Научная статья на тему 'Учебные медиаструктуры как форма коммуникативного сотрудничества в вузе'

Учебные медиаструктуры как форма коммуникативного сотрудничества в вузе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
398
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / МАСС-МЕДИА / ИНТЕРНЕТ / МЕДИАТЕКСТ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коханая Ольга Евгеньевна

Создание в вузе учебных студенческих медиаструктур, где студенты приобретают навыки, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности, в современных условиях представляется по-настоящему актуальным. При использовании метода моделирования и проектной методики создается такая учебно-воспитательная среда, когда учебно-практическая деятельность направлена на моделирование различных форм и видов креативной деятельности в сфере масс-медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебные медиаструктуры как форма коммуникативного сотрудничества в вузе»

О. Е. Коханая

УЧЕБНЫЕ МЕДИАСТРУКТУРЫ КАК ФОРМА КОММУНИКАТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ВУЗЕ

Создание в вузе учебных студенческих медиаструктур, где студенты приобретают навыки, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности, - в современных условиях представляется по-настоящему актуальным. При использовании метода моделирования и проектной методики создается такая учебно-воспитательная среда, когда учебно-практическая деятельность направлена на моделирование различных форм и видов креативной деятельности в сфере масс-медиа.

Ключевые слова: традиционная система ценностей, массовая культура, масс-медиа, Интернет, медиатекст, средства массовой информации, креативность, инновационные технологии обучения, метод моделирования.

Перед тем, как разрабатывать некие модели подготовки бакалавров рекламы и связей с общественностью, думается, необходимо разобраться в ментальности поколения, «которое является абсолютным аборигеном цифрового мира, так как другого они не видели и родились в эпоху Интернета и гипертекстов априори» [15. С. 243]. Современный студент представляет собой «первое поколение, выросшее в среде виртуальных коммуникаций и гаджетом, компьютеров и других инструментов цифрового века» [15. С. 243].

Модель первокурсника, определившегося в выборе профессионального пути в сфере масс-медиа, непосредственно соотносится с развитием современного социума, технологий и коммуникации, это постоянно меняющаяся живая система. Какова ее гносеологическая, аксиологическая определенность, гражданские, нравственно-этические качества? Нельзя не согласиться с профессором В. Л. Артемовым: «За последние время существенно упал уровень общей подготовленности абитуриентов, ставших студентами, снизился интерес к углубленному освоению материала, самостоятельной работе. Все меньше студентов оказываются способны на длительное усилие, без которого не выработать собственного творческого подхода и не создать достойного произведения» [4. С. 8]. Поразительна неэрудированность студентов, «примитивность мышления, приниженный круг интересов и леность мысли. Молодые мало или ничего не читают, их кругозор узок настолько, что упирается в бытовые проблемы, у них убогий словарь русского языка, они не проявляют любознательности, предпочитают незамысловатые приемы рассуждений и не

склонны искать причинно-следственные связи в событиях и фактах, которые описывают <.. .> Подчас в этих молодых людях поражает <...> аморфность представлений об окружающем мире. Обвинить их в отсутствии патриотических чувств нельзя, но эти чувства по преимуществу пассивные, не реализуются в активных действиях, в стремлении что-нибудь сделать. Мало кто из них видит вокруг себя проблемы социального характера, понимает их реальную природу <...> или просто вдумчиво реагирует на них» [4. С. 8-11].

Исследователи справедливо нарекли наше время эпохой экранной, или визуальной культуры, как правило, превращающей реципиента в потребителя продукции массовой культуры [6. С. 19], - но это вовсе не значит, что умами современных студентов владеет телевидение как один из самых популярных источников получения информации и развлечений. По опросам студентов Московского гуманитарного университета, более половины из них телевизор вообще не смотрят. Всё необходимое, по их словам, они находят в Интернете.

Таким образом, практически единственным настоящим большим воспитательным агентством стал Интернет: начиная с 1990-х гг., семья и школа отказались от большей части своей ответственности за воспитание детей. Только в 2015 году законодатели, наконец, вспомнили о необходимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, и Правительством Российской Федерации принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где неотъемлемой частью образования провозглашено воспитание, а условиями воспитания здоро-

вой счастливой личности определены принципы коллективизма, социальной ответственности, милосердия, доброты [19]. «Каркасом, обеспечивающим устойчиво высокий уровень идейного состояния общества, выступает идеология, каркасом высокой духовности - традиция. Соответственно, для спасения России требуется восстановление национальной идеи и традиционной для российской цивилизации системы ценностей» [20. С. 35]. Роль государства в восстановлении традиционной системы ценностей и сбережении ментальности социума неоспорима. Но пока реальными социальными институтами воспитания, возвращаюсь к вышесказанному, являются электронные СМИ и Интернет.

