Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ В АНТИЧНОСТИ'

УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ В АНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ В АНТИЧНОСТИ»

УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ В АНТИЧНОСТИ

(ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА)

Этот выпуск журнала продолжает серию ежегодных тематически подобранных материалов по истории античной педагогической культуры. Как и предыдущий, он объединяет научные статьи, переводы и рецензии. Такая структура позволяет представить читателю широкий спектр мнений, принадлежащих представителям различных научных школ и направлений, а также инициировать междисциплинарное поле для научных дискуссий.

Тема выпуска — «Учебные тексты в Античности». На страницах этого выпуска рассмотрены вопросы, что читали и зубрили, что разрабатывали, применяли и по чему учили в древней Греции, в Риме, на пространствах всей античной ойкумены до VI века н.э. Выпуск журнала состоит из трех частей. Первая часть — «Дела педагогов» — включает работы, исследующие специально составленные учебные тексты. Античная эпоха была богата на разного рода грамматики, школьные и другие повседневные диалоги, письменные упражнения, сборники афоризмов, учебники, написанные для изучения того или иного предмета, например, «Начала» Эвклида, «Изложение» Теона из Смирны или книги Витрувия и Боэция, наставления Квинтилиана, записи Луция Ампилия, эпи-тома Секста Помпея Феста или антология Стобея, сокращения-учебники по той или иной философии либо своды воззрений типа сочинения Диогена Лаэртского, конспекты для изучения риторики, учебники по медицине, праву, географии и т.д. Вторая часть — «Дела учеников» — уделяет внимание учебным текстам, ориентированным не столько на учителя, сколько на ученика, а также текстам литературно-дидактического канона, читаемым как учебные. Первые включают, например, сочинения «для начинающих», тексты для самообразования и т.д. Вторые возникли не как педагоги-

НУРОТНЕКА1 2021. Вып. 5. С. 11-18 УДК 37.01

НУРОТНЕКА1 2021. ^ие 5. P. 11-18

Учебные тексты в Античности

ческие или не столько как педагогические сочинения, но их роль в образовании подчас выше, чем у специальных текстов. Среди таких памятников, например, «Илиада» и «Одиссея», драмы Эсхила и Еврипида, сочинения Плутарха и Вергилия, и т.п. У подобных сочинений не всегда легко впрямую обнаружить характеристику его как текста учебного. Один из критериев — перечисление тем или иным античным автором сочинений, которые он читал в процессе своего обучения; другой — отрывки из данных произведений, сохранившиеся на школьных папирусах. Этими двумя типами критериев исследовательские инструменты, конечно, не ограничиваются. Третья часть — «Дела потомков» — включает статьи, рассматривающие самые важные и неизученные вопросы продолжения применения античных учебных текстов после того, как закончилась эпоха Античности.

В 2019 году стать выпускающим редактором этого выпуска согласился Виталий Григорьевич Безрогов (1959-2019) — доктор педагогических наук, вице-президент международного общества исследований учебников и образовательных средств массовой информации (Ю8Б1). Он предложил именно такую структуру выпуска, начал приглашать авторов и переводчиков, но завершать работу над выпуском пришлось уже без него. Его вклад в изучение истории учебной литературы нам только предстоит осмыслить. Начало этому осмыслению положено в рамках проекта «История школьного учебника». Этот ресурс (http://primer.tsput.ru/) посвящен памяти Виталия Григорьевича и содержит цифровую копию собранной им коллекции азбук, букварей, книг для чтения1.

По вопросам предоставления материалов и уточнения тем последующих выпусков, а также для высказывания замечаний, пожеланий и комментариев просим обращаться к главному редактору по следующему электронному адресу:

Рю^ата V@mail.ru — Пичугина Виктория Константиновна. Я очень благодарна заместителю главного редактора А.Ю. Можай-

1 В настоящий момент загружено 430 учебников (Австрия, Германия, Россия, США, Швеция) в хронологическом диапазоне 1561-1924 гг. Начата работа над загрузкой всех имеющихся в коллекции учебников на русском (около 200 изданий, до 1939 г.), английском (около 500 изданий) и немецком (около 800 изданий) языках.

Предисловие редактора

скому, который согласился стать выпускающим редактором этого выпуска и помочь мне завершить дело, начатое Виталием Григорьевичем.

EDUCATIONAL TEXTS IN ANTIQUITY

(PREFACE)

This issue of the journal continues a series of annual thematically selected materials on the history of ancient pedagogical culture. Like the previous one, this issue combines scientific articles, translations and reviews. This structure provides the reader with a wide range of opinions belonging to representatives of various research schools, as well as initiates an interdisciplinary field for scientific discussions.

The theme of the issue is "Educational texts in Antiquity". This issue reveals what ancient Greeks and Romans as well as people living in the territory of entire ancient oecumene were reading and cramming up to the 6th century AD. This issue of the journal consists of three parts. Part 1 "Works of Pedagogues" includes articles exploring specifically compiled educational texts. Antiquity was rich in glossaries, grammars, dialogues, written exercises, collections of aphorisms, textbooks written to study a particular subject, for example, Euclid's Elements, On Mathematics by Theon of Smyrna, or the books by Vitruvius and Boethius, Quintilian's Institutes of Oratory, Stobaeus' Anthology, compendia to study rhetoric, philosophy, medicine, law, geography, etc. Part 2 'Works of students" focuses on the learning texts aimed rather at the student than the teacher, as well as the texts of the literary and didactic canon considered as learning ones. The former include, for example, essays "for beginners", texts for self-education, etc. The latter originated not as pedagogical essays, but their roles in education were sometimes more important. Among the monuments of the second group are The Iliad, The Odyssey, Euripides' dramas, Plutarch, Virgil, etc. It is not always easy to directly characterize such essays as educational texts. One of the criteria is the citation by one or another ancient author of the works he read during his own studies. Another criterion is the excerpts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.