ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2008. № 1
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА ЗА РУБЕЖОМ
Статья открывает цикл публикаций, посвященных политической науке в странах Западной Европы. Это журнальный вариант главы из книги "The State of Political Science in Western Europe ", которая вышла в свет в 2007 г. под редакцией Ханса-Дитера Клингеманна, известного нашему читателю по фундаментальному исследованию "Политическая наука. Новые направления ". В новой книге коллектив авторов под руководством Клингеманна представляет образ западноевропейской политологии как академической и исследовательской дисциплины, описывая ее институты, структуры и образовательные программы в 18 странах. Эта книга стала результатом сотрудничества европейских политологов в рамках новой ассоциации политологов-преподавателей — epsNet. В ней западноевропейские политологи обсуждают специфику преподавания политологии в условиях Болонского процесса, адаптация к которому происходит не везде гладко и не во всем удачно. Очень разные стартовые условия данного общеевропейского процесса дают многообразие опыта, что позволяет сравнить этот опыт с отечественными реалиями и сделать выводы не из своих, а из чужих ошибок и трудностей.
Перевод этого труда на русский язык в настоящее время готовится к публикации. Издание будет осуществлено под научной редакцией доктора философских наук, профессора Е. Б. Шестопал.
Сюзанна С. Шюттемайер
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В ГЕРМАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ*
Введение
История становления
Для немецких политологов исследование истории их дисциплины не является сейчас и никогда ранее не являлось важной проблемой1. В настоящее время наиболее распространенная точка зрения сводится к тому, что политическая наука впервые была введена в универси-
The State of Politica! Science in Western Europe / Ed. by H.D. KJingemann. Opladen and Farmington Hills: Barbara Büdlich Publishers, 2007. P. 163—186.
'Тем не менее следует отметить, что этот вопрос привлекает все большее внимание. В 1994 г. в рамках Германской ассоциации политической науки (Deutsche Vereinigung für Politische Wissenschaft — DVPW) была основана Рабочая группа по истории политической науки и политической теории (Geschichte der Politikwissenschaft und der Politischen Theorie). О результатах этой работы см., напр.: Politikwissenschaft. Geschichte und Entwicklung / Hrsg. v. W. Bleek, H. Lietzmann. München: Oldenbourg, 1996; Schulen der deutschen Politikwissenschaft/Hrsg. v. W. Bleek, H. Lietzmann. Opladen, 1999.
тетах как часть программы денацификации державами, оккупировавшими Германию после Второй мировой войны, а раньше — в XIX в. — существовало лишь несколько кафедр в рамках факультетов государст-воведения (Staatswissenschaftliche Fakulüten)1.
В своей основополагающей работе "История политической науки в Германии"3 Вильгельм Блеек подвергает данную точку зрения сомнению. Приводя убедительные свидетельства, он прослеживает историю политической науки в Германии вплоть до создания в XIV в. немецких университетов4. По мнению Блеека, политическая наука в средневековых университетах являлась академической дисциплиной в рамках семи "свободных искусств" (artes liberals), особенно практической философии. Гуманитарным наукам обучали на базовом факультете искусств, окончив который можно было продолжать обучение на трех высших факультетах — права, медицины и теологии. В то время обучение политической науке строилось на основании политических и философских работ Аристотеля, вновь открытого в первой половине XIII в. и ставшего главным авторитетом в области гуманитарных наук. Первые лекции по политике стали читать в 1389 г. в Вене и в 1390 г. в Праге; в университетах Лейпцига и Эрфурта посещение таких лекций стало обязательным в 1410 и 1449 гг. соответственно5. В средневековых университетах политика была предметом, преподавание которого велось в рамках аристотелевского канона, хотя оно не создало собственной методологии и, как правило, не считалось обязательным6.
Новая эпоха в развитии политической науки на немецкой земле началась с Нового времени, что в значительной степени было вызвано прямыми и косвенными последствиями Реформации. Потребность в образованных людях для развития протестантизма и создания современного государства привела к тому, что с 1600 по 1800 г. было
2 См.: Klingemann H.D. Political Science in Germany // Political Science in Europe: Education, Co-operation, Prospects. Report on the State of the Discipline in Europe / Ed. by J.-L. Quermonne. Paris: Sciences Po, 1996. P. 87. Автор здесь следует за работой К.Д. Брахера: Bracher K.D. Wissenschafts und zeitgeschichliche Probleme der politischen Wissenschaft in Deutschland // Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. 1965. N 17. S. 452.
3 Шеек IV. Geschichte der Politikwissenschaft in Deutschland. München, 2001.
4 Такой подход оспаривает Ю. Хартман (Hartmann J. Geschichte der Politikwissenschaft, Opladen: Leske + Budrich, 2003. S. 17 и далее). Он считает, что политическая наука возникла как академическая дисциплина в Соединенных Штатах в конце XIX в., и утверждает, что современная политическая наука неразрывно связана с зарождением современной бюрократии и современного государства.
3 Шеек W. Ор. cit. S. 44. О более ранних ссылках на обучение политической науке в Средние века см. также: Maier Н. Politikwissenschaft // Fischer-Lexikon Staat und Politik / Hrsg. v. E. Fraenkel, K.-D. Bracher. Frankfurt а. M.: Fischer Bücherei, 1957. S. 260—270; Hennis W. Politik und praktische Philosophie. Eine Studie zur Rekonstruktion der politischen Wissenschaft, Neuwied/Berlin: Luchterhand, 1963.
6 Bleek W. Op. cit. S. 50.
создано около 50 новых университетов. От роста этой потребности определенные преимущества получила и политическая наука: она впервые обрела статус самостоятельной академической дисциплины7. В дополнение к нормативно ориентированной политической философии аристотелевского направления в курс ее преподавания были включены новые области и направления: часть Staatswissenschqften (наук о государстве, государствоведение) особенно статистика, финансы, камералистика и последнее — по порядку, но не по значению — Ро1Шкм1$$етс1гаА (политическая наука), что в широком смысле позволяло обеспечить процветание политического сообщества во всех отношениях8.
Дальнейшие институциональные изменения произошли в начале XIX в. Политический кризис конца XVIII в. затронул и автономию университетов как общественных институтов, и Staatswissenschqften. Если территориальное дробление сначала привело к развитию университетов — большинство правителей гордились основанием "собственных" университетов, — то за этой начальной стадией последовало закрытие многих университетов на рубеже веков9. Тем не менее два процесса (оба начавшиеся в связи с Наполеоновскими войнами) имели последствия, различные для Пруссии и других германских государств, главным образом юго-западных: во-первых, поражение Пруссии, которое было воспринято некоторыми ведущими политиками как сигнал к срочному проведению реформ; во-вторых, стремление средних классов в государствах Рейнского союза (которые под защитой Наполеона отделились от германского государства) воспользоваться достижениями Французской революции.
Присущее Пруссии стремление к проведению реформ без революции (и, как оказалось, без конституции) в значительной степени основывалось на развитии культуры и системы образования, что позже получило всемирную известность как гумбольдтовский принцип университетского обучения — ии/уешЛи, и на растущей профессионализации государственной службы. Оба эти фактора способствовали развитию государствоведения в целом, а также политической науки как науки о "хорошо организованном государстве". С одной стороны, эта тенденция служила развитию просвещенного абсолютизма10; с другой стороны, подъем либерализма стал движущей силой для создания новых кафедр политической науки или изменения политического смысла существующих кафедр, особенно в Вюртемберге и
7 Ibid. S. 56.
8 О развитии Staatswissenschaften в одном из главных центров Просвещения и Реформации в основанном в 1694 г. Университете Галле см.: Rudiger А. Die Staatswissenschaft an der Universität Halle im 18 Jahrhundert. Tübingen, 2005.