Дети с ранних лет становятся целевой аудиторией средств массовой коммуникации, аудиторией, за которую борются производители информационного продукта. И часто то, что семья и школа видят перед собой, - это совершенный mass-boy (массовый ребёнок), которого уже невозможно ничему научить. Массовый ребенок очень отличается от типичного ребенка, которого можно теперь встретить лишь в книгах по эволюционной психологии. «Что может быть в голове у этого поколения детей процессора, которые с колыбели только и знают, что видеоигры, компьютеры, Интернет и SMS? Каким оно будет? Жестоким, эгоцентричным, неуважительным и антисоциальным?.. Станет ли оно «поколением попрыгунчиков», не способных концентрировать внимание больше нескольких минут, забывших значение слов «настойчивость» и «усилие»?.. Детвора находится сейчас в самом сердце мультимедийной революции» [9. С. 112].

Объективной закономерностью развития информационного общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости и объемы передачи сообщений; ускоряется их обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что, в свою очередь, ослабляет способность думать, размышлять. Особое беспокойство вызывают волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено влиянием Интернета и состоянием современных средств массовой

коммуникации в целом и для детей в частности [12. С. 182].

«Войдя в жизнь человека, масс-медиа и Интернет кардинально преобразовали его мотивацию, жизненные приоритеты, характер коммуникации, образ мира. У молодежи они изменили доминирующий стиль мышления, когнитивные, коммуникативные и поведенческие стереотипы. Стиль мышления современной молодежи, за счет постоянного взаимодействия с масс-медиа психологами определяется как образно-эмоциональный», - считает В. Н. Ковалев [11. С. 63]. Если бы: «образно-эмоциональный»! Сложнейшим экзаменационным вопросом (спецкурс по проблемам современной культуры и искусства) для студентов уже не первый год является задание: привести конкретный пример проявления возвышенного, прекрасного, безобразного и других эстетических категорий в жизни, в искусстве. Общие слова, определения категорий они еще скажут, а вот личный пример... В лучшем случае, «прекрасными» явлениями, после наводящих вопросов, будут названы «Дерево!» и «Мишки в лесу» Шишкина (т.е. «Утро в сосновом бору» Ивана Ивановича Шишкина: благо, фамилия «лесная», потому и помнит китчевое, массовое сознание). На мой взгляд, и образно-эмоциональное мышление, естественное для детей и подростков, - в том числе, благодаря тщательной подготовке к тестам ЕГЭ, превратилось в алгоритмизированное, рациональное, нетворческое, репродуктивное, а эмоциональность и чувствительность - в равнодушие, а подчас и цинизм.

Изменяется мироощущение новых поколений, утверждаются новые стереотипы поведения индивида. На территории бывшего СССР молодое поколение давно стало «главной целевой аудиторией либеральных СМИ, которые пришли на смену прекратившей свое существование советской детской и молодежной печати. Как правило, они построены по образцу западных изданий, не соответствуют русской ментальности и русской культуре и продвигают чуждые <.> ценности как ориентиры протест-ных движений и псевдосвободы (однополые браки, неприятие традиционных религиозных канонов и др.)» [13. С. 76]. Зачастую традиционные российские ценности не выдерживают мощного, прежде всего, масс-медийного натиска либерально-западных. Точную оценку этому явлению дает член-корреспондент Российской Академии образования В. С. Хелемендик,

«на размывание, выхолащивание основополагающих человеческих ценностей вот уже два десятилетия направлена информационно-технологическая индустрия «свободных» российских электронных и печатных СМИ. Глобальная цель: разрушить общинные, коллективные скрепы, раздробить, атомизировать общество; привить «новые» идеалы: «каждый за себя», «я сделаю себя сам» и т.п.» [20. С. 36].

С конца 1980-х гг., в то время как СССР настигла эра плюрализма, теоретики глобализации как претендента на «новый мировой порядок» громко заявили о себе. «Что ваша нация может сделать для вас такого, чего не может сделать хорошая кредитная карта?» - спрашивает один из идеологов глобализма, культуролог-антрополог У. Ханнерц. Три десятилетия культурологи, идеологи глобализации Х. Бер-кинг, А. Аппадюре, М. Кастельс, Р. Робертсон решительно настаивают на том, что национальные государства либо полностью, либо частично должны уступать свой суверенитет транснациональным институтам, тенденциям, ценностям. В этом фундаментальная суть либертарианской идеологии современности, под знаменем которой сметают государства и целые культурно-исторические пласты.

