Научная статья на тему 'Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления'

Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3485
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ СТРЕСС / ПРОЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО СТРЕССА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА

УДК 159.91+159.923

И.В. Новгородцева, С.Е. Мусихина, В.О. Пьянкова

УЧЕБНЫЙ СТРЕСС У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ

Кировская государственная медицинская академия

I.V. Novgorodtseva, S.E. Musihina, V.O. Pyankova

TRAINING STRESS OF MEDICAL STUDENTS: CAUSES AND MANIFESTATIONS

Kirov state medical academy

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано именно с чрезмерно сильным и длительным психологическим напряжением, которое возникает у человека, или со стрессом. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Психологический стресс - это состояние чрезмерной психологической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического, профессионального характера. Анализ психологического стресса требует учета как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных ситуациях. Психологический стресс представляет собой, прежде всего, состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие. Итак, существует множество факторов, вызывающих стресс, одним из которых является учебная деятельность.

Учебный стресс у студентов развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре, стресс в период сессии, ссоры, неудачи и другие события в жизни, которые обозначаются как психические травмы. Последствием учебного стресса может являться невроз, функциональное заболевание нервной системы, когда страдает нервная система студента, ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема учебного стресса у студентов весьма актуальна.

В статье проанализированы причины, способствующие возникновению и проявлению учебного стресса у студентов-медиков.

Ключевые слова: учебный стресс, проявления учебного стресса.

Nowadays one of the most common kinds of affects is stress. According to the world health organization, 45% of all diseases connect with excessive and prolong the psychological stress that occurs in humans or stress. In physiology, psychology, medicine, this term is used to denote the broad range of human conditions that occurs in response to a variety of extreme conditions.

Psychological stress is a state of excessive psychological tension, and disorganization of behavior that develops as a result of threats or actual exposure to extreme factors of social, psychological, environmental, professional nature. The analysis of psychological stress requires consideration as to the significance of the situation for the subject, and his personal characteristics. Largely Stress is a product of how we think and assess the situation, knowledge of their own capabilities, degree of training methods and management strategies of behavior in extreme situations. Psychological stress is a primarily anxiety for life, health, success, prosperity. So, there are many factors that cause stress, one of which is educational activity.

Academic stress among students develops due to the large flow of information, due to the lack of systematic work in the semester, the stress during the session, quarrels, failures and other events that are designated as trauma. The consequence of academic stress can be a neurosis, functional disease of the nervous system, when suffering from the nervous system of student resources are depleted, pushing the body to the limit. The period of training has a significant influence on the formation of personality; therefore, the problem of academic stress of the students is very important.

The article analyzes the reasons contributing to the emergence and manifestation of academic stress among medical students.

Key words: academic stress, academic stress manifestations.

Введение

Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; (напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эу-стресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения. Только в 1946 году Г. Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих характеристик.

Степень влияния стрессоров на организм человека может быть самой различной: от легкого возбуждения до тяжелейшего психосоматического расстройства посттравматического стресса. В любом случае проявления стресса влияют на все компоненты личности.

Существует большое количество подтверждений тому, что учебный стресс - неотъемлемая часть студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

Для современного студента, как и для любого человека, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями, факторы, связанные с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни.

Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие факторы:

- недостаток сна;

- несданные вовремя работы;

- невыполненные или выполненные неправильно задания;

- большое количество пропусков;

- отсутствие на нужный момент работы по дисциплине;

- недостаточно полные знания по дисциплине;

- плохая успеваемость по определенной дисциплине;

- отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

- увеличение учебной нагрузки;

- конфликтные ситуации;

- плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.);

- личностные особенности.

Итак, учебный стресс - это абсолютно нормальная реакция организма, связанная с повседневной жизнью каждого студента, составная часть образа жизни. От самого студента зависит, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом о-стоянии, каковы будут проявления учебного стресса.

Цель работы: выявить причины и проявления учебного стресса у студентов-медиков.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования стали студенты 2 курса специальности «Лечебное дело» Кировской государственной медицинской академии в возрасте от 18 до 23 лет в количестве 205 человек.

Предмет исследования: причины и проявления учебного стресса.

Методы исследования: теоретический анализ источников информации, тестирование, математическая обработка данных.

Использовалась методика Ю.В. Щербатых, предназначенная для определения основных причин учебного стресса.

Результаты и их обсуждение

У юношей основными причинами возникновения учебного стресса являются большая учебная

нагрузка, строгие преподаватели, в равной степени непонятные учебники и нерегулярное питание. Меньше всего их волнуют конфликты в группе. У девушек также причинами возникновения учебного стресса являются большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей, неумение правильно организовать свой режим дня. Меньше всего их волнуют проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликты в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии.

