Научная статья на тему 'Учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий в вузе: итоги одного исследования'

Учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий в вузе: итоги одного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / дистанционные образовательные технологии / педагогическая коммуникация / мотивация к обучению / distance learning / distance learning technologies / pedagogical communication / motivation to learn

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Владимировна Амосова

В статье представлены результаты исследования, проведенного на юридическом факультете Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации. Выборка составила 97 студентов первого-четвертого курсов. Цель исследования — оценить степень удовлетворенности студентов учебным процессом с использованием дистанционных образовательных технологий и оснований этой оценки. Основными методами исследования явились метод педагогического наблюдения, диагностической беседы, метод анкетирования. В качестве результатов исследования сделаны выводы как о преимуществах, так и о трудностях, недостатках, проблемах, которые возникают у студентов в условиях учебного процесса с использованием ДОТ, требующих целенаправленных усилий для их преодоления со стороны преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Владимировна Амосова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational process with the use of distance learning technologies at university: results of a study

The article presents the results of the study conducted at the Law Department of the Irkutsk Law Institute (branch) University of the Prosecutor’s Office of the Russian Federation. The sample consisted of 97 first-fourth year students. The purpose of the study was to assess the degree of student satisfaction with the educational process using distance learning technologies and the grounds for this assessment. The main research methods were the method of pedagogical observation, diagnostic conversation, and the questionnaire method. As the results of the study, the author made the conclusions about both the advantages and difficulties, disadvantages, problems that students faced in the educational process using DLT, which require targeted efforts to overcome them on the part of a lecturer.

Текст научной работы на тему «Учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий в вузе: итоги одного исследования»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 224 — 229. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):224 — 229.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 37.02 NIION: 2007-0062-4/21-053

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-224-229 MOSURED: 77/27-004-2021-04-253

Учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий в вузе: итоги одного исследования

Татьяна Владимировна Амосова

Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Иркутск, Россия, amotv@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, проведенного на юридическом факультете Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации. Выборка составила 97 студентов первого-четвертого курсов. Цель исследования — оценить степень удовлетворенности студентов учебным процессом с использованием дистанционных образовательных технологий и оснований этой оценки. Основными методами исследования явились метод педагогического наблюдения, диагностической беседы, метод анкетирования. В качестве результатов исследования сделаны выводы как о преимуществах, так и о трудностях, недостатках, проблемах, которые возникают у студентов в условиях учебного процесса с использованием ДОТ, требующих целенаправленных усилий для их преодоления со стороны преподавателя.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, педагогическая коммуникация, мотивация к обучению

Для цитирования: Амосова Т.В. Учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий в вузе: итоги одного исследования // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 224—229. doi: 10.2441 1 / 2073-3305-2021-4-224-229.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Educational process with the use of distance learning technologies at university: results of a study

Tatiana V. Amosova

Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's

Office of the Russian Federation, Russia, amotv@mail.ru

Abstract. The article presents the results of the study conducted at the Law Department of the Irkutsk Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. The sample consisted of 97 first-fourth year students. The purpose of the study was to assess the degree of student satisfaction with the educational process using distance learning technologies and the grounds for this assessment. The main research methods were the method of pedagogical observation, diagnostic conversation, and the questionnaire method. As the results of the study, the author made the conclusions about both the advantages and difficulties, disadvantages, problems that students faced in the educational process using DLT, which require targeted efforts to overcome them on the part of a lecturer.

Keywords: distance learning, distance learning technologies, pedagogical communication, motivation to learn

For citation: Amosova T.V. Educational process with the use of distance learning technologies at university: results of a study // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):224 — 229. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-224-229.

Информатизация всех социальных процессов и использование дистанционных технологий в настоящее время становится неизбежным условием развития во всех сферах,

© Амосова Т.В., 2021.

поскольку информационные технологии охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации. Под информационными технологиями понимаются процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, пре-

доставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, а также ресурсы, используемые для получения, сбора, обработки, хранения и распространения информации [1].