В информационном обществе ощущение бессилия, состояние глубокой неопределенности и растерянности, желание убежать от реальности навязано человеку как лучший из возможных вариантов. Всех себе подобных индивид представляет не более чем частью враждебного объективного мира, а субъектом мира полагает одного себя. Человеческое существование в обществе становится предельно индивидуализировано. Вся система ценностей, еще недавно представлявшихся практически незыблемыми, радикально пересматривается. И как никогда прежде человек познает свободу от общества, радости ничем не ограниченной свободы здесь и сейчас.

Массовая культура Запада и США пришлась по душе нашему молодому поколению, которому надоело быть всегда мобилизованным и призванным, как их «предки»: «Всем захотелось стать веселыми, раскованными и никому ничем не обязанными» [16. С. 101]. «Take it easy!», «Бери от жизни всё!», «Хочу всё и сразу!», «Играй по-крупному!», «Раскрой в себе энергию стихии!» - это уже не просто рекламные слоганы. Они приняты частью нашего общества как философия жизни. Беззаботные глянцевые журналы и знаковые телевизионные

шоу «Старший брат», «Последний герой», «За стеклом», «Слабое звено», несущие новую этику, не кажутся больше инородным телом в наших медиа.

Реалити-шоу учат: хочешь быть успешным - вытесняй другого, или будешь вытеснен сам. Ты можешь обрести друзей и добиться влияния на окружающих, но от друзей надо избавиться поскорее, если надо, и собственным авторитетом пренебречь. Все равно в итоге трофеи достанутся одному. Во всех этих играх свят ритуал ежедневной публичной исповеди, а исповедник - телекамера. Игроки могут вести себя по-разному, но перед камерой, перед анонимным сообществом, каждый скажет, что своим успехом он обязан только самому себе (своему умению жить, проницательности, сообразительности, хитрости). В проигрыше также винит только себя - таковы условия игр. Они модель самого общества. Успех «Старшего брата» и «Слабого звена» сразу стал феноменальным. То, что эти телешоу приняла наша молодежь (не вся, разумеется), говорит о значительных переменах в российской мен-тальности [21. С. 34-36]. Да и в реальной жизни «успешности» индивида, когда цель оправдывает средства, учат бесконечные «тренинги личностного роста», «технологии нейролинг-вистического программирования», «принципы манипулирования сознанием»: от этих словосочетаний загораются глаза первокурсников.

В процессе социализации личности формирование культурных ориентаций протекает в условиях унификации повседневных форм осуществления жизнедеятельности и обеспечивающих ее мыслительных операций [4. С. 11]. «Современные медиасредства, к которым относятся все СМИ (пресса, кинематограф, телевидение, веб-ресурсы интернета) на сегодняшний день «работают» на формирование потребительского типа личности, что неизбежно влечет к ряду проблем: недостоверности (или прямому искажению) реальных фактов; идеологизации/ коммерциализации медиасредств; проблеме низкого этического уровня с использованием и разрушением морально-нравственных и культурных форм поведения и лексики» [1].

А как же «смысл жизни» как архетип русского человека? Цель жизни для него - не «умножить богатство», а жить так, «как хочется, получая моральное удовлетворение». Доброта, душевность, щедрость, широта души, соборность, способность горячо увлекаться трудом, идеями, изобретательность, смелость, умение

рисковать и безграничное терпение - в любые времена русские, россияне сохраняли эти замечательные свойства и оставались деятельными и предприимчивыми.

Либеральная идеология старательно скрывает, что экономические отношения сами по себе никогда и нигде еще не сплачивали людей в социум. «Для того, чтобы объединяться в собственно человеческом смысле, людям надо иметь общую духовную собственность, те ценности, которые их объединяют без принуждения и которые они готовы сообща защищать. Наряду с этой копилкой общих ценностей людей объединяет копилка общей памяти: не только обычаи, которым следуют, не рассуждая, но и культурные герои, продолжающие служить образцами» [15. С. 191]. Правда, с отечественной историей и ее культурными героями очень большие сложности, и подчас студенты-рекламисты и пиарщики и на старших курсах не знают элементарных исторических дат, событий, имен... Когда преподаватели на занятиях пытаются восстановить в памяти студентов какие-то события из отечественной истории, напоминая им широко, еще недавно всенародно известные литературные произведения. фильмы. песни. фамилии выдающихся личностей, потрясениям преподавателей нет конца: утерян культурно-коммуникативный код. Не читал, не смотрел, не знает - никто в аудитории!