9 Müller R.A. Geschichte der Universität. Von der mittelalterlichen Universität zur deutschen Hochschule. München, 1990. S. 66.
10 Bleek W. Op. cit. S. 102.
Баварии. Следствием этого стал расцвет наук о государстве в Германии, главным образом в виде комбинации политологии либо с правом, либо с историей11. Этот процесс резко оборвался на самом подъеме: роспуск Национальной ассамблеи, работавшей в 1848— 1849 гг. во Франкфурте в соборе Святого Павла над созданием общегерманской конституции, не только положил конец личной карьере многих участвовавших в ней профессоров политологии, но и привел к институциональному упадку дисциплины во второй половине столетия. Тем не менее важно отметить, что концепция политической науки, бытовавшая в те годы, сохранилась и оказала влияние на основы политической науки в Соединенных Штатах Америки12.
Во второй половине XIX в. дисциплина фактически развалилась, она оказалась в подчинении у правоведения и тщательно контролировалась властями. В основном упадок продолжался и в годы Веймарской республики, несмотря на создание в Берлине в 1920 г. Немецкой высшей школы политики (Deutsche Hochschule für Politik)13. Эта школа не рассматривалась в качестве академического учреждения, по крайней мере до ее повторного открытия в 1949 г. Со стороны представителей академического сообщества она вызывала пренебрежительное отношение как "гимназия для взрослых". Очевидно, что школа полностью утратила к себе доверие с приходом к власти нацистов в 1933 г.
В целом можно отметить, что все происходившее после Второй мировой войны в немецких университетах было не возникновением политической науки, а своего рода возвращением к ней. Поскольку первая послевоенная кафедра политологии, созданная в Университете Кельна в 1946 г., была закрыта бывшим рейхсканцлером Генрихом Брюнингом14, восстановление в 1949 г. Немецкой высшей школы политики послужило институциональной основой для воссоздания политической науки. Эта школа, вошедшая в состав Свободного университета в 1959 г., в первые годы своей деятельности насчитывала 10 политологических кафедр, т.е. почти половину от общего числа кафедр, существовавших в то время в Германии (их тогда было 24)15. Решение о введении курса обучения основам гражданственности (Sozialkunde/Gemeinschaftskunde) в начальных и средних школах, принятое Конференцией западногерманских министров по культуре и образованию (Kultusministerkonferenz — КМК) в 1960 г.16, в последующие годы
11 Ibid. S. 109 и далее.
12 Ibid. S. 189.
13 NickeIЕ. Politik und Politikwissenschaft in der Weimar Republic. Berlin, 2004.
14 Klingemann H.D. Op. cit. S. 87.
15 Ibid.
16 Mohr A. Politikwissenschaft als Universitätsdisziplin in Deutschland // Grundzüge Politikwissenschaft / Hrsg. v. A. Mohr. München—Wien—Oldenbourg, 1995. S. 18.
привело к быстрому росту как профессорско-преподавательского состава, так и студентов.
Современное состояние
Установленные в немецких университетах нормы для получения дипломов по политической науке, т.е. так называемые дипломные и магистерские курсы, обычно продолжаются 9 семестров и быстро меняются. В соответствии с Болонским процессом и политикой применения его положений в Германии повсеместно было введено требование перехода на модульные последовательные программы бакалавра (ВА) и магистра (МА). Некоторые университеты быстро отреагировали на это требование и уже ввели такие курсы для первых групп бакалавров и магистров; в других для введения новой системы требуется больше времени; а третьи весьма неохотно идут на свертывание той системы, которая хотя и считается традиционной, но хорошо зарекомендовала себя высоким качеством образования, с той структурой дипломов, с которой многим не хочется расставаться, поскольку, как им кажется, это приведет к отказу от гумбольдтовского принципа «я/уешйи-. Как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных земель нельзя уклониться от решений немецких министерств образования и науки по воплощению в жизнь положений Болонской декларации и следовавших за ней конференций в Праге, Берлине и Бергене. Поэтому вполне вероятно, что еще на протяжении какого-то времени в системе высшего образования Германии будут сосуществовать элементы старого и нового до тех пор, пока уже станет нецелесообразно — и невозможно в финансовом отношении — цепляться за традиционные структуры. Чтобы избежать последствий слишком больших перемен, некоторые "реформаторы" прибегают к известной схеме, при которой старое вино вливают в новые мехи, иначе говоря, первые 2/3 программы обучения по прежней немецкой системе называют обучением на бакалавра, а содержание последней трети — на степень магистра (разбавляя их некоторыми незначительными новыми требованиями к профессиональной подготовке). Будет ли такая практика прекращена агентствами по аккредитации, покажет время.
Процесс адаптации мог бы быть ускорен рынком. Скорее всего, студенты испытают на себе последствия Болонских обещаний, получив более высокую мобильность, более легкую сопоставимость курсов и упрощенный доступ на (европейский) рынок труда благодаря новым дипломам, если только практическому воплощению этих заявлений общеполитического характера не будет препятствовать национальная политика, направленная на защиту университетов и выпускников от нежелательной конкуренции.
Немецкие университеты и их кафедры политической науки сталкиваются с дополнительными проблемами, также нашедшими отражение в Болонском процессе. Во-первых, рост численности студентов не сопровождается адекватным увеличением ресурсов. В то
время как государство настаивает на увеличении количества студентов, оно не хочет или не может предоставить университетам необходимые средства на оплату возрастающей учебной нагрузки. Это более чем серьезная проблема, поскольку высшие учебные заведения Германии почти полностью зависят от государственного финансирования. Вместе с тем германские правительства поощряют эффективность и конкуренцию между университетами, опасаясь, что Германия (и Европа в целом) проиграет соревнование за научно обоснованные экономику и общество.
Особую сложность, с которой сталкиваются кафедры политологии при переходе к новой структуре дипломов, представляет собой "пропускная способность" образовательных учреждений. Во многих университетах дисциплина представлена лишь двумя или тремя профессорами и небольшим числом ассистентов — молодых лекторов, которые готовят диссертации и лишь часть времени уделяют преподаванию, а также докторов, занятых завершением своего "хабилитата" или второй книги. Из-за более высокого значения показателя отношения количества студентов к количеству преподавателей при новой системе подготовки бакалавров и магистров, что означает повышение педагогической нагрузки (по крайней мере формально, в связи с увеличением лекционных часов, научного руководства и экзаменов), небольшие кафедры не могли позволить себе самостоятельные бакалаврские и магистерские программы по политологии (некоторые разделы ими заимствованы или даны как дополнительная специализация). Для того чтобы выжить в ходе реформы, им приходилось вместе с представителями других кафедр готовить смешанные курсы, которые даже по названию подчас имели мало общего с политической наукой. Было бы преувеличением утверждать, что в связи с этим дисциплина может исчезнуть, но такой процесс может нести в себе угрозу потери ее профессиональной идентичности.
Подобные странные комбинации предметов в учебной программе образовались в силу проблем с нагрузкой, но, скорее, они отражают нынешнюю неопределенность в отношении целей новых структур. Это проявилось в требованиях, сформулированных КМ К, где сказано, что программы бакалавра должны включать в себя достаточное количество прикладных элементов, чтобы через 3 года выпускники могли найти работу по специальности. Такое внимание к диктату работы действительно является самым больным местом для тех, кто отстаивает традиционную позицию ии/уешЛи.
