Научная статья на тему 'Учебный Текст в контексте правовой социализации'

Учебный Текст в контексте правовой социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ / ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫЙ ТЕКСТОВ / МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бродская Ирина Михайловна

Анализ проблем правовой социализации осуществляется с позиций теории нравственного развития личности Лоренса Колберга. Моделируются содержательные и структурно-логические свойства учебных текстов, включение которых в процесс правовой социализации автор оценивает как целесообразное, продуктивное.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problems of legal socialization have been analyzed according to the Lawrence Kohlberg's theory of moral development. In the author's opinion, it will be suitable and efficiently to include the models of content, structural, and logic properties of the educational texts in the process of legal socialization

Текст научной работы на тему «Учебный Текст в контексте правовой социализации»

текста закономерностям познавательной деятельности [2, с. 38—44].

Таким образом, применение теории психологического процесса разрешения проблемной ситуации в качестве объяснительного принципа и инструмента анализа текста позволяет более глубоко понять сущность процесса по-

рождения текста и его восприятия, в том числе скрытого речевого воздействия, а также разработать практические рекомендации для авторов по написанию учебно-научных текстов и рекомендации для читателей-учащихся по развитию навыков и умений аналитико-синтетической переработки текстовой информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисина, Н.В. Воздействие монологического текста средств массовой информации на адресата речи [Текст] / Н.В. Анисина // Речевое общение: искусство убеждать: учеб.-метод. материалы / сост. Н.В. Анисина и др. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. - С. 78-110.

2. Гомоюнов, К.К. Гуманитарный минимум для авторов учебных текстов [Текст]: методолог рекоменд. / К.К. Гомоюнов, Н.В. Анисина; под общ. ред. К.К. Гомо-юнова. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. — 50 с.

3. Грановская, Р.М. Интуиция и искусственный интеллект [Текст] / Р.М. Грановская, И.Я. Берез-ная. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 272 с.

4. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания [Текст] / Л.П. Доблаев. - М.: Педагогика, 1982. - 176 с.

5. Зарубина, Н.Д. Сверхфразовые единства как лингвистические единицы [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.Д. Зарубина. - М., 1973. - 16 с.

6. Леонтьев, А.А. Восприятие текста как психолингвистический процесс [Текст] / А.А. Леонтьев // Психолингвист. и лингвист. природа текста и особенности его восприятия. - Киев, 1979. - С. 18-28.

7. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. -М., 1972.

8. Миллер, Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей спо-

собности перерабатывать информацию [Текст] / Дж. Миллер // Инженерная психология: сб. ст. / под ред. Д.Ю. Панова и В.П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1964. - С. 192-225.

9. Николаенко, Н.Н. Очерки функциональной асимметрии мозга человека [Текст] / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Наука, 2006. - 237 с.

10. Папуша, И.С. Сложное синтаксическое целое: структура, семантика, функционирование [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / И.С. Папуша. - М., 2011. - 45 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989.

12. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий [Текст] / Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др.; под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. - СПб.: Питер, 2005. - С. 200-209.

13. Серль, Дж. Природа интенциональных состояний [Текст] / Дж. Серль // Философия. Логика. Язык / под ред. Д.П. Горского и В.В. Петрова. - М.: Прогресс, 1987. - С. 96-127.

14. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

15. Фейнберг, Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке [Текст] / Е.Л. Фейнберг -М.: Наука, 1992. - 251 с.

УДК 37.013.04

И.М. Бродская

учебный текст в контексте правовой социализации

Проблеме правовой социализации посвящено значительное количество статей философов, социологов, психологов, юристов, педагогов. Однако обращение к каталогу электронной библиотеки диссертаций Российской государ-

ственной библиотеки позволило выявить всего 18 исследований по данной тематике в области социологии, юриспруденции, психологии за период с 1992 по 2011 год (из них 2 диссертации на соискание ученой степени доктора наук).

Эти исследования могут быть объединены в следующие группы: правовая социализация подростков и молодежи (10 работ, из них 7 работ по проблемам правовой социализации учащейся молодежи); агенты, механизмы, условия правовой социализации (6 работ); социокультурные аспекты воздействия правовой социализации на общество или организацию (2 работы).