До недавнего времени место и необходимость использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования в целом и высшего образования в частности были предметом интенсивных дискуссий в профессиональной среде, и дистанционное обучение (образование на расстоянии) рассматривалось как форма обучения, предназначенная в основном для особых групп населения — инвалидов, военнослужащих, нерезидентов и т.п. [13]. После экстренного перехода университетов в период пандемии в 2020 г. на дистанционный образовательный процесс необратимость масштабного внедрения электронного обучения, преимущества которого до пандемии виделись главным образом в его экономической эффективности [4], стала очевидной.

Порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий определяется в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [2]. В Российской Федерации под электронным обучением «понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».

В педагогическом контексте термин «онлайн-обучение» используется всякий раз, когда речь идет об отсутствии очного контакта с преподавателем. Однако многочисленные исследования в области образовательных технологий сходятся в том, что в основе онлайн-обучения лежит тщательно спроектированный и спланированный учебный процесс в электронной информационно-образовательной среде, поддерживаемый методически обоснованной и целенаправленной последовательностью учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, которые обеспечивают достижение результатов обучения в формате исключительно электронного обучения [12].

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» под дис-

танционными образовательными технологиями (далее — ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2].

Доктринальное значение термина «дистанционные образовательные технологии» при всем разнообразии толкований и подходов в самом общем виде — разновидность образовательных технологий, которые реализуются с применением информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение активно совершенствуется и развивается во всем мире, и необходимость исследовать его различные аспекты очевидна. Дистанционное обучение имеет ряд существенных достоинств — начиная от экономических выгод, комфорта для субъектов обучения и заканчивая расширением доступа к образованию в социальном, географическом и культурном плане.

Однако при несомненных достоинствах у дистанционного обучения выявлен ряд серьезных недостатков. Так, отмечается, что при традиционном формате обучения удается освоить больший объем знаний по сравнению с дистанционным форматом [10]; существенными проблемами являются сложности планирования учебного процесса и снижение мотивации к обучению вследствие отсутствия внешнего контроля [5; 11]. В нашей стране, если отвлечься от технических сложностей, связанных с реализацией дистанционных технологий в вузе, отмечаются следующие проблемы использования дистанционных образовательных технологий: непроработанность нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и особенности реализации дистанционного обучения; терминологические ошибки в интерпретации сущности дистанционного образования; приоритет коммерческой составляющей при формировании данной системы в ущерб образовательно-педагогическим задачам [8]; перенос стандартной, аудиторной формы проведения занятий в формат видеоконференции, использование аудиторных методов и приемов обучения при отсутствии взаимодействия преподавателя с обучающимися, слабый контроль при оценке знаний обучающихся; коммерциализация дистанционного образования в виде использования его как формы неоправданного увеличения количества студентов, снижение качества образования [3; 6].

В настоящей статье изложены результаты исследования, проведенного в апреле 2021 г. в Иркутском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации. Целью исследования являлось выявление степени удовлетворенности учебным процессом с использованием ДОТ со стороны студентов и оснований этой оценки. Основным методом исследования было анкетирование, в котором приняли участие студенты 1-го — 4-го курсов юридического факультета (всего 97 человек). Анкетирование проводилось в формате онлайн-тести-рования на сервисе Online Test Pad. В анкете студентам было предложено ответить на вопро-

сы, связанные с определением преимуществ и трудностей, с которыми, по мнению студентов, они столкнулись в процессе дистанционного обучения. Часть вопросов касалась оценки качества обучения самими студентами по сравнению с традиционной формой, а также перспектив по внедрению дистанционного обучения в образовательный процесс.

На вопрос анкеты «Какие преимущества, с вашей точки зрения, появляются в результате использования дистанционного обучения?» были получены представленные ниже варианты ответов (была возможность выбрать любое количество вариантов)(табл. 1).