Представляется, что подобного рода неуверенность отражает некоторую неопределенность в том, что кроется в Германии за названием "бакалавр политологии", особенно в плане объема знаний по данной дисциплине и методологических навыков. Однако не следует забывать, что по новым правилам такое академическое звание юридически не установлено. Формально существует только степень "бакалавра вообще", а сведения о конкретном составе предметов, которые
студент изучал на протяжении курса обучения, можно получить только из приложения к диплому. По всей видимости, рекомендации Германской ассоциации политических наук (ОУРЩ на основе главным образом неформальных соглашений, достигнутых ассоциациями политических наук ряда европейских стран17, дали свои результаты: в соответствии с этим документом диплом бакалавра считается дипломом по политической науке лишь в том случае, если по меньшей мере половина рабочей нагрузки, т.е. 90 кредитов, была получена за различные предметы политической науки (политическая теория, управление, сравнительная политология, международные отношения и методология). Поскольку подробные сведения о содержании курсов уже разработаны, большинство кафедр политической науки теперь их и придерживается18.
Тем не менее пока не ясно, будет ли базовая подготовка, полученная во время обучения в бакалавриате, достаточной, чтобы продолжить обучение на недавно утвержденную степень магистра. Нетрудно предположить, что, как всегда это бывает при проведении крупномасштабных преобразований, в ближайшем будущем понадобится ряд дополнительных усилий, обусловленных отношением и выбором студентов.
Другая крупная проблема, стоящая перед немецкими университетами, заключается в росте численности студентов. Как будет показано в следующем разделе, она сможет затронуть факультеты политологии в большей степени, чем другие подразделения университетов. Недавно было подсчитано, что в ближайшие 6 лет количество студентов в высших учебных заведениях возрастет на 15 %. Отчасти это вызвано демографическим ростом, но также и постоянно растущим спросом на высококвалифицированную рабочую силу. Вот почему Совет по науке (^шеидайа/йга/), пользующийся самой высокой репутацией консультативный совет в области научной политики Германии, в январе 2006 г. настоятельно рекомендовал политикам незамедлительно начать создавать возможности для увеличения пропускной способности университетов.
Такая рекомендация соответствует часто раздающимся сетованиям на то, что в списке стран ОЭСР Германия находится на одном из последних мест по численности выпускников университетов на соответствующую возрастную группу. Средний показатель по странам ОЭСР составляет 53%, тогда как в Исландии он равняется 83%, в Новой Зеландии — 81%, а в Швеции — 80%. Замыкает этот список Турция, имеющая показатель 23% (данные приведены на 2003 г.). Уровень студентов высших учебных заведений в Германии составляет 36%. Хотя этот показатель за 2 года увеличился на 4%, это явно ниже
17 Reinalds В., Kuleszfl Е. The Bologna Process — Harmonizing Europe's Higher Education. Including the Essential Original Texts. Opladen, 2005. P. 222—224.
18 Об этом будет сказано подробнее в разделе об образовании.
аналогичных международных данных. Тем не менее к интерпретации подобных статистических выкладок следует подходить осторожно. То, чему в других странах учат в университетах и колледжах, в Германии часто входит в программы специализированной профессиональной подготовки, причем очень высокого развития. Вместе с тем нет никакого сомнения в том, что дети выходцев из нижних слоев общества в Германии при поступлении в высшие учебные заведения подвергаются дискриминации. Поэтому предупреждение Совета по науке следует рассматривать как императив, особенно если оно относится не к центральной бюрократии, а к руководству 16 федеральных земель, настойчиво отстаивающих свои права в этой области. Поэтому координация действий в данном вопросе обходится дорого и нередко целиком зависит от состояния бюджетов различных немецких федеральных земель. Вот уже на протяжении нескольких лет это ведет к постоянному урезанию государственного финансирования университетов и почти к полному отсутствию реакции на финансовые последствия Болонской реформы.
Преподавание и исследования
Высшие учебные заведения с преподаванием политической науки
В 2005 г. в Германии насчитывалось 379 высших учебных заведений, в том числе 103 университета, 74 специализированные школы, 172 политехнических института (РасШосЫсЫ1еп) и 30 школ управления, из которых 69 (или 18,2 %) были частными. В 1994 г. их число равнялось 24 (или 7,3 %). Таким образом, за прошедшие 10 лет оно существенно увеличилось. Но несмотря на значительное развитие, число студентов в частных учебных заведениях продолжает составлять сравнительно небольшую часть от общего количества студентов — 2,3%19.
В высших учебных заведениях, указанных в табл. 1, политическая наука как предмет представлена хорошо. В большинстве этих заведений существуют политологические кафедры с разным набором отдельных предметов, но во многих из них кафедры политической науки отсутствуют — прежде всего речь идет о тех, где профильными являются другие области (медицина или некоторые технические специальности) и где преподавание ведется только по узкоспециализированным программам прикладного характера. В списке ОУР1¥перечислены 70 из 103 университетов, где имеются факультеты или отделения (например, на факультетах экономики или общественных наук), на которых преподается политическая наука в качестве отдельной дисциплины.
19 Использованы данные Федерального бюро статистики.
4 ВМУ, политические науки, № 1
49
Высшие учебные заведения (по федеральным землям, зимний семестр 2005/06 уч. года)
Германия в целом Баден-Вюртемберг Бавария Берлин Бранденбург Бремен Гамбург Гессен Меклен бург-Померания Нижняя Саксония Северный Рейн-Вестфалия Рейнл анд- П фал ш Саар Саксония Саксония-Ан хал ьт Шлезвиг-Гольштейн Тюрингия
Университеты 103 15 12 8 3 2 5 7 2 п 15 6 1 7 2 3 4
Педагогические колледжи 6 6
Церковные колледжи 15 3 3 6 2 1
Колледжи искусств 53 8 8 4 2 1 2 3 1 2 6 2 7 2 2 1
Политехнические институты 172 34 23 8 6 2 6 12 4 12 26 9 2 12 4 8 4
Школы администрирования 30 4 1 1 2 1 2 3 1 1 4 3 1 2 1 1 2
Всего 379 67 48 21 13 6 15 28 8 26 59 20 6 28 10 14 11
В 2004 г. политическую науку в Германии преподавали 347 профессоров (на постоянной основе) и 126 лекторов, занимающих разные должности (на постоянных и временных условиях) и обычно имеющих докторские степени. Многие из них заканчивают свой "ха-билитат", все еще необходимый для получения квалификации профессора (лишь 1 человек из 10 представителей данной группы был "младшим профессором" — это давало возможность получить статус профессора, аналогичного американской схеме). К числу представителей профессорско-преподавательского состава в немецких университетах20 следует добавить 626 молодых университетских преподавателей, договоры с которыми заключаются на срок от 2 до 6 лет; многие
20 В соответствии с данными Федерального бюро статистики подсчитывается только численность преподавателей. Поэтому вполне вероятно, что эти цифры скрывают значительные годовые отклонения в отношении статуса занятости, т.е. преподавателей, работающих по временным договорам, или сотрудников, работающих над проектами.
из них работают над диссертациями: с начала 1990-х годов их численность значительно возросла (с 427 в 1992 г. до 626 в 2004 г.). С одной стороны, это можно рассматривать как позитивную тенденцию подготовки нового поколения политологов. С другой стороны, следует иметь в виду, что рост наиболее квалифицированных преподавателей впечатляет существенно меньше — за тот же период он составил 12 % (309 в 1992 г., 347 в 2004 г.), и, что вызывает особое беспокойство, число докторов колебалось около 130, не увеличиваясь вообще (132 в 1992 г., 126 в 2004 г.). На этих должностях особенно сильно сказалось сокращение бюджетных ассигнований, идущее с 1980-х годов. Если в предыдущие годы практически у каждого заведующего кафедрой был помощник, занимавший так называемую должность С/ (т.е. доктор, заканчивающий подготовку), то теперь таких должностей стало в 3 раза меньше. Все это означает, что продвижение по университетской карьерной лестнице становится все более затруднительным.