Анализ электронных летописей Российской книжной палаты за период 2007—2011 годов (раздел «Книги», раздел УДК «37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга», единица анализа «социализац») не выявил педагогических исследований по проблемам правовой социализации. Таким образом, разработка педагогических основ правовой социализации является темой, обладающей высокой степенью социально-практической значимости, но не получившей теоретического решения.

Рассмотрим возможность воздействия учебного текста на процесс правовой социализации, а также смоделируем содержательные и структурно-логические свойства учебных текстов, включение которых в процесс правовой социализации мы оцениваем как целесообразное, продуктивное.

Очевидно, что определение понятия «правовая социализация» формулируется в логике одного из подходов к исследованию социализации. Как базовое примем определение этого понятия, данное З.Н. Каландаришвили: «...общественный двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение личностью социально-правового опыта путем вхождения в социально-правовую среду и систему социальных связей внутри общества, с другой стороны, процесс воспроизводства человеком социальных связей за счет его активной социально-правовой деятельности, жизненной позиции и активного включения в правовую среду и правовую жизнь» [1, с. 116].

В данной статье анализ проблемы правовой социализации осуществляется с позиций теории нравственного развития личности Лоренса Колберга. Значимым для определения ценностных оснований статьи является рассмотрение правовой социализации как процесса, который проходит на протяжении всей жизни и основное содержание которого — нравственный выбор, а результат — свободное, добровольное,

сознательное принятие определенных ограничений деятельности.

Под учебным текстом понимается текст, специально созданный для использования в образовательном процессе и допущенный к применению экспертами. Очевидно, что круг экспертов меняется в зависимости от исторического периода. Граница учебного текста проходит по границе раскрытия темы, т. е. учебным текстом является и параграф, и раздел, и модуль, объединенные общей темой, но не сам учебник, учебное или учебно-методическое пособие. Различие между учебным текстом и учебником, в который он включен, сопоставимо с различием между текстом и произведением. Не стремясь раскрывать в данной статье соотношение учебного текста и учебника, мы считаем необходимым пояснить, почему учебник, учебно-методическое, учебное пособие не рассматривается как текст. Вероятно, здесь возможно то же соотношение, что и между произведением и текстом. М.В. Михайлова раскрывает это соотношение так: «Произведение — текст, взятый в аспекте создания/восприятия, вовлеченный тем самым в широкий онтологический, экзистенциальный, исторический и культурный контекст. В этом смысле произведений столько же, сколько читателей. Объективно, фактически нам даны только тексты...» [2, с. 29].

Если рассматривать учебный текст как включенный в процесс правовой социализации, то его содержательные и структурно-логические особенности в значительной степени определяются образом адресата. Причем необходимо учитывать, что учебный текст нормативен, т. е. существует государственный и общественный контроль над его содержанием, и освоение содержания учебного текста — это шаг к получению определенного образовательного ценза. Тогда образ адресата задается его социальной ролью (например, ученика или, в системе повышения квалификации, носителя определенной профессии).

Исходя из нормативности учебного текста, а также обусловленности образа адресата его социальной ролью, выделим идеальные типы учебных текстов, способных воздействовать на процесс правовой социализации.

Практико-ориентированные тексты. Содержанием этих текстов будут типично-ролевые ситуации, т. е. ситуации значимые, повторя-

ющиеся, применительно к которым общество или профессиональная группа выработала общие критерии оценки и оптимальные с точки зрения юридических, научно-технических норм способы деятельности в этих ситуациях. Таким образом, в тексте раскрываются содержание норм права и способы их реализации. Значимой характеристикой текста является то, что он несет описание образцов поведения в конкретной ситуации, но необходимость их реализации аргументируется не с позиций получения пользы, выгоды, а с позиций долга, чести, т. е. с позиций воплощения в жизни определенных ценностей: справедливости, социальной солидарности, законности.

Ценностно-ориентированные тексты. Содержанием текстов являются не имеющие общепринятого решения вопросы, которые могут быть связаны как с юридическими концепциями, теориями, идеями, так и с принципиально новыми социальными задачами. В этом случае текст будет направлен на соотнесения профессиональной, учебной или повседневной деятельности адресата с этими не получившими решения проблемами. Этот текст ориентирован на вербализацию адресатом отношения к проблеме, являющейся содержанием текста, или обоснование цели и средств деятельности, которые выбирает адресат при разрешении этой проблемы.

