Интернет-ресурсы:
1. http://video.yandex.ru/users/pugachev-alexander/ view/2313/# Энциклопедия тайн: стресс.
2. http://lib.rus.ec/a/10949 собрание книг Ганса Селье
3. http://n-life.org/?p=58 статья «Как преодолеть стресс»
4. http://www.no-stress.ru/ портал, посвященный борьбе со стрессом
Сведения об авторах
Новгородцева Ирина Владимировна - к.п.н., доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики Кировской ГМА. E-mail: [email protected]
Мусихина Светлана Евгеньевна - студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: [email protected]
Пьянкова Валерия Олеговна - студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: [email protected]
УДК 159.923
В.В. Носкова, Е.В. Носкова, И.В. Новгородцева, А.В. Мартемьянова
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Кировская государственная медицинская академия
V.V. Noskova, E.V Noskova, I.V. Novgorodtseva, A.V. Martemyanova
MENTAL PROPERTIES AND STATE OF THE INDIVIDUAL MEDICAL
STUDENTS: THE GENDER DIMENSION OF THE RESEARCH
Kirov state medical academy
Изучение личности будущих врачей является актуальной темой, т.к. раскрытие ключевых параметров личностных качеств позволяет выстроить оптимальный путь развития будущих специалистов в зависимости от их личных особенностей.
Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются психические свойства (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов, В.Д. Шадриков), которые являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, а их выраженность проявляется во внешне наблюдаемых различиях в поведении и деятельности людей.
Психические состояния определяют успешность деятельности субъекта, физическое и психическое здоровье; выявляют закономерности, характеризующие состояние работающего человека, особенности психической регуляции (Н.Д. Левитов, А.Г. Гримак, Н.Д. Данилова, А.И. Еремеева, Е.Г. Ильин, А.Б. Леонова и др.).
Изучение психических свойств и состояний студентов-медиков - юношей и девушек - является активно изучаемой областью психологии и важно в практическом плане, поскольку свойства и состояния влияют на формирование будущей профессиональной деятельности.
В статье рассмотрены гендерные отличия психических свойств и состояний личности студентов-медиков: тип личности, сила нервной системы, уровни фрустрации, ригидности, агрессивности, тревожности.
Ключевые слова: психические свойства и состояния личности, тип личности, сила нервной системы, фрустрация, ригидность, агрессивность, тревожность.
The study of personality of future physicians is an important issue, since the disclosure of the key parameters of personal qualities allows you to build an optimal path of development of future specialists depending on their personal characteristics.
The foundation of the whole psychological structure of personality and its contents are mental properties (B.G. Ananiev, C.S. Merlin, C.M. Rusanov, C.D. Shadrikov), which are the result of the physiological activity of the brain, and their expression is manifested in the externally observable differences in behavior and activities of people.
Mental state determines the success of the activity, physical and mental health; identify regularities that characterize the condition of the working man, especially the mental regulation (N.D. Levitov, A.G. Grimak, N.D. Danilov, A.I. Eremeeva, E.G. Ilyin, A.B. Leonov and others).
The studying of mental properties and States of medical students (boys and girls) is actively studied in the field of psychology and is important in practical terms because the properties and States influence the formation of future professional activity of medical students.
The article considers gender differences mental properties and States of personality medical students. For this study was conducted to determine the type of personality, strength of the nervous system, the level of frustration, rigidity, aggressiveness, anxiety.
Key words: properties and state of the individual, personality type, the power of the nervous system, frustration, rigidity, aggressiveness, anxiety.
Введение
Свойства (или черты) личности характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, к окружающим людям, группам людей и миру в целом, которые представлены в общении и взаимодействии. В свойствах личности проявляются психорегулятивные и мотивационные особенности психики конкретного человека.
Психические свойства индивида относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.
Психическое состояние (Н.Д. Левитов) представляет собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени. По уровню динамичности состояния занимают промежуточное место между процессами и свойствами. Психические состояния
характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстроты действия, качества и т.д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.