Таблица 2
Профессорско-преподавательский состав кафедр политологии в Германии (1992-2004 гг.)
Год Профессора Лекторы (с докторской степенью) Лекторы (без докторской степени) Адъюнкты Всего
1992 309 132 427 970 1 838
1993 308 120 430 929 1 787
1994 325 106 487 1 083 2 001
1995 316 134 487 1 005 1 942
1996 322 130 496 1 018 1 966
1997 303 126 453 718 1 600
1998 284 129 434 713 1 560
1999 318 138 510 650 1 616
2000 289 120 497 585 1 491
2001 301 125 513 687 1 626
2002 305 131 553 661 1 650
2003 342 122 561 764 1 789
2004 347 126 626 866 1 965
Источник: Федеральное бюро статистики (2005 г.).
Однако несмотря на распространенные опасения, что в немецких университетах политическая наука значительно пострадает от снижения числа преподаваемых дисциплин, в основном этого не произошло. Действительно, были закрыты только две кафедры в Сааре и Берлине и приняты решения прекратить преподавание политологии в Университете Саарбрюккена и в Техническом университете Берлина. В последнее время появились планы отменить преподавание полито-
логии в исторически престижном Университете Геттингена, но сильная оппозиция, включая организованную средствами массовой информации, может предотвратить их реализацию. Однако на некоторых кафедрах действительно произошло сокращение профессорско-преподавательского состава. Самые большие потери понес Институт Отто Зура (Otto-Suhr-Institut — OSI) в Свободном университете Берлина: в предшествующие десятилетия там был крупнейший в Западной Германии факультет политологии, где работали более 30 профессоров. Поскольку в самом Берлине и его окрестностях существуют 5 университетов, а сам этот район страдает от бедности, здесь под лозунгом увеличения эффективности было проведено перепрофилирование университетов, в результате чего некоторые предметы в них были объединены, а освободившиеся должности профессоров ликвидированы. Как следует из обзора Германской ассоциации политической науки, в OSI останется только 12 профессорских ставок. Тем не менее вместе с Университетом Констанца (Konstanz) это составит наибольшее в Германии число профессоров политологии. В среднем на факультете работают 4 профессора, специализация которых обычно соответствует традиционному делению предмета на политическую теорию, управление, сравнительную политологию и международные отношения.
Многим факультетам политологии во времена, когда в расчет принимается только экономический аспект университетского образования, удается выжить потому, что там готовят преподавателей так называемых основ гражданственности (Sozialkunde). Этому предмету обучают в школах всех уровней, и учителя по данному предмету требуются во многих немецких землях. Исключение составляет Баден-Вюртемберг, где до сих пор учителей готовят 6 специализированных педагогических учебных заведений, педагогика и дидактика преподаются в университетах, и существует лишь несколько кафедр, где преподавание политологии школьным учителям не составляет основы педагогической нагрузки. Действительно, с точки зрения приема студентов эта задача настолько масштабна, что ее решение помогало дисциплине во многих университетах стать необходимой.
Студенты, система дипломов, правила приема и экзамены
Постепенный рост численности студентов, изучающих политическую науку, наблюдался уже в 1980-х годах. Он утроился за период с 1980 по 1992 г.21 — последний год, за который имеются статистические данные (только по Западной Германии). Таким образом, представляется, что умеренный рост на 10% в следующем году объясняется включением университетов земель Восточной Германии, где
21 Klingemann H.D. Ор. cit. S. 87-102.
кафедры политологии стали совершенно новым явлением, поскольку раньше в ГДР преподавали только марксизм-ленинизм. Соответственно показатели стали расти медленнее, а в 1999 г. даже слегка снизились. Более значительный рост снова произошел между 2001 и 2003 г. В настоящее время в немецких университетах и политехнических институтах политическую науку изучают немногим более 29 тыс. студентов, 40% которых — женщины. Кроме того, почти 3 тыс. студентов, готовящихся стать школьными учителями, записаны на программы основ гражданственности (Sozialkunde, Gemeinschaftskunde).
Для правильной интерпретации показателей необходимо иметь в виду, что в этой статистике не делается различия между разными уровнями образования. Они существенно варьируются. Преподавание политологии может вестись в качестве вспомогательного предмета или одного из предметов гуманитарного цикла (подобно экономике или "свободным искусствам"), в рамках подготовки учителей по основам гражданственности, "магистров" (где политологические дисциплины охватывают как минимум половину 5-летнего курса обучения) или специалистов (также представляющего собой 5-летний курс обучения, в котором основную роль играет политическая наука, а также в него включены незначительные разделы других предметов). Более того, когда начался Болонский процесс, количество студентов, записавшихся на обучение, дающее степени бакалавра и магистра, постоянно росло. В целом из всех студентов немецких университетов и политехнических институтов в 2004 г. 6,1% обучались в бакалавриате, а 1,8% — в магистратуре. Если взять только вновь поступивших, то 12,4% из них выбрали уровень бакалавра и 1,6% — магистра. Соответствующие показатели по вновь поступившим студентам, желающим изучать политологию, следующие: в 2004 г. из 4681 студентов политологических факультетов первого курса 20,3% учились на бакалавра и 1,5% — на магистра.
Студенты-первокурсники в университетах и политехнических институтах, 2004 г.
Политехнические степени нммнннн^^^^^н Щ97 322
Бакалавр 44 397
Магистр Н5 871
Другие степени 34 510
Источник: Федеральное бюро статистики (2006 г.).
Можно предположить, что через пару лет степени "специалист" и "магистр" в политической науке постепенно исчезнут. На большей
Студенты-политологи, 1992—2005 гг. (без учета подготовки учителей)
Год Общая численность Мужчины % Женщины %
1992 20 249 12 571 62 7 678 38
1993 21 857 13 691 63 8 166 37
1994 22 308 13 993 63 8 315 37
1995 22 350 14 015 63 8 335 37
1996 22 762 14 292 63 8 470 37
1997 24 102 14 947 62 9 155 38
1998 24 829 15 281 61 9 548 39
1999 23 977 14 757 62 9 220 38
2000 24 420 14 958 61 9 462 39
2001 25 853 15 678 60 10 175 40
2002 28 266 16 976 60 11 290 40
2003 30 247 18 245 60 12 002 40
2004 28 766 17 277 60 11 489 40
2005 29 080 17 534 60 11 546 40
Источник: Федеральное бюро статистики (2006 г.). части факультетов было принято решение прекратить прием на обучение со старым типом дипломов специалистов и одновременно ввести новые дипломы бакалавров и магистров. Таким образом, старые и новые типы дипломов будут сосуществовать в течение 5 или 6 лет, пока старые не отойдут в прошлое. В табл. 4 отражено положение дел в отношении возможности получения дипломов в 2005 г. Тем не менее такое положение постоянно меняется по мере того, как все больше и больше университетов приспосабливаются к реформам в рамках Болонского процесса.
Трудной проблемой является включение подготовки учителей в структуру бакалавр/магистр. Многое в этом плане пока еще не определено. Особенно остро стоит вопрос о том, надо ли преподавать научные предметы на этапе подготовки бакалавра, или необходимые знания в области педагогики и дидактики следует давать на уровне подготовки магистров педагогики? Альтернативным решением могло бы стать сочетание двух этих подходов, чтобы обеспечить студентам педагогическую подготовку с самого начала, дать им возможность определить, подходят ли они для такой профессии.
До настоящего времени аспирантам в немецких университетах предоставлялась большая свобода. Хорошо это или плохо, но их контролировали только научные руководители (ЗоШп>а1ег или ОпкюгтиГ-1ег). Специальных курсов не существовало; максимум, что требовалось от поступающих в аспирантуру, — это участие в коллоквиумах, где они представляли свои бакалаврские или магистерские исследова-
Политическая наука в высших учебных заведениях, 2005 г.