А потому, особое значение для современного российского медиаобразования имеет и борьба за историческое сознание. Очевидно, что школьные и вузовские программы по истории сегодня нуждаются в поддержке со стороны медиаобразовательных практик [18. С. 100]. Говоря о необходимости медиаобразова-ния, Е. А. Бондаренко отмечает: «Это не только обмен мнениями - это обмен опытом, попытка преодолеть информационный разрыв между поколениями, существовавший во все времена, но сейчас, на этапе информационного общества, его преодоление становится особо важным. Самостоятельное чтение/создание медиа-текстов, просмотры фильмов и другие приёмы самообразования и самовоспитания лишены важнейшей составляющей медиаобразования -прямого, непосредственного межличностного диалога - диалога с другим человеком. Так, например, диалог только с медиатекстом создаёт на просторах интернета множество информационных Маугли, которые потом с удивлением обнаруживают, что картина мира гораздо более богаче, нежели им казалось» [4. С. 108].

Вот такие наброски к коллективному образу современных первокурсников: по сути, абсолютных индивидуалистов. Причем индивидуализм совершенно новый, оригинальный. Заключающийся в том, что современный молодой человек не только не ощущает себя частью единого культурного пространства, но и не чувствует в этом никакой необходимости. Следовательно, никаких высоконравственных исканий и решений (идти до конца, не предать) ждать от него не имеет смысла: он априори конформист. Благодаря Интернету, откуда легко в минуту можно «взять» любую информацию у него создается иллюзия, что эти интернетовские знания являются и его знаниями. Но в том-то и дело, что феномен этих знаний таков, что они тут же, после их разового использования, улетучиваются, оставляя реципиента не только с пустой головой, но и, что самое печальное, с пустой душой. Как сплотить этих ребят в студенческий коллектив, как создать прообраз профессионального сообщества, способного решать реальные задачи реального информирования и образования общества, в котором ценностные ориентации оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия?

Безусловно, целью и задачей подобной деятельности является, прежде всего, воспитание «человека культуры», то есть человека живущего и работающего в едином культурном пространстве, а затем уже и профессионала [22].

Конечно, федеральные государственные стандарты третьего поколения, в частности, по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», где интерактивные средства обучения должны составлять не менее 20% аудиторных занятий, принципиально отличаются от действовавших ранее образовательных стандартов: здесь большое место уделяется и самостоятельной работе студентов. Теперь преподаватель выступает не только как носитель знаний, но и как наставник, методист, помогающий студенту научиться находить и усваивать качественную информацию. Конечно, для этого у студента должно быть желание и потребность самостоятельно постигать знания, доверие к преподавателю.

Надо отметить, что человек, работающий в сфере рекламы должен иметь особое рекламное мышление, и студенты, выбравшие эту профессию, как правило, обладают повышенной мотивацией на личный успех, желанием проявить свою креативность, коммуникабельность.

«Один из ключевых навыков, которыми должен обладать <.> рекламист или пиарщик - это креативность. Традиционно креативность понимается как умение привнести в работу нечто новое, необычное, как умение находить новые подходы в традиционных привычных способах решения профессиональных ситуационных задач» [14. С. 82]. В идеале бакалавр по направлению подготовки «реклама и связи с общественностью» - это профессионал, подготовленный к коммуникативному взаимодействию в универсальной информационной среде дня, способный принимать решения по формированию не только своей собственной, но и корпоративной и аудиторной информационной картины.

Но в том-то и проблема, как эти навыки (компетенции) привить современному студенту, о котором мы размышляли выше в условиях абсолютного отсутствия исторической памяти и ощущения единого культурного пространства [7. С. 288].

Выход один: создать методику, такую учебно-воспитательную среду, когда учебно-практическая деятельность полностью направлена на моделирование различных форм и видов креативной деятельности в сфере масс-медиа. Когда студентам в ходе занятия необходимо участвовать в изготовлении медийного продукта, а следовательно, учиться работать в коллективе единомышленников, При этом создаются условия, когда студент не только максимально раскрывает свой творческий потенциал, но и становится конкурентоспособным: демонстрирует лидерские качества, способность быть первым и лучшим в своем «формате».

Есть еще одна проблема в обучении профессионалов в сфере масс-медиа, в том числе пиарщиков и рекламистов. Вдруг, с какого-то момента некоторым теоретикам представилось, что эти специалисты вполне могут обойтись без умения писать тексты и знаний основ журналистики. Но даже с высоких трибун международных и всероссийских научных конференций последние годы уже не раз звучали самые разные, но всегда впечатляющие цифры о том, что в СМИ подавляющее количество текстов (от 60 до 90 процентов, по данным исследователей в области масс-медиа) выходят «из-под пера» специалистов по связям с общественностью, работников PR-структур, а вовсе не журналистов. А каков тогда качественный уровень этих текстов, пресс-релизов и пост-релизов, скрытой и косвенной рекламы, которые разлетаются по различным СМИ?

