Научная статья на тему 'Учебный процесс на лесном факультете университета города Фрайбурга'

Учебный процесс на лесном факультете университета города Фрайбурга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕРМАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минкевич Сергей Иванович

В статье рассмотрены некоторые аспекты учебного процесса на лесном факультете Альберт-Людвиг университета города Фрайбурга. На факультете обучается более 400 студентов; весьма значительно представительство студентов из других стран, которые здесь обучаются по международным «мастер-программам». Одной из отличительных особенностей образовательного процесса является так называемая «блочная» система проведения учебных занятий. Студенты изучают одну дисциплину на протяжении одной или нескольких недель. Таким образом, учебный блок состоит из лекций и лабораторных (семинарских) занятий. Отмечено снижение числа студентов как результат сокращения финансирования образования в области лесного хозяйства, появления альтернативных программ в области защиты природной среды и сохранения биологического разнообразия, экологического туризма и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный процесс на лесном факультете университета города Фрайбурга»

УДК 378.09:630(430)

С. И. Минкевич, доцент

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА ЛЕСНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ УНИВЕРСИТЕТА ГОРОДА ФРАЙБУРГА

Some European countries have a long tradition in forestry education, science and research. The history of many higher education institutions extends back over many centuries. Albert-Ludwigs-Universitaet Freiburg is one of the most prominent educational institution in European forestry.

Общепризнано, что Германия является одной из ведущих стран в мире по лесному образованию.

В немецкой системе высшего образования представлены, в основном, университеты трех типов.

Первый тип — классические университеты (Гейдельбергский университет, университеты во Фрайбурге, Тюбингене, Марбурге и др.), история которых уходит корнями в средневековье. Первоначально в их состав входили лишь философский, медицинский и теологический факультеты. Со временем добавились новые направления, но эти факультеты остались ведущими. Второй тип — это университеты, которые получили свой статус в результате реформирования технических и других отраслевых высших учебных заведений (технические университеты в Дрездене, Мюнхене, высшие технические школы в Ахене и Дармштадте). В этих университетах широко котируются факультеты, которые ведут подготовку по техническим специальностям. Третий тип университетов — университеты, которые возникли в последние 30—40 лет на пике развития системы высшего образования в Германии (Рурский университет в Бохуме, университеты в Константе, Регенсбурге, Билефильде, Потсдаме) и высшие профессиональные школы, которые были созданы как альтернатива университетам. Их девиз — «ориентация на практику».

В Германии, имеющей федеративное устройство, по конституции все задачи по ведению лесного хозяйства и лесопользованию переданы на уровень федеральных земель (Bundesländer), которые проводят эту работу в строгом соответствии с Федеральным лесным актом.

Лесное образование в Германии имеет яркую историю (первая школа, посвященная лесоводству, была основана Георгом Хартигом в Диленбурге в Германии в 1787 г.) и в настоящее время представлено лесными факультетами в Дрездене (технический университет города Дрездена), Фрайбурге (Альберт-Людвиг университет города Фрайбурга), Геттингене (Георг-Август университет города Геттингена), Мюнхене (технический университет города Мюнхена), а также высшими школами в Ротен-бурге на Фульде, высшей сельскохозяйственной школой в Вайенштефане, частной высшей школой в Геттингене, институтом лесного хо-

зяйства в Эберсвальде. В Эберсвальде первые лекции были прочитаны еще в 1830 году, когда из Берлина был переведен факультет лесного хозяйства.

Срок обучения для бакалавров в среднем составляет 3—4 года, для дипломированных специалистов и магистров — от 4 до 6 лет.

Рассмотрим учебный процесс на примере лесного факультета одного из старейших университетов Германии — Альберт-Людвиг университет города Фрайбурга (Albert-Ludwigs-Universitat Freiburg), где у автора была возможность непосредственно ознакомиться с особенностями проведения учебных занятий.

В сравнении с англо-американской системой образования, где образование платное, в Германии высшее образование на 80% финансируется государством. В последнее время ведутся дебаты в Бундестаге страны о том, чтобы ввести небольшую плату (около 400—700 евро в семестр) для студентов. В ряде Земель Германии уже введена такая плата для того, чтобы таким образом пополнить бюджеты университетов (делается акцент, что таким образом будет повышено качество образования в университете). На официальном уровне признается, что в настоящий момент вследствие финансовых проблем немецкая система образования переживает не самые лучшие времена.