Университет или высшее учебное заведение Специалист Магистр Основы гражданственности (подготовка учителей) Модульные программы
ВА МА
Аахен X* X X
Аугсбург X X* X
Бамберг X (х) X X X
Берлин, Свободный университет X X X X
Берлин, Гумбольдтов-ский университет X* X X
Берлин, Технический университет X X
Берлин, РНУЯР (политехнический) X X
Билефельд X X X
Бохум X X X X X
Бонн X* X X X
Брауншвейг X X X
Бремен, Высшая школа (политехнический) X X
Бремен, ШВ X X
Бремен, университет X X X X
Хемниц X X X
Дармштадт X* X X X
Дрезден X* X X X
Дуйсбург-Эссен, кампус Дуйсбург X* X X
Дюссельдорф (X) X X
Эйхштат-Ингольштадт X X X X
Эрфурт X X X
Эрланген X* X* X
Эсслинген, Политехнический институт X X
Франкфурт-на- Майне X X X
Франкфурт (Одер) X1 X
Фрайбург X X X X
Гессен X* X X
Гетгинген X* X*
Грайфсвальд X X X
Хаген X* X X
Галле - Витте нбе р г X* X* X X
Гамбург, университет X X X X X
Окончание табл. 4
Гамбург, военный университет X X
Ганновер X* X* X X
Гейдельберг X* X X
Иена X X X
Кассель X X X
Кобленц-Ландау X X
Кельн X X
Констанц X2* X* X X X
Лейпциг X* X* X* X X
Люнебург X X X
Магдебург X X X X
Майнц X X
Мангейм X X* X X х**
Марбург X X* X X X
Мюнхен, КаШ. в! РН X
Мюнхен, университет X X X
Мюнстер X X X X X
Ольденбург X* X X
Оснабрюк X X X X
Падерборн X
Пассау X X
Потсдам X X X X
Регенсбург X X X X
Росток X X X X
Зиген X* X
Шпайер, Высшая школа управления X3
Штутгарт X* X X
Трир X X
Тюбинген X X X X
Фехта X
Вупперталь X X X
Вюрцбург X* X
Педагогические колледжи
Фрайбург X
Гейдельберг X
Карлсруэ X
Людвигсбург X
Швабиш- Гмюнд X
Вайнгартен X
Источник: ОУР\¥, секретариат и собственные исследования через Интернет.
Условные обозначения:
х — только вспомогательные предметы; * — в скором времени заканчивается, дальнейший прием не проводится; ** — скоро будет предложен; *** — основное внимание к социальным исследованиям; 1 — только исследования в области культуры; 2 — диплом по государственному управлению; 3 — расширенный курс по государственному управлению.
тельские проекты. Это была индивидуальная форма обучения, завершив которую можно было получить докторскую степень по философии (Dr. phil.), политической науке (rer politicae — Dr. rer. pol.) либо по общественным наукам (Dr. rer. soc.). Еще до начала проведения реформ в рамках Болонского процесса предпринимались попытки придать подготовке аспирантов более четкую структуру ( Graduiertenkollegs). Введение таких программ требовало дополнительных расходов и вследствие этого было сопряжено с длительными процедурами. Поэтому немногие факультеты подали заявки на участие в них. Однако в последние годы было предпринято больше усилий для организации специализированной подготовки аспирантов. Отчасти это было вызвано конкуренцией между университетами, их стремлением привлечь зарубежных студентов, хотя данный процесс находится еще в самом начале пути.
В отличие от других стран, в Германии не взимается плата за обучение в университетах. Следует платить только символические взносы за административные расходы за регистрацию, медицинское страхование и так называемые семестровые карточки, включающие такие расходы, как пользование общественным транспортом. Постоянный дефицит финансирования университетов со стороны руководства федеральных земель, опасения проиграть в конкурентной борьбе за студентов из Европы и других стран мира в последние годы привели к ожесточенным дебатам о введении платы за обучение. Большинство студентов и их представителей выступают против таких мер. Кроме того, бывшее федеральное правительство, коалиция социал-демократов и зеленых и их министр науки и образования выступили против введения платы за обучение, указав, что такая мера носит социально-дискриминационный характер. Тем не менее высший конституционный суд вынес постановление о том, что федеральное правительство не имеет полномочий запретить землям взимать со студентов плату за обучение. В результате они все более склоняются к принятию решения о введении такой платы.
Поскольку почти все немецкие университеты являются государственными, то не удивительно, что политика приема студентов не проводится ими в индивидуальном порядке. КМК обычно соглашался с действующими в 16 землях правилами определения численности принимаемых студентов. На этой базе министерства рассчитывали максимальную численность студентов для тех учебных заведений, где спрос превосходил возможности профессорско-преподавательского состава и другие возможности соответствующих факультетов. Это и была так называемая numerus clauses — процентная норма набора. Что касается оценок средней школы, то отсев абитуриентов проводился на базе проходного балла. Заявления принимались в соответствии с определенным установленным предельным значением школьных оценок. При поступлении на факультеты политологии, во многих землях ограниченном процентной нормой набора, поскольку желающих
обычно бывает очень много, часто студентами становятся только отличники или очень сильные выпускники средних школ. Вместе с тем все в большем числе федеральных земель принимаются законодательные поправки, согласно которым университетам предоставляется право самим выбирать условия набора студентов. В соответствии с применяемой ныне практикой университеты либо продолжают ориентироваться на школьные оценки (иногда требуются высокие баллы по определенным предметам), либо там проводятся персональные собеседования или вступительные экзамены. Учитывая весьма ограниченные возможности профессорско-преподавательского состава, представляется маловероятным, что многие факультеты политологии пойдут по последнему пути набора студентов, если только университеты не предоставят им как минимум административную помощь для такого способа приема абитуриентов. Неопределенность существующего ныне положения со структурами научных степеней пока недостаточно отражена в статистике успешных экзаменов по политической науке.
Таблица 5
Успешные экзамены по политической науке, 1993—2004 гг.
Год Всего Специалисты и магистры Аспиранты Основы гражданственности (подготовка учителей) Бакалавры Магистры
1993 1 346 1 159 152 35 — —
1994 1 431 1 224 181 26 — —
1995 1 506 1 292 188 26 — —
1996 1 775 1 404 192 179 — —
1997 2 069 1 513 215 341 — —
1998 1 844 1 427 194 223 — —
1999 1 928 1 515 252 161 — —
2000 1723 1 336 262 122 2 1
2001 1 681 1 308 268 97 4 4
2002 1 764 1 463 207 85 7 2
2003 2 185 1 895 217 60 4 9
2004 2 131 1 832 185 73 3 38
Источник: Федеральное бюро статистики (2005 г.).
За последние 2 года число зарегистрированных успешно сданных экзаменов по дисциплине превысило 2000 — такое количество было только один раз в 1997 г. Учитывая тот факт, что на педагогических отделениях политологии обучаются почти 3 тыс. студентов, число сданных по этой специализации экзаменов совсем невелико. Можно предположить, что в ближайшие годы оно увеличится и достигнет уровня, который был ранее. За последние десятилетия в данной области наблюдались удивительные тенденции, которые можно объяс-
нить неточными прогнозами спроса и зачастую ошибочной политикой, проводившейся правительствами земель в отношении найма на работу учителей. Согласно табл. 5, успешных студентов, обучающихся на бакалавра и магистра, очень мало, но в этом нет ничего странного. Большинство университетов лишь теперь начинает вводить новые программы. Поэтому пока рассчитывать на большое количество выпускников нельзя.