Как отмечается во многих исследованиях, в психических состояниях и свойствах имеются ген-дерные различия (Е. Маккоби, К. Джеклин, В.П. Плотников, Е.П. Ильин, П.А. Ковалев и др.). Женщины отличаются большей эмоциональной чувствительностью и эмоциональной нестабильностью, мужчины более агрессивны, более склонны к конфликтам и асоциальному поведению, а также к неадекватности эмоциональных проявлений. Агрессивное поведение мужчин имеет более непосредственный характер и связано с контролирующей функцией Суперэго, чем у женщин, у которых такое поведение является защитным механизмом и связано с «силой-слабостью Эго». А какие же отличия в психических состояниях и свойствах проявляются у студентов-медиков? Именно изучению данных аспектов и посвящена работа.
Цель исследования: выявить гендерные отличия психических свойств и состояний личности студентов-медиков.
Объектом исследования стали студенты 2 курса специальности «Лечебное дело» Кировской государственной медицинской академии в возрасте от 18 до 23 лет. Общее количество обследованных составило 196 человек.
Предмет исследования: психические свойства и состояния личности.
Методы исследования: теоретический анализ источников информации, тестирование, математическая обработка данных.
Для исследования использовались методика А. Молярук «Тип личности»; методика Г. Айзенка, направленная на исследование основных эмоциональных психических состояний на основе самоотчета испытуемых; теппинг-тест (автор Е.П. Ильин).
2,3% девушек прагматичны, уверены в своих силах, держат все под ко нтролем, по латаются на с ебя (тип личности 5). Среди юношей данный тип не выявлен.
16,4% юношей относятся к аналитическому типу, очень чувствительны, культура играет для них особую роль (тип личности 7). Среди девушек данный тип не выявлен.
Методика Г. Айзенка позволяет выявить у испытуемых основные психические состояния, которые он называет тревожностью, фрустрацией, агрессивностью и ригидностью.
Тревожность как личностный фактор имеет много эмоциональных проявлений (рис. 2). Личность с повышенной тревожностью скорее причинит вред себе, чем другим.
* 70 60 50 40 30 20 10 О
64,6
54,7
39,1
23
□ Юноши
□ Девушки
-М
Т23"
не тревожны средняя очень
тревожность тревожны
4 уровень тревожности
Рис. 2. Сравнительные результаты исследования тревожности у студентов-медиков.
Изучение тревожности показало, что девушки 2 курса лечебного дела более тревожны, чем юноши.
Для девушек характерны страхи, застенчивость, робость, раздражение, гнев, чувство вины. Юноши более устойчивы к неудачам и не боятся трудностей.
Фрустрация в методике выступает синонимом психического состояния нереализованных побуждений (рис. 3).
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование началось с изучения типов личности студентов (рис. 1).
Тип личности - психологические и социальные особенности и черты личности.
Для обследования использовалась методика А. Молярук «Тип личности».
ь 45 40 -35 -30 25 -20 -15 -10 5 0
13,7
10,8 11
46
□ Юноши ■Девушки
номер рисунков
Рис.1. Сравнительные результаты исследования типов личности студентов-медиков.
Определение типологии личности показало, что у 40% девушек и у 31,5% юношей преобладает склонность к самоанализу и размышлениям (тип личности 3).
18,5% девушек и только 1,4% юношей впечатлительны, беззаботны (тип личности 1).
% ю та 60 50 40 30 20 10 о
69,8
И 1
ыМ
□ Юноши ■Дввушки
уровень фрустрации
не средняя
фрустрированны фрустрация
низкая фрустрация
Рис. 3. Сравнительные результаты исследования фрустрации у студентов-медиков.
Изучение фрустрации у студентов-медиков выявило, что девушки более фрустрированы. Эго состояние проявляется в переживаниях разочарования и отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается. Юноши же более удовлетворены своими потребностями.