Таблица 1. Результаты анкетирования по выявлению преимуществ дистанционного обучения

Вариант ответа Количество ответов, %

Появляется возможность экономии денежных ресурсов и времени, затрачиваемых на дорогу к учебному заведению и обратно 75,5

Возможность избежать излишних контактов в целях профилактики вирусной инфекции 69,1

Предоставляет возможность обучения в удобное время и удобном месте 67

Развиваются навыки самоконтроля 66

Возможность избежать логистических сложностей вследствие плохих погодных условий 45,7

Гибкость учебного процесса 44,7

Формируются навыки работы с объемами информации, развивается самостоятельность в поиске и использовании необходимой информации 41,5

Формируется мотивация к самообразованию 33

Повышается мой уровень знаний, умений, навыков 13,8

Ослабление контроля усвоения учебного материала со стороны преподавателя во время сессии 4,3

Не вижу никаких преимуществ 5,3

Самыми частотными ответами были следующие: появляется возможность экономии денежных ресурсов и времени, затрачиваемых на дорогу к учебному заведению и обратно (75,5%); возможность избежать излишних контактов в целях профилактики вирусной инфекции (69,1%); предоставляет возможность обучения в удобное время и удобном месте (67%); развиваются навыки самоконтроля (66%). Таким образом, основными преимуществами дистанта, по мнению студентов, являются возможности, связанные с удобствами, экономией времени и денег на дорогу, а также вирусной профилактикой.

Для оценки проблем, с которыми сталкиваются студенты при дистанционном обучении, было сформулировано несколько вопросов. Один вопрос касался трудностей, связанных непосредственно с обучением, два других — с трудностями технического обеспечения учебного процесса.

На вопрос анкеты «С какими трудностями (в отношении процесса обучения) вы столкнулись во время дистанционного обучения?» были получены представленные ниже варианты ответов (была возможность выбрать любое количество вариантов) (табл. 2).

Таблица 2. Результаты анкетирования по выявлению трудностей во время дистанционного обучения

Вариант ответа Количество ответов, %

Отвлечение на посторонние от учебного процесса виды деятельности, шумы, явления, гаджеты и пр. 59,6

Ощущение недостаточной вовлеченности в процесс обучения вследствие опосредованного общения с преподавателями и группой 44,7

Снижение уровня мотивации к обучению 28,7

Большой объем задаваемых материалов 28,7

Сложности с освоением учебного материала в дистанционном формате 25,5

Коммуникационные проблемы (затруднения в общении) 18,1

Сложности с использованием электронной образовательной среды 16

Недостаточное владение технологиями дистанционного обучения 8,5

Сложности с ограничением сроков предоставления контрольных заданий 6,4

На данный вопрос 59,6% студентов выбрали вариант ответа, связанный с отвлечением на посторонние от учебного процесса виды деятельности, шумы, явления, гаджеты и пр. Немногим меньше половины (44,7%) связывают трудности дистанта с недостаточной вовлеченностью в процесс обучения вследствие опосредованного общения с преподавателями и группой. Около 30% студентов связывают трудности дистанционного формата со снижением мотивации к обучению, с необходимостью освоения большого объема задаваемых материалов. Анализируя ответы студентов, можно сделать вывод, что основные трудности связаны с недостаточностью самоконтроля.

На вопрос, связанный с техническими трудностями, с которыми столкнулись студенты в процессе дистанционного обучения, были получены представленные ниже варианты ответов (была возможность выбора любого количества вариантов ответа).

Варианты ответов распределились следующим образом: 63,8% жалуются на качество интернета (28% не устраивает качество личных компьютерных средств обучения), 50% сетуют на технические сбои в процессе воспроизведения материала и около 30% не устраивает отсутствие возможности повторного воспроизведения лекции или семинара. Так, основные технические трудности связаны с качеством интернета и техническими возможностями средств обучения.

Вопрос, связанный с личными возможностями технического обеспечения процесса обучения, звучал следующим образом: «Какие устройства вы чаще всего использовали в процессе дистанционного обучения?». Согласно результатам оп-

роса подавляющая доля студентов (79,8%) использует ноутбук, однако небольшая часть (8%) вынуждена пользоваться мобильным телефоном. Оставшаяся часть пользуется персональным компьютером.

Следующие вопросы касались сравнительной оценки качества дистанционного и традиционного форматов обучения с точки зрения студентов. Первый вопрос касался оценки формальных результатов сессии в период дистанционного обучения по сравнению с традиционной формой. Вопрос звучал так: «Изменились ли результаты сессии при дистанционном обучении по сравнению с традиционным обучением?».