Академические специальности
В учебных программах по политической науке трудно определить изменения, связанные с Болонским процессом. Как уже отмечалось выше, если учебная программа подготовки специалистов по политической науке была достаточно формализована и в разных учебных заведениях различий в ней почти не наблюдалось22, то программы подготовки бакалавров, содержащие политологические предметы, крайне разнообразны. Политическая наука является составляющей многочисленных комбинаций, где конкретная часть дисциплины обычно отражает область специализации работающего на кафедре профессора (профессоров). На тех кафедрах, которые предлагают программы подготовки бакалавров политической науки (с 90 кредитами по специализации или более), включены классические комплексы предметов, т.е. политическая теория и политическая мысль или философия, (немецкое) правительство, сравнительная политология, международные отношения, политическая экономия, политическая социология и политологические исследования, либо эти комплексы предметов сочетаются в соответствии с заново разработанными тематическими программами лекций и семинаров по модульной системе. Поскольку этот процесс находится на разных стадиях планирования и воплощения в жизнь, то составить систематический обзор новых учебных программ не представляется возможным. Тем не менее даже при самом общем взгляде на проблему можно сказать, что особых расхождений с рекомендациями ОУР1¥, выпущенными в мае 2003 г., здесь не наблюдается (табл. 6).
Попытки достичь такой же степени детализации программы политической науки, какая существует на европейском уровне (особенно попытки сделать ее обязательной), пока успехом не увенчались. В ближайшем времени начнется систематический сбор данных по программам, целью которого является получение более точной информации о положении дел в этой области и возможности продолжения развития специализированных учебных программ по дисциплине. Именно такую цель стремится достичь недавно созданная Европейская сеть политической науки (е/юЛЛ?/).
22 Подробнее об описании этих старых степеней см.: KUngemann H.D. Op. cit. S. 89.
Предметы базовой учебной программы по политологии
Политическая теория — Основные категории политической науки — Классические авторы по политической теории — Современная политическая теория
Методы — Гносеология — Качественные и количественные методы (включая статистику) — Сравнительные методы
Внутренняя политика и политическая система Германии — Институты — Политическое поведение, участие и представительство — Политический курс — Политика в многоуровневых системах / Германия и Европейское сообщество
Политические системы в сравнении — Институты — Политические процессы — Политический курс — Европейская внутренняя политика
Внешняя политика и международные отношения — Основные концепции и теории международных отношений — Внешняя политика — Международные политические институты и процессы — Безопасность, оборона, проблемы обеспечения мира и исследование конфликтов
К этому следует добавить, что в Германии те факультеты, которые традиционно предлагают (предлагали) дипломы специалистов — как свидетельство того, что дисциплина воспринимается скорее как "наука", а не как "искусство", — включали в учебные программы более или менее полные курсы по методологии и статистике. Беглый обзор доступных материалов по существующим и планируемым заново курсам бакалавра свидетельствует о том, что эта традиция продолжается. Следует изучить ее более предметно после того, как большинство кафедр перейдет к новой системе преподавания. Представляется, что требование в большей степени учитывать элементы обучения, связанные с последующей трудовой деятельностью, привело к усилению внимания к преподаванию методологии и статистики. По крайней мере, это соответствовало бы рекомендациям, разработанным в рамках ОУР1¥ Рабочей группой по эмпирическим методам в политической науке23. Например, эта группа предложила резервировать 15 кредитов на преподавание курсов методологии и статистики и еще 5 — на исследовательские практикумы по политологии.
23 Рабочая группа создала три проекта учебных программ по обучению методам в курсах политической науки (Подробнее см.: www.dvpw.de/dummy/fileadmm/ docs/methoden2.doc).
Исследования
Цель, провозглашаемая немецкими университетами, состоит в том, чтобы рассматривать обучение и исследования как две стороны одной медали. Однако на практике научные исследования и обучение общественным наукам (так же, как и большинству других дисциплин) обычно являются не сопряженными действиями, а разными задачами, которыми преподаватели должны заниматься в разное время, и темы которых часто различны. Становится все труднее изыскивать средства на индивидуальные исследования, поскольку число претендентов возросло, а соответствующие статьи бюджетных расходов не увеличились. Хотя имеет место определенная диверсификация финансирования исследований в области общественных наук. Пока эта задача в основном возложена на Немецкий исследовательский фонд (Deutsche Forschungsgemeinschaft — DFG), который получает средства от федерального правительства и правительств немецких земель, и Фонд корпорации "Фольксваген" (Stiftung Volkswagenwerk), куда за средствами на проведение исследовательских проектов в области политической науки могут обращаться университеты.
Помимо индивидуальной исследовательской работы, к которой стремятся практически все представители профессорско-преподавательского состава, и в дополнении к исследовательским институтам, созданным наиболее крупными кафедрами, большой вклад в университетские исследования вносят так называемые "специальные исследовательские направления" (Sonderforschungsbereiche — SFB). Это подразделения междисциплинарных долгосрочных исследовательских программ, в рамках которых объединяются ученые одного или нескольких университетов, сотрудничающие в работе над проведением совместных проектов. Они также финансируются DFG. В настоящее время политологи в значительной степени вовлечены в следующие SFB. "Общественное развитие после структурных сдвигов. Перерыв постепенности, традиции, формирование структур" (Йена/Галле); "Институциональность и историчность" (Дрезден); "Трансформации государства" (Бремен)24.
Впечатление об общей картине политологических исследований в немецких университетах можно составить на основании табл. 7, созданной на базе обзора, проведенного Германской ассоциацией политических наук на факультетах политологии в 2004 г.25
В дополнение к университетским исследованиям, которые часто организованы по так называемой системе "An-Instituten", т.е. организационных подразделений, не являющихся частью университетских
24 См. табл. 7, а также www.dfg.de
25 Собранная информация не является полной, поскольку на вопросы ответили не все респонденты или ответы были не по существу. Информация по двум университетам в Берлине основана на исследовании, проведенном в Интернете.
структур, но работающих под их эгидой, существует несколько независимых исследовательских институтов. Крупнейшие из них — Берлинский научный центр социальных исследований (Wissenschaftzentrum Berlin für Sozialforschung — WZ В), где некоторые отделы работают главным образом над проектами в области политической науки; Фонд науки и политики (Stiftung Wissenschaft und Politik), также имеющий базу в Берлине; Институт общественных исследований Макса Планка (Мах-Planck-Institut für Gesellschaftsforschung) в Кельне. Другие связаны с внешней политикой и проблемами безопасности, например, Гессенский фонд исследования конфликтов и проблем обеспечения мира (Hessische Stiftung für Friedens- und Konfliktforschung) во Франкфур-те-на-Майне и Исследовательский институт Германского общества исследования международной политики (Forschunginstitut der Deutschen Gesellschaft für Auswärtige Politik) в Берлине. Представляется, что перенесение в Берлин столицы Германии не только привело к повышению статуса исследовательских институтов этого города, но и послужило стимулом для создания небольших частных организаций, которые стали центрами, где формируется новый дискурс, позволяющий по-новому обсуждать специальные политологические темы.
Профессиональная коммуникация
Журналы
Крупнейшими периодическими изданиями дисциплины являются журналы Германской ассоциации политических наук "Politische Vierteljahresschrift" (PVS) и "Zeitschrift für Parlamentsfragen" (ZParl). Первый из них публикует результаты исследований ученых всех отраслей политической науки. Второй дает такую возможность в области парламентской деятельности в самом широком смысле. Он связан с парламентами и отдельными аспектами их деятельности в Германии, а также в других странах и соответственно с партиями и выборами, вопросами правления, федерализмом, представительством и другими связанными с этим проблемами. В данном издании публикуются статьи главным образом по таким областям, как (сравнительное) управление, (конституционное) право и политическая социология. И PVS, и ZParl представляют собой реферативные журналы, оба они выходят примерно на 800 страницах 4 раза в год. Более широкое распространение имеет ZParl, тираж которого составляет чуть меньше 2 тыс. экземпляров, за ним следует PVS с тиражом 1,5 тыс. экземпляров.