Агрессивность в психологической литературе трактуется как личностная черта, теснейшим образом связанная с агрессией (рис. 4).
3—2
0
спокойны средним уровень агрессивны
степень агрессивности
Рис. 4. Сравнительные результаты исследования агрессивности у студентов-медиков.
Агрессивность практически в равной степени проявляется и у девушек, и у юношей и достигает среднего уровня.
Ригидность как личностный фактор предполагает жесткую направленность поведения и вязкость эмоций (рисунок 5).
леппм ореяньй уровень непвронпючеемооть
переел ючаемость
Рис. 5. Сравнительные результаты исследования ригидности у студентов-медиков.
Люди с сильной нервной системой обладают выдержкой и невпечатлительностью, способностью переносить сверхсильные раздражители. Работают спокойно, не отвлекаются, не теряют работоспособности, не так быстро включаются в работу, хуже чувствуют других. Задания таким студентам необходимо предъявлять от простого к сложному. Сильная нервная система, будь то учеба или какой другой вид деятельности, обычно работает не в полную силу. Чтобы система включилась, необходимо создавать ситуации повышенной мотивации. Сильная нервная система, вовремя организованная отрицательным подкреплением, может показывать к моменту контроля просто высокие результаты.
Люди со слабой нервной системой плохо держат сигнал, сгорают, не могут ждать (терпеть), с трудом удерживают новую информацию, не способны переносить сверхсильные раздражители, обладают высокой сензитивностью, способностью различать сверхслабые сигналы. Присутствует способность к тонкому различению сходных раздражителей. В этом заключается ее преимущество перед сильной. Люди со слабой нервной системой часто нервничают, ведут себя менее уравновешенно, но лучше отражают, в ряде ситуаций, динамику межличностных отношений, включаются в процесс не сразу и при длительной напряженной работе начинают допускать ошибки, утомляются. Студенту надо давать задания от сложно го к простому. Слабая нервная система не переносит публичных форм порицания, тяжело переживает плохие оценки. Имеют природные склонности управлять и командовать. Во-первых, у них значительно меньше терпения смотреть на «все эти безобразия». Во-1нрых, в них достаточно сочувствия и сопереживания, чтобы успеть заручиться поддержкой макси-маньно широкого круга лиц.
В ходеисследования получены следующие ре -зультаты (рис. 7).
уровень 'ереключае мости
У девушек, в отличие от юношей, сильнее выражена ригидность, которая проявляется в неизменности поведения, убеждений, взглядов, даже если они не соответствуют реальной обстановке.
Сравнительные результаты изучения психических состояний студентов-медиков (рис. 6) показали, что тревожность (38,5%) и фрустрация (36,5%) сильнее выражены у девушек, а агрессивность (39%) и ригидность (37,7%) незначительно у юношей.
39 37,7 36,5-^^-36,2-——
□ Юноши ■Девушки
Тревожность фрустрация Агрессивность Ригидность
Рис.6. Сравнительные результаты исследования психических состояний студентов-медиков.
Далее исследование было продолжено изучением силы нервной системы, (теппинг-тест, автор Е.П. Ильин).
Сила нервной системы - это врожденный показатель. Он используется для обозначения выносливости и работоспособности нервных клеток.
Рис. 7. Сравнительные результаты исследования силы нервной системы студентов-медиков.
Для 14,7% (10 человек) юношей и 11,7% (15 человек) девушек характерна сильная нервная система.
У 11,8% (8 человек) юношей и 17,2% (22 человека) девушек - средняя нервная система.
В выборке исследуемых девушек 47 человек (36,7%) со средне-слабой и 44 человека (34,4%) со слабой нервной системой.
У юношей 23 человека (33,8%) со средне-слабой и 27 человек (39,7%) со слабой нервной системой.