Так, основными причинами возникновения стресса у студентов 2 курса лечебного факультета являются: большая учебная нагрузка, нерегулярное питание, отсутствие учебников. Меньше всего волнуют: проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии (рис. 1).

1. Большая учебная нагрузка 6. Жизнь вдали от родителей

2. Нерегулярное питание 7. Непонятные, скучные учебники

3. Отсутствие учебников 8. Излишне серьезное отношение к учебе

4. Строгие преподаватели 9. Страх перед будущим

5. Неумение правильно организовать

свой режим дня

Рис.1. Оценка причин учебного стресса у студентов-медиков.

У юношей уровень постоянного учебного стресса за последние 3 месяца учебы практически не изменился (44,4%), у 47% девушек незначительно возрос, а у 44% значительно увеличился.

Уровень учебного стресса за последние три месяца учебы у 35% студентов значительно возрос и у 41% незначительно увеличился. Данные студенты отмечают, что это связано с высокими требованиями обучения, в результате, они испытывают волнение за результаты предстоящей экзаменационной сессии

ИЗначительно уменьшился (2%)

□ Незначительно уменьшился (2%) О Не изменился (20%)

□ Незначительно возрос (41%)

□ Значительно увеличился (35%)

Рис.2.Оценкауровня постоянного стресса за последние 3 месяца учебы у студентов-медиков.

И у юношей, и у девушек стресс в основном проявляется на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени (рис. 3).

(рис. 2).

2% 2%

Вятский медицинский еестник, № 3-4, 201-4

торые студенты не применяют никаких методов снятия волнения (рис. 6).

1. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени

2. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость

3. Невозможность избавиться от посторонних мыслей

4. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания

5. Плохой сон

6. Потеря уверенности, снижение самооценки

7. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами

8. Плохое настроение, депрессия

9. Страх, тревога

1. Учащенное сердцебиение

2. Сухость во рту

3. Затрудненное дыхание

4. Скованность, дрожание мышц

5. Головные или иные боли

Рис. 4. Оценка признаков проявления учебного стресса у студентов-медиков.

Средний показатель экзаменационного волнения у юношей немного завышен (7,7 баллов), девуш-киволнуются больше нормы (9,5 баллов).

В целом у студентов-медиоов средний показатель экзтменационноео волнения завышен 08,6 бел-лов)(рис.5).

7

8

9

Рис. 3. Оценка проявлений учебного стресса у студентов-медиков.

Обычно у юношей и у девушек из биологических щкизнаков проявления учебного стресса наи-болеи выделяются учащение сердцебиения, соаован-но стыи нарожание мышц.

Однаио у большинства студентов биилогиче-скиxоIpизнaкoвпмoявлзния стресса не выявлено, или они присутотмуют о малыхооличестваы;(рио. 4).

1. Сон

2. Вкусная еда

3. Общение с друзьями или любимым человеком

4. Перерыв в работе или учебе

5. Прогулка на свежем воздухе

6. Физическая активность

7. Поддержка родителей

8. Телевизор

9. Секс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о г

о

Рис. 5.Средний показательэкзаменационного волнения у студентов-медиков.

С предэкзаменационным волнением юношам помогают справиться повторение материала, отвлечение на другую тему, а также шоколад и хороший сон. Девушки снимают предэкзаменационное волнение перерывами в подготовке к экзамену, переключением на другие дела, тщательной подготовкой, вкусной едой, сном, поддержкой родных. ту

Так, студенты-медики снимают предэкзаменационное волнение разными способами: перерывами, отвлечением на другие дела, занятиями дыхательной гимнастикой, успокоительными препаратами, а неко-

Рис. 6. Оценка выбора приемов снятия учебного стресса у студентов-медиков.

Выводы

Основными причинами возникновения учебного стресса у студентов 2 курса специальности «Лечебное дело» являются: большая учебная нагрузка, нерегулярное питание, отсутствие учебников. Меньше всего волнуют: проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии. Уровень стресса за последние три месяца учебы у большинства студентов возрос. Проявляется учебный стресс в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, нехватке времени, невозможности избавиться от посторонних мыслей. Из биологических признаков проявления учебного стресса выделяется учащение сердцебиения, скованность, дрожание мышц. Основным способом снятия стресса является сон (используют 75% опрошенных). Студенты волнуются больше нормы (8,6 баллов). Снимают предэкзаменационное волнение перерывами в подготовке к экзамену, переключением на другие дела, тщательной подготовкой, вкусной едой, сном, поддержкой родных, занятиями дыхательной гимнастикой, успокоительными препаратами. Большинство не применяет никаких методов снятия волнения.