Один из вариантов объединения медийных направлений подготовки, подготовки специалистов, владеющих всеми современными технологиями, в том числе, и основами написания текстов, предлагается на гуманитарном факультете Ростовского государственного университета путей сообщения (г. Ростов-на-Дону). Они считают, что «практическую часть обучения целесообразно строить таким образом, чтобы студенты приобретали навыки, которые пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности. Это могут быть занятия, проводимые на базе фотовидеостудии вуза, где учащиеся познакомятся с основами производства рекламной, имиджевой фотопродукции, а также технологией изготовления различных видов видеопродукции (рекламный ролик, имиджевый сюжет, программа, фильм). Будет полезна практика выпуска корпоративного издания, как печатного, так и электронного, ведь компании практикуют не только развитие корпоративных интернет-ресурсов (корпоративный сайт, группа, страница в социальной сети, блог), но и корпоративного телевидения, а также корпоративной печатной прессы (газеты, журналы). В этой связи учащимся необходимо ознакомиться с процессом и стадиями производства медийной продукции, создания контента (роликов, сюжетов, текстов различной жанровой направленности). Существует мнение, что практикам, занятым в рекламе и PR, нет необходимости создавать тексты и заниматься съемкой видеопродукции - они могут воспользоваться услугами профессиональных журналистов, ко-пирайтеров, режиссеров, операторов. Однако специалисты, не знакомые с особенностями изготовления медийного продукта, как правило, не имеют представления о возможностях медийного производства, им сложно определить степень качества предлагаемой продукции» [17. С. 164]. Новые ресурсы, используемые в деятельности рекламистов и пиарщиков выявляет и челябинский исследователь К. В. Киуру в статье «Содержание обучения технологии работы с новыми медиа в профессиональной подготовке бакалавров рекламы и связей с общественностью» [10. С. 217-222].

Интересен и опыт института МАСС МЕДИА Московского государственного университета культуры, ныне, к сожалению, перепрофилированного в связи с требованиями учредителя - Министерства культуры РФ и перенесенного, насколько это возможно, на факультет рекламы Московского гуманитарного универси-

тета. Развивая идею практической подготовки конвергентного журналиста, в 2006 году там был создан Научно-производственный Центр медиа-технологий, по сути «Студенческий медиа-холдинг». В него вошли учебная телестудия «Акценты»; газеты «Аудитория» и «Вестник МГУКИ», последняя стала официальным общеуниверситетским изданием; студенческий пресс-центр, ставший в короткое время общеуниверситетской структурой по связям с общественностью; литературно-художественный, научно-просветительский альманах «Зеркало», литературное объединение «Светоч»; дирекция студенческих фестивалей, куда входили Российский студенческий фестиваль социальной рекламы (РСФСР), Открытый фестиваль молодежной журналистики «Пингвины пера», Международный фестиваль документального кино «Золотая пятерка».

Именно здесь, в Центре медиа-технологий, в рамках самостоятельной работы под руководством профессионалов наши студенты получали практические навыки, овладевали профессиональным мастерством в журналистике, рекламе, РR-е, фототворчестве, киноискусстве. Электронные версии работ студентов по максимуму выкладывались на официальном сайте МГУКИ. Занятия в Центре проходили как в рамках учебного расписания, так и после окончания обязательных учебных занятий. Именно здесь начал проявляться ранее не исследованный феномен самоконкуренции, когда студент стремится к новым победам, чуть ли не каждый день поднимая свою профессиональную «планку». Результат не замедлил сказаться. Уже в первый год существования Центра в различных СМИ, усилиями студентов и преподавателей нашей структуры появилось более трехсот положительных публикаций об Университете. Наши студенты стали желанными практикантами в известнейших редакциях и PR-агентствах, потому как реально могли помочь в подготовке материалов и программ. Особенно востребованными они были в период летних отпусков. А в 2013 году на празднование десятилетия кафедры, подводя итоги, мы выяснили, что 95% наших выпускников работают по специальности, многие в популярных изданиях, известных радиостанциях, кинокомпаниях, рекламных и PR-агентствах, на федеральных каналах, некоторые - Андрей Сенцов, Юрий Столяров, Никита Васильев, Алексей Головин, Дмитрий Кетов, Игорь Капустин, Алена Нариньяни - стали ведущими специалистами своих медиаструктур.

Главные составляющие этого опыта: «объединение в один мощный институт (факультет) всех направлений подготовки, связанных с формированием и функционированием меди-апространства; привлечение к медиаобразова-нию работодателей: передав им часть практических дисциплин и вынеся эти занятия непосредственно в сами медиа-структуры; создание на базе института (факультета) студенческого Центра медиа-технологий (медиа-холдинга), в котором решались бы не только образовательные, но и воспитательные, мировоззренческие, а в некоторых случаях и коммерческие задачи» [8. С. 38]. Студенческий медиа-холдинг, в конечном счете, стал общеуниверситетской структурой, работающей на его имидж в меди-апространстве.