Менее широко распространяется "Zeitschrift für Politikwissenschaff (Zpol), в котором помимо статей об исследованиях вниманию читателя предлагается неоценимая информация библиографического характера в среднем по 2 тыс. монографиям, ежегодно публикуемым по всем подразделам дисциплины. Несколько других журналов носят специализированный характер, например, такие, как "Zeitschrift für
Исследовательский профиль факультетов политической науки, 2004 г.
Университет Исследовательские центры и институты Исследовательский профиль
Аахен — Сравнительное управление (Западная Европа и Северная Америка); — Теория демократии и государства; — Политическое принятие решений на основе межнационального сотрудничества в Европе; — Проблема отношения к национал-социализму в немецком обществе и политике; — Безопасность и исследование конфликтов.
Бамберг Центр европейских исследований Бамберга — Выборы и общественное мнение; — Политические элиты; — Европейская интеграция; — Теория рационального выбора; — SFB "Открытие и закрытие рынков" (Центр европейских исследований).
Свободный университет, Берлин — Основы и истоки политики; внутренняя политика и сравнение систем; — Внешняя политика и страноведческие исследования; — Экономический анализ политических систем и эмпирический анализ политики; — Правый экстремизм; — Профсоюзы.
Гумбольдгов-ский университет, Берлин — Сравнительные исследования демократии; — Сравнительный анализ культуры и общественных институтов; — Труд, семья и социальная политика; — Социальное неравенство; — Политика в области урбанизации и интеграции.
Билефельд — Мировое сообщество; — Глобальное правление; — Политические коммуникации; — Социальная политика; — Социологическая теория.
Бонн — Европейские партийные системы; — Европейская интеграция; — Проблемы современной демократии; — Сравнительный анализ управления.
Брауншвейг — Проблемы обеспечения мира и исследование конфликтов; — Проблемы Север—Юг; — Международная политическая экономия; — Правление; — Политические исследования (промышленность, технология, регионы); — Проект союза Нижней Саксонии по исследованиям конфликтов и проблем обеспечения мира.
Высшая школа, Бремен Центр исследования миграции, гражданства и развития (СОМОШ) — Часть SFB "Трансформация государства" (двойное гражданство в Европе, демократия и контроль миграции).
Международный университет, Бремен — Два проекта SFB "Трансформация государства".
Университет, Бремен Центр социальной политики; Институт межкультурных и международных исследований (ШПБ); Центр Жана Моне по европейским исследованиям — SFB "Трансформация государства".
Хемниц — Экстремизм и тоталитаризм; — Сравнительная демократия и диктатура; — Наука и политика в ГДР; — Оппозиция в ГДР; — Германо-германские отношения; — Эмиграция и обратная миграция в академической среде после 1945 г.; — Внешняя политика Франции, Великобритании и Германии; — Немецкая кадровая политика в международных организациях.
Дармштадт — Эффективное и легитимное правление в многоуровневых системах.
Дрезден — SFB "Институциональность и историчность"; — Сравнительный анализ управления; — Парламентаризм; — Конституционная и демократическая теория; — История политической мысли и политической культуры в США; — Либерализм; — Трансатлантические отношения; — Европейская интеграция.
Дуйсбург- Эссен (Дуйсбург) Рейнско-рурский институт социальных исследований и политического консалтинга (И5Р); Институт развития и исследований мира (ШЕИ)
Дюссельдорф Исследовательские подразделения: Северный Рейн-Вестфалия в Европе — Партийные исследования; — Коррупция; — Политика европейской безопасности; — Политические системы в Восточной Европе.
Католический университет, Эйхштат — Отношения между государством и Церковью в Европе (сравнительные исследования); — Теория демократии; — Верховные суды.
Гессен — Эмпирические социальные исследования; — Тендерные исследования; — Политические исследования (средства массовой информации, экономическая и социальная политика); — Восточная Европа; — SFB "Культуры памяти".
Геттинген Центр европейских и североамериканских исследований; Институт региональных исследований — Партийные исследования; — Исламские исследования.
Галле-Виттен-берг (Галле) — SFB "Социальное развитие после структурных изменений. Перерыв постепенности, традиции и становление структур"; — Парламентаризм; утопизм и современность; — Исследования подготовки учителей (основы гражданственности).
Ганновер — Исследования политического курса (публичная политика, социальная политика); — Политический анализ социальных структур; — Европейские исследования; — Тендерные исследования; — Проблема национал-социализма в немецком обществе и политике.
Гейдельберг — Выборы — сравнение разных стран; — Европейское Сообщество; — Роли и функции государства — сравнительный анализ.
Йена — SFB "Социальное развитие после структурных сдвигов. Перерыв постепенности, традиции, становление структур"; — Политическая культура Тюрингии.
Киль Институт политики безопасности — Европейская политика; — Внешняя политика США; — Трансформация постсоциалистических государств; — Парламентаризм.
Кобленц-Ландау (Ландау) — Политические коммуникации; — Политическая социология; — Европейская политика; — Трансформация; — Исследования развивающихся стран (Африка).
Лейпциг — SFB "Изменение регионального восприятия"; — История политической науки в Лейпциге; — Теория государства; — Культура и право; — Международные нормы; — Индийско-немецкий совместный проект.
Люнебург — Центр демократии; — Парламентаризм; — Политика в области защиты окружающей среды.
Магдебург — Права человека; — Европейские исследования; — Федерализм; — Партийные исследования; — Исследования конфликтов и проблем обеспечения мира; — Организация Объединенных Наций.
5 ВМУ, политические науки, № 1
65
Майнц — Выборы и партийные исследования; — Сравнительное изучение политических установок и поведения; — Правый экстремизм; — Развитие западных демократий и консолидация демократий в Центральной и Восточной Европе; — Местная и региональная политика; — Немецко-американские отношения; — Европейская политика безопасности; — Миграция; — Гносеология и методология.
Мангейм Мангеймский центр европейских социальных исследований26 — Европейская интеграция; — Теории международных отношений; — Политика безопасности; — Исследования Север—Юг; — Международная политика в области защиты окружающей среды; — Эффективное и демократическое правление в европейских многоуровневых системах; — Европеизация национальных политических систем; — Демократические институты; — Законодательство; — Коалиции; — Устройство национальных государств в посткоммунистической Европе; — Политическое поведение и участие; — Эмпирические демократические теории; — Сравнительные социальные исследования; — Профсоюзы. Проекты Network of Excellence (CONN EX): — "Эффективное и демократическое правление в многоуровневой Европе" — SFB "Концепции рационализма, поведения в процессе принятия решений и экономическое моделирование" (электоральные системы и возможности коалиций в качестве стимулятора стратегического голосования).
Марбург — Трансформация демократий; — Европейское Сообщество; — Политическое участие и прямая демократия; — Тендерные исследования; — Уголовная юстиция в нацистской Германии и процессы над военными преступниками.
Технический университет, Мюнхен — SFB "Рефлексивная модернизация" (глобализация и национальное государство, воздействие глобализации на разработку национальной политики) — два проекта; — Динамика и препятствия на пути правления в Европе; — Лоббизм.
Университет LM, Мюнхен Центр прикладной политологии (САР): архив Эрика Фогелина — Европейская политика; — Третий мир; — Философия и этика; — Политическая экология.
26 Мангеймский центр европейских социальных исследований (Mannheimer Zentrum für europaische Sozialforschung — MZES) — крупнейший в Германии университетский исследовательский институт по общественным наукам, в штате которого в настоящее время работают 40 специалистов.