Вероятно, эта детерминированность образа адресата именно социальной ролью является одним из основных ограничений учебного текста в процессе правовой социализации. Понимая процесс правовой социализации, осуществляемый в процессе образования, как принятие осознанных и добровольных ограничений своей деятельности, приходим к выводу о взаимосвязи правовой социализации и диалога. Поскольку именно в диалоге проявляется смысл ситуации или поступка. И именно проявленный смысл выступает как необходимое условие формирования внутреннего этического контроля. В диалоге же мы обращаемся к целостному человеку, человеку вне его социальных ролей (М.М. Бахтин).

Эта проблема, проблема детерминированности образа адресата именно социальной ролью, разрешается в философских текстах. Людвиг Витгенштейн в «Логико-философском трактате» так начинает предисловие: «По всей

видимости, книгу эту по-настоящему поймет лишь тот, кто уже самостоятельно приходил к мыслям, в ней изложенным, — или, по меньшей мере, предавался размышлениям подобного рода. Это вовсе не учебник; работа достигнет своей цели, если сумеет доставить удовольствие тому, кто прочтет ее с пониманием» [3, с. 19].

Предварительное размышление и понимание — важнейшие условия правовой социализации при работе с учебным текстом. Поскольку результат правовой социализации связан не с подчинением из страха наказания или с жаждой получения вознаграждения, а с социальным служением, долгом и социальной ответственностью. Это максимально полно выражается во взаимосвязи граждан и государства, о которой Н.М. Коркунов писал: «История представляет немало примеров того, как при полном разложении государственной организации в гражданах сохранялось живое сознание их политического единства и зависимости от судьбы государства, и народ, не понуждаемый ничьими велениями, напрягал свои последние силы и ценою тяжелых жертв спасал свое государство, возрождая его к новой жизни» [Цит. по: 4].

Сформулируем свойства учебного текста, включенного в процесс правовой социализации.

1. Иерархизация ценностей. Данное свойство учебных текстов, вероятно, связано с функцией автокоммуникации культуры (Э.С. Маркарян), т. е. в учебных текстах, так же как, например, в мифах, ритуалах традиционных обществ, последовательно воспроизводятся наиболее важные аспекты социальной организации. Такое свойство учебных текстов, как иерархизация ценностей, приобретает особую актуальность в культуре массового общества. Г.Л. Тульчин-ский отмечает: «...культура массового общества создает „плоский мир", в котором характерная для традиционного общества ценностная вертикаль оседает в результате тотальной „марке-тизации". ...В массовом обществе нет ценностей „более высоких", „менее высоких". Все они, даже ценности трансцендентные, приводятся к общему знаменателю востребованности. Как в супермаркете или в товарно-развлекательном комплексе, ценности превращаются в рубрикаторы рынка массового потребления» [5, с. 51]. Учебные тексты, включенные в процесс правовой социализации, ценностную вер-

тикаль общества обязательно несут, поскольку их содержание сопряжено с содержанием норм права, а значит, с общественными отношениями, реализация которых является необходимым условием существования общества.

2. Обеспечение коммуникативной интеракции, т. е. взаимодействий, «в которых их участники согласуют и координируют планы своих действий; при этом достигнутое в том или ином случае согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость; в случае, когда процессы взаимопонимания идут в эксплицитной языковой форме, акторы, разговаривая о чем-либо друг с другом, своими речевыми действиями выдвигают притязания на значимость, а именно притязание на истинность, на правильность, на правдивость» [6, с. 91].

Выдвинем предположение, что реализация таких свойств учебных текстов, как ие-рархизация ценностей и обеспечение коммуникативной интеракции, возможна, если они обладают нелинейной структурно-логической организацией.

Рассматривая нелинейную структурно-логическую организацию текста как педагогическую проблему, откажемся в данной статье от анализа возможности переноса в педагогическую практику тех вариантов структурно-логической организации текста, которые создал М. Павич: текст-словарь, текст-кроссворд, текст-карты Таро, тест-клепсидра. Речь также не идет о способности текста обеспечить информационный запрос читателя, например с помощью гиперссылок.

