманской правовой культуры в Мавераннахре «Хидоя» служит наглядным юридическим памятником национального правового наследия таджикского народа. Ее ценность в историко-правовом развитии средневекового Мавераннахра заключается в том, что в ней детально изложены особенности правового регулирования общественных отношений исламской юриспруденцией ханафитского направления.

«Хидоя», оставаясь в центре внимания научной среды всего мусульманского мира, постоянно читалась и цитировалась на протяжении столетий. Темы, затронутые в этой работе, по своей логической последовательности охватывают частные вопросы мусульманского права ханафитского направления.

«Хидоя» состоит из четырех частей, 57 книг, которые разделены на отдельные главы и разделы, каждая книга посвящена описанию правовых норм определенной отрасли исламского права.

Центральное место в «Ал-Хидоя» занимает книга «Об обязанностях казия», которая посвящена вопросам мусульманского судопроизводства.

Судебная власть, согласно учению ханафитских факихов Мавераннахра, как часть государственной власти занимает особое положение в системе государственного управления, ибо от ее эффективности в большой мере зависит реализация государственных функций в сфере обеспечения верховенства закона и социальной справедливости. Поэтому концепция правосудного правления проходит красной нитью сквозь призму учения мавераннахрских факихов о справедливом государственном правлении. Ханафитские учёные-факихи, как, впрочем, и учёные иных правовых школ, в целом весьма отрицательно относились к теории и практике судейской деятельности, точнее, к тому, следует ли вообще принимать эту судейскую должность. Но в решении этого вопроса не наблюдается принципиального единства. По этому поводу, в частности, мавераннахрский ханафитский учёный-факих Абу Лайс Самарканди отмечал, что «в вопросе о принятии судейской должности нет единого мнения: одни утверждают, что эту должность принимать не следует, другие же говорят, что она не вредит, при условии, однако, если не добиваться этой должности» [2,182].

В разделе «Ал-Хидоя» «Об обязанностях казия» достаточно широко исследованы идейно-правовые истоки механизма мусульманского судопроизводства, связанные с независимостью судебной власти и пределами ее осуществления, профессиональных обязанностях казия, этико-правовых стандартах, необходимых для целостности профессиональной личности казия. и др.

Правосудие, согласно учению Бурхониддина Маргинани, достигается при условии строгого соблюдения справедливости, которое предопределено Шариатом. Осуществление судебной власти на основе объективной истины и профессиональные способности судьи имеют важное значение в отправлении правосудия.

Хотелось бы отметить, что при более внимательном рассмотрении исследуемого раздела «Ал-Хидоя» можно прийти к представлению, согласно которому в этом сочинении теория правосудия исследуется как составная часть проблемы обеспечения справедливого государственного правления. Исходя из этого, темы, затронутые в разделе судопроизводства, по многим аспектам сходны с проблемами и

требованиями относительно статуса и компетенции правителя мусульманского государства. Видимо, поэтому центральное место в этом занимает, например, общность условий, при наличии которых лицо может быть выдвинуто на должность как правителя, так и казия. Этими условиями являются: 1) должен быть свободным; 2) наличие ума и совершеннолетия; 3) должен быть мусульманином; 4) должен обладать здоровьем; 5) должен быть чистым от наказания за клевету; 6) должен быть праведным [3,710-711].

В сочинении также разработаны основные требования к должности судьи, которые в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к кандидатам на государственные должности, в частности на должность правителя. Согласно сведениям Л.В.С. Ван ден Берга, названные требования сходны с требованиями к лицу, назначенному на должность правителя. Например, оно должно быть свободным, совершеннолетним мусульманином безупречного образа жизни (адиль), владеющим умственными и администраторскими способностями, обладать достаточным знанием, он должен иметь некоторую степень юридического авторитета (иджтихад), руководствоваться справедливостью и благочестием, вполне владеющим органами чувств и здоровыми членами тела (слух, зрение и т.д.) [4, 186]. Перечисленные условия и требования в наиболее конкретизированной форме проявляются в учении Таджушшарии Убайдуллаха ибн Масъуда. По его мнению, судьёй должен быть человек, авторитетный в познании фикха (муджтахид) и следующий справедливости. Поэтому тот, кто уверен в осуществлении справедливости, может быть судьёй, а тот, кто не уверен, не может занять эту должность [5,112].