На факультете учится более 400 студентов. В настоящее время, помимо немецких студентов, весьма значительно представительство студентов из других стран, которые здесь обучаются по международным «мастер-программам». «Мастер-программа» открыта для студентов всех стран с небольшим акцентом на Европу и представляет для молодых людей возможность получения второго высшего образования; требуется наличие высшего образования, полученного в своей стране (конкурс дипломов), и хорошие подтвержденные знания немецкого языка. После обучения (2—3 года) выпускники получают диплом немецкого образца.

При наличии необходимого количества зачетов и экзаменов (т. н. «кредитов»), студент допускается к написанию дипломной работы на одной из кафедр по теме, которая связана с текущей научной деятельностью кафедры, либо по заказу других институтов или лесных компаний. Интересно, что официальной защиты дипломной работы как таковой не проходит,

студент сдает работу своему научному руководителю в установленные сроки (и стороннему заказчику, если таковой имеется). Перед тем, как представить свою работу, студент обязан пройти ее обсуждение на кафедре, для чего организовывается научный семинар. После того, как работа представлена, руководитель дает ей окончательную оценку и информирует деканат о результатах проведенной студентом работы.

Одной из отличительных особенностей образовательного процесса на лесном факультете города Фрайбурга является так называемая «блочная» система проведения учебных занятий (впрочем, аналогичная система в ходу и в ряде других университетов Европы (Швеция, Финляндия, Нидерланды и др.)). Это означает, что студенты изучают одну дисциплину не в течение одного или нескольких семестров параллельно с другими дисциплинами, а отдельно и на протяжении одной или нескольких недель (один блок). Блок состоит из лекций и лабораторных (семинарских) занятий. Интересно, что аудиторные занятия «блока дисциплины» по возможности сопровождаются и практическими заданиями в группе студентов (проведение измерений на круговых площадках, анализ особенностей изображений космических снимков, сбор гербария растений).

Ниже приводится краткий перечень (не полный) дисциплин лесного факультета для студентов, которые обучаются по «обычной» программе специальности «Лесное хозяйство» (в основном немецкие студенты), а также студентам международной программы «Устойчивое лесное хозяйство и управление землепользованием»: введение в экономику для лесоводов; географические информационные системы (ГИС); лесная зоология (несколько уровней); дендрология (несколько уровней); химические основы почвоведения, геологии, минералогии; растения в юго-западной Германии (определение растений); биология лесных зверей и птиц (несколько уровней); лесная таксация; лесная экономика; экспериментальная физиология древесных растений (несколько уровней); рекреация: направления, конфликты, управление; социальная система лесного предприятия: организация и трудовые отношения; понимание природы леса в аспекте истории и развития; управление лесоохотничьим хозяйством; основы знаний о росте леса и лесоводстве (несколько уровней); СРв-измерения; сбор, обработка и управление данными в системе мониторинга окружающей среды; лесная энтомология;

управление окружающей средой; картирование почв и ГИС; устойчивое управление лесными ресурсами; обработка космических и аэрофотоснимков и др. Таким образом, большинство лесных дисциплин имеют несколько уровней.

Фактически нет обязательного расписания занятий. В начале семестра на сайте факультета в соответствующем разделе публикуется перечень дисциплин, которые будут преподаваться на протяжении семестра, расписание (блоков), их описание, начальные требования, необходимые знания (в том числе и требования по уже изученным дисциплинам для допуска к данному блоку), начало занятий, место проведения лекций и семинаров), общая информация организационного плана, даты проведения встреч и дискуссий.

Как правило, в первой половине дня проходят занятия по расписанию (лекции, лабораторные занятия). Во второй половине дня в расписании студента указывается время работы в библиотеке, дается тематика для самостоятельной проработки, приводится перечень основных литературных источников. Таким образом, ежедневно отводится время для самостоятельной работы студентов.

В целом многими представителями лесных образовательных учреждений отмечается, что сегодня образование в области лесного хозяйства находится в кризисе.

За прошлые десять лет число выпускников образовательных учреждений и программ уменьшилось более чем на 30% во всем мире.

Снижение числа студентов в Европе — результат сокращения финансирования образования в области лесного хозяйства, появления альтернативных программ в области защиты природной среды и сохранения биологического разнообразия, экологического туризма и пр. Учебные заведения оказываются перед проблемой привлечения более качественных студентов и ресурсов. Уменьшение бюджетного финансирования привело к сокращению образовательных программ.

Ключевым фактором в реформировании системы лесного образования в Европе стало объединение в Евросоюз и формирование единого экономического пространства. Проблемы структурных изменений в области высшего лесного образования, вызванные развитием лесного сектора в рамках Евросоюза, являются типичным примером трудностей поиска баланса местных, национальных и глобальных политических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.