Наша жизнь сконцентрировалась до предела. Как традиционно принято считать, невозможно совмещать самоуглубление, размышления, совершенствование личности с активной включенностью в бешеный ритм современной деятельности. Наш опыт показал, что это не только возможно, но и необходимо [2. С. 5]. Тем более, что несмотря ни на какие эксперименты в сфере образования, нам необходимо формировать новое поколение российских профессионалов в сфере масс-медиа - государственников, нацеленных на развитие гражданского общества, активно реагирующих на социальные и политические проблемы, которыми живет страна, достаточно образованных и подготовленных, чтобы понимать и интерпретировать происходящие в мире и в нашем обществе процессы, видеть угрозы, которые направлены на единство нашей страны, ее независимость [3. С. 7-8].

Список литературы

1. Авдеева, Е. А. Медиавоспитание как ответ на вызовы нашего времени [Текст] / Е. А. Авдеева // Философия образования. - Новосибирск, 2015. - № 2 (59).

2. Алексеева, Т. С. Довузовское медиаобра-зование и профориентация: опыт работы Школы юного журналиста факультета журналистики МГУ [Текст] / Т. С. Алексеева // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2015. - С. 3-5.

3. Артемов, В. Л. Некоторые особенности преподавания журналистики в современной России [Текст] / В. Л. Артемов // Высшее образование для XXI века: XII Международная на-

учная конференция. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2015. - С. 6-11.

4. Бондаренко, Е. А. Обоснование концепции комплексного ме-диаобразования: современная школа в российском и мировом ме-диапространстве [Текст] / Е. А. Бондаренко // Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства : коллективная монография / Отв. ред. И. В. Жилавская, Т. Н. Владимирова. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014.

5. Головин, А. Ю. Культурные ориентации российских интернет-пользователей: сущность и специфика : автореферат дис. ... канд. культур. [Текст] / А. Ю. Головин. - Москва, 2011.

6. Головин, Ю. А. Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние : автореферат дис. ... докт. культур. [Текст] / Ю. А. Головин. - Москва, 2010.

7. Головин, Ю. А. Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние : дис. ... докт. культур. [Текст] / Ю. А. Головин. - Москва, 2010.

8. Головин, Ю. А Студенческие медиаструк-туры в системе профессиональной подготовки журналистов [Текст] / Ю. А. Головин // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2015. - С. 34-39.

9. Карделлан, К. Дети процессора: Как интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых [Текст] / К. Карделлан, Г. Грезий-он; пер. с фр. А. Лущанова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

10. Киуру, К. В. Содержание обучения технологии работы с новыми медиа в профессиональной подготовке бакалавров рекламы и связей с общественностью [Текст] / К. В. Киуру // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 4.- С. 217-222.

11. Ковалев, В. Н. Веб-квест как инновационная информационно-коммуникационная технология высшей школы [Текст] / В. Н. Ковалев // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2015. - С. 63-67.

12. Коханая, О. Е. Медиаобразование как фактор информационной безопасности общества [Текст] / О. Е. Коханая // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 182-188.

13. Кравченко, Н. П. Влияние медиасреды на формирование духовно-нравственных ценностей в молодежной среде [Текст] / Н. П. Кравченко // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2015. - С. 76-80.

14. Кузьмина, О. Г. Рекламист, пиарщик, маркетолог - призвание, профессия или образ жизни? [Текст] / О. Г. Кузьмина // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2015. - С. 80-84.

15. Остривная, Е. А. Медиаобразование как фактор возможностей [Текст] / Е. А. Остривная // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2015.- С. 243-248.

16. Панарин, А. С. Народ без элиты [Текст] /

A. С. Панарин. - М., 2006.

17. Смеюха, В. В. Особенности подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» [Текст] / В. В. Смеюха // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2015. - № 1(30). - С. 164.

18. Симакова, С. И. Формирование медиа-безопасной среды - актуальное направление в системе образования [Текст] / С. И. Симакова // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2015. - С. 98-101.

19. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва [Текст] // Российская газета. - Федеральный выпуск № 6693.

- 8 июня 2015.

20. Xелемендик, В.С. Традиции и ценности православия в региональной печати [Текст] /

B. С. Xелемендик // Вестник электронных и печатных СМИ. - 2008. - № 5.

21. Шилина, А. Г. Экология языка и информационно-психологическая война: взаимодействие систем [Текст] / А. Г. Шилина // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2014.

- С. 34-36.

22. Шкондин, М. В. Медиасистема: аспекты синергетического анализа [Текст] / М. В. Шкон-дин, И. Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. - Т. 4. - № 4.