Бурхониддин Маргинани различает преобладающие принципы мусульманского законодательства, касающиеся личных прав и привилегий главы государства. Наиболее важным из них является прерогатива правителя в вопросах назначения и избрания казиев. В частности, Бурхониддин Маргинани отмечает: «Государь обязан избирать на должность казия лицо, способное исполнять эту обязанность и постановлять решения, которые также в высшей степени справедливы и добродетельны»

[3,712]. Здесь Маргинани предельно ясно не умолчал о том, что для того, чтобы добиться назначения способных лиц на судейскую должность, правитель сам должен обладать подобными качествами. Маргинани по этому поводу приводит хадис Пророка Мухаммада (с), в котором говорится: «Если обладатель власти назначает кого-нибудь для отправления известной должности, зная о том, что в числе его подданных находятся другие, более способные люди к исполнению этих обязанностей, чем то, назначенное лицо, то, без сомнения, он совершает несправедливость в отношении прав Аллаха, Пророка и мусульман» [3,712]. Настоящий правитель мусульманского государства, согласно рассуждениям Бурхониддина Маргинани, должен обладать достаточным знанием законов шариата, мусульманского права и справедливо руководствоваться ими. В связи с этим Л.В.С. Ван Ден Берг отмечает: «Для избрания кого-либо имамом требуется, прежде всего, чтобы правитель вел безупречную жизнь, был искусен в управлении государством и обладал достаточным знанием права и богослужения, чтобы сам мог постановлять решения» [4,186].

Необходимо отметить, что в отношении должностных лиц шариат предписывает как юридические, так и нравственные обязанности. Эти вопросы получили

более ясное выражение в «Ал-Хидоя» Бурхониддина Маргинани: «Нет ничего неудобного в избрании на должность казия лица, имеющего полное доверие к своей способности отправлять эту должность...» [3,712]. Это правило также является основополагающим принципом для кандидата, избирающегося на пост правителя или иного управленческого персонала. Доверие к своим профессиональным способностям зависит от внутреннего совершенствования разума и наличия образованности. Такое качество профессиональной личности чиновника составляет особое содержание всех властных отношений в государстве и предостерегает от распространения беззакония, несправедливости и зла.

Основанный классиками ханафитской школы права постулат «о несвойст-венности принятия государственной должности лицами, неспособными обеспечить объективность своей профессиональной деятельности» был воспринят факихами Мавераннахра и стал неотъемлемой частью их рассуждений о государственной власти. В связи с этим Бурхониддин Маргинани в своей доктрине характеризует этот постулат как подвариант ханафитского учения: «Непристойно избирать на

должность казия лицо, которое сомневается в своей способности отправлять эту должность и которое не доверяет своему умению действовать строго согласно со справедливостью» [3,712].

Достаточно строго были выделены Бурхониддином Маргинани рассуждения о людях, желающих корыстно получить государственные должности. Исходя из этого, исследуя должность казия, Маргинани определяет, что людям нежелательно добиваться или желать себе должностных назначений: «Неприлично для мусульман ни желать в сердце назначения казием, ни добиваться сего назначения языком»

[3,712]. Здесь Бурхониддин Маргинани считает, что желание человека достигнуть должностных назначений вызвано его моральным несовершенством и личными интересами. Поэтому люди, корыстно желающие получить важные государственные посты, могут быть способны к действиям, не соответствующим целям справедливости и законности.

Другая проблема, затронутая Маргинани в этой части, касается вопроса о том, что должностные лица не должны принимать подарки в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей: «Казий не должен принимать подарки, преподнесенные ему ввиду должности» [3,712].

В учении Бурхониддина Маргинани важное место занимает вопрос о правильной организации власти управленческими лицами. Ученый особо указывает на то, что должностные лица государства, в том числе и правитель, должны руководствоваться принципами различия собственного и государственного имущества, удерживать себя от пристрастия к получению подарков и др. Здесь имеются в виду подарки, отражающие в себе признаки взятки, которые могут быть предоставлены в целях подкупа должностного лица. Данное положение учения Маргинани интересно тем, что еще в эпоху глубокого средневековья факихи Мавераннахра были достаточно профессиональными в определении признаков, критериев, форм и целей взятки как недуга, стоящего опасной преградой главным образом на пути развития государства и общества. В этом направлении ими были разработаны комплексные

учения и нормы, которые также актуальны в нашей современности, когда коррупция достигла огромных масштабов.

Как известно, сегодня в Таджикистане в сфере борьбы с коррупцией действует ряд нормативно-правовых актов, в частности закон Республики Таджикистан «О борьбе с коррупцией» от 11 декабря 1999 года; [6] указ Президента РТ «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупции» от 21 июля 1999 года [7] и др. нормы, которых строго запрещают должностным лицам, в том числе служащим государственного аппарата, совершать действия, нарушающие порядок государственного управления, в частности заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения и т.д. На наш взгляд, механизм действия норм указанных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией может эффективно сработать в реальной действительности тогда, когда каждый работник государственно-управленческой структуры будет духовно и интеллектуально вооружен идейно-правовыми ценностями религиозного и культурного значения прошлого. В этом смысле достаточно эффективную роль могло бы сыграть учение Бурхониддина Маргинани.

В силу сказанного, перечисленные в «Ал-Хидоя» Бурхониддина Маргинани правила осуществления правосудия, предусмотренные в специальной главе «Об обязанностях казия» актуальны и в настоящее время, когда судебная власть составляет самостоятельную ветвь государственной власти. При этом разработанные положения о компетентности судебной должности убедительно указывают на общность идей и правил осуществления правосудия с государственно-правовыми принципами и нормами ислама, предусмотренными для регулирования деятельности мусульманского правителя и иных лиц, замещающих главные государственные должности.