Ольденбург Центр Ханны Арендт; Исследовательское подразделение им. К. фон Осецко-го — К. Тухольского — Г.Э. Лессинга; Исследовательское подразделение устойчивого социального развития ПИЗЫ) — Европейская интеграция и политическое образование; — Немецкие эмигранты в США; — Эмпирические исследования демократии; — Миграция и межкультурные отношения; — Кино и политика в ГДР; — Исследования по педагогическому образованию.
Оснабрюк — Европейские исследования; — Сравнительные исследования политических систем.
Пассау — Партии; — Группы интересов; — Парламентаризм; — Европейская интеграция; — Конституционные суды; — Сравнительный анализ политических систем; — Политика и Интернет.
Потсдам — Публичная политика; — Управление в сфере услуг; — Демократия; — Гражданское общество; — Анализ политического курса; — Политические институты.
Регенсбург — Трансатлантические отношения; — Современный республиканизм; — Внутренняя и экономическая политика в США; — Трансформация постсоциалистических государств; — Гражданское общество в Центральной и Восточной Европе; — Контрактуализм; — Парламентаризм; — Группы интересов.
Росток — Плюрализм; — Коллективная самобытность; — Политический символизм; — Изменение ценностей; — Трансформация религиозных верований; — Мекленбург-Померания как Европейский регион; — Консоциативная демократия; — Экономическая экспансия и политическая интеграция; — Латиноамериканская политика; — Глобализация и политика безопасности США.
Зиген Центр планирования и развития социальных услуг; Центр европейских региональных исследований — Планирование и развитие средств массовой информации.
Ш пайер Исследовательский центр социального управления — Европейская интеграция; — Национальное законодательство и его действенность; — Конституционное строительство в Европейском Сообществе.
Окончание табл. 7
Штутгарт — Эмпирические социальные исследования и политическая социология; — Выборы и политические установки; — Местная политика. — Демократическая теория; — Методология.
Трир — Глобализация и национальное государство; — Глобализация и гражданское общество; — Немецкая и японская внешняя политика; — Неформальная политика в сравнении; — Европейская политика во Франции; — Европейская конституция; — Китайская политическая система; — Новая демократическая теория.
Тюбинген — Сравнительная политология (Ближний и Средний Восток, Латинская Америка, Европа); — Международные отношения.
Фехта — Европейская интеграция; — Политическая теория.
Вупперталь — Европейская политика; — Управление; — Политическая теория; — Политологическая дидактика.
Вюрцбург — Европейская интеграция; — Европейская политика в кросснациональном сравнении; — Французская политика; — Политика в области защиты окружающей среды; — Федерализм и децентрализация; — Трансатлантические отношения.
Politik" (ZfP), где публикуются в основном статьи по политической мысли и теории, или "Zeitschrift für Internationale Beziehungen" {ZIВ), внимание которого сосредоточено на международных отношениях и внешней политике.
Ассоциации
Спустя менее 2 лет после создания Федеративной Республики Германия была основана Германская ассоциация политических наук (Deutsche Vereinigung für Politische Wissenschaft DVPW). Зародившись в 1951 г., когда в нее входили около 40 членов, по мере развития дисциплины она быстро росла. 30 лет спустя DVPW насчитывала немногим менее 900 политологов, в основном работавших в университетах. В 1983 г. в ее рядах произошел раскол, вызванный отставкой тогдашнего президента. Видимо, причиной этому послужил целый ряд обстоятельств27, которые в итоге привели к образованию второй ассоциации — Германского общества политической науки
27 Hartwich H.-H. Die DVPW in Jahren der Krise und der Erneurung 1983 bis 1988 // Politikwissenschaft in der Bundesrepublik Deutschland. 50 Jahre DVPW / Hrsg. v. J.W. Falter, F.W. Wurm. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2003. S. 35—45.
(Deutsche Gesellschaft für Politikwissenschaft — DGfP). После нескольких лет достаточно жесткого противостояния раскол был преодолен, и теперь отношения между ними развиваются нормально. Тем не менее, с точки зрения организационной независимости, последствия противостояния сохраняются до сих пор. В настоящее время многие политологи состоят в двух организациях; на ежегодных съездах DGfP присутствуют официальные представители DVPW, обычно включая президента, и наоборот. Когда требуется предпринять совместные действия, в частности при назначении рецензентов для оценки работ политологов Германского исследовательского сообщества (Deutsche Forschungsgemeinschaft), обе ассоциации выступают совместно. Таким образом, сегодня это скорее стало традицией, чем необходимостью, обусловленной непреодолимыми различиями самого факта существования в стране двух ассоциаций политических наук.
За истекшие 20 лет DVPW привлекла в свои ряды значительное число политологов, которое в 2005 г. впервые превысило 1,5 тыс. человек. Количество членов DGfP составляет около 1/7 части этого числа. Менее крупная ассоциация проводит ежегодные конференции, в то время как D VPСорганизует встречи каждые 3 года на большом съезде, который идет целую неделю. Помимо лекций, пленарных и секционных заседаний проводятся встречи рабочих групп DVPW.
Немецкие политологи также очень активны в международных организациях политической науки. 10 лет назад Х.-Д. Клингеманн насчитал 21 факультет, состоявший членом Европейского консорциума политических исследований (ECPR) — крупнейшей общеевропейской ассоциации политических наук. К январю 2006 г. это число увеличилось до 32. С 2003 по 2006 г. президентом ECPR был представитель Германии. Так же обстоит дело и в Международной ассоциации политических наук (IPSA). По мере развития Болонского процесса все большее внимание уделяется преподаванию дисциплины. Это стимулировало усилия по организации epsNet — ассоциации, основанной на индивидуальном членстве, уделяющей основное внимание проблемам, касающимся качества обучения политической науке и ее сопоставимости в Европе. Первым президентом ассоциации также был представитель Германии. Время покажет, как будут сосуществовать эти организации с разными интересами и структурами. Представляется, что сложившаяся ситуация составляет убедительную причину для создания такой Европейской ассоциации политических наук, которая могла бы стать форумом, представляющим все аспекты дисциплины, и предложить (доступное) индивидуальное членство политологам всех европейских стран. Это несомненно увеличило бы репрезентативность политической науки в Европе в области высшего образования и исследований.
Будущее политической науки в Германии
В предыдущие годы перспективы политологов получить работу были гораздо лучше, чем можно было бы предположить, опираясь на здравый смысл. Хотя мы не располагаем полными данными, проведенные отдельными университетами исследования показывают, что около 3/4 выпускников кафедр политологии находят работу, соответствующую их академической подготовке, в течение года. Уровень безработицы политологов ниже, чем выпускников юридических факультетов или отделений бизнес-администрации.
Учитывая данное обстоятельство и неизменно высокое число студентов, поступающих в университеты, эта дисциплина занимает достаточно прочное положение в университетской жизни Германии. Пока трудно сказать, будет ли эта положительная тенденция развиваться и дальше. Многое будет зависеть от того, как новые дипломы бакалавров и магистров будут котироваться на рынке труда. Тем не менее представляется, что обстоятельство, которое часто считалось основным недостатком диплома политолога (отсутствие четкой профессиональной ориентации), обернулось ее преимуществом: выпускников обычно готовят как "специалистов широкого профиля". При поисках работы они проявляют значительную гибкость и сообразительность, поскольку владеют знанием процедур, навыками общения и необходимой информацией. Если такую стратегию можно будет продолжить, улучшить и систематизировать в рамках Болонского процесса и если к тому же можно будет сохранить диверсификацию и качество исследований в рамках дисциплины, несмотря на сложное финансовое положение немецких университетов, будущее политической науки совсем не выглядит мрачным.
Автор перевода М.М. Гурвиц