15
Выводы
Итак, выявление тендерных отличий психических свойств и состояний личности студентов-медиков показало: большинство студентов-девушек и студентов-юношей склонны к самоанализу и размышлениям, открыты новым впечатлениям, любознательны. Юноши в большей степени ригидны, а девушки подвержены фрустрации. В целом в выборке исследуемых преобладают студенты-юноши со слабой (39,7%) и средне-слабой нервной системой (33,8%). Меньше студентов с сильной (14,7%) и слабой нервной системой (11,8%). Максимальное количество девушек имеет средне-слабую нервную систему (36,7%), а минимальное число - с сильной нервной системой (11,7%).
На основе полученных данных можно дать рекомендации студентам в выборе специализации. Для людей с сильной нервной системой подойдут такие специальности, как: хирург, реаниматолог, врач скорой помощи, анестезиолог, травматолог, акушер-гинеколог, т.е. эмоционально устойчивые люди, для которых чувства и эмоции второстепенны; со средней нервной системой: терапевт - спокойные и уравновешенные люди; со слабой нервной системой: врач УЗИ, ЭКГ и рентген-кабинета, лор, офтальмолог -люди, которые напрямую не сталкиваются с кровью, болью, проблемами пациентов.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.
2. Психология человека от рождения до смерти». Учебник / под ред. Реан А.А. СПб.: Питер, 2002.
3. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник. М.: «Юнити-Дана», 2012.
4. Интернет-ресурсы: http://azps.ru.
5. Интернет-ресурсы: http://besttest.com.ua.
Сведения об авторах
Носкова Валентина Владимировна - студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: [email protected].
Носкова Елена Владимировна - студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: [email protected].
Новгородцева Ирина Владимировна - к.п.н., доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики Кировской ГМА. E-mail: [email protected].
Мартемьянова Анна Вячеславовна - студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: [email protected].
УДК 616-091:61(091)(470.342) Д.Е. Мильчаков
СТАНОВЛЕНИЕ ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛЕ
Кировская государственная медицинская академия D.E. Milchakov
ESTABLISHING OF PATHOLOGICAL ANATOMY SERVICES IN VYATKA LAND
Kirov state medical academy
В статье в хронологическом порядке показано развитие патологоанатомической службы от её начала до наших дней. История развития начинается с любознательного исследования до истинно научно обоснованных морфологических изменений, происходящих в больном организме при различной патологии. Претерпевая религиозные и этические нормы, несмотря на запреты и различные догмы, патологическая анатомия как дисциплина пережила эти тяжелые времена и постепенно сформировалась в науку. Многие ученые оставили свой след на этапе формирования ее как целостной дисциплины. С появлением опыта создавались научные школы и центры, проходили реорганизации, улучшалось материально-техническое оснащение.
Патологоанатомическая служба в Вятке появилась во второй половине XIX века. Возглавляли её выдающиеся люди - выпускники московской и ленинградской школ вплоть до 1946 года. Далее служба развивалась вместе со страной. На сегодняшний день в каждой крупной центральной районной больнице имеется врач патологоанатом. В 1987 году на Вятке организована Академия, которая берет свое начало от филиала и вырастает в самостоятельную академическую высшую школу со своей кафедрой патологической анатомии. Первым заведующим кафедрой был избран профессор из Ленинграда Колосов А.Е, который возглавлял её в течение 18 лет.
25 лет пути пройдены, но все прекрасно понимают, что мы в начале пути, впереди еще будут окрыляющие проекты, пытливые и любознательные молодые ученые, великолепные материально-технические условия, мудрые учителя, новые открытия.
Ключевые слова: история медицины, патологическая анатомия, наука.
This article in chronological order shows the development of pathological anatomy service since the appearance to present time. History of development begins with an inquisitive study to scientifically justified morphological changes that occur in the patient with different pathologies. Undergoing religious and ethical norms, despite prohibitions and different doctrines, pathological anatomy as a science survived these difficult times and gradually formed into a science. Many scientists have left their mark on the stage of its formation as a discipline. With the advent of experience formed scientific schools and centers, passed the reorganizations, improved the material and technical equipment.