Изучение юридических ценностей, заложенных в учении мавераннахрских факихов об отрасли судебного права ханафитского направления, сегодня имеет важную теоретическую и практическую значимость в аспекте развития основ судопроизводства и успешного решения проблем, связанных с эффективным применением норм законодательства Республики Таджикистан в сфере судебной системы.

Подводя итог исследованию проблем, связанных с определением характерных черт сочетания судебной власти с государственным управлением в «Ал-Хидоя» Бурхониддина Маргинани, мы пришли к выводу о том, что:

1. В «Ал-Хидоя» Бурхониддина Маргинани отражено практически все его учение о справедливом судопроизводстве как о важном звене государственной власти, которое объективно, с научных позиций раскрывает и оценивает его отношение к отрасли государственного и административного права.

2. Представленная классификация правовых идей и принципов Бурхониддина Маргинани об обязанностях казия дает возможность объективно оценить теоретическую границу представлений ученого о профессиональных обязанностях лиц, замещающих важные государственные посты, о способах, формах и методах обеспечения справедливого государственного правления в целом.

3. Обеспечение справедливого судопроизводства Бурхониддин Маргинани связывает с эффективной ролью государства в разработке кадровой политики. С

этой целью в своем учении о носителе судебной власти и критериях обеспечения правосудия Маргинани особое внимание отводит воспитанию профессиональной личности и правовому регулированию статуса кандидатов на государственные должности.

4. Правовые нормы и принципы «Ал-Хидоя», касающиеся проблем обеспечения правосудного правления, нельзя рассматривать в качестве ценностей, относящихся лишь к эпохе мусульманского Средневековья. Это учение наиболее значимо и в современную эпоху в деле совершенствования профессиональной этики и навыков чиновников по государственному управлению. Поэтому легитимация правил «Ал-Хидоя» в этой части, их определение в качестве идейно-правовых стандартов духовного развития должностных лиц наиболее актуально в нашей современной действительности, что предполагает законодательное преемствование указанных правил.

Список использованной литературы:

1. Рахмон Эмомали. Имам Аъзам и национальная культура. - Душанбе: Эр-граф, 2009. (на тадж. яз.)

2. Мец Адам. Мусульманский Ренессанс. - М.: Наука, 1966.

3. Маргинани Бурхануддин. Хидоя. Комментарий мусульманского права.Ч.1. Т.П./ под ред.Н.И.Гродекова. Отв. ред., авт. предисл., вступ. ст. и науч. комм. проф. А.Х. Саидов. - М. :Волтрес Клувер, 2008.

4. Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии: (пер. с гол.) /Л.В.С. Ван ден Берг; предисл. Л.Р. Сюкияйнена. -М. : Наталис-Рипол Классик, 2006.- 240 с.

5. Мухтасар-ул-викоя. В 2-х частях /Коммент. Ходжи Акбара Насимии Кубодиёни. -Душанбе, 2004. - Ч.2. - 202с. (на тадж. яз.).

6. Закон Республики Таджикистан «О борьбе с коррупцией» от 11 декабря 1999 года.

7. Указ Президента РТ «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью

в сфере экономики и коррупции».

Ф.М. Рахимова

Учение Бурхониддина Маргинани о правосудии как неотъемлемая часть государственной власти (по материалам «Ал-Хидоя»)

Ключевые слова: учение Бурхониддина Маргинани, «Ал-Хидоя», правосудное правление, верховенства закона, социальная справедливость, должностные назначения

В научной статье представлена попытка исследования проблемы, связанной с освещением ханафитской концепции правосудия на базе положений известного доктринального труда средневекового таджикского ученого-факиха Бурхониддина Маргинани «Ал-Хидоя», на основе которого автор раскрывает сущность, природу и особенности правосудия в качестве неотъемлемого атрибута государственной власти, достижение которого во многом определяется обеспечением законности, беспристрастности, справедливости и гуманизма в правовой жизни общества. С этой целью автором содержательно рассмотрены вопросы профессиональной личности казия, условия назначения кандидатов на должность мусульманского судьи и др.

F. M. Rakhimova

Burkhoniddin Marghilonis Tenets Dealing with Justice as an Inseparable Part of State Power (on the materials of “al-Khidoya”)

Key words: Burkhoniddin Marghiloni's tenets, “al-Khidoya”, just governance, supremacy of law, social justice, managerial staff

The author makes an endeavour to research the problem concerned with the elucidation of Khanafite conception of justice based on the provisions of the well-known doctrinal production belonging to Burkhoniddin Marghiloni, the mediaeval scholar-fakhih, that of “al-Khidoya”; proceeding from the contents of the latter the author discloses essence, nature, specificities of justice as an inseparable attribute of state power; attainment of justice is determined with an insurance of legality, impartiality, humanism in the life of society associated with the law. The author touches upon such issues as professional features of a kaziy, rules of appointment of candidates claiming for position of a Moslemic judge and etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.