EDUCATIONAL MEDIASTRUCTURES AS FORM OF COMMUNICATIVE COLLABORATION IS IN INSTITUTE OF HIGHER

Kokhanaya O. E., Moscow Humanitarian University, Moscow, [email protected]

Already today in rating of efficiency of institutes of higher one of basic indexes is work ofgraduating students on the got profession, their claimed at the market of labour. In an ideal bachelor to direction of preparation «advertising and public relations» is a professional, geared-up to communicative co-operation in an universal informative environment, able to accept decision on forming of not only the own but also corporate and audience informative picture ofday. Creation in the institute of higher of educational student mediastructures (educational teleradiokompleks, fotostudiya, student publicity and PR-agency, newspaper, magazine, management of student festival, site), where students would acquire skills, necessary them in further professional activity, - in modern terms appears truly actual. Using a design method and project method, we create such educational environment, when educational-practical activity is directed on the design of different forms and types of creative activity in the field of mass-media.

Keywords: Traditional system of values, mass culture, mass-media, Internet, mediaphototypograph, mass medias, kreativ, innovative technologies of teaching, design method.

References

1. Avdeeva, E. A. (2015) Mediavospitanie kak otvet na vyzovy nashego vremeni [=Mediaeducation as answer for the calls of our time], in: Filosofija obrazovanija [=Philosophy of education], Novosibirsk, no. 2 (59). (In Russ.).

2. Alekseeva, T. S. (2015) Dovuzovskoe mediaobrazovanie i proforientacija: opyt raboty Shkoly junogo zhurnalista fakul'teta zhurnalistiki MGU [=Dovuzovskoe mediaeducation and vocational orientation: experience School of young journalist of faculty of journalism of MGU], in: Vysshee obrazovanie dlja XXI veka: XIIMezhdunarodnaja nauchnaja konferencija [=Higher education for XXI age: XII International scientific conference], Moscow, Moskovskij gumanitarnyj universitet, pp. 3-5. (In Russ.).

3. Artemov, V. L. (2015) Nekotorye osobennosti prepodavanija zhurnalistiki v sovremennoj Rossii [=Some features of teaching of journalism are in modern Russia], in: Vysshee obrazovanie dlja XXI veka: XIIMezhdunarodnaja nauchnaja konferencija [=Higher education for XXI age: XII International scientific conference], Moscow, Moskovskij gumanitarnyj universitet, pp. 6-11. (In Russ.).

4. Bondarenko, E. A. (2014) Obosnovanie koncepcii kompleksnogo me-diaobrazovanija: sovremennaja shkola v rossijskom i mirovom mediaprostranstve [=Ground of conception of complex me-diaobrazovaniya: modern school is in Russian and world mediaprostranstve], in: Mediaobrazovanie kak faktor optimizacii rossijskogo mediaprostranstva [=Mediaeducation as factor of optimization of Russian mediaprostranstva], ed. by I. V. Zhilavskaja, T. N. Vladimirova, Moscow, MGGU im. M. A. Sholohova. (In Russ.).

5. Golovin, Ju. A. (2011) Kul'turnye orientacii rossijskih internet-pol'zovatelej: sushhnost' i specifika : avtoreferat dis. ... kand. kul'tur [=Cultural orientations of the Russian internet-users: essence and specific. Abstract of thesis]. Moscow. (In Russ.).

6. Golovin, Ju. A. (2010) Rossijskie literaturno-hudozhestvennye zhurnaly v sisteme kul'turnoj politiki: sodejstvie, kompromiss, protivostojanie : avtoreferat dis. ... dokt. kul'tur [=The Russian literaturno-khudozhestvennye magazines are in the system of cultural policy: assistance, compromise, opposition. Abstract of thesis], Moscow. (In Russ.).

7. Golovin, Ju.A. (2010) Rossijskie literaturno-hudozhestvennye zhurnaly v sisteme kul'turnoj politiki: sodejstvie, kompromiss, protivostojanie : avtoreferat dis. ... dokt. kul'tur [=The Russian literaturno-khudozhestvennye magazines are in the system of cultural policy: assistance, compromise, opposition. Thesis], Moscow. (In Russ.).

8. Golovin, Ju. A. (2015) Studencheskie mediastruktury v sisteme professional'noj podgotovki zhurnalistov [=Student mediastructures are in the system of professional preparation of journalists], in:

Vysshee obrazovanie dlja XXI veka: XIIMezhdunarodnaja nauchnaja konferencija [=Higher education for XXI age: XII International scientific conference], Moscow, Moskovskij gumanitarnyj universitet, pp. 34-39. (In Russ.).

9. Kardellan, K. and Grezijon, G. (2006) Deti processora: Kak internet i videoigry formirujut zavtrashnih vzroslyh [=Children of processor: As the internet and videogames form tomorrow adults], Ekaterinburg, U-Faktorija. (In Russ.).