Примерно три четверти студентов отмечают, что результаты сдачи сессии, проведенной в дистанционном формате, не изменились. Четвертая часть, согласно их оценке, получила более высокие баллы по результатам сессии в дистанционном формате. Лишь 5% студентов отмечают, что результаты сессии стали хуже. Однако, оценивая качество знаний, полученных в результате дистанционного обучения, студенты показывают несколько иные результаты.

Отвечая на вопрос: «Улучшилось ли качество вашего образования с использованием системы электронного обучения?», половина студентов не смогли самостоятельно оценить качество полученных знаний. Треть студентов не смогли оценить положительно качество образования, основанное на системе электронного обучения. Пятая часть считает, что качество их образования улучшилось с приходом дистанционного формата обучения. Исходя из результатов ответов можно сделать вывод, что результаты текущего контроля не совпадают с оценкой качества знаний

самими студентами при обучении в дистанционном формате, а традиционная форма обучения по части качества усвоенных знаний оценивается студентами более высоко. Также видится, что способные студенты, обладая достаточно высокой степенью мотивации, не снижают, а даже повышают уровень своей академической успеваемости. Такие выводы отчасти совпадают с зарубежными исследованиями [9], где было выявлена взаимосвязь между более высокими оценками на экзаменах у одаренных студентов и более низкими оценками у менее способных студентов при использовании дистанционной формы обучения по сравнению с традиционной.

Ответ на последний вопрос «Какой процент из общего массива занятий, по вашему мнению, можно было бы вывести в дистанционный формат?» подразумевал любое их число. Разброс ответов охватил весь максимально возможный диапазон — от 0 до 100%, а среднее арифметическое составило 47,5%, или около половины. При более детальном анализе было выявлено, что разброс массива в целом вписывался в следующие диапазоны: очень мало или ничего (от 0 до 3%) — 8,5%; около четверти (от 25 до 30%) — 23,4%; половина от всего массива (от 45 до 65%) — 20,2%; три четверти массива (от 70 до 75%) — 12,8% . Таким образом, половина студентов считает, что от четверти до половины занятий допускается проводить в дистанционном формате.

Общий вывод. Преимущества дистанционного формата студенты видят в экономии времени и ресурсов, возможности совершенствования навыков самоконтроля и удобстве. Это соотносится с имеющимися на данный момент данными других авторов, которые выявили, что дистанционное обучение позволяет обучающимся самостоятельно планировать учебный процесс, распоряжаться собственным временем, выбирать наиболее оптимальные режимы обучения, экономить время на передвижениях, облегчает доступ к информации, делает возможность получения знаний более доступным [7].

Среди недостатков были выделены трудности восприятия учебного материала, обусловленные слабой вовлеченностью в процесс обучения, влиянием внешних отвлекающих факторов, недостаточным самоконтролем и опосредованным общением с преподавателями и группой; коммуникативный вакуум и дефицит общения со сверстниками; отсутствие навыка грамотно планировать и организовать учебный процесс в условиях дистанционного обучения.

Таким образом, на основе проведенного исследования видятся как минимум следующие

проблемы при организации учебного процесса с использованием ДОТ, требующие решения со стороны педагога: разработка и использование дидактических средств для повышения мотивации студентов в условиях дистанционного обучения; поиск возможностей для полноценной педагогической коммуникации преподавателя со студентами и организации академического общения студентов; отбор и адекватное использование средств для контроля вовлеченности студентов в образовательный процесс; развитие у студентов навыков самоконтроля.

Список источников

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 29 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

3. Бушу ев И.В., Нектаревская Ю.Б., Толстокора О.Н. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в современной российской высшей школе / / Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences. 2020. № 13 (4). С. 14—21.

4. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: автореф. дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2005.

5. Мукова ЛА. Дистанционное обучение: социально-экономические основы и эффективность (на материале Болгарии) / / Экономика. Профессия. Бизнес. 2016. № 3. С. 81—88.