Можно предложить следующие методы, направленные на снижение учебного стресса:

- разработать систему приоритетов в своей учебной работе;

- наладить эффективные отношения с преподавателями;

- не соглашаться с кем-либо, если возникают противоречивые требования;

- своевременно сообщать преподавателю, когда ожидания или стандарты оценки задания не ясны;

- соблюдать режим;

- использовать упражнения для сохранения хорошего физического самочувствия.

Список литературы

1. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.

2. Щербатых Ю.В. Психология стресса. М.: Эксмо, 2008.

3. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2007.

10

100

50

0

5

Интернет-ресурсы:

1. http://video.yandex.ru/users/pugachev-alexander/ view/2313/# Энциклопедия тайн: стресс.

2. http://lib.rus.ec/a/10949 собрание книг Ганса Селье

3. http://n-life.org/?p=58 статья «Как преодолеть стресс»

4. http://www.no-stress.ru/ портал, посвященный борьбе со стрессом

Сведения об авторах

Новгородцева Ирина Владимировна - к.п.н., доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики Кировской ГМА. E-mail: inovgorodceva@mail.ru

Мусихина Светлана Евгеньевна - студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: svetlanamusikhina@gmail.com

Пьянкова Валерия Олеговна - студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: missvalery1@rambler.ru

УДК 159.923

В.В. Носкова, Е.В. Носкова, И.В. Новгородцева, А.В. Мартемьянова

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кировская государственная медицинская академия

V.V. Noskova, E.V Noskova, I.V. Novgorodtseva, A.V. Martemyanova

MENTAL PROPERTIES AND STATE OF THE INDIVIDUAL MEDICAL

STUDENTS: THE GENDER DIMENSION OF THE RESEARCH

Kirov state medical academy

Изучение личности будущих врачей является актуальной темой, т.к. раскрытие ключевых параметров личностных качеств позволяет выстроить оптимальный путь развития будущих специалистов в зависимости от их личных особенностей.

Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются психические свойства (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов, В.Д. Шадриков), которые являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, а их выраженность проявляется во внешне наблюдаемых различиях в поведении и деятельности людей.

Психические состояния определяют успешность деятельности субъекта, физическое и психическое здоровье; выявляют закономерности, характеризующие состояние работающего человека, особенности психической регуляции (Н.Д. Левитов, А.Г. Гримак, Н.Д. Данилова, А.И. Еремеева, Е.Г. Ильин, А.Б. Леонова и др.).

Изучение психических свойств и состояний студентов-медиков - юношей и девушек - является активно изучаемой областью психологии и важно в практическом плане, поскольку свойства и состояния влияют на формирование будущей профессиональной деятельности.

В статье рассмотрены гендерные отличия психических свойств и состояний личности студентов-медиков: тип личности, сила нервной системы, уровни фрустрации, ригидности, агрессивности, тревожности.

Ключевые слова: психические свойства и состояния личности, тип личности, сила нервной системы, фрустрация, ригидность, агрессивность, тревожность.

The study of personality of future physicians is an important issue, since the disclosure of the key parameters of personal qualities allows you to build an optimal path of development of future specialists depending on their personal characteristics.

The foundation of the whole psychological structure of personality and its contents are mental properties (B.G. Ananiev, C.S. Merlin, C.M. Rusanov, C.D. Shadrikov), which are the result of the physiological activity of the brain, and their expression is manifested in the externally observable differences in behavior and activities of people.

Mental state determines the success of the activity, physical and mental health; identify regularities that characterize the condition of the working man, especially the mental regulation (N.D. Levitov, A.G. Grimak, N.D. Danilov, A.I. Eremeeva, E.G. Ilyin, A.B. Leonov and others).

The studying of mental properties and States of medical students (boys and girls) is actively studied in the field of psychology and is important in practical terms because the properties and States influence the formation of future professional activity of medical students.

The article considers gender differences mental properties and States of personality medical students. For this study was conducted to determine the type of personality, strength of the nervous system, the level of frustration, rigidity, aggressiveness, anxiety.

Key words: properties and state of the individual, personality type, the power of the nervous system, frustration, rigidity, aggressiveness, anxiety.

Введение

Свойства (или черты) личности характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, к окружающим людям, группам людей и миру в целом, которые представлены в общении и взаимодействии. В свойствах личности проявляются психорегулятивные и мотивационные особенности психики конкретного человека.

Психические свойства индивида относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

Психическое состояние (Н.Д. Левитов) представляет собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени. По уровню динамичности состояния занимают промежуточное место между процессами и свойствами. Психические состояния

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.