10. Kiuru, K.V. (2013) Soderzhanie obuchenija tehnologii raboty s novymi media v professional'noj podgotovke bakalavrov reklamy i svjazej s obshhestvennost'ju [=Table of contents of teaching of technology of work with new medias in professional preparation of bachelors of advertising and public relations], in: Sibirskijpedagogicheskijzhurnal [=Siberian pedagogical magazine], no. 4, pp. 217-222. (In Russ.).

11. Kovalev, V. N. (2015) Veb-kvest kak innovacionnaja informacionno-kommunikacionnaja tehnologija vysshej shkoly [=Veb-kvest as innovative of informative-communication technology of higher school], in: Vysshee obrazovanie dlja XXI veka: XIIMezhdunarodnaja nauchnaja konferencija [=Higher education for XXI age: XII International scientific conference], Moscow, Moskovskij gumanitarnyj universitet, pp. 63-67. (In Russ.).

12. Kohanaja, O. E. (2011) Mediaobrazovanie kak faktor informacionnoj bezopasnosti obshhestva [=The Mediaeducation as factor of informative safety of society], in: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [=The Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], no. 3, pp. 182-188. (In Russ.).

13. Kravchenko, N. P. (2015) Vlijanie mediasredy na formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej v molodezhnoj srede [=Influence of mediaenvironment on forming of spiritual-moral values in a youth environment], in: Vysshee obrazovanie dlja XXI veka: XII Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija [=Higher education for XXI age: XII International scientific conference], Moscow, Moskovskij gumanitarnyj universitet, pp. 76-80. (In Russ.).

14. Kuz'mina, O.G. (2015) Reklamist, piarshhik, marketolog - prizvanie, professija ili obraz zhizni? [=Reklamist, piarschik, marketing specialist is calling, profession or way of life?], in: Vysshee obrazovanie dlja XXI veka: XIIMezhdunarodnaja nauchnaja konferencija [=Higher education for XXI age: XII International scientific conference], Moscow, Moskovskij gumanitarnyj universitet, pp. 80-84. (In Russ.).

15. Ostrivnaja, E. A. (2015) Mediaobrazovanie kak faktor vozmozhnostej [=Mediaeducation as factor of possibilities], in: Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju: tradicii i innovacii [=Advertisement and public relations: traditions and innovations], ed. by A.N. Guda and others, Rostov-na-Donu, Rostovskij gosudarstvennyj universitet putej soobshhenija, pp. 243-248. (In Russ.).

16. Panarin, A.S. (2006) Narod bez jelity [=People without an elite], Moscow. (In Russ.).

17. Smejuha, V. V. (2015) Osobennosti podgotovki bakalavrov po napravleniju «Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju» [=Features of preparation of bachelors to direction «Advertising and public relations»], in: Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija [=Trudy the Rostov State Transport University], no. 1(30), p. 164. (In Russ.).

18. Simakova, S. I. (2015) Formirovanie mediabezopasnoj sredy - aktual'noe napravlenie v sisteme obrazovanija [=Forming of mediasafe environment is actual direction in the system of education], in: Vysshee obrazovanie dlja XXI veka: XIIMezhdunarodnaja nauchnaja konferencija [=Higher education for XXI age: XII International scientific conference], Moscow, Moskovskij gumanitarnyj universitet, pp. 98-101. (In Russ.).

19. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (2015) [=Strategy of development of education in Russian Federation on a period to 2025 year], in: Rossijskaja gazeta [=Russian newspaper], Federal'nyj vypusk no. 6693. (In Russ.).

20. Helemendik, V. S. (2008) Tradicii i cennosti pravoslavija v regional'noj pechati [=Traditions and values of orthodoxy are in a regional seal], in: Vestnik jelektronnyh i pechatnyh SMI [=Announcer of electronic and printing MASS-MEDIA], no. 5. (In Russ.).

21. Shilina, A. G. (2014) Jekologija jazyka i informacionno-psihologicheskaja vojna: vzaimodejstvie sistem [=Ecology of language and informative-psychological war: co-operation of the systems], in: Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju: tradicii i innovacii [=Advertisement and public relations: traditions and innovations], ed. by A.N. Guda and others, Rostov-na-Donu, Rostovskij gosudarstvennyj universitet putej soobshhenija, pp. 34-36. (In Russ.).

22. Shkondin, M. V. and Demina, I. N. (2015) Mediasistema: aspekty sinergeticheskogo [=Mediasystem: aspects of synergetics], in: Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki [=Questions of theory and practice of journalism], vol. 4, no. 4. (In Russ.).

Коханая Ольга Евгеньевна - доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры журналистики, Московский гуманитарный университет. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.