6. Мукова Л.А. Из практики дистанционного обучения бакалавров в вузе (социально-психологические аспекты) // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 2. С. 157—165. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-2- 157-165.

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004.

8. Рубцова О.Г. Проблемы дистанционного обучения в вузе // Символ науки: международный научный журнал. 2020. № 6. С. 124—126.

9. Cacault M.P., Hildebrand C., Lucchetti J.L., Pellizzari M. Distance Learning in Higher Education: Evidence from a Randomized Experiment / / Journal of the European economic a ssociation. 2021. Vol. 19. Iss. 4. Pp. 2322—2372.

10. Dobbs R., del Carmen, A., & Waid-Lindberg, C. Students' perceptions of online courses: The effect of online course experience / / The Quarterly Review of Distance Education. 2017. Vol. 18, uss. 1. Pp. 98—109.

11. Fidalgo P., Thormann J., Kulyk O. et al. Students' perceptions on distance education: A multinational study / / International journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. Vol. 18. URL: https://doi.org/10.1186/s41239-020-00194-2 (дата обращения: 15.07.2021).

12. Means B., Bakia M., Murphy R. Learning Online: What Research Tells Us about Whether, When and How. New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2014.

13. Simonson M. B., Gary A. Distance learning // Encyclopedia Britannica. 2016. №№ 7. URL: https:// www.britannica.com/topic/distance-learning (дата обращения: 20.06.2021).

References

1. Federal Law of July 27, 2006 No. 149-FZ "On Information, Information Technologies and Information Protection" (as amended on December 29, 2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 31 (1 hour). Art. 3448.

2. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 53 (part 1). Art. 7598.

3. Bushuev I.V., Nektarevskaya Yu.B., Tolsto-kora O.N. Problems and prospects for the development of distance learning in modern Russian higher education // Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI) Series Socio-Economic Sciences. 2020. No. 13 (4). P. 14—21.

4. Zaychenko T.P. Invariant organizational and didactic system of distance learning: author. dis. ... doct. ped. sciences. SPb., 2005.

5. Mukova L.A. Distance learning: socioeconomic foundations and efficiency (based on the material of Bulgaria) // Economics. Profession. Business. 2016. No. 3. P. 81—88.

6. Mukova LA. From the practice of distance learning for bachelors in the university (social and psychological aspects) / / Human psychology in education. 2020.Vol. 2. No. 2. P. 157—165. DOI: 10.33910 / 2686-9527-2020-2-2-157-165.

7. Polat E.S., Bukharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Theory and practice of distance learning. M.: Academy, 2004.

8. Rubtsova O.G. Problems of distance learning at the university / / Symbol of science: international scientific journal. 2020. No. 6. P. 124—126.

9. Cacault M.P., Hildebrand C., Lucchetti J.L., Pellizzari M. Distance Learning in Higher Education: Evidence from a Randomized Experiment // Journal of the European economic a ssociation. 2021. Vol. 19. Iss. 4. Pp. 2322—2372.

10. Dobbs R., del Carmen, A., & Waid-Lindberg, C. Students' perceptions of online courses: The effect of online course experience / / The Quarterly Review of Distance Education. 2017. Vol. 18, uss. 1. Pp. 98—109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Fidalgo P., Thormann J., Kulyk O. et al. Students' perceptions on distance education: A multinational study // International journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. Vol. 18. URL: https://doi.org/10.1186/s41239-020-00194-2 (date accessed: 15.07.2021).

12. Means B., Bakia M., Murphy R. Learning Online: What Research Tells Us about Whether, When and How. New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2014.

13. Simonson M. B., Gary A. Distance learning // Encyclopedia Britannica. 2016. No. 7. URL: https:// www.britannica.com/topic/distance-learning (date accessed: 20.06.2021).

Информация об авторе

Т.В. Амосова — кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Information about the author T.V. Amosova — candidate of philological sciences, associate professor, head of the department of general humanitarian and socio-economic disciplines.

Статья поступила в редакцию 12.11.2021; одобрена после рецензирования 23.11.2021; принята к публикации 03.12.2021.

The article was submitted 12.11.2021; approved after reviewing 23.1 1.2021; accepted for publication 03.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.