Постановка вопроса о нелинейности учебного текста, по сути, сводится к созданию структурно-логической организации учебного текста, содержанием которого являются значимые, повторяющиеся ситуации, порождающие дискуссии в обществе или в профессиональной группе. Вероятно, в современных условиях в подавляющем большинстве случаев содержание нелинейных учебных текстов будет связано с обсуждением правомерности применения тех или иных технологий. Возможность внедрения новых технологий в практику определяется не только значимостью для общества задач, которые эти технологии способны решить, не только уровнем научно-технического развития общества, но и взаимосвязью технологий с

нормативной сферой. Следствиями противоречия между достижениями науки и нормативной сферой общества являются, например, дискуссии об объектах клонирования, ограничении доступа или о запрете суррогатного материнства, необходимости отказа от использования ядерной энергии.

Содержанием нелинейных учебных текстов, адресованных педагогическому сообществу, вероятно, могли бы стать тексты о возможном воздействии технологий на социальные отношения, культуру, восприятие человеком мира. «Ясно осознав, что такое технология, мы сможем достоверно оценить значение существующих технологий и выстроить с ними устраивающие нас взаимоотношения... Осознав суть проблемы и сделавшись восприимчивыми к чужому мнению, мы сможем вступить в диалог относительно будущего технологий» [7, с. 8—9].

Возможно, оценка некоторых из технологий как противоречащих, входящих в диссонанс с нормами морали не является точной. Вероятно, широкий общественный резонанс научных открытий и новых технологий в биологии, медицине связан прежде всего с тем, что они не согласуются с представлениями о допустимой мере трансформации человеком себя или объекта научного исследования. Возможно также, что дискуссии порождены той высокой неопределенностью, обнаружением принципиально иных путей развития общества, которые эти открытия и новые технологии способны породить.

Вероятно, включение дискуссионных, не получивших однозначного решения социальных проблем в процесс правовой социализации, анализ результатов прогнозирования социальных, экономических, культурно-исторических последствий научных открытий, освоение правовых механизмов защиты прав человека и гражданина являются значимыми факторами формирования внутреннего этического контроля. Предположительно результаты работы с данным содержанием в процессе правовой социализации будут оказывать существенное воздействие:

• на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

• становление и реализацию гражданской позиции;

• профессиональную идентификацию;

• вхождение в систему непрерывного педагогического образования.

Социально-практическая значимость нелинейных учебных текстов определяется также теми тенденциями, которые прослеживаются в развитии науки как социальном институте. Как исследователи, так и граждане, чья профессиональная деятельность напрямую не связана с наукой, ставят вопрос об изменении ее роли в обществе и необходимости свободного обсуждения возможных последствий научных открытий. «Люди свободного общества должны принимать решения по самым фундаментальным вопросам, они должны знать, как собрать необходимую информацию, они должны понимать цели традиций, отличных от их собственной традиции, и ту роль, которую играет традиция в жизни своих членов. Зрелость, о которой я говорю, не сводится к развитости интеллекта, это есть чувствительность, которую можно приобрести благодаря частным контактам с различными точками зрения. ...Самодеятельность граждан является лучшей и единственной школой для воспитания свободных людей» [8, с. 159].

Создание и включение нелинейных учебных текстов в процесс правовой социализации обусловливают предпосылки для свободного обсуждения актуальных вопросов науки и ее потенциального воздействия на общество, а также для диалогического взаимодействия участников образовательного процесса.

Таким образом, исходя из сформированного содержания нелинейных учебных текстов и прогнозируемых результатов их реализации, приходим к заключению, что эти тексты применимы в системе профессионального образования по всем направлениям подготовки. Вероятно, спектр профессий, при освоении которых использование нелинейных учебных текстов является необходимым условием достижения цели образовательного процесса, определяется прежде всего логикой развития науки, идеологией общества и приоритетными задачами социального развития.

Дадим сравнительную характеристику нелинейных учебных текстов в системе высшего профессионального и постдипломного образования (см. таблицу). Очевидно, что она нуждается в дополнительном обосновании, но

Сравнительная характеристика нелинейных учебных текстов в системе высшего профессионального и постдипломного образования

Характеристики Нелинейный учебный текст в системе образования

Высшего профессионального Постдипломного

Области проявления прогнозируемых результатов работы с учебным текстом Общекультурные и общепрофессиональные компетенции; гражданская позиция; профессиональная идентификация; вхождение в систему непрерывного образования Формирование личностного смысла в ситуациях профессиональной деятельности, оцениваемых профессиональным сообществом как значимые, но не имеющие оптимальных и общепринятых способов действий в них; определение способов, приемов профессиональной деятельности в данных ситуациях

Содержание нелинейного учебного текста Результаты и возможные последствия научных открытий, напрямую не связанных со сферой будущей профессиональной деятельности, но находящихся в определенном диссонансе с социальными нормами общества; результаты инновационных исследований в областях, связанных со сферой профессиональной деятельности Результаты исследований в области философии науки и техники; оценка вероятности и возможных последствий внедрения инновационных исследований в практику; инновационные методы, технологии, методики, применяемые в профессиональной деятельности

Представление автора об адресате учебного текста Находится в процессе освоения новой социальной роли, выбор определяется освоенной системой социальных норм Выбор определяется деонтологическими основами профессии

может быть использована как исходная точка для дальнейшего раскрытия темы.

Итак, нелинейный учебный текст, вне зависимости от направлений подготовки, применим в процессе правовой социализации при работе с такими проблемами, как:

• результаты научных открытий, находящиеся в диссонансе с нормативной сферой общества;

• ситуации профессиональной деятельности, оцениваемые научным сообществом как значимые, но не имеющие общепринятых способов, алгоритмов действия в них.

Таким образом, рассматривая проблему воздействия учебного текста на процесс правовой социализации, приходим к следующим выводам:

1. Учебный текст нормативен, формирование его содержания и структурно-логической организации определяется социальной ролью адресата. Обусловленность учебного текста социальной ролью адресата рассматривается в статье как основное ограничение учебного текста, так как существенно сужает его диалогический потенциал. Принципи-

ально иной образ адресата обнаруживается в философских текстах: Л. Витгенштейн «Логико-философский трактат», М. Бубер «Диалог» [9]. Но создание структурно-логической организации учебного текста, позволяющей реализовывать образ адресата как целостного человека, человека вне его социальных ролей (М.М. Бахтин), остается нерешенной педагогической проблемой.

2. В процессе правовой социализации целесообразно применять практико-ориентирован-ные и ценностно-ориентированные учебные тексты. Общей характеристикой этих текстов является деонтологическая направленность.

3. Базовыми свойствами практико-ори-ентированных и ценностно-ориентированных учебных текстов являются иерархизация ценностей и обеспечение коммуникативной интеракции.

4. Для учебного текста, имеющего деон-тологическую направленность и обладающего свойствами иерархизации ценностей и обеспечения коммуникативной интеракции, в качестве оптимальной структурно-логической организации рассматривается нелинейная.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каландаришвили, З.Н. Влияние правовой социализации на процесс конструирования правовой культуры личности в современном российском обществе [Текст] / З.Н. Каландаришвили // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. — 2010. — № 137. — С. 116-123.

2. Михайлова, М.В. Эстетика классического текста [Текст] / М.В. Михайлова. — СПб.: Алетейя, 2012. — 296 с.

3. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат [Текст] / Л. Витгенштейн; пер. с англ. Л. Добро-сельского. — М.: АСТ : Астрель, 2010. — 177 с.

4. Алексеев, Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки [Электронный ресурс] / Н.Н. Алексеев. — Режим доступа: http://www.allpravo.ru.

5. Тульчинский, Г.Л. Культура массового общества: воспитание как противостояние «игре на пони-

жение» [Текст] / Л.Г. Тульчинский // Практика воспитания в образоват. опыте переходного общества: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.И. Стрельченко. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - С. 50-52.

6. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст] / Ю. Хабермас; пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. — СПб.: Наука, 2000. — 379 с.

7. Нейсбит, Дж. Высокая технология, глубокая гуманность: технологии и наши поиски смысла [Текст] / Дж. Нейсбит, Н. Нейсбит, Д. Филипс; пер. с англ. А.Н. Анваера. — М.: АСТ : Транзиткнига, 2005.

8. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе [Текст] / П. Фейерабенд; пер. с англ. А.Л. Никифорова. — М.: АСТ : АСТ Москва, 2010.

9. Бубер, М. Диалог [Текст] / М. Бубер // Два образа веры. — М.: АСТ, 1999. — С